Содержание
«Образование СССР было восстановлением Российской империи»
Сегодня состоялся организованный Центром социально-экономических исследований Абхазии видеомост «Сухум – Москва» из цикла круглых столов «К 100-летию образования СССР (история, экономика и культура Абхазии)».
Выступивший первым руководитель ЦСЭИ Олег Дамениа, в частности, сказал:
«Сто лет назад, 30 декабря 1922 года, была принята декларация об образовании СССР. И для нас это важно, поскольку Абхазия непосредственно участвовала в образовании нового государства. И дело не в том просто, что там стоит подпись представителя Абхазии, важен сам факт участия маленькой Абхазии в формировании такого большого евразийского государства… Она (Абхазия) добилась за двадцатые годы таких перемен! После всего того, что было в девятнадцатом веке, начале двадцатого века, абхазы в двадцатые годы делают такой рывок, равного которому трудно себе представить».
Embed
share
«Образование СССР было восстановлением Российской империи»
by Эхо Кавказа
No media source currently available
0:00
0:05:51
0:00
Известный абхазский историк Станислав Лакоба подробно остановился на деталях той исторической ситуации, когда представитель Абхазии поставил подпись под важнейшим документом – об образовании СССР. Он считает, что состоявшаяся в начале 1921 года поездка группы абхазских большевиков в Турцию и их негласные переговоры с тогдашними турецкими руководителями привели, среди прочего, к негласному соглашению: батумскую область Турция оставляет Грузии, а Абхазии предоставляется больше самостоятельности. Вот несколько фрагментов из выступления Станислава Лакоба:
Читайте также
Столетие советизации, или Как Абхазия стала республикой
«Уже на первом съезде Советов Абхазии в 1922 году был заключен союзный договор между ССР Абхазия и ССР Грузия. Он назывался финансово-экономический, политический и военный союз. В дальнейшем это все было закреплено в других документах, актах. И постольку поскольку мы говорим о создании Советского Союза, здесь необходимо вспомнить еще и такой момент, как Закавказская Федерация. Закавказская Федеративная Советская Социалистическая Республика. Мы знаем, что эта федерация была создана 13 декабря 1922 года. Ефрем Эшба и его сторонники настаивали на том, чтобы в Закавказскую Федерацию Абхазия вошла на равных с Грузией, Арменией и Азербайджаном как четвертая республика. Но этого, как мы знаем, не произошло в дальнейшем. Советский Союз тогда образовали четыре республики: это Российская Федерация, Белорусская, Украинская республики и ЗФССР. Это был такой весьма сложный процесс. И, как здесь уже говорилось, Николай Акиртава, в принципе, как представитель Абхазии, подписывает договор от 30 декабря 1922 года. Это очень важный факт. Но нужно тут отметить и другое. Грузия и Абхазия как бы присутствовали там в виде подписей своих представителей, но они не были самостоятельными субъектами в образовании СССР… В Конституции СССР 1924 года вдруг в первой статье – примечание. Отмечено, что в составе Грузинской ССР – Аджарская и Абхазская автономии. Что интересно, не сказано: «Аджарская АССР, Абхазская АССР». Почему? Потому что тогда Абхазской АССР не было. Они этот момент упустили. Более того, алфавитный прядок был нарушен, сперва надо было Абхазскую упомянуть, потом Аджарскую. Но этого тоже не произошло. Просто в качестве автономий надо было их представить. Но этого не было, потому что мы знаем: по договору 1922 года и в Конституции Грузии 1922 года прямо говорилось, что Абхазия – это Советская Социалистическая Республика и объединилась с Грузией на основе особого союзного договора».
Читайте также
Абхазия эпохи «трех Конституций»
Доктор экономических наук, член-корреспондент Российской Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Касатонов поделился взглядом из Москвы на происходившие тогда процессы:
«Образование Советского Союза в декабре 1922 года было, будем так говорить, восстановлением разрушенной в течение нескольких лет Российской империи. Безусловно, Российская империя представляла собой не только некое политическое пространство. Это было еще и экономическое пространство. И, соответственно, были разорваны многие экономические, торговые и производственные связи. Это, конечно, не главное, но тем не менее разруха, о которой мы знаем, в начале двадцатых годов – это отчасти результат вот этого разрушения единого экономического организма Российской империи».
В заключение участники беседы обменялись мыслями на тему «Распад СССР и Абхазия». Станислав Лакоба напомнил, что Владислав Ардзинба с группой единомышленников разрабатывал в Верховном Совете СССР проект, по которому автономные республики уравнивались с правами с союзными, но противодействие этому проекту было слишком велико…
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Подписывайтесь на нас в соцсетях
- Telegram
- Youtube
Виталий Шария
В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.
В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».
С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».
Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.
К 100-летию СССР. И.И. Никитчук о ленинском вкладе в образование Советского Союза
И.И. Никитчук, Председатель ЦС РУСО, д.т.н.
