Василий михаил ломоносов: Ломоносов. Личная судьба | Наука и жизнь

Русский феномен — Михаил Васильевич Ломоносов

Великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов – человек-оркестр от мира науки. Он удивительным образом сочетал в себе качества и таланты, которые позволили стать поистине легендарным русским естествоиспытателем, энциклопедистом, химиком, астрономом и филологом, основоположником научного мореплавания и производства стекла. За годы жизни и уже после вокруг его фигуры сложилось множество мифов, впечатляющих, мотивирующих и вдохновляющих нас до сих пор, а имя стало образом просвещения и образования в России. 

Но что правда в биографии учёного, а что вымысел? Выясняем вместе с Валерием Шубинским – известным поэтом, переводчиком, критиком и историком литературы.

Правда ли, что гений добирался до Москвы пешком?

Отчасти. Если кратко, то он добирался до Москвы из своей деревни с рыбным обозом: часть пути проехал на телеге, а часть прошёл пешком.

Три главных мифа

О Михаиле Васильевиче ходит м

ножество мифов. В рамках этого вопроса развенчаем три из них:

  • «Открыл закон сохранения массы» – миф. Кстати, он и не претендовал на данное открытие.
  • «Основал Московский университет» – миф. Больше сил и времени он отдал Петербуржскому университету.
  • «Ломоносов – сын Петра I» – снова неправда. В тех краях, где родился гений, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский побывал за 10 лет до появления своего «сына» на свет.  

Был ли учёный грамотным?

Будучи юнцом 12-13 лет, он писал бумаги за односельчан – на многих сохранившихся документах даже стоит его подпись. Также он прочёл все книги, которые только смог достать. Любимая книга – книга по арифметике. В попытках получить образование будущий учёный даже попал в старообрядческую школу. Правда, разочаровался и отправился в Москву. 

Какие планы имели родители на сына? Они хотели его женить?

Стоит начать с того, что родители М. В. были людьми небедными для своего времени – государственными (не крепостными) крестьянами. Но рассчитывать на поступление в большинство учебных заведений не могли из-за принадлежности к сословию. Безусловно, при Петре появились социальные лифты. Например, можно было стать мелким государственным служащим. Однако отец будущего светила науки надеялся, что сын продолжит его дело.  

Действительно ли он соврал при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию?

Дважды и по-разному:

  • В первый раз – о возрасте. В заведение принимают в 12-15 лет, а ему было 20.
  • Во второй раз – о профессии отца. Экспедиции, отправляющейся в киргизские степи, нужен был священник. Наш герой выдвинул свою кандидатуру, сказав, что является сыном священника. Обман раскрылся, но на это закрыли глаза. 

Учёный был угрюмым и конфликтным?

Это правда. Характер можно описать так: эмоциональный, властный, страстный, безумно убеждённый в правоте. Стоит заметить, что он не ругался при дворе. А вот в академии конфликты для него были обыденным делом. И тут важно понимать: тому способствовала атмосфера заведения. 

Каким он был студентом, если судить по воспоминаниям современников?

Хорошо учился, даже стал любимчиком немецкого учёного Христиана фон Вольфа. Интересный факт: Ломоносов и двое его товарищей, учась в Германии, получали что-то типа стипендии из России. Они вели полноценную студенческую жизнь, в которой не обошлось без долгов, которые пришлось выплачивать академии наук.

Любовные романы русского гения в Германии – были?

О личной жизни учёного ничего не известно. Личную жизнь в то время старались не выставлять напоказ.

Существует мнение, что у истоков российского высшего образования стоит именно он. Правда?

Во многом – да. Он не просто учил студентов, но и занимался исследовательской деятельностью, писал учебники, добивался возможности получения образования представителями низших сословий.

А какие отношение у него были с Екатериной? Какой же на самом деле была жизнь Михаила Васильевича Ломоносова? Был ли хорошим хозяином? Ответы на эти и другие вопросы – в видео!

В дополнение к теме

Детство и юность Ломоносова

Будущее светило науки и гордость истории России Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября в 1711 году. Произошло это событие в с. Мишенское. 1911 год знаменит переименованием села в Ломоносово в честь празднования 200 лет со дня, когда родился великий русский ученый.

Отца Михаила звали Василий Дорофеевич. Точно известно, что он был весьма зажиточным крестьянином и промышлял рыбным делом. Семья его жила в достатке. Помогали также добывать капитал несколько судов, которыми владел Василий Дорофеевич. Мать ученого, Елена Ивановна, была дочерью дьякона – церковного священнослужителя. Будучи очень образованной, она смогла привить своему сыну интерес к науке. К сожалению, биография Елены Васильевны заканчивается очень рано, когда Мише было всего девять лет. Василий Дорофеевич в скором времени перестал быть вдовцом. Его следующей женой стала Феодора Ускова. Брак длился недолго в связи со скорой кончиной Феодоры Михайловны. С третьей супругой отца, Ириной Корельской, у юного покорителя Москвы отношения не заладились. Если кратко, характер у нее был вздорный. Она была весьма злой и завистливой женщиной. Часто в доме случались ссоры.

Юный Миша был не только любознательным, но и трудолюбивым. Уже в 10 лет он начал помогать отцу на судне и с рыбным промыслом. В ходе сложных и опасных работ на воде Ломоносов закалился духовно и физически. Опираясь на детские воспоминания о тяжелом, но интересном труде, Михаил Васильевич интересовался биологией, жизнью подводных организмов и уделял много внимания изучению Севера.

