988 год принятие христианства на Руси. В каком веке русь приняла христианство
988 год принятие христианства на Руси
988 г. – принятие христианства на Руси. Введение церковного налога – десятины. Формирование предпосылок введения удельного (волостного) правления, при котором каждый феодал совмещал в своих руках экономическую и политическую власть.Влияние христианства на жизнь и культуру русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Известно, что в Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине X в.
Из договора Игоря с греками (945 г.) можно узнать, что в это время среди киевских варягов было много христиан и что в Киеве уже была христианская церковь Святого Ильи. После смерти Игоря его вдова великая княгиня Ольга приняла христианство (955 г.), а некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру. Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г., после того как его старший брат Ярополк погиб в междоусобной войне, первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы.
Одна из летописей рассказывает, что в 983 г. в Киеве разъяренная толпа язычников убила варяга-христианина и его сына, которого он отказался отдать в жертву языческим богам. Это событие произвело огромное впечатление на Владимира. Когда Владимир думал о том, какую религию должна принять Русь, многие посольства посетили его двор с предложениями привести страну именно к их вере. С такими целями в Киеве побывали католики-немцы, присланные Папой Римским, мусульмане-болгары, хазарские евреи и даже греческий философ, проповедь которого произвела на Владимира особенно сильное впечатление.
Вскоре после этого Владимир по совету своей дружины отправил за границу послов, для того чтобы они посмотрели, что за религии исповедуют в различных странах. Когда они вернулись, Владимир собрал бояр и старейшин и предложил послам рассказать о том, что видели они в других странах. Послы с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении, которое они видели в константинопольском кафедральном храме Святой Софии. Под впечатлением от этого рассказа Владимир решил принять греческое христианство и уже вскоре крестился сам и крестил киевлян (988 г.).
В 989 г. Владимир женился на греческой царевне Анне, что окончательно утвердило христианство в роли господствующей религии Русского государства. Кумиры языческих богов были ниспровергнуты, сожжены и брошены в реку На их же местах построили христианские церкви. Христианство с его учением о любви и милосердии произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким, после крещения проникся идеей христианской помощи близким и остался в памяти современников как щедрый и ласковый князь – Владимир Красное Солнышко.
Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивались архитектура и искусство.
Материал создан: 30.07.2014
комментарии к статье
iamruss.ru
КОГДА НАЧАЛОСЬ ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ?
ВСТУПЛЕНИЕ:
Многие интересуются, когда началось христианство на Руси? Кто первым возвестил его Есть ли доказательство в пользу самого древнего присутствия христиан на территории древней Руси?
Не менее важные вопросы: Почему Владимир избрал Византийское православие в качестве своей государственной религии? Отражало ли оно черты первого апостольского христианства? Несмотря на ослабленное состояние Византийского православия, какие благословения восприняла Русь с принятием его? Какие выводы можно сделать из 2000 летнего юбилея христианства на Руси?
I. КОГДА НАЧАЛОСЬ ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ?
1. Христианство началось на Руси еще в первом веке. Матф. 28:18-20.
Это повеление воскресшего Спасителя побудило апостолов и их собратьев понести весть Евангелия до краев земли.
Когда в Иерусалиме впервые прозвучала проповедь в день Пятидесятницы - на территории нашей страны жили различные славянские племена, варвары, скифы. Скифия не принадлежала тогда к цивилизованному миру и проповедь Евангелия в ней была сопряжена с великими опасностями. Апостолы осознавали свою ответственность за проповедь Евангелия скифам. Рим. 1:14; Кол. 3:11. Скифия также была включена в план работы апостола Павла, но он не успел побывать там.
2. Особая миссия Андрея Первозванного: "Андрей... обратился на северо - восток и распространил христианское вероучение в Скифии к северо - востоку от Каспийского и Черного морей". /"История человечества" т.4. стр. 165/.
Некоторые историки говорят, что апостол Андрей был первым проповедником Евангелия в Скифии... что он прошел вверх по Днепру и даже дошел до места, где лежит мать городов русских - город Киев... Насажденные апостолом Андреем христианские общины среди скифов по всей вероятности постигла печальная участь большинства общин первых веков и они скоро заглохли. И сегодня имеются остатки древне - христианских храмов в Крыму. /"Голос истины" No 3. 1928 г. стр. 86-87/.
