Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание. Портрет михаила васильевича ломоносова
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание :: SYL.ru
Известный портрет Ломоносова был написан в 18 веке. В настоящее время данное изображение считается классическим: именно его можно увидеть в школьных учебниках, пособиях, общественных учреждениях. Это связано с тем, что оно наиболее достоверно передает особенности личности этого замечательного ученого. На картине он представлен в позе мыслителя. В его руке – перо, а перед ним лежит лист бумаги, что наглядно отражает особенности его деятельности.
Гравюра Э. Фессара
Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.
Работы Шубина
Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.
На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.
Парадное изображение
Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.
Гравюра М. Шрейера
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.
Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.
Особенности
Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.
Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.
Изменения
В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.
Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.
Картина неизвестного художника
Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.
Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.
Картина Л. Миропольского
Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.
Поскольку ее автор, Леонтий Семенович, был учеником знаменитого художника Левицкого, то картина написана в его стилистике. Акцент сделан на фигуру, вернее на лицо поэта, которое обращено вполоборота к зрителю. Свет падает на него, подчеркивая сосредоточенную мысль в чертах и задумчивый взгляд. Поза фигуры снова повторяет то положение, которое было заложено еще Фессаром. В заключение следует отметить, что почти все вышеперечисленные портреты Михаила Васильевича представляют его в официальном виде. Также в тех картинах, где он изображен в домашней обстановке, проглядывает некоторая официозность. Исключениями стали работы Шубина и упомянутый портрет неизвестного художника.
www.syl.ru
Живописный портрет М.В. Ломоносова — SurWiki
Материал из SurWiki
ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ– это не только внешнее изображение, внешнее сходство, это еще и духовный мир человека, который стремиться постичь художник в искусстве, выразить его наиболее полно, правдиво, глубоко .Каждый художник своего времени через искусство портрета дает представление о людях, которые аккумулируют в себе дух, культуру, историю того времени когда они жили.
На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) – сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой. Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание иных характеристик – социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др. Человек изображается на портрете во внешнем облике. Главное здесь – зеркало души, лицо, а в лице – выражение глаз. Взгляд устремлен вдаль или уходит вглубь души, он «проходит» сквозь зрителя. Существуют разновидности портрета: Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, в полный рост.
Некоторые разновидности портретов:
- Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
- Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.
- Детский, женский, мужской портреты.
- Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа.
- Интимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой. Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
- Костюмированный портрет - портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе".
- Парадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Портрет стал ведущим жанром в российской живописи XVIII века. Новым явлением в искусстве стала гравюра.
Еще при жизни личность М. В. Ломоносова была столь значительна, что крупные художники - его современники - не могли не запечатлеть образ великого помора. Знакомясь с жизнью Ломоносова , приходится сожалеть, что до нас не дошел хороший портрет ученого. Портреты и гравюры, которые обычно воспроизводятся, сделаны посмертно и являются копиями с одного и того же оригинала, написанного неизвестным художником. Сегодня известно о четырех прижизненных портретах «архангельского мужика» и более десятка, выполненных во второй половине XVIII века. Самые известные из них - живописный портрет работы Г. Г. Преннера, гравюры Э. Фессара и Х. Вортмана, бюст работы Ф. Шубина. Только бюст работы Шубина, лично знавшего Ломоносова, дает нам его живой и одухотворенный образ.
1792 году Шубин по памяти с увлечением лепит бюст М.В. Ломоносова для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев. В отличие от других, этот портрет прост , в нем нет никаких элементов парадности и официальности, что было так характерно для искусства XVIII. Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Гениальный русский ученый был ему близок не только как земляк, но и своей творческой вдохновенностью. Вглядываясь в облик Ломоносова понимаешь, что перед тобой человек живого ума, внутренней энергии и силы. Основательность, душевная и телесная сила, непреклонность — все эти качества Ломоносова переданы в портрете. Вопреки традиции, а портрет готовился для галереи античных героев, Шубин изобразил своего великого друга по-домашнему просто: без парика, со свободно распахнутым воротом рубашки. Кажется, Михаил Васильевич на минуту о чем-то задумался в этой непринужденной позе, с улыбкой, смягчающей его лицо и делающей его мягким, добрым, чуть грустным, чуть насмешливым.
