Книги Василий Гроссман читать онлайн. Василий гроссман
Василий Гроссман – биография, фото, личная жизнь, книги
Василий Гроссман: биография
Неудивительно, что даже знаменитых писателей узнают по одному ключевому произведению. Например, большинство знакомо с Иваном Сергеевичем Тургеневым благодаря роману «Отцы и дети», тогда как Николай Васильевич Гоголь ассоциируется с «Мертвыми душами», а Михаил Юрьевич Лермонтов - с «Героем нашего времени».
Писатель Василий ГроссманВот и в копилке Василия Семеновича Гроссмана есть основополагающий роман «Жизнь и судьба», который часто сравнивают с книгой Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Но, к сожалению, некоторые рукописи писателя из-за присвоения властью его работам ярлыка антисоветской пропаганды опубликованы только после смерти Василия Семеновича.
Детство и юность
Будущий писатель появился на свет 14 сентября 1905 года в историческом городе Бердичеве, что в Житомирской области. Эта местность была богата мебельными фабриками, сахарными и кожевенными заводами. Гроссман часто вспоминал Бердичев и отзывался о городе как о месте, которое не утратило атмосферы добродушия и наивности, несмотря на тесноту, грязь и голод.
Иосиф Соломонович (настоящее имя литератора) рос и воспитывался в интеллигентной семье еврейского происхождения. Родители писателя с самого рождения хотели «закодировать» своего отпрыска на успех, назвав его именем Иосиф, которое носит сакральный характер и буквально переводится «Бог да воздаст». Но в доме ребенка называли ласково Йосей, а позже это имя превратилось в Васю, что впоследствии и стало творческим псевдонимом автора повести «Все течет…»
Василий Гроссман в детстве с мамойГлавный кормилец в доме Соломон Иосифович был выходцем из семьи хлеботорговца, в 1901 году окончил Бернский университет, который находится в столице Швейцарии. Получив образование, отец писателя трудился инженером-химиком. До 1906 года Гроссман-старший состоял во фракции меньшевиков, сменил не одно рабочее место, трудился на многих шахтах страны, в том числе и в Донецком угольном бассейне.
Его супруга Екатерина Савельевна и по совместительству мать Иосифа преподавала в местной школе французский язык, прививая своему чаду любовь к литературе Пятой республики. Поэтому неудивительно, что Гроссман знал наизусть произведения Мюссе, Мопассана и Доде.
Василий Гроссман в молодостиК сожалению или к счастью, отец и мать писателя решили пожить порознь и подали на развод, а маленький мальчик остался на попечении Екатерины Савельевны (однако в 1921-м жил у отца в Киеве). В 1912 году Иосиф вместе с матерью уехал в Швейцарию, получал начальное образование в средней школе, находящейся в Женеве.
Через год небольшое семейство перебралось в Лозанну, а в 1914 году Гроссман оказался в Киеве, где юноша поступил в Киевское реальное училище 1-го общества преподавателей и учился там до 1919 года. Далее, в 1921-ом, Иосиф Соломонович продолжил постигать азы науки и стал студентом Киевского института народного образования, однако через два года выбрал нетворческую стезю и перевелся на химическое отделение физмата МГУ.
Поскольку семья Иосифа не обладала средствами, молодой человек рано узнал каково это – зарабатывать на хлеб тяжелым трудом. Например, будучи студентом, Иосиф Соломонович подрабатывал репетитором, воспитателем в трудовой колонии беспризорников и даже работал пильщиком дров. Студент Гроссман жил со своим приятелем в многолюдной квартире на Садово-Триумфальной улице. По воспоминаниям современников, в той комнате всегда собирались товарищи Иосифа Соломоновича и устраивали дружеские посиделки.
Военный корреспондент
С 1941 года Василий Семенович Гроссман, как и его коллега по цеху Константин Михайлович Симонов, работал военным корреспондентом в газете «Красная звезда». В этом издании также публиковались статьи Михаила Шолохова, Алексея Толстого, Всеволода Вишневского и Андрея Платонова.
Писателю приходилось наблюдать битву за Сталинград, за участие в которой он был удостоен ордена Красного Знамени. Также литератор пережил горестное событие: во время истребления еврейского гетто Елена Савельевна погибла от рук фашистов, и Гроссман до конца жизни писал письма погибшей матери.
В конце 1944 года военный корреспондент затрагивает острую тему Холокоста в СССР, которая была рассмотрена в статье «Треблинский ад». С 1943 по 1945 годы Василий Гроссман и Илья Эренбург работали над «Черной книгой», куда вошли документы, а также письма и показания очевидцев преступлений против еврейского народа на территории Советского Союза и Польши.
Василий Гроссман в военной формеОднако историк Илья Альтман считает, что идея создания книги о злодеяниях гитлеровцев принадлежит не Эренбургу, а Альберту Эйнштейну, который настаивал на необходимости сбора материалов, свидетельствующих о преступлениях фашистов. Но, тем не менее, из-за разногласий и идеологической установки «Черная книга» была рассыпана в 1948-м году. Благодаря Ирине Эренбург, которая в 1970-м году обнаружила рукописи отца, в 1980-ом году вышло первое издание собранного материала.
Литература
Находясь на университетской скамье, Василий Семенович (псевдоним Иосифа Соломоновича) взялся за чернильницу и перо и начал сочинять рассказы и небольшие произведения. Незадолго до окончания учебного учреждения Гроссман начал свою творческую биографию, опубликовав летом 1928 года две небольшие статьи в «Нашей газете» и «Правде».
Писатель Василий ГроссманВ жизни Василия Семеновича случилось так, что ему пришлось выбирать между научной деятельностью и литературой, но молодой человек детально выразил свою позицию в письме отцу, в котором объяснил, почему отдает предпочтение писательскому труду.
Рассказ о Гражданской войне под названием «В городе Бердичеве» (1934) стал дебютной художественной публикацией Василия Семеновича. Далее начинающий литератор заручился поддержкой знаменитого автора пьесы «На дне» Максима Горького и издал повесть «Глюкауф», повествующую о шахтерах Донбасса.
Лавры почета, которые достались Владимиру Семеновичу, только укрепили веру в его творческое дарование, поэтому мастер слова начинает трудиться в ускоренном режиме. Таким образом, с 1935 по 1937 годы издавались сборники рассказов Гроссмана, а немного позже свет увидела знаменитая эпическая трилогия о Первой мировой войне «Степан Кольчугин» (1940).