3. Свидетельство современной прессы: "Академик Рыбаков отмечает весьма любопытный факт - строение славянских жилищ похоже на христианские базилики - ранние древние храмы первых христиан. Это позволяет с большим доверием отнестись к свидетельству "Повести временных лет" о том, что апостол Андрей водрузил крест на месте будущего Киевского Крещатика... Вполне возможно, что христианство существовало среди славян, а затем и в древней Руси за 1000 лет до князя Владимира как гонимая и преследуемая религия". /"Известия" 1 июня 1988 г./.
II. ПРИНЯТИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ.
1. В дни княгини Ольги: "Первой известной нам поборницей православия на Руси была русская княгиня Ольга, крестившаяся в 957 году от самого Константинопольского патриарха". /"Голос истины" No 5. 1928 г. стр. 132-133/.
2. Первой ли она приняла православие? - "Купцы уже давно занесли христианское учение из Византии в Россию: в Киеве и других городах было уже несколько церквей: вера была на Руси свободна и когда Ольга в 957 году приняла крещение, в Киеве уже была значительная христианская община. /"История человечества" т. 5 стр. 447/.
3. Наибольшая заслуга в принятии православия на Руси принадлежит князю Владимиру: "Существует достоверное сказание о его поисках новой веры. Вначале ревностный и разгульный язычник Владимир начинает задумываться над "верой своих отцов и находит ее неистинной и отсталой. О таких настроениях грозного северного властелина через купцов скоро узнают во всех странах и Киев посещают ревностные миссионеры. Здесь и юркие евреи, и малоподвижные магометане - болгары, хитрые католики, и философы греки. Все хвалят свою веру и желают видеть в своей среде могущественного князя. Но греки производят самое сильное впечатление, особенно православным учением и картиной со сценами страшного суда...
Мудрый князь советуется с боярами, при чем, выносится решение - послать в разные страны специальных ходоков и хорошенько разведать, какая вера действительно лучше всех. Так и делают. Избирают десять смышленых мужей и они едут. Самое лучшее впечатление на ходоков производит опять таки специально для них приготовленное служение с прекрасным пением, отражающее блеск православия, - поэтому на нем и останавливаются. Но крещение решено не просить у греков, а завоевать, чтобы не унизить своего достоинства. Поэтому гордый князь силою оружия заставляет греков выдать за него Анну - сестру тогдашних греческих императоров /Василия II и Константина Уш/, взамен чего, как бы делая грекам особую честь, принимают от них крещение. То же делают и многие из его дружины. После этого князь и бояре приступают к энергичному крещению киевлян и всех прочих подданных". /"Голос истины" No 5. 1928 г. стр. 132-133/.
4. Причины выбора Византийского православия: "Историк пишет, что магометане, например, не ели свинины и не пили вина. Хотя их учение о райских блаженствах и пришлись по душе языческому князю, но запрет есть свинину и особенно пить вино - совсем не понравился. "Веселие Руси - ести и пити, не можем без этого быти!" - сказал он. Евреи строго праздновали субботу, не имели своего царства и были гонимы. У католиков был папа, которому вовсе не был намерен подчиниться славный князь. У православных же можно было есть все, в том числе и запрещенную Богом свинину, нарушать субботу: а главное - был полный простор для князей и сильных мира сего". /"Голос истины" No 5. стр. 133/.
III. КАКУЮ ВЕРУ ПРИНЯЛ ВЛАДИМИР И КРЕСТИВШАЯСЯ РУСЬ?
Конечно, не ту веру, которая была передана апостолом Андреем почти за тысячу лет до этого. Для этого есть достоверные доказательства...
1. Апостольская вера постепенно изменилась: "Когда преследование прекратилось и христианство вошло в царские дворы и палаты, тогда простота Христовой религии и апостолов была заменена пышностью и гордостью языческих жрецов и царей, и вместо божественных требований были учреждены человеческие теории и предания. Мнимое обращение императора Константина в начале IV столетия принесло много радости и мирское под видом праведности проникло в церковь". /ВБ. стр. 49-50/.
2. Православное христианство было мантией для язычества. /2 Тим. 3:5/. "Старое язычество продолжало существовать под мантией христианства, а христианство все больше поддавалось языческому влиянию. Христианство слишком далеко ушло от того духа которым оно было проникнуто в первое время и согласно которому сущность его заключается в общении личности с Богом". /"История человечества" т.4. стр. 197/.
Христианство было тогда привито народу лишь наружно и так было приспособлено к вкоренившимся языческим обычаям и представлениям, что оно внутренне сплелось со старым шаманством". /"История человечества" т.5. стр. 448/.
