Письменные источники
Важную роль в изучении древнейших
периодов истории славянства играют
письменные источники.
Античные авторы 1 —
2 вв. и византийские источники
6-7 вв. упоминают славян под разными
именами, то называя их обобщенно
венедами,
то выделяя среди них антов
и склавинов.
Не исключено, однако, что подобные
названия (особенно «венеды», «анты»),
не будучи самоназваниями, употреблялись
для обозначения не только собственно
славян, но и соседних или связанных
с ними других народов.
Первые определенные исторические
и географические сведения о древних
славянах, называемых венедами
(венетами), содержатся в трудах
греко-римских авторов первых веков н.э.
О том, что под этим именем действительно
скрываются славяне, свидетельствует
ряд факторов. Историк VI
в. Иордан прямо отождествляет венедов
и славян. В эпоху средневековья германцы,
соседствовавшие со славянами, называли
их венедами, что зафиксировано многими
историческими источниками. До сих
пор в нововерхненемецком диалекте и
немецких верхне- и нижнелужицких говорах
Wenden/ Wiaden
— название славян. Этот этноним
для наименования славян распространился
и в прибалтийско-финской среде (финск.
venaja, эстон. vene,
карел, venea —
‘русский’).
Относя этноним венеды,
встречающийся в источниках первой
половины I тыс. н.э., к
славянам, большинство исследователей
полагает, что это не самоназвание
славянского этноса. В источниках раннего
средневековья, происходящих из бесспорно
славянской среды, славяне никогда не
именуют себя венедами. Очевидно, так
называли славян их соседи
[I].
Впервые этноним венеды встречается
в «Естественной истории», написанной
Гаем Плинием Старшим, погибшим при
извержении Везувия в 79
г. н.э. [2]. Этот труд является своеобразной
энциклопедией античных знаний, в нем
содержится описание Римской империи,
ее истории и географии и приводятся
сведения о Северной Европе. Сочинение
Плиния отражает комплекс известных
античности знаний о географии Европы,
Северной Африки и Ближнего Востока.
Сведения о народах, которые не входили
в непосредственный контакт с Римской
империей, весьма неконкретны. Плиний
называет венедов в числе племен,
заселявших территорию восточнее Вислы
и соседящих с группой германских племен
— ингевонами: «Некоторые передают,
что она населена вплоть до реки Вистулы
сарматами, венедами, скирами,
хиррами…» [З].
Ингевоны (ингвеоны) —
общее название германских племен,
заселявших побережье Северного и
Балтийского морей и низовья Рейна,
Везера и Эльбы. Скиры —
наиболее юго-восточное германское
племя. В начале нашей эры они жили, по
всей вероятности, в верхнем течении
Вислы. Хирры — неизвестное
племя. Кроме Плиния они никем не
упоминаются. Сарматы в I
в. н.э. заселяли все Северное
Причерноморье, достигая на севере
Киева, а на западе занимали Пруто-Днестровское
междуречье вплоть до низовьев Дуная.
Где-то между ингевонами, скирами и
сарматами около Вислы и в более восточных
землях и следует локализовать венедов
Плиния.
К концу I в. н.э.
относятся сведения о венедах римского
историка Публия Корнелия Тацита
(55—120 гг. н.э.). Одно
из его произведений, «О происхождении
и местах обитания германцев», целиком
посвящено описанию жизни и этногеографии
германских племен. Рассказывая о
племенах, живших восточнее германцев,
он называет венедов: «Здесь конец
Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и
феннов к германцам или сарматам, право
не знаю… Венеды переняли многое из их
(то есть, певкинов) нравов, ибо ради
грабежа рыщут по лесам и горам, какие
только ни существуют между певкинами
и феннами. Однако их скорее можно
причислить к германцам, потому что
они сооружают себе дома, носят щиты и
передвигаются пешими, и притом с большой
быстротой все; все это отмежевывает
их от сарматов, проводящих всю жизнь в
повозке и на коне» [4].
Певкины во времена Тацита занимали
северную часть Нижнего Подунавья. Фен-ны
— финские племена, заселявшие
обширнейшую территорию лесной зоны
Восточной Европы от восточного
побережья Балтики до Урала. Свебия
— область расселения германских
племен. Следовательно, по Тациту, венедам
принадлежали пространства от
Балтийского побережья до Карпат и на
юго-востоке до сарматского региона.
