Кошкин создатель танка т 34: Краткий курс истории. Отец танка Т-34

«Ничего о Кошкине рассказать не можем». Как был расстрелян и забыт «дедушка» танка Т-34

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ukraina.ru/20210425/1031231672.html

«Ничего о Кошкине рассказать не можем». Как был расстрелян и забыт «дедушка» танка Т-34

«Ничего о Кошкине рассказать не можем». Как был расстрелян и забыт «дедушка» танка Т-34 — 13.07.2022 Украина.ру

«Ничего о Кошкине рассказать не можем». Как был расстрелян и забыт «дедушка» танка Т-34

Вокруг вопроса, кого считать создателем Т-34 давно ведётся множество споров. Машина подобной сложности — творение коллективное, а здесь «туману» ещё добавляют и массовые репрессии, в условиях которых создавался танк, и послевоенное молчание тех, кто выжил. Единственное, они утверждали, что, если бы не этот человек — «тридцатьчетвёрки» бы не было.

2021-04-25T17:32

2021-04-25T17:32

2022-07-13T11:11

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1. ukraina.ru/images/sharing/article/1031231672.jpg?10312317011657699895

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2021

Алексей Стаценко

Алексей Стаценко

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Алексей Стаценко

история

История, Харьков, Бердянск, танк

25 апреля в 1883 года в городе Бердянске Таврической губернии в семье местного многодетного купца Осипа Фирсова (всего у него родилось 14 детей) появился сын Афанасий. Предприниматель держал несколько магазинов, являлся владельцем восьми домов, так что он мог позволить дать своим детям пристойное образование.

4 марта 2020, 01:01

День в истории. 4 марта: 150 лет назад на Лазурном берегу родился один из отцов советской танковой мощиВ этот день в 1870 году в Ницце, где его отец служил русским консулом во Франции, родился знаменитый инженер Евгений Оскарович Патон. Это был очень беспокойный год, в котором произошли еще два события, не только повлиявших на его судьбу, но и отразившуюся на судьбах всей Европы, а может и мира

Афанасий закончил железнодорожное училище после чего отправился в Митвайд (Германия), где закончил своё среднее-специальное образование в технической школе. «Вышку» он получал в Швейцарии в политехническом институте Цюриха. Опыт первой работы молодой Фирсов приобрёл в той же стране в компании «Зульцер», занимавшейся выплавкой чугуна и стали, а также производством насосов и холодильного оборудования.

В то время подобное образование и опыт работы обеспечивали большое уважение в обществе и немалый достаток. Афанасий довольно рано женился на своей избраннице Людмиле Харитоновне Литвиненко. Уже в 1905 году у пары появился первенец — Олег, а через три года, второй сын — Игорь. Младшая дочь — Ольга, родилась в 1911-м.

В 1914 году началась Первая мировая война.

Фирсовы решили не отсиживаться за рубежом, когда Родина в опасности, и отправились домой, минуя воюющую Европу, кружным путём через Архангельск. Афанасий Осипович устроился работать на передовое предприятие отечественного машиностроения — Коломенский завод, где успешно трудился над созданием дизельных движителей для подводных лодок.

Весной 1916-го перешёл на завод «Теплоход» в Нижнем Новгороде — там строились минные заградители. Революцию и Гражданскую войну Фирсовы встретили в этом городе.

Афанасий Осипович с октября 1917 года в течении пяти трагичных для страны лет возглавлял в Нижнем губернское управление профобразования. Когда страна стала переходить на мирные рельсы и началось восстановление её промышленности, опыт и знания заслуженного инженера вновь стали востребованными.

29 октября 2018, 16:00

Россия – родина слонов и танков12 октября 1916 года в газете «Новое время» была опубликована статья изобретателя А. А. Пороховщикова «Сухопутный флот – русское изобретение». В ней утверждалось, что разработанный автором «Вездеход» — первый образец танка, и только косность военного ведомства не дала запустить его изобретение в производство раньше, чем английскую «лохань»(«tank»).

Следующие пять лет — с 1922 года по 1927-й — он работал главным механиком на нижегородском заводе «Красная Этна», производившем крепёж и метизы, затем в 1927 году Фирсовы перебрались в Николаев, где отец семейства три года проработал на Николаевском судостроительном заводе им. Андре Марти.

К тому времени подрос и получил образование старший сын Олег, вслед за отцом он стал разрабатывать дизельные двигатели (таких специалистов в то время называли «дизелистами»). Затем семья отправилась в Ленинград, где мужская её часть устроилась на работу на завод «Русский дизель». Домочадцы Афанасия Осиповича так и остались жить в этом городе, но не он сам — ему судьба подготовила тяжелейшие испытания, благодаря которым, он и вошёл в мировую историю танкостроения.

В начале 30-х годов по СССР прокатилась первая волна репрессий среди военных и интеллигенции. Одной из её жертв стал Фирсов — за участие во «вредительской группе» его 23 июня 1930 года приговорили к заключению в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) сроком на 5 лет.

Однако страна испытывала жесточайший инженерный кадровый голод, отправлять подобного человека в Сибирь валить лес для неё было непозволительным расточительством. Поэтому 18 сентября 1931 года объединённая коллегия ОГПУ пересмотрела его дело № 101032 и заменила «лагеря» работой на Харьковском паровозном заводе им. Коминтерна (ХПЗ). Именно этому предприятию, вместе с легендарным челябинским Танкоградом в годы войны предстояло стать главным производителем советских танков.

Но в 1931-м году на это ещё не было и намёка. Наоборот, на заводе сложилась нездоровая обстановка, которая требует отдельного описания.

1 октября 2018, 15:19

«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации1 октября 1931 г. торжественно открылся один из главных промышленных гигантов первой пятилетки. К завершенному в рекордные сроки строительству приложили руку харьковские красноармейцы, американский инженер получил за него «крест Ленина», а никто из первых руководителей завода не дожил даже до его десятилетия

Будущий танковый профиль предприятия, которое до Революции выпускало вполне себе мирную продукцию, определил возникший на нём в 1912- году «тепловой отдел», два года спустя разросшийся в «тепловой цех» — в нём разрабатывали и производили так милые сердцу Афанасия Осиповича дизели.

