Заслуги князя игоря: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

В.И. Суриков, картина «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», или К чему приводит многократное налогообложение

В коллекции Русского музея (Санкт-Петербург) хранится эскиз неосуществленной картины В.И. Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», выполненный в 1915 году, за год до смерти художника. Из курса школьной истории известно, что малочисленная дружина князя Игоря была разбита древлянами, а сам князь – убит. Оставшиеся в живых дружинники привезли в Киев его тело. Несколькими мазками Суриков показал, что в облике супруги князя княгини Ольги скорбь уступает место гневу и решимости мстить врагам. И княгиня отомстила с языческой жестокостью и изобретательностью, попросив жителей столицы древлян Искоростеня отдать ей в качестве откупа от каждого двора по три воробья и три голубя. К каждой птице Ольга приказала привязать тряпицы с зажженной серой, а затем выпустить. Птицы полетели в свои гнезда, и город сгорел.

Согласно летописному свидетельству, князь Игорь отправился в 945 году собирать дань с древлян по настоянию дружины, недовольной тем, что право сбора дани с древлян и уличей было передано воеводе Свенельду за его заслуги в подавлении первого восстания древлян против киевских князей. Когда дружина князя Игоря снова вошла в землю древлян для повторного сбора дани, те попытались мирным путем решить вопрос. Но после провала переговоров древляне перешли к военным действиям, в результате которых дружина киевского князя была практически полностью разбита, а сам князь казнен. С точки зрения древлян, казнь князя Игоря по приговору вече была оправданна и законна.

А что же безутешная вдова, в чьем облике на эскизе Сурикова больше гнева, нежели скорби? Княгиня Ольга мстит по языческому обычаю троекратно: заживо хоронит послов от древлян, сжигает их столицу и, собрав через год многочисленное войско, идет войной на древлян, в результате которой налагает на них тяжелейшую дань, лишает их собственного княжения. Древлянская земля входит в состав Древнерусского государства.

Итак, князь Игорь отомщен, а дань с древлян все-таки собрана. Но, будучи женщиной мудрой, княгиня Ольга задумывается о первопричинах восстания. Осознавая, что спорадичность и многократность обложения, а также силовой метод сбора дани провоцирует восстания и войны, она проводит реформы, направленные на упорядочивание системы налогообложения. Прежде всего, княгиня Ольга вводит так называемые уроки – четко определенные размеры дани с установлением срока их уплаты. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме. Ранее применялось полюдье – ежегодный зимний, с октября по апрель, объезд владений княжеской дружиной, во время которого с одного двора налог мог быть собран дважды. Дань в виде заранее установленных уроков стала более цивилизованной, хотя еще далекой от совершенства, формой сбора налогов. Важный момент реформы: после уплаты дани подданные получали глиняные печати с княжеским знаком. Печать была страховкой от повторного сбора дани. Княгиня Ольга усвоила, к чему может привести многократное и не определенное во времени обложение.

Наконец, еще одно нововведение времен правления княгини Ольги, имевшее значение как для становления налоговой системы Древнерусского государства, так и для развития государственности. Читаем «Повесть временных лет» Нестора: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты…» Погосты – это небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани. Таким образом, административные реформы княгини Ольги способствовали созданию территориальных подразделений, находившихся под властью наместника князя и способных дать отпор любому недовольному политикой и указами княгини. С другой стороны, на территории погостов происходил сбор уроков, что значительно упрощало налоговое администрирование. На каждый погост был назначен тиун – ответственный сборщик налогов. Но о тиунах, мытарях и баскаках речь пойдет в другой раз.

В истории нет сослагательного наклонения, и нам неизвестно, как развивались бы административные и налоговые реформы Древней Руси, не пойди князь Игорь собирать повторно дань у древлян. Тогда бы не был он казнен, княгиня Ольга не стала бы правительницей при малолетнем княжиче Святославе, не горел бы в ней мстительный огонь, но и не произошло бы осмысление причин смерти мужа.


Достижения князя Олега в борьбе с внешними врагами, расширение территории государства

В годы княжения Олега началось объединение разрозненных восточнославянских племен в единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Успешные походы на Византию, хазар, персов способствовали укреплению авторитета Руси, помогали налаживать торговые связи.

