Как Рарог стал варягом Рюриком. Варяг рюрик


Происхождение Руси. Варяги Рюрика и Weringger'ы. — Славянская культура

Происхождение Руси

Статья Археолога "Происхождение Руси, а не происхождение имени Руси" привела меня к мысли, что совеременные историки в этом вопросе, в основном, основываются на трудах Карамзина. Ни в коей мере не желая принизить его значимость, замечу что он основывался на трудах немцев Шлёцера, Миллера и Бейера - первых норманистов.

В своих трудах Карамзин считает Варягов Рюрика наёмниками приравнивая слово "Варяг" к слову "Weringger" - вольный солдат, наёмник в Константинополе. Слово "Варяг" он выводит от готского "Yaere, Vara" - что значит союз, считая что нарицательное имя союзника, стало именем собственным. Поэтому приходит к выводу что Варяги это Скандинавы. Одноко такой вывод вдребезги разбивается о временные ракмки. Дело в том что варяги Рюрика жили в IX веке, а верингеры (Weringger) Константинополя впервые упоминаются только в XI...

Да и не могли Варяги быть ни скандинавами, ни шведами. Этому есть множество фактов, не противоречащих логике...

Во-первых, нет ни одного источника в котором бы, скандинавы, норвежцы или шведы называли бы себя, или своих воинов, или своих морских разбойников Варягами или Русами. Нет ни одной саги повествующей о том, что Новгород присылал послов с просьбой владеть ими. Ведь, согласитесь, если бы Рюрик был скандинавом, то эта история осталась бы в како-либо саге, ведь не каждый же день к ним приходили чуждые народы с просьбой "дайте нам князя"...

Во-вторых, в ПВЛ, видно что Нестор, хоть и путает слова Варяг и Верингер (верингеры, кстати, современники Нестора, он вполне мог заменить сложнопроизносимое слово "верингер" словом "варяг"), не путает смысл, каждый раз давая пояснения. В призвании Рюрика:  "идаша за море къ Варягомъ к Русi. сице бо ся звахуть и варязи суть. аеко се друзии зъвутся Свое." Здесь о варягах-Руси говориться в прошедшем времени (звахуть - звались), а о своях (свеях , шведвх??) в настоящем. Получаем: Идя за море к варягам-Руси, которые звались варягами, как другие зовутся (варяги)-свеи (Weringger'ы-свеи).

Третье. Если бы Варяги Рюрика были бы скандинавами, то они, непременно, оказали бы влияние на язык, однако летописец говорит, что славянский и русский язык - один и тот же. ПВЛ: "а Словеньскыи аезьıкъ и Роускыи одно  єсть. От Варягъ бо прозвашас Роусью. а первоє быша Словене. аще и Поляне звахуться, но Словеньскаа речь бы." Т.е по призвании Варягов-Руси славянский язык стал называться русским (как поляне ранее говорили не на полянском, а на славянском.)

Да и слово Варяг вполне может быть славянского происхождения...

Более подробно об этом можно узнать из книги Александра Васильева - О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги. 1858.

depositfiles.commediafire.com

Похожие статьи:

Славянские герои → Вещий Олег

История → Крепость Старая Ладога

Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен

История → Рюрик - Первый русский князь

История → Сказание о призвании варягов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Версии: Варяг Рюрик или славянин Ререг

Рюрик - одна из наиболее загадочных фигур в древнерусской истории. Длительное время он являлся как бы символом норманизма, отрицающего организаторские способности славян. Они считали его скандинавским конунгом, якобы сумевшим установить в краю "диких" славянских племен порядок и дать им государственную организацию.

В 19 в. французский путешественник К. Мармье посетил Мекленбург, который, как известно в раннем средневековье представлял собой центр западнославянского племенного союза ободритов. Там он записал одну очень интересную легенду. Согласно ей, Рюрик - сын ободритского князя Годлава, призванный в свое время на Русь вместе с двумя братьями. И в этом плане интересно само имя "Рюрик". Последовательные антинорманисты всегда сближали его с этнонимом "ререг". Дело в том, что ободриты назывались еще и "ререгами", т. е. "соколами". Изображение сокола служило в качестве их племенного знака.

Но ведь оно же служило и в качестве герба династии Рюриковичей, долгое время правившей нашей страной. О. М. Рапов убедительно доказал, что на их монетах изображен сокол со сложенными крыльями, пикирующий на свою жертву. Получается, знаменитый трезубец Рюриковичей - схематизированное изображение сокола.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

Сокол-ререг был широко известен и у славян восточных. Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Так, былинный Вольга-богатырь часто оборачивался этой грозной птицей и в ее обличье сражался с черным вороном Санталом. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (Каспийскому) морю на "Соколе" - корабле, который подвергается нападению "черных воронов" (турок или татар). В Киевской Руси черными воронами называли половцев, а соколами - князей-русичей.

Не удержусь от соблазна немножечко углубиться в мифологию. Ререгу-соколу этимологически близок огненный дух Рарог-Рариг. Славяне представляли его хищной птицей. Сокол пользовался популярностью и у других индоевропейских народов. Например, у древних иранцев, считавших его одной из инкарнаций (воплощений) иранского бога Войны и Победы Веретрагны (аналог нашего Перуна). Кроме того, в виде сокола иранцы изображали фарн - символ царской власти.

Поиски снова выводят нас к военно-аристократической теме, к князьям и витязям. Сокол - их птица. Она же, как уже выяснилось, тесно связана с Рюриком и Рюриковичами. И тут возникает вопрос: "А почему о Рюриковичах ничего не говорится в "Слове о полку Игореве""? Вопрос сей волновал и до сих пор волнует многих исследователей.

Оберег в виде падающего сокола.

А вместе с тем косвенное упоминание о Рюриковичах в "Слове" все же есть - оно называет русских князей соколичами. На это обратил внимание упоминавшийся уже Рапов. И не зря! Речь здесь идет о Ререговичах, потомках Ререга-Сокола. Таково истинное имя Рюрика.

Далее нам очень помогут данные "Хронографа" бывшего Румянцевского музея (Описание" А. Востокова), в котором содержится следующее утверждение: "Во дни Михаила царя греческого и во дни князя Ререка Новгородского святый Констьяньтин философ, нарицаемый Кирилл, сотворил грамоту, словенским языком, глаголемую литицю". Надо вспомнить о том, что у поляков есть имя Ририк, а у чехов Ререк. Отмечу также - у ободритов существовал торговый пост, называемый датчанами "Reric".

