Содержание
Русские люди, храните веру православную!
Сия глаголет Господь Иудеям. Людие Мои, что сотворих вам, или чим вам стужих досадил?.. и что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный (12 антифон из службы во святый и Великий пяток на утрени).
С такими словами святая Церковь от лица Господа Иисуса Христа обращается к иудеям, предавшим Его на страшныя страсти и крестную смерть. Много добра Господь сделал иудеям во время Своей земной жизни и за это добро вместо того, чтобы быть Ему благодарными, полюбить Его и стать Его верными учениками и последователями, иудеи, за исключением немногих, возненавидели Его и неправедно осудили на поругание, невыносимыя мучения и крестную смерть. Даже язычник-судия, Пилат сознавал, что Иисус Христос не виновен, что он осуждает Его, только делая уступку настоянию народа, и потому, омывая руки свои и показывая тем, что он осуждает Иисуса Христа против воли, произнес. неповинен есмь от крове праведного Сего: вы узрите (Мф.27:24). Но в ответ на это иудеи, подстрекаемые своими вождями, книжниками и фарисеями, произнесли страшныя слова: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф.27:25). Понятно, что после этого долготерпение Божие к неблагодарным и беззаконным иудеям должно было истощиться, и Церковь вполне согласно с Евангелием и последующею историею взывает от Лица Господа: ктому не терплю прочее (т. е., уже не терплю более сего), призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный.
С какою изумительною точностию исполнились и исполняются на иудеях как их собственныя страшныя слова, так и слова церковного песнопения, это хорошо известно всякому, кто хотя сколько-либо знаком с историею и кто внимательно и беспристрастно следит за современною жизнью. Не прошло и сорока лет после смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, как иудеи лишены были и той ничтожной степени самостоятельности, какою они пользовались во время земной жизни Его: храм и священный город их Иерусалим были разрушены, сами они во многом множестве были перебиты или распяты на крестах и замучены другими способами, а оставшиеся в живых были рассеяны по разным странам и с той поры, по настоящее время, они не имеют своего отечества, проживая в чужих странах среди чуждых им народов, всюду возбуждая против себя вражду и недовольство. Над ними сбылось пророчество Иеремии: и дам их в расточение и озлобление всем царствам земным, и будут в поношение и притчу, и в ненависть, и в проклятие во всех местах, в няже извергох их (Иер.24:9). Апостолы и первые проповедники христианства, начавши свою проповедь среди иудеев, вскоре затем обратились с нею к язычникам, и последние во множестве стали принимать христианство. Менее чем через 300 лет после начала проповеди христианства, христианскую веру принял греко-римский император Константин, признанный Церковию святым и равноапостольным, и об.вил, что эту веру может совершенно свободно исповедывать каждый из его подданных. После сего христианство еще успешнее стало распространяться среди язычников, к которым проникала проповедь его, тогда как рассеянные по всей земле иудеи с течением времени все больше и больше ожесточались и все дальше и дальше отходили от ограды Церкви Христовой. Таким образом, отринул Господь людей Своих — Израиля за их нечестие и неверие, отринул, по крайней мере, до времени, и вместо них призвал в Свое Царство язычников.