В 1952 году Василий Семенович Гроссман работает над дилогией «За правое дело», а с 1950 по 1959 годы начинает трудиться над романом в жанре соцреализма «Жизнь и судьба», который рассказывает о кровавых событиях Великой Отечественной войны.
Книга Василия ГроссманаПримечательно, что в этой книге Гроссман рассматривает не только столкновение двух стран, но и повествует о конфронтации человеческой доброты и ненависти к врагам, внушаемой властью.
Например, Василий Семенович описывает, как немцы, относящиеся к советским гражданам как к людям второго сорта, попав в окружение под Сталинградом, становятся такими же голодающими и замерзающими смертными, и одна из героинь произведения неожиданно для себя делится кусочком хлеба с немецким офицером.
Но стоит сказать, что подобное развитие сюжета, а также резкая критика сталинизма (роман был написан после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина) позволили вышестоящим инстанциям признать произведение Гроссмана антисоветским. В 1961-м году рукопись Василия Семеновича и все черновики были изъяты из его квартиры Комитетом государственной безопасности. Мастер слова, пытаясь спасти свое детище, написал письмо Никите Сергеевичу Хрущеву, в котором просил вернуть свободу своей книге:
«…Ведь я ее написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от нее.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал ее, любя и жалея людей, веря в людей».Но все попытки Гроссмана были обречены на фиаско, ибо Михаил Андреевич Суслов, даже не прочитав романа, заявил, что в ближайшие 200-300 лет о публикации не может быть и речи. И только в 1980-м году книга «Жизнь и судьба» благодаря публикации в Швейцарии смогла выйти из - за беспросветного политического занавеса.
Личная жизнь
Василий Семенович Гроссман не только любил классическую литературу, но и обожал стихи известных поэтов: он наизусть декламировал произведения Есенина, Некрасова и Тютчева. Также современники отмечают, что писатель был человеком добрым и готовым в нужный момент подать руку помощи.
Василий Гроссман в поздние годыМастер слова ценил дружбу и нередко заводил ее с коллегами по цеху – военными корреспондентами. Однажды, когда Гроссман находился в тесном кругу приятелей, в дверь позвонил посыльный, дабы доложить о том, что Василия Семеновича вызывают в Кремль, чтобы вручить награду за его творчество. Но литератор заявил, что не хочет нарушать компанию и заберет орден позже в неторжественной обстановке.
Что касается амурных отношений, то Гроссман был женат трижды. Первой избранницей писателя стала Анна Мацук, с которой Василий Семенович познакомился, будучи студентом Киевского училища. От этого брака в 1930 году родилась Екатерина Короткова-Гроссман.
Далее Василий Семенович сделал предложение руки и сердца Ольге Губер, а с 1955-го начал совместную жизнь с Екатериной Заболоцкой, которая являлась бывшей супругой прозаика Николая Алексеевича Заболоцкого. С Екатериной Васильевной писатель прожил в гражданском браке три года, а затем вновь вернулся к Ольге Михайловне.
Смерть
Бытует мнение, что гонения со стороны властей только подорвали физическое здоровье писателя, который до конца дней боролся за несуществующую справедливость.
Могила Василия ГроссманаВасилий Семенович умер 14 сентября 1964 года. Причина смерти – рак почки и неудачная операция. Великий писатель, раскрывший будущему поколению всю правду минувших лет, был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Библиография
- 1934 – «В городе Бердичеве»
- 1940 – «Степан Кольчугин»
- 1942 – «Народ бессмертен»
- 1943 – «Сталинград»
- 1945 – «Годы войны»
- 1946 – «Черная книга»
- 1946 – «Если верить пифагорейцам»
- 1952 – «За правое дело»
- 1959 – «Жизнь и судьба»
- 1962 – «Старый учитель»
- 1963 – «Все течет…»
- 1967 – «Добро вам!»
- 1985 – «На еврейские темы»
Фото
24smi.org
Василий Гроссман: жизнь и судьба
Однажды молодой химик решил оставить свою земную профессию и посвятить жизнь литературе. И стал писать. Начинал с Гражданской войны, дошел до Сталинградской битвы. Но роман о великой победе на Волге читали лишь в застенках Лубянки. Василий Гроссман – писатель, журналист, военный корреспондент. Книга всей его жизни была опубликована лишь спустя пятнадцать лет после его смерти.
Война в жизни Гроссмана
С тех пор как началась война, только о ней писал Василий Гроссман. Биография его начинается с детства в небольшом городе Винницкой области, где мальчика из интеллигентной еврейской семьи для удобства называли не Иосифом, а Васей. Имя это закрепилось за ним и стало частью литературного псевдонима.
С юных лет он любил писать. Работая на Донбассе, сочинял заметки для местной газеты. Первые пробы пера были посвящены жителям шахтерского поселка. Будущему автору романа-эпопеи «Жизнь и судьба» было двадцать три года, когда он окончательно решил связать свою жизнь с писательской деятельностью. А через три года началась Великая Отечественная война, и Василий Гроссман стал свидетелем самых страшных событий в истории человечества. До последних дней своей жизни он жил этими событиями и отразил их в своих книгах.
Посвящение матери
Огонь, бездорожье, пыль окопов и кровь раненых – об этом Гроссман знал не понаслышке. Военным корреспондентом он прошел войну с начала до конца. Он писал очерки, военно-полевые рассказы и не чуждался передовой. А где-то далеко, в еврейском гетто, погибла его мать. Подобно созданному им персонажу, Василий Гроссман писал своей матери письма тогда, когда ее уже не было в живых.
В романе переплетаются судьбы разных людей. Каждая из них по-своему трагична. Одни погибают от рук карателей СС, другие - на поле боя. Но есть и третьи. Их смерть наступает с гибелью близких. Жена Штрума после смерти сына ходит, дышит и говорит, но он понимает, что ее уже рядом нет. И ничего не может сделать, поскольку у него своя боль. Боль от потери матери становится не главным мотивом в произведении, но именно ей Василий Гроссман посвятил книгу.
Дом «шесть дробь один»
Дом на Пензенской улице стал центром повествования в романе «Жизнь и судьба». Символ героизма русского солдата вошел в историю как здание, при захвате которого погибло немецких солдат больше, чем при занятии Парижа. Легендарный дом Павлова Гроссман отражает в своей книге. Но внимание автор уделяет не только героизму и отваге своих персонажей, но и счастью, простому, человеческому. Счастью, которое может возникнуть даже в сталинградских руинах, в последние минуты жизни.
