Содержание
Эпоха «пышных похорон» в истории СССР
10 ноября 1982 года смертью Леонида Брежнева началась «эпоха похорон» в советском Политбюро. В 1982-м Брежнева сменил Юрий Андропов, а уже в 1984-м ему на смену пришел Константин Черненко. Потом началась перестройка Михаила Горбачева.
Русская служба «Голоса Америки» продолжает цикл интервью о «советско-российском» переходном периоде. Корреспондент Василий Львов спросил у ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко о месте эпохи «пышных похорон» в российской истории.
Алексей Фененко: Стоит обратить внимание, что, кроме Горбачева, на пост генерального секретаря избирались уже, в общем-то, тяжелобольные люди.
В.Л.: Это было случайностью?
А.Ф.: Нет, партийный аппарат, конечно же, знал о здоровье этих людей и о том, сколько приблизительно им осталось жить. Для этого существовало специальное отделение, которым руководил главврач Кремлевской больницы, академик Евгений Чазов.
В.Л.: Для чего Политбюро выбирало таких людей?
А.Ф.: Думаю, для того, чтобы искусственно продлить эпоху Брежнева – так называемый период застоя, хотя, на мой взгляд, это был период жесточайшей политической борьбы.
В.Л.: Но долго удерживать ситуацию таким способом не сумели?
А.Ф.: Да, во время правления этих тяжелобольных людей в обществе нарастали негативные процессы, которые были запущены еще на рубеже 1960-70-х годов. В итоге к 1985-му стало понятно, что ситуация в стране может выйти из-под контроля. Все это побудило советское руководство начать перестройку.
В.Л.: А перестройка, на ваш взгляд, начинала уже совершенно новый этап?
А.Ф.: Я бы так не сказал, на мой взгляд, все принципиально новые процессы были запущены на рубеже 1960-70-х годов.
В.Л.: Какие это были процессы?
А.Ф.: Был достигнут ракетно-ядерный паритет с Соединенными Штатами – у советской элиты возникло беспрецедентное в истории России чувство внешней безопасности. Исчез консолидирующий фактор внешней угрозы. Значит ,теперь можно было спокойно сводить аппаратные счеты. Момент второй – начали сказываться пороки абсолютной плановой экономики. Управлять экономикой по сталинской системе 1940-х годов было фактически невозможно.
В.Л.: А реформа Косыгина, которая была, в частности, связана с повышением самостоятельности предприятий?
А.Ф.: Она была свернута. Но надо было что-то делать с пороками планового хозяйства. Поэтому брежневская элита допускает развитие теневого сектора в экономике. Хочу подчеркнуть, что у нас очень часто путают теневую экономику и коррупцию. Теневая экономика – это нечто большее, это система большого количества неучтенного выпуска товаров. Это было необходимо, чтобы перекрывать перебой планового хозяйства.
В.Л.: Давайте теперь обратимся непосредственно к эпохе пышных похорон и начнем с Юрия Андропова.
А.Ф.: Когда Андропов пришел к власти в конце 1982 года, первым делом он начал кампанию по борьбе с блатом. Блат – это возможность достать товары, неучтенные в официальной статистике. То есть это борьба с теневым сектором. А если есть сектор теневой, надо его прикрывать. Сначала он прикрывался на уровне республик. Республиканские лидеры или стремились получить гарантии от центра, что завтра он не обвинит их в коррупции, или получить максимальную независимость от центра. Вот будущий исток регионального сепаратизма. И отсюда, возможно, ключевой момент в судьбе Советского Союза – реформа КГБ 1976 года.
В.Л.: То есть еще при Брежневе?
А.Ф.: В 1976 году Брежнев впервые теряет контроль над политическими процессами. Он переживает клиническую смерть, после которой действительно становится недееспособным человеком. Происходит своего рода договоренность между Андроповым и лидерами республик. Андропов (возглавлявший КГБ – В.Л.) выводит КГБ в разряд полноценного союзно-республиканского министерства, до этого оно было при ЦК КПСС. То есть Андропов получает некую автономию, а лидеры добиваются создания КГБ в республиках. К моменту смерти Брежнева в стране стояла задача, по сути, восстановить систему управления экономикой и политикой.
В.Л.: И вот приходит Андропов. Как дальше развивалась ситуация?