По Своей великой милости Господь еще почти тысячу лет тому назад призвал и нас русских в Свое Царство, и не только призвал, но и особенно полюбил и возвеличил. Мы удостоились принять христианство в его чистом, неповрежденном виде от православных греков. И с тех пор, как наши предки приняли православие, наше государство, дотоле бывшее незначительным и неустроенным, стало все более и более приобретать значение, расширяться и благоустрояться и выросло, наконец, в великую европейскую державу, обнимающую собою почти десятую часть суши. Что возвеличению и благоустроению Русского государства много способствовала принятая и строго содержимая русским народом вера православная, об этом нет нужды говорить подробно, так как значение веры и именно православной в деле благоустроения русского царства ясно проглядывает чрез всю русскую историю. Достаточно указать на время святейшего патриарха Ермогена, торжественное прославление которого недавно совершала вся православная Русь. То время — время со смерти последнего царя из рода Рюриковичей — Феодора, сына Иоанна Грозного, и до воцарения Михаила Феодоровича Романова было временем тяжких бедствий для России, «великой разрухи» ея, когда можно было опасаться за целость и даже за самое существование Русского православного царства. Сначала голод и повальныя болезни, а затем внутренние раздоры и неурядицы, появление одного за другим двух самозванцев, занятие Москвы поляками, домогательство московского престола со стороны сначала польского королевича Владислава и потом отца его Сигизмунда — все это действительно угрожало Русскому царству полною разрухою. Уже бояре дали свое согласие на воцарение в России польского короля Сигизмунда, а если бы это случилось, то, надо полагать, не было бы теперь Русского православного царства, не праздновали бы мы торжественно столетие славной Отечественной войны и трехстолетия не менее славного царствования Дома Романовых, и, во всяком случае, история России приняла бы совсем другое направление. Что же спасло наше отечество от этой разрухи? Только вера православная и твердый стоятель за эту веру — святейший патриарх Ермоген. Патриарх ободрял всех, оставшихся верными православию и своему отечеству, разсылал по всем городам грамоты, открыто призывая православный народ вооружиться против врагов веры и отечества, и убеждал собраться всем и двинуться к Москве. Народ внял голосу своего первосвятителя и массами шел к Москве «умереть за святыя Божии церкви и за веру христианскую». Народныя ополчения, собранныя и руководимыя князем Пожарским и гражданином Мининым, изгнали поляков из Москвы, а вскоре затем, 21 февраля 1613 года был положен конец и долгой смуте на Руси избранием на царство своего русского православного боярина Михаила Феодоровича Романова. Так наши православно-верующие предки, подобно древним патриархам, верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острия меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр. 11:33-34).
Так велико было значение веры православной для России во дни смуты и междуцарствия. Не мало также Господь излил Своих милостей на наших предков и раньше, и после смутного времени за их твердую веру, за их любовь к храмам Божиим, за их всегдашнюю и твердую решимость сохранить, поддержать и укрепить православие на своей родине. Так ли твердо мы, как наши предки, храним православие, так же ли заботимся, чтобы наша святая православная Русь оставалась такою же и впредь, и в праве ли мы поэтому ожидать новых и новых милостей Божиих, достойны ли мы этих милостей? К сожалению, на эти вопросы едва ли можно дать утвердительные ответы. Русь, прежде святая и православная, повидимому, постепенно перестает быть таковою. Прежде православная вера на Руси не только считалась, но и на самом деле была господствующею; теперь она постепенно теряет это значение. В наших высших государственных учреждениях — Государственной Думе и Государственном Совете поднимаются такие вопросы, о которых наши предки и подумать не могли, например. о свободном переходе из православия в инославие и даже в иноверие, не исключая и язычества, о сокращении праздничных дней и об обращении их в присутственные и рабочие, не исключая даже и некоторых двунадесятых праздников, о полном почти устранении православного духовенства от участия в деле обучения народа грамоте, причем в решении этих и других, нередко чисто церковных вопросов, принимают участие не только инославные христиане, но и иноверцы и даже совсем неверующие.
Вера и благочестие заметно падают. развиваются, наоборот, всякого рода сектанство, неверие и религиозное безразличие. Ослабевает и любовь к храму Божию, усердие к посещению богослужений. Появляется даже какое-то непонятное усердие к иноверным домам молитвы. Некоторые именитые и считающиеся православными русские граждане Бога не боятся и людей не стыдятся, входить в состав строительного комитета по стройке языческого капища и где же? в самой столице русской, в Петрограде. Вообще же в русских гражданах, особенно в городах, вместо усердия к посещению храмов Божиих, развивается какая-то страсть к разного рода увеселениям, устраиваемым во всякое время, не сключая и большинства предпраздничных и великопостных дней. А когда законом запрещено устраивать обычныя увеселения, придумывают разного рода благотворительныя «утешения» и собрания, лишь бы только в церковь не итти. В частности, наш