Валерий чкалов кто такой: ЧКАЛОВ Валерий Павлович — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

ЧКАЛОВ Валерий Павлович — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Советский лётчик

Дата рождения: 2 февраля 1904 года

Возраст: 118 лет

Знак зодиака: Водолей

Профессия: Летчик

Подписаться

Содержание

  • 1. Биография
  • 2. Летчик
  • 3. Подвиг
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть

Биография

Биография

Валерий Чкалов — легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца. 

Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет. Вскоре мальчик начал учиться в школе.

К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.

Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет.

В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.

Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.  

Летчик

Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения.

Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности. 

Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолётов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом Владимира Ленина и Красной Звезды.

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства Иосиф Сталин запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский».

Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. 

За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро. 

И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.

Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка». 

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.

Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. 

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.

Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. 

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.

Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии.  

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами.

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. 

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Рейтинг ГлобалМСК.ру

Занимает место

№133

в рейтинге
Другое

Сфера

Занимает место

№1

в рейтинге
Летчик

Профессия

Родились в один день

Дата рождения: 02.02.1904. Возраст: 118.
Знак зодиака: Водолей
.
Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 69 дней.

СМИРНОВ Алексей Олегович

правозащитник, заместитель директора Центра исследований по правам человека Государственного университета «Высшая школа экономики»

11 место

Смотреть все

Статистика профиля

Рейтинг компаний

МТС

46 персон

ГлобалМСК.ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.

Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.

Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.

Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.

«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.

Потапова Алёна


Директор по развитию

Подписаться на персону

Валерий Павлович Чкалов

Биография Валерия Павловича Чкалова

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Подвиг совершенный Валерием Чкаловым

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.


Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Русский Линдберг: Жизнь Валерия Чкалова

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации

Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса.
Посещать

Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне
Центр Удвар-Хази в Вирджинии
Запланируйте экскурсию
Групповые туры

В музее и онлайн

Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально.
Как дела

События
Выставки
IMAX

Погрузитесь глубоко в воздух и космос

Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу.
Исследовать

Рассказы
Темы
Коллекции
На лету
Для исследователей

Для учителей и родителей

Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились.
Учиться

Программы
Образовательные ресурсы
Запланируйте экскурсию
Профессиональное развитие педагога
Образовательная ежемесячная тема

Будь искрой

Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению.
Дайте

Становиться участником
Стена чести
Способы дать
Провести мероприятие

Русский Линдберг: Жизнь Валерия Чкалова

Издатель: Smithsonian Institution Press (впервые опубликовано в 1975 г.)

1991, 6 x 9

352 страницы

Мягкая обложка ISBN:

1-56098-046-X

Мягкая обложка Цена:

2 90

Георгий Байдуков; Петр Белов, переводчик; Фон Хардести, редактор. Введение фон Хардести

  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи

  • 14390 Музей авиации и космонавтики, бульвар

  • Шантильи, Вирджиния 20151

  • 703-572-4118

  • 10:00 — 17:30

  • Конфиденциальность
  • Условия использования
  • Кинословарь.. (1966)

    Панорама здания Центрального государственного кино-, фото- и фонофонографа СССР.

    Коридор кинохранилища.

    Панорама – полки с кинозаписями (стоят штабеля металлических ящиков)

    Справочная картотека ЗАГСа.

    Сотрудники архива и исследователи работают в читальном зале картотеки.

    Сотрудник листает фотографии.

    Крымская война 1854 года фото

    Фотографии Порт-Артурской трагедии 1904 года (Захват русской военной базы Порт-Артур японскими войсками во время русско-японской войны 1904-1905).

    Фотографии адмирала Макарова и художника Верещагина, сделанные за несколько дней до их гибели на броненосце «Петропавловск».

    Фото: крейсер «Петропавловск».

    Хранилище звукозаписей Бюро звукозаписи.

    Вощеный валик с записью голоса Льва Толстого

    Сотрудник архива загружает звуковоспроизводящее устройство для прослушивания голоса Льва Толстого

    Устройство работает (слышен голос Льва Толстого — звуковое письмо жене Софье Андреевна).

    Инструмент для редактирования звука; На экране кадры кинохроники о Льве Толстом.

    Кинохроника 1908 г.:

    Лев Толстой с женой Софьей Андреевной идут по Ясной Поляне [усадьба Льва Толстого].