Все сходится. Однако, есть одно затруднение. Само имя "Рюрик" попало в восточнославянские летописи в кельтской огласовке. Не в скандинавской, а именно в кельтской, ибо оно больше характерно для древней Франции (у скандинавов к рассматриваемому типу близко только имя Хрёрек), где в 9-12 вв. имя Рюрик встречается 12 раз. Некоторые исследователи даже сближают его с племенным названием "руриков" или "рауриков" (от рек Рура и Руары).

Но все это может быть объяснено смешением в письменных источниках двух сюжетов. Один сюжет связан с деятельностью Ререга Новгородского, другой - с конунгом Рориком Датским. В 30-х гг. 9 в. он унаследовал от своего отца Хальвдана Фрисландию (область германизированных кельтов), граничившую с землями ободритов. Они решили воспользоваться услугами опытного воина и пригласили его на службу. Деятельность Рорика в ободритских землях очень похожа на деятельность Ререга Новгородского в восточнославянских землях. Скорее всего, в более позднее время образ Рорика-германца (второе имя, доставшееся от германизированных фризов) наложился на образ Ререга-славянина и таковым остался на страницах русских летописей.

Личность матери Рюрика позволяет установить Иоакимовская летопись. У одного из князей т. н. Велице града Гостомысла возникли проблемы с продолжением династии - все его сыновья погибли в войнах. Однажды ночью он увидел вещий сон: из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее весь город. Князь решил, что династию продолжат ее сыновья. Сама Умила находилась в то время замужем за каким то соседним князем, чье имя Иоакимовская летопись не называет. Зато она называет имя одного из ее сыновей - Рюрик.

Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение.

После смерти Гостомысла Ререг с братьями стал править Велицеградской землей. Примечательно, что Иоакимовская летопись ни слова не говорит о беспорядках, которые будто бы явились причиной его призвания. Да и само выражение "а наряду (якобы порядка - А. К.) в ней нет", известное нам по "Повести временных лет" и горячо любимое русофобами всех мастей, вовсе не свидетельствует о склонности ильменских славян к анархии. Выдающийся русский историк С. Лесной (Парамонов) утверждал, что слово "наряд" значило "власть", "управление", "приказ", а вовсе не "порядок". Причем в некоторых летописях говорится": "нарядника (т. е. правителя) в ней нет". Велицеградская земля просто-напросто нуждалась в князе, имеющем отношение к старой династии и способном предотвратить губительную смуту. Причем нуждалась в своем, славянском князе, а не в иноземце, поучающем славян как жить.

Первоначально Ререг княжил не в Новгороде, а в Ладоге. Иоакимовская летопись явно противопоставляет Велице град Новгороду. Последний стал столицей Северной Руси лишь на четвертом году княжения Ререга, а до этого ею была Ладога. Она вообще намного древнее Новгорода, возникшего где то в середине 9 в. Образование же Ладоги можно смело отнести к 6 в. - именно таким временем датируется земляное городище, откопанное археологами в том месте, где река Ладожка впадает в Волхов. Найденные здесь сельскохозяйственные орудия позволяют говорит о высокой земледельческой культуре обитателей городища, знавших полевое пашенное земледелие. По данным археологии Ладога уже в 8 в. становится крупным международном портом и важнейшим пунктом местной и транзитной торговли. Здесь находят огромное количество кладов арабских монет - дирхемов, что свидетельствует о торгово-экономическом могуществе города. В древности именно Ладога, а не Новгород, контролировала все Нижнее Поволховье, Ижорскую землю, Приладожскую Карелию, области Обонежского ряда. Собственно говоря, сам Новгород был "новым" именно по отношению к старому Велице граду, к Ладоге, отсюда и "Господин Великий Новгород", т. е. "новый Велице град".

О деятельности Ререга, как князя Ладожско-Новгородской земли нам известно совсем мало - Иоакимовская летопись утверждает, что он ни с кем не воевал и княжил в мире. Но правление его отнюдь не было таким спокойным. Никоновская летопись говорит о наличии среди новгородцев сильной оппозиции Ререгу, возглавляемой неким Вадимом Храбрым. Противостояние окончилось трагически. В 872 г. Ререг убил Вадима и его сподвижников. Однако, недовольных осталось много - в 875 г. множество новгородских мужей бежало в Киев.

Из той же Никоновской летописи видно, что при Ререге Новгород и Киев вступили в вооруженную конфронтацию друг с другом. В 873 г. киевские князья Аскольд и Дир ходили войной на Полоцк, принадлежавший Новгороду.

Одной из важнейших опор Ререга были варяги. Сегодня почти любой с уверенностью скажет, что варяги - викинги-скандинавы, наемники, используемые князьями в борьбе за власть и во время военных походов.

Такое утверждение представляет собой один из самых распространеннейших стереотипов, доставшихся нам в наследство от долгих десятилетий господства норманистов в исторической науке. На самом деле варяги отнюдь не тождественны викингам. Уже давно многие отечественные историки (Ф. Л. Морошкин, И. Е. Забелин, А. Г. Кузьмин и др.) отвергли версию об их сугубо скандинавском происхождении и обратили свои взоры на южной побережье Балтики. В раннем средневековье оно было заселено славянами вплоть до устья Лабы (Эльбы). Именно здесь начиналась бурная история варягов.

Варяги имели три "ипостаси": этническую, территориальную и профессиональную. Скажу вкратце о каждой из них.

Этническая. В сове время на юге Балтики жило славянское племя вагров-вагиров, название которых этимологически близко к слову "варяг". Там же источники локализуют племенной союз варнов.

Территориальная. В связи с упоминанием Варяжского (т. е. Балтийского) моря "Повесть временных лет" говорит, что "по сему же морю седять Варязи семо ко въстоку до предела Симова (Волжская Булгария - А. К.), по тому же морю седять к западу до земле Агнянски (Дания - А. К.) и Волошьски (Франкская империя - А. К.)". Ясно, что викинги просто-напросто не могли населять южную Балтику, причем растягиваясь аж до Вожской Булгарии. Перед нами население южного побережья Балтийского моря, "выплеснувшееся" еще и на территорию европейской части современной России (историки давно зафиксировали наличие интенсивной колонизации балтийскими славянами восточнославянских земель Северной Руси).

Профессиональная. На нее следует обратить особое внимание. Рассказывая о знаменитом призвании варягов в Новгород, "Повесть временных лет" утверждает следующее: "Сице бо звахуся тьи Варязи Русь, яко се друзии звуться Свие, друзии же Урмане, Англяне, друзии Готе, таки и си". Кто эти "друзии", т. е. другие? Совершенно очевидно, что речь идет о других варягах. Какие то варяги были русами, какие то англянами и т. д. Значит они являлись еще и профессиональной полиэтнической (точнее - славяно-скандинавской) организацией. О наличии таких вот смешанных воинских сообществ рассказывает "Сага о Йомских витязях". В ней описывается отряд, состоящий из славянских и скандинавских воинов, расположенный в городе Волине. Название же сообществу варягов дали, вероятно, вагры - по сообщению средневекового немецкого автора Гельмольда, самые талантливые мореходы среди славян.

