В каком году княгиня ольга приняла крещение: Крещение княгини Ольги в Константинополе

Крещение Ольги. Она первой из русских «вошла в Царствие Небесное»

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», — написано о княгине Ольге в «Повести временных лет.

Где родилась и к какой семье принадлежала святая равноапостольная княгиня Ольга, нам неизвестно. В «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в жены князю Игорю. Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода. Другие видят в ней дочь князя Олега, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.

В пользу того, что княгиня была не славянкой, а родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя — Хельга (или Эльга), русский вариант которого — Ольга — она приняла якобы из уважения к князю Олегу.

Предание рассказывает, что воспитывалась Ольга в языческой вере, но от природы была «целомудренна и премудра».

Игорь, сын Рюрика, княживший в Киеве, охотился в Псковских пределах. Как-то раз ему понадобилось переправиться через реку Великую. Князь заметил юношу, который плыл по реке на челноке, и попросил перевезти его. За молодого гребца Игорь принял Ольгу. Девушка была стройна и красива, и «сердце князя воспламенилось». Ольга угадала помыслы князя и устыдила его, напомнив, что князь должен показывать своим подданным пример благочестивого поведения. 

Князя удивила мудрость и смелость простой девушки. Вернувшись в Киев, Игорь понял, что полюбил Ольгу, а потому велел привезти ее из Пскова и взял себе в жены. Как замечает автор «Жития» святой Ольги, она «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г. ), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что Ольга имела определенный политический авторитет и до смерти мужа.

Когда Игоря убили древляне, государством стала править Ольга. Можно сказать, она была регентом при малолетнем сыне Святославе.
Княгиня отказалась выходить замуж во второй раз, прожив остаток дней в чистом вдовстве.

Известен рассказ о неудачном сватовстве древлянского князя Мала. Первых послов от князя Ольга повелела принести в ладье, бросить в глубокую яму и засыпать живьем. Других приказала заживо спалить в бане.

На тризне (поминальной трапезе) на кургане Игоря по ее приказу древлян напоили хмельным медом и порубили их.

Потом Ольга вернулась в Киев, собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань — по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора.

Люди обрадовались этому и отправили птиц княгине, а она велела привязать к каждой из них тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи вернулись в свои гнезда. От трута загорелись сеновалы, сени, крыши домов… Не было двора, где бы ни начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а Искоростень сгорел дотла.

Так Ольга отомстила древлянам за смерть мужа.  

После этого дела Ольги носили в основном мирный характер. На всей подвластной ей земле она установила точные размеры и сроки сбора дани. Власть старейшин на местах постепенно заменялась управлением княжеских тиунов. Так начался процесс централизации Русского государства. Реформы, проведенные Ольгой, высоко оценил Н.М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

На месте впадения реки Псковы в Великую Ольга основала город Псков. Ей было явлено чудное видение: три ярких луча воссияли посреди бора. Мудрая Ольга поняла, что здесь будет построена церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы.

Уладив внутренние дела государства, Ольга занялась внешней политикой. Она не вела крупных войн и большое значение уделяла дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.

Когда Святослав повзрослел, Ольга предоставила ему возможность управлять Русским государством, а сама обратилась к познанию истины. Можно предположить, что родная языческая религия была знакома княгине до тонкостей, однако с помощью нее можно было разрешить далеко не все интересовавшие княгиню вопросы. Мудрую Ольгу не могло не заинтересовать новое для Руси христианство.

Хотя в «Повести временных лет» говорится о том, что Ольга «первая из русских вошла в царство небесное», на самом деле христианство стало распространяться на Русской земле еще за полвека до начала правления княгини. Просто крестились очень немногие люди.

Кто был наставником правительницы в делах веры, точно сказать нельзя. Возможно, им стал священник Григорий, который, как сообщается в летописи, сопровождал княгиню в Константинополь. Может быть, именно он посоветовал Ольге отправиться в Византию, чтобы лучше узнать христианство и, если она пожелает, креститься.

Снарядив большой флот и собрав ценные дары, Ольга отправилась в Царьград. Русскую княгиню с почетом встретили император Константин Багрянородный и патриарх. Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж. В то время княгине было около 60 лет.

Отказаться было нельзя — это могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Ольга решилась на хитрость. Перед свадьбой она попросила окрестить ее (ведь христианский император не мог взять в жены язычницу), причем крестным отцом был выбран сам Константин.

Когда после таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, если это запрещено законом? Вопрос о браке был решен. Остается только догадываться, как мог император упустить из поля зрения этот важный догматический момент.