Несколько конкретнее этногеографичес
кая информация греческого географа,
астронома и математика Клавдия
Птолемея (89—167 гг. н.э.),
жившего в Александрии в Египте. Его труд
«Географическое руководство», как
полагают исследователи, был написан в
30-х гг. II в. н.э., но при этом
были использованы сведения, содержавшиеся
в недошедшем до нас сочинении географа
I в. н.э. Марина Тирского. В нем нашли
отражение и малоизвестные территории
Европы с сотнями географических
названий. Согласно Птолемею, венеды
— одно из крупнейших племен
Европейской Сарматии, западным пределом
которой была река Вис-тула (Висла).
Западнее Вислы начиналась уже Германия.
С юга Европейскую Сарматию ограничивали
Карпаты и северный берег Понта (Черного
моря), а севера — Венедский
залив Сарматского океана (Балтийского
моря). «Заселяют Сарматию очень
многочисленные племена: венеды
— по всему Венедскому заливу; выше
Дакии — певкины и бастерны;
по всему берегу Меотиды —
языги и роксоланы; далее за ними
внутрь страны — амаксовии
и скифы-аланы… И меньшие народы населяют
Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов
готоны, затем финны, затем сулоны…
Восточнее названных, снова ниже
венедов, суть галинды и судины и ставаны
вплоть до аланов» [5].
На основании этих данных венедов
следует локализовать в бассейне
Вислы между побережьем Балтийского
моря и Карпатскими горами, за которыми
жили певкины и бастарны. Самые низовья
Вислы заселяли готоны (готы). Восточными
соседями венедов, очевидно, были
западные балты (галинды и судины).
Как далеко простирались земли венедов
на юго-востоке, определить невозможно.
На Певтингеровой таблице
— карте мира, в дошедшем до нас виде
изготовленной в XII—XIII
зв., но восходящей к позднсрим-скому
времени (III в. н.э. ),
— венеды обозначены в двух местах
(рис 1). Один раз венеды-сарматы
локализованы южнее Балтийского моря
и северо-запад нее бастар-нов. При
перенесении этого этнонима на современную
карту он оказывается на территории,
расположенной севернее или се-веро-восточнее
Карпатских гор, то есть где-то в верховьях
Вислы и Днестра. Второй раз этноним
венеды на Певтингеровой карте
помещен рядом с гетами и даками, то есть
между Дунаем и Днестром [б].
Причины двукратного нанесения на карту
этнонима венеды объясняется
исследователями двояко. Е.Ч.Скржинская
высказала предположение, что поскольку
Певтингерова таблица отражает
сведения о дорогах времени римского
императора Августа, обозначение
венедов в двух местах обусловлено
пересечением их территории двумя путями,
один из которых соединял земли венедов
с областью бастарнов, а другой
— с регионом даков [7]. Другие
исследователи полагают, что надпись на
карте «венеды» между Днестром и
Дунаем говорит о перемещении к III
в. н.э. части славян-венедов на юг от
прежнего региона их расселения [8].
Для исследования проблемы
славянского этногенеза несомненный
интерес представляют сведения,
содержащиеся в сочинении готского
епископа Иордана «Гетика» [9]. Оно
было закончено в 551 г., но
автором широко была использована не
дошедшая до нашего времени «История
готов» в 12-ти книгах Кассиодора, писавшего
между 526 и 533
гг. В произведении Иордана описаны
не только исторические события,
современные автору, но и более раннего
времени (IV—V вв.). По
Иордану, венеды суть славяне. Он сообщает,
что «многолюдное племя венетов» в его
время было известно под разными
названиями: «…все же преимущественно
они называются склавенами и антами»
или «…ныне известны под тремя именами:
венетов, антов, склавенов»
[10]. Имеются в этом сочинении и
географические координаты расселения
венедов: «Между этими реками (Тисой,
Олтом и Дунаем) лежит Дакия, которую
наподобие короны ограждают скалистые
Альпы (Карпаты). У левого их склона,
спускающегося к северу, начиная от места
рождения реки Вистулы, на безмерных
пространствах расположилось многолюдное
племя венетов» [II]. Для
Иордана, как и для его греко-римских
предшественников, венеды
— крупная этническая общность,
проживавшая где-то на территории,
связанной с бассейном Вислы. В настоящее
время местопребывание антов обычно
связывают с Северным Причерноморьем
(между Северским Донцом и Карпатами),
а склавинов трактуют как их западных
соседей.
Начиная с VI в. н.э.