А.Ф.: Андропов был руководителем КГБ, здесь заключались его сила и слабость. С одной стороны, это человек, который имеет неплохое представление о ситуации в советском обществе, с другой – он никогда не соприкасался с реальной экономикой. Поэтому главную проблему Андропов видел в том, чтобы восстановить систему политического контроля центра за республиками. Поэтому Андропов осуществляет несколько базовых мероприятий, которые подготовят перестройку. Во-первых, он запускает целую серию дел на партийный аппарат, прежде всего дело Чурбанова, зятя Брежнева.
В.Л.: Что значит: дело могут завести на каждого?
А.Ф.: А в условиях теневой экономики всегда есть, на кого завести дело. Момент второй – Андропов начинает заводить коррупционные дела на лидеров союзных республик, показывает, что на каждую республику завтра может быть заведено подобное уголовное дело. Далее Андропов резко увеличивает отчисления из республик в советский бюджет.
В.Л.: Этому не могли сопротивляться?
А.Ф.: Проблема в конституции 1977 года, по которой партия провозглашалась основным источником власти в стране. Произошло снижение влияния органов государственной власти – Совет министров СССР, Верховный Совет и прочие. То есть партийная номенклатура начинает постепенно отстранять от власти государственную номенклатуру. Вот первый источник конфликта.
В.Л.: А второй?
А.Ф.: Поскольку партия – это, прежде всего ЦК, власть от ЦК переходила к очень узкому органу – Политбюро ЦК КПСС. То есть именно отсюда, с 1977 года формируются политические расклады и становится понятным, что механизм принятия решений Политбюро неподконтролен остальным органам государственной власти. Отсюда и произошло замыкание системы управления, при том, что лидеры Политбюро в силу возраста уже не тянули функции управления государственной властью.
В.Л.: Но какое-то противодействие партии было?
А.Ф.: Да, во время знаменитых бесед в обкомовских (областных комитетов КПСС – В.Л.) курилках, курилках Госплана, Госснаба в 1970-х – уже тогда государственная бюрократия обсуждала вопрос о снижении роли КПСС в стране. Хотя на самом-то деле торможение развития шло вовсе не из КПСС, а из Госплана и из Госснаба, которые, естественно, были завязаны на теневую экономику.
В.Л.: Получается, при Андропове представители государственной номенклатуры были злы на него и напуганы. Можно было с ними расправиться?
А.Ф.: Но это была не сталинская элита, а элита людей, завязанных на хозяйство, имеющих опору в республиках. Повторить 1937 год в отношении такой элиты сложно, будет сопротивляться. Поэтому страх, что события выйдут из-под контроля, был характерной чертой андроповского периода.
В.Л.: При Константине Черненко это не изменилось, он повлиял на ход событий?
А. Ф.: Черненко повлиял и повлиял очень сильно – своей двойственной позицией. Приостановив процессы Андропова, он их не свернул и тем самым напугал партийных аппарат. У него постоянно было ощущение подвешенного состояния.
В.Л.: Получается, прогадали те, кто рассчитывал на Адропова и Черненко, потому что последствия оказались совершенно непредсказуемые.
А.Ф.: Да, я даже скажу больше, не только они. В период Андропова впервые после 50-х годов советское руководство говорит об опасности ядерной войны. Был сбит знаменитый гражданский корейский самолет фирмы «Боинг», думали, он прощупывает границы перед возможным нападением. Была истерика по поводу программы Рональда Рейгана – СОИ (Стратегическая оборонная инициатива).
В.Л.: И это также воспринималась как возможная подготовка к ядерной войне.
А.Ф.: Наконец, третий, ключевой момент – истерика из-за размещения американских ракет средней и малой дальности в Европе. Андропов – это первый лидер Советского Союза, который впервые, в 1983 году, заявил о том, что ядерная война может произойти в Европе. Вся советская система управления стратегическими силами была переведена в режим 5-минутной готовности к ядерному нападению.
В.Л.: Каков ваш вывод?
А.Ф.: Я подозреваю, что этот страх перед военной опасностью Андропов собирался использовать как фактор консолидации государственной элиты. Позднее, уже при Горбачеве, это приведет к просчетам в советской внешней политике. Когда страна переведена в состояние ожидания военного нападения, нужно как-то от него отходить, а любой отход от этого состояния естественно будет восприниматься обществом как уступка Горбачева Западу, что во многом предопределит ход его политики середины 80-х годов.