Одним из первых портретов М.В. Ломоносова была гравюра, которую вполне можно отнести к парадным портретам. Портрет М. В. Ломоносова (1711—1765) был гравирован Х. А. Вортманом для собрания сочинений великого русского ученого. Портрет Ломоносова выполнен гравером Э. Фессаром с изменениями, внесенными в гравюру X. Вортманом по указанию Ломоносова. Официальная версия гласит, что на портрете был всего лишь заменен задний фон-вместо моря с кораблями появилась текольная фабрика Михаила Васильевича:"Пробные оттиски гравюры на меди, размером 14.5—18.5 см, были показаны Ломоносову 23 ноября 1757 г. Ломоносов изображен за столом, сочиняющим оду «Ея императорскому величеству». На столе лежат циркуль, транспортир, стоит глобус, на стенных полках размещена химическая, лабораторная посуда, здесь находятся также и книги. На заднем плане художник показал через окно море о двумя корабликами, над которым разразилась гроза, сверкает молния. Общая мысль автора портрета заключалась в том, чтобы показать Ломоносова в образе поэта — придворного одописпа. Увидев такой портрет с поэтическим пейзажем на заднем плане, Ломоносов заявил категорический протест против подобного своего изображения, которое могло бы только усилить разговоры окружавших его людей о том, что он превратился в придворного поэта. (Д.С.Бабкин. Образ Ломоносова в портретах XVIII в. Сб. «Ломоносов», т. I, М.—Л., 1940, стр. 302—317).
Это было далеко от правды: стихотворство было его утехой, а главные интересы его были сосредоточены на науке и на любимом детище его — устьрудицкой стеклянной фабрике. Даже при таких скудных изобразительных средствах художнику удалось передать силу и мощь ломоносовской натуры: устремленность пылкого взора, разворот головы и плеч. От гравюры остаются ощущения, что Ломоносов - человек очень крутого нрава, эмоциональный. Это подтверждается и воспоминаниями современников, говоривших, что у Михаила Васильевича был взрывной характер, порой не умел справиться со своими эмоциями, особенно ложь и несправедливость находили в нем яростного обличителя.
Лучшим изображением Ломоносова представляется гравюра М. Шрейера, выполненная по рисунку Х.Г. Шульце в конце XVIII века. Она совершенно не похожа на все предыдущие, отличается от обычных парадных портретов Ломоносова домашней одеждой и свободной позой, сохраняя при этом хорошо знакомое по другим портретам лицо.
В статье «Три портрета М. В. Ломоносова» Н. П. Анцифиров дал интересный разбор гравюры. Он обратил внимание на работы римских скульпторов, которые иногда заменяли головы наиболее ранних античных статуй портретными изображениями своих современников. С портретом Ломоносова на гравюре Шульце-Шрейера произошла метаморфоза. Задавшись вопросом, к какому телу подойдет голова русского гения, Шульце выбрал портрет французского поэта Жана-Батиста Руссо, популярного автора торжественных од и колких эпиграмм. Могучие плечи, свободная поза Руссо показались Шульце вполне созвучными образу русского титана. Использовав старую гравюру Шмидта, он заменил на ней изображение головы Руссо изображением головы Ломоносова. Гравированный Шрейером портрет - зеркальное изображение портрета Ж.-Б. Руссо, однако с заменой головы последнего на голову Ломоносова, которая, кстати сказать, взята с гравюры Вортмана 1758 года. Поза, одежда, аксессуары почти буквально совпадают. Но пола халата Ломоносова переброшена на колено правой ноги, барочная спинка кресла заменена округлой, на раскрытой книге изменена надпись - «Петр Первый». Домашняя одежда, свободная поза сделали гравюру очень популярной. А сам Ломоносов казался зрителю задумчивым и близким.
В. Ломоносов. Портрет работы Л.С. Ми р о п о л ь с к о г о . 1787 г.