Варягов - опытные воины и мореходы - составили ближайшее окружение Ререга. Для жителей Ладоги и Новгорода они отнюдь не были чужими, находниками. В Северную Русь, где-то наполовину славяно-балтийскую, прибыли варяго-русы из Южной Балтики. Очевидно, их родиной был легендарный остров Руян (Рюген) - религиозный центр западных славян, населенный руянами-ругами, т. е. теми же самыми русами. И окружали они не какого-нибудь там пришлого чужака, а внука природного ладожского князя Гостомысла.

Варяго-русы сыграли огромную роль в истории восточных славян. Исследователи давно уже отметили величайшее, для судеб Древнерусского государства, значение Причерноморья - Кубани и Крыма. Здесь существовали мощнейшие центры военно-морской экспансии русов на юг и восток. Так вот генуэзские карты-портоланы локализуют в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива) некий "Варанголимен" - "бухту варягов".

"Влесова книга" рассказывает о том, как в еще доолеговы времена, отряды варягов прибыли в Киев и разгромили утвердившихся там, на время, хазар.

Варяги поддержали князя Олега в борьбе за киевский престол. Ими же был активно поддержан князь Владимир Святославович, позже крестивший Русь. Для варягов вообще был характерен пристальный интерес к христианству - не случайно первыми русскими мучениками стали два варяга-христианина, убитые толпой воинствующих сторонников старых богов (в летописях говорится, что среди первых русских христиан было особенно много варягов-воинов). Кстати, из всех этих богов варягам больше по душе был Перун. В религии Христа и культе Перуне (христиане-варяги крайне почитали св. Илию Пророка - ветхозаветного громовержца) они видели суровую воинственную веру в огненное преображение. Им профессиональным воинам, гордым витязям нравилось, что христианство и "перунизм" апеллируют к аристократии, к княжеско-монархическому, а не жреческо-вечевому началу. Варяги - один из мощнейших элементов централизации Руси.

Еще более, чем сам Ререг, загадочно такое событие, как утверждение его династии в Киевском княжестве - самом мощном из всех славянских военно-политических образований. Тут уже имеет место быть своеобразный исторический детектив.

ПВЛ утверждает, что Ререг умер в 872 г., оставив в наследниках престола своего малолетнего сына Игоря. Регентом при нем стал один из ближайших сподвижников ободритского князя боярин Олег (Ольг). Согласно ПВЛ, Олег предпринял поход на юг, во время которого захватил Смоленск, Любеч, а затем и Киев. Причем последний был захвачен не в ходе военного нападения, а в результате заговора. Прикинувшись купцом, Олег коварно убил правивших Киевом Аскольда и Дира (бывших бояр Ререга) и захватил власть в столице южной Руси, объявив Игоря ее князем.

На первый взгляд этот известнейший, хрестоматийный рассказ, не вызывает особых сомнений, ибо вполне вписывается в реалии противостояния Киева и Новгорода. На второй взгляд он уже кажется сомнительным. На третий же - просто неправдоподобным.

Непонятно очень многое.

Непонятно - как Олег смог узурпировать власть в Киеве таким вот наглым образом. Киев того времени - мощнейший средневековый город, главный центр Руси-Гардарики ("державы-городов"). Если он проник в Киев под видом купца, то у него должно быть совсем мало воинов, что сразу ставит под сомнение возможность успешной, да еще и столь откровенной узурпации.

Далее - в ПВЛ Олег "предъявляет" малолетнего Игоря киевлянам, "аттестуя" его как киевского князя - "се аз князь ваш". Но какое дело было киевским русам до представителя чуждой им династии, почему ее установление прошло столь безболезненно?

Почему "диверсионная группа" Олега прибыла в Киев не с севера, а с юга - под село Угорское? Почему Новгород, откуда Олег начал свой поход, не входил в число городов, принявших участие в его же походе на Царьград (т. е. получается, что Новгород при Олеге не входил в состав Киевского княжества, а был присоединен к нему позднее)? Почему ПВЛ расходится с данными некоторых других летописей, согласно которым Олег убежал из Новгорода с малолетнем Игорем, спасаясь от противников династии Ререговичей (которые, как уже отмечалось, были очень сильны)?

Общеизвестно, что изначальный текст ПВЛ, написанный знаменитым монахом Нестором, подвергся серьезнейшей правке, имеющей политическое значение. В ПВЛ прослеживается четко выраженное стремление возвысить Новгород за счет других центров славянства. Очевидно, за этим стремлением стояли определенные силы внутри династии, тесно связанные с Новгородом и скандинавами (потомство Владимира Мономаха от брака со скандинавской принцессой Гитой). В новгородских летописях Киев вообще провозглашается современником Новгорода, так что тенденция более чем очевидна.

Вместе с тем, в рассматриваемой сейчас сюжете заметен "южный" след. Олег прибывает в Киев с юга (через село Угорское). Его имя легче всего этимологизируется на "южной" болгарской основе - "олгу" по древнеболгарски означает "великий". Олег выдает Игоря замуж именно за болгарку - сегодня доказано, что княгиня Ольга (заметим - опять древнеболгарское наименование с основой "олгу") была родом из болгарского города Плиска, на то указывает древний документ, найденный в коллекции графа Уварова. Действительно, смешно считать Ольгу, супругу могущественного киевского государя, простой селянкой (из Выбутовской веси) или даже дочерью псковского князя - настолько незначительна была тогда роль Пскова. Если учесть, что во времена противостояния Ререга с Киевом последний воевал против Болгарии, то отчетливо вырисовывается следующая версия.

Олег, бежавший с Игорем из Киева, прибыл на свою родину в Болгарию, где и заручился поддержкой тамошнего монарха. Одновременно он нащупал почву в Киеве, где, судя по данным Иоакимовской летописи, были крайне недовольны деятельностью Аскольда, кстати сказать, узурпатора. Олег то ведь сверг не двух князей (Аскольда и Дира), а одного - Аскольда. Да, какое-то время они были соправителями, но принадлежали к совершенно разным военно-политическим традициям. Дир был местным князем - потомком Кия, Аскольд - боярином Ререга, покинувшим своего вождя и бежавшим в Киев. Это подтверждается данными "Влесовой книги" и писаниями средневекового польского автора Яна Длугоша, пользовавшегося недошедшими до нас русскими летописными источниками. Согласно первому источнику, Аскольд - "темный воин" втерся в доверие к Диру, стал его соправителем, после чего и убил природного киевского князя (Во ВК Дир назван Эллинским, А. Бусов ошибочно переводит - "Аланский", что почему то заставляет историков считать его греком. Вместе с тем, в древности в титулатуру правителей часто входили названия побежденных или покоренных народов. Так, император Юстиниан именовался Антическим по имени славянского народа антов, которому он нанес поражение. Мы же знаем, что приблизительно в 860 г. состоялся победоносный поход русов на Царьград.). По сообщению же Длугоша, Аскольд и Дир были потомками Кия - основателя Киевской Руси. Последние данные корректируются данными "Влесовой книги", а также сообщением Аль-Масуди, называющего Дира в качестве единоличного правителя ("первейшим из славянских царей есть царь Дира" - высказывание относится к 9 в.).

