Автово (станция метро, Санкт-Петербург). Автово метро
Станция «Автово» | Мир метро
Дата открытия: 15 ноября 1955 годаАрхитекторы станции: Е. А. Левинсон, А. А. ГрушкеИнженер-конструктор: С.М. ЭпштейнХудожники: В. А. Воронецкий и А. К. СоколовСкульпторы: В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. Щеглова, М. П. Щеглов, В. И. Гордон и Р. Р. БельскийТип станции: колонная трёхпролётная мелкого заложенияГлубина заложения: 15 метровПассажиропоток по станции: 1 585 187 в месяц (2016 г.)
1. Описание станции 2. Проекты и строительство 3. История и происхождение названия
1. Описание станции
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. «Автово» — первая станция мелкого заложения Петербургского метро, на станции отсутствуют эскалаторы. За станцией расположен съезд в депо ТЧ-1 «Автово» и в ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».
Богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали станцию одной из самых красивых не только в Петербурге, но и во всём мире. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира. 15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Безусловно, основной «изюминкой» станции являются колонны облицованные декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом. Подобный приём был применён впервые, подробнее об этом читайте ниже. По задумке архитекторов, архитектурное убранство станции должно ярко выражать радость великой Победы советского народа.
Станция расположена на территории муниципального округа «Автово» в Кировском районе на юго-западе Санкт-Петербурга по адресу проспект Стачек д. 90, к. 2. Выход через наземный вестибюль осуществляется прямо на проспект Стачек, между двумя жилыми многоэтажными домами. Рядом со станцией расположены сквер, школа, различные торговые предприятия и кафе, банки, а улице Автовской расположен цирк-шапито. Чуть дальше расположено множество автомобильных стоянок, стадион завода имени Жданова, профессиональное училище № 84. Граница жилого района очерчивается товарной железнодорожной станцией Автово.
Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт, который образует львиную долю пассажиропотока станции. Напротив наземного вестибюля станции имеется подземный переход, по обе стороны которого размещены остановки наземного общественного транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. На параллельной проспекту Стачек Кронштадтской улице расположена крупная трамвайная остановка, объединяющая сразу 5 трамвайных маршрутов. Наземный транспорт, следующий от метро «Автово» обслуживает всю юго-западную часть города, не имеющую в непосредственной близости станции метро. Имеются пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов.
Станция построена в характерном монументальном стиле, являющимся воплощением идеи величия и мощи советского государства. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы декоративным стеклом. Остальные колонны облицованы мрамором «Коелга».
Пол станции выложен из красного Лезниковского гранита, а также серого и чёрного полированного гранита с Украины, образующих геометрический рисунок. Потолок собран из декоративных кессонов, украшенных лепниной.
На посадочной платформе, в сторону станции «Проспект Ветеранов», сохранилось историческое информационное табло, которое сегодня оповещает пассажиров о прибытии составов следующих в депо.
Главная «изюминка» станции — стеклянные колонны были предложены Евгением Левинсоном и Андреем Грушке, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, чем-то напоминающее хрусталь, чтобы станция выглядела как подземный дворец.
Добиться того, чтобы бетонная конструкция колонны не просматривалась сквозь стеклянную облицовку было достаточно сложно: заднюю поверхность стекла пришлось обработать гранями отражающими свет, причём расположить их нужно было под определенным углом — 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Благодаря мастерской работе, создаётся ощущение что колонны полностью созданы из стекла, данное заблуждение попало даже в некоторые путеводители по городу.
Литые стеклянные пластины для колонн были изготовлены на экспериментальной базе в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Такое рельефное прессованное стекло напоминало хрусталь, за что станцию даже называли «хрустальным дворцом».
На рельефном стекле особенно выделяются пятиконечные звезды — символ Советского Союза и веточки дуба, олицетворяющие силу государства, победившего фашизм.
Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделёнными тонкими жгутиками покрашенных «под золото». На самом деле, эти ленты не являются декоративными, основная их функция — предотвращение растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн. Стеклянные панели закреплены с помощью этой декоративной металлической ленты, обвивающей колонны.
По первоначальному проекту предполагалась отделка всех колонн стеклом, кроме того также предусматривалась и внутренняя подсветка всех колонн. К сожалению, подрядчик не успевал полностью выполнить отливку всех колонн к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. Однако, после печального известного постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», в одно мгновение завершившего эпоху советского монументального классицизма, к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались. Формы под стекло со временем были безвозвратно утеряны.
Капитель колонны облицованной мрамором.
Путевые стены, облицованные во всю высоту белым мрамором «Коелга». Мрамор — камень известковой породы как губка впитывает воду, а подземный зал станции «Автово» расположен в водонасыщенных грунтах.
Надписи на путевых стенах выполнены их алюминия.
В верхней части стены украшены вентиляционными решётками из алюминия, обработанного «под золото».
Орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Фото 1957 года.