исторические сведения о славянах
более значительны и многообразны.
Византийские источники
6-7 вв. упоминают славян под разными
именами, называя их обобщенно, как
и Иордан, антами
и склавинами.
Этноним «склавины»(517 г.) означает, что
славяне называются уже своим именем.
В 6 в. анты совместно
со склавинами участвовали в войнах
против Византии и частично осели
на Балканах. Этноним «анты» исчезает
из письменных источников в 7 в.
Возможно, что он отразился
в более позднем этнониме
восточнославянского племени «вятичи».
Византийские авторы (Прокопий
Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор,
Феофилакт Симокатта, Маврикий и
другие) описывают в основном славян
Подунавья и Балканского полуострова,
что обусловлено историческими событиями
VI—VIII вв.: славяне в ту
пору переходят Дунай и вторгаются в
пределы Восточно-римской империи. Только
Прокопий Кесарийский дает также
некоторые данные об этногеографии
Северного Причерноморья.
Обширная информация византийских
авторов о различных сторонах жизни и
быта славян касается уже их раннесредневековой
истории и культуры и только отчасти
может быть использована для ретроспективной
характеристики их предыстории.
СОЮЗ АНТОВ — evgeniy_67 — LiveJournal
Анты являются восточными славянами и представляют собой связующее звено между скифами и позднейшими славянами (русскими) в территориальном, культурном и этнографическом отношении.
Араб ибн Якуб говорит, что некогда существовало единое славянское государство, которое затем распалось. Царём этого государства был Мах. Он был из племени венедов. Плиний, Тацит, Птолемей, Иордан считают, что венеды это древнейшее собирательное имя всех славян, обитавшее в то время между Эльбой и Доном. Русы и словени были единым народом. По Прокопию Кесарийскому, между ними вспыхнула междоусобная вражда. Восточная часть управлялась князьями и воеводами, другая часть – выборными начальниками. По этой причине единый народ распался на два. Восточные продолжали называть себя русами, а западные стали называться словенами. Это разделение произошло в железном веке около III в. н.э.
Прокопий Кесарийский, секретарь полководца Велизария, в 554г. закончил 8-томную “Историю войн императора Юстиниана”, в которой говорит: «…Потом же разъединилась их речь, и прекратился порядок, и племена их стали отдельными, и воцарился в каждом племени царь». Это произошло до VI в. н.э., так как его труд «Война с готами» относится к VI в.
По данным Иордана (VI в. н.э.), от венедов – прямых предков западных славян произошли склавины и анты. Под именем «склавины» славяне известны в Подунавье, на границах с Византией, куда продвинулись относительно поздно.
По М.И.Артамонову, с высокой культурой отождествляется племя невров. Оно переселилось в верховья Западного Буга и Волыни. Невры были оттеснены на восток экспансией венедов. Продвижение славян на во-сток способствовало образованию в Приднепровье родственной с венедской антской культуры.
В.В.Хвойко полагал, что славяне на Днепре являются не пришлыми, а местным населением и гипотети-чески связывал их с носителями трипольской культуры, относящейся к неолиту и энеолиту (Ш тыс. до н.э.). Триполье охватывало Киевщину, Волынь, Подолию, Галицию.
В Велесовой книге говорится о Волонии, связанной в прошлом с антами. Волынское племя являлось древнейшим, и в Антской державе оно было главенствующим.
Прокопий Кесарийский (умер в 565г.) говорил о славянах и антах, что по внешнему виду они не отличались друг от друга, у тех и других один и тот же язык. У них также одна вера и образ жизни. И даже имя у словен и антов было в древности одно — оба племени называли себя «спорами». Они жили, занимая большую часть одного берега Истры.
Историк Иордан, сам гот (гет), в труде «Загадка гетов» говорит: «Происходя из одного корня, они имеют теперь три имени: венды, анты, словины. Хотя названия их изменяют теперь в зависимости от различных племён и местностей, однако, главным образом они именуются скловинами и антами». Он определяет область их расселения от р. Савы до Днепра.
В VI в. славяне делились на группы: склавины, жившие на западе в основном по Дунаю; анты — между Днестром и Днепром; венеты — к северу от Карпат до Балтийского моря.
Академик А.А.Шахматов (1864–1920гг.) пишет: «Славяне и анты – это две ветви некогда единого племени. Анты – восточная часть этого распавшегося племени. Всё, что мы знаем о них, ведёт к признанию их во-сточными славянами, следовательно, предками русских».