3. Принятое православное христианство было религией форм и обрядов. Это была вера, имевшая очень мало общего со Христом и апостолами.
После эпохи Константина в церковь хлынул поток языческих обрядов и церемоний. Это была вера, при которой грубые изображения Перуна, Дажбога, Стрибога, Симарглы, Мокоша, Хорса заменили греческими изящными "культурными идолами - иконами".
"Около 440 года впервые отваживаются внести в церковь изображение Христа". /"Ист. чел." т. 4. стр. 196/. "Седьмой вселенский собор в Никее /787 год/ на котором императрица Ирина вновь возвела иконопочетание на степень имперского закона! Правда, еще в течение нескольких десятилетий иконы в силу императорских приказов то уничтожались, то вновь вводились... но императрица Феодора приказала /942 год/ восстановить постановление седьмого собора и в ознаменование этого отпраздновать праздник ПРАВОВЕРИЯ !" /"Ист. чел." т. 5 стр.203/. Вот такую веру приняла Русь, - противоположную Писанию. Втор. 4:15; Деян 17:29.
Суббота была заменена первым днем недели на Лаодикийском соборе в 364 году - как почитание досточтимого бога Солнца!
4. Чего не знал Христос и апостолы?
Установление различных праздников: "Благодаря перемене в положении церкви, происшедшей в царствование Константина, христиане наслаждаются спокойствием, а потому у них является время и охота праздновать праздники. Церковь желала бы сделать церковную жизнь привлекательной и для народных масс и хотела бы чем - нибудь заменить те веселые и блестящие языческие праздники, которых народ лишился с переходом в христианство... Запад подарил всей церкви еще один прекрасный праздник 24 декабря. В праздник Сигилларий, язычники имели обыкновение дарить детям куклы и фигуры из воска, глины или теста; на другой день праздновали "рождение непобедимого солнца". Церковь отнесла на этот день рождение Того, Кого не могли победить все бури преследования. Существовавший на западе уже с 354 года, этот праздник был введен в Константинополе в 375 году. На сороковой день после Рождества, на 2 февраля был назначен праздник "Очищение Марии" или "Сретение": в этот день святили свечи. Это должно было послужить христианской заменой февральским языческим празднествам, в особенности же языческой процессии с жертвенным животным и свечами... Та же потребность создала еще целый ряд праздников - например Девы Марии, которая... возвеличена наравне со Своим Сыном Христом. Правда Священное Писание ничего не говорит об этом, но этому горю можно было бы помочь: была составлена книга "Об успении Марии" и приписана апостолу Иоанну: и душа и тело ее были взяты на небо и Христос Сам торжественно даровал ей высокое право быть призываемой на помощь. Поставленная таким образом как Матерь Божия наряду с Сыном Божьим, она должна была подобно Ему иметь свои праздники". Четыре праздника. /"История человечества" т. 4. стр. 194-195/.
И дальше последовали различные нововведения, не имеющие основания в Священном Писании.
Вербная неделя учреждена в IV столетии. Крестное знамение введено во времена епископа Милетия около 360 года; а утверждено в 360 году. Золотые ризы священники начали носить с IV столетия. Зажжение свеч, хотя был и ясный день, установил папа Вигулус в 545 году. Панихиды введены в конце III столетия. Каждение фимиамом введено епископом Юлием в 337 г. по Р. Х. Он же ввел молебны святым. Елеосвящение /соборование/ перед смертью введено в 550 году. Богослужение на непонятном языке было введено в 600 году. Поклонение Деве Марии и всем святым - введено в 715 году. Воистину справедливые слова Иисуса Христа: "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим". Матф. 15:9.
IV. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В 988 г.
Хотя это не было чистое христианство - мы в этом убедились из предыдущего пункта, - но все же имело свои положительные стороны:
1. Эпохальное событие - от грубого язычества к номинальному христианству. Величайший подвиг Владимира - он переменил свою грубую языческую веру. Совершился величайший переворот его жизни, особенно в моральном отношении - он имел пять жен и 500 наложниц: 300 в Белгороде и 200 в деревне Берестово вблизи Киева". /"Ист. чел." т. 5. стр. 448/. Все это он оставил.
Он устранил грубых идолов: "Языческие идолы были сброшены и при плаче своих приверженцев частью изрублены, частью сожжены. Перуна же, которого жители почитали более всех, Владимир приказал привязать к хвосту лошадей: 12 человек толкали его при этом палками и затем бросили в Днепр. Еще и теперь показывают место, где произошло "ниспровержение диавола". По берегам же были поставлены люди, которые толкали обратно в реку натыкавшихся на мели идолов и отгоняли от берега плачущих язычников". /"Ист. чел." т.5. стр. 448/.