С течением времени гидроизоляция станции утратила свои защитные свойства и стала пропускать воду, мрамор потускнел, а по стенам стали раскрываться трещины. В период 2006-2012 гг. были проведены серьезные мероприятия по капитальному ремонту станции: существующую мраморную облицовку путевых стен обновили идентично оригинальному решению мрамором «Коэлга», были устранены течи, восстановлена гидроизоляция. Также полной замене подвергся декоративный лепной потолок станции для чего была применена уникальная технология, с помощью которой новые элементы-реплики изготавливались прямо на платформе станции.
Станция в 1956 г. Фото И.Б. Гогланда
Центральный зал в 1957 г.
Поезд на станции. Фото 1956 г.
Станция в конце 1970-х гг.
Торец подземного зала станции украшает яркое, золотистое мозаичное панно из смальты «Родина-мать» (в некоторых источниках указывается как «Победа»).
Панно выполнено художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым. Женщина с младенцем на руках символизирует мир, завоеванный в тяжелой борьбе с фашизмом, а сверху развивается лента с надписью «Миру — Мир»
Отдельного внимания заслуживают массивные люстры, добавляющие станции помпезности. Фото 1955-1956 гг. Автор: Л.М. Безверхний. Источник: «Архитектура Ленинграда», 1957
На фотографии видны люстры, расположенные ближе к торцу станции. Эти три люстры, одна в центральном зале и две над платформами, не сохранились до настоящего времени. В 1970-х по неизвестным причинам они были сняты и утеряны. Фото: Studio Erpé, 1956 г.
К сожалению, до настоящего момента люстры дошли не в первоначальном виде. В начале 1970-х годов, нижний ряд плафонов-«стаканов» был демонтирован. Фото Г.Н. Савиной, 1957 г.
На фотографии 1986 года, люстры уже в нынешнем виде без нижним плафонов.
Сегодняшний вид на люстру.
22. Люстра снизу.
Конструкции станции «Автово» расположены в трёх уровнях. Эскалаторы на станции не предусмотрены, все уровни соединены лестницами. С посадочной платформы лестница ведет в многопролетный аванзал переходящий в подходной коридор и в круглый подземный кассовый зал.
Завершения стен окаймляющих лестничный марш украшены симметричными барельефами поддерживающим общую милитаристскую тематику оформления станции.
Колонны в аванзале, где расположены турникеты, облицованы уральским мрамором «Коркодино». На заднем плане виден походной коридор ведущий в круглый подземный кассовый зал.
26. Освещение зала осуществляется круглыми люстрами в виде дубовых венков, с шестью светильниками.
Аванзал в 1957 году.
Стены в круглом (кассовом) зале и подходном коридоре облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения и цветным мрамором «Газган».
При входе на станцию в подземном кассовом зале пассажиров встречает панно «Защитники Ленинграда» (скульпторы В. И. Гордон и Р. Р. Бельский), на котором изображены солдат, моряк и рабочий в окружении знамен и ордена Победы. .
Из подходного коридора в верхний вестибюль с обеих сторон ведет винтовая лестница. Стены лестничных проходов облицованы красным Нижнетагильским мрамором, ступени — гранитом Лезниковского месторождения.
Светильники-бра освещающие винтовые лестницы.
Винтовые лестницы выводят в наземный распределительный зал. В торце по первоначальному проекту должен был быть барельеф со Сталиным (см. изображение 58).
С одной стороны зала расположены кабины телефонов-автоматов в виде портиков из колонн искусственного мрамора, между которыми на фоне стекла вставлены орнаментированные решётки с деталями из анодированного алюминия. Фото 1957 года.
С противоположной стороны также расположены билетные кассы. Фото 1956 года.
Стены наземного вестибюля выполнены из искусственного мрамора. Полы покрыты гранитом «Тераццо».
Купол поддерживают 8 дорических канелированых колонны, по бокам стены украшены пилястрами. По карнизу опоясывающему основание купола выбита надпись: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава!»).
Двери изготовленные из дуба также украшены дубовыми венками.
Наземный вестибюль станции расположенный на проспекте Стачек создан архитекторами Е.А. Левинсоном и А.А. Грушке. Как ни странно, но вестибюль напоминает церковь: восьмиколонный дорический портик, купол, апсида. В советском понимании тех лет первое такое монументальное сооружение и есть храм, посвящённый защитникам Отечества. Однако уже спустя два-три года после открытия в самый разгар хрущёвских кампаний по борьбе с «архитектурными излишествами» и антирелигиозной, проект наземного вестибюля был подвергнут жёсткой критике.
В наземном вестибюле напротив входа планировалось создать большой витраж из цветного стекла, посвященный И.В. Сталину. Окружность купола предполагалось опоясать надписью: «Слава Великому Сталину — организатору побед над врагами Советской Родины». Но в процессе оформления станции текст надписи изменили: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Также планировали установить профиль «вождя народов» и при входе на станцию, но от всех этих идей по политическим мотивам впоследствии отказались.
Наземный павильон станции в первые дни после открытия. Ещё нет дома слева от станции метро, его построят только через четыре года, в 1959 году.
Фасад вестибюля отделан терразитовой штукатуркой. Фото Б. Уткина и Л. Зиверта. 1956 г.
40. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, к которому ведёт гранитная лестница. Фото 1957 г.