Содержание

  • 1 Родословная исторического деятеля и происхождение псевдонима
  • 2 Закрепление за Киевом статуса столицы Древнерусского государства
  • 3 Расширение территории Киевской Руси, укрепление границ
  • 4 Успешный поход на Византию
  • 5 Значение правления князя Олега для развития древнерусского государства

Родословная исторического деятеля и происхождение псевдонима

После смерти Рюрика, регентом при его малолетнем сыне Игоре в 879 году становится Олег. Точных сведений, касаемо происхождения князя Олега не сохранилось. По одним сведениям, он был влиятельным дружинником из ближайшего окружения Рюрика, по другим являлся его родственником (жена Рюрика Ефанде доводилась сестрой Олегу). В истории он известен также как Олег Вещий, Хитрый, благодаря своим военным приемам, помогавшим ему одерживать блестящие победы на поле брани, в ходе дипломатических переговоров.

Закрепление за Киевом статуса столицы Древнерусского государства

Свое княжение Олег начинает в Новгороде. Одним из приоритетов его политики становится продолжение укрепления древнерусского государства, расширение его границ, присоединение новых славянских племен.

Присоединение новых территорий осуществлялось в такой последовательности:

  • захват Смоленска, присоединение земель кривичей;
  • присоединение Любича и части владений северян;
  • 882 году – овладение Киевом.

В «Повести временных лет» сохранилось повествование о том, как Олегу удалось с помощью хитрого плана захватить Киев и умертвить правивших там князей Аскольда и Дира:

«В год 6390 (882). И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира».

Устранив полянских правителей, Олег объединил северную и южную часть Руси под властью Киева, сделав его столицей древнерусского государства.

Расширение территории Киевской Руси, укрепление границ

На протяжении 883-885 годов продолжается присоединение новых земель к государству:

  • покорены древляне;
  • северяне;
  • радимичи;
  • власть Киева признали также вятичи.

Завоеванные территории облагались данью, которая ежегодно собиралась на полюдье, таким образом, формируется налоговая система.

Начинается активное строительство городов и застав, на границах Руси. На заставах вооруженные отряды дружинников вели постоянную службу.

Успешный поход на хазар позволил освободить южные земли от гнета кочевников.

Некоторые исторические источники сообщают о походах князя в направлении Каспия для военных действий против персов.

С помощью древней дипломатии на западе Олегу удалось, заключив договор с венграми, приостановить их экспансию на западных границах Киевской Руси.

Успешный поход на Византию

В 907 году князь Олег осуществил успешный поход на Византию. В ходе военных действий Олег проявляет незаурядное военное мастерство, хитростью захватывает столицу империи Царьград, после осады.

«Повесть временных лет» сообщает, что осуществлялся поход и по суше и на кораблях. Две тысячи кораблей принимали участие в компании. После неудачной осады Олег приказал поставить военные корабли русичей на телеги и, развернув паруса, двинуться в атаку. Такое невиданное зрелище поразило греков, и они сдались. Русский князь обложил византийцев большой данью, в знак победы прибил свой щит к воротам покоренного Царьграда. Также князь разгадал хитрость греков, которые пытались отравить его, прислав угощение после сдачи столицы. Этот факт способствовал росту личного авторитета правителя.

Этот поход красочно описан Нестором Летописцем, а также воспет в литературе и народном эпосе.

В 911 году был заключен торговый договор между Византией и Киевской Руси. В соответствии с этим документом русские купцы получали большие привилегии, не платили пошлины, по полгода жили в столице империи. Этот договор свидетельствовал об успехе внешней политики Олега, способствовал развитию торгового пути по Днепру «Из варяг в греки».

Значение правления князя Олега для развития древнерусского государства

Благодаря успешным военным компаниям князя Олега удалось объединить многие восточнославянские племена под властью Киева. Удачная внешняя политика способствовала повышению авторитета молодого государства.

В новом государственном образовании начали формироваться основы налоговой системы, пограничной службы. Договор с греками также способствовал развитию торговли.

Однако в только формирующемся государстве во многом успех управления зависел от личного авторитета правителя, его силе, уме, харизме. Всем этим обладал Олег, поэтому при его правлении Киевская Русь была сильна, но после его смерти начались тенденции сепаратизма.


Список использованной литературы:

  1. Нестор Летописец «Повесть временных лет».
  2. Н. М. Карамзин «История государства Российского».
  3. В.С. Татищев «История Российская».