Это парадный портрет великого ученого. Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает". "С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он драл за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть. Пожалуй, это можно прочесть в портрете. Живой и смелый ум во взоре ученого. Открытое лицо говорит о внутренней свободе, об отсутствии страха пред сильными мира всего. Он как богатырь, от него веет силой. Натура его сложная, противоречивая с годами только усугубится: как и в детстве, непослушным, нетерпеливым и вспыльчивым он останется и в зрелые годы. Он бывал в ссоре шумным и под горячую руку запросто мог и поколотить. Правда, был и в ссоре отходчивым и добрым. Однажды, обидно задетый кем-то из профессоров, он, сам академик, принародно покажет обидчику... кукиш.
Портрет написан неизвестным художником, это копия с прижизненного портрета предположительно художника Г. Преннера, выполненная, как предполагают, по заказу Д.И. Фонвизина; передан в Исторический музей в 1920 году М.Н. Ермоловой. Ломоносов одет в парадный, шитый золотом, красный кафтан с голубыми обшлагами и красный камзол с таким же шитьем. На переднем плане, у стола – “касса” – ящик с набором цветных смальт. Слева, через оконный проем, виден условный пейзаж Усть-Рудицы, где находилась фабрика цветного стекла Ломоносова. Вновь перед нами парадный портрет ученого, служителя науки. Многим знакомо парадное изображение гения русской науки - ученый восседает у столика и пишет, на столе циркуль, транспортир, треугольник. Облик круглолицего Ломоносова источает умиротворенность, созерцательную задумчивость. Но таков ли был этот человек по своей натуре и характеру? Характер Ломоносова в основных своих чертах сформировался к 15 - 17 годам. Он решителен, способен ставить перед собой выработанную длительными размышлениями цель и добиваться ее достижения. Он горд. Он испытывает душевное беспокойство и свойственный ему пламенный патриотизм,веру в "сияющую будущность" России.
Н. В. Гоголь). Он буквально кидался на борьбу с "неприятелями наук российских"; а все, кто, по его мнению, сопротивлялся или мешал распространению образования в стране, становились его личными врагами. Ломоносов не терпел никаких упреков в адрес отечественных исторических деятелей и тем более в адрес своего народа, даже если это противоречило истине.
surwiki.admsurgut.ru
картины, мозаики, памятники, литературные произведения, фильмы о Ломоносове.
Михаил Ломоносов придумал выражение «огнедышащие горы», был соавтором Екатерины Великой, переводил Гомера и изображал мозаикой Петра I. Поговорим о его месте в русской культуре.
Чем велик Ломоносов?
Леонид Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. Копия с работы Георга Каспара фон Преннера. 1787. МАЭ РАН
Николай Кисляков. Портрет М.В. Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Неизвестный художник. Портрет М.В. Ломоносова. Год неизвестен
Оставим физикам вспоминать закон Ломоносова — Лавуазье, а химикам — процесс получения медного купороса. А что сделал этот универсальный гений, наш Леонардо да Винчи, для русской культуры? Из гуманитарных наук Ломоносов интересовался литературой, историей, риторикой, историей, изобразительным искусством… Список выходит длинный. И не просто интересовался, а оставил в них глубокий след.
Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и он стал одним из его творцов. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Именно Ломоносов (вместе с Тредиаковским) окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, / Отраду старым подают» — то есть, если по-научному, осуществил силлабо-тоническую реформу, окончательно порвав с тонической системой стихосложения. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).
Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.
В общем, чем только этот неугомонный человек не занимался — еще и Московский университет основать успел! Но в 54 года умер от воспаления легких (его враг Сумароков прошипел по этому поводу: «Угомонился дурак и не будет более шуметь!») — а то сотворил бы еще многое и многое.
Что читать у Ломоносова?
Алексей Кившенко. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880
Петр Борель. Посещение М.В. Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в.
Иван Федоров. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. 1884
Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там — уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым. Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты».
Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).
Из любопытства можно посмотреть на другие переводы Ломоносова — например, фрагменты из «Илиады» Гомера. Нам, привыкшим к Гнедичу или Вересаеву, его высокопарный устарелый слог позволяет взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов.
Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,И ясные струи, и вина мне противны:Но если придешь ты, лилеи побелеют,И ясные струи, и вина будут сладки.
Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Поэтическим слогом Ломоносов пишет там о ходе планет и фазах луны. Можно найти у него и другие жемчужины, главное — не забывать побыстрее пролистывать весь тот официоз, за который польщенные монархи и сановники жаловали его деньгами и должностями — да, и в XVIII веке бывала «джинса».
Что слушать у Ломоносова?
Николай Томский, Лев Руднев. Памятник М.В. Ломоносову. 1953. Воробьевы горы, Москва
Иван Мартос. Памятник М.В. Ломоносову. 1829. Архангельск
Борис Петров, Эдуард Тяхт и др. Памятник М.В. Ломоносову. 1986. Санкт-Петербург
Некоторые его стихи — и светские, и духовные песнопения — уже в XVIII веке были положены на музыку, причем ноты этих сочинений сохранились до наших дней. Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Есть даже музыка к переводу легкомысленного Анакреонта. Его новая ритмическая организация текста силлабо-тоникой вдохновила композиторов на поиски непривычных для прежней русской музыки мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки.
Сочинитель музыки к этим старинным кантам неизвестен. Вряд ли композитором был сам Ломоносов — об этом кто-нибудь из современников бы упомянул.
Зато известно, что много писал на стихи Ломоносова итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I. Например, музыку для его стихов в историческом представлении «Начальное управление Олега» (либретто — самой императрицы Екатерины II), хоры на тексты «Альцесты» Еврипида в переводе Ломоносова, а также «На взятие Очакова».
Эти произведения входят в репертуар хранителей старинной музыки, например Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
Что смотреть у Ломоносова?
М.В. Ломоносов. Спас Нерукотворный. Мозаика. 1753. ГИМ
М.В. Ломоносов. Портрет Петра I. Мозаика. 1754. ГЭ
Мастерская М.В. Ломоносова. Бог Отец (Саваоф). 1756-1757. ГИМ
Из изобразительных искусств Ломоносов предпочитал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Мозаики его мастерской сохранились, и хотя они созданы по оригиналам других живописцев, в них заметна и авторская индивидуальность, связанная, впрочем, и с необычным материалом. Любопытно сравнить нелепые и косые произведения начального этапа со зрелыми работами — прогресс колоссален, а ведь их разделяет всего три-четыре года.
А вот Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова имеет к нему очень мало отношения. Фабрика расцвела силами его однокашника Дмитрия Виноградова, который сумел открыть секрет этой керамики. Ломоносов же возглавил фабрику после его смерти, но провел на этой должности меньше года.
Что смотреть про Ломоносова?
Борис Ливанов в роли Михаила Ломоносова в фильме «Михайло Ломоносов» (1955)
Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1955)
Виктор Степанов в роли Михаила Ломоносова в многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» (1984-1986)
В 1955 году вышел бодрый и красочный, как это было положено в сталинскую эру, фильм «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Иванова, заглавную роль в котором сыграл Борис Ливанов. В 1980 году Ярополк Лапшин снял биографическую ленту «Дым Отечества», где Ломоносова сыграл Михаил Зимин.
Очень подробен и масштабен сериал 1984 года «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Прошкина. Ломоносова в молодости там играет Игорь Волков, а в зрелые годы — Виктор Степанов. Кстати, Домогаров там исполнил роль поэта Сумарокова, а Олег Меньшиков — отца русского фарфора Дмитрия Виноградова.
www.culture.ru
Портрет Ломоносова: описание
Михаила Ломоносова давно нарекли хрестоматийной личностью. Каждый школьник с юных лет знает о выдающемся ученом или хотя бы о его существовании и узнает его облик на портрете.
Михаил Ломоносов: портрет ученого, сделанный по рисунку Шульце
В живописи XVIII века особым спросом пользовались картины с изображением людей. Во многом это было связано с потребностью людей оставить след в истории и передать потомкам информацию о том, как выглядели выдающиеся умы их времени. Такая личность, как выдающийся ученый, первопроходец во многих областях науки, энциклопедист, поэт и просто отличный человек с недюжинной физической силой не мог обойтись без внимания художников.