Владимиру можно было бы избрать более определенную религию - "веру, однажды переданную святым". /Иуды ст.3/. И хотя Владимир не дорос до этого, чтобы искать и найти такую веру, все же принятие православия на Руси было прогрессивным шагом. В чем?
2. Вместе с православием пришла греческая письменность, литература, книги. Пришло вечное Евангелие. Римл. 1:16-17.
"Не следует упускать из виду, что Византия была тогда первым культурным народом, от которого могла многому научиться вся Западная Европа. Неоценимые выгоды доставило русскому народу Византийское христианство: церковный язык... Из Византии священники и епископы принесли с собой книги, распространяя искусство письма. За ними следовали архитекторы, зодчие, ученые, художники, учителя. Быстро возводились на Руси великолепные постройки и бесчисленными своими церквами Киев мог вскоре начать соперничать с Константинополем. Владимир основал школу для воспитания священников. Возникли монастыри, распространившие цивилизацию по далеким областям". /"Ист. челов." Т.5. стр. 448-449/.
3. Изучая Слово Божье, многие начали понимать правильно истину. Римл.10:17.
Люди начали учиться при монастырях, церковных школах. Они впитывали в себя живые глаголы Божии. И многие их них начали соблюдать всю истину Божию... Их называли еретиками, "жидовствующими" и другими именами. Но это были во все века православия те, которые верили во Христа, не употребляли нечистой пищи и соблюдали истинную субботу. Это были истинные дети Божии в темные века средневековья... А ведь все началось с приходом и принятием Евангелия.
4. Высокая мораль. Римл. 6:17-22.
Апостол Петр говорит: 1 Петр. 4:3-4.
Это ярко видно на примере жизни князя Владимира: "Владимир лично сделался другим человеком. Он остался верен своей греческой супруге. Начал раздавать свои доходы церквам и бедным, и перестал любить войну. В противоположность своей прежней жестокости, князь теперь стал мягок. Он даже опасался из боязни греха назначать смертные казни". /"Ист. чел." т.5. стр. 448/. "Разумеется, те или иные богословские тонкости могли не восприниматься, но разницу между Христом и Перуном понимали все, способные к размышлению. Перун - бог грозы и сражений, требовавший кровавых жертв. Христос - Сын Божий, сошедший на землю... требовал не жертв, а любви ко всем людям. "Люби ближнего как самого себя" - эти слова пленили умы и сердца жителей Киевской Руси". /"Известия" 1 июня 1988г./.
V. МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ВЕРУ СВОИХ ОТЦОВ ?
1. Часто можно слышать: "В какой вере родился, в такой буду умирать..."
Действительно, почти весь мир служит по вере своих отцов:
Индусы - индуизм, буддизм...
Татары, турки, арабы - ислам...
Русские - православные христиане...
Немцы - лютеране...
Англичане - англиканцы...
Евреи - иудаизм...
Итальянцы, поляки - католицизм...
Если бы каждого защитника этих религий спросить, какая религия истинная, - безусловно, каждый будет восхвалять свою, как некогда перед Владимиром... Но истинная вера только одна, поэтому, стоит внимательно пересмотреть свое положение...
2. Главный вопрос: не можно, но нужно ли менять веру наших отцов?
Если наша религия соответствует "вере, однажды переданной святым" / Иуды ст. 3/, - тогда не надо.
Но нашу веру, по совету пророка Иеремии необходимо сверить с самыми древними повелениями Слова Божьего. Иер. 6:16.
3. А если вера не соответствует Священному писанию, ее надо поменять, подобно князю Владимиру. Иер. 16:19.
"В одном князь Владимир дал своим православным потомкам великолепный пример. Он усомнился в истинности "веры своих отцов... Если бы наши отцы и дальше столь же критически относились к "вере отцов", как это сделал Владимир, то идя по пути истинной реформации, согласно Священного Писания, они пришли бы к чистоте первой христианской церкви.
Все религиозные течения на территории России, как-то: баптисты, пятидесятники, адвентисты, - вышли преимущественно из католической и православной церквах. Все ли предания, ложные понятия, наслоенные в православной и католической церкви в течении столетий они оставили?