Из-за огромного количества работы и отсутствия школ в селе Ломоносов должного образования в детстве не получил. Но все равно продолжал с недетскими силами грызть гранит науки, несмотря на частые гневные высказывания со стороны недовольных излишней любовью к знаниям отца и мачехи. Михаил читал все, что попадалось по руку, будь то псалтирь, славянская грамматика или арифметика. Ходил заниматься в местную церковь, изучал там богословие. К 14 годам Ломоносов свободно говорил на русском языке и владел искусством грамотно писать. Наука и дальнейшие достижения в ее развитии были для него всем.

Характеристика в отношении отца Ломоносовым преподносилась неоднозначно. Василий Дорофеевич был человеком невысокого образования и достаточно темным. Не поддерживал рвение сына к учебе. Но, несмотря на это, относился к нему очень хорошо и доброжелательно. Из добрых побуждений папа хотел поскорее прекратить излишнее рвение к книгам своего наследника. Считал нужным пораньше найти ему законную супругу. Разумеется, такое нарушение планов рвущемуся до знаний Мише не понравилось. Ему пришлось симулировать болезнь, чтобы перенести женитьбу. Затем, не оповестив родных о своих решениях, Ломоносов ночью убежал из дома. Поход с рыбным обозом пешком в Москву начался в 1730 году. Михаилу Васильевичу Ломоносову было 20 лет. Повезло, что весь путь не пришлось преодолевать на своих двоих, и юный путешественник за три недели на караване с грузом рыбы добрался до цели.

Славяно-греко-латинская академия из-за крестьянского происхождения Ломоносова не могла его принять на учебу. Ломоносову пришлось солгать о своем происхождении и выдать его за дворянское, подделав при этом документы. Многие историки считают версию о фальшивых документах вымыслом, но именно она чаще всего подтверждается российскими биографами Ломоносова.

Гуманитарное образование Михаил Васильевич получил именно в Москве, но для изучения естественных наук он решил продолжить обучение в Киево-Могилянской академии. Время его пребывания там был очень недолгим, и в краткий срок Ломоносов снова перебирается в Москву.

Рвение и любовь к чтению не покинули юное дарование, и все предметы давались Мише без трудностей. Высокие показатели успеваемости не заставили себя долго ждать, и его вместе с несколькими учениками принимают в университет при Академии наук в столице. Все это время Михаил Васильевич Ломоносов не уставал усердно учиться. Постигал основы химии, истории, физики, философии и многого другого. Известно, что он увлекался поэзией и писал собственные произведения, хоть они и не издавались в широком тираже.

Михаил Ломоносов, Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – поэт, ученый, художник. «Наш Пиндар», «наш Цицерон», «наш Виргилий», «наш Леонардо», «наш Гете», «наш Франклин» – так называли современники и потомки сына поморского крестьянина Михайло Ломоносова. Но он был еще и «нашим Давидом», одним из первых русских псалмопевцев. В.Г. Белинский называл его «отцом русской поэзии», считал, что новая русская литература началась с ломоносовской «Оды на взятие Хотина» (1739). Так оно и было. Во время взятия русскими войсками турецкой крепости Хотин в Молдавии студент Ломоносов изучал горное дело в Германии. К этому времени он уже сделал несколько стихотворных переводов и заканчивал разработку «Правил российского стихотворства». «Оду на взятие Хотина» он приложил к этим правилам, посланным в Академию наук в качестве наглядного примера того, каким может быть это новое российское стихотворство. «Мы были очень удивлены таким еще не бывалым в русском языке размером стихов, – описывал современник впечатление ученых мужей от публичного чтения хотинской оды на Российском собрании Академии наук. Таковым был дебют Ломоносова-поэта и Ломоносова-стиховеда, положивший начало новой эры в русской поэзии.

Через четыре года то же самое произошло, но уже на примере псалмов. Предшественник Лемоносова-псалмопевца Василий Тредиаковский в 1754 году закончил полное стихотворное переложение Псалтыри, а в 1735 году, за четыре года до ломоносовских «Правил», выпустил трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Само рождение новой русской поэзии и поэтики происходило в столкновении этих двух полюсов, одним из которых был сын поморского крестьянина-старовера, а вторым – сын астраханского священника. Тредиаковский разработал в теории и практике все основные жанры русского классицизма на примерах силлабического хорея, а Ломоносов – тонического ямба. Вот, казалось бы, и вся разница. Но для поэзии это имело не менее принципиальное значение, чем «двуперстие» и «трехперстие» – в русском «расколе». Каждый из них, как Аввакум и Никон, стоял на своем до последнего. Но в 1844 году три поэта – Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков, ставшие вскоре «ревнивыми врагами», выпустили совместное издание, в котором, как значилось на обложке, были представлены «Три оды парафрастические псалма 143, сочиненные чрез трех стихотворцев, из которых каждый одну сложил особливо». Это был своеобразный поэтический турнир, выдержанный по всем правилам античных поэтических агонов. Имена поэтов не указывались, читателям, как говорилось в предисловии (его автором был Тредиаковский), предлагалось самим угадать – «который из них которую оду сочинил». Два псалма, переведенных ямбом, принадлежали Ломоносову и Сумарокову, третий, переведенный хореем, – Тредиаковскому.