По мнению академика Б.Д.Грекова: «От истории антов к истории Киевского государства идёт непрерыв-ная линия, это одна и та же этническая масса, говорившая на одном языке, верившая в Перуна, плавающая на однодревках».
Единство антов и славян подтверждает такой источник как «Стратегикон», приписываемый императору Маврикию (конец VI в.), в котором утверждается: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам и по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или к подчинению в своей стране».
Академик Н.С.Державин писал: «Анты не только предки восточных славян, но и создатели всей их культуры».
Предшественниками Олега и Игоря были антские князья Межамир, Издагич, Хвалибуд и неизвестные владельцы «приднестровских кладов».
Археологические раскопки последних десятилетий дали неопровержимые доказательства наличия славянских поселений на всей территории Великой Русской равнины уже в первые века нашей эры. Окрестности Киева, верховья Дона, Волги, Западной Двины, Галиция, Закарпатье, Псков были местами расселения славян общего происхождения, языка и культуры, что неопровержимо подтверждается изучением археологических, исторических и лингвистических данных. Они говорят, что за много веков до «прихода варягов», наши предки имели свою культуру и организовали свою жизнь без посторонних руководителей.
До Рюрика существовали государственные образования, военно-политические союзы наших предков антов. Известно объединение волынян с князьями Межамиром и Издагом, сражавшимися с аварами, объединение Рос (правый приток Днепра) под предводительством князя Божа, боровшимся с гетами. Существует мнение, что объединение послужило ядром древнеславянской народности. Кий, Хорев были анто-славянскими князьями.
Авторы IX–X вв. писали о росах: «Русы мужественны и храбры. Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях, но смелости этой на коне не обнаруживают: все свои походы производят на кораблях» (ибн-Даста). «Народ этот (русы) могущественный и телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьёт или будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие» (ибн-Мискавейх). Ибн-Руст в IXв. писал: “И если какое их племя (род) поднимается против кого-либо, то вступаются они все. И нет (тогда) между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полно-стью”. Ибн-Фадлан сказал о русах (921–922гг.): “Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Волги). Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом”.
Иордан сообщил, что после вторжения гуннов в 376г. готский король Венитар, внук Германариха, стремясь показать свою силу и освободиться от зависимости гуннов, напал на антов, и хотя вначале был разбит ими, однако, затем осилил их и обманом пленил, а затем распял короля их Божа (Буса рода Белояра) вместе с его сыном и 70-ю начальниками пришедшими на переговоры с готами. Вождь гуннов Баламбер (возможно, что это не гуннский князь, как считал Иордан, а славянский Болорев, упоминаемый в Велесовой книге; зачем было вождю гуннов мстить за славянского вождя), не потерпев своеволия, повёл войска на готов, разбил их, причём в этой битве погиб и сам Венитар. Эта история изложена Иорданом, есть её следы и в «Слове о полку Игореве» и Велесовой книге.
Славяне отражают нападение царя остготов Германариха (время правления 351–375гг.) Готы с IV в. стали христианами-арианцами. Германарих погиб в битве с гуннами около 375–376гг. Одновременно славяне сражаются с царём готского племени эрулов Гуларехом (Аларих), который воевал с Германарихом и был разбит (не путать с королём везеготов, взявшим Рим в 410г.).
Изгнали готов князья Словен, живший в IV в. (в отличие от прародителя Словена Старого) и князь антов Бус. Об этом же повествует и недавно найденный в архиве Г.Р.Державина «Баянов гимн Словену» IVв.
Антское государство, по М.И.Артамонову, могло быть только дофеодальным, с ещё не сформировавшимися классами свободного населения, объединённым территориальными общинами и патриархальными семьями. По Прокопию Кесарийскому народное собрание у антов не противоречит существованию княжеской власти.
Значение Антского государства в образовании Киевского надо признать весьма большим. Наличием крепкой внутренней организации и вооружённой силой, способной в любой момент противостоять захватчикам, можно объяснить отсутствие на антской территории поселений-городищ. Возникновение Антского государства относится к первым векам новой эры, во время их борьбы с готами, которые пришли от Вислы к Чёр-ному морю. Уничтожение готских держав гуннами, а затем и разгром самих гуннов в 451г., поставили антов в благоприятные условия существования. Они остались единственно значимой силой в борьбе с Восточно-Римской империей. При Юстиниане (в 527г.) его племянник Герман разгромил антов, вторгшихся во Фракию. Халбуд (в 531–534 гг.) не пускал антов через Дунай, затем пошёл воевать на земли подунайских славян и погиб там со всем своим войском.