Другие новости раздела Общество читайте здесь
Эпоха пышных похорон: как прощались с Леонидом Брежневым
https://radiosputnik.ria.ru/20211115/brezhnev-1759071889.html
Эпоха пышных похорон: как прощались с Леонидом Брежневым
Эпоха пышных похорон: как прощались с Леонидом Брежневым — Радио Sputnik, 15. 11.2021
Эпоха пышных похорон: как прощались с Леонидом Брежневым
Годы правления Леонида Брежнева называют «эпохой застоя». Есть и другое название – «эпоха пышных похорон». Она началась 15 ноября 1982 года, когда страна… Радио Sputnik, 15.11.2021
2021-11-15T11:06
2021-11-15T11:06
2021-11-15T11:06
леонид брежнев
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/78924/80/789248069_0:148:3031:1853_1920x0_80_0_0_95cdabb059269e8f2b9f8fa750e1d5ce.jpg
Годы правления Леонида Брежнева называют «эпохой застоя». Есть и другое название – «эпоха пышных похорон». Она началась 15 ноября 1982 года, когда страна хоронила Леонида Ильича.Генсеку было 75 лет, и всего за три дня до смерти он принимал на Красной площади парад в честь 7 ноября. Через 8 дней его тут похоронят – в некрополе у Кремлевской стены.Траур в стране объявили с 11 по 15 ноября. В день похорон отменили занятия в школах. Те, кто помнил похороны Сталина, говорили, что по помпезности похороны Брежнева уступали совсем чуть-чуть.Леонида Ильича везли на артиллерийском лафете, а за ним несли многочисленные награды генсека. На траурной церемонии присутствовали главы государств и правительств более 35 стран, в том числе Фидель Кастро, Николае Чаушеску, Самора Машел, Индира Ганди, Джордж Буш-старший, принцы из Дании, Швеции и Норвегии, Ясир Арафат и генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр.Похороны в общей сложности длились около полутора часов. 15 ноября в СССР объявили пять минут молчания. В 12:45, когда гроб опустили в могилу, на пять минут была остановлена работа всех предприятий и организаций СССР. Весь водный и железнодорожный транспорт, а также заводы и фабрики дали трёхминутный салют гудками.Меньше, чем через два года, страна снова будет хоронить своего руководителя – Юрия Андропова. А еще через год похоронят Константина Черненко.»Официальные трауры проходили и проходят по одинаковой схеме. Запоминаются только инциденты. Например, когда опускали гроб Брежнева, его чуть не уронили. В народе тогда разные толки ходили, поскольку это считается плохой приметой», – вспоминал композитор Владимир Шаинский.
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21. img.ria.ru/images/78924/80/789248069_182:0:2849:2000_1920x0_80_0_0_7a8b6c9acef80e4f91a41bea0463d054.jpg
1920
1920
true
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
леонид брежнев
Леонид Брежнев
Годы правления Леонида Брежнева называют «эпохой застоя». Есть и другое название – «эпоха пышных похорон». Она началась 15 ноября 1982 года, когда страна хоронила Леонида Ильича.
Генсеку было 75 лет, и всего за три дня до смерти он принимал на Красной площади парад в честь 7 ноября. Через 8 дней его тут похоронят – в некрополе у Кремлевской стены.
Траур в стране объявили с 11 по 15 ноября. В день похорон отменили занятия в школах. Те, кто помнил похороны Сталина, говорили, что по помпезности похороны Брежнева уступали совсем чуть-чуть.
Леонида Ильича везли на артиллерийском лафете, а за ним несли многочисленные награды генсека. На траурной церемонии присутствовали главы государств и правительств более 35 стран, в том числе Фидель Кастро, Николае Чаушеску, Самора Машел, Индира Ганди, Джордж Буш-старший, принцы из Дании, Швеции и Норвегии, Ясир Арафат и генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр.
Похороны в общей сложности длились около полутора часов. 15 ноября в СССР объявили пять минут молчания. В 12:45, когда гроб опустили в могилу, на пять минут была остановлена работа всех предприятий и организаций СССР. Весь водный и железнодорожный транспорт, а также заводы и фабрики дали трёхминутный салют гудками.