Но псалмы Ломоносова отличались от псалмов Тредиаковского не только стихотворным размером. Тредиаковский стремился, прежде всего, к смысловой точности в передаче библейского текста, который был для него религиозным каноном. Ломоносов не всегда точен. Он, как позднее Гавриил Державин, Федор Глинка, в ряде случаев «отходит» от подлинника, нарушает канон, придает библейским сюжетам актуальность, вносит в них личные мотивы. Характерен сам выбор псалмов. Он создает свой цикл «Духовные оды», объединив псалмы, выражающие наиболее важные для того времени нравственные проблемы, противоборства злу, борьбы с врагами.

А.С. Пушкин особо отметил значение языка Ломоносова-псалмопевца: «Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему переложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». Об этой же особенности ломоносовских од и псалмов писали А.Н. Радищев, Н.В. Гоголь. Философ Владимир Ильин писал в своей книге «Арфа Царя Давида в русской поэзии», изданной в 1960 году в Брюсселе: «М. В. Ломоносов, ставший «разумным и великим по своей и Божьей воле», никогда не забывал благодарить и воспевать Господа Бога, даровавшего ему мощный разум и несокрушимую трудовую энергию; так же как не забывал он Того, чья воля вдохновляла и укрепляла его собственную, человеческую. Все его творчество было или прямым славословием, хвалою Создателю мира, или таким славословием сопровождались высказанные им мысли. Да и вообще, недлинное творчество, которым была насыщена вся жизнь М.В. Ломоносова, не может быть безбожным». Современный исследователь русской православной культуры Михаил Дунаев обратил внимание на одну чрезвычайно важную черту: «При знакомстве с его поэтическими созданиями сразу становится отчетливо ясна нелепость того противопоставления научного познания и духовных исканий («науки и религии»), какие навязываются атеистическим мировоззрением, столь распространенным в эпоху Просвещения. Ломоносов сделал научное познание формою религиозного опыта. «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрствования на них вражду всклеплет», – так ясно выразил он смысл своего научного мировоззрения. Постигая законы и гармонию мироздания, Ломоносов делал единственно разумный и естественно-научный вывод: «Скажите ж, коль велик Творец?».

Оды духовные

Утреннее размышление о Божием величестве

1

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И Божия дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель Сам!

2

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

3

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

4

Сия ужасная громада

Как искра пред Тобой одна.

О коль пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что Ты творить нам повелел!

5

От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес

И взору нашему открылись,

Исполнены Твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик Зиждитель наш Господь!

6

Светило дневное блистает

Лишь только на поверхность тел;

Но взор Твой в бездну проницает,

Не зная никаких предел.

От светлости Твоих очей

Лиется радость твари всей.

7

Творец! покрытому мне тьмою

Простри премудрости лучи

И что угодно пред Тобою

Всегда творити научи,

И на Твою взирая тварь,

Хвалить Тебя, безсмертный Царь.

1743 (?)

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

1

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

2

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

3

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы Божества

Там равна сила естества.

4

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мешут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

5

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет;

Скажите, что нас так мятет?

6

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

7

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

8

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей ваш конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

1743

Преложение псалма 1

Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным в след ступать

И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать.

Но волю токмо подвергает

Закону Божию во всем

И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.

Как древо, он распространится,

Что близ текущих вод растет,

Плодом своим обогатится,

И лист его не отпадет.

Он узрит следствия поспешны

В незлобивых своих делах;

Но пагубой смятутся грешны,

Как вихрем восхищенный прах.

И так злодеи не восстанут

Пред вышнего Творца на суд,

И праведны не воспомянут

В своем соборе их отнюд.

Господь на праведных взирает

И их в пути Своем хранит;

От грешных взор Свой отвращает

И злобный путь их погубит.

Преложение псалма 14

Господи, кто обитает

В светлом доме выше звезд?

Кто с Тобою населяет

Верьх священный горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,

Правду завсегда хранит

И нелестным сердцем точно,

Как языком, говорит.

Кто устами льстить не знает,

Ближним не наносит бед,

Хитрых сетей не сплетает,

Чтобы в них увяз сосед.

Презирает всех лукавых,

Хвалит Вышнего рабов

И пред Ним душою правых,

Держится присяжных слов.

В лихву дать сребро стыдится,

Мзды с невинных не берет.

Кто так жить на свете тщится,

Тот вовеки не падет.

Преложение псалма 26

Господь – Спаситель мне и свет:

Кого я убоюся?

Господь Сам жизнь мою блюдет:

Кого я устрашуся?

Во злобе плоть мою пожрать

Противны устремились;

Но злой совет хотя начать,

Упадши, сокрушились.

Хоть полк против меня восстань:

Но я не ужасаюсь.

Пускай враги воздвигнут брань:

На Бога полагаюсь.

Я только от Творца прошу,

Чтоб в храм Его вселиться;

И больше в свете не ищу,

Как в оном веселиться.

В селении Своем покрыл

Меня Он в день печали

И неподвижно укрепил,

Как злые окружали.

Возвысил Он мою главу

Над всех врагов ужасных;

Я, жертву принося, зову

Ему в псалмах согласных.

Услыши, Господи, мой глас,

Когда к Тебе взываю,

И сохрани на всякой час:

К Тебе я прибегаю.

Ко свету Твоего лица

Вперяю взор душевный

И от всещедрого Творца

Приемлю луч вседневный.

От грешного меня раба,

Творец, не отвратися;

Да взыдет пред Тебя мольба,

И в гневе укротися.

Меня оставил мой отец

И мать еще в младенсгве;

Но восприял меня Творец

И дал жить в благоденстве.

Настави, Господи, на путь Святым

Твоим законом,

Чтоб враг не мог поколебнуть

Крепящегося в оном.