"Влесова книга" утверждает, что узурпатор Аскольд надсмехался над обычаями русов, сочетая проповедь христианства с оскорблением русского национального чувства. Очевидно, этот дважды предатель и узурпатор вел провизантийскую политику (судя по данным ВК некогда он охранял византийских купцов) - его "крещение" сильно отличалось от того, которое провел князь Владимир, всегда стремившийся говорить с Византией на равных.

Естественно, у киевлян не было никаких оснований любить такого "князя". Напротив, они его пламенно ненавидели. "Иоакимовская летопись" сообщает, что Аскольда устранили от власти и убили сами киевляне, недовольные его псевдо-христианизацией.

Тогда получается, что Олег был одним из инициаторов смещения Аскольда. И совершенно очевидно - оно должно было носить легитимистский характер, проходить под флагом борьбы за восстановление прежней династии. Киевляне так легко признали князем Игоря потому, что он имел какие то династические права на киевский престол. Прямая ветвь Киевичей могла прерваться со смертью Дира и теперь нужно было искать династию, наиболее близкую к ним (похожая ситуация сложилась на Руси в начале 17 в.). Ею и стала династия Рюриковичей, или вернее сказать, Ререговичей.

Скорее всего, она была близка и к династии болгарский царей. Личности Олега и Ольги подтверждают это едва ли не лучше всего. О многом говорит тот факт, что текст знаменитого договора Руси с греками, заключенного в результате победоносного похода Олега на Царьград, изобилует различными болгаризмами. Обращают на себя внимание и события русско-болгарской войны времен Святослава. Во время вступления войск князя Святослава на территорию Болгарии, его власть сразу же признали 80 городов, находящихся на ее востоке. Почему? Уж не обладал ли он некими весомыми правами на болгарский престол? Кроме того, нельзя забывать, что и до сих пор население восточной Болгарии имеет максимальное сходство с восточными славянами, о чем писал еще академик Третьяков в начале 50-х гг. ("Восточнославянские племена"). Святослав, как нам рассказывает "ПВЛ" желал перенести столицу Руси именно на Дунай - в восточную Болгарию, в город Переяславец, который основал его далекий предок Кий. Очевидно, великий Святослав преследовал далеко идущие цели - сокрушить Византию и превратить Киевскую Русь в мощнейшую общеславянскую империю - перечисляя достоинства Переяславца князь явно выделяет его центральное положение во всем славянском этническом массиве.

По материалам статьи Алексея Конкина "Загадка Рюрика"old-ru.ru

anomalno.ru

Как Рарог стал варягом Рюриком. Рюрик. Потерянная быль

Как Рарог стал варягом Рюриком

— Ватсон, простите! Я несколько дней уклонялся от беседы с вами — мне нужно было время, чтобы овладеть новой профессией.

— Вы решили стать политиком, Холмс? Или юристом?

— Побойтесь Бога, Ватсон! Разве я похож на лицемера? Я вам хоть раз соврал? Какой из меня политик или юрист? Нет, дружище! Я стал… сценаристом!

— Зачем, Холмс?

— Видимо, пока я занимался украденной историей славян-руссов, во мне ожили мои предки руссы-шотландцы. История народов развивается по спирали. Кое-что сегодня напоминает те давние времена. Опасность будущего понимаешь, когда анализируешь прошлое. Я считаю: такой фильм, который я задумал, будет полезен всем, а не только славянамруссам. Зачем тратить время и подавать в суд на воров истории, если можно создать художественный фильм? Назвать его я решил «Рарог». Помните, что это означает «сокол»? Вчера я свой сценарий закончил.

Славяне на Днепре. Художник Н. К. Рерих

— И вы можете дать мне его прочитать?

— Нет!

— Что так?

— Я его закончил, но еще не написал.

— И где же он у вас?

— Он у меня… в голове! Но если вы не торопитесь, устраивайтесь поудобнее, закройте глаза, и я вам о нем расскажу с выражением. Только вам надо представить себя сейчас в Европе IX века…

Очень Средние века!

Страны, которые мы сегодня знаем, еще не приобрели свои очертания. Народов разных множество. Карта Европы разноцветна, как собранное из лоскутков одеяло моей прабабушки. Большинство из этих народов в будущем смешаются, прилипнут друг к другу. А пока…

Пока там, где река Одер впадает в Балтийское море, живет удивительно мирный народ землепашцев — ободриты. Называются так, поскольку расселились вдоль Одера. Славяне их называют бодричами. И впрямь, бодрый народец. И славный!

Легендарный путь из Варяг в Греки и Волго-Балтийский торговый путь

Неслучайно поэтому, как и многие другие народы-соседи, называют себя славянами. Таких же славных соседей у них немало: лютичи, лужичане, кривичи, родимичи, борусы, венеды, полабские славяне… тоже по имени реки названы. Эльба в то время называлась Лабой, что означало «хорошая, любая» река. Еще дальше на востоке — поляне, древляне, русы-росы — на притоке Днепра, речке Рос, на северо-востоке — словене, ведущие род свой от князя-героя Словена.

Что нужно землепашцам? Мир да покой! Но в это время с другой стороны Рейна, как тогда говорили «на закате», размножились народы германские. Далеко не все из тех древних германцев мечтали оставаться землепашцами. Сильные были, смелые… Многие спустились, если смотреть на карте, вниз с Ютландского полуострова, где давно уже наступило похолодание, земля перестала давать, как прежде, урожай… А кушать-то хотелось! Славянские земли урожаями были обильны. Саксы, даны, фризы все более заглядывались на плодородные земли вокруг Одера, Лабы и даже Вислы.

Пришлось землепашцам-ободритам объединяться и создавать военный союз славянских племен. Объединять соседей. А поскольку именно они ближе всех находились к врагу, то они и взяли на себя тяжкую задачу — создание дружины-рати и командование ею.