Меньше, чем через два года, страна снова будет хоронить своего руководителя – Юрия Андропова. А еще через год похоронят Константина Черненко.
«Официальные трауры проходили и проходят по одинаковой схеме. Запоминаются только инциденты. Например, когда опускали гроб Брежнева, его чуть не уронили. В народе тогда разные толки ходили, поскольку это считается плохой приметой», – вспоминал композитор Владимир Шаинский.
История погребальных обрядов и ритуалов древнего мира
Смерть всегда наполняла людей чувством благоговения. Многое из того, что мы знаем об истории, получено из изучения останков мертвых и того, как от них избавлялись.
На протяжении истории смерть интерпретировалась различными культурами по-разному: как ужас, которого следует избегать, как достижение цели всей жизни и даже как последнее великое приключение в этом мире перед уходом в эфирные царства.
Смерть всегда имела большое символическое значение для человечества, и способность мыслить символами является предшественником многих других важных человеческих качеств, таких как способность мыслить абстрактно, строить планы и решать проблемы.
Доисторические захоронения и истоки мистицизма
Первые захоронения, возможно, имели место еще 50 000 лет назад, но старейшее известное преднамеренное захоронение — Кафзех в Израиле, которому почти 10 000 лет.
Эти ранние люди намеренно хоронили своих мертвецов в пещере. Останки были помещены в гробы с различными погребальными предметами, такими как одежда, безделушки и продукты питания.
Остатки цвета охры позволяют предположить, что останки были окрашены в церемониях перед тем, как их поместили в гробы, и был приготовлен огромный пир в честь кончины.
Хотя большинство людей были похоронены группами, например семьями, в некоторых местах есть отдельные участки, отведенные для детей. Эти останки предполагают сложное социальное поведение, такое как иерархия и эмоциональная привязанность, но они также имели и практическую сторону.
Гробы были сложены, останки отодвигались, чтобы освободить место для новых, и иногда гробы внизу рушились под тяжестью тех, что были наверху.
Определенное признание духовного значения смерти можно найти в стремлении размещать могилы в укромных местах, куда не может проникнуть ни полный свет, ни полная тьма.
- Погребальные ритуалы доисторических собирателей-фермеров
- Кто первым хоронил мертвых?
- Пещера Кафзе, Израиль: свидетельства среднепалеолитических захоронений
Месопотамский и египетский
Жители Шумера и Вавилонии верили, что души умерших отправляются в Подземный мир, который находится под поверхностью Земли. В результате мертвых хоронили в земле, чтобы они могли легко добраться до своего следующего дома.
Их также похоронили рядом с тем местом, где они жили, чтобы оставшиеся в живых могли принести на место подношения, такие как еда и напитки. Считалось, что это умилостивляет богов и обеспечивает умершим хорошую загробную жизнь.
Их также похоронили с вещами, которые могут им понадобиться в загробной жизни. Египтяне использовали почти такие же методы, но было несколько заметных отличий.
Во-первых, Египет был жарким и засушливым, что требовало мумификации мертвых, чтобы они не разлагались и не заражали живых. Вторым было использование пирамид, которые были гробницами, в которых хоронили фараонов.
Они использовались только членами королевской семьи и только в течение короткого периода истории Египта. Места захоронения для большинства людей находились на западном берегу Нила, с большими похоронными процессиями с участием скорбящих, одетых так, чтобы представлять божества, связанные со смертью, такие как Исида.
- Погребение в древнем мире
- Смерть в месопотамский период
- Погребальные практики в Древнем Египте
- Погребальные обряды в Древнем Египте
Греко-римский
Греки верили, что дух покидает тело вместе с дуновением воздуха, поэтому важно было как можно быстрее доставить тело в подземный мир, чтобы дух смог добраться туда благополучно.
Тело помазали елеем и завернули в саван, а под язык положили монету для отдачи Харону, перевозчику реки Стикс, границы между нашим миром и преисподней.
Здесь, в нашем мире, друзья и родственники выкладывали тело для траура, что является частью ритуала, известного как протезирование.
Перед рассветом, через день или два после смерти, проходила похоронная процессия, называемая экфора, которая несла усопших либо к месту их последнего упокоения для захоронения, либо к погребальному костру для передачи олимпийским богам.
Могилы были отмечены гробницами, колоннами, известными как стелы, или статуями, которые были ярко раскрашены.