2022-04-20 12:41
Никитчук Иван Игнатьевич
Первая мировая война, а за тем последовавшая и Гражданская привели не только к экономической разрухе, но и, по сути, к развалу Российского государства, к образованию псевдогосударств на отдельных территориях бывшей империи. Перед Советской властью встала задача восстановить территориальную целостность государства, но уже в рамках новой государственной формы. Без этого было немыслимым решение еще двух задач:
— отстоять независимость молодой Советской республики в условиях враждебного окружения;
— ускоренно восстановить разрушенную экономику страны.
Путь поиска новой государственной формы советского многонационального государства был сложным и трудным. Огромные усилия были приложены именно Лениным, чтобы этот путь завершился успехом.
Еще в 1920 г. в наброске тезисов по национальному вопросу для II конгресса Коммунистического Интернационала В.И. Ленин раскрыл значение советской федерации как государственной формы и теоретически обосновал необходимость более тесного сплочения советских республик в единый государственный союз.
В.И. Ленин в этом наброске писал: «Признавая федерацию переходной формой к полному единству, необходимо стремиться к более и более тесному федеративному союзу, имея в виду, во-первых, невозможность отстоять существование советских республик, окруженных несравненно более могущественными в военном отношении империалистскими державами всего мира, без теснейшего союза советских республик; во-вторых, необходимость тесного экономического союза советских республик, без чего неосуществимо восстановление разрушенных империализмом производительных сил и обеспечение благосостояния трудящихся; в-третьих, тенденцию к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция вполне явственно обнаружена уже при капитализме и безусловно подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме».
Исходя из этих ленинских указаний, X съезд РКП(б) в резолюции по докладу И.В. Сталина «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» указал путь дальнейшего государственного строительства советского многонационального государства. Опираясь на опыт всей предшествующей борьбы за упрочение советского строя, съезд отметил, что советские республики могут отстоять свое существование и победить соединенные силы империализма, лишь объединившись в тесный государственный союз, или они вовсе не победят. Федерация советских республик, говорилось в резолюции съезда, может быть общей формой их государственного союза; непременным условием такой федерации должно быть доверие и добровольное согласие входящих в нее республик. X съезд РКП(б) решительно осудил уклоны как в сторону великодержавного шовинизма, так и в сторону местного национализма. Борьба против этих уклонов имела важнейшее значение для последовательного проведения ленинской национальной политики и создания государственного союза советских республик.
Необходимость объединения советских республик в единый государственный союз отвечала жизненным интересам всех советских народов. Прежние формы связи между советскими республиками в новой обстановке были недостаточны. Союзные рабоче-крестьянские договоры, заключенные в 1920-1921 гг. между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Украинской ССР, Белорусской ССР и другими советскими республиками, были лишь первым шагом к объединению. Система объединенных народных комиссариатов, созданная на основе этих договоров, фактически сводилась к тому, что деятельность некоторых народных комиссариатов РСФСР распространялась на другие советские республики. Национальные советские республики не имели оформленного представительства в наркоматах РСФСР.
Надо было перейти от союзных договоров, недостаточно ясно и полно определявших взаимоотношения советских республик, к таким государственным формам связи между ними, которые охватывали бы все многообразие взаимных отношений советских республик.
К середине 1922 г. во всех советских республиках идея установления более тесных государственных связей полностью созрела. Однако сами формы этих связей были выработаны не сразу. Многие вопросы в области строительства союзного многонационального государства были еще неясны, поэтому естественно, что и решение их представлялось возможным различными путями.
Многие считали, что наиболее целесообразной формой дальнейшего сближения народов может быть вступление уже сложившихся УССР, БССР и Закавказской Федерации в состав РСФСР на правах автономных республик.
Высказывались и другие взгляды. Некоторые грузинские, башкирские и татарские работники предлагали ликвидировать существующие федеральные образования и создать союз республик, в который все республики, в том числе автономные, входили бы как союзные.
Вносились предложения о создании союза советских республик как конфедеративного государства.
Эта разноголосица обусловливалась прежде всего отсутствием достаточного опыта в этом деле. Вместе с тем этой разнобой взглядов использовался и теми, кто мечтал о величии империи, так называемыми великорусскими великодержавными шовинисты, и местными националистами. Великодержавные шовинисты стремились добиться образования единой, неделимой России, а местные националисты, прикрываясь разговорами о равноправии республик, хотели не допустить союз советских народов.
Выработка основ объединения советских республик в единое многонациональное социалистическое государство проходила в борьбе именно этих двух уклонов.
10 августа 1922 г. политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании комиссии из представителей ЦК РКП(б), ЦК коммунистических партий Азербайджана, Армении, Бухары, Белоруссии, Грузии, Дальневосточной республики, Украины и Хорезма для разработки вопроса о дальнейших взаимоотношениях независимых советских республик. Первоначальный проект тезисов комиссии об объединении составил И.В. Сталин. Они предусматривали включение независимых советских республик в состав РСФСР, кроме Бухары, Хорезма и ДВР. Вопрос по этим республикам оставался открытым. Сталинские тезисы получили название тезисов об «автономизации». Они обсуждались в центральных партийных органах договаривающихся республик и затем в комиссии ЦК РКП(б). 23-24 сентября тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б). Резолюция комиссии гласила: «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договора с ними по таможенному делу, внешней торговле и иностранным и военным делам и пр.».