В мае 1923 года на заводе начались работы по переделке под советские реалии купленного в Германии по лицензии гусеничного трактора «Ганомаг» WD-50.

В апреле следующего года эта работа успешно завершилась, получившаяся машина стала называться на советский лад — «Коммунаром». Её двигатель вместо бензина, с которым в молодой советской стране были огромные проблемы, работал на керосине. Увеличение габаритов силовой установки потребовало полностью перепроектировать всю конструкцию машины. По тоё же причине все детали, выполненные в оригинале из цветных металлов, заменили чугунными. Раму усилили, так как немцы проектировали свой трактор для эксплуатации в более щадящих условиях (более лёгкие грунты и опытные трактористы), чем те, что существовали в советских реалиях.

Так харьковские конструкторы получили первый опыт проектирования гусеничной техники.

Этот успех повлёк к получению на заводе в декабре 1927 года госзаказа на разработку первого в стране среднего танка собственной конструкции — Т-12. Тогда же на ХПЗ сформировали специализированную конструкторскую танковую группу, которую возглавил Иван Никанорович Алексенко — молодой и талантливый конструктор. Однако разработать танк значительно сложнее, чем трактор.

Испытания Т-12 начались только 2 апреля 1930 года и закончились полным провалом — танк прошёл по грунту всего 2 км, у него сломалась трансмиссия, а двигатель успел проработать 33 минуты.

27 февраля 2019, 18:00

Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницейДвадцатые годы прошлого века — начало бурного развития промышленности, в том числе и оружейной. Страна напрягла все силы, выполняя наказ Сталина о необходимости сократить технологическое отставание в сто лет за десять. Промышленным флагманом стала Украина

Завод получил от заказчика уточняющие параметры машины, которая получила новый индекс — Т-24. На июльских испытаниях 1930 года, как раз, когда Фирсов «отдыхал» в ИТЛ, у танка загорелся двигатель, его спас механик-водитель Владимиров — единственный, кто не растерялся и погасил пожар.

В августе 1931 года ХПЗ получил заказ на производство первых 300 бронированных машин, но вскоре их выпуск остановили (всего харьковчане успели сделать 25 Т-24), что повлекло нешуточный конфликт.

Параллельно с разработкой на советских предприятиях танков собственной конструкций, которая шла очень медленно и с большими сложностями, советское руководство рассматривало целесообразность запуска лицензионного производства иностранных моделей. Предполагалось, что дешевле и быстрее использовать западный конструкторский опыт, чем набивать «шишки», приобретая собственный.

В капстранах бушевала «Великая депрессия», западные танковые компании испытывали огромные финансовые трудности, а потому лицензионную бронетехнику можно было прибрести даже у таких ярых противников СССР, как США и Англия.

В середине 1930 года, перебив сделку полякам, Советский Союз купил у американского инженера-предпринимателя Джона Уолтера Кристи два танка его конструкции «М1931» и права на их изготовление. Машины прибыли в СССР весной следующего года, но без башен и инженеров, необходимых для запуска производства. В результате сделка оказалась до конца незавершённой.

21 ноября 2019, 13:03

Американский «трактор» с харьковской пропискойПервой в мире социалистической стране нужно было обороняться от агрессивного капиталистического окружения. Для обороны нужно было оружие. Оружие можно было купить только у капиталистов. Этот ход мысли привёл к тому, что 21 ноября 1930 года Реввоенсовет СССР принял решение о производстве танков американского конструктора Кристи

В июне 1931 года ХПЗ получил госзаказ на разработку на базе полученных танковых шасси собственной машины — начались работы над созданием танка БТ (быстрого танка), который в феврале 1933 года получил индекс БТ-2.

Работа шла тяжело, со «скрипом». Долгое время танки, выехав за территорию завода, останавливались как вкопанные, не достигнув заводского свинарника. Этот злосчастный свинарник стал предметом насмешек и злых шуток, о нём не раз вспоминали на оперативных совещаниях у директора завода, в разговорах специалистов и даже в кабинетах Главного броневого управления Наркомата обороны СССР. Когда БТ, наконец, удалось благополучно миновать свинарник, на всех уровнях это восприняли, как знаменательное событие.

Программа производства 1931-го года оказалась сорванной — к 1 ноября вместо шести машин сделали только три, и то на ноябрьском параде один из танков загорелся, а два остальных из центра Харькова своим ходом до ХПЗ добраться не смогли.

Руководитель танкового КБ — Т2К — конструктор Алексеенко в знак протеста против отказа от Т-24 уволился. Руководителя работ над «американцем» военного инженера 2-го ранга Николая Михайловича Тоскина за срыв работ отозвали в Москву. Директор завода Иван Петрович Бондаренко хоть и продолжал работать, но обратился в Москву с официальным протестом.

В таких вот непростых условиях и прибыл Афанасий Осипович в Харьков. 6 декабря 1931 года он возглавил танковое конструкторское бюро… и работа пошла.

В 1932 году на ХПЗ было изготовлено 396, а в 1933 году — ещё 224 БТ-2. В 1932 году на базе старой модели конструкторы создали новый более совершенный танк — БТ-5. В 1935 году появился БТ-7. Эти машины, которые могли перемещаться и на гусеничном ходу (макс. скорость 50 км/ч), и на колёсном (70 км/ч), называли прыгающими танками. Разогнавшись и прыгнув с обрыва или специального трамплина танк мог пролететь по воздуху 20-30 метров. Абсолютный рекорд — 42 метра.

1 ноября 2019, 17:40

Конструктор Морозов: человек, чьи танки воюют на ДонбассеВ советской военной промышленности есть много отечественных фамилий, известных всему миру и знаковых для различных видов вооружений: в стрелковых — это Калашников, в авиации — Микоян и Сухой, а в танкостроении — Александр Александрович Морозов, которому на этой неделе исполнилось бы 115 лет

Фактически с приходом Фирсова на ХПЗ начались работы над различными агрегатами и конструкторскими решениями, многие из которых позже органично вошли в конструкцию Т-34. Главным из них стал танковый дизель В-2, который в модернизированном виде до сих пор стоит на современнейших российских машинах Т-72 и Т-90 последних модификаций.