Севернее вестибюля вырос забор ограждающий строительную площадку на месте будущего дома 90 по проспекту Стачек. Фото Ю Шаламова. 1957 г.
Вид на проспект Стачек. Справа виден вестибюль станции. 1960 г.
Фасады наземного павильона станции украшают барельефы: «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941 — 1943 годах (скульпторы В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. и М. П. Щегловы).
Вестибюль расположен между домами 90 и 94 по проспекту Стачек. Фото 1961 г.
Наземный павильон в наши дни.
27 июля 1959 года во время своего визита в Ленинград на станции побывал вице-президент США Ричард М. Никсон. Рядом с Никсоном 1-ый секретарь Ленинградского обкома КПСС Спиридонов И.В. Фото А. Батанова.
Первые посетители метро, пока ещё только по специальным пригласительным билетам. 6 ноября 1955 года. Фото В. Капустина и И. Баранова.
Первый поезд с пассажирами отправляется со станции «Автово». 6 ноября 1955 года. Фото Н. Науменкова и П. Федотова.
2. Строительство станции и проекты
Станция «Автово» мелкого заложения. Подземный зал находится на глубине 15 метров. Строительство станции и прилегающих перегонов началось зимой 1941 года, когда по трассе 1 очереди метрополитена были заложены все шахты. Строительство шло высокими темпами, пока не началась Великая Отечественная война. 25 июня работы по всей первой очереди были приостановлены, а построенные выработки было решено затопить, в целях консервации. Работы по строительству станции были возобновлены в конце 1946 года.
Станция строилась открытым способом в очень тяжелых гидрологических условиях, вызванных протеканием рядом Красненькой речки и подземными грунтовыми водами. Впервые в нашем городе при строительстве станции было применено замораживание грунтов. На проспекте Стачек был вырыт котлован и в нем возвели все необходимые конструкции. Своды станции покрыли изоляцией и засыпали котлован грунтом, восстановили асфальтовое покрытие проспекта Стачек и продолжили строительство уже под землей. Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо так же использовали замораживание грунта.
Диаметр тоннелей, ведущих к станции «Кировский завод», составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. «Уменьшение диаметра, — как пишет В. Г. Авдеев, — позволяло экономить на обделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути».
В 1930-е годы Автово являлось окраинной частью города. Одновременно с началом строительства нового жилого района тут начались первые работы по сооружению станции метрополитена первой очереди.
Заморозка стен котлована станции.
Попытка защиты замороженных стен котлована при помощи соломенных матов.
Как видно, станция изначально планировалась мелкого заложения. Автор проекта: М.А. Шепилевский. 1947 год. 2 тур конкурса.
Первоначально колонны планировалось банально одеть в мрамор. Автор проекта М.К. Бенуа. 1947 год. 2 тур конкурса.
Интересно, что по первоначальному проекту, не был реализован фриз на путевых стенах станции. Предполагалась, что по обеим сторонам путевых стен будет написано «Слава великому Сталину». На потолке предлагалось разместить мозаики из смальты. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1947 год. 2 тур конкурса.
Как уже говорилось выше, по проекту и все 46 колонн должны были быть стеклянными. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1949 год. 3 тур конкурса. Проект принят к осуществлению с незначительными изменениями.
Макет станции в 1/10 от натуральной величины на выставке в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. Макет изготовлен из художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике. 14 февраля 1949 года. Фото А.А. Михайлова.
Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.
Как уже говорилось, опоясывать основание купол должны была четырежды повторявшаяся надпись «Великому Сталину Слава!», которая по политическим мотивам (после развенчания культа личности) была заменена на: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» По той же причине отказались и от барельефа со Сталиным (сейчас на его месте пустующее углубление в стене, отделанное тёмным мрамором). Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.
Работы по изготовлению форм для отливки стекла в мастерской.
Отделочные работы. Хрустальная облицовка колонн изготавливалась стекла на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС), закрытом в 90-е годы.
Монтаж хрустального стекла на капитель колонны.
Метростроевцы на станции.
3. История и происхождение названия
Станция получила своё название по историческому району в котором она расположена. К слову заметить, что «Автово» — первая станция Петербургского метро получившая себе в имя ойконим (название населённого пункта) местности в которой расположена, причём финского происхождения.
В 1824 году сильное наводнение практически уничтожило деревню Автово. Согласно легенде, Император Александр I объезжавший наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, посетил одно селение, полностью уничтоженное наводнением. Вокруг Императора тотчас-же собрались крестьяне и начали жаловаться на свою долю. Внимание Императора привлёк один старик который сильнее всех жестикулировал, однако, разобрать слов Государь не мог. Он вызвал из толпы старика и велел ему рассказать кто как пострадал и что потерял.Старик тут же заголосил с характерным местным говором:— Батюшка, царь, у таво коров унесло, а у таво весь скарб, а у таво коней, а у таво дом, а у таво... (с характерным ударением на «у»)— Хорошо — сказал царь, — у того, у того, а у тебя то что?
По ещё одной похожей легенде старик заголосил: — Батюшка, царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво... На что царь ответил: — Это всё у Афтова, а у других что погибло? После этого Императору объяснили что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся над своей ошибкой и приказал на казённые деньги выстроить новую деревню и назвать её Аутово/Афтово.