Следовательно, комиссия ЦК РКП(б) в основу своей резолюции об объединении положила сталинскую идею «автономизации».
Согласно проекту, предполагалось заключить союзный договор, по которому центральные органы РСФСР в важнейших вопросах хозяйственной и политической жизни действовали бы как общефедеральные органы, постановления ЦИК РСФСР признавались бы обязательными для центральных учреждений объединяющихся республик; ЦИК по своему составу становился общефедеральным органом, в него вводились представители объединяющихся республик. Таким образом, по мнению комиссии, следовало закрепить и расширить в рамках РСФСР уже имеющиеся на то время связи между республиками.
Тезисы об «автономизации» обсуждались в центральных партийных органах советских республик. Единодушия не было. 15 сентября 1922 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Грузии принял резолюцию, в которой говорилось: «…предлагаемое на основании тезисов тов. Сталина объединение в форме автономизации независимых республик считать преждевременным. Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости». Против этой резолюции голосовали присутствовавшие на заседании ЦК Грузии С.М. Киров и Г.К. Орджоникидзе.
В противовес ЦК КП Грузии центральные комитеты коммунистических партий Армении и Азербайджана поддержали тезисы об «автономизации». В решении президиума ЦК КП Азербайджана от 11 сентября 1922 г. представителю Азербайджана в комиссии ЦК РКП(б), выезжавшему в Москву, говорилось: «Признать необходимым в настоящий момент немедленное вхождение Азербайджана в общероссийскую федерацию на началах широкой автономии». 16 сентября президиум Закавказского краевого комитета РКП(б), во главе которого стоял Г.К. Орджоникидзе, одобрил план объединения независимых советских республик на основе «автономизации».
3 октября 1922 г. политбюро ЦК КПУ(б) приняло резолюцию об объединении, ряд пунктов которой был облечен в уклончивую и недостаточно определенную форму. Высказываясь за объединение, политбюро ЦК КПУ(б)подчеркивало, что «тактическое централизованное руководство независимыми республиками может быть вполне достигнуто соответствующими директивами по партийной линии».
Такое смешение функций партийных и советских органов не соответствовало задачам укрепления Советского государства. В.И. Ленин в письме к В. М. Молотову 23 марта 1922 г. о плане политического доклада XI съезду РКП(б) обратил особое внимание на необходимость разграничения функций органов партии и Советской власти. Он писал: «Наконец, необходимо разграничить гораздо точнее функции партии (и Цека ее) и Соввласти; повысить ответственность и самостоятельность совработников и совучреждений, а за партией оставить общее руководство работой всех госорганов вместе, без теперешнего слишком частого, нерегулярного, часто мелкого вмешательства». Это предложение В.И. Ленина было принято XI съездом РКП(б).
Ленин внимательно следил за подготовительной работой, в том числе и комиссии ЦК партии, несмотря на то что был тогда уже серьезно болен. Ленин был в курсе имеющихся разногласий, выливающихся даже в рукоприкладство при дискуссиях, что случилось в ходе дискуссии Орджоникидзе с членами ЦК Компартии Грузии, которые ратовали за самостоятельность Грузии.
27 сентября 1922 г. состоялась длительная беседа В.И. Ленина с И.В. Сталиным об объединении советских республик в союзное государство. Ленин к этому времени твердо убедился в том, что идея «автономизации» преждевременна. Ленин убедительно доказывал, что идея автономизации, учитывая реальные настроения на местах, может отпугнуть некоторые республики от объединения, усматривая в этом продолжение великодержавной политики царской России. Идея автономизации советских республик не отвечает задачам дальнейшего укрепления дружбы советских народов на данном этапе. Ленин решительно выступил за создание нового государственного образования — Союза Советских Социалистических Республик как добровольного союза равноправных и суверенных наций, основанного на принципах пролетарского интернационализма. Ленин убедил Сталина и после этой встречи Сталин изменил свою позицию о форме объединения советских республик в виде национальных автономий.
В тот же день, 27 сентября 1922 года, В И. Ленин в письме, адресованном членам политбюро ЦК РКП(б), писал, что вопрос об объединении советских республик архиважный, что нужно тщательно обсудить проект. В.И. Ленин решительно возражал против того пути объединения, который наметила комиссия, и предложил поправки, коренным образом изменявшие проект. Он предложил сформулировать первый пункт резолюции так, чтобы советские республики не вступали в РСФСР, а объединились в новое государственное образование на основе полного равноправия. В.И. Ленин писал, что следовало бы создать федерацию равноправных республик, означающую «новый этаж» их объединения.
После последовавшего затем обмена мнениями между членами комиссии проект комиссии был существенно изменен в направлении, указанном В.И. Лениным. В этом важном вопросе ярко проявилась гениальность В. И. Ленина как вождя партии, создателя и руководителя Советского государства.