Жизнь и судьба после войны
Именно военной теме в послевоенные годы посвящал свое творчество Василий Гроссман. Отзывы об этих произведениях со стороны советских критиков были негативными. Комитетчики узрели в книгах антисоветский подтекст. Когда автор романа «Жизнь и судьба» умер, ему не было еще и шестидесяти. Возможно, он прожил бы дольше, если бы удалось опубликовать роман, в который он вложил всю свою душу.
В своем главном произведении Гроссман не обошел и лагерную тему, где заключенными были политические «преступники». Несправедливые аресты и жестокие допросы сотрудники госбезопасности учиняли даже тогда, когда враг был на подступах к Москве. И главное – в книге присутствует незримая параллель между Сталиным и Гитлером.
Позже такую откровенную критику в художественной форме Гроссману не простили. Рукопись конфисковали. И только в 1980 году, каким-то невиданным способом, она попала за границу, где и была издана.
«Треблинский ад»
Девятнадцать лет после окончания войны прожил Василий Гроссман. Все произведения этого периода были отголосками прожитого и увиденного в сороковые годы. В повести «Треблинский ад», автор пытается найти ответ на вопросы о том, для чего Гиммлер приказал в 1943 году так поспешно уничтожить более восьмисот заключенных «лагеря смерти». Такая необъяснимая жестокость не поддавалась никакой логике. Даже логике рейхсфюрера СС. Автор повести вынес предположение, что эти действия стали реакцией над победой Красной Армии в Сталинграде. Видимо, в верхах стали задумываться о неминуемых последствиях и грядущем наказании. Необходимо было уничтожить следы преступлений.
Василий Гроссман скончался в Москве в 1965 году. На родине главное произведение его жизни издали в 1988 году. Поздно. Но значительно раньше, чем предвещал это событие М. Суслов. Советский идеолог, услышав о сюжете, заявил: «Такая книга может быть напечатана лет через двести, не ранее».
fb.ru
Книги Василий Гроссман читать онлайн бесплатно
ФИО: Василий Гроссман
ГРОССМАН, ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ (1905–1967), русский советский писатель. Родился 29 ноября (12 декабря) 1905 в Бердичеве Житомирской обл. (Украина) в семье инженера-химика. В 1929 окончил физико-математический факультет Московского университета, работал в Донбассе инженером-химиком. В 1934 опубликовал «производственную» повесть о шахтерской жизни Глюкауф и рассказ В городе Бердичеве из времен Гражданской войны о женщине-комиссаре, которую во время отступления красных приютила семья еврейских ремесленников, обративший на себя внимание М.Горького (положенный в основу одного из замечательных в отечественной кинокультуре второй половины 20 в. и трудно пробившегося к экрану фильма Комиссар, 1967). Сборники рассказов Гроссмана Счастье (1935), Четыре дня (1936), Рассказы (1937), Жизнь (1943), Добро вам! (1967) дополнились в 1937 повестью Кухарка, в 1937–1940 – романом Степан Кольчугин о рабочем пареньке, вступившем на путь революции, а в 1941 – пьесой Если верить пифагорейцам..., осужденной после ее публикации в 1946 партийной печатью за «идейную ущербность». В годы Великой Отечественной войны Гросман, специальный корреспондент газеты «Красная звезда», пишет принесшие ему широкую известность повесть Народ бессмертен, очерки Направление главного удара (оба 1942), Треблинский ад (1944), художественно-документальную книгу Сталинград (1943) и др. произведжения, вполне выявившие основное качество прозы Гроссмана – эпическую масштабность, многоголосие, склонность к историко-философским обобщениям, к постоянному соотнесению, в традициях эпопеи Война и мир Л.Н.Толстого, частных судеб отдельных людей и судьбы народа, размышлениям о глубинной сути и сложной взаимосвязи войны и мира. В 1946 вместе с И.Эренбургом подготовил документальную Черную книгу об истреблении гитлеровцами евреев на территории СССР во время войны (в связи с кампанией борьбы против космополитизма, носившей откровенно антисемитский характер, ее издание было приостановлено и состоялось лишь в 1993). В 1952 Гроссман опубликовал роман За правое дело (1953; после разгромной статьи М.Бубеннова в газете «Правда» роман вышел в 1954 в сокращенном варианте; полное изд. 1956), который, наряду с другими произведениями т.н. «окопной» правды о войне, выдвинул в первый ряд ее героев реальных бойцов в реальных, порой драматических обстоятельствах (окружение и прорыв из него). Рукопись продолжения романа под назв. Жизнь и судьба в 1960 была отвергнута печатью и изъята органами КГБ; сохраненный экземпляр в 1980 был опубликован в Швейцарии, в 1988 – в СССР (наиболее достоверная редакция издана в 1990). Здесь аналитическая мысль писателя, оценивая подвиг «простого» человека на войне как естественное поведение в неестественных обстоятельствах, видит в противостоянии немецкой и советской армий не борьбу различных идеологий, но столкновение двух однотипных государств. Повесть Все течет... (1953–1963, опубл. в ФРГ в 1970, в 1989 – на родине) – история советского «лагерника» с 30-летним стажем, размышляющего над вечной исторической проблемой опошления и извращения «духа» при его попытке стать «действием», превращения мечтаний о свободе при их реальном осуществлении – в еще больший гнет несвободы, поднимая при этом вопрос о специфическом характере русского сознания и русской истории. Посмертно опубликован сборник рассказов Гроссмана Добро вам! (1967), куда вошли путевые заметки об Армении и военные сюжеты, осмысляемые писателем, как всегда, с позиций неприятия насилия и признания права на жизнь всего существующего. Умер Гроссман в Москве 14 сентября 1967.
knijky.ru
жизнь и судьба "антисталинского" писателя :: SYL.ru
Писатели и журналисты - уникальные люди. Они умеют изложить свои мысли так, как никто другой. Люди этой профессии в основном никогда не были в почете у властей, потому что могли честно писать в своем творчестве. Многие "настоящие" писатели не укрывали правды от народа, их судьбы в советские времена ломались из-за этой самой правды. Василий Гроссман - такой писатель. После того как ему запретили заниматься писательской деятельностью, он просто на глазах сгорел.
Детство и юность
Василий Семенович Гроссман (настоящее имя Иосиф Соломонович) родился 12 декабря 1905 года в городе Бердичеве, что на Украине. Его семья была образованной: отец Соломон (Семен) Иосифович был химиком и инженером, мать Екатерина Савельевна в детстве получала образование во Франции. Она преподавала французский язык в своем городе.