Владивосток обратился в какой-то почти сплошной иллюзион, или вообще сплошное заведение для разного рода увеселений и утешений. После всего этого в праве ли мы надеяться на новыя милости Божии к нам и нашему отечеству и не должны ли мы, наоборот, страшиться, что Господь и нам скажет то же, что от Его лица Церковь говорит иудеям. людие Мои, что сотворих вам, или чим вам стужих. И что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный. Для нас, живущих в соседстве с японцами, корейцами и китайцами, слова этого церковного песнопения должны быть особенно вразумительны. Мы не только от других знаем, но во-очию можем убедиться, как эти народы склонны стали к принятию христианства и как они по преимуществу ценят именно православие. Японская Православная Церковь, не смотря на то, что основана и поддерживалась до последняго времени почти исключительно одним только человеком, правда, выдающимся, недавно в Бозе почившим приснопамятным Архиепископом Николаем, насчитывает уже до 34 тысяч человек. Корейцы как заграничные, так в особенности проживающие в нашей области, проявляют склонность к массовому обращению в православие, и только недостаток миссионеров и материальных средств для развития дела проповеди среди них тормозит это обращение. Даже китайцы, бывшие ранее очень упорными в своем языческом заблуждении, теперь внимательней стали прислушиваться к проповеди христианства и особенно православия. Пекинскою духовною миссиею за один только 1911 год обращено в православие из язычества и окрещено 1167 человек, тогда как до этого года всех крещеных китайцев было только 1800 человек, так что за один год число крещеных китайцев почти удвоилось. Единичные случаи обращения китайцев в православие были и в нашей области, хотя никакой правильно организованной проповеди среди проживающих у нас китайцев и не имеется. Не связано ли это обращение в православие окружающих нас язычников с началом нашего отвержения Богом, и не хочет ли Господь вместо нас призвать их в Свое царство? Но да не будет сего! Будем молить Господа, чтобы Он, призывая язычников в Свое царство, не лишил и нас этого царства, а чтобы наша молитва была услышана Богом, будем, подобно нашим предкам, твердо хранить веру православную и блюсти заповеди Господни, в своих же вольных и невольных согрешениях искренно каяться пред Богом. Памятуя изречение Спасителя, что в дому Отца Его обители многи суть (Ин. 15:2), и имея в виду Его заповедь: шедше, научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19), мы должны всячески содействовать распространению веры Христовой и среди окружающих нас язычников, но, следуя примеру Апостола языков, должны вместе с тем употреблять все меры к тому, чтобы самим не остаться неключимыми или недостойными этих обителей. В настоящия же минуты, приступая к живоносному гробу Господню и со страхом, верою и любовию лобызая пречистыя язвы Спасителя, будем взывать словами церковной песни: Господи, иже разбойника спутника приемый, в крови руце осквернившаго, и нас с ним причти, яко благ и человеколюбец (Антифон 14). Аминь.
Произнесено Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом Владивостокским за вечерней Великаго пятка 1912 года, пред плащаницей.
Источник. Архиепископ Евсевий. «Русские люди, храните веру православную!» // Миссионерский листок № 12. — Издание Уссурийской Свято-Троицкой Николаевской обители. — Авдеевка, Приморской области: Монастырская печатня, 1915. — 4 с.
- 115 0
-
0 -
- Страстная седмица
Религия
Основными конфессиями в Татарстане являются ислам и православие. Проводимая в республике долговременная политика соблюдения баланса интересов двух ведущих конфессий играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия.
В качестве позитивной тенденции следует отметить исторически сложившееся, устойчивое взаимопонимание между представителями ислама и православия, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для нашего региона конфессиями – иудаизмом, католицизмом и лютеранством.
Межконфессиональное сотрудничество в интересах всех граждан Республики Татарстан развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов (профилактика наркотизации, работа с социально незащищенными слоями населения, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и др.).
В ежегодном Послании Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан от 13 сентября 2012 года подчеркнуто, что «..Нашим безусловным достижением было и остается позитивное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, дух мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных этнических групп и вероисповеданий».
На 1 января 2013 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1594 религиозных организации (1505 на 1 января 2012 г.), в том числе: Русская православная церковь – 305; истинно-православная церковь — 2; старообрядцы — 5; римско-католическая церковь — 2; армянская апостольская церковь – 1; ислам — 1193; буддизм — 1; иудаизм ортодоксальный — 3; евангельские христиане – баптисты — 6; христиане веры евангельской — 5; евангельские христиане — 26; христиане веры евангельской – пятидесятники — 17; адвентисты седьмого дня — 10; лютеране — 5; реформатская церковь — 1; новоапостольская церковь — 1; свидетели Иеговы -5; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 1; церковь последнего завета — 1; сознание кришны (вайшнавы) — 2; вера бахаи — 1; иные вероисповедания — 1.