Во все времена были поклонники живого Бога, оставившие свои ложные религии: Авраам в Уре халдейском /Ис. Нав. 24:2/, Иов в земле Уц, Руфь моавитянка, Нееман сирийский военачальник, евнух царицы Кандакии, Корнилий - римский офицер, волхвы - с Востока, греки с Запада... /Матф, 8:11/.
VI. ЕСТЬ ЛИ ЕДИНСТВЕННАЯ ИСТИННАЯ ВЕРА ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ?
1. Основание и мерило единой истинной веры - слово Божие. Иоан. 5:39. "Находясь перед королевой Шотландии, в присутствии которой терялись многие протестанты, Джон Нокс неустрашимо свидетельствовал об истине. Его нельзя было сломить ни лестью, ни угрозами. Королева обвиняла его в ереси и в том, что он учит народ принимать запрещенную государством религию, и, следовательно, является нарушителем закона Божьего, повелевающего подчинятся князьям. На это Нокс твердо ответил: "Так как истинная религия не берет свое начало и происхождение от князей мира, но от Вечного, Единого Бога, то подданные не обязаны в делах веры следовать вкусу князей. Часто случается, что в вопросах истинной веры князья являются самыми несведущими людьми... Если бы семя Авраама последовало религии фараона, подданными которого они были на протяжении такого длительного времени, какая же, осмеливаюсь спросить Вас, государыня, была бы теперь в мире религия? И если бы во дни апостолов все приняли религию римских кесарей, какая же тогда была бы вера на земле?... Итак, государыня, Вы можете видеть, что подчиненные не обязаны исповедовать веру своих князей, хотя им и повелено слушаться их".
На это Мария возразила: "Вы объясняете Писание на один лад, а они /римо - католические учителя/ - на другой. Кому же я должна верить, и кто должен быть судьей?"
"Вы должны верить Богу, Который ясно говорит в Своем Слове, - ответил реформатор, - и верить тому, чему учит Слово, а не тому, что будут говорить Вам разные люди". /ВБ. стр. 250 - 251/.
2. Один истинный Бог для всех народов земли. Мал. 2:10.
Он - живой истинный Бог, наш Творец. Деян. 17:24-28.
3. Один посредник между Богом и человеками. 1 Тим. 2:4-5.
Во время апостолов еще не было святых угодников, не было института священников, ибо прежние, ветхозаветние священники покорились новой христианской вере. Деян. 6:7, но была вера во Христа как единого Ходатая, Посредника и Первосвященника. Евр. 8:1-2; Евр. 7:21-28.
4. Один закон - для всех народов земли. Ис. 45:12. Во все века после апостолов были христиане, которые держались Библии, закона Божьего и соблюдали истинную субботу.
5. Единый день отдыха и покоя - для всех народов. Быт. 2:1-3; Ис. 56:1-2, 6-8; Исх. 20:8-11; Ис. 66:22-23.
6. Единая пища для всех народов - не только духовная, но и физическая. Лев. 11 гл.; 1 Тим. 4:4-5. Не оскверняйте храма Божьего. 1 Кор. 3:16-17. Величайшее испытание при пришествии Христа. Ис. 65:15-17. Сегодня необходимо обратить внимание на наше питание и соблюдение субботы не только священникам но и всем прихожанам. Иез. 26:22. Были ли таковые люди среди каждого народа, в том числе и на Руси? - Из-за того, что они соблюдали субботу и не кушали свинины, их на Руси называли "жидовствующими".
7. Единая вера и крещение для всех народов. Ефес. 4:5.
Они состояли из всех народов и до уверования - из различных религий. Гал. 3:26-29.
VII. ПОУЧЕНИЯ И ВЫВОДЫ.
1. Принятие православия на Руси - новая страница в ее истории.
Главный подвиг: сокрушение идолов. 1 Иоан. 5:21; 1 Кор. 10:14.
Наша задача - устранить всех идолов из нашего сердца!
2. Каким должно быть наше отношение к православным?
Уважать, брать в пример все лучшее, возвестить полноту истины.
"Господь посылает народу свою особенную истину. Кто же осмелится не говорить о ней? Он повелевает Своим рабам дать миру последнее предостережение милости... Вестники Христа не должны думать о последствиях. Они должны исполнить свой долг, а последствия предоставить Богу". /"Вел. Борьба" стр. 609-610/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Иуды ст. 3. Фил. 1:27. Откр. 14:12. /3 стр. ориг./.
svobd.ru
Зачем Русь приняла христианство
Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».
app.russian7.ru
Зачем Русь приняла христианство | Русская семерка
Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».
russian7.ru
В каком году Русь приняла христианство?