Родители Василия поженились в 1900 году, но их брак не был долгим. Они развелись, когда сын был совсем маленьким.
После развода Екатерина Савельевна с сыном Иосифом (Василием) переехала жить к своей сестре.
В шестилетнем возрасте Василий Гроссман с матерью уезжает в Швейцарию. Там его отправляют учиться в уличную школу. В Киев они вернулись лишь в 1914 году, на то время там жил его отец. Здесь Иосиф опять поступил учиться в школу, но и эту не окончил, так как в 1919 году мать его забрала в Бердичев. В этом городе они вновь стали проживать в доме сестры матери, мальчишка продолжил учиться, но ему приходилось и работать на лесопилке.
В 1921 году Иосиф приезжает к отцу и остается у него на два года, там же он, наконец, смог окончить школу.
Высшее образование Василий получил в Московском университете, который окончил в 1929 году. За год до окончания института он женился на Анне Мацук, с которой они некоторое время после свадьбы жили раздельно, так как он еще учился в Москве, а она в Киеве.
Некоторое время он трудился химиком-инженером в Украине, но потом они с женой решили уехать в Москву. Там они поселились у тетки Василия - старшей сестры матери. Гроссман устроился работать по профессии на карандашную фабрику.
Карьера писателя
Литературой Василий стал увлекаться еще в двадцатые годы. Первую свою работу для публикации он отправил в газету "Правда" в 1928 году. Между лабораторией на карандашной фабрике и литературой Гроссман выбирает литературу.
В 1929 году в "Огоньке" печатают его первую серьезную работу "Бердичев не в шутку, а всерьез". В 1934 году опять шедевр - "В городе Бердичеве" - о временах Гражданской войны. В этом же году опубликовать "Глюкауф" ему помог сам Максим Горький. В этой повести рассказывается о шахтерах из Донбасса и их работе.
Успех произведений начинающего писателя укрепил его желание писать дальше. Так, в течение трех лет регулярно выпускали сборники его рассказов, а в конце тридцатых до сорокового года еще более усердно трудился Василий Гроссман. Книги, которые он написал, стали трилогией "Степан Кольчугин". В этих повестях говорилось о революционном движении с 1905 года до начала Первой мировой войны.
С 1941 года, с самого начала Великой Отечественной и до ее окончания, Василий Гроссман был военным корреспондентом. Глядя на ужасы войны, он написал свой первый шедевр "Народ бессмертен".
Когда немцы оккупировали город Бердичев, мать Василия была сначала арестована, а потом и расстреляна при уничтожении евреев. Василий Гроссман до ее последних дней писал письма, которые впоследствии будут им же опубликованы в нашумевшей книге "Жизнь и судьба".
Сама же судьба Василия Гроссмана была тяжелой. Этому писателю еще многое предстояло пережить в своей жизни, не только такую страшную смерть любимой матери.
Василий Гроссман: "Жизнь и судьба" в жизни и судьбе
Во время войны Гроссманом было написано еще несколько книг, в их числе "Черная книга", в которой писатель описывает все ужасы войны и немецких концлагерей.
Самое нашумевшее произведение, которе написал Василий Гроссман, - "Жизнь и судьба". Эта книга появилась на свет уже в послевоенные годы, пережила много исправлений из-за критики.
Автор отдал рукопись на публикацию в издательство "Знамя". Эта книга носила антисталинский характер, в ней по большей части говорилось о сталинских лагерях.
В 1961 году с обыском в дом Гроссмана пришли сотрудники КГБ. Они конфисковали все рукописи и копии, в том числе печатные, "Жизни и судьбы".
Освободить книгу считается невозможным
Василий Гроссман писал самому Хрущеву с просьбой освободить из-под ареста его творение. Он долго добивался аудиенции с членами правительства, в конечном итоге его принял Суслов. Он сказал автору, что о возврате книги даже и речи быть не может. Так же он "успокоил" Гроссмана, сказав, что его шедевр могут опубликовать, но только через 300 лет!
Василию запретили писать, и он начал угасать. У него развился рак почек, и он умер после операции 14 сентября 1964 года.
Только в 2013 году, 25 июля, сотрудники ФСБ освободили из-под заключения рукопись "Жизнь и судьба". Эта рукопись хранится в Министерстве культуры.
www.syl.ru
Переписка с Вас. Гроссманом
Переписка Виктора Некрасова
Василий Гроссман
Гроссман Василий Семёнович (настоящее имя — Иосиф Соломонович Гроссман; 29 ноября (12 декабря) 1905, Бердичев, — 14 сентября 1964, Москва) — писатель и журналист, военный корреспондент.Наиболее известная книга писателя — роман «Жизнь и судьба» — был конфискован в 1961 году Комитетом госбезопасности, чудом сохранён, тайно вывезен на микрофильме, и впервые опубликован только в 1980 году в Швейцарии, в Лозанне — под редакцией Шимона Маркиша и Ефима Эткинда.
Автобиография Василия Гроссмана
Я родился в 1905 году, 12 декабря, в г. Бердичеве на Украине. Отец мой по профессии инженер-химик — в настоящее время живет в Москве, пенсионер. Мать моя учительница, преподавала иностранные языки — французский. Она погибла во время войны, в сентябре 1941 г.Когда мне было 5 лет, я вместе с матерью поехал в Швейцарию, прожил там до семилетнего возраста, учился в начальной школе. В 1914 году я поступил в приготовительный класс Киевского реального училища 1-го общества преподавателей, но в годы Гражданской войны уехал с матерью в г. Бердичев, где учился и работал пильщиком дров.
В 1921 году поступил на подготовительный курс Киевского высшего института народного образования, где и проучился до 1923 г.
В 1923 г. я перевелся в 1-й Московский университет на химическое отделение физико-математического факультета. В 1929 г. я закончил университет. Во время учебы я пользовался материальной поддержкой родителей и частично зарабатывал сам: работал воспитателем в коммуне беспризорных детей, давал уроки. В 1929 году по окончании университета я поехал в Донбасс и поступил на работу в Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности горных работ, заведовал химической (газоаналитической) лабораторией на шахте Смолянка II. В Донбассе я прожил по 1933 год — работал помимо Макеевского института в Донецком областном институте патологии и гигиены труда в химической лаборатории — старшим научным сотрудником, а затем ассистентом кафедры химии в Сталинском мединституте (гор. Сталино). За время пребывания в Донбассе мной были сделаны несколько научных работ, посвященных происхождению и выделению ядовитых газов в каменноугольной выработке. В 1933 г. я переехал в Москву и стал работать старшим химиком, а затем заведующим лабораторией и помощником главного инженера на карандашной фабрике им. Сако и Ванцетти. На фабрике я проработал до 1934 г.