В 1824 году действительно было наводнение уничтожившее деревню, на месте которой сделали насыпи высотой 4-5 м и на выстроили новое поселение, строения которого сохранялись вплоть до 30-х годов ХХ века. Тем не менее, конечно же, это легенда. Впервые деревня Аутова встречается 1676 году на шведской карте задолго до вышеописанного наводнения.
До сих пор нет единого мнения об этимологии названия, вероятнее всего оно происходит от финского «аутто» — что означает «пустынный», либо «аутио», означающее «заброшенный», «безлюдный», что, впрочем, близко по смыслу. Кроме того, существуют версии, что Автово происходит от одного из финских обозначений медведя «овто» или от названия сачка «отава».
В 1703 году в 10 верстах от этой деревни был заложен Санкт-Петербург. А через несколько лет рядом с деревней пролегла дорога, связавшая Санкт-Петербург с загородной резиденцией Императоров — Петергофом, что послужило толчком к развитию местности. Вскоре тут выросла ямская слобода, начали строиться многочисленные дачи. К середине XIX века Автово превратилось в престижную дачную местность, где проживала и владела землями значительная часть столичной элиты.
Появление в 1801 году в окрестностях Автова чугунолитейного завода, который был переведён сюда из Кронштадта, к концу XIX века вкорне изменило судьбу местности. Вокруг заметно разросшегося завода, получившего в 1876 году название Путиловский (сегодня — Кировский), выросли многочисленные бараки, общежития и ночлежки превратившие некогда престижный район в рабочую окраину. Центральным стержнем района по прежнему оставалось Петергофское шоссе, оно остаётся им и поныне, правда теперь магистраль называется — проспект Стачек. Современное название также отчасти затрагивает историю района, т.к. жители района активно принимали участие в событиях трёх русских революций.
В 1917 году Автово входит в городскую черту. В 1937 году, в районе начинается комплексное строительство нового жилого района, которое было прервано начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной. В эти годы по границе района проходил передний край героической обороны Ленинграда, о чём свидетельствует сохранившийся до наших времен ДОТ, а на месте нынешнего вестибюля станции размещались артиллерийские батареи, штабы и тылы воинских частей. В годы Войны деревянное Автово было полностью уничтожено, так как в блокаду при огромном дефиците древесины такие дома были пущены на растопку, а жителей отселили в центральные районы города.
Уже с 1944 по несколько скорректированным проектам продолжилась начавшаяся до Войны застройка района, завершившаяся большей частью к 1960 году. В 1955 году в район пришло метро.
Память о событиях и значимости района в годы Великой Отечественной войны отражена в топонимике района (улица Зенитчиков, улица Зайцева (генерал-майор, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны), улица Маршала Говорова, ул. Маринеско. Воины, павшие в боях за Ленинград в Автово, вместе с мирными жителями, жертвами блокады, погребены на Красненьком кладбище. В 1968 году на Комсомольской площади был открыт монумент Героическому комсомолу.
Стоит также добавить что именно из Автово (от вышеупомянутой Комсомольской площади) берёт начало Краснопутиловская улица, которая является началом пути в столицу России — Москву.
Источники: 1) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, «Ленинградский метрополитен», 1956 г.2) А.М. Соколов, «Ленинградское метро», 1957 г.3) «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения», 20054) «Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее» ГМИ СПб, 20135) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. «Петербургский метрополитен — 60», 2015 6) Архив Сергея Бабушкина
www.mirmetro.net
Новостройки у метро Автово в СПб (Кировский район) с квартирами от 2 128 207 рублей
Район станции метро Автово приходится на территорию между Ленинским проспектом и Кировским заводом. Официальное открытие станции произошло в 1955 году, а сейчас она является региональным культурным наследием. Недавно станцию стали считать одной из красивейших в мире. Сам объект уже является интересной достопримечательностью, над которой работали архитекторы Грушке и Левинсон. На проспекте Стачек расположен наземный вестибюль с портиком на 6 колонн и куполом на презентабельном световом барабане. Название станции и исторического района сформировалось благодаря деревне Аутово или Аутова, согласно некоторым сведениям.
Особенности инфраструктуры
Территория района станции метро Автово располагается между Балтийской и Окружной железными дорогами, а также Красненькой речкой с южной стороны и Кировским заводом с северной стороны. Официальные данные свидетельствуют о проживании на территории района около 49 тыс. жителей. Квартиры купить здесь желают многие благодаря удачно развитой инфраструктуре и транспортной системе. Застройка Краснопутиловской улицы и проспекта Стачек является основным архитектурным наследием, выполненным в стиле сталинского ампира.
Каждая новостройка возводится с учетом всех требований к точечному строительству и облагораживается обилием элементов инфраструктуры – аптеки и школы, больницы, поликлиники и автомобильные парковки открытого или крытого типа. Местные условия проживания привлекают многих, а экологическая ситуация района тоже располагает к покупке недвижимости.
Достопримечательности
Район станции метро Автово не так богат на достопримечательности, как другие районы и населенные пункты Санкт-Петербурга, но местные жители имеют неплохой ассортимент мест для интересных прогулок.