В крещении Ольге было дано имя Елена в честь матери Константина Великого. В вопросах веры княгиню наставлял сам патриарх.
«Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», — сказал ей владыка. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».
Когда Ольга вернулась в Киев, византийский император отправил к ней послов, поскольку по возвращении княгиня обещала прислать ему меха и драгоценности. Однако передать дары через послов Ольга отказалась, ответив, что передаст государю воинов, воск и меха только в том случае, если он согласится погостить в ее родной стране.

Послы Константина вернулись домой ни с чем.

Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял православие, но и окрестил Русь.

После того как Ольга приняла православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» — непосредственной наследницы этого великого духовного центра.

По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.

Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.

Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.

Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

Ольга Богданова

Текст предоставлен интернет-изданием  «Татьянин день»

Все справки>>

Когда и как крестилась княгиня Ольга

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Крещение Ольги по летописи — 955 год. — 957 год. — Современная дата: до 946 года. — Западные источники.

-Крещение при Романе I около 920 года. — Косвенные доказательства. — Как крестилась княгиня Ольга. — Несостоявшийся поход Руси 921 года. -Дата крещения Ольги и дата основания Пскова. — Время крещения Ольги по Иакову Мниху. — Другие известия. — Гробница Ольги в Киеве — святые чудотворные мощи. — Портрет Ольги на фреске Софии Киевской начала XI века.

Вопросы, связанные со временем и обстоятельствами крещения княгини Ольги всегда вызывали большой интерес. У истоков этого круга проблем стоял летописец,

который датировал поездку княгини Ольги в Константинополь 955 годом и сообщил о том, что именно во время этой поездки Ольга приняла христианство и при этом «переклюкала», то есть, переумничала византийского императора, который предложил ей выйти за него замуж. По летописцу выходило так, что княгиня Ольга, чтобы избавиться от императорских претензий, собственно, и крестилась, избрав при этом крёстным отцом самого императора, который на это согласился. После момента крещения Ольга заявила, что по христианским канонам крёстный отец не может жениться на крёстной дочери, так что сам император признал, что Ольга его перехитрила. И это летописное сообщение так бы и осталось красивой легендой, если бы в дальнейшем известным историком -византиевистом Г.Г. Литавриным не было доказано, что описанное византийским императором Константином Багрянородным и хорошо известное в науке посещение Ольгой Константинополя относится не к 957 году, как считали ранее, а к сентябрю — октябрю 946 года. При этом замечено, что во время посещения императорского дворца она побывала во внутренних покоях императрицы Елены, куда язычников ни под каким предлогом пустить не могли. Кроме того, в свите Ольги был священник Григорий, который, вопреки тому, как предполагали ранее, переводчиком не был, а исполнял свои прямые функции священника. В свите Ольги и без того были три переводчика. Поэтому О.М. Рапов, историк, приводящий вышеописанные соображения, совершенно справедливо считает, что присутствие в посольстве Ольги христианского священнослужителя — это верный признак того, что она уже приняла христианство. Кстати, и Константин Багрянородный никак не отметил крещение Ольги в годы его правления. А византийцы, как известно, не упускали случая подробно описывать события такого рода. Так вот, в связи с этим вновь возникает вопрос: а когда же крес-

тилась княгиня Ольга? Часть ответа на этот вопрос содержится в немецкой хронике Продолжателя Регинона, составителем которой, как было доказано, являлся Адальберт, современник Ольги, бывший также в 961 — 962 годах русским епископом, посланным в Киевскую Русь немецким королём Оттоном I. Следовательно, этот человек, как никто другой, хорошо знал и время, и обстоятельства принятия Ольгой христианства. Однако, этой хронике в русском переводе не повезло. Вот этот перевод: 959 г. «Пришли к королю (Оттону I), — как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы ругов (русов), которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили для сего народа епископа и священников».

А вот сам латинский текст хроники, чтобы любой желающий мог меня проверить: «Legati Helenae, reginae Rugorum, quae sub Romano Imperatore Constantinopoli-tano baptizata est, ficte, it post claruit, ad regem venientes, episcopum et presbyteros eidem genti petebant».

В центре внимания: Крест Святой Ольги

  • 20 июля 2018 г. 13:43
  • Опубликовано Gallery Byzantium

Навеянный древними символами и рисунками, Крест св. Ольги Галереи Византий представляет собой оригинальный дизайн конца 20-го века. Крест имеет центральный выгравированный крест, освещенный солнцем, с буквами «IX IC». На оборотной стороне славянская фраза «спаси и сохрани», что означает «спаси и защити».

….