В апреле 1934 г. в «Литературной газете» был опубликован мой рассказ «В городе Бердичеве». В мае 1934 г. меня вызвал к себе А. М. Горький. Встреча с Горьким определила мое решение стать писателем. В том же году А. М. Горький опубликовал в альманахе «Год XVI» мою повесть «Глюкауф», посвященную шахтерам Донбасса. Я начал работать над книгой рассказов. С 1934 по 1936 год мною было выпущено две книги рассказов «Счастье» и «Четыре дня».
В 1936 году я начал работу над романом «Степан Кольчугин». Работа эта заняла у меня четыре с лишним года. Работу над романом я не довел до конца, этому помешала война. «Степан Кольчугин» печатался в Гослитиздате и в Детиздате, а также в «Роман-газете». В послевоенное время он также издавался дважды.
Летом 1941 г. я был мобилизован в армию, мне было присвоено звание интенданта 2-го ранга. Я был назначен на работу в редакцию «Красная звезда» на должность специального корреспондента. Жена моя с сыновьями выехала в эвакуацию в г. Чистополь. Там в 1942 г. погиб от взрыва снаряда во дворе военкомата старший сын Михаил.
Я был направлен на Центральный фронт в августе 1941 года. Проработал я в редакции «Красной звезды» на протяжении всей войны и был демобилизован осенью 194 г. На протяжении войны мной было написано несколько рассказов, много очерков и одна повесть «Народ бессмертен». Почти все написанное мной публиковалось в газете «Красная звезда», а затем выходило в сборниках и отдельных изданиях: «Народ бессмертен», книга очерков «Сталинград», книжки «Треблинский ад», «Жизнь», «Советский офицер» и др.
В 1946 году вышла моя книга «Годы войны», где собраны произведения, написанные за время моей военной корреспондентской работы.
В 1947 году была опубликована в журнале «Знамя» моя пьеса «если верить пифагорейцам», получившая отрицательную оценку в критике. Пьеса эта была написана мной до войны. В 1945 г. я взял на себя редактирование «Черной книги» о массовом убийстве евреев немецкими фашистами.
Моей основной, главной работой в послевоенное время было написание романа, посвященного Великой Отечественной войне. Работу эту я начал еще во время войны, посвятил ей 8 лет. В настоящее время первый том этой книги объемом 40 печатных листов сдан мной в редакцию журнала «Новый мир». Я продолжаю работу над вторым томом романа.
Вас. Гроссман.
9 мая 1952 г.Письма В. П. Некрасова к В. С. Гроссману (1952—1964)
Из статьи Федора Губера «Память и письма»,опубликованной в журнале «Даугава»№ 11 (161), 1990, стр. 96—118
22.08.1952 г.
Дорогой Василий Семенович!Только что кончил читать Ваше описание сталинградской бомбежки... прочитав страницы, посвященные страшному 23 августа, я не мог не написать Вам. Завтра минет ровно десять лет. И, может быть, это, совпадение только что прочитанного с тем, что произошло десять лет тому назад в тот самый день, особенно как-то на меня подействовало — не знаю, но я с таким волнением читал эти страницы, с каким давно уже ничего не читал. Не знаю, были ли Вы в тот день в Сталинграде — очевидно, были,— но я в какой-то степени заново пережил этот день. Не могу сказать, чтоб это было приятное ощущение — вспоминать такие события, но сила изложенного Вами громадна.
С нетерпением жду девятого номера...
В. Некрасов».
31.10.1952 г.
«Несколько дней тому назад прочитал наконец 10-й номер и вот решил Вам написать ... Появление Вашей вещи — событие, большое и радостное событие. Я уже забыл то время, когда я ждал выхода журнала. Последние четыре месяца я с нетерпением ждал выхода каждого нового номера «Нового мира». И не только я. Мои друзья буквально дерутся — кому раньше взять у меня последние книги журнала. До сих пор не встретил человека, который не радовался бы появлению Вашего романа. Гибель батальона сделана так здорово, что я не нахожу даже слов, чтобы передать все чувства, которые у меня возникли, когда я читал этот кусок. По своей силе, правдивости, суровости, простоте — это кусок, равного которому я не знаю во всей военной литературе. И не только этот кусок. И бомбежка, о которой я Вам уже писал, и детский дом, и гибель Толи, и встреча Березкина с женой, и немцы, и КП Чуйкова, и еще десятки и сотни деталей, которые и делают-то книгу,— так правдивы и искренни, что все время хочется их перечитывать... Вы написали хорошую, умную, честную (а как этого теперь не хватает!) и талантливую книгу. Неужели после нее не поймут, что нельзя так писать, как мы теперь пишем? Неужели этого не поймут?.. Выдвинули ли Вас на Сталинскую премию? Простите меня за такой вопрос — я прекрасно понимаю, что не только этим определяется качество книги,— но все-таки если Вы и на этот раз не получите премии (имеется в виду «Народ бессмертен».— Ф. Г.) — то значит на земле нет справедливости ...Примите, дорогой Василий Семенович, самую большую и искреннюю благодарность от меня и моих товарищей — все они знают войну и по-настоящему любят литературу ...
Ваш В. Некрасов».
17.02.1953 г.
«Дорогой Василий Семенович!Я думаю, мне не надо объяснять Вам, как я ко всему этому отношусь. На душе омерзительно до тошноты. И почему не разрешаются сейчас дуэли, черт возьми! А книга все-таки есть! И продолжайте ее, ради всего святого! Верю в победу правого дела!
Крепко жму руку и обнимаю.
Ваш В. Некрасов».
Остались верны ему друзья юности Тумаркины, Ниточкины, Лободы, Кугель, ф. А. Школьникова, Н. М. Сочевец, буквально несколько человек из литературного мира: критик А. С. Берзер, литературовед М. Н. Черневич, конечно, поэт Семен Липкий, прозаики Виктор Некрасов и Борис Ямпольский.
Некрасов, приезжая в Москву из Киева, где он жил, каждый раз встречался с Гроссманом.
Однажды в Союзе писателей Некрасову сказали: «Что ж вы, Виктор Платонович, только сошли с поезда и сразу же отправились к Гроссману». (По-видимому, за нашей квартирой следили. В этой связи следует сказать, что незадолго перед арестом романа «Жизнь и судьба» к соседке, жившей над нами, днем позвонили молодые люди с чемоданчиками и соответствующими документами и попросили ее некоторое время побыть вне квартиры. В этот день мама слышала наверху стук над комнатой, в которой был кабинет Гроссмана.)