- Памятник Героическому Комсомолу, который относится к категории монументального искусства, можно найти на Комсомольской площади.
- Возле дома культуры Газа в 1962 году был возведен памятник И. И. Газа.
- В районе немало мемориальных досок в честь героев и других известных личностей.
- Несколько парков привлекают обилием зеленых насаждений.
Квартиры в рассматриваемом районе пользуются высоким спросом благодаря положительным экологическим показателям, удачному территориальному расположению и отличной транспортной доступности.
novohata.ru
Автово (станция метро) - это... Что такое Автово (станция метро)?
Координаты: 59°52′02.37″ с. ш. 30°15′40.87″ в. д. / 59.867325° с. ш. 30.261353° в. д. (G) (O) (Я)59.867325, 30.261353
Павильон станции«А́втово» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причем именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа из-за расположения в историческом районе — Автово.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[1].
Наземные сооружения
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Инженер С. М. Эпштейн. Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане.
Основание купола опоясывает надпись:
«Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках»
(в первоначальном варианте „Великому Сталину слава“). Фасады павильона станции украшают панно „Оборона Петрограда в 1919 году“ и „Оборона Ленинграда в 1941—1943 годах“, работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой и М. П. Щеглова.
При входе на станцию задумывалась установка профиля И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В павильоне установлено панно „Защитники Ленинграда“, работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.
Выход со станции расположен в её северном торце. На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. В 2004 году кассы переведены из верхнего вестибюля в средний.
Подземные сооружения
Фрагмент колонны Вывеска „Посадки нет“ Колонны и путевая стена с решётками„Автово“ — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно, известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло издавна использовалось в качестве облицовочного материала, но при оформлении метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн, стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г. З. Гершуни.
Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.
По проекту все колонны должны были быть стеклянными. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем[2]. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против „архитектурных излишеств“ к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались[3].
Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно „Победа“, с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова[3].
Особенности проекта и станции
Тоннели, соединяющие станцию „Автово“ с электродепо „Автово“, проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, „богатых“ водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо использовали замораживание грунта.
Диаметр тоннелей, ведущих к станции „Кировский завод“, составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. „Уменьшение диаметра, — как пишет В. Г. Авдеев, — позволяло экономить на отделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути“[4].
„Автово“ стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причем финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня „Аутово“, от которой местность и приобрела своё название.
„Автово“ стала первой станцией Ленинградского метрополитена без эскалаторов.
Долгое время на выходе не было турникетов, то есть гипотетически по выходному коридору можно было зайти на станцию к поездам.
На станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или уходит в депо.
Привязка общественного транспорта
- Автобусные социальные маршруты (городские): № 1М, 1Мб, 2а, 17, 18, 20, 26, 66, 73, 83, 108, 145, 145а, 160, 200, 210, 229, 300, 301.
- Автобусные социальные маршруты (пригородные): № 481, 482, 482а, 482в, 484, 484б, 487.
- Автобусные маршруты (междугородные): № 807, 845, 845а.
- Автобусные коммерческие маршруты: № К-20, К-60, К-66, К-154, К-224к, К-300, К-401, К-404, К-424, К-424а, К-445а.
- Троллейбусные маршруты: № 20, 44.
- В связи с ремонтными работами на перекрёстке Кронштадтской улицы и Дороги на Турухтанные острова трамвайное движение возле станции „Автово“ временно отменено.
Ремонт
С 2006 года на станции началась деформация путевых стен в связи с просадкой грунта и приходом гидроизоляции в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины.
С 2007 года на станции производится капитальный ремонт путевых стен. Работы осложняются тем, что работать приходится в ночное „окно“, так как по этой станции осуществляется движение хозяйственных поездов.
Работы по гидроизоляции путевых стен проводились силами НПО „Спецгидроизоляция“. Новая гидроизоляция стен является трёхслойной: после снятия старой облицовки в стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуретана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии, и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, вследствие чего при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не давая ей соприкасаться облицовкой[5].
Летом 2007 года были закончены работы по ремонту гидроизоляции тоннелей и начаты облицовочные работы[6], которые были завершены, как и планировалось[7][8], в конце 2009 года.
С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции производится капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подвергнутся замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ будут воссозданы в прежнем виде[9]. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они укреплены щитовыми досками.
См. также
Примечания
Литература
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
- Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0
Ссылки
dic.academic.ru
Автово (станция метро, Санкт-Петербург) — Энциклопедия нашего транспорта
Материал из Энциклопедия нашего транспорта
«Автово» — зонная станция линии 1 Петербургского метрополитена.
Открыта 15 ноября 1955 года в составе участка «Площадь Восстания» — «Автово».
Разработчики проекта
Архитекторы
Е. Н. Левинсон, А. А. Грушке.
Инженер-конструктор
С. М. Эпштейн.
Конструкция
Колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Наземный вестибюль соединяется с посадочными платформами широкой винтовой лестницей в северном торце.