Портрет Ломоносова всем знаком с детства. Мало кто знает, что такое знакомое изображение ученого имеет несколько интерпретаций и порой очень трудно различить руку мастеров. Среди множества работ немалый интерес искусствоведов вызывает гравюрный портрет Ломоносова, написанный М. Шрейером по рисунку его коллеги и учителя Х. Шульце.
Композиция работы мало чем отличается от оной у Фессара, но при этом можно заметить, что Шрейер вносит ряд интересных деталей. Ученый не держит обе руки на столе, а сидит в открытой позе, обнажая свою грудь в по-домашнему неряшливо надетом кафтане. В одной руке Михаил Васильевич держит записи, а в другой перо. Его выражение лица выдает крайнюю задумчивость, но при этом можно уловить нотки энтузиазма во взгляде. Перед зрителем предстает портрет Ломоносова, который занят мыслительным процессом и при этом старается все тщательно зафиксировать на бумаге. Открытые перед ним книги лежат в рабочей небрежности.
Неожиданный факт о гравюре
Гравюра Шрейера, изображающая портрет Ломоносова, имеет одну особенность, над которой искусствоведы до сих пор ломают себе голову. Предполагается, что работа написана по рисунку Шульце, однако тот родился в 1749 году, что не увязывается с датой выполнения гравюры – конец XVIII века. При детальном рассмотрении картины можно заметить, что в открытой книге на переднем плане виднеется имя Петра I, а не Елизаветы, во времена которой жил Ломоносов. Общая композиция стилистически построена в духе барокко, хотя конец XVIII века считается периодом, когда в живописи господствовал классицизм. На основании этих несоответствий в искусствоведческом мире имеется предположение, что портрет Ломоносова руки Шрейера прошел несколько стадий своего развития, причем сам лично художник не контактировал с ученым. Изначально был создан портрет Михаила Васильевича, затем с него Шульце сделал рисунок. На последнем этапе Шрейер создал свою знаменитую гравюру по мотивам карандашного наброска своего учителя и коллеги.
Стилистические особенности гравюры
Упомянутый выше стиль барокко на картине, которому было не место в XVIII веке, объясняется художественным приемом, пришедшим к нам из времен Римской Империи. Поставив целью написать гравюру с изображением выдающегося ученого, Шульце, а за ним, естественно, и Шрейер нашли подходящий прототип картины, где был изображен Жан-Жак Руссо. И, взяв его за основу, «насадили» на тело мыслителя голову Ломоносова. Именно этим фактом объясняется стилистическое несоответствие в гравюре Шрейра с царящими в живописи канонами на конец XVIII века.
fb.ru
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)Михаил Васильевич Ломоносов оставил заметный след во всех областях культуры своего времени. Без упоминания о его опытах невозможна и история русского искусства. Здесь можно говорить именно об «опытах», поскольку работа Ломоносова в искусстве в самом деле носила характер смелого эксперимента, в ходе которого он ставил перед собой целый комплекс проблем и наряду с художественными — чисто научных и даже научно-производственных.