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных.

Я чаю видеть на земли

Всевышнего щедроты

И не лишиться николи

Владычния доброты,

Ты, сердце, духом укрепись,

О Господе мужайся,

И бедствием не колеблись,

На Бога полагайся.

Преложение псалма 34

Суди обидящих, Зиждитель,

И от борющихся со мной

Всегдашний буди Покровитель,

Заступник и Спаситель мой.

На глас мой ныне преклонися,

Прими оружие и щит

И мне на помощь ополчися,

Когда противник мне грозит.

Сдержи стремление гонящих,

Ударив пламенным мечом.

Уверь в напастях обстоящих,

Что я в покрытии Твоем.

Гонители да постыдятся,

Что ищут зла души моей,

И с срамом вспять да возвратятся,

Смутившись в памяти своей.

Да сильный гнев Твой злых восхитит,

Как бурным вихрем легкий прах.

И ангел Твой да не защитит

Бегущих, умножая страх.

Да помрачится путь их мглою,

Да будет ползок и разрыт,

И ангел мстящею рукою

Их, вслед гоня, да устрашит.

Сие гонение ужасно

Да оскорбит за злобу их,

Что, зляся на меня напрасно,

Скрывали мрежу злоб своих.

Глубокий, мрачный ров злодею

В пути да будет сокровен;

Да будет сетию своею,

Что мне поставил, уловлен.

Душа моя возвеселится

О Покровителе своем

И радостию ободрится

О заступлении Твоем.

С Тобою кто себя сравняет?

Все кости, Боже мой, гласят:

Твоя власть сильных сокрушает,

Что бедных растерзать хотят.

Уже свидетели восстали

Неправедные на меня

И, стыд оставив, вопрошали

О том, чего не знаю я.

Наносят мне вражду и злобу,

Чтоб тем мне за добро воздать

И бедной дух мой и утробу

Досадой и тоской терзать.

Но как они ослабевали,

Тогда постом я и мольбой

Смирял себя, дабы восстали

Противники мои в покой.

Как брату своему, я тщился,

Как ближним, так им угождать,

И, сетуя об них, крушился

И слез своих не мог держать.

Они, однако, веселятся,

Как видят близ мою напасть;

И на меня согласно злятся,

Готовя ров, где мне упасть.

Смятенный дух во мне терзают,

Моим паденьем льстя себя;

Смеются, нагло укоряют,

Зубами на меня скрыпя.

Доколе, Господи, без гневу

На злость их будешь Ты взирать?

Не дай, не дай Ты Львову чреву

Живот мой до конца пожрать!

Во храме возвещу великом

Преславную хвалу Твою,

Веселым гласом и языком

При тьмах народа воспою.

Не дай врагам возвеселиться

Неправедной враждой своей,

Не дай презорством (презреньем) возгордиться

И помизанием (подмигиванием) очей.

Хоть мирные слова вещали

И ласков вид казали вне,

Но в сердце злобу умышляли

И сети соплетали мне.

Мне пагубы, конечно, чая,

Все купно стали восклицать,

Смеяться, челюсть расширяя:

«Нам радостно на то взирать!»

Ты видел, Господи, их мерзость:

Отмсти и злобным не стерпи,

Отмсти безовестную дерзость

И от меня не отступи.

Восстани, Господи Зиждитель,

Взойди на Твой святый престол

И буди нашей при решитель,

Спаси от нестерпимых зол.

Подвигнись правдою святою,

Суди нас, Господи, суди,

Не дай им поругаться мною,

Суди и мне не снисходи.

Не дай им в злобе похвалиться

И мне в ругательство сказать:

«О, как в нас сердце веселится,

Что мы могли его пожрать».

Посрамлены да возмятутся,

Что ради злым моим бедам;

И с верьх главы да облекутся

Мои противны в студ и в срам.

Но тем дай вечную награду,

Что оправдать меня хотят;

Взирая на мою отраду,

«Велик Господь наш», – говорят.

Язык мой правде поучится

И истине святой Твоей.

Тобой мой дух возвеселится

Чрез все число мне данных дней.

Преложение псалма 70

1

В Тебе надежду полагаю,

Всесильный Господи, всегда,

К Тебе и ныне прибегаю,

Да ввек спасуся от студа.

2

Святою правдою Твоею

Избавь меня от злобных рук,

Склонись молитвою моею

И сокруши коварных лук.

3

Поборник мне и Бог мой буди

Против стремящихся врагов,

И бренной сей и тленной груди

Стена, защита и покров.

4

Спаси меня от грешных власти

И преступивших Твой закон,

Не дай мне в челюсти их власти,

Зияющи со всех сторон.

5

В терпении моем, Зиждитель,

Ты был от самых юных дней

Помощник мой и Покровитель,

Пристанище души моей.

6

От чрева материя Тобою

И от утробы укреплен,

Тебя превозношу хвалою,

Усердием к Тебе возжжен.

7

Враги мои, чудясь, смеются,

Что я кругом объят бедой,

Однако мысли не мятутся,

Когда Господь – Заступник мой.

8

Превозносить Твою державу

И воспевать на всякой час

Великолепие и славу

От уст да устремится глас.

9

Во время старости глубокой,

О Боже мой, не отступи,

Но крепкой мышцей и высокой

Увядши члены укрепи.

10

Враги, которые всечасно

Погибели моей хотят,

Уже о мне единогласно

Между собою говорят:

11

«Погоним; Бог его оставил;

Кого он может преклонить,

От нас бы кто его избавил?