Помнили ободриты участь своих западных соседей славян, которые жили тоже на берегу Балтийского моря в небольшом государстве под названием Вагрия. Жителей называли кто ваграми, кто варангами. Считается, что слово это от индоевропейской основы «вагр», что означает «отважный, смелый», «защитник». Не знаю, так ли это точно, этимология вообще — гадание на кофейной гуще в безлунную ночь на кладбище.

Ободриты-ререги на древней карте (современный Мекленбург, Северная Германия)

Тем не менее… Защитниками своего небольшого отечества вагры-варанги действительно были достойными. Долго не сдавались врагам, пришедшим «с заката». Но! Не поддержали их вовремя восточные братья, и Вагрия пала! Неприятеля было во тьму-тьмущую раз больше. Все равно что Китай нынче захочет завоевать Вьетнам. Те, кто спаслись, переселились на множество островов в Балтийском море. И с годами из землепашцев-крестьян многие из них превратились в рыбаков, моряков и очень бойких… пиратов! Юноши вырастали истинными бойцами. Помнили, что когда-нибудь надо будет за предков отомстить. А потому ратному делу обучались сызмальства. Научились вагры-варанги даже корабли строить. Их потомки кельтов и венедов этому делу обучили. У них кораблестроение было развито еще в те времена, когда Юлий Цезарь начал их «кошмарить». Даже этот всемирно известный гений-полководец восхищался кораблями северных «дикарей», о чем сделал запись в своих дневниках.

Прославились отважные вагры-варанги своей удалью на всю балтийскую округу. В русских летописях их называли варягами. Такое слово русскому слуху приятнее, поскольку слово «вар» означало «защищать». У русских до сих пор есть слово «варежки». Вроде наших перчаток, только все пальцы — вместе. Эти варежки особенно защищают руки от знаменитых русских морозов.

Реконструированное славянское святилище (Гросс-Раден)

И действительно, слово «варяги» ни в одной нерусской летописи не встречается ранее XII века. В XIII упоминается в византийских хрониках, а до этого — такое впечатление, что о варягах знали только славяне. У последних же оно было очень ходовым. Видимо, потому, что варяги, будучи родными по крови, защищали их долгое время от скандинавов. Даже море Балтийское славяне в ту пору называли Варяжским. А это значит, что контролировали-«крышевали» в ту далекую пору Балтийское море именно варяги, а не скандинавы. Скандинавы ходили грабить Европу в обход через Ютландский полуостров по Рейну и другим западным рекам. Варяги тоже любили поразбойничать. Есть даже легенды о том, как они доходили на своих кораблях до самой… Сицилии! Я не удивлюсь, если именно они тогда еще организовали известную всем сицилийскую мафию. Впрочем, это шутка.

Со всех славянских народов молодцы, не желающие жить по старинке, ходить за плугом, сбегали к варягам на острова. А также те, кому не светило наследство. Варяжская романтика была необычайно заманчива. Что в те запамятные времена казалось романтикой? Разбой, грабеж, сражения, захваты купеческих судов, ну и, конечно же… увести в плен чужестранку-красавицу! Год от года крепли варяги, их нанимали наиболее богатые купцы для охраны своих кораблей, и они с этим делом ладно справлялись.

Так выглядели варяги и ободриты (музей Старигарда)

Тогда же наладили и «путь из варягов в греки» через своих родных братьев — восточных славян. Сегодня ошибочно считают, будто этим путем ходили скандинавы. Скандинавы если и знали этот путь, то лишь те, которые служили в варяжских дружинах по найму. Ни в одной скандинавской саге не сказано об этом пути. Этот торговый путь до XIII века был известен только славянам. Если бы скандинавы тот путь, кстати, для них чудовищно далекий и трудный, с волоками, освоили, о нем в Сагах точно было бы упомянуто. Нет, волочить корабли из реки в реку по земле, холмам, болотам, оврагам? На такое только славяне способны!

В общем, превратились варяги в этакое международное бандформирование.

Однако вернемся к нашим главным героям, к ободритам. Какой бы романтичной и заманчивой ни была жизнь варягов, но ободритам такое будущее явно не нравилось. Не хотели они, чтобы их тоже согнали с их родных земель. Поначалу к союзу примкнули и лютичи, которые были так названы, поскольку всегда люто сражались в бою. Прислали своих молодцев в дружину и полабские славяне, и венеды, и лужичане. В случае чего обещали помочь кривичи, родимичи… Всех участь Вагрии впечатлила.

Смерть Никлота. Так был убит ободритский князь. Художник Теодор Шлепке, 1857 год

Обучали ратному делу не приспособленных к войне крестьян уже всему обучившиеся варяги. Они же поначалу были их воеводами. Потом уж собственные богатыри народились. Как говорят у русских: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

В общем, начали западные славяне вооружаться всерьез. Их кузнецы всегда умели делать особые мечи. Называли те мечи — болотные. Железо, выкованное, опускалось в болото на долгое время. Ржавчина выедала «мягкие» места, после чего меч возвращался в кузницу, где его дообрабатывали до нужного состояния, фактически из легированной уже стали. Неболотные мечи при ударе о болотные гнулись и ломались. Позже такую сверхпрочную сталь стали называть булатной.

Была создана даже конница! Причем славяне оказались такими умелыми наездниками, что научились стрелять из лука, сидя на лошади без седла. Такому умению их научили двоюродные братья степняки-скифы! Кстати, именно славяне считались лучшими лучниками в Европе.

Выражаясь сегодняшним языком, ободриты организовали настоящее Министерство обороны. Истинную армию! Которая должна была противостоять будущим «натовцам».

Если учесть все тогдашние славянские народы, которые готовы были объединиться, — точь-в-точь предтеча Советского Союза. А в то же время Карл Великий на западе Европы создал первый Евросоюз. Его империя была огромна, но доходила лишь до границ со славянскими народами! Дальше Карл Великий — мудрым был! — не пошел. Наоборот, в отличие от германских народов, заключил договор о дружбе с ободритами. Мол, вы тут со своим войском постойте у границ с германцами-тевтонцами. А я их народы по одному быстренько завоюю. И ему это удалось. Германцы в то время, в отличие от славян, объединиться не захотели. Карл Великий их раздельно и прикарманил. Не соединили германские племена все пальцы в одну защитную варежку!

Кстати, договор с ободритами Карл Великий подписал на двух языках! Это означает, что у славян уже в то время была письменность.

Извините за отвлечения, Ватсон, но если взглянете на разные карты различных веков, то увидите четко: границы всех самых мощных империй — Рима, Карла Великого, сарматов, скифов, киммерийцев — доходили лишь до границы со славянскими народами. Причем половина из этих народов и империй исчезла, а славяне до сих пор составляют наибольший процент населения в Европе! Но об этом никто не знает, вернее, не догадывается. А еще вернее — никому такое в голову сегодня не приходит. Думают, что больше всех в Европе натовцев. Это теперь такая новая национальность должна быть — натовец.