В 2006—2007 годах из-за постройки над станцией путепровода, станция начала деформироваться, гидроизоляция пришла в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины, в связи с чем проводился капитальный ремонт в 2007—2009 гг НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен трёхслойная: после снятия старой облицовки стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуриетана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не соприкасаясь с облицовкой.
Название
Станция получила название по расположению в одноименном историческом районе Санкт-Петербурга. Еще в допетровское время в этих краях находилось несколько деревень — Лаурола, Нипрола, Лахта у Моря и другие. После русско-шведской войны середины XVII века эта сельская община получила название Аухтуа (auhto — песчаного происхождения). По другим данным, название пошло от финского autto, что значит пустое место, пустошь.
Выход в город
- На проспект Стачек, к Кронштадтскому путепроводу, Автовской улице.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием.
За станцией Автово расположен съезд в депо Автово и Дачное.
Художественное оформление
Памятный жетонТема оформления станции — «Оборона Ленинграда»
Наземный павильон станции выполнен оформлен мощным двойным 6-колонным портиком и куполом на большом световом барабане. Кассовый зал станции очень просторен, гораздо просторнее, чем на любой другой станции. Вознесенный высоко купол создает впечатление строгой торжественности. Ее подчеркивает надпись, поясом охватившая основание купола. Она раскрывает внутренний смысл и этой торжественности, и многих деталей, говорящих о воинском героизме и славе. Надпись гласит: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады наземного павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941—1943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой, М. П. Щеглова. При входе на станцию хотели установить профиль И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В наземном павильоне установленно панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.
Станция отражает тему обороны Ленинграда (Во время Великой Отечественной войны одноименный район стал передним краем обороны). В композиции внутренних помещений, в трактовке декоративного убранства, в изобразительных элементах-барельефах и мозаике авторы стремились передать этот замысел. В станционный зал ведет широкая, облицованная красным мрамором лестница. Решетки, люстры и светильники украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 30 из них отделаны мрамором, а 16 облицованы декоративным стеклом. Сверкая и слегка отсвечивая голубизной, они придают подземному залу праздничную пышность. По поводу применения литого стекла для отделки Ленинградского метрополитена архитекторы много спорили. Были среди них убежденные приверженцы этого декоративного материала, были и противники. Стекло издавна использовалось в качестве облицовки, но в таких масштабах, как на данной станции, оно никогда не применялось. Это ставило перед архитекторами ряд трудностей. Каждая колонна перевита блестящей золоченой лентой, это не только элемент украшения: за стеклом помещена опорная конструкция из бетона, а бетонные опоры, так же как и каменные, со временем подвергаются осадке и если стекло, материал весьма хрупкий, прикреплять к конструкции наглухо, на цементном растворе, то оно быстро растрескается, так что ленинградские архитекторы решили найти такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил бы их сохранность, большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно, известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии наук Н. Н. Качалов. Сами пластины выполнены из прозрачного, искрящегося, как хрусталь, стекла, однако бетонный стержень сквозь них не виден, его невозможно разглядеть, даже подойдя к колоннам вплотную. Профессор Г. З. Гершуни указал, что раз сборная облицовка отлита не гладкой, а с выпуклым орнаментом, то нужно внутреннюю поверхность делать не гладкой, а дать рельеф, но только обязательно граненый, причем гранить под углом в 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать.
В самом конце зала стена украшена мозаичной картиной «Победа». Художники В. А. Воронецкий и А. К. Соколов в образе женщины с младенцем воплотили благородную тему борьбы за мир. Среди мозаичистов, работавших над этим панно, был известный любитель древнего искусства Д. М. Малышев. Он занимается мастерством мозаичиста около 60 лет, ему поручали восстановление мозаичной живописи Ломоносова и бесценной старины — Софийского собора в Киеве. Теперь искусство старого мастера ожило под землей в хорошо подобранных красках замечательной русской смальты.
Фотогалерея
Путевая стена | Название станции на путевой стене | Технологическая дверь | Вентиляционные решётки | ||
Мозаика «Победа» | Капитель колонны | Лестница на платформу | Барельеф над перилами | Подходной коридор | |
Вестибюль
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Автово (станция метро) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Автово. Координаты: 59°52′02″ с. ш. 30°15′40″ в. д. / 59.8673250° с. ш. 30.2613528° в. д. / 59.8673250; 30.2613528 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=59.8673250&mlon=30.2613528&zoom=18 (O)] (Я)«Автово» Кировско-Выборгская линия | |
Петербургский метрополитен | |
15 ноября 1955 года | |
Кировский | |
Автово | |
колонная трёхпролётная мелкого заложения | |
12 | |
1 | |
Е. А. ЛевинсонА. А. Грушке | |
С. М. Эпштейн | |
проспект Стачек | |
2а, 17, 18, 26, 66, 72, 73, 83, 108, 145, 160, 200, 200а, 210, 229, 300 36, 52, 56, 60 20 20, 60, 66, 224к, 300, 404, 424, 424а, 445а | |
5:30[1] | |
0:42[1] | |
«Tele2», «МегаФон», «МТС», «БиЛайн» | |
АВ |
«А́втово» — станция петербургского метрополитена. Входит в состав линии 1, расположена между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», причём именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Названа по расположению в историческом районе Автово.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2].