Теперь пора его губить».

12

О Боже мой, не удалися,

Покрой меня рукой Своей

И помощь ниспослать потщися

Объятой злом душе моей.

13

Да в вечном сраме погрузятся,

Которые мне ищут зла.

Да на главу их обратятся

Коварства, плевы и хула.

14

Надежду крепку несомненно

В Тебе едином положу

И, прославляя безпременно,

В псалмах и песнях возглашу.

15

От уст моих распространится

О истине Твоей хвала,

Благодеяний слух промчится

Тобой мне бывших без числа.

16

Твою я крепость, Вседержитель,

Повсюду стану прославлять;

И что Ты мой был Покровитель,

Вовеки буду поминать.

17

Тобою, Боже, я наставлен

Хвалить Тебя от юных лет

И ныне буди препрославлен

Чрез весь Тобой созданный свет.

18

Доколе дряхлость обращаться

Не возбранит моим устам,

Твоя в них крепость прославляться

Грядущим будет всем родам.

19

Твоя держава возвестится

И правда мною до небес.

О Боже, кто Тебе сравнится

Великим множеством чудес?

20

Ты к пропасти меня поставил,

Чтоб я свою погибель зрел;

Но скоро, обратясь, избавил

И от глубоких бездн возвел.

21

Среди народа велегласно

Поведаю хвалу Твою

И на струнах моих всечасно

Твои щедроты воспою.

22

Уста мои возвеселятся,

Когда возвышу голос мой,

И купно чувства насладятся

Души, спасенныя Тобой.

23

Еще язык мой поучится

Твои хвалити правоты,

Коварных сила постыдится,

Которы ищут мне беды.

Преложение псалма 103

Благослови душа моя Господа,

Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Да хвалит дух мой и язык

Всесильного Творца державу,

Великолепие и славу.

О Боже мой, коль Ты велик!

Одеян чудной красотой,

Зарей божественного света,

Ты звезды распростер без счета

Шатру подобно пред Тобой.

Покрыв водами высоты,

На легких облаках восходишь,

Крилами ветров шум наводишь,

Когда на них летаешь Ты.

И воли Твоея послы

Как устремления воздушны,

Всесильным маниям послушны,

Текут, горят, не зная мглы.

Ты землю твердо основал,

И для надежныя окрепы

Недвижны положил заклепы

И вечну непреклонность дал.

Ты бездною ее облек,

Ты повелел водам парами

Всходить, сгущялся над нами,

Где дождь рождается и снег.

Их воля Твой единый взгляд,

От запрещения мутятся,

И в тучи, устрашась, теснятся,

Лишь грянет гром Твой, вниз шумят.

Восходят горы в высоту;

Крутые ставишь Ты стремнины

И стелешь злачные долины,

Угрюмством множа красоту.

Предел верьхам их положил,

землю скрыть не обратились,

Ничем бы вниз не преклонились,

Опричь Твоих безмерных сил.

Из гор в долины льешь ключи

И прохлаждаешь тем от зноя;

Журчат для сладкого покоя,

Между горами текучи.

И напояют всех зверей,

Что окрест сел себя питают;

И ждут ослы, как в жажде тают,

Отрады от руки Твоей.

Слетаясь тамо птицы в тень,

Возносят пение и свисты,

Живят вертепы каменисты

И тем проводят жаркой день.

Ты свыше влагу льешь горам,

Плодами землю насаждаешь

И все народы насыщаешь,

Свидетелей Твоим делам.

Растишь в полях траву для стад;

Нам разны зелия в потребу

Обильно прилагаешь к хлебу,

Щедротою ко всем богат.

Хлеб силой нашу грудь крепит,

Нам масло члены умягчает;

Вино в печали утешает

И сердце радостью живит.

Древам даешь обильный тук;

Поля венчаешь ими, Щедрый.

Насаждены в Ливане кедры Могуществом всесильных рук.

Преложение псалма 116

Хвалите Господа, всея земли языки,

Воспойте Вышняго, вы, малы и велики,

Что милость Он свою вовек поставил в нас,

И истина Его пребудет всякий час.

1747

Преложение псалма 1432

1

Благословен Господь мой Бог,

Мою десницу укрепивый

И персты в брани научивый

Сотреть врагов взнесенный рог.

2

Заступник и Спаситель мой,

Покров, и милость, и отрада,

Надежда в брани и ограда,

Под власть мне дал народ святой.

3

О Боже, что есть человек?

Что Ты ему Себя являешь,

И так его Ты почитаешь,

Которого толь краток век.

4

Он утро, вечер, ночь и день

Во тщетных помыслах проводит;

И так вся жизнь его проходит,

Подобно как пустая тень.

5

Склони, Зиждитель, небеса,

Коснись горам, и воздымятся,

Да паки на земли явятся

Твои ужасны чудеса.

6

И молнией Твоей блесни,

Рази от стран гремящих стрелы,

Рассыпь врагов Твоих пределы,

Как бурей плевы разжени.

7

Меня объял чужой народ,

В пучине я погряз глубокой,

Ты с тверди длань простри высокой

Спаси меня от многих вод.

8

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывают в сердце злобный ков.

9

Но я, о Боже, возглашу

Тебе песнь нову повсечасно;

Я в десять струн Тебе согласно

Псалмы и песни приношу.

10

Тебе, Спасителю царей,

Что крепостью меня прославил,

От лютого меча избавил,

Что враг вознес рукой своей.