Греки придавали большое значение бессмертию и считали, что сохранение их памяти служит этой цели. Великие произведения греческого искусства явились результатом стремления сохранить память об умерших.
Родственникам и друзьям было предложено скорбеть, хотя и не слишком сильно, и оставлять подношения на этом месте. На публичных похоронах выступали великие ораторы, восхвалявшие усопшего воодушевляющими речами.
Римляне продолжили эти традиции, но с большей торжественностью и блеском.
Социальная мобильность римской жизни позволила многим людям, даже бывшим рабам, стать богатыми, и они праздновали свое изобилие и свободу с роскошным погребальным искусством, изображающим многолюдные похоронные шествия.
- История греческих похорон
- Погребальные обряды Древней Греции
- Смерть, погребение и загробная жизнь в Древней Греции
- Римская смерть и погребение
- Римские погребальные ритуалы и социальный статус: гробница Амитерна и гробница гатерий
Кельтский
Кельтский мир охватывал Британские острова, большую часть территории современной Франции и даже некоторые части Германии. Самая ранняя кельтская культура упоминается как культура полей урн, названная так потому, что они были кремированы, а затем захоронены в урнах.
По мере развития бронзового и железного веков культура Гальштата развивалась, а затем культура Ла Тене, обе из которых показывают корни погребальных практик кельтов.
И Гальштат, и Ла Тен торговали с Грецией и хоронили своих умерших с личными вещами, некоторые из которых были очень ценными, полученными в результате этой торговли.
Гальштатская культура укладывала умерших в тележки с земными ценностями и даже едой, а затем устраивала большой пир в честь умерших. Накрывали место для усопших и пели в их честь песни и стихи, называемые элегиями.
Часто после пира тело сжигали, а останки помещали в урны и хоронили. После этого друзья и семья увековечивали память погибших, устанавливая на этом месте камень.
С годами они превратились в надгробные памятники, называемые пирамидами из камней. Большинство этих обычаев сохранились в кельтской культуре даже во время римской оккупации, хотя в конечном итоге в телегах хоронили только воинов.
- Похоронные обряды и загробная жизнь
- Кельтские погребальные обряды: традиции, которые мы все еще используем
- Ирландская похоронная таможня
Индус
В идеале индуистские похороны проходят почти сразу: на закате или на рассвете, в зависимости от того, что наступит раньше. Тем не менее, индуизм — это широкий термин, который охватывает множество региональных практик с общими чертами.
Тело не имеет значения, оно рассматривается как просто сосуд для души. В начале развития этих похоронных практик, когда человек умирал, один из его наследников вместе со священником руководил подготовкой тела к кремации.
Это включало помазание маслами, благовониями и водой из священной реки Ганг, а также воспевание мантр над телом. Тело омыли, завернули в ткань и принесли в жертву для кремации.
В некоторые периоды истории индуизма к ним относились жены и слуги умерших мужчин. Тела сжигали на костре в священном месте (в идеале на берегу Ганга) со всем, что им могло понадобиться для встречи с богами.
Прах собирали и бросали в Гангу на третий день после кремации, и семья вступала в траур около 12 дней, в течение которых они считались нечистыми.
После траура устроили пир в память об умерших. Другие менее распространенные способы, которыми индусы избавлялись от своих мертвецов, включали в себя оставление тела под открытым небом на вершине холма, называемого башней молчания, чтобы его могли съесть хищники-падальщики.
- Антеешти: Похоронные обряды
- Индийские похоронные обычаи
- Обряды перехода: индуистские ритуалы смерти
- Индийские похоронные обычаи
- История похорон в Индии
Восточная и Юго-Восточная Азия
Многие древние духовные верования в Восточной Азии основывались на предках. Во многих культурах Восточной и Юго-Восточной Азии духи умерших все еще имели влияние на события в этом мире, и их нужно было умиротворять, чтобы они не стали озорными.
Для большей части Восточной Азии основные религиозные верования были основаны на учении Будды, в котором говорилось, что страдание — это естественное состояние, вызванное нашими желаниями, и что медитация и самопознание помогают облегчить страдания.
В результате многие культуры Юго-Восточной Азии помогали тем, кто умирал, мирно умирать, нашептывая им на ухо буддийские писания.
После смерти тело омывали и помещали в гроб с цветами и погребальными принадлежностями в ожидании кремации.