А началось всё в октябре 1932 года, когда ХПЗ получил заказ на изготовление 12-цилиндрового дизеля БД-2 («быстроходного дизеля») мощностью 400 л. с. при 1700 об/мин с удельным расходом топлива 180-190 г/л. с. в час в танковом и авиационном вариантах. Первый БД-2 харьковчане показали руководству страны в конце 1934 года, за что завод 27 марта 1935 года наградили орденом Ленина.

Главный конструктор ХПЗ по дизельному двигателю Константин Фёдорович Челпан утверждал, что значительный вклад в его разработку внёс именно Фирсов.

В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» стоявший у истоков создания двигателя танка Т-34 Василий Никитич Васильев вспоминал:

«Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове.

Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т…

Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках. Первопроходец — Константин Челпан, его преемник — Иван Трашутин».

25 сентября 2018, 14:50

Танковый марафон Михаила Кошкина26 сентября 1940 года скончался М.И. Кошкин. Ему не было и 42 лет. Созданный под его руководством танк Т-34 готовился к запуску в производство. Михаил Ильич умер в заводском санатории «Занки» на берегу Северского Донца. Почему же там оказался начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна Кошкин?

В 1935 году проводились большие Киевские манёвры, которые выявили у танков БТ большое количество недочётов в работе. К лету 1936 года войска получили 687 новых танков БТ-7, на которые массово выходили из строя коробки передач. Представитель военной приёмки Автобронетанковго управления РККА на заводе № 183 (так стал к тому времени называться ХПЗ) прекратил приёмку готовых машин и в своём отчёте назвал БТ-7 (который потом отлично показал себя в Испании) «вредительским танком».

Ну а кто мог в первую очередь вредить советской власти? Конечно, купеческий сынок и бывший з/к Фирсов — летом 1936 года его отстранили от руководства КБ.

Тем не менее Афанасий Осипович продолжал бороться за танк, что фактически в его условиях превратилось в борьбу за жизнь. В короткие сроки была разработана и ушла в производство значительно более надёжная новая коробка передач.

Под руководством Фирсова её сконструировал Александр Александрович Морозов — будущий главный конструктор завода № 183 в самые тяжёлые и решающие для страны военные годы, создатель танков Т-34-85, Т-44, Т-54, Т-64 и других — абсолютный мировой рекордсмен по производству танков его конструкции. Всю свою жизнь Морозов считал Фирсова своим учителем.

Фирсов проектирует установку на БТ-7 огнемёта и дымовых приборов, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя танкового КБ Михаила Ильича Кошкина — официально признанного создателя танка Т-34…

19 декабря 2018, 07:41

День в истории. 19 декабря: Т-34 — рождение легенды19 декабря 1939 года вышло постановление Комитета обороны при СНК СССР, которым был принят на вооружение и запущен в производство легендарный Т-34 – основной боевой танк Красной армии во время Великой Отечественной войны.

Ничего не помогло. 14 марта 1937 года Афанасия Осиповича арестовали, как члена вредительской организации и военной коллегией Верховного Суда СССР 10 декабря того же года приговорили к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстреляли заслуженного конструктора в тот же день. Место его захоронения неизвестно.

Спустя 20 лет 12 июля 1957 года Афанасия Осиповича реабилитировали за отсутствием состава преступления. До конца 1980-х годов имя Афанасия Осиповича в печати и исследовательских работах не упоминалось. Ситуация изменилась, начиная с 00-х, когда личность выдающегося инженера и его вклад в отечественное танкостроение получили широкую известность.

Но это было потом, а в конце 30-х после ареста Фирсова на заводе начался вал репрессий, вызванный тем, что медленно шла разработка новых машин, а уже имевшиеся ломались. То, что у рабочих пока была низкая дисциплина производства, а танки настолько сложные изделия, что быстро и без проблем их создавать практически невозможно, никто брать в расчёт не хотел.

Был расстрелян создатель дизеля В-2 К. Ф. Челпан. Вместе с ним НКВД арестовывало и рядовых конструкторов-«дизелистов»: заместителя Челпана И. Я. Трашутина (которому удалось избежать гибели — в феврале 1939 года его освободили), Г. И. Аптекмана, М. Б. Левитана, З. Б. Гуртового (этих специалистов расстреляли), главного инженера ХПЗ Ф. И. Ляща, главного металлурга А. М. Метанцева и многих других.

25 мая 1938 года очутился на нарах и вскоре был расстрелян директор ХПЗ И. П. Бондаренко. На 10 лет «присел» на нары первый разработчик прототипа Т-34 военинженер 3-го ранга А. Я. Дик.

Власти объявили официальным создателем танка Т-34 И. И. Кошкина. У учеников Фирсова было своё мнение о вкладе в создание танка Т-34 различных харьковских инженеров. Сменивший А. А. Морозова в 1953 году на должности генерального конструктора завода №183 в Нижнем Тагиле конструктор Леонид Николаевич Карцев вспоминал:

23 января 2019, 01:00

День в истории. 23 января: 75 лет назад был принят на вооружение самый знаменитый советский танкЗнаменитый Т-34 воспет в мемуарах и специальной литературе как исключительно мощный, надёжный, технологичный и удобный танк. Однако из той же литературы мы знаем, что Т-34, производившийся в 1940-44 годах, этими качествами обладал далеко не в полной степени.

«После…письма [с просьбой Карцева увековечить память о Кошкине — Прим. автора] в Нижний Тагил приехал корреспондент «Комсомольской правды»,… и опросил всех бывших харьковчан….После Нижнего Тагила корреспондент поехал в Харьков. Когда он пришел к Морозову, тот сказал ему: «Ни я, ни кто-либо из моих сотрудников ничего о Кошкине рассказать не можем»».