Византийские летописи 537г. говорят о раздорах славян и антов. В 546г. император Юстиниан отправил послов к антам, предлагая во владение город Турис, построенный Траяном на северном берегу Дуная, если они заключат союз и будут охранять империю от гуннов. Договор не состоялся, но анты служили грекам в Италии и Азии. В 537г. греческие полководцы Мартин и Валериан были отправлены в Италию против готов с конницей в 1600 воинов, состоящей из гуннов, славян и антов, нанятых в Задунайских степях. Через 10 лет (547г.) 300 антов с греческим полководцем Тулианом храбро защищали Луканские ущелья от готов. В 554г. храбрые и знаменитые анты Всегорд и Доброгост командовали греческим войском и флотом против персов.
В VI в. имя антов было знаменито в Черноморье, мужество и опытность их создали такую славу, что немцы называли их исполинами, а историки с удивлением отзывались о силе и храбрости. Поэтому греческие императоры охотно приглашали их к себе на службу.
В 20-е годы VI в. при византийском императоре Юстиниане П славяне разрушают оборонительные сооружения на Дунае и проникают на Балканы. Образуется южная ветвь славянских народов (протоболгары, сербы, хорваты и др.).
В 557г. авары сбросили турецкое иго, а в 558г. покорили единоплеменных сабиров, затем утигуров. Видя это, кутигуры добровольно сдались им. Путь к антам им показал кутигурский князь. От аваров особенно страдали дулебы. Подчинить себе антов авары не могли, но непрерывная война тяжело отразилась на антах. Изму-ченные набегами, анты направили к ним послов, избрав послом Мезамира, сына Идариза и брата Целигостова. Он должен был договориться о размене пленных. Мезамир, многократно побеждавший готов и гуннов, держался в логове врагов мужественно и бесстрашно. В ответ на требование аварского хагана подчиниться ему, Мезамир ответил: “Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой землёй, а не другие нашей. И это для нас незыблемо, пока существует война и мечи”. Котрагир, дружественный аварам и люто ненавидевший антов, сказал кагану: «Сей муж обрёл величай-шее влияние среди антов, он способен противостоять любому из своих врагов. Поэтому его нужно убить, а за-тем беспрепятственно совершать набеги на чужие земли». Авары нарушили закон гостеприимства и убили Мезамира. Это случилось между 558 и 565 гг. по ранневизантийскому историку Менандору Протиктору. Помнит Мезамира и Велесова книга. После убийства Мезамира, авары ещё чаще стали нападать на земли славян, грабить и уводить людей в плен.
В 563г. авары прошли земли антов и утвердились в нынешней Венгрии, по обоим берегам Дуная. Славяне в устье Дуная успешно им сопротивлялись, а дулебы были покорены аварами между Бугом и Стрыем. Это слу-чилось при вторжении аваров в Венгрию в 563г., до покорения славян, населявших Дакию и Подунавье.
Славяне, живщие по Тисе, не подчинились аварам. Ловрет и прочие славянские князья не только не платили дань жадному хану, но даже убили его послов. В 581г. хан по пути, указанному греческим императором Тиберием Константином, переправился через Саву в Илирику и Мизию, а оттуда через Дунай вторгся во владения славян. Опустошил землю и взял дань. Но в 582г. славяне вновь перестали платить дань. В 587, 592–601 гг. греки говорят о них, как о вольном народе.
Нигде нет данных, что славяне были везде покорены аварами. Карамзин безосновательно говорил, будто анты на Днепре и Доне были порабощены аварами. Ловрет около 564г. говорит о непобедимости и независимости наших предков. Он знал, что другие славянские народы на Днепре и Доне были завоёваны в 559–561 гг. аварами. Авары прошли в Венгрию через верхний Днестр и Татренские ущелья близ Дуклы и покорили на этом пути менее воинственные и малочисленные племена земледельцев-дулебов. У аваров в войске были и завоёванные дулебы. Отсюда можно сделать вывод, что как зататренские славяне, так и восточные анты и их соседи на Березине, Западной Двине, Ильмене, Верхней Волге всё это время были свободными. Авары делали далёкие набеги, но их завоевания ограничились Ракусией и землями нынешней Венгрии.