Находя освобождение среди маковых полей: могущественный князь Игорь Дмитрия Чернякова достигает Амстердама

Как поступит истинный лидер, столкнувшись с Бедствием, а не с Триумфом? Умение «смотреть на сломанные вещи, которым ты жизнь отдал, И согнуться, чтобы строить их изношенными инструментами» было отличительной чертой человека Редьярда Киплинга и ключом к финальной сцене в глубоко психологической постановке Дмитрия Чернякова. Князь Игорь в Национальной опере Нидерландов. Игорь, вернувшись в Путивль после позорного военного поражения от половцев, находит свой город в руинах. Толпа приветствует его возвращение, но Игорь, явно страдающий от посттравматического стрессового расстройства, в ответ расчищает завалы.

Князь Игорь , основанный на эпической поэме XII века , — громоздкое оперное чудовище, театрализованное представление. В нем рассказывается история неудавшейся военной кампании Игоря против вторгшихся половцев и попытки государственного переворота князя Галицкого, зятя Игоря, который в отсутствие Игоря остается управлять Путивлем. Несмотря на то, что половецкий вождь хан Кончак относился к нему скорее как к гостю, чем как к военнопленному, Игорь организует свой побег. Его возвращение домой встречают как триумф.

Трогательная развязка Чернякова на музыку, не вошедшую в официальную партитуру. Александр Бородин — химик-исследователь по профессии — сочинил ее в свободное время. Он возился с ним 18 лет, но умер до его завершения. Задача закончить оперу была возложена на Глазунова, написавшего увертюру и большую часть третьего акта, и на Римского-Корсакова, завершившего оркестровку. Фрагментарность партитуры Бородина дала Чернякову право на создание собственной исполнительской редакции. Увертюра с попурри отброшена, как и 3-й акт — второй половецкий акт, — хотя трио и монолог Игоря спасены и появляются в 4-м акте. После финального триумфального припева Черняков добавляет новую музыку, чтобы сигнализировать о восстановлении города. «Разлив реки Дон» был частью вклада Бородина в Млада , опера-балет «Могучей кучки», которая так и не вышла в свет. Игорь дико шатается во время бурных вступительных тактов, прежде чем музыка стихает, и он начинает собирать вещи из-под обломков. Другие следуют его примеру. Надежда возрождается.

Черняков также меняет порядок актов 1 и 2. Половецкий акт сразу же следует за Прологом (где Игорь отправляется на войну) и потрясающе великолепен. Поле шелковистых маков, прикрытых марлевой сеткой, становится домом для опиумных мечтаний Игоря после сокрушительного военного поражения. Черняков ставит оперу во время русской революции, и, прежде чем заиграет музыка, черно-белые видеоматериалы показывают гигантскими крупными планами Игоря и его окровавленных солдат, оцепеневших от пережитого. Контуженный Игорь в кризисе. Он галлюцинирует, воображая присутствие своей жены Ярослваны, которая поит его водой из кувшина. Отказавшись от союза с военачальником ханом Кончаком, Игорь ненадолго находит успокоение во время пульсирующих половецких плясок, где гедонистические юноши прыгают и кружатся среди маков, как надушенная девятка.0003 Весна священная .

Проблема с размещением половецкого акта на первом месте заключается в том, что в музыкальном плане опера достигает пика слишком рано, оставляя публику с двумя длинными актами (в основном) путивлянского уныния. Тем не менее, это мое единственное замечание по поводу постановки Чернякова, которая придает истории — такой, какая она есть, — больше смысла, чем все, что я видел. Контраст между открытым небом половецкого стана и горчичным интерьером двора Игорева под опекой коррумпированного князя Галицкого разителен. Черняков также блестяще справляется с массовыми сценами, тщательно детализируя каждое движение. Взрывной конец второго акта, где бомбят Путивль, почти такой же большой переворот, как поле маков.

DNO собрала сильный актерский состав для европейской премьеры этого спектакля, ранее показанного в Метрополитен-опера. Ильдар Абдразаков, который также взял на себя главную роль в Нью-Йорке, был великолепен в роли задумчивого Игоря, интенсивно игравшего, его зернистый бас с огромной силой взбирался на верх этой традиционно баритональной партии. Сопрано Оксаны Дыки было удивительно проникновенно в партии Ярославны, но холодным блеском, лишенным сладострастной теплоты. Он также резко изменился.

Дмитрий Ульянов исполнил «двойника» Бориса Христова, поющего Хана Кончака и возмутительного князя Галицкого, привнеся в обе роли своеобразный характер и изрядную долю кулачного сжимания Кристоффа. У него мощный бас и отличные низкие ноты. Павел Чернох спел стильного Владимира (сына Игоря), его худощавого тенора, способного издавать живой тон при нажатии. Тусклое меццо Агунды Кулаевой соответствовало экзотическим строкам знойной арии Кончаковны, хотя ее фразировка иногда была рваной. В второстепенных ролях Андрей Попов и Владимир Огневенко добавили характера жуликоватым аферистам Ерошке и Скуле.