Но о Фирсове харьковчане тоже продолжали молчать.

По стопам Афанасия Осиповича пошёл его сын Олег. Он стал главным конструктором Ленинградского судостроительного завода, а в 60-х получил Государственную премию СССР. Младший сын Игорь в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем и погиб. Дочь Ольга навсегда вписала свою фамилию и фамилию отца, от которой не отказалась после его ареста и не сменила после замужества, в историю Ленинграда. Она лично и бригада альпинистов под её руководством маскировала шпиль Адмиралтейства во время вражеских налётов. Половина альпинистов погибла.

Так созидательный дух Афанасия Осиповича передался и его ученикам, и детям, которые сделали для развития страны огромный вклад, который продолжает служить ей и оберегать её от внешних врагов до сих пор/

 

Кошкин Михаил Ильич (1898 — 1940)

Выдающийся советский инженер-конструктор, один из создателей танка Т-34.

Родился Михаил Ильич Кошкин 3 декабря 1898 года (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семейства вскоре погиб на лесоразработках, и Михаилу с ранних лет довелось думать, как заработать кусок хлеба. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика «Красный октябрь»). Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию и он участвует в Первой мировой войне.

Октябрьская революция круто изменила судьбу крестьянского сына. В годы гражданской войны в составе частей Красной Армии участвовал в боях под Царицыным и Архангельском (здесь Кошкин в 1919 году вступил в партию), был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву. Михаил Кошкин становится слушателем Коммунистического университета имени Свердлова. Со «Свердловки» начнётся его путь в науку. Правда, в 1924 году, по окончании Комвуза, ему вновь доведётся с головой окунуться в столь знакомое с юности кондитерское производство (его назначают директором кондитерской фабрики в г. Вятке). С 1925 по 1929 год Михаил Кошкин работает в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году Кошкин в числе «парттысячников» вновь садится за конспекты и учебники, и в мае 1934 года оканчивает кафедру «Автомобили и тракторы» Ленинградского политехнического (в то время — машиностроительного) института.

Ещё будучи студентом «политеха», Кошкин начал работать в ОКМО — созданном в 1930 году опытно-конструкторском машиностроительном отделе завода «Большевик». (В 1932 году танковые производства завода «Большевик» и ОКМО преобразуются в самостоятельный «Ленинградский государственный завод №174 имени К.Е. Ворошилова». В 1933 году на базе выделенного из состава завода №174 ОКМО образован «Ленинградский завод опытного машиностроения №185 имени С.М. Кирова», имевший до второй половины 1936 года наименование «Опытный завод Спецмаштреста». Из такой школы отечественного танкостроения как ОКМО, кроме М.И. Кошкина, вышли известные конструкторы Л. С. Троянов, И.С. Бушнев, Г.Н. Москвин, С.А. Гинзбург, И.В. Гавалов.) Получив диплом о высшем образовании, Михаил Кошкин направляется на Опытный завод, где работает до декабря 1936 года сначала в должности инженера-конструктора, затем заместителем начальника конструкторского бюро.

Во второй половине 1936 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ), серийно выпускавший танки БТ-7, был переименован в завод №183. Внутри завода также была введена цифровая индексация служб, танковому конструкторскому бюро Т2К был присвоен индекс КБ-190. Это конструкторское бюро, несмотря на молодость, уже имело определённые наработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Однако для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторских кадров. Приказом наркома тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе от 28 декабря 1936 года начальником КБ-190 был назначен М.И. Кошкин, взамен смещённого с этой должности и позднее репрессированного А.О. Фирсова, который обвинялся в том, что в войсковых частях начались массовые поломки шестерён в коробках передач на танках БТ-7.

Кандидатура М.И. Кошкина была выбрана не случайно. Во-первых, он хорошо показал себя в прежнем КБ, где за участие в создании первого отечественного «толстобронного» среднего танка Т-46-5 получил орден Красной Звезды, во-вторых, являлся членом партии, что в те годы среди технических специалистов было явлением не таким уж частым. Так, на 1 июля 1937 года в конструкторском бюро, которое возглавил Кошкин, из 48 человек только 7 имели билеты членов ВКП(б). При этом и заместитель начальника КБ Н.А. Кучеренко, и все шесть заведующих секциями (П.Н. Горюн, А. А. Морозов, В.М. Дорошенко, М.И. Таршинов, В.Я. Курасов, А.С. Бондаренко), т.е. те, кого могли бы назначить в конце 1936 года на должность начальника КБ, были беспартийными. И если учесть, что на заводе в это время шло расследование по поводу поставки в РККА 687 танков БТ-7 с конструктивно неусиленными коробками передач, то становится ясным решение управляющего Спецмаштреста (организации, непосредственно занимавшейся танкостроением в структуре Наркомата тяжёлой промышленности) К. А. Неймана усилить КБ членами партии.

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7

Кошкин, мало знакомый коллективу завода, тем не менее быстро и безо всяких трений вошёл в его жизнь. Он чутко воспринимал обстановку того времени, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе. По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».

Менее чем за год под руководством М.И. Кошкина, с участием его ближайших помощников А.А. Морозова и Н. А. Кучеренко, других конструкторов, была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём созданного к тому времени на заводе быстроходного танкового дизеля БД-2 (В-2). БТ-7М стал первым в мире танком, имевшим дизельный двигатель. Харьковский завод передал Красной Армии в 1939—1940 годах 790 танков БТ-7М.

Танк БТ-7М

Испытания БТ-7М

В середине октября 1937 года завод №183 получил от Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА задание на разработку нового маневренного колесно-гусеничного танка, получившего обозначение БТ-20 (А-20) (тактико-технические требования (ТТТ) были разработаны начальником 2-го отдела АБТУ Я.Л. Сквирским). Для выполнения этого серьезного задания М.И. Кошкин организовал новое подразделение — КБ-24. Конструкторов в это КБ он подбирал лично, на добровольных началах из числа работников КБ-190 и КБ-35. (КБ-35, руководителем которого был И.С. Бер, занималось на заводе №183 обслуживанием серийного производства и совершенствования конструкции тяжелого пятибашенного танка Т-35, спроектированного конструкторским бюро Ленинградского опытного завода им. С.М. Кирова.) Численность КБ-24 во главе с Кошкиным составила 21 человек. Конструкторское бюро КБ-190, руководимое с 1 ноября 1937 года Н.А. Кучеренко, продолжило работы по модернизации танка БТ-7 и доработке конструкторской документации танков БТ-7М и БТ-7А.