11

Избавь меня от хищных рук

И от чужих народов власти,

Их речь полна тщеты, напасти,

Рука их в нас наводит лук.

12

Подобно масличным древам

Сынов их лета процветают,

Одеждой дщери их блистают,

Как златом испещреный храм.

13

Пшеницы полны гумна их,

Несчетно овцы их плодятся,

На тучных пажитях хранятся

Стада в траве волов толстых.

14

Цела обширность крепких стен,

Везде столпами укрепленных,

Там вопля в стогнах нет стесненных,

Не знают скорбных там времен.

15

Счастлива жизнь моих врагов!

Но те светлее веселятся,

Ни бурь, ни громов не боятся,

Которым Вышний Сам Покров.

Вторая половина 1743

Преложение псалма 145

Хвалу Всевышнему Владыке

Потщися, дух мой, воссылать;

Я буду петь в гремящем лике

О Нем, пока могу дыхать.

Никто не уповай вовеки

На тщетну власть князей земных:

Их те ж родили человеки,

И нет спасения от них.

Когда с душою разлучатся

И тленна плоть их в прах падет,

Высоки мысли разрушатся,

И гордость их и власть минет.

Блажен тот, кто себя вручает

Всевышнему во всех делах

И токмо в помощь призывает

Живущего на небесах.

Несчетно многими звездами

Наполнившего высоту

И непостижными делами

Земли и моря широту,

Творящего на сильных нишу,

По истине в обидах суд,

Дающего голодным пищу,

Когда к Нему возопиют.

Господь оковы разрешает

И умудряет Он слепцов,

Господь упадших возвышает

И любит праведных рабов.

Господь пришельцев сохраняет

И вдов приемлет и сирот.

Он дерзкий грешных путь скончает,

В Сионе будет в род и род.

1747

Ода,

выбранная из Иова; главы 38, 39, 40 и 41

1

О ты, что в горести напрасно

На Бога ропщешь, человек,

Внимай, коль в ревности ужасно,

Он к Иову из тучи рек!

Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая

И гласом громы прерывая,

Словами небо колебал

И так его на распрю звал:

2

«Сбери свои все силы ныне,

Мужайся, стой и дай ответ.

Где был ты, как Я в стройном чине

Прекрасный сей устроил свет,

Когда Я твердь земли поставил

И сонм небесных сил прославил,

Величество и власть Мою?

Яви премудрость ты свою!

3

Где был ты, как передо Мною

Безчисленны тьмы новых звезд,

Моей возженных вдруг рукою,

В обширности безмерных мест

Мое Величество вещали,

Когда от солнца воссияли

Повсюду новые лучи,

Когда взошла луна в ночи?

4

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться дале не велел?

Покрытую пучину мглою

Не Я ли сильною рукою

Открыл и разогнал туман

И с суши сдвинул Океан?

5

Возмог ли ты хотя однажды

Велеть ранее утру быть

И нивы в день томящей жажды

Дождем прохладным напоить,

Пловцу способный ветр направить,

Чтоб в пристани его поставить,

И тяготу земли тряхнуть,

Дабы безбожных с ней сопхнуть?

6

Стремнинами путей ты разных

Прошел ли моря глубину?

И счел ли чуд многообразных

Стада, ходящие по дну?

Отверзлись ли перед тобою

Всегдашнею покрыты мглою

Со страхом смертные врата?

Ты спер ли адовы уста?

7

Стесняя вихрем облак мрачный,

Ты солнце можешь ли закрыть,

И воздух огустить прозрачный,

И молнию в дожде родить,

И вдруг быстротекущим блеском

И гор сердца трясущим треском

Концы вселенной колебать,

И смертным гнев свой возвещать?

8

Твоей ли хитростью взлетает

Орел, на высоту паря,

По ветру крила простирает

И смотрит в реки и моря?

От облак видит он высоких

В водах и пропастях глубоких,

Что в пищу Я ему послал.

Толь быстро око ты ли дал?

9

Воззри в леса на Бегемота,

Что Мною сотворен с тобой;

Колючий терн его охота

Безвредно попирать ногой.

Как верви, сплетены в нем жилы.

Отведай ты своей с ним силы!

В нем ребра, как литая медь;

Как может рог его сотреть?

10

Ты можешь ли Левиафана

На уде вытянуть на брег?

В самой средине Океана

Он быстрый простирает бег;

Светящимися чешуями

Покрыт, как медными щитами,

Копье, и меч, и молот твой

Считает за тростник гнилой.

11

Как жернов сердце он имеет,

И зубы – страшный ряд серпов:

Кто руку в них вложить посмеет?

Всегда к сраженью он готов;

На острых камнях возлегает

И твердость оных презирает:

Для крепости великих сил

Считает их за мягкий ил.

12

Когда ко брани устремится,

То море, как котел, кипит;

Как печь, гортань его дымит,

В пучине след его горит;

Сверкают очи раздраженны,

Как угль, в горниле раскаленный.

Всех сильных он страшит, гоня.

Кто может стать против Меня?

13

Обширного громаду света

Когда устроить Я хотел,

Просил ли твоего совета

Для множества толиких дел?

Как персть Я взял в начале века,

Дабы создати человека,

Зачем тогда ты не сказал,

Чтоб вид иной тебе Я дал?»

14

Сие, о смертный, рассуждая,

Представь Зиждителеву власть,

Святую волю почитая,

Имей свою в терпеньи часть.

Он все на пользу нашу строит,

Казнит кого или покоит.

В надежде тяготу сноси

И без роптания проси.