Только кочевым народам с востока удавалось прорваться через славян или обложить их данью. Тем же киммерийцам еще до христианской эпохи славяне дань платили своими известными на весь Восток красавицами. Но все эти степняки в войне со славянами настолько каждый раз обессиливали, что дойти до Западной Европы им уже было невмоготу. Даже Османская империя, мечтая об Испании, Франции, Австрии, была остановлена русскими войсками под командованием Суворова, который, воюя с турками на их восточных границах, не просто оттягивал от Европы их основные силы, а еще и не проиграл ни одного сражения!

Император Карл Великий

Говорят, что гунны завоевали славян. Это не совсем верно. Славяне сами пошли за гуннами, поскольку тоже ненавидели Рим и Византию… За лицемерие и торгашескую продажную суть. А еще за то, что лучшие пергаменты в Греции и в Риме выделывались из кожи славянских девушек. Когда их уводили в плен, вымачивали долго в морской воде живыми, а потом сдирали кожу. Недаром, когда эти пергаменты предали огню славяне-вандалы в Риме, стоял невыносимый запах: запах тлеющего человеческого тела.

Впрочем, я несколько отвлекся от основной идеи фильма.

Западная Европа должна благодарить славян за свою всегдашнюю независимость от азиатских завоевателей, но об этом говорить на Западе сегодня бессмысленно. Это могут понимать только люди, умеющие мыслить независимо, как мы с вами. Возвращаемся к ободритам и к моему сценарию.

Главным городом, где находился княжеский терем, был у ободритов Рарог. Вы помните: это слово на старом славянском означало «сокол». Герб города — пикирующий сокол — располагался над главными воротами, при въезде в терем и на знамени. Почему ободриты поклонялись соколу, а викинги — ворону, я вам рассказывал в одной из наших прошлых бесед, а также помните, что сегодня это герб Украины.

Крепкое войско собрали ободритские князья за несколько десятков лет. Долго не трогали их германские народы, которые вынуждены были воевать с Карлом Великим. Это было мирное и счастливое для западных славян время. Как в русских народных сказках: тридевятое царство — тридесятое государство!

Причал Рерика в наши дни. Вдали виднеется полуостров Вустров

Но тут Карл Великий, который обложил германские народы данью, включил их в состав своей империи и остался этим необычайно доволен, подался на юг приводить к «общему знаменателю» остальные народы. В общем, начал готовить плацдарм для Саркози.

Вот тут-то и ожили саксы, даны, фризы и даже тюринги к ним примкнули. Мол, не отомстить ли ободритам за их союз с нашим давним угнетателем Карлом? И вообще не пограбить ли их? Не увести ли в плен к себе их красавиц? Так что интерес к славянским девахам, Ватсон, который проявляют нынче западные страны, имеет глубочайшие корни.

Не сразу решились будущие тевтонцы пойти войной на ободритов. Уж больно силен был тот славянский союз. Думали-думали, с чего начать, и додумались! Как Великий Карлуша нас завоевал? Сначала всех перессорил. Почему бы и нам так не сделать со славянами? Во-первых, надо поссорить бодричей с их главным союзником — лютичами. И что вы думаете, Ватсон? Им это удалось! Не знаю, что они лютичам пообещали. Видимо, передать плодородные земли бодричей, и лютичи своих братьев предали. Точнее — продали.

Прощание Вещего Олега с конем. Художник В. М. Васнецов

Окружили саксы, даны, фризы и примкнувшие к ним лютичи город Рарог. Сдавайтесь, платите дань, иначе мы вас всех уничтожим и перережем. Однако, несмотря на предательство лютичей, бодричи были еще очень крепки. И не только дружиной своей, главное — духом. Князь у них был отважный, лихой боец, любили его, доверяли ему и знали, что пока такой богатырь во главе — так просто Рарог врагу не сдастся. Звали этого князя Годислав. «Годить» означало по-славянски «ожидать». «Годислав» — в ожидании славы. И действительно, славы он своей дождался. Из многих стычек с германцами выходила его дружина победителем. Была у него красавица жена. Звали ее Умила. Средняя дочка словенского князя Гостомысла. Род его шел от самого Словена. Мудрый муж был Гостомысл. Не просто так выдал дочь свою за дальнего «родственника». Понимал: придет когда-нибудь время всем славянам объединиться. Иначе не выжить Роду славянскому. Враг крепнет со всех сторон. Авось, такой брак на пользу пойдет. Может, кто из волхвов ему подсказал, что есть такой отважный князь Годислав среди братьев-бодричей… Понимал Гостомысл: доброе это будет дело.

Вот только не представлял насколько!

Невеста сразу полюбилась Годиславу. Точное имя — Умила, милее и не придумаешь. Свадьбу отыграли в храме Радегаста, в городе Ретре. А потом и на родине Умилы взошли на холм Ярилы. Ярой силой наполнился витязь, и родились у них три сына. Первенца называли Рарог, что означало: должен стать смелым воином-соколом, защитником рарогов. Второму дали имя Трувор. Мол, верным будет старшему брату. А третьего назвали Седоус в честь седого мудрого деда Гостомысла.

Сокол Рарог — славянское украшение

Прав оказался Гостомысл: ведь западные братья-ободритыбодричи, которых постоянно теребили враги «с заката», научились многому, чего еще не умели славяне восточные. И такое объединение сулило развитие. Авось, пригодится! И пригодилось так, как не предполагал даже сам старик-князь.

Сызмальства обучали военному ратному делу старшего сына Рарога варяги. Старый мудрый волхв учил другим премудростям: истории, травам, целительству… И даже, как сказано в одной легенде, — но в это я, Ватсон, не верю — научил будущего князя соколом взлетать и видеть сверху окружающий мир. Но образ это хороший, во всяком случае, для кино точно. Зато я верю, что могли обучить не бояться смерти в бою, ведь в то время страшилки Ада еще не существовало в славянском природосообразном ведичестве.

Было Рарогу, когда пришли войной саксы, даны, фризы и окружили родной город, от десяти до пятнадцати лет. Точно никто теперь не скажет. Ведь календари у разных народов были разные. При пересчете, конечно же, ошибки вкрались.

Пришла, как всегда с Запада, беда на славянскую землю!

Да еще лютичи предали. Их конница со стыда неподалеку в лесочке прячется, но в случае чего ударит по своим же.

Все это Годислав прекрасно понимал, видел, но сдаваться — даже мысли не было. Наоборот, взял с собой несколько верных дружинников и поехал на переговоры к саксам. Не понимал он, что честь и достоинство — это черта соколов, а у воронов, перво-наперво, — желание обхитрить.