Тяжелый танк Т-35

Испытания Т-35

В феврале 1938 года завершились испытания опытного танка БТ-СВ-2 «Черепаха», спроектированного под руководством воентехника 2 ранга Николая Фёдоровича Цыганова. В конструкции корпуса и башни танка броневые листы располагались под большими углами к вертикали. Считается, что именно геометрия корпуса и башни танка БТ-СВ-2 были использованы конструкторами КБ-24 при проектировании танка А-20. Впоследствии такой принцип построения бронезащиты, как расположение броневых листов под углом, стал классическим, широко применялся в танках всех стран. А-20, согласно ТТТ, отличался также новым приводом к ведущим колесам, три из четырех катков (на борт) были ведущими. Был создан так же проект «инициативного» танка, существенным отличием которого была замена колесно-гусеничного движителя более простым, чисто гусеничным. Отмена колесного хода позволила не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. Инициативный вариант отличался не только отсутствием колёсного хода, но и наличием пятого опорного катка, что увеличивало опору гусеничной ленты на грунт.

Легкий танк А-20

Ещё на стадии проектирования танка А-20, в процессе рассмотрения комиссией АБТУ РККА под председательством военинженера 1 ранга Я.Л. Сквирского чертежей и макета этого танка (6 сентября 1938 года), заводу №183 поручалось изготовить один танк колёсно-гусеничный с 45-мм пушкой и два танка гусеничных с 76,2-мм пушкой, а также один броневой корпус — для обстрела. 9-10 декабря 1938 года Главный военный совет РККА рассмотрел предъявленные заводом №183 чертежи и макеты двух разработанных согласно предложениям комиссии АБТУ вариантов танка А-20 (колёсно-гусеничного и гусеничного).

На совещании в Кремле после рассмотрения макетов тяжёлых танков «100» и «СМК» обсудили чертежи и макеты танка А-20 в колёсно-гусеничном и гусеничном вариантах, представленных ведущим инженером по танку А.А. Морозовым и начальником КБ-24 завода №183 М.И. Кошкиным. Большинство присутствовавших военачальников, включая и заместителя наркома обороны Г.И. Кулика, отдавали предпочтение колёсно-гусеничному варианту танка А-20, имевшему большую оперативную подвижность. И в тот момент, когда чаша весов окончательно склонилась в пользу колёсно-гусеничного варианта, М.И. Кошкин, привыкший твёрдо и до конца отстаивать свои взгляды, в присутствии И.В. Сталина высказал своё мнение о том, что необходимо изготовить и представить на государственные испытания обе спроектированные заводом № 183 машины в колёсно-гусеничном и гусеничном вариантах. И.В. Сталин предложил не стеснять инициативу завода и разрешил изготовить опытные образцы по обоим представленным проектам. Постановлением Комитета обороны (КО) при СНК СССР №45 от 27 февраля 1939 года чертежи и макеты танка А-20 были окончательно утверждены для производства. Колёсно-гусеничный танк остался под названием А-20, гусеничному присвоили наименование А-32 (Т-32).

Средний танк Т-32

К середине 1939 года опытные образцы танков А-20 и Т-32 были изготовлены и представлены Государственной Комиссии для проведения испытаний. Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее…», но не отдала предпочтение ни одному из вариантов, заметив, что оба они выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках. Проведенные вторичные испытания опытных танков А-20 и Т-32 осенью 1939 года, а главное проходившие в то время боевые действия в Финляндии со всей очевидностью подтвердили, что тактическую подвижность в условиях пересеченной местности, особенно в осенне-зимний период, могут обеспечить только гусеничные машины. Одновременно была определена необходимость дальнейшего повышения боевых параметров танка Т-32 и особенно — усиления его защиты. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до45 ммброни и установки 76-мм пушки. В предельно короткие сроки конструкторским бюро была проведена доработка танка Т-32 путем дальнейшего усиления бронезащиты, вооружения и осуществления ряда других конструктивных изменений. Постановлением КО при СНК СССР №443 от 19 декабря 1939 года «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940-м году» танк Т-32 с увеличенной до45 ммтолщиной брони и 76-мм пушкой Ф-32 был принят на вооружение с присвоением названия Т-34.

Средний танк Т-34

В связи с резко увеличившимся объемом конструкторских работ по доработке танка Т-32 и выпуску чертежно-технической документации для опытных образцов Т-34, а также в связи с прекращением производства танков Т-35, в конце 1939 года было произведено объединение имеющихся на заводе трёх танковых КБ (КБ-24, КБ-190, КБ-35) в одно танковое конструкторское бюро, которому был присвоен шифр — отдел 520 (КБ-520). Главным конструктором объединенного КБ стал М.И. Кошкин. В заключении аттестационной комиссии, подписанной директором завода №183 Ю. Е. Максарёвым (пришедшего в октябре с Ленинградского Кировского завода) и главным инженером завода С.Н. Махониным, говорилось: «Работая начальником конструкторского бюро, тов. Кошкин проделал большую работу в части усовершенствований конструкций машины.

Квалифицированный инженер-конструктор, вполне подготовлен к должности главного конструктора завода. Инициативен, энергичен и настойчив. Хороший организатор и руководитель, пользуется авторитетом среди командного состава завода. Работает над собой в смысле усовершенствования своих технических знаний». Начальником КБ и заместителем Главного конструктора был назначен А.А. Морозов, заместителем начальника КБ — Н.А. Кучеренко.