В новом проекте, подписанном членами комиссии ЦК РКП(б) В. М. Молотовым, А.Ф. Мясниковым, Г.К. Орджоникидзе и И.В. Сталиным и разосланном всем членам и кандидатам ЦК РКП(б), красной нитью проходит ленинская идея добровольности союза и полного равноправия объединяющихся республик. Формулировка первого параграфа резолюции исключала всякую возможность великодержавно-шовинистического толкования объединения. В этом проекте уже говорилось не о вступлении УССР, БССР и Закавказской Федерации в РСФСР, а об объединении всех советских социалистических республик в Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии. В соответствии с изменением первого параграфа были изменены и последующие. В проекте говорилось о создании, наряду с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, Центрального Исполнительного Комитета всего Союза, о создании общесоюзных комиссариатов: иностранных дел, внешней торговли, военных дел, путей сообщения, почты и телеграфа. Остальные комиссариаты (юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравоохранения и социального обеспечения) оставались только в республиках; их деятельность должна была развиваться в соответствии с национальными особенностями каждой республики.
6 октября 1922 г. пленум ЦК РКП(б) обсудил и принял это предложение об объединении советских республик.
Пленум ЦК РКП(б) создал комиссию для руководства подготовительной работой к объединению республик из представителей РСФСР, Украинской, Белорусской, Грузинской, Азербайджанской и Армянской советских республик. На комиссию была возложена задача оказания помощи центральным исполнительным комитетам республик в подготовке законопроекта об объединении.
В широких партийных и беспартийных массах решение пленума ЦК РКП(б) об объединении РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерации в единый государственный союз было встречено единодушным одобрением.
27 октября 1922 года в интервью корреспонденту «Observer» и «Manchester Guardian» В. И. Ленин отмечал, что «только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устраняет опасение каких-нибудь интриг…».
На заседании комиссии пленума ЦК РКП(б), состоявшемся 21 ноября 1922 года, было принято решение, что высшим органом Союза должен быть съезд Советов Союза ССР, созываемый на основе пропорционального представительства от населения республик. Предложение В.И. Ленина о последовательном проведении в строительстве союзного государства пролетарского интернационализма и полного полноправия объединяющихся народов нашло выражение в «Основных пунктах Конституции СССР». 28 ноября комиссия пленума ЦК РКП(б) утвердила проект «Основных пунктов Конституции СССР».
30 ноября 1922 г. политбюро ЦК РКП(б), заслушав доклад И.В. Сталина, одобрило «Основные пункты Конституции СССР». В тот же день этот исторический документ вместе с протоколами комиссии ЦК РКП(б) был направлен в центральные партийные органы Закавказья, Украины, Белоруссии и лег в основу работ съездов Советов всех республик. Резолюции VII Всеукраинского съезда Советов «Об основах Конституции СССР», IV Всебелорусского съезда Советов, X съезда Советов РСФСР включали почти полностью положения «Основных пунктов Конституции СССР», внося в них лишь небольшие изменения.
Вопрос об образовании СССР продолжал приковывать к себе внимание В.И. Ленина. В письмах, которые он предполагал положить в основу своего выступления на XII партийном съезде или довести до сведения делегатов съезда через печать, В.И. Ленин снова обратился к вопросу об образовании СССР. В.И. Ленин подчеркнул большое значение, какое имеет для партии, для строительства социализма в нашей стране правильное разрешение национального вопроса, неразрывно связанное с созданием СССР. Ленин обращал внимание на опасность великодержавно-шовинистического извращения идеи объединения, предостерегал против попыток под видом образования СССР провести «автономизацию» республик, против нарушения принципов пролетарского интернационализма и равноправия советских республик. Он требовал, чтобы равенство формальное дополнялось равенством фактическим. Ленин обращал особое внимание на то, что положительное решение национального вопроса в строительстве Советского союзного государства имеет громадное значение не только для Советской страны, но и для сотен миллионов людей в Азии, которым предстоит выступить на исторической сцене в ближайшем будущем.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года единодушно принял Декларацию и Союзный Договор об образовании СССР, с проектами которых выступил Сталин и в основу которых была положена ленинская идея равноправия и братского сотрудничества народов, идея пролетарского интернационализма. Решения Первого Всесоюзного съезда Советов имели громадное значение для строительства социализма в нашей стране и для дальнейшего развития всего международного революционного движения.
История построения социализма в СССР подтвердила правильность ленинского положения, что только внимательное и чуткое отношение к нуждам и интересам всех наций и национальных групп может создать атмосферу братского сотрудничества народов.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.
Полярные противоположности — Фонд национального архива
Каждое действие имеет равное и противоположное противодействие. Это верно в физике и верно в истории. И почти столетие это правило распространялось на две сверхдержавы, действовавшие и реагирующие друг на друга в осторожном дипломатическом и военном танце.