957 г. – крещение Ольги 980 г.– попытка создать пантеон богов 988 г.– крещение Владимира 988-1015 гг.– крещение Руси Задачей князя Владимира состояла в том, чтобы укрепить свою власть и добиться признания Киевского государства со стороны европейских государств. На данном этапе истории центром православной веры была Византия, которая оказалась в очень тяжелом положении. Внутри страны подвластные Византии народы выступают против ее господства. Иператор Константин обращается за помощью к киевскому князю, при этом обещая выдать сестру за язычника Владимира. После долгих раздумий он приходит к христианизации. Существует предание, что князь Владимир прежде чем стать христианином и осуществить крещение на территории Руси он ознакомился с традициями и обычаями ислама, иудаизма и католической веры. Он остановил свой выбор на православной христианской вере. В 988 году он принимает христианство и осуществляет крещение в начале в г.Киеве, затем в г.Новгороде. Крещение на Руси осуществлялось насильственным путем. Жители г.Киева и др. городов сопротивлялись, т.к. не хотели расставаться со своими богами – идолами. В частности, они не хотели расставаться со своим идолом – Перуном, который был главным в пантеоне богов и олицетворял бога молнии и грозы
Насколько я помню, 980 от РХ
988 г. Это точно.
В 988 году князем Владимиром было крещение Киевской Руси, в 1988 году при Горбачеве отмечали 1000 летие крещения Руси.
При женитьбе Владимира Красное Солнышко на Анне из Ватикана в 988году
Русь официально приняла христианство в 988 году в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева.
Русь христианство не принимала это реформа нерусского самозванца князя Владимира!! Геноцид славян!!
touch.otvet.mail.ru
Когда, как и почему появилось христианство на Руси?
Христианство начало проникать на Русь в конце X века. В 988 году князь Владимир объявил византийскую ветвь христианства государственной религией Киевской Руси. Ранее славянские племена, населявшие территорию древнего русского государства, были язычниками, обожествлявшими силы природы. К концу X века языческая религия, расчлененная на верования отдельных славянских племен и освящавшая племенную раздробленность, стала препятствовать укреплению централизованной власти киевского князя. Кроме того, росла необходимость сближать древнерусское государство с европейскими народами, с Византией, где господствовало христианство и с которой Киевская Русь пела оживленную торговлю. В этих условиях князь Владимир произвел «крещение Руси» и ввел христианство вместо языческой религии.
Капища и идолы предавались разрушению и уничтожению. Многие киевляне ке хотели принимать новую веру. Их насильно гнали к Днепру и на одной из окраин древнего Киева (ныне Крещатик). загоняли в воду, «как стала»,—замечает летописец. Греческие священники, приглашенные князем из Херсонеса, ходили по берегу и осеняли крестами согнанные в реку толпы народа. В Новгороде, как свидетельствует Иакимовская летопись, в ответ на ниспровержение языческих идолов народ поднял восстание. «Новгородский тысяцкий Угоняй,— рассказывается в летописи, — ездя всюду, кричал: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание».
Более двухсот лет после «официального» крещения Руси продолжалась борьба народа против введения христианства. В Муроме, например, христианская религия стала утверждаться только в самом конце XI века. Часто народ сурово расправлялся с ненавистными ему проповедниками новой веры. Например, был убит киевский монах Кукиш, проповедовавший христианство среди вятичей.
Упорное сопротивление народа новой религии было вызвано отнюдь не религиозным фанатизмом язычников, а тем, что христианство, в отличие от прежней религии бесклассового общества, насаждало и утверждало власть имущих. На смену былому равенству людей пришло классовое расслоение. Появилось государство, служившее орудием подавления угнетенных классов — крестьян и ремесленников.
В настоящее время в нашей стране имеются христианские религиозные организации всех направлений. Самой крупной является русская православная церковь, объединяющая верующих — православных, проживающих во всех областях и республиках страны. Большинство последователей католической церкви проживает в Литве, Латвии, западных областях Украины и Белоруссии.
Протестантизм больше всего распространен в Латвийской и Эстонской ССР (лютеране). В Закарпатье имеются общины реформистов. Кроме того, на территории нашей страны действуют и другие небольшие религиозные организации и секты различных христианских направлений.
Литература:
- Религия и церковь в истории России М. Мысль, 1975. Титов В. Православие. М., Политиздат. 1974.
reled.net
Как Русь на самом деле принимала христианство
Христианство до крещения
На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».
russian7.ru