1751

Михаил Ломоносов

Официальный:

Михаил Васильевич Ломоносов. 8 (19) ноября 1711 — 4 (15) апреля 1765. Русский естествоиспытатель, поэт, историк, географ. Действительный член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и почетный член Шведской королевской академии наук. Много ходил.

 

Жизнь и работа:

1. Когда зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич взял в 1724 г. третью жену, она стала ворчать, что его сын от первого брака совсем не помогает по хозяйству. , но только читать слишком много. Не стоит удивляться: ведь фамилия Василия Дорофеевича и его сына Михаила — Ломоносов.

 

2.

Рыбак раскидывал сеть на берегу ледяного моря;

Мальчик помогал отцу. Мальчик, оставь рыбака!

Ждут тебя другие сети, другие заботы:

Ты умы ловишь, королям помощником будешь.

Французский историк упомянул главного героя этого пушкинского стихотворения в числе известных русских химиков и рекомендовал не путать его с одноименным поэтом. Он мало что знал о русской истории: Михаил Васильевич Ломоносов был не только химиком, но и поэтом, и много чем еще.

 

3. Виссарион Белинский сказал о Ломоносове следующее: «До него была только русская азбука, и только после него стало возможным в России разделять научные и литературные произведения».

 

4. По его словам, Ломоносов был знатным предком, в отличие от бездарных, но высокомерных Рюриковичей или Гедиминовичей. Он родился в станице Мишанинской Архангельской губернии, ставшей впоследствии деревней Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Будущий великий ученый рано потерял мать. По его словам, его отец был добрым, но воспитанным в крайнем невежестве, а мачеха, третья жена отца, была злой и завистливой.

 

5. С десяти лет Михаил помогал отцу, рыбачил с ним в Белом море. Поездки были иногда опасны, но они закаляли Ломоносова физически и пробуждали в нем любопытство к окружающему миру.

 

6. Читать и писать будущий светил науки научился у священника местной церкви. Всю свою жизнь Ломоносов называл « Грамматика » Мелетия Смотрицкого и Арифметика Леонтия Магнитского «вратами своего обучения».

 

7. Если персонаж Фонвизина Митрофанушка вместо учебы хотел жениться, то Ломоносов желал противоположного. Отец Михаила собирался жениться на нем, что делало более неотложным бегство будущего ученого в Москву. Он вышел из дома ночью, ни с кем не простившись, догнал рыбный караван и попросился к нему.

 

8. В Москве Ломоносов поступил в «Спасские училища», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Для этого Михаилу пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.

 

9. Ломоносову пришлось нелегко в академии: «Другие воспитанники, маленькие дети, кричат ​​и показывают пальцами: смотрите, какой дурак пришел учить латынь в двадцать лет!»

 

10. «Учась в Спасских училищах, я имел со всех сторон сильнейшие стремления, отвращавшие меня от учения. Имея один алтын довольствия в день, нельзя было иметь для повседневного питания больше, чем кусок хлеба и немного кваса, а остальное тратилось на бумагу, обувь и другие нужды. Так я прожил пять лет и не оставлял учения», — вспоминал Ломоносов.

 

11. Способного парня отправили учиться в Петербург в Академию наук, а затем продолжить образование за границей. Осенью 1736 г. проректор г-н Санторок записал довольно необычное для немца имя Ломоносов в университетскую книгу Марбургского университета.

 

12. Первые курсы, которые посещал любознательный юноша в Марбурге, поражали разнообразием: основы арифметики и геометрии, теоретическая химия, механика, гидростатика, аэрометрия, гидравлика, теоретическая физика. Через полгода, помимо овладения немецким языком, Михаил занялся французским языком, рисованием, танцами и фехтованием.

 

13. Уже на втором курсе университета Ломоносов начал научную деятельность: сначала он написал работу «О превращении твердого тела в жидкость в зависимости от движения предшествующей жидкости », а шесть несколько месяцев спустя — Диссертация по физике о разнице между смешанными телами, соединенными корпускулами . Можно сказать, что уже в Марбурге Ломоносов стал настоящим ученым.

 

14. Там же женился Ломоносов. Его избранницей стала дочь его квартирной хозяйки Элизабет Зильх. Из всех их детей до совершеннолетия дожила только их дочь Елена. Внучка Ломоносова Софья вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского. Правнучкой Ломоносова была знаменитая Мария Николаевна Волконская, последовавшая за мужем-декабристом в Сибирь. Его правнук, русский генерал Николай Раевский, основал Новороссийск.

 

15. Вернувшись в Россию, Ломоносов стал первым русским ученым, избранным на должность профессора химии. По табели о рангах ему был присвоен чин надворного советника и потомственного дворянина.

 

16. Своим примером Михаил Васильевич наглядно показал, что «земля русская может родить своих Платонов и сообразительных Ньютонов». Вклад Ломоносова в науку просто невозможно переоценить. Его корпускулярно-кинетическая теория теплоты предвосхитила принципы современной молекулярно-кинетической теории. Ломоносов в общих чертах сформулировал закон сохранения энергии, заложил основы физической химии, открыл атмосферу на Венере, создал первую в России исследовательскую лабораторию, где Михаил Васильевич изучал стекло, и подготовил проект самого первого университета в нашей части. мира.

 

17. Проект, созданный Ломоносовым, нашел свое применение: 12 января (юлианского календаря) 1755 года Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Справедливо, что теперь он носит имя Ломоносова.