Одно из самых влиятельных событий в американской истории произошло вовсе не в Америке. В 1917 году, на другом континенте, русская революция свергла сотни лет царского правления и образовала новое коммунистическое государство. Всего несколько лет спустя, 30 декабря 19 г.22 года договор между Россией, Украиной, Белоруссией и Закавказьем (современные Азербайджан, Армения и Грузия) официально образовал Советский Союз.
Чтобы отметить столетие, мы вытащили из архивов записи (их МНОГО) о некоторых наиболее заметных моментах в истории между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Вы согласны? Какие моменты американо-советской истории мы упустили? Расскажите нам @archivesfdn.
Патрик Мэдден
Исполнительный директор
Фонд национального архива
Подвешивание железного занавеса
1948 Доклад разведки военного ведомства о Советском Союзе
Идентификатор национального архива: 7788604
Царская семья Романовых пришла к власти в России в 1613 году. Под их длительным, автократическим и часто жестоким правлением , экономическое неравенство между богатыми и бедными было резким. Крепостное право было законным в России до середины 19 века, и его отмена мало способствовала улучшению экономического положения большей части населения.
Первая российская революция 1905 года внесла некоторые изменения в конституцию, в том числе учреждение Думы, выборного законодательного органа, и Основные законы, в которых были изложены реформы, которые царь обещал провести. Эти изменения были многообещающими, но царь Николай II упорно сопротивлялся переходу от абсолютной к конституционной монархии, правя декретом, когда Дума не заседала, и распуская две из четырех Дум, когда предложенные ими реформы ему не нравились. Когда Россия вступила в Первую мировую войну, она понесла огромные потери на поле боя и острую нехватку продовольствия в тылу, что привело к резкому падению морального духа.
Вторая русская революция, также называемая Февральской революцией, в 1917 году навсегда перевернула установленный порядок. Большевики свергли Николая II и его имперское правительство и вынудили царя отречься от престола. 3 марта 1918 года Советы прекратили участие России в Первой мировой войне, подписав Брест-Литовский мирный договор с центральными державами — Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией. В июле 1918 года царская семья была расстреляна у себя дома в ссылке в Екатеринбурге.
Затем страна погрузилась в кровавую гражданскую войну между Красной армией — Советской или коммунистической армией — и Белой армией — пестрым скоплением политических групп, объединенных только оппозицией большевикам. Бои продолжались до 1922 года, когда Россия, Украина, Беларусь и Закавказье (современные Армения, Азербайджан и Грузия) подписали договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Листовка: «Лицемерие Соединенных Штатов и их союзников»
Идентификатор в Национальном архиве: 40428833
Наблюдая издалека за превращением России из имперской империи в коммунистическое государство, правительство Соединенных Штатов было ошеломлено. Кроме того, многих в деловых кругах ужасала мысль, что огромная страна теперь будет управляться по марксистским принципам, категорически противоположным капитализму. Они также были обеспокоены тем, что коммунистические идеи проникнут в рабочий класс Соединенных Штатов и активизируют профсоюзное движение, что еще больше осложнит их усилия по предотвращению прочного закрепления профсоюзов среди рабочих.
Одна из причин, по которой Запад был так напуган событиями в России и Восточной Европе, заключалась в том, что эти страны славились тем, что не допускали утечки информации о том, что происходит внутри их границ. Следовательно, Запад часто воображал, что дела Восточного блока идут намного лучше, чем они были на самом деле.
Еще одним ключевым игроком, который держал проблему коммунизма в Соединенных Штатах в центре внимания людей, был Дж. Эдгар Гувер, занимавший пост директора Федерального бюро расследований (ФБР) с 10 мая 19 года.24, до 2 мая 1972 года. Гувер служил восьми президентам, четырем республиканцам и четырем демократам, и он был смертельным врагом коммунистов во всем мире. В Соединенных Штатах он направил ресурсы ФБР на борьбу с проникновением коммунизма во все без исключения аспекты американской жизни, включая индустрию развлечений, профсоюзы и Движение за гражданские права.
После окончания Гражданской войны в России в 1922 году Коммунистическая партия во главе с Владимиром Лениным приступила к реорганизации российского общества по марксистским принципам, но Ленин прожил еще несколько лет после окончания войны. В разгар ожесточенной борьбы за власть с Иосифом Сталиным Ленин умер от серии инсультов в 1924. Сталин, жестокий и жестокий диктатор, сменил Ленина и правил страной железной рукой до своей смерти в 1953 году. Он преобразовал страну с помощью ряда пятилетних планов из аграрной экономики в военную и промышленную сверхдержаву, но он также убил миллионы, которые отказались подчиняться его политике. Он отправлял людей в исправительные колонии, казнил их без суда и следствия и ввел политику, в результате которой миллионы людей умерли от голода. Оценки числа россиян, погибших от его рук, колеблются от шести до 20 миллионов.