В 2014 году, по версии английского издательства Guardian, станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира.[3][4]
Наземные сооружения
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Инженер — С. М. Эпштейн. Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане.
Основание купола опоясывает надпись:
«Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках»(в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941—1943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой и М. П. Щеглова.
-
Metro SPB Line1 Avtovo pavilion.jpg
Павильон станции
-
Metro SPB Line1 Avtovo Vestibule 01.jpg
-
Metro SPB Line1 Avtovo Vestibule 02.jpg
Купол вестибюля
При входе на станцию задумывалась установка профиля И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В павильоне установлено панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.
Выход со станции расположен в её северном торце. На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. В 2004 году кассы переведены из верхнего вестибюля в средний.
Подземные сооружения
«Автово» — колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная в первой очереди станция мелкого заложения. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке и инженера С. М. Эпштейн. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов.
-
Metro SPB Line1 Avtovo Ticket Hall.jpg
-
Metro SPB Line1 Avtovo mosaic.jpg
Мозаичное панно «Победа»
-
Metro SPB Line1 Avtovo, sign.jpg
Информационный щит
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны. Из них 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн стеклянные панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестаёт просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г. З. Гершуни.
Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.
Первоначальный проект[5] предусматривал остекление и внутреннюю подсветку всех колонн подземного зала. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем[6]. Но после выступлений Н. С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались[7].
Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова[7].
Особенности проекта и станции
Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо использовали замораживание грунта.
«Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своём имени ойконим (название исторической части), причём финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название.
«Автово» стала первой станцией ленинградского метрополитена без эскалаторов. Долгое время на выходе не было турникетов.
На станции сохранилось табло, которое показывает, пойдёт ли поезд дальше или в депо.
Путевое развитие
За станцией расположен 6-стрелочный оборотный тупик, продолжающийся в ССВ с электродепо «Автово» и «Дачное». Из окна поезда можно увидеть перекрёстный съезд между 3-м и 4-м путями и встречный поезд, как и на станциях «Садовая» и «Удельная».
Наземный транспорт
Автобусные маршруты
Трамвайные маршруты
Троллейбусные маршруты
Ремонт
С 2006 года на станции началась деформация путевых стен в связи с просадкой грунта и приходом гидроизоляции в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины.
С 2007 года на станции производится капитальный ремонт путевых стен. Работы осложняются тем, что работать приходится в ночное «окно», так как по этой станции осуществляется движение хозяйственных поездов.
Работы по гидроизоляции путевых стен проводились силами НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен является трёхслойной: после снятия старой облицовки в стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуретана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии, и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, вследствие чего при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не давая ей соприкасаться с облицовкой[8].
Летом 2007 года были закончены работы по ремонту гидроизоляции тоннелей и начаты облицовочные работы[9], которые были завершены, как и планировалось[10][11], в конце 2009 года.
С октября 2010 по декабрь 2012 года на станции производился капитальный ремонт потолка в связи с необходимостью усиления гидроизоляции. При этом подверглись замене как несущие конструкции подвесного потолка, так и декоративные элементы оформления, которые по окончании работ были воссозданы в прежнем виде[12]. Для предотвращения растрескивания художественного стекла, которым отделана часть колонн, на период ремонта они были укреплены щитовыми досками.
См. также
Напишите отзыв о статье "Автово (станция метро)"
Примечания
- ↑ 1 2 [www.metro.spb.ru/rejimrabotystancii.html Официальный сайт Петербургского метрополитена — Режим работы станций]
- ↑ [lenta.ru/news/2011/12/15/metro1/ Станции питерского метро признали культурным наследием]
- ↑ [www.theguardian.com/cities/gallery/2014/nov/11/-sp-most-beautiful-metro-stations-in-the-world The world's most beautiful metro stations - in pictures | Cities | The Guardian]
- ↑ [karpovka.com/2014/11/14/211926/ Станция метро «Автово» признана одной из красивейших в мире]
- ↑ [www.subwaytalks.ru/download/file.php?id=27005&mode=view Журнал «Архитектура и строительство Ленинграда», 1951]. Проверено 27 февраля 2013. [www.webcitation.org/6EzdBOzqx Архивировано из первоисточника 9 марта 2013].
- ↑ Информация из интервью с Г. Васильевым — гл. арх. Петерб. зонального НИИ, «Вечерний Петербург», 6.04.94
- ↑ 1 2 [www.citywalls.ru/house15065-page2.html Станция метро «Автово»]. citywalls.ru. Проверено 1 июня 2012. [www.webcitation.org/68g2Kbn0W Архивировано из первоисточника 25 июня 2012].
- ↑ [www.fontanka.ru/2007/08/03/053/ «„Автово“ выложат мрамором за два года»] интервью с директором НПО «Спецгидроизоляция» Виктором Диано Фонтанка.ру 3 августа 2007
- ↑ [www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2007/news_detail.asp?id=14364 На станции метро «Автово» продолжается капитальный ремонт] [www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2007 «Вести» — Санкт-Петербург] 3 августа 2007 года
- ↑ [www.dp.ru/spb/news/citynews/2007/06/14/223678/ Газета Деловой Петербург. Пресс-конференция начальника петербургского метрополитена Владимира Гарюгина. III часть]
- ↑ Ирина Тищенко, Илья Снопченко [www.nvspb.ru/stories/podelkupolozhatpodzemku/ Под ёлку положат подземку] // Невское время : Газета. — СПб., 2008. — Вып. 20 ноября 2008.