Наглядным выражением процесса религиозного возрождения в республике стало культовое строительство и реставрация переданных в пользование и собственность религиозным организациям храмов. Функционирует 1763 культовых зданий и молитвенных домов различных конфессий, из которых в пользовании и собственности мусульман находится 1382 мечети, православных – 320 храмов, а также 61 молитвенный дом других конфессий.
По числу зарегистрированных религиозных общин Республика Татарстан, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. В последние годы численность религиозных организаций стабилизировалась, отмечается незначительный рост общин, в основном представленных объединениями ведущих конфессий — ислама и православия.
Деятельность двух централизованных религиозных организаций — Духовного управление мусульман РТ и Казанской епархии РПЦ, преобразованной в Татарстанскую митрополию, территориально охватывает всю республику. При Казанской епархии ведут деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при ДУМ РТ 10 мусульманских религиозных образовательных учреждений, в том числе Российский исламский институт.
28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем учтены специфические черты многонациональной республики, конкретизированы особенности правового режима отделения церкви от государства, четко определены позиции государства в регулировании религиозных отношений, обозначены границы признаваемой и защищаемой свободы совести и свободы вероисповедания. Закон своим содержанием направлен на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
На внеочередной сессии Государственного Совета Республики Татарстан 3 августа 2012 г. были приняты поправки в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях», направленные на защиту прав и свобод человека, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия. Согласно изменениям иностранные граждане не могут выступать в роли учредителей местной религиозной организации. Отныне такое право имеют только россияне. А кандидаты, претендующие на должность священнослужителей, обязаны будут предъявить диплом о религиозном образовании. Признавать или не признавать его, религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, будут решать самостоятельно.
Заметно усилилось взаимодействие Президента Республики Татарстан и представителей органов власти с религиозными организациями основных конфессий, расширилась практика встреч с духовными лидерами, в ходе которых обсуждаются проблемы, волнующие верующих – восстановление и строительство новых культовых зданий, вопросы религиозного образования, духовно-нравственного воспитания. Президент Р.Н. Минниханов принимает участие в значимых мусульманских мероприятиях — Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», «Изге Болгар жыены», фестивале колокольного звона «Алексеевские перезвоны», посещает религиозные учебные заведения.
По инициативе Государственного Советника Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева реализуется крупномасштабный проект «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-2015 годы, в рамках которого осуществляется реконструкция и строительство многих культовых объектов, являющихся достопримечательностями России.
основных религий в России — WorldAtlas
Храм всех религий, расположенный в Казани, Россия, включает в себя православную церковь, мечеть и синагогу, а также места для других видов поклонения.
144 миллиона жителей России исповедуют самые разные религии, причем самой популярной религией в государстве традиционно является Русская православная церковь. Однако в последнее время в России все более популярными становятся и нерелигиозные верования. Отношение к религии в России со временем ослабевает и колеблется. В долгую эпоху Советского Союза атеизм был широко распространенной практикой. Однако после распада СССР в 19 г.В 91 году религиозные верования начали возрождаться, заложив основу для современного религиозного объединения. Однако атеизм по-прежнему остается предпочтительным образом жизни для многих россиян. Подробный анализ религиозных верований России доступен ниже.
Самые распространенные религии в России
Православие — 71%
Православие на Руси восходит как минимум к 988 году, когда оно было введено на Руси под управлением князя Владимира Киевского. Сегодня православие по-прежнему остается самой популярной христианской конфессией в России: 42,5% россиян считают себя православными. Хотя религиозная деятельность была тесно переплетена в российском обществе на протяжении многих веков, влияние Русской православной церкви уменьшилось после большевистской революции 1917. После создания Советского Союза в 1922 году религиозное участие в лучшем случае не поощрялось, а в худшем — преследовалось. Другие православные церкви, такие как Украинская православная церковь, Грузинская православная церковь и Белорусская православная церковь, в то время подвергались аналогичному обращению. Сегодня христианство в России переживает некоторый подъем, тенденция, начавшаяся после распада Советского Союза.