29.01.1964 г.
«Дорогой Василий Семенович!С наслаждением прочел Ваш рассказ в последнем номере «Н. Мира». («Несколько печальных дней», № 12, 1963 г.— Ф. Г.) Тонко, деликатно, грустно. И почему это от грустных рассказов испытываешь больше наслаждения (может быть, другое слово надо?), чем от негрустных? И тут же захотелось перечитать «Лося». И то же ощущение ... Очень хорошие рассказы! И как мало их сейчас. И нескоро, вероятно, будут ...
Ваш В. Некрасов».
Автограф Василия Гроссмана на книге «Годы войны» для Виктора Некрасова
Из книг Сергея Израйлевича
nekrassov-viktor.com
Василий Семенович Гроссман - биография, список книг
Гросман Василий Семенович (наст. имя и отчество Иосиф Самуилович) [29 ноября (12 декабря) 1905, Бердичев, Украина — 14 сентября 1964, Москва], русский писатель.
Молодые годы
Из интеллигентной семьи: отец инженер-химик, мать преподавательница французского языка. В литературу Гроссман пришел из гущи жизни — провинциальной, шахтерской, заводской. Он многое успел повидать в годы своей юности и молодости. Помнил Гражданскую войну на Украине, эти впечатления потом отозвались в ряде его произведений. В 1920-е годы семья его материально жила очень нелегко, в школе и университете ему пришлось постоянно подрабатывать себе на жизнь. Он был пильщиком дров, воспитателем в трудовой коммуне беспризорных ребят, в летние месяцы отправлялся с различными экспедициям в Среднюю Азию.
В 1929 Гроссман окончил химическое отделение физико-математического факультета Московского университета и уехал в Донбасс. Работал в Макеевке старшим лаборантом в Научно-исследовательском институте по безопасности горных работ и заведующим газоаналитической лабораторией шахты Смолянка-11, затем — в Сталино (ныне Донецк) химиком-ассистентом в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. В 1932 Гроссман заболел туберкулезом, врачи рекомендовали ему поменять климат, он переехал в Москву, работал на карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти старшим химиком, заведующим лабораторией и помощником главного инженера. Впечатлениями тех лет навеяно многое в таких его произведениях, как «Глюкауф» (1934), «Цейлонский графит» (1935), «Повесть о любви» (1937).
Встреча с М. Горьким
Писать Гроссман начал в студенческие годы. Первая публикация — напечатанный в апреле 1934 в «Литературной газете» рассказ «В городе Бердичеве» (по мотивам этого рассказа кинорежиссер А. Аскольдов в 1967 снял фильм «Комиссар», вышедший на экран лишь через двадцать с лишним лет). Рассказ Гроссмана заметили и высоко оценили такие строгие ценители литературы, как М. Горький, И. Э. Бабель, М. А. Булгаков. Горький пригласил Гроссмана для беседы и посоветовал ему — вопреки своему отрицательному отношению к быстрой профессионализации начинающих писателей — оставить работу инженера-химика и целиком посвятить себя литературе. «Эта встреча с Алексеем Максимовичем, — вспоминал Гроссман, — в большой степени повлияла на дальнейший мой жизненный путь». Но в своем творчестве он ориентировался на толстовские традиции, а еще ближе ему был художественный и нравственный, гуманистический опыт Чехова. Он писал: «Чехов осуществлял самого себя в этих замечательных людях — милых, умных, неловких, изящных и добрых, сохранивших свою душевную неизменность, свою чистоту и благородство во тьме русской предреволюционной жизни. Он осуществлял в них свое духовное существо, делал его зримым, весомым и мощным...».
Кроме рассказов и повестей, Гроссман в предвоенные годы создает четыре части романа «Степан Кольчугин» (1937-1940), отражавшего важнейшие события истории России начала 20 века, — приобретенный опыт работы над крупноформатной прозой сказался потом в сталинградской дилогии «За правое дело» и «Жизнь и судьба». «Степана Кольчугина» Гроссман не окончил — началась Великая Отечественная война.
Годы войны
Все четыре года войны Гроссман — фронтовой корреспондент «Красной звезды». В написанной вскоре после победы статье он вспоминал: «Мне пришлось видеть развалины Сталинграда, разбитый зловещей силой немецкой артиллерии первенец пятилетки — Сталинградский тракторный завод. Я видел развалины и пепел Гомеля, Чернигова, Минска и Воронежа, взорванные копры донецких шахт, подорванные домны, разрушенный Крещатик, черный дым над Одессой, обращенную в прах Варшаву и развалины харьковских улиц. Я видел горящий Орел и разрушения Курска, видел взорванные памятники, музеи и заповедные здания, видел разоренную Ясную Поляну и испепеленную Вязьму». Здесь названо еще далеко не все — Гроссман видел и форсирование Днепра, и чудовищный нацистский лагерь уничтожения Треблинку, и агонию Берлина. Первую в русской литературе повесть о войне — «Народ бессмертен» (название точно выражает ее главную идею) написал Гроссман, она печаталась в «Красной звезде» в июле-августе 1942.
Сталинградская битва
Особая глава фронтовой биографии писателя — Сталинградская эпопея; он был с первого до последнего дня ее очевидцем. Сохранившиеся записные книжки свидетельствуют, что Гроссман не раз бывал во многих вошедших в историю предельно ожесточенными боями местах боев за Сталинград: на Мамаевом кургане и на Тракторном, на «Баррикадах» и СталГРЭСе, на командном пункте В. И. Чуйкова, в дивизиях А. И. Родимцева, Батюка, Гуртьева, встречался и подолгу беседовал — и не после, когда все было кончено, а тогда же, в разгар боев, — со многими участниками сражения и прославившимися военачальниками, и оставшимися безвестными офицерами и солдатами, а нередко видел их в деле. Его сталинградские очерки зачитывали до дыр (об этом свидетельствовал также знаменитый сталинградец В. П. Некрасов).
«За правое дело»
Популярность и официальный ранг Гроссмана были высоки, однако, лишь в годы войны. Уже в 1946 официозная критика обрушилась на «вредную», «реакционную, упадническую, антихудожественную» пьесу Гроссмана «Если верить пифагорейцам». Это было началом травли писателя, продолжавшейся до самой его смерти.