- ↑ [www.mr7.ru/news/transport/story_33134.html На станции «Автово» отремонтируют верх]. Проверено 30 октября 2011. [www.webcitation.org/65JKfFPjm Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012].
Литература
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
- Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Автово (станция метро)
- [metro.vpeterburge.ru/stations/1/avtovo/ «Автово» на metro.vpeterburge.ru]
- [ometro.net/lines-1-3.php «Автово» на ometro.net]
- [metro.nwd.ru/viewtopic.php?t=290 «Автово» на форуме metro.nwd.ru]
- [encyc.mir-x.ru/slovo.asp?id=183378 Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. «Автово»]
wiki-org.ru
Метрополитен Санкт-Петербурга. Станция "Автово" (2010)
Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке, инженера С. М. Эпштейн.
Посадки нет
30 колонн облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом.Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн, стеклянные панели закреплены с помощью декоративной блестящей ленты, обвивающей колонны.
Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря специфичной огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом и все колонны кажутся стеклянными монолитами.
Тема оформления станции — оборона Ленинграда.
Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.
Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого, А. К. Соколова.
Станцию освещают массивные двухцветные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.
Острие
Турникеты.Долгое время на выходе не было турникетов, т.е. гипотетически по выходному коридору можно было зайти на станцию к поездам.
Кассовый зал
На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница.
Основание купола наземного павильона опоясывает надпись:«Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках»(в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»)
Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов Е. А. Левинсона, А. А. Грушке.Располагается на проспекте Стачек между домами № 94 и 90. Оформлен мощным двойным 6-колонным портиком и куполом на большом световом барабане.
gelio.livejournal.com
Автово - Питерское метро
Автово
Колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная станция мелкого заложения первой очереди. И, до ремонта весны 2011 года, также одна из «кафельных» станций. Но в 2011 году облицовка путевых стен была сменена на благородный мрамор. Также после ремонта освещение станции сменили с белого на желтое. На фотографии ниже — уникальный момент, еще во время ремонта, когда стена уже мраморная, а освещение еще белое.
Станция уникальна тем, что далее в сторону окраины (до ныне закрытой станции Дачное, а затем — проспекта Ветеранов) метро строилось открытым способом. На бульваре Новаторов в снежные зимы хорошо видно ребристую структуру тоннелей, проступающую на поверхности ввиду передачи тепла через землю.
На станции Автово нет эскалаторов, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница и через вестибюль — лестница прямая.
Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн.
Из них 30 облицованы мрамором…
…а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло при оформлении метро было применено впервые. Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря специфичной огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом и все колонны кажутся стеклянными монолитами.
Из-за нехватки средств, борьбы с архитектурными излишествами и срыва сроков поставок стеклянных панелей, первоначальный проект, предусматривающий остекление и внутреннюю (?) подсветку всех колонн подземного зала, не был реализован.
Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны.
Интересно, что из-за невозможности восстановить первоначальный вид стеклянных колонн, «если что», при ремонте их тщательно запаковывали в деревянные «чехлы». А мраморные - не полностью.
Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.
Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем.
Даже и алый шнурок не забыли.
По бокам лестницы, над путями, сделаны декоративные мостики, на которых расположены магазины.
Специально для тупых и гастарбайтеров везде наклеили специальные знаки.
На левой путевой стене станции виден набор декоративных решеток, скрывающих вентиляцию. Во время ремонта вентиляционная труба была выведена прямо туда.
Интересно сравнить с той же станцией времен ремонта.
В дальнем от входа конце станции в тоннелях видны стрелочные переводы, ведущие в сразу два метродепо — “Автово” и “Дачное”.
С правой стороны висит табло “Посадки нет”. Я не проверял, работает ли оно сейчас…
…но до ремонта оно уже очень давно не работало.
Что вам еще рассказать? «Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своем имени ойконим (название исторической части), причем финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название. Хотя, положа руку на перец — легенд про название этой местности не счесть. И про крестьянина, и про Сталина, и бла-бла-бла.
Красивая станция. Но уж очень много здесь людей-пингвинов. Отсюда идет в спальный Юго-Запад и далее за город к Рамбову и фонтанам туева хуча маршруток.
А по ночам здесь носятся по тоннелям вот такие зверушки.
Сипло завывая 130-сильным движком от 130-го “Зилка” и оставляя за собой удушливую вонь паленого 76-го бензина.
Однако, осторожно, двери закрываются.
Далее, через станции “Ленинский проспект” и “Проспект Ветеранов”, через адские гнездилища людей-пингвинов Юго-Запада, мы поедем по единственным в Питере тоннелям, построенным открытым способом. И где-то там же останется ныне несуществующая станция “Дачное”, ныне МРЭО-5, царствие ей небесное.
subway-spb.ru