И перехитрили саксы: схватили его, немногочисленную охрану перебили, а самого Годислава на глазах защитников Рарога казнили неподалеку от крепостной стены. Закрыла глаза Умила детям своим во время казни, чтобы не видели смерть отца своего… Ни слезинки не проронила, только помрачнела и поседела в один день. Такого, Ватсон, ни одна актриса не сыграет.

Рарог поднял глаза, когда уже все свершилось, и спросил:

— Нет больше отца?

— Но есть ты, сын! — ответила Умила. — Тебе еще много чего предстоит сделать. На роду так твоем написано. Волхв сказал: великий знак был. Не знаю, о чем он говорил, но знаю точно, спасти вас, детей своих, я должна. Отец ваш подозревал, что саксы с данами его обманут, и я должна выполнить его последний наказ — вырастить вас без отца, но в любви к нему! А потому я должна быть рядом с вами. Идемте же за мной.

Пробралась Умила с охраной и детьми по подземному ходу далеко в поле, сели на коней, доскакали до берега, а там их уже ждали ладьи с их верными друзьями-варягами, будущими воспитателями Рарога.

Спасла Умила своих детей, в безопасное место направила, куда саксы и даны не решались сунуться.

Но предварительно зашли на главный святой остров славянский — Руян. Нынче он называется, Ватсон, Рюген. На нем когда-то стояло капище главного славянского бога Свентовита, от славянского слова «свет». Он был четырехлик, смотрел на все четыре стороны света, возвышался на белых халцедоновых скалах, которые обрывом уходили в море. Такой великий русский поэт, как Пушкин, писал о нем в одной из своих сказок и называл его островом Буяном. Я был на нем, Ватсон, когда стоишь на этих халцедоновых скалах над обрывом и смотришь на свинцовые буруны моря, вспоминаются стихи русского поэта:

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Меловые скалы на острове Рюген. Художник Каспар Давид Фридрих

На этом острове жил главный славянский жрец. Поклонились ему прибывшие. Благословил он их на новую жизнь. Долго на Рарога смотрел: «Не вижу будущего твоего. Одно знаю: оно загадочно… Оберег сильный на тебя налагаю. Но если положенного не исполнишь, страшная смерть тебе предстоит. А как исполнишь, светлой кончина твоя будет и отец твой на Сварге обнимет тебя».

— Простите, Холмс, откуда вам все это стало известно? Об Умиле, о Годиславе, о трех их сыновьях? О Гостомысле, наконец? — О князьях-ободритах, Ватсон, написано очень подробно в западных хрониках, в них даже упоминается Гостомысл. А об их сыновьях — Рароге, Труворе и Седоусе — в своих записках рассказал французский путешественник Ксавье Мармье. Когда он попал в Мекленбург, ему тамошние крестьяне поведали легенду о трех братьях, которые позже стали княжить на Руси. Крестьяне, Ватсон, порой в устной форме берегут правду лучше, чем историки, которые свою «правду» пишут по заказу политиков. Крестьянам-то чего врать? Тем более про славянских князей? Ведь во времена Мармье все жители Мекленбурга были уже немцами или бывшими онемеченными ободритами и не знали, что когда-то их земля называлась Микулин Бор. А неподалеку был город Стариград. Сегодня его называют Ольденбург, что в переводе со славянского и означает «старый город». А еще неподалеку расположен город Шверин, который был когда-то городом Зверином.

— И вы верите этому Мармье?

— А как, по-вашему, Ватсон? Мог француз перед поездкой в Мекленбург запросить Лаврентьевскую летопись в Киево-Печерской лавре, из нее узнать о Рюрике, его братьях и приписать это рассказу мекленбургских крестьян? Такая НЕлогика возможна только в голливудском фильме! Помните, как в «триллере» о Трое Ахилл сражается с Гектором, а над ними высоко в небе летит самолет?

Кстати, об этом же историческом факте рассказывает нам и посол Австрии в Московии XVI века Сигизмунд Герберштейн. А ему-то в то время с чего врать?

Я прочитал немало исторических апокрифов. Знаете, что такое, на мой взгляд, апокриф? Это правда. Сегодня особо правдивые места в российском телевидении — в политических новостях или юмористических передачах — вырезаются. Вот это и есть апокрифы. По ним можно будет познать правду будущим историкам, а не по официальным сводкам, приглаженным и отредактированным в угоду правителям.

Сигизмунд Герберштейн в боярской одежде

Легенды, былины, апокрифы — вот что есть правда. Слегка, безусловно, приукрашенная. Зато официальная история почти всегда бессовестно врет. Между прочим, все труды Геродота слеплены из легенд, мифов, но ему почему-то доверяет весь научный мир. И кстати, как показали раскопки, 90 % из того, что он записывал, согласно рассказам очевидцев и потомков более древних народов, оказалось впоследствии правдой.

— Ну хорошо, и что же стало с городом Рарогом после казни Годислава?

— Пришлось ободритам платить дань саксам и данам. Город сдался, дотла его не сожгли. И хорошо сделали, что сдались. Через некоторое время ободриты воспряли духом, потом снова объединились в еще более мощный союз ободритов. И еще два столетия противостояли германцам.

— А как же лютичи?

— Лютичи были наказаны своим будущим, поскольку предали прошлое. Прошло немного времени с тех пор, как они впервые предали своих, и их же первыми согнали и загнали на восток напиравшие «с заката» германские народы. Лютичи не раз еще пытались предать славян, но вынуждены были, в конце концов, откатиться, поскольку их свои уже не принимали, на восток, осесть в районе сегодняшней западной Польши, Литвы, последняя вначале называлась Лютва — по названию племени лютичей. А некоторые, не желавшие боле воевать, ушли еще далее на земли ливов и стали латышами. Знаете, Ватсон, что делают всегда предатели после предательства? Обижаются на тех, кого предали. Так и лютичи навечно обиделись на тех, кого предали. Даже смешно, правда: до сих пор поляки, литовцы и латыши стараются откреститься от своего славянского прошлого и выслужиться перед народами, живущими «на закате»! На закате, кстати, очень точно — выражение со скрытым смыслом.

Шлем датского викинга

— Ну и что же дальше в вашем сценарии? Что с этими тремя братьями? Что с их матерью? Что было на самом деле и что будет в вашем фильме?