Солнце, находящееся на вершине креста, является символом, широко встречающимся во всем христианстве. В то время как солнце буквально освещает землю, солнце в христианстве представляет Иисуса как «свет» и «Солнце праведности». Как солнце, он свет, который направляет и просвещает. В английском языке эту связь между Христом и солнцем можно рассматривать как своего рода игру слов — «сын» Бога и «солнце» на небе.

Также известен как «Восточный православный крест», «Св. Андреевский крест», или «Русский крест», центральный крест в нашем кресте св. Ольги часто встречается в славянской религиозной символике. Первоначально это был византийский крест, позже принятый Русской православной церковью. Самая верхняя рука представляет собой надпись над распятой головой Христа — обычно славянский перевод «Царь Славы».

Центральный рычаг, к которому были пригвождены Его руки, часто сопровождается надписью «IX IC», которую можно увидеть на нашем кресте св. Ольги. Это представляет «первую и последнюю буквы имени Христа на греческом языке» (Иисус — «IHCOYC» — и Христос — «XPICTOC»).

Нижний рычаг (или подножка) может изображаться наклонным или прямым. Предание учит, что когда апостол Андрей проповедовал на юге России, он возложил рядом с собой крест с тремя перекладинами в натуральную величину. Объясняя Страшный суд, он наклонил подножку, чтобы обозначить, что те, кто справа от Христа, поднимутся на небеса, а те, кто слева, сойдут в ад.


Фото с https://orthodoxwiki.org/Olga_of_Kiev

Наследие св. Русь (в которую сегодня входят части России, Украины, Белоруссии и Польши).

Хотя ее происхождение неизвестно, считается, что она родилась в Пскове около 890 г.  «Около 903 г. вышла замуж за князя Игоря I, сына основателя Руси Рюрика». Об их совместной жизни известно немногое. Князь Игорь был убит в 945 году, и Ольга стала регентом их сына Святослава, пока он не достиг совершеннолетия. Это сделало ее первой (зарегистрированной) женщиной-правителем России.

Ольга была сильной и эффективной правительницей. «Летопись полна сведений о непрестанных ее «хождениях» по Русской земле с целью благоденствия и улучшения гражданского и домашнего быта ее подданных».  Это был визит в Константинополь в 957, что действительно укрепило ее наследие.

Фото с https://depositphotos.com/4599658/stock-photo-saint-olga.html

В Константинополе Ольга познакомилась с учением христианства и приняла крещение. Она посетила императора Константина VII, который, восхищаясь ее внешностью, умом и трудолюбием, искал ее руки в браке. Ольга сказала отложить предложение, мотивируя это тем, что сначала она хочет креститься. Константин выступил ее крестным отцом. Когда он снова сделал предложение после крещения, сообразительная Ольга (все еще преданная своему умершему мужу) сослалась на то, что, поскольку теперь она была его дочерью в крещении, было бы нечестиво принять его в мужья.

Во время крещения Ольге было дано имя «Елена» в честь святой Елены , первооткрывательницы Истинного Креста.

«В назидательном слове, произнесенном в заключение чина, Патриарх сказал: «Благословенна ты среди женщин русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Да благословит вас русский народ во всех грядущих поколениях, от внука и правнука до самых дальних потомков».

По возвращении домой святой Ольге не удалось обратить ни сына, ни других в христианство. Однако она вдохновила своего внука Владимира стать православным христианином. Взойдя на престол, он «[…] повел жителей Киева и Руси следовать за ним в Крещение Руси».

Святая Ольга скончалась 11 июля, в этот день теперь отмечается ее праздник. Неудивительно, что она является покровительницей вдов (за преданность Игорю после его смерти) и новообращенных.


Источники
Православные церковные символы – http://stmichaeljermyn.org/files/CHURCH%20SCHOOL/OrthodoxSymbols.pdf

Христианские символы веры – http://www.jamesavery.com/content.jsp?pageName=Religious -Значения символов#DescendingDove
Православный символизм — http://www.antiochianarch.org.au/OrthodoxSymbolism.aspx
Христианский символ: IC XC NIKA — https://www.preachingsymbols.com/ic-xc-nika.html
Ольга Киевская — https ://orthodoxwiki.org/Olga_of_Kiev
Святая Ольга Княгиня Российская, в Святом Крещении именуемая Еленой – https://oca.org/saints/lives/2019/07/11/102003-st-olga-the-princess -оф-россия-в-святом-крещении-называется-елена
Святая Ольга – https://www. britannica.com/biography/Святая-Ольга

Теги: Древняя история, Христианский крест, христианские символы, Крест, История, В центре внимания, Ювелирные изделия, Июль 2018, Православный крест, Православные жития святых, Святая Ольга, символы веры

Категория: Без категории

Святая Ольга Киевская, молись за Украину!| Национальный католический реестр

После жизни в поисках мести своим врагам Ольга крестилась и стала покровительницей вдов и новообращенных.