В 1943 по горячим следам событий Гроссман в редкие свободные от фронтовых командировок и редакционных заданий часы начал писать роман о Сталинградской битве. В августе 1949 рукопись романа «За правое дело» была представлена в редакцию «Нового мира». Редактирование рукописи продолжалось почти три года, за это время сменилась редколлегия журнала, появлялись все новые и новые редакционно-цензорские требования. Существует девять вариантов рукописи, которые хранятся в архиве. Роман был опубликован в 1952. В феврале 1953 появилась одобренная Сталиным разгромная, с политическими обвинениями статья М. С. Бубеннова «О романе В. Гроссмана «За правое дело», которая была началом кампании шельмования романа и его автора, тотчас же подхваченной другими органами печати. Отдельным изданием «За правое дело» вышло только после смерти Сталина, в 1954 в Воениздате (с новыми перестраховочными купюрами), в 1956 «Советский писатель» выпустил книгу, в которой автор восстановил некоторые пропуски.
История романа «Жизнь и судьба»
Но Гроссман, несмотря ни на что, продолжал работать. Это была вторая книга дилогии «Жизнь и судьба», которая была закончена в октябре 1960. Гроссман отдал рукопись в журнал «Знамя». Там на заседании редколлегии, в котором участвовали и руководители Союза писателей, роман отвергли «как вещь политически враждебную», о чем было немедленно доложено в ЦК КПСС Автор был предупрежден, что должен «изъять из обращения экземпляры рукописи своего романа и принять все меры к тому, чтобы рукопись не попала во вражеские руки». После такой выволочки Гроссман не исключал возможности самого худшего: ареста, лагеря и конфискации архива. На всякий случай два экземпляра рукописи он отдал на сохранение друзьям. 14 февраля 1961 к нему явились с ордером на обыск и забрали все остальные экземпляры рукописи, черновики, даже подготовительные материалы — все это затем бесследно исчезло, видимо, было уничтожено. Гроссман обратился с гневным письмом к Н. С. Хрущеву, требуя, чтобы ему вернули рукопись: «Эта книга мне так же дорога, как отцу дороги его честные дети. Отнять у меня книгу — это то же, что отнять у отца его детище... Нет смысла, нет правды в нынешнем положении, — в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал жизнь, находится в тюрьме, — ведь я ее написал, ведь я не отрекаюсь от нее». Через несколько месяцев его принял М. А. Суслов, он подтвердил, что и речи не может быть о возвращении рукописи автору и публикации романа.
Через несколько лет после смерти Гроссмана С. И. Липкин с помощью писателя В. Н. Войновича и академика А. Д. Сахарова переправил за рубеж фотопленку хранившейся у него рукописи. «Жизнь и судьба» вышла в 1980 в Лозанне (Швейцария). Лишь с наступлением перестройки в 1988 роман был опубликован на родине писателя.
Дух свободы
«...В Сталинграде войны была заключена душа. Его душой была свобода», — это Гроссман почувствовал в Сталинграде еще тогда, когда там шли ожесточенные уличные бои. В романе «За правое дело» сталинградские наблюдения сложились в некий «закон» войны, таящий «разгадку победы и поражения, силы и бессилия армий». Одним из проявлений открывшегося писателю «закона» было «чудо», происшедшее в Сталинграде, где сражение шло в конечном счете за «присущую людям меру морали, убежденности в человеческом праве на трудовое и национальное равенство». В романе «Жизнь и судьба» писатель идет дальше в постижении Сталинградской эпопеи — она рассматривается с точки зрения универсальных, всеобъемлющих категорий человеческого бытия. В фашизме он видит зло, угрожающее роду человеческому: «Фашизм и человек не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек, остаются лишь внутренне преображенные, человекообразные существа». Эта высокая гуманистическая позиция делает Гроссмана бесстрашным обличителем и нашего собственного зла, советского тоталитарного строя, во всех его проявлениях, он не делит зло на «свое» и «чужое». Кульминацией Сталинградской битвы и высшим проявлением духа сражающегося народа стала в романе оборона дома «шесть дробь один», это точка, в которой сошлись все нити повествования. Не строгий приказ, не угроза жестокого наказания за его невыполнение, а ощущаемая каждым ответственность за исход боя и судьбу страны, дух свободы, которые обрели защитники дома, были источником этой самоотверженности.
Историческая трагедия народа
Однако великая победа в Сталинграде, рожденная неудержимым порывом народа к свободной жизни, была у народа отобрана, использована для его подавления, для укрепления тоталитарного, лагерного режима, для торжества сталинщины. Сразу же после разгрома немцев в Сталинграде появляются первые признаки возвращения к довоенным нравам и порядкам. Отечество было спасено, враг повержен, а тем, кто, не щадя себя, остановил фашистское нашествие, кто вынес на своих плечах главную тяжесть войны, самым свирепым образом дали понять, что их заслуги, пролитая ими кровь ровным счетам ничего не значат, что с фронтовым свободолюбием и независимостью будет покончено. Эта историческая трагедия раскрыта Гроссманом с большой художественной силой. «Жизни и судьбе» присущи размах эпической панорамы и масштаб мысли, которой по плечу постижение сложного, скрытого хода истории. Генрих Белль в своей рецензии на «Жизнь и судьбу» справедливо заметил: «Этот роман — грандиозный труд, который едва ли назовешь просто книгой, в сущности, это несколько романов в романе, произведение, у которого есть своя собственная история — одна в прошлом, другая в будущем».
Поздние рассказы
Параллельно с работой над сталинградской дилогией Гроссман писал рассказы, большая часть которых при его жизни не была и не могла быть опубликована. О чем бы ни писал в поздних рассказах Гроссман — о мещанской алчности, уродующей души людей, разрывающей даже родственные связи («Обвал», 1963), о маленькой девочке, которая, попав в окраинную больницу, сталкивается с неприглядной реальностью несправедливо устроенной жизни простых людей и начинает чувствовать фальшь благополучного существования того круга хорошо устроенных, к которому принадлежат и ее родители («В большом кольце», 1963), о судьбе женщины, полжизни проведшей в тюрьмах и лагерях, встреченной полным равнодушием соседей, которым ни до чего, кроме своего растительного существования, нет дела («Жилица», 1960), о доброте и сердечной отзывчивости, испытываемых на прочность бездушной рутиной нашего времени («Фосфор», 1958-1962), о кладбище, которое не защищено от тщеславной суеты и неутоленных амбиций живых («На вечном покое», 1957-1960), о людях, которые, нажав кнопку бомбосбрасывателя, превратили в пепел десятки тысяч неведомых им людей [«Авель (Шестое августа)», 1953], о Матери с Младенцем как самом прекрасном воплощении идеи бессмертия рода человеческого («Сикстинская Мадонна», 1955), — о чем бы ни писал Гроссман, он ведет непримиримую войну с насилием, жестокостью, бессердечием, защищая достоинство и свободу, на которые имеет неотъемлемое право каждый человек.