Два опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Эти испытания, проходившие в феврале-марте, полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. А 5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков — Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По просьбе И.В. Сталина механики-водители Н. Носик и О. Дюкалов проехали по площади. Осмотрев «тридцатьчетвёрки», Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк «первой ласточкой». После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он по настоянию врачей был госпитализирован.

Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска «тридцатьчетвёрки». Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь внезапно обострилась. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шёл весь завод.

В октябре 1940 года было начато серийное производство танков Т-34. В конце сорокового года начальником КБ — главным конструктором был назначен А.А. Морозов. Он продолжил дело своего предшественника, проводя доводку поставленного на серийное производство Т-34. Сам А.А. Морозов сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году писал: «Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов, постоянно учил их не бояться трудностей, которых бывает всегда немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34».

10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Ильичу Кошкину «за разработку конструкции нового типа среднего танка» была присуждена (посмертно) Сталинская премия 1-й степени.

Долгое время имя создателя легендарного Т-34 Михаила Кошкина было практически неизвестно. А завод, где родилась эта самая совершенная боевая машина второй мировой войны (ныне — Харьковский завод им. Малышева), именовался в литературе Южным. Неподалёку от его проходной в мае 1985 года был открыт памятник творцу «тридцатьчетвёрки», а в 1990 году, через 50 лет после смерти, присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ежегодно 3 декабря к подножию памятника возлагаются цветы — дань благодарной памяти гению танкостроения, настоящему патриоту и замечательному человеку. А на доме, где он жил (угол улиц Пушкинской и Красина), установлена мемориальная доска.

Источник: Интернет-проект «Русская сила — современное оружие», Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению им. А.А. Морозова.

Танковая гонка

при -20С: Уралвагонзавод отдает дань уважения своему выдающемуся изобретателю танка Tank Inventor

Танковые гонки при -20Cº: Уралвагонзавод отдает дань уважения своему выдающемуся изобретателю танков

В день открытия выставки Egypt Defense Expo (EDEX-2018) один из ее участников, российский производитель танков Уралвагонзавод, отмечает 120-летие со дня своего основания. .. 03.12.2018, Sputnik International

2018-12-03T15:04+0000

2018-12-03T15:04+0000

2018-12-03T18:57+0000

/html/head/meta:title[@name=’og ]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/107035/49/1070354928_0:0:1919 : 1084_1920x0_80_0_0_0EB66B953D86D1B6D970F4EE835A4F96.PNG

EGYPT

РОССИЯ

+749563663

Обратная связь по адресу0002 MIA „Rosiya Segodnya“

2018

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

News

en_EN

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.sputniknews.com/img/107035/49/1070354928_61:0:1792:1087_1920x0_80_0_0_b1a4a2e42969d2511390965c3abfdaac. png

1920

1920

true

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik International

newsfeed, egypt , россия, уралвагонзавод, т-72, т-34

новостная лента, египет, россия, уралвагонзавод, т-72, т-34

УВЗ почтил конструктора необычным конкурсом; впервые в истории дрэг-рейсинг трех поколений танков Т-34, Т-72 и Т-90С, проходил на полигоне в далеком Уральском регионе в лютый 20-градусный мороз. Вся эта военная техника является торговой маркой производителя из России.

Генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов, который сейчас находится в Египте на выставке вооружений и оборонных изделий EDEX-2018, прокомментировал 120-летие Михаила Кошкина, подчеркнув, что Египет был одной из первых арабских стран, получивших T -34.

«Михаил Кошкин считается, безусловно, одним из основоположников отечественной школы танкостроения, а его «Танк Победы» — родоначальником современных танков. Все модели, выпускавшиеся на наших заводах в послевоенное время, промокли так или иначе, конструкция и боевой опыт легендарного Т-34.Кроме того, напомню, что Т-34 был одним из первых танков, широко экспортируемых, а Египет был одной из первых арабских стран, принять его на служение».

ПОДРОБНЕЕ: Решение США о выходе из РСМД свидетельствует о намерении начать гонку вооружений — Кремль

Михаил Кошкин изобрел Т-34 в 1939 году. Простота и надежность конструкции стали одним из подвигов инженеров ХХ века . По сей день Т-34 является самым заметным советским танком, а также одним из лучших танков и самым узнаваемым символом Второй мировой войны. Многие эксперты признали его превосходство в проходимости, маневренности и подвижности.

Легендарный советский боевой танк Т-34 снова в строю

Его последняя модификация, танк Т-35-85, до сих пор стоит на вооружении некоторых стран. С 1955 года он поставлялся в Вооружённые силы Египта из СССР вместе с другой военной техникой.

Уралвагонзавод принимает участие в выставке EDEX-2018 в составе Российской объединенной выставочной экспозиции Рособоронэкспорта.

Два других участника «Уральской гонки», танки поколений Т-72 и Т-90, — в самых современных модификациях — будут продемонстрированы на экспозиции УВЗ в Египетском международном выставочном центре 3–5 декабря 2018 г.

Действительно ли российский Т-34 был лучшим танком Второй мировой войны?

Немецкий фельдмаршал фон Клейст охарактеризовал российский Т-34 как «лучший танк Второй мировой войны ». ранняя часть войны.

Они были правы? Действительно ли российский Т-34 был лучшим танком Второй мировой войны?

Дизайн

Работы по проектированию будущего Т-34 начались в конце 1930 с. Многие российские танковые части в то время были оснащены либо легкими танками Т-26, либо Быстроходными танками (БТ), относительно небольшими, легкобронированными, но быстрыми танками, способными двигаться на колесах или гусеницах.

Т-26 республиканских войск во время битвы при Брюнете в 1937 году.

 

Танк БТ-2 образца 1932 года был первой советской модификацией конструкции Уолтера Кристи.

Бои во время гражданской войны в Испании и в необъявленной пограничной войне с Японией показали, что оба типа очень уязвимы для современных противотанковых средств.

Некоторые советские подразделения были оснащены тяжелыми танками, такими как массивный пятибашенный Т-35, но они были настолько медленными и ненадежными, что практически бесполезны в бою.