До недавнего времени я никогда не слышал об Ольге Киевской. Она малоизвестна в западном мире, но более широко прославляется в восточно-православной и восточно-католической церквях, где ее почитают как святую под эпитетом «Равноапостольная». Но сейчас, когда народ Украины борется с яростными атаками России, кажется уместным призвать на помощь мужественного святого.

Ольга до своего обращения

Родившаяся в семье викингов на восточнославянской территории Киевской Руси на рубеже 10-го века, Ольга была молодой матерью, когда ее муж, князь Игорь Киевский, был схвачен и жестоко убит. соседним племенем, древлянами. Согласно византийскому греческому историку Льву Диакону, убийство князя Игоря было особенно ужасным: два крепких дерева тянули друг к другу, и Игорь был привязан между ними; затем стволы были отпущены, отчего они отлетели назад и разорвали тело Игоря. Великой княгине Ольге, скорее всего, было еще около 20 лет, и смерть мужа оставила ее одну на воспитание трехлетнего сына Святослава.

Вождь древлян, князь Мал, видимо, воодушевился пленением и последующим убийством князя Игоря. Согласно Первичной летописи , рукописи XI века, написанной христианскими монахами Украины, древляне отправили ко двору Ольги группу послов, призывая ее выйти замуж за князя Мала и таким образом соединить их два царства.

Вместо того, чтобы сразу отклонить их просьбу, Ольга попросила их вернуться на следующий день. — Ваше предложение мне приятно, — сказала она. «Воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайтесь к своей лодке и оставайтесь там. … Я пошлю за вами завтра.

Но тут история делает крутой поворот: Пока их не было, Ольга вырыла траншею. Когда на следующий день древляне вернулись, Ольга приказала своим людям поднять древлянскую делегацию и их лодку и нести их на параде. Мужчины были удивлены, когда вместо чествования их и их лодку отнесли в новую траншею, бросили в землю и заживо похоронили.

Затем, прежде чем новости о расстрелах достигли родины древлян, Ольга послала за второй группой древлян. По прибытии Ольга приказала своим людям приготовить для них ванну. Ожидая праздничного приема, древлянская делегация вошла в баню, но тут Ольга приказала запереть двери, и здание было подожжено. Все погибли в огне.

Все еще ища возмездия за смерть своего мужа, Ольга затем отправилась на место казни своего мужа, якобы чтобы провести «поминки» в его честь. Древляне присоединились к пиршеству, и когда они были пьяны и выведены из строя, Ольга приказала своим людям убить их.

Наконец, Ольга нашла еще один способ наказать древлян за их жестокое убийство. Она приказала своим воинам осадить лагерь древлян в Искоростене, современном украинском городе Коростень, на реке Уж. Она предложила мир, в обмен на который каждый дом должен отдать ей трех голубей и трех воробьев из своего дома. Как только птицы оказались в ее распоряжении, Ольга приказала своим людям привязать ткань, смоченную в серной кислоте, к каждой из птичьих ног. С наступлением вечера птицы улетели обратно в свои гнезда, и сера подожгла все дома одновременно, спалив весь город. Всякий, кто бежал из горящего города, попадал в плен к воинам Ольги и уничтожался или брался в рабство.

 

Обращение Ольги в христианскую веру

Первичная летопись описывает окончательное обращение Ольги в христианство в 950-х годах и ее крещение в Константинополе византийским императором Константином VII. Наставлял ее в вере Константинопольский Патриарх, согласно Первой летописи ,

. … Он научил ее учению Церкви, научил ее молитве и посту, милостыне и сохранению целомудрия. Она склонила голову и, как губка, впитывающая воду, жадно впитывала его учения.

Ольга приняла в крещении имя Елена, в честь древней Императрицы, матери Константина Великого. По возвращении в Киев она безуспешно пыталась обратить в веру сына Святослава; но он отверг ее, опасаясь, что его соотечественники в языческом обществе осмеют его. Однако Святослав согласился, что не будет преследовать христиан в своем царстве. Хотя Ольге не удалось обратить свою страну в христианскую веру, она возвела храмы в Киеве и других городах Украины.

Хотя Ольге не удалось обратить свою землю в христианство, ее внук Владимир (Владимир) Великий принял веру и официально принял христианство в 988 году. Именно Владимир расширил царство до того, что сейчас считается первым русским княжеством ( которую Владимир Путин считает предтечей имперского Российского государства).

Святая Ольга почитается вместе со Святым Архангелом Михаилом, покровителем современного Киева.