Это должно было произойти как можно скорее (как и у индусов, тело после смерти мало ценилось), но могло быть отложено, чтобы родственники и дальние друзья могли отдать дань уважения.
Было проведено множество церемоний, чтобы обеспечить хорошее место в загробной жизни, и для них кремация тоже могла быть отложена. Важно было сделать так, чтобы духи умерших были счастливы.
Ранние камбоджийцы верили в реинкарнацию, как и индонезийцы, поэтому у них были церемониальные погребальные костры со специальными сооружениями, построенными по этому случаю.
В Китае существовало множество тщательно продуманных ритуалов не только для похорон, но и после них, так как в конфуцианстве считалось, что дети обязаны своим родителям и что мертвые все еще могут влиять на живых.
На самом деле фэн-шуй был разработан частично для того, чтобы помочь определить лучшие места для захоронения. Хотя китайцы посылали погребальные подношения перед духом умершего путем сжигания, они хоронили тело после совершения погребального ритуала.
Вместе с ними могут быть захоронены изображения земных вещей, как в случае со знаменитыми терракотовыми солдатами, похороненными вместе с Цинь Шихуанди, первым императором Китая.
В Японии тела помещали в бочки или глиняные горшки и хоронили. Однако Япония — островное государство, поэтому похоронные процессии часто перевозили усопших на телеге в форме лодки.
В Осаке и других районах Японии в больших гробницах, называемых курганами с замочной скважиной, покоятся останки важных людей и их имущество. По всей Азии белый носили и до сих пор носят на похоронах, так как на Востоке это цвет траура.
- Буддийские похоронные обряды в Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии
- Китайские верования
- Похоронная таможня Восточной Азии
Северная и Южная Америка
В Северной и Южной Америке сложились собственные похоронные обычаи, некоторые из которых используются до сих пор. Индейские народы Северной Америки обычно верили, что душа покидает тело с помощью ритуалов.
Преобладало мнение, что душе требуется четыре дня, чтобы подняться к счастью. Возникло множество региональных практик, основанных на традициях и местности:
Например, сиу ждали целый год, чтобы похоронить своих умерших, спрятав тела в лучших одеждах в дуплах деревьев, но Чиппева сразу же похоронила их.
У ирокезов были «траурные войны» для воинов, погибших в битвах, где они совершали набеги на врага и брали одного из своих в плен, чтобы заменить потерянную жизнь.
В Центральной Америке господствовали культуры майя и ацтеков и их предшественники. У ацтеков были верования, сходные с египтянами, они отправляли предметы, домашний скот и даже рабов в загробную жизнь вместе со своими умершими в гробницах на дне вертикальных шахт, вырытых в земле.
Майя хоронили своих мертвецов под своими жилищами, но у важных людей были тщательно продуманные гробницы с масками, драгоценными камнями, едой и рабами.
Выполняемые обряды зависели от способа смерти, который также определял, в какую загробную жизнь отправится умерший, поскольку в обеих культурах было много зарезервированных для разных людей.
Даже направление взгляда трупа определялось этими факторами. В рот помещали зеленый камень, потому что он символизировал сердце, в котором, как считалось, обитала душа.
Южнее инки, жившие в холодных высокогорьях, мумифицировали свои тела и выносили их для особых случаев, особенно если это были важные люди.
Человек не считался по-настоящему мертвым, если он не был забыт или каким-либо образом не стал неуместным, поэтому к мумифицированным останкам относились как к советникам и доверенным лицам.
Из-за большой высоты над уровнем моря мумифицировали путем высушивания или сушки на холоде. Путешественники, такие как пастухи лам и торговцы, сдирали плоть с трупов своих мертвецов, чтобы их было легче носить с собой.
- Ритуалы смерти коренных американцев
- Древний морг проливает свет на ранние погребальные обряды
- Смерть во всем мире: верования коренных американцев
- Похоронные обряды: мезоамериканские погребальные обряды
Викторианские похоронные обычаи и суеверия.