Чего не хватало Красной Армии, так это среднего танка с хорошей скоростью и маневренностью, толстой броней и основным орудием, способным уничтожать танки противника.

Первый серийный танк Т-35А на параде на Красной площади.

Проектирование нового «Универсального танка » началось в 1937 году на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна в Украине под руководством конструктора Михаила Кошкина. Первые прототипы были изготовлены в начале 1939.

Новый танк, получивший тогда обозначение А-32, представлял собой сочетание существующих идей и инноваций.

В нем использовалась подвеска Christie с цилиндрическими пружинами, аналогичная серии BT, но использовалась совершенно новая конструкция гусеницы, которая обеспечила новому танку феноменально низкое давление на грунт 0,64 кг/см 2 — это лишь немного выше, чем давление на грунт человеческий след!

Это сделало новый танк менее подверженным увязанию в грязи и рыхлом снегу.

У него была лобовая броня толщиной 45 мм, но она также была наклонена под углом 60°. Это означало, что снаряд на горизонтальной траектории мог отскочить от брони. Но даже если бы это было не так, наклон означал, что противотанковый снаряд должен был бы пробить более 50 мм брони, прежде чем он войдет внутрь танка.

Средний танк А-32

Двигатель — мощный дизель V12. Использование дизельного двигателя увеличило дальность полета и уменьшило вероятность возгорания танка при попадании в него. В башне была установлена ​​76-мм пушка Л-11 длиной 30,5 калибра с начальной скоростью около 2000 фут/с (600 м/с).

Двигатель (В-2-34) советского танка Т-34 выставлен в Финском танковом музее (Panssarimuseo) в Пароле. Некоторые части были удалены или вырезаны, чтобы показать внутреннюю работу. Фото: Balcer CC BY 2.5

Михаил Кошкин решил назвать новый танк «34 , потому что, как он утверждал, именно в этом году он впервые начал рассматривать этот проект.

В январе 1940 года было построено два прототипа Т-34, и оба они подверглись изнурительным испытаниям на надежность. Их везли из Украины в Москву (расстояние более 1200 км или 745 миль), а затем до границы с Финляндией и далее в Киев, прежде чем вернуться в Харьков.

В каком-то смысле это испытание увенчалось триумфальным успехом. Оба танка прошли путь, и потребовались лишь незначительные модификации подвески и трансмиссии.

Однако в остальном суд был катастрофой – Михаил Кошкин во время поездки заболел воспалением легких и скончался от прямого результата. Его сменил его заместитель Александр Морозов.

БТ-7, А-20, Т-34 (образца 1940 г.) и Т-34 (образца 1941 г.).

Производство

Производство Т-34 началось в сентябре 1940 года на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. Предполагалось также параллельное производство Т-34 на Сталинградском тракторном заводе, хотя до начала 19-го года танки там не производились.41.

Будет четыре разных версии Т-34, оснащенных 76-мм пушкой. Первая серийная версия была идентифицирована Красной Армией как «Модель 1940 года».

Производственные трудности с изготовлением дизельного двигателя V12 привели к тому, что многие Т-34 образца 1940 года вместо этого были снабжены более низким бензиновым двигателем МТ-17 из серии танков БТ.

Т-34 обр. 1940 г.

Практически сразу после того, как первые Т-34 поступили в передовые части, раздались критические замечания по поводу пушки Л-11, у которой была обнаружена неприемлемо низкая проникающая способность по бронированным целям. Его быстро заменили 76-мм пушкой Ф-34 длиной 42 калибра.

Новая пушка имеет улучшенную начальную скорость около 2130 футов/с (650 м/с). Танки, оснащенные новой пушкой, а также еще более толстой лобовой броней и литой или сварной башней, получили обозначение «Образца 1941 года» и стали поступать во фронтовые части летом 1941 года.

Когда в июне началось немецкое вторжение В 1941 году в Харькове и Сталинграде было произведено около 1000 Т-34, и большинство из них было передано в распоряжение частей, непосредственно пытавшихся остановить наступление немцев.

Производство танков Т-34 в Харькове было перенесено в сентябре на новый завод в Нижнем Тагиле, к востоку от Уральских гор.

подтипа и варианта Т-34, упорядоченные по калибру, типу орудия и дате производства/конструкции.

Т-34 образца 1942 года был запущен в производство в начале 1942 года, и в этот танк было внесено несколько незначительных модификаций, в основном упрощений, направленных на ускорение производства. Большинство танков образца 1942 года имели литые башни, хотя некоторые из них все еще были оснащены старой сварной башней.

Окончательный вариант Т-34 с 76-мм пушкой обр. 1943 г. был представлен в середине 1942 г.

В него были внесены небольшие улучшения, такие как добавление двух круглых люков в башне. Они заменили большой одинарный люк на предыдущих моделях, в результате чего немцы назвали эту модель «Микки Маус » Т-34.

В марте 1944 года началось производство нового Т-34, оснащенного 85-мм пушкой, но с рядом существенных конструктивных изменений, и по сути это был новый танк.

Танки Т-34 образца 1942 года производства завода Уралмаш. Фото: архив РИА Новости, изображение #1274 РИА Новости CC-BY-SA 3.0

Лучший танк Второй мировой войны?

Т-34, оснащенный 76-мм пушкой (который называется Т-34/76, чтобы отличить его от более позднего Т-34/85, хотя эти обозначения никогда не использовались Красной Армией) был танком, который первым столкнулась с немецкими захватчиками и стала таким неприятным сюрпризом для вермахта.

Действительно ли это был лучший танк Второй мировой войны?

Наклонная броня Т-34, безусловно, делала его практически непроницаемым для лобовых попаданий 50-мм орудия, установленного на Panzer III (основной немецкий танк во время вторжения в Россию), а также 50-мм противотанкового орудия Pak 38, которое широко применялся в то время.

Он был относительно быстрым, а широкие гусеницы уменьшали вероятность его увязания в грязевом море, которое начало замедлять немецкое наступление осенью 1941 года.