— Что было, то и будет в фильме. Но теперь вам придется немного потерпеть. Мне, во-первых, дух надо перевести. А вовторых, еще кое-что перепроверить о жене Рарога, или, как его стали называть варяги, — Рюрика. Многому научился Рарог-Рюрик у варягов, превратился в настоящего бойца-авторитета, которого почитали за настоящего варяга вдоль всего южного побережья Варяжского моря. Жизнь его будущая сложилась так, что я бы точно предложил снять фильм Голливуду, если бы у него, у Голливуда, в исторических фильмах герои не говорили «о’кей» и над их головами не летали самолеты. Так что через пару дней, Ватсон, буду готов пересказать вам вторую серию о том, кем стал Рюрик и как и с чего он влюбился… в настоящую ведунью!

— И все-таки, Холмс, почему вы взялись за этот сценарий? Только по-честному, без экивоков.

— Потому что русским такой фильм никто не разрешит сегодня снять. Нужен человек независимый с именем, как я. Вон их президент Медведев в своей речи один раз сказал, что нужно от чужеродных теорий в истории отказываться (22 июля 2011 года во Владимире). Так даже его заставили впредь подобного не повторять! Чуть славянофилом не обозвали!

Ссорятся нынче славяне, как в те запамятные времена.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Рюрик - Варяги - Викинги - Каталог статей

null

Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»

Рю́рик (ум. 879 )— летописный основатель государственности Руси , варяг , князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей .

Многие (но не все) норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю ( Дания ) (ум. до 882 )  . По антинорманской версии, Рюрик— представитель княжеского рода ободритов , а его имя— это славянское родовое прозвище, связанное с соколом , который на славянских языках назывался также рарогом  . Часть антинорманистов вообще не считает Рюрика исторической личностью.

Рюрик в летописях

 

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» , в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь , ильменские словене , кривичи и весь был призван княжить в Новгород . Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов . Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена . Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь , этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус ,— на Белоозере , а третий, Трувор ,— в Изборске . И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же— те люди от варяжского рода, а прежде были словене . Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города— тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах— находники, а коренное население в Новгороде— словене, в Полоцке — кривичи , в Ростове — меря , в Белоозере — весь , в Муроме — мурома , и над теми всеми властвовал Рюрик.»

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк ) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов ) и мурома (город Муром ) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века ) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году , то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород . Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго , о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

«В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его.»

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром . Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году , согласно летописи , Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега .

Автор «Задонщины» , поэтического творения конца XIV века , прославляет Рюрика как первого русского князя:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

 Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы .

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская .

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд , Швеция.

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом , а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами - викингами , из Скандинавии .

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского— rex : король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric— старо-германский язык
  • Hrēðrīc и Hroðricus— старо-английский язык
  • Rørik— восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrœrekr— западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR— из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

  • Hreðric — сын датского короля V века в эпосе « Беовульф »
  • Рорик — датский король VII века , дед знаменитого принца Гамлета , история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира
  • Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710 − 711 гг.
  • Рёрик Ютландский — датский викинг IX века , часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга— норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым . Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)  . В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии .

Рорик из Дании

 

Король Рорик VII века, дед принца Гамлета . Иллюстрация H.W. Koekkoek (1912) к книге «Тевтонские мифы и легенды» .

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов , брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака  , который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги .

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем . Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии  . В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну . Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии , взамен крестив его .

В 855 год — 857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.

Около 857 — 862гг. Рорик совершает третий в IX веке датский поход против куршей и шведов . По данным Саксона Грамматика он разбивает их в морском сражении, а потом и славян принудил платить ему дань .

В 863 году он безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870 — 873 годах . В 873 году Рорик, « желчь христианства » по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому .

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего .

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen . В современном произношении название звучит примерно как Виэрега , что близко к древнерусским варягам , однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense . По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про « фризов, которые называются рустры » . Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы . В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе ( тинге ) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: « Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой »  . Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана , конунг Уппсалы Эйрик ( др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году , а « покорение Восточных земель » относится к началу его правления— 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика  . Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара », составленное Римбертом , а также статью Гробиня .

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом)  . Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира , а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов , руян и поморян . «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом , не являлся при этом ни норманном , ни шведом , ни англом , ни готландцем .

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн , будучи советником посла в Московской Руси в 1-й половине XVI века , одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров , Герберштейн приходит к выводу, что: « русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами . В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами , хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.

М.В.Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов , опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов :

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»

 Мекленбургские генеалогии

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В.М.Васнецов. 19 век.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей , к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй— Сиваром Победоносным , третий— Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар— Псковское (Pleskow), Трувар— Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург , бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей . В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины , дочери царя Ивана V . Томас использовал манускрипт ( 1687 ), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года .

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав , союзник Карла Великого , был убит саксами в 795 году . Его старший сын Траскон ( Дражко , Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб , или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика  датским конунгом Готфридом . Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков  . Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 ), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар ( Синеус в русских летописях) и Трувор , отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod) .

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 . Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

[ Ободриты, также именуемые ререгами

С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола : польск. raróg , чеш. rarašek  , словацк. raroh , укр. раріг . Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам . Адам Бременский отмечает :

Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик— это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов . В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами  . Там говорится о « сокольих далях » в контексте войны ( X век ) конунга Хакона с викингами , « как датчанами, так и вендами ». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей— соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов .

Герб Рюриковичей некоторые исследователи ( С.А.Гедеонов , О.М.Рапов , А.Г.Кузьмин , В.И.Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил  . Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины . В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола . Подобное изображение сокола (или ворона Одина ) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941) . Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В.Н.Татищевым . Летопись названа по имени Иоакима , первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла  . Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг . Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога , либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород ) к Ильменю . По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь « урманского» ( норманнского ) князя, которая родила Ингоря ( Игоря Рюриковича ). Брат Ефанды, « урманский » князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь . Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi , то есть финского названия шведов . Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик в историографии

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем : « самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину ( княгини Ольги ) а правнуку Рюрикову »  . Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, « Повесть временных лет », был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов»— властителей-иноземцев. В историографии XIX−XXвеков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей— «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит ( Повесть временных лет : «В л ѣ то 6370 изгнаша Вар ѧ гы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соб ѣ волод ѣ ти» ), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б.А.Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде ; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению И.Я.Фроянова , в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор , обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год , поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века . Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» ( швед. sine hus), а «Трувор»— «верная дружина» ( швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег ) и верной дружиной. Д.С.Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода , как Кий , Щек и Хорив для Киева .

Данные генетических исследований

 

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика  . У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.

Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100% . Также у 45 человек (24%) принадлежащей к другой ветви Рюриковичей была обнаружена галогруппа R1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6%), E(1,5%), T(0,5%) .

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне— Игоре . По Иоакимовской летописи , Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская ) княжна Ефанда.

Кроме Игоря , у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря— Игорь и Акун

ancient-europe.at.ua