Сталин оставался у власти на протяжении всей Второй мировой войны, когда Россия взяла под свой контроль Восточный блок и разделила Германию на Западную и Восточную Германию и, в частности, на Западный и Восточный Берлин. Он установил коммунистические правительства в восточноевропейских странах, которые тогда контролировала Россия, и поддержал Северную Корею во время ее вторжения в Южную Корею в 1950 году. Он также привел Россию в ядерный клуб, когда она приобрела ядерную бомбу в 1949 году. Русская революция
(13 минут 45 секунд, без звука)
Идентификатор в Национальном архиве: 23922
Неустойчивая погода
Сообщение канцлера Германии Кеннеди о заливе Свиней
Идентификатор в Национальном архиве: 193658
. Неудивительно, что температура отношений во многом зависела от личностей лидеров двух народов. Правительство США чувствовало себя обязанным сдерживать коммунизм различными средствами, некоторые из которых были успешными, а другие менее эффективными.
Когда Фидель Кастро захватил контроль над Кубой в 1959 году, правительство США было встревожено перспективой появления коммунистического правительства прямо на пороге своего дома. Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом в январе 1961 года, он узнал, что его предшественник Дуайт Д. Эйзенхауэр планировал вторжение на Кубу, чтобы свергнуть Кастро. Несмотря на свои опасения, Кеннеди реализовал план, который предусматривал отправку группы кубинских эмигрантов 15 апреля 1961 года для нападения на кубинских военных в заливе Свиней на южном берегу острова. Однако план тут же провалился, потому что кубинцы узнали об этом заранее и отбили вторжение, как только оно началось. Все это предприятие стало для Соединенных Штатов сокрушительным поражением и позором.
Полтора года спустя США и СССР вступили в схватку, когда последний начал установку ядерного оружия на Кубе. В конце концов, СССР отступил и убрал ракеты, но не раньше, чем американцы провели 13 напряженных дней, размышляя, не будет ли все и вся на Земле сожжено глобальной термоядерной войной.
Читайте наш бюллетень к 60-летию Карибского кризиса здесь63, который запрещал испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве или под водой, и Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Затем началась и продолжала обостряться война во Вьетнаме, а поскольку США и СССР поддерживали противоположные стороны в конфликте, отношения между ними, естественно, похолодели.
Но в 1972 году, после визита в Китай в феврале этого года, президент Ричард Никсон отправился в Советский Союз и встретился с генеральным секретарем СССР Леонидом Брежневым. Эта встреча положила начало периоду, который стал известен как «разрядка» — французский термин, означающий «расслабление» и точно описывающий период, который продлился до 19 века. 79. За это время было достигнуто несколько важных дипломатических достижений, в том числе переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), которые позволили каждой стране построить два объекта противоракетной обороны и ограничили количество межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которыми могла обладать любая из сторон.
Секретные действия против режима Кастро (включая все еще отредактированные материалы)
Идентификатор в Национальном архиве: 193239
Когда Рональд Рейган вступил в должность в 1980 году, у него было совершенно другое отношение к русским. Он, не теряя времени, заклеймил СССР «империей зла» в речи в британской палате общин в 1919 г.82. Он возражал против более терпимой позиции своих предшественников по отношению к СССР, утверждая, что это способствовало распространению коммунизма в странах третьего мира и более широкому распространению ядерного оружия. Затем, 23 марта 1983 года, Рейган предложил Стратегическую оборонную инициативу (СОИ), в рамках которой было бы запущено лазерное оружие космического базирования, предназначенное для уничтожения приближающихся ядерных боеприпасов до того, как они достигнут своих целей в США. Сенатор США Тед Кеннеди высмеял это предложение и прозвали его «Звездными войнами», и это прозвище прижилось. США потратили на проект 30 миллиардов долларов, прежде чем президент Билл Клинтон окончательно отказался от него в 1919 году.93, сделав вывод, что это технологически и финансово невозможно.
Однако, когда в 1989 году распался СССР, некоторые думали, что это произошло потому, что Россия пыталась не отставать от Соединенных Штатов, тратя миллиарды долларов, чтобы опередить расходы США на СОИ. Другие экономисты не согласились с этим, указав на 10-летнюю войну, которую Советы вели в Афганистане, в дополнение к их огромным расходам на оборону как на более вероятные причины.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Обращение Кеннеди 1961 года к ООН о разоружении
Источник: Библиотека Кеннеди
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
LBJ и Дин Раск на совещании о ядерном нераспространении
Идентификатор Национального архива: 205707224
Весна наконец
Когда Берлинская стена пала в ноябре 1989 года, президенту Бушу-младшему действительно повезло, что он был президентом президента Джорджа Буша-младшего. Соединенные Штаты. В отличие от почти всех предыдущих президентов Соединенных Штатов, Буш имел обширный дипломатический опыт. Он служил послом США в Организации Объединенных Наций при президенте Никсоне, а также вторым начальником отделения связи США в Китайской Народной Республике и директором Центрального разведывательного управления при президенте Джеральде Форде. Он не собирался выходить с ружьями — вместо этого он сказал только, что был «очень доволен», когда восточные и западные немцы разрушили стену.