Все достижения Ломоносова в изобразительном искусстве связаны с особой технологической задачей — техникой мозаики, которую он пытался возродить на современной почве. Художествам Ломоносов специально никогда не обучался. Однако несомненно, что культура русского Севера, откуда он был родом, с ее высокоразвитой иконописью, народной скульптурой и архитектурой способствовала развитию его художественной восприимчивости. Знакомство с искусством европейским произошло у Ломоносова во время его заграничного путешествия. Тогда же он мог получить и непосредственные навыки рисунка. Однако Ломоносов не обнаруживал тяги к изобразительному искусству до тех пор, пока художественное не явилось ему в комплексе с научной проблемой, разрешение которой обещало новое средство к прославлению и утверждению отечества, о чем Ломоносов как культурный и просвещенный деятель своей страны более всего пекся. В 1746 году в Россию вернулся из путешествия граф М. И. Воронцов. Он привез с собой из Рима несколько образцов мозаики, которую производила в то время специальная мастерская в Ватикане, чьей главной задачей было копирование алтарных картин в соборе св. Петра. Мозаики ватиканской мастерской были выполнены из смальт (непрозрачных цветных стекол) многочисленных цветов и оттенков, достаточных для того, чтобы передать тонкие переходы масляной живописи. Знакомство с этими образцами побудило Ломоносова начать собственные опыты в области химии цветного стекла. В 1748 году он добился постройки химической лаборатории на Васильевском острове, где с увлечением занялся этой проблемой, которая в то время была не менее актуальна и окружена такой же атмосферой алхимической тайны, как и производство фарфора. Открытия, сделанные Ломоносовым в его лаборатории, уже к 1751 году создали широкие возможности для российской стеклянной промышленности. Технология Ломоносова позволяла открыть отечественное производство «цветной крупной посуды, галантерейных вещей и оконишных стекол», как писал он сам в поданном им правительству проекте стеклянной фабрики. Но главной задачей Ломоносова, ради которой он работал над увеличением разнообразия оттенков цветного стекла, было возрождение в России искусства мозаики. Какой смысл видел он в ней? Как человек своего времени Ломоносов считал возможным излагать свои производственно-экономические и научные выкладки не только в официальных бумагах, но и в поэзии. В 1752 году он публикует пространное, обоснованное «Письмо в пользу стекла ». В этом « письме » есть место, объясняющее и увлечение Ломоносова мозаикой: Искусство, коим был прославлен Апеллес И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от стекла приобрело велики, Доказывают то финифты, мозаики, Которы в век хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц, Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся. Иными словами, Ломоносов видел в мозаике средство придать живописи долговечность, что дало бы возможность увековечивать в изображениях героические деяния своего времени материалами, красочная яркость которых не утрачивается веками. Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х. Первыми опытами Ломоносова в мозаике были изображение Богоматери и маленькая иконка Нерукотворного Спаса. Есть основания считать, что в этих двух работах Ломоносов уже испробовал два возможных пути развития мозаики. «Богоматерь» не дошла до нас, но мы знаем о ней по записке Якоба Штелина «О мозаике», содержащей главнейшие сведения о судьбе этого искусства в России в XVIII веке. Вот что пишет Штелин: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать; начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики и первым удачно сложил из них образ Божьей Матери с несравненного оригинала Солимены». По ряду признаков мы можем судить, что в этой работе Ломоносов шел по пути, проложенному итальянцами. И дело даже не только в том, что в основе лежит итальянский оригинал. Дело в самом отношении к мозаике как репродукционной технике, воспроизводящей масляную живопись, для подражания которой смальта дробится на мельчайшие «кубики, призмочки и цилиндрики» и перестает ощущаться как самостоятельный материал. Косвенным подтверждением того, что Ломоносову удалось преуспеть именно на этом пути, является одобрительный отзыв об этой работе Штелина. Не так относился Штелин к тем произведениям, в которых начали проявляться качества, присущие собственно ломоносовскому стилю. К ним принадлежит Нерукотворный Спас (ныне в Государственном Историческом музее) — образок, сложенный из относительно крупных кусков смальты, которые не могли быть пригнаны друг к другу вплотную, как при мелком наборе, имитирующем масляную живопись. О наличии широких «швов» в собственноручных работах Ломоносова Штелин писал как о своем роде профессиональном несовершенстве. Но надо полагать, что Ломоносов с самого начала размышлял о мозаике не ради передачи в ней эффектов другого искусства, а как о самостоятельном средстве создания ярких и долговечных картин, рассчитанных на монументальное назначение и монументальное применение в архитектуре. Любопытно, что уже иконку Нерукотворного Спаса Ломоносов рекомендовал рассматривать с некоторого расстояния, как произведение монументального искусства. Такими же свойствами крупного декоративного набора, при котором смальта и подчиняется изобразительности, и сохраняет в полной мере свою материальную фактуру, обладает великолепный поясной портрет Петра I собственноручной работы Ломоносова (ныне в Гос. Эрмитаже). Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. В 1756 году молния повредила Петропавловский собор. В планы его реконструкции входило сооружение монумента над могилами Петра I и Екатерины I. Многие художники и архитекторы предлагали свои проекты, но к исполнению был принят совершенно небывалый проект Ломоносова. Он включал в себя и коренное переустройство интерьера, и драгоценное убранство самих гробниц, и целую серию мозаичных картин по стенам собора. Собирались представить в мозаике сражения, осаду крепостей, строительство Санкт- Петербурга... Единственное, что удалось осуществить из этого грандиозного замысла, — мозаика «Полтавская баталия», ныне находящаяся в Академии наук в Ленинграде. «Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764 В основе этой композиции лежит целый ряд изображений битвы при Полтаве, но главным образом картина П. Д. Мартена-младшего, однако все они послужили Ломоносову только отдаленным прообразом. По сравнению с ними изображение по-монументальному укрупнилось и упростилось. Появилось в нем и что-то лубочно-сказочное... В центре — сам Петр на вздыбленном коне с поднятым кверху клинком, за ним под русскими знаменами — его сподвижники: А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, М. М. Голицын. Все эти лица полны достоинства и спокойствия. Но они находятся в самой гуще боя! Сзади к Петру подкрадывается шведский офицер, которого решительным выстрелом наповал убивает Шереметев; под копытами коня — убитый воин; впереди Петра — «гранодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха яко бы негодуя, что так далече отваживается». А фоном этим фигурам служит широкая панорама боя, над которой поднимаются кудрявые завитки пушечного дыма. Мозаичная икона работы Ломоносова, которая до сер. XX века хранилась у ректора МГУ, и профессора прикладывались к ней по праздникам Судя по уже цитировавшейся здесь записке Штелина, замысел Ломоносова и его стиль не у всех находил понимание. Его художественные идеи в ученой среде подчас встречались «хохотом и оханьем». Но он упорно продолжал делать свое дело. Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж Во время работы над своей мозаикой он был избран почетным членом Академии художеств, на церемонии освящения которой произнес слова, в полной мере раскрывающие смысл его труда, каким он представлялся ему самому: «О коль великое удивление и удовольствие произвесть может Россия помощию художеств в любопытном свете, который едва уже не до отвращения духа чрез многие веки повторяет древние греческие и римские, по большей части баснотворные деяния. Украсятся домы Вашего Величества не чужих, но домашних дел изображениями, не наемными, но собственными рабов ваших руками. Коль сладко вкушение плодов собственного насаждения! Коль приятно удовольствие, устроенное своими трудами!» Е.КАНТОР Мозаика ломоносовской мастерской.Александр Невский. Анна Петровна Г.Г. Орлов Екатерина II Великий князь Пётр Фёдорович
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича: описание :: ashanet.ru
Известный портрет Ломоносова был написан в 18 веке. В настоящее время данное изображение считается классическим: именно его можно увидеть в школьных учебниках, пособиях, общественных учреждениях. Это связано с тем, что оно наиболее достоверно передает особенности личности этого замечательного ученого. На картине он представлен в позе мыслителя. В его руке – перо, а перед ним лежит лист бумаги, что наглядно отражает особенности его деятельности.
Гравюра Э. Фессара
Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.
Работы Шубина
Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.
На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.
Парадное изображение
Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.
Гравюра М. Шрейера
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.
Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.
Особенности
Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.
Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.
Изменения
В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.
Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.
Картина неизвестного художника
Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.
Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.
Картина Л. Миропольского
Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.
Поскольку ее автор, Леонтий Семенович, был учеником знаменитого художника Левицкого, то картина написана в его стилистике. Акцент сделан на фигуру, вернее на лицо поэта, которое обращено вполоборота к зрителю. Свет падает на него, подчеркивая сосредоточенную мысль в чертах и задумчивый взгляд. Поза фигуры снова повторяет то положение, которое было заложено еще Фессаром. В заключение следует отметить, что почти все вышеперечисленные портреты Михаила Васильевича представляют его в официальном виде. Также в тех картинах, где он изображен в домашней обстановке, проглядывает некоторая официозность. Исключениями стали работы Шубина и упомянутый портрет неизвестного художника.
ashanet.ru