Кладбище друзей Оук-Гроув Зеркала покрывали крепом или вуалью, чтобы дух умершего не попал в зазеркалье. На входную дверь вешали венок из лавра, тиса или самшита, перевязанный крепом или черными лентами, чтобы предупредить прохожих о смерти. За телом каждую минуту наблюдали до погребения, отсюда и обычай «будить». Поминки также служили защитой от захоронения того, кто не был мертв, а находился в коме. Большинство поминок также длились 3-4 дня, чтобы родственники могли приехать издалека. Использование цветов и свечей помогало замаскировать неприятные запахи в комнате до того, как бальзамирование стало обычным явлением. В 19В Европе и Америке умерших выносили из дома ногами вперед, чтобы дух не заглянул в дом и не поманил другого члена семьи следовать за собой. Семейные фотографии также иногда переворачивали лицевой стороной вниз, чтобы дух умершего не овладел кем-либо из близких родственников и друзей умершего.
Ограбление могил «людьми-воскресителями», часто самими врачами , было проблемой в 19 веке, поскольку медицинским школам требовались свежие трупы для занятий по вскрытию. «Обмуровка» могилы была способом гарантировать некоторую безопасность после смерти. Страх того, что любимый человек будет похоронен заживо, вдохновил производителей гробов на разработку систем предупреждения, таких как колокол на могиле, который был соединен цепью с внутренней частью гроба в случае преждевременного захоронения. ». Небольшие лепешки, известные как «поминальные бисквиты», заворачивали в белую бумагу, запечатывали черным сургучом и раздавали гостям в качестве подарков. После интернирования часто подавали роскошные блюда или закуски . Похороны обычно следовали через четыре дня после смерти.
На многих кладбищах подавляющее большинство могил ориентировано таким образом, что тела лежат головой на запад, а ногами на восток. Этот очень старый обычай, по-видимому, восходит к языческим солнцепоклонникам, но в первую очередь приписывается христианам, которые верят, что окончательный призыв к Суду придет с Востока.
Личные канцелярские принадлежности и носовые платки имели черную окантовку с широкой каймой, указывающей на совсем недавнюю смерть.
Белый был популярным цветом для похорон ребенка. Белые перчатки, страусиные перья и белый гроб были стандартом.
Некоторые викторианские суеверия :
Если покойный прожил хорошую жизнь, на его могиле расцвели цветы; но если бы он был злым, то выросли бы только сорняки.
Если в одной семье произошло несколько смертей, повяжите черной лентой все оставшееся в живых, что входит в дом, даже собак и кур. Это защитит от дальнейшего распространения смерти.
Никогда не надевайте на похороны ничего нового, особенно обувь.
Вы должны всегда прикрывать рот во время зевания, чтобы ваш дух не покидал вас и дьявол никогда не входил в ваше тело.
Встретить похоронную процессию лоб в лоб — к несчастью. Если вы видите, что кто-то приближается, обернитесь. Если это неизбежно, держите кнопку, пока не пройдет похоронный кортеж.
Крупные капли дождя предупреждают о том, что только что наступила смерть.
Остановите часы в комнате смерти, иначе вам не повезет.
Запирать дверь своего дома после того, как похоронная процессия покинула дом, — к несчастью.
Если на похоронную процессию выпадет дождь, умерший попадет в рай.
Если вы слышите раскат грома после погребения, это означает, что душа усопшего достигла небес.
Если вы слышите 3 стука и никого нет, это обычно означает, что кто-то из ваших близких умер. Суеверные называют это тремя ударами смерти.
Если вы оставляете что-то, что принадлежит вам, покойному, значит, этот человек вернется за вами.
Если в ваш дом попадет светлячок/светлячок, кто-то скоро умрет.
Если вы почувствуете запах роз, когда их нет рядом, кто-то умрет.
Если вы не задержите дыхание, проходя мимо кладбища, вас не похоронят.
Если ты увидишь себя во сне, последует твоя смерть.
Если увидишь сову днем, будет смерть.
Если вам приснится рождение, кто-то из ваших знакомых умрет.
Если в открытой могиле идет дождь, то кто-то из членов семьи умрет в течение года.
Если птица клюет в ваше окно или врезается в него, значит, наступила смерть.
Если воробей сядет на пианино, кто-то в доме умрет.
Если картина упадет со стены, это приведет к смерти кого-то из ваших знакомых.
Если вы пролили соль, бросьте щепотку рассыпанной соли через плечо, чтобы предотвратить смерть.
Никогда не говорите плохо о мертвых, потому что они вернутся, чтобы преследовать вас, или вас постигнет несчастье.
Две смерти в семье означают, что обязательно последует третья.