 

18. Ученый Пол Уолден однажды заметил: «Хотя у Ломоносова-химика было много врагов, самым большим его противником был Ломоносов-поэт». И хотя Пушкин не считал ученого великим поэтом и называл его оды нудными и напыщенными, все же вклад Ломоносова в литературу велик. Вместе с Василием Тредиаковским применил к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения. Его эпиграммы и Гимн бороде — заметный вклад в русскую сатиру. Мы до сих пор цитируем многие строки поэта Ломоносова. Например, такие: «Науки юных питают, Старым радость дарят», «Отверзлась бездна, полная звезд, Звезд бесчисленны, бездна бездонна».

 

19. Чрезвычайно точны слова Пушкина о Ломоносове: «Сочетая необыкновенную силу воли с необыкновенной силой замысла, Ломоносов охватил все отрасли образования… Историк, ритор, механик, химик, минералог , художник и поэт, он все пережил и проникся: сначала вникает в историю отечества, устанавливает правила его общественного языка, излагает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предвосхищает открытие Франклина , основывает фабрику, сам строит огромные машины, дарит нам художественные мозаичные произведения и, наконец, открывает истинные истоки нашего поэтического языка».

 

20. Особую роль в языке играл Ломоносов. И это неудивительно: «нашему первому университету», по словам Пушкина, пришлось придумать терминологию для ряда наук. Именно Михаил Васильевич ввел в русский язык слова, означающие «минус», «диаметр», «атмосфера», «термометр», «кислота», «преломление», «горизонт» и многое другое.

 

21. Имя Ломоносова увековечено на карте России и мира. Город Ломоносов, бывший Ораниенбаум, сейчас входит в состав Санкт-Петербурга, но сохранил свое звучное название. Хребет Ломоносова был открыт в 1913 на Новой Земле Георгия Седова, а еще один хребет – подводный – был открыт в 1948 году в Северном Ледовитом океане. Есть плато Ломоносова в Гренландии, на острове Парамушир, одном из Курильских островов, есть спящий вулкан – гора Ломоносова; есть горы Ломоносова в Антарктиде и на Краевом острове архипелага Шпицберген. А самым первым географическим объектом, названным в честь великого ученого, является мыс Ломоносова на западном берегу устья Амура, открытый в 1849 году.Геннадий Невельский.

30 удивительных и интересных фактов о Михаиле Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов был русским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и закон сохранения массы в химических реакциях. Посмотрите ниже еще 30 удивительных и интересных фактов о Михаиле Ломоносове.

1. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие.

2. Ломоносов тоже был поэтом и повлиял на формирование современного русского литературного языка.

3. Родился 19 ноября 1711 года в Денисовке в России, в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой.

4. Ломоносов принадлежал к семье поморских крестьян-поморов.

5. В возрасте 10 лет он начал помогать отцу в его бизнесе по ловле трески и перевозке грузов. В этот период он также занимался изучением русской грамматики.

6. В течение 1720-х годов он побывал в нескольких портах Белого моря и Северного Ледовитого моря.

7. Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также знакомиться с культурой таких народов, как ненцы, финны и саамы.

8. Ломоносов получил паспорт в 1730 году, и для продолжения образования в том же году выехал в Москву.

9. В конце концов он был принят в Славяно-греко-латинскую академию.

10. Он был блестящим учеником и после трех лет обучения был направлен в Киев, чтобы провести год в Киево-Могилянской академии.

11. Ломоносов закончил свой запланированный 12-летний курс в течение 5 лет и был лучшим в своем классе.

12. В 1736 году он получил стипендию Петербургской академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для учебы в Марбургском университете в Германии.

13. С 1739 по 1740 год он изучал химию, философию, металлургию и минералогию.

14. Он внимательно читал работы философа Роберта Бойля.

15. Известно, что он любил произведения немецкого поэта Иоганна Христиана Гюнтера.

16. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и начал исследовательскую работу под руководством профессора Аммана в Петербургской Академии наук. Вскоре он был назначен адъютантом кафедры физики на кафедре Академии.

17. В 1745 г. он был зачислен на кафедру химии Петербургской Академии наук штатным профессором.

18. В 1748 году он опубликовал свой «Краткий справочник по риторике». Через несколько лет, в 1750 году, по заказу российской императрицы Елизаветы Петровны он написал для будущего национального театра трагедию в пяти действиях под названием «Тамира и Селим».

19. В 1751 году Петербургская академия издала дебютный сборник стихов Ломоносова.

20. В 1752 году он выпустил стихотворение «О пользе стекла» и написал вторую пьесу «Демофонт».

21. Ломоносов первым открыл и оценил атмосферу Венеры во время наблюдения за прохождением Венеры в 1761 году в небольшой обсерватории у своего дома в Петербурге.

22. В 1762 году Ломоносов представил на форум Российской академии наук усовершенствованную конструкцию телескопа-рефлектора. Главное зеркало его телескопа было отрегулировано под углом четыре градуса к оси телескопа.

23. В 1759 году Ломоносов вместе со своим сотрудником, академиком Йозефом Адамом Брауном, впервые зафиксировал замерзание ртути и провел с ней первые опыты.

24. В 1763 г. он опубликовал «О слоях земли», наиболее значительную свою геологическую работу.

25. Наблюдение Ломоносова за образованием айсбергов привело к его пионерской работе в области географии.

26. Ломоносов гордился восстановлением древнего искусства мозаики.

27. В 1754 году в своем письме Леонарду Эйлеру он писал, что его трехлетние эксперименты по влиянию химии минералов на их цвет привели к его глубокому увлечению мозаичным искусством.