До этих событий Буш поддерживал отношения с советским лидером Михаилом Горбачевым и через месяц после падения стены вылетел на Мальту, чтобы встретиться с Горбачевым и обсудить сокращение ядерных арсеналов обеих стран. В следующем году они встретились в Вашингтоне и подписали соответствующее соглашение, а в июле 1991 года подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Буш надеялся сохранить СССР нетронутым, но, несмотря на все его усилия, союз распался на Рождество 1991 года9. 0007 Но одним из ключевых достижений встречи Буша с Горбачевым на Мальте была его позиция по воссоединению и политическому будущему Германии. Сразу после саммита Буш вылетел в НАТО в Брюсселе, где зачитал заявление для прессы, в котором настаивал на том, что немецкий народ должен определить будущее воссоединенного германского государства, включая страны, с которыми оно станет союзником.
Многие западные державы были против воссоединения Восточной и Западной Германии. Но Буш взял на себя обязательство вести переговоры с Гельмутом Колем, канцлером Германии, и Горбачевым, чтобы обеспечить гладкое воссоединение двух государств на протяжении всего процесса, который длился с 19с 89 по 1990 год. Его усилия привели к новому и оживленному состоянию на международной арене. Когда Джордж Буш-старший умер 30 ноября 2018 года, канцлер Германии Ангела Меркель, присутствовавшая на саммите G20 в Аргентине, сказала журналистам: «Я оплакиваю Джорджа Буша, 41-го президента Соединенных Штатов, как канцлера Федеративной Республики Германии. но и как немец, который без результатов своей политики вряд ли стоял бы здесь».
Лунный выстрел
Национальный закон об аэронавтике и космосе 1958 г. (создан НАСА)
Идентификатор национального архива: 299868
Одним из элементов холодной войны между СССР и Соединенными Штатами была космическая гонка, в ходе которой две страны соревновались, кто из них будет контролировать космическое пространство. США объявили в 1955 году Международным геофизическим годом, что они планируют запустить искусственные спутники на орбиту вокруг Земли, но Советы сделали это первыми, запустив Спутник-1 на орбиту 4, 19 октября.57. СССР поднял ставки 12 апреля 1961 года, когда отправил Юрия Гагарина на орбиту корабля «Восток-1».
Не будет преувеличением сказать, что эти события взбудоражили правительство США. Помимо вопроса о том, что Советы превзойдут США в прямом соревновании, их технологические достижения вызвали опасения по поводу их военного превосходства. Через шесть недель после полета Гагарина президент Джон Ф. Кеннеди попросил Конгресс взять на себя обязательство «высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю» до конца десятилетия.
Интерактивная временная шкала космической эры NARA
Источник: Space Exploration — NASA Records at the National Archives
Осенью, 12 сентября, Кеннеди выступил с речью в Университете Райса в Хьюстоне, штат Техас, в которой он подтвердил свои намерения относительно США отправить человека на Луну. Эта речь помогла Кеннеди обосновать амбициозную и дорогостоящую космическую программу, которую он планировал для нации. «Мы решили полететь на Луну в этом десятилетии и заняться другими делами не потому, что это легко, — сказал он своей аудитории, — а потому, что это сложно».
Космическая программа США включала проект «Меркурий», в рамках которого было совершено 25 полетов в период с 1961 по 1963 год; программа «Джемини», сосредоточенная на испытании оборудования, процедурах и обучении наземных экипажей и космонавтов; и программа «Аполлон», которая высадила человека на Луну 20 июля 1969 года, через восемь лет, один месяц и 26 дней после того, как президент Кеннеди бросил вызов.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Адрес Kennedy’s Moonshot
Источник: Библиотека Кеннеди
Проблемы с кухонным столом
Вице-президент Ричард Никсон перерезает ленточку, официально открывая Национальную выставку США в Москве М. Никсон и Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев 24 июля 1959 года, когда Никсон вел Хрущева по американской национальной выставке в парке «Сокольники» в Москве. За год до этого США и СССР договорились о культурном обмене, чтобы способствовать большему взаимопониманию между двумя странами, спонсируя выставки в странах друг друга. Советы открыли свою выставку в Нью-Йорке 19 июня.59, а американская выставка открылась в июле того же года в Москве.
Цель американской выставки состояла в том, чтобы продемонстрировать технологии, которые производили американские компании, а также продукты и инновации, к которым имели доступ американские потребители. Пока Никсон вел Хрущева по выставке, двое мужчин завели серию разговоров, которые репортеры записали на видеокамеры. Первоначальный обмен мнениями начался с жалоб Хрущева на резолюцию Конгресса о порабощенных нациях, в которой говорилось, что Советский Союз держит в плену своих восточноевропейских союзников. Хрущев возражал против такой характеристики. Затем Хрущев отказался от технологий, представленных на выставке, настаивая на том, что советские граждане вскоре получат доступ ко всем этим технологиям, а в самом ближайшем будущем — к еще более передовым товарам.