Станислав Кочановский привлек впечатляющую игру Роттердамского филармонического оркестра, рычащие валторны и маслянистый кларнет в качестве основных моментов. Его темп несколько раз был вялым, а в «Половецких танцах» были проблемы с координацией, что неудивительно, учитывая, что припев был разделен, поставлен очень высоко, близко к сцене. В остальном Хор ДНО, подкрепленный этой русской эпопеей, был выдающимся, пел страстно и пафосно.

Этот трогательный спектакль скорее копается в психологическом, чем в зрелищном. Черняков приручил чудовище Бородина.

****1

Borodin: Prince Igor — Eloquence Classics

Borodin: Prince Igor

Oskar Danon

TRACK LISTING / ARTISTS

ALEXANDER BORODIN
Prince Igor

Igor Svyatoslavich,  Dušan Popović
Yaroslavna , Валерия Хейбал
Владимир Игоревич, Нони Жунец
Владимир Галицкий, Жарко Цвейич
Кончак, Жарко Цвейич
9004, 46 Кончак0041
Ovlur,  Dragutin Petrović
Skula,  Dragomir Ninković
Yeroshka,  Nikola Jančić
Yaroslavna’s Nurse,  Biserka Cvejić
Polovtsian Maiden,  Biserka Cvejić

Chorus and Orchestra of the National Theatre, Belgrade
Оскар Данон

ПЕРВЫЙ CD-РЕЛИЗ НА DECCA

Превью треков

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт IV: «Он, мой сокол ясни!.Здравствуй! Радость, лада»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт I: «Нам, княгиня, не первые»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт II: «Солнце за горой учит на покой»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт II: «Медленно ден угасал»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, действие II: «Ах! Где ты, где?»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт I: «Што у князя да Володимира»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, действие I: «Да, вот кому княжить на Путивле!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт I: «Немало времени просло с теч пор»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт I: «Там девушки присли к тебе, княгиня»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, действие I: «Ай! Князь! Батюски!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт I: «Добро пожаловать, бояре»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Пролог: «Пускай себе идут»

Князь Игорь — Обр. Римский-Корсаков, Акт II: «Меркнет света дневной»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Пролог: «Пусть придут княгини и боярины»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Пролог: «Тебе, как брату, ее я»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт I: «Слава, слава, Володимиру»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, действие I: «Натесилась ли князь?»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие I: «Хо! Князю Галицкого слава!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт I: «Ой, личанько! Ой горюско!

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие I: «Стой, ребята, случай!»

Князь Игорь — Обработка Н. Римского-Корсакова — Пролог: Увертюра

Князь Игорь — Обработка Н. Римского-Корсакова — Пролог: «Солнцу красному слава, слава, слава в небо!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Пролог: «Идем на бран’с врагом Руси!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт II: «Подруги устройства»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт II: Пляска половецких девиц

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт IV: «Ты гуди, гуди да»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт II: Половецкие пляски — «Пойте песни славы чану!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие IV: «Гляди! Гляди! Гляди-ко!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие IV: «Народ!.суда! суда! иди! скорей!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт III: «Узельчан нас город весь»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт III: «Князь, скоро сбирюсь в путь»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие III: «Владимир! Ужель всё это правда?»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие III: «Князь Игорь, ускакал!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт IV: «Ах, плачу я, горко плачу я»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт IV: «Оч, не буйныл ветер завывал»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт IV: «Как унило всё кругом, сёла вижени»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт II: Половецкие пляски — «Улетай на крыльяч ветра»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт II: Половецкие пляски — «Славьте щерость, славьте милость!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт II: «На безводии, днем ​​на солнце»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт III: «Крыс идет домой, крыс идет с походи»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт III: «Наш меч нам дал победу»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, действие III: «Играйте, трубы!»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие II: «Ты ли, Владимир мой? Ты ли, о милии мой?»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, действие II: «Ну штож отъец твой?»

Князь Игорь — обр. Римский-Корсаков, Акт II: «Ни сна, ни отдыха измученной души»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, Акт II: «Позвольмне, князе, слово молвить»

Князь Игорь — Аранж. Римский-Корсаков, действие II: «Здоров-ли, князь? Что приунил ты, гост мой?»

Князь Игорь — обр.