Последние годы
Вскоре после расправы, учиненной властями над его романом, Гроссмана настигла неизлечимая болезнь. Но он продолжал работать. «У меня бодрое, рабочее настроение, и меня это очень удивляет — откуда оно берется? — писал он осенью 1963 жене. — Кажется, давно уж должны были опуститься руки, а они, глупые, все тянутся к работе». И Некрасов, вспоминая Гроссмана, выделял как главную черту его личности отношение к писательству: «...Покоряли прежде всего не только ум его и талант, не только умение работать и по собственному желанию вызвать «хотение», но и невероятно серьезное отношение к труду, к литературе. И добавлю — такое же серьезное отношение к своему — ну как бы это сказать, — к своему, назовем, поведению в литературе, к каждому сказанному им слову».
В последние, очень тяжелые для него годы Гроссман написал две необычайно сильные, вершинные в его творчестве книги: армянские записки «Добро вам! (Из путевых заметок)» (1962-1963) и повесть «Все течет...» (1955-63). Полицейские меры начальства не запугали его, не заставили попятиться от опасной, свирепо наказуемой правды. Оба эти последние его произведения проникнуты духом неукротимого свободолюбия. В критике тоталитарного режима, тоталитарной идеологии, тоталитарных исторических мифов Гроссман идет очень далеко. Впервые в советской литературе проводится мысль о том, что основы бесчеловечного, репрессивного режима были заложены Лениным. Гроссман первым рассказал об унесшем миллионы людей голодоморе 1933 на Украине, показав, что голод, как и кровавый тайфун, названный потом тридцать седьмым годом, были целенаправленными мероприятиями людоедской сталинской политики.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
velib.com
Краткая биография Гроссман
Василий Гроссман родился в Бердичеве в интеллигентной еврейской семье. Его отец — Соломон Иосифович (Семён Осипович) Гроссман, инженер-химик по специальности — был выпускником Бернского университета и происходил из бессарабского купеческого рода. Мать — Екатерина (Малка) Савельевна Витис, преподаватель французского языка — получила образование во Франции и происходила из состоятельного одесского семейства. Родители Василия Гроссмана развелись и он воспитывался с матерью. Ещё в детстве уменьшительная форма его имени Йося превратилась в Вася, и стала впоследствии его литературным псевдонимом .
В 1929 году окончил химический факультет Московского государственного университета. Три года работал на угольной шахте в Донбассе инженером-химиком. Работал химиком-ассистентом в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. С 1933 года постоянно жил и работал в Москве.
В 1934 году опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции «Глюкауф», встретившую поддержку Горького, и рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем.
В 1935, 1936, 1937 годах издавались сборники рассказов, в 1937−1940 — две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» — о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны. С первых дней Великой Отечественной войны и до дня Победы Василий Гроссман — специальный корреспондент газеты «Красная Звезда». Был на Белорусском, Украинском фронтах. В 1942 году написана повесть «Народ бессмертен», ставшая первым крупным произведением о войне. Участвовал в создании документального фильма о битве под Москвой.
Во время битвы под Сталинградом находился на Сталинградском фронте. За участие в Сталинградской битве награждён орденом Красной Звезды. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара».
Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «В годы войны». Широкую известность получила книга «Треблинский ад», открывшая тему Холокоста, а в 1946 году — «Чёрная книга», составленная в соавторстве с Ильёй Эренбургом, но опубликованная лишь в 1980 году с купюрами в Израиле.
С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Роман «Жизнь и судьба» опубликован только посмертно за рубежом в 1980, а в СССР — в 1988 году. Посмертно изданы сборник рассказов и очерков «Добро вам!» и завершённая в 1963 году повесть «Всё течет» (за рубежом — 1970, в СССР — 1989). Очерки и записные книжки военных лет вошли в сборник «Годы войны» (М.: Правда, 1989).
Василий Гроссман – знаменитый советский писатель и журналист (1905-1964 гг.). Родился Василий Гроссман 12 декабря 1905 года в Бердичеве Житомирской области в обычной, но интеллигентной еврейской семье. Его отец был инженером-химиком по специальности и происходил из бессарабского купеческого рода, занимавшегося хлеботорговлей на юге Бессарабии. Мать — учитель французского языка, родилась и выросла в состоятельной одесской семье.
В феврале 1912 года, достигнув шестилетнего возраста, Василий Гроссман вместе с матерью поехал в Швейцарию, где обучался в начальной школе в Женеве. В мае 1914 года они возвратились в Киев, где Василий поступил в районное училище преподавателей. В 1919 году Гроссман окончил обучение в училище, получив специальность учителя, и уехал с матерью в Бердичев. В 1921 году Гроссман окончил школу и до 1923 года он учился в Киевском высшем институте народного образования. Затем Василий перевёлся на физико-математический факультет Московского государственного университета, который он окончил в 1929 году. В январе 1928 года Гроссман женился на Анне Мацук. Некоторое время супруги жили раздельно в разных городах (он — в Москве, она — в Киеве). В течение трех лет Гроссман успешно работал инженером-химиком в Макеевском институте и заведовал химической лабораторией на угольной шахте в Донбассе. В 1933 году вместе с женой он переехал в Москву, где начал работать старшим химиком, а затем заведующим лабораторией на карандашной фабрике.
В 1934 году Гроссман опубликовал свои первые произведения - «Глюкауф», где рассказывалось о жизни шахтёров и заводской интеллигенции, а также рассказ «В городе Бердичеве» о Гражданской войне. Благодаря успеху данных произведений, у Гроссмана укрепилось желание стать профессиональным писателем. В последующие годы издавались сборники рассказов писателя.
В период Великой Отечественной Василий Гроссман был специальным корреспондентом газеты «Красная Звезда». Он служил на Белорусском и Украинском фронтах, участвовал в битве под Сталинградом. За что со временем получил заветный орден Красной Звезды. Василий Гроссман умер 14 сентября 1964 года от рака почки в результате неудачной операции, проведенной в обычной клинике. Похоронен он на Троекуровском кладбище Москвы.
www.allsoch.ru