Дебаты Ричарда Никсона и Никиты Хрущева на Американской выставке в Москве
Идентификатор Национального архива: 16916096
Второй разговор состоялся, когда два лидера смотрели телевизионную студию на выставке. Они договорились, что их визит будет переведен на их языки и будет транслироваться в их странах, и обменялись рукопожатием.
Третий разговор произошел в типовом доме с кухней в разрезе, которая показала, на что американская семья могла рассчитывать за 14 000 долларов. Среди удобств плита, посудомоечная машина и холодильник.
На следующий день американские новостные сети транслируют кухонные дебаты. Русские возражали, потому что Никсон и Хрущев договорились об одновременных трансляциях в обеих странах, но сети считали, что задержка будет означать, что новости устарели. Возможно, это был урок для россиян в том, что правительство США не контролировало прессу.
Одним из вызовов, выдвинутых Хрущевым во время Кухонных дебатов, было его заявление о том, что внуки Никсона будут жить при коммунизме, и встречное заявление Никсона о том, что внуки Хрущева будут жить на свободе. Никсон заявил в 1992, что он был уверен, что Хрущев был неправ, но не был уверен, что прав он сам. Однако, как выяснилось, сын Хрущева Сергей Хрущев стал натурализованным американским гражданином после распада Советского Союза, и его дети действительно жили свободной жизнью.
Новостное освещение «Кухонных дебатов»
(2 минуты)
Идентификатор Национального архива: 48887
Значение 30 декабря 1922 года для Великой России
100-летие со дня образования 20 декабря Союза Советских Социалистических Республик (СССР)
Начав с бедной страны, СССР со временем стал сверхдержавой или одной из самых могущественных стран мира.
К 1991 году, после периода репрессий и застоя, страна распалась. Как бывшая сверхдержава пришла к такому концу?
Нетрудно понять, почему некоторые русские считают СССР идеализированной страной. По данным Britannica School, на пике своего могущества СССР:
- составлял 8,6 миллиона квадратных миль (в 2,5 раза больше, чем площадь Соединенных Штатов)9.0004
- было 1/6 часть суши на всей Земле
- была второй по величине экономикой в мире
- управлялась коммунистической идеологией марксизма-ленинизма, которая представляла собой альтернативу западному капитализму (советы предполагали, что капитализм в конечном итоге рухнет)
- считался «сверхдержавой» (могущественной страной в мире)
- имели хорошо образованное население: 99% были грамотными
- была космическая программа, которая возглавила мир
- был известен своей легкой атлетикой и искусством во всем мире
У
Конец СССР был сложным и под влиянием многих факторов. Я коснусь одной из основных причин распада СССР и подготовки к его распаду. Нынешний президент России, например, считает, что развал СССР начался с самого его образования, когда СССР был разделен на пятнадцать республик:
- Армения
- Азербайджан
- Белоруссия
- Эстония
- Грузия
- Казахстан
- Кыргызстан
- Латвия
- Литва
- Молдова
- Россия
- Таджикистан
- Туркменистан
- Украина
- Узбекистан
Если план Великой России должен осуществиться, ассимиляция этих суверенных республик в состав России должна произойти к крайнему сроку 30 декабря.
Более подробные статьи можно найти в разделе «Статьи библиотеки» — подробный поиск.
Авторитаризм
Репрессии были частью большей части истории СССР.
Первоначальный архитектор СССР Владимир Ленин прожил недолго после образования СССР; он умер в 1924 году.
Его преемник, Иосиф Сталин, устранил потенциальных соперников с помощью процесса, называемого Чистками. Отца моего тестя забрали во время одной из таких чисток в Украине, и больше его никто не видел. Затем последовали более репрессивные лидеры, в том числе:
- Никита Хрущев, как и Сталин, работал над устранением своих врагов.
- Леонид Брежнев, в отличие от своих предшественников, стремился к разрядке напряженности с другими странами, но наращивал вооружение СССР (что было основной причиной экономического застоя СССР).
К концу правления Брежнева, в 1980-х годах, СССР погряз в экономических и политических последствиях своего злоключения в Афганистане, наращивания вооружений и экономического спада.
За быстрой сменой лидеров, включая Юрия Андропова и Константина Черненко, последовал лидер, который в конце концов распустил СССР: Михаил Горбачев.
Подведение 1980-х годов
Михаил Горбачев понял, что СССР находился в стагнации из-за различных репрессивных политик, которые повлияли на его экономику и правительство.
Он разработал две политики, основанные на западных идеалах, которые, как он надеялся, спасут его страну от дальнейшего застоя:
- перестройка, или реструктуризация правительства, которая, как он надеялся, переместит власть от партийных лидеров к парламенту, что приведет к улучшению экономики
- гласность, или открытость, в рамках которой СССР прилагал усилия для восстановления отношений с другими зарубежными странами, такими как США и Китай, и для того, чтобы стать более демократичным
Наиболее значительным влиянием двух новых политик были призывы к независимости многих республик в конце 1980-х годов.