    Кинохроника 1912 г.:

    Русский исследователь Арктики Георгий Седов перед отправкой в ​​экспедицию на Северный полюс.

    Экспедиционное судно Седова «Святой фока».

    Фока».

    Провожающие прощаются с Георгием Седовым и участниками экспедиции.

    Кинохроника:

    Константин Циолковский (великий русский ученый, конструктор и исследователь космического и авиастроения) работает над моделями космических кораблей

    Печатные работы Константина Циолковского.

    Физиолог Иван Павлов в своей лаборатории у клетки с обезьяной.

    Обезьяна в клетке выполняет порученное задание.

    Иван Мичурин (известный российский и советский селекционер) пробует выращенные им в саду плоды у гибридного плодового дерева.

    Художник Илья Репин на даче среди друзей.

    Москвичи приветствуют Федора Шаляпина на площади

    Максим Горький (известный советский писатель) и Ромен Роллан.

    Поэт Владимир Маяковский.

    Писатель Николай Островский с женой и матерью дома.

    Константин Станиславский в группе артистов МХАТа на репетиции.

    Писатель и режиссер Александр Довженко

    Кинорежиссер Всеволод Пудовкин в группе актеров.

    Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн за работой с актерами, проработкой эскизов костюмов для новых ролей.

    Композитор Сергей Прокофьев работает за фортепиано

    Композиторы Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович работают над своими произведениями.

    Материалы кинохроники отбираются для использования в фильмах в операционной.

    Кинорежиссер Р. Кармен за работой в операционной.

    Ящик с материалами исторического кино.

    Кадры с первой съемки в России – 1896 год, коронация царя Николая II.

    Кинохроника 1913 г.:

    Празднование 300-летия царской династии Романовых.

    Кинохроника 1917-1919 гг.:

    Уличные демонстрации в день отречения Николая II от престола.

    Дворцовая площадь в городе Петербурге утром 26 октября 1917 года: люди на площади, баррикады, оставшиеся после штурма Зимнего дворца.

    Первомайский парад (праздники социалистического и рабочего движения, проводимые 1 мая) на Красной площади в Москве в 1919 году.

    Ленин во время парада.

    Ленин с женой Надеждой Крупской дома

    Ленин беседует с английским писателем Гербертом Уэллсом.

    Кинохроника 30-х годов:

    Первый советский трактор сходит с конвейера 17 июля 1930 г.; люди приветствуют первенца отечественного тракторостроения.

    Советские государственные деятели Михаил Калинин, Серго Орджоникидзе во время церемонии пуска Днепровской ГЭС в 1932 году.

    Стратонавты Федосеенко, Васенко, Усыскин перед полетом в стратосферу на воздушном шаре в 1934 году.

    Воздушный шар поднимается.

    Советские летчики А.В. Беляков, Валерий Чкалов и Г.Ф. Байдуков, первым совершивший в 1937 году беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс, на самолете АНТ-25 перед полетом в Америку.

    Советские летчики, совершившие перелет через Северный полюс, находятся в Америке; Американцы восторженно встречают героев.

    Валерий Чкалов дает автограф.

    Москвичи приветствуют Валерия Чкалова, А.В. Беляков и Г.Ф. Байдуков, вернувшийся в Москву после беспосадочного перелета в Америку в 1937 г.

    Кинохроника 1941 г.:

    Горят города и села; бездомные женщины с детьми; дома рушатся.

    Военные операторы ведут стрельбу из боевого самолета по горящему городу.

    Разрушенный город Сталинград, расстрелянный после решающего боя; тень летящего самолета над развалинами

    Кинохроника 1945 г. :

    Группа операторов снимает Ялтинскую встречу лидеров трех держав.

    Уинстон Черчилль, Теодор Рузвельт и Иосиф Сталин фотографируются.

    Последние уличные бои в городе Берлине в апреле-мае 1945 года.

    Советский воин заряжает пушку снарядом с надписью: «В Рейхстаг!»

    Советские воины-победители бегут к зданию Рейхстага со Знаменем.

    Кинохроника 60-х годов:

    Первый в мире космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля.

    Полет на космической ракете.

    Атомоход «Ленин» во льдах Арктики.

    Новорожденная дочь первой в мире женщины-космонавта Валентины Николаевой-Терешковой.