Интерьер Т-34 обр. 34 орудие видно. Машина была захвачена финской армией и находилась на капитальном ремонте. Фото сделано в 1944.

Относительно простая конструкция Т-34 позволяла производить его в больших количествах с использованием неквалифицированной рабочей силы. Упрощение означало, что к концу 1942 года на производство Т-34 уходило вдвое меньше времени, чем раньше.

В 1943 году производство Т-34 достигло 1300 танков в месяц, а всего за три с небольшим года было выпущено около 35 000 Т-34/76. Однако, если смотреть объективно, Т-34/76 как система вооружения имел некоторые принципиальные недостатки.

Во-первых, у него была двухместная башня с ручным поворотом. Это означало, что командир был еще и наводчиком, а возможно, и командиром взвода.

Это создавало нереально большую нагрузку на командира и усугублялось тем, что в башне отсутствовала корзина — пол, который двигался при повороте башни. Без этого было бы слишком легко споткнуться об использованные снаряды или другие предметы при движении башни.

Ф-34 была штатной пушкой среднего танка Т-34. Здесь показан Т-34 обр. 1943 г. Фото: Radomil CC BY-SA 3.0

Видимость изнутри Т-34/76 была настолько ужасной, что командиры часто вступали в бой с открытым люком главного калибра, укрываясь за ним, пытаясь увидеть, что происходит.

Только в модели 1943 года Т-34 был наконец оснащен башенкой с перископами, подобными тем, что можно было увидеть на немецких танках.

Два непроникающих попадания из противотанкового орудия в правый борт и корму башни захваченного финской армией красноармейского Т-34. Лето 1941 года.

Усовершенствования немецких танковых и противотанковых орудий привели к тому, что Т-34 быстро стал уязвимым даже для лобовых попаданий. Броня, использовавшаяся на Т-34, была очень прочной, а это означало, что даже непробитый снаряд мог вызвать осколки смертоносной стали, отколовшиеся изнутри.

Крутой наклон лобовой брони также означал, что внутри Т-34 было очень тесно. Когда в 1942 году инженеры армии США испытывали Т-34, они были поражены тем, что внутри можно было разместить четырех человек в зимней одежде.

Недостаток внутреннего пространства означал, что борта корпуса включали топливные элементы, которые могли быть повреждены при попадании бронебойных снарядов.

Т-34/76.

Большинство ранних Т-34 не оснащались радиостанциями. Радиостанция была только на танке командира взвода (примерно на каждом пятом танке). Связь во время боя должна была осуществляться по флагу.

Только подумайте об этом на мгновение: в свирепости и скорости бронетанкового боя экипажи Т-34 должны были махать друг другу флажками, чтобы общаться, хотя отсутствие видимости означало, что шансы любого другого танка увидеть эти флаги действительно были тонкими.

В результате атакам Т-34 обычно не хватало сплоченности. Даже к 1943 году многие Т-34 не имели радиостанций.

Коробка передач была настолько грубой, что регулярно самоуничтожалась, и грузчик часто держал под рукой кувалду, которой можно было ударить коробку передач, если водитель не мог переключить передачу. Однако главной проблемой Т-34 была ненадежность двигателя, привода и подвески.

Подбитый советский танк Т-34/76.

Контратака после неудачной попытки немцев взять Сталинград зимой 1942/1943 гг. была первым случаем, когда немцы столкнулись с массированными группами Т-34, и это стало частью мифа о Т-34.

Из документов, опубликованных после распада Советского Союза, мы теперь знаем, что эти Т-34 действительно показали себя очень плохо.

Всего за шесть дней боев российские танковые бригады потеряли 326 из 400 Т-34. Но только 66 из них были боевыми потерями — остальные по поломкам.

Советский танк Т-34 76 на Абердинском полигоне армии США.

советских испытания вновь построенных Т-34 в 1942 году показали, что только 7% из них не имели серьезных дефектов. В 1943 году с конвейера были сняты случайные Т-34, которые прошли 300-километровые испытания на надежность. В июне 1943 года менее 8% смогли завершить это испытание без поломок.

Нередко советские танковые бригады теряли от 30% до 50% своих Т-34, просто направляясь в район боевых действий.

По данным Бронетанкового управления Красной Армии, средний Т-34 во время Второй мировой войны проезжал менее 200 километров (124 мили), прежде чем требовался капитальный или капитальный ремонт. Это означает, что Т-34, как правило, нуждался в капитальном ремонте еще до того, как он израсходовал свой первый полный бак дизеля!

Трофейные танки Т-34 обр. 1943 г., принятые на вооружение Вермахта, январь 1944 г. Фото: Bundesarchiv, Bild 101I-277-0836-04 / Jacob / CC-BY-SA 3.0

Учитывая все это, кажется, что Представление о Т-34 как о лучшем танке Второй мировой войны — не более чем устойчивый элемент советской пропаганды.

Надежность была ужасающей, а вести эффективный бой изнутри первых Т-34 было настолько сложно, что многие советские командиры танков в отчаянии прибегали к таранам немецких танков в надежде вывести их из строя.

Главное преимущество Т-34 заключалось в том, что благодаря его относительно простой конструкции и использованию рабского труда на своих заводах русские могли производить их в большом количестве.

Эти средние танки Т-34-85 советской постройки являются лишь частью обширной коллекции военной техники, выставленной в Военном музее «Белый орел», Скаржиско Каменна, Польша. Фото: Hawkeye UK CC BY-SA 2.0

С 1941 по 1943 год российские заводы выпустили более 30 000 Т-34. Для сравнения, за тот же период немцы произвели чуть более 5000 Panzer IV. Российская боевая философия, похоже, заключалась в том, что лучше иметь большое количество неисправных танков, чем ждать улучшенной конструкции.

Т-34/85, производство которого началось в марте 1944 года, наконец-то устранили многие недостатки предыдущей версии — например, у него была трехместная башня. Но большинство Т-34, использовавшихся во время Второй мировой войны, были Т-34/76.

Т-34-85 во время Парада Победы в Москве в 2018 году.