Господство аваров продолжалось недолго. В 623г. под руководством Само чехи и словаки сбросили аварское иго. В 626г. аварское войско было разбито византийцами под Константинополем. В этих войсках были и подневольные славяне, которые неохотно сражались и ушли с поля боя, что определило его исход. После поражения под Константинополем авары сошли с исторической арены.
П.Й.Шафарик и другие историки считают, что анты отступили вглубь России и здесь стали основой русского народа (или только украинского, или племени русских вятичей). Византия после Маврикия при императорах Фоке (602–610 гг.) и Ираклии (610–641 гг.) из-за внутренних и внешних осложнений (война с арабами и персами) не уделяла внимания славянам. Кроме того, по договору 679г. близко от Византии возникла славянская держава Болгария. В связи с этим сфера интересов Византии отодвинулась к югу. Анты, как опасный противник, теперь не соприкасались с Византией, и греки перестали интересоваться ими.
К VII в.н.э. Антский союз распался на ряд племён, перечень которых упоминается в русских летописях. Создаются предпосылки для возникновения нового государства в Приднепровье. Позднее здесь складывается новое государство с центром в Киеве.
Славяне после падения владычества аваров занимались мирным трудом. Историки до IХ в. не говорят об их войнах с чужими племенами.
К концу существования империи гуннов у славян уменьшилась племенная рознь и обособленность. Они выходят на мировую арену не как отдельные племена, а как славяне-руссы. В 476г. вождь русинов Одоакар объединил несколько славянских племён, напал на Западную Римскую империю, разгромил её армию. Во время боя погиб последний римский император. Одоакар сел на императорский престол и царствовал в Риме 14 лет, положив конец грабительской империи.
После покорения Рима Одоакар предпринял ряд походов. Один из них на территорию современной Австрии в город Зальцбург (в древности Ювава).
Принадлежность Одоакара к русам подтверждает обращение Богдана Хмельницкого к казакам в 1648г. по случаю войны с Польшей, в котором он призывает следовать примеру их славных и воинственных предков, завоевавших и владевших под руководством Одонацера (Одоакара) 14 лет Римом. Таким образом, ещё в 1648г. украинские казаки официально считали Одоакара и его русинов своими предками. Эта традиция была настолько сильна, что, когда Богдан Хмельницкий умер в 1657г., Самийло Зорка, генеральный писарь Запорожского войска, стоя у гроба, говорил: «Милый Вождю! Древний русский Одонацер!», сравнивая Хмельницкого с Одоакаром.
В 1901г. И.Джанашвили опубликовал в газете «Кавказ» статью о поступлении в церковный музей грузинского экзархата 16 манускриптов из Тифлисского Сионского собора. Среди этих рукописей оказался «грузинский» пергаментный манускрипт 1042г. об осаде Царьграда русскими в 626г. Манускрипт этот состоял из 322 листов (начало и конец книги утеряны). В последней части этого исторического документа написано: «Осада и штурм великого и святого города Константинополя скифами, которые суть русские». Там говорится, что в борьбе императора Ираклия с персидским царём Хозроем, последний был разбит в 625г., но сумел собрать большое войско. Его военачальник Сарварон склонил русского хагана сделать общее нападение на Константинополь. Этот хаган ещё при Маврикии нападал на империю, пленил однажды 12000 греков и затем потребовал по 1 драхме за человека. Маврикий правил с 582 по 602 гг. Но и эта рукопись до сих пор не истребована историками.
В той же Тифлисской рукописи находим: «В 622г. Ираклий за большую сумму денег уговорил скифов, которые суть русские, не тревожить империю и потом отправился отомстить Хозрою… Хаган посадил своих воинов на лодки, которые выдолблены из целых деревьев и которые на их «варварском» языке назывались «мо-ноксвило». Хаган осадил Царьград с суши и с моря. Воины его были мощны и весьма искусны. Их было столь много, что на одного жителя Царьграда приходилось 10 русских. Тараны и осадные машины стали действовать. Свобода Царьграда уже висела на волоске. Между тем патриарх Сергий (действительно был такой с 610 по 639 гг.) прислал хагану огромную сумму денег. Наконец русины ушли». О буре, разметавшей русских, не сказано ни слова. Не следует забывать, что речь здесь идёт не о Киевской, а только о Прикарпатской Руси.
Анты благодаря централизованной власти князей сумели создать мощное государство. Другая судьба у западных славян, где реальной властью обладала община.