Неаффилированные убеждения — 15%
Атеизм вошел в моду в России в советское время, так как считался уместным при коммунизме. Сегодня в России в определенной степени преобладают атеистические убеждения: около 13% населения страны идентифицируют себя как таковые. Однако трудно точно определить, сколько людей в России являются атеистами, поскольку многие из тех, кто идентифицирует себя как православные русские, не участвуют в каких-либо религиозных обрядах и на самом деле являются атеистами. Среди тех, кто определил свои религиозные убеждения как «неаффилированные», есть и россияне, считающие себя агностиками или вообще неверующими.
Многие из нерелигиозных людей выступают против того, чтобы основные религии имели влияние на дела государства. Неверующие в целом остаются малопредставленными в России, несмотря на их относительно большое количество. Атеизм и агностицизм не играют явной роли в делах нации.
Ислам — 10%
Около 10% населения России идентифицируют себя как мусульмане. Ислам пришел в Россию через Дагестан примерно в середине 7 века. Центральной точкой интеграции ислама в России было Поволжье, откуда он распространился на другие районы страны. Сегодня мусульманские общины в России в основном сосредоточены в Поволжье и на Северном Кавказе, меньше их в Санкт-Петербурге и Москве.
Татарстан и Башкортостан — две крупнейшие исламские республики в России. Мусульмане Татарстана в основном этнические мусульмане, которые являются прямыми потомками первых мусульман России, называемых волжскими булгарами. В России зарегистрировано более 5000 мусульманских общин. Однако, как и православие, ислам подавлялся во времена Советского Союза, и многие мечети в это время были закрыты.
Большое количество мусульман в России исповедуют суннитскую ветвь ислама, а меньшее количество — мусульмане-шииты. В других регионах, особенно в Чечне, некоторые мусульмане придерживаются суфизма. Политическая партия, Общероссийское общественное движение «Нур», была создана для лоббирования политических, социальных и экономических прав мусульман и других групп меньшинств.
Другие христиане — 2%
Помимо православия, в России исповедуются и другие христианские верования: христиане-протестанты, свидетели Иеговы, старообрядцы, католики и адвентисты седьмого дня. Эти группы составляют около 2% населения. Небольшое количество населения России придерживается католической церкви. Вышеупомянутые религиозные группы имеют минимальное влияние в России.
Другие конфессии — 1%
Другие религии, которым следуют в России, включают языческие верования, славянскую народную религию и/или среднеазиатский шаманизм, буддизм, индуизм, иудаизм и даосизм. В России есть небольшое сообщество саентологов. Тем не менее, эти верования имеют последователей, которые составляют всего 1% населения.
Свобода вероисповедания в России
В последние годы российское правительство подверглось критике со стороны международных информаторов за несоблюдение свободы вероисповедания. Хотя Конституция России призывает к свободе вероисповедания, многие утверждают, что это положение не соблюдается. Акты религиозного экстремизма обычно не одобряются в России, а Русскую православную церковь называют «неофициальной» церковью государства.
Будущее религии в России: прогноз на 2050 год
Данные за 2015 год, опубликованные Исследовательским центром PEW, показали интересные прогнозы тенденций в области религиозных верований в России. В то время как население России, по прогнозам, сократится, количество последователей ислама и индуизма, по прогнозам, будет расти в будущем. Интересно, что, по прогнозам, численность тех, кто исповедует русское православие, сократится примерно со 100 миллионов сегодня до 88 миллионов в 2050 году. населения, что определяется, в том числе, низкой датой рождения и относительно небольшой продолжительностью жизни.
Religion | Percentage of Russian Population |
---|---|
Orthodox Christianity | 71 |
Non-Affiliated Beliefs | 15 |
Islam | 10 |
Other Christians | 2 |
Другие конфессии | 1 |
Бенджамин Элиша Саве в обществе
Россия становится самой боговерующей страной Европы
Москва
Спустя два десятилетия после распада СССР, самого атеистического государства в истории, подавляющее большинство в Боге – больше, чем в любой другой европейской стране – согласно новому опросу общественного мнения.
Опрос, проведенный в апреле независимым фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показал, что 82 процента россиян считают себя верующими, и только 13 процентов говорят, что не верят ни в какое божество.
Но могущественной Русской Православной Церкви в подробностях опроса нечего праздновать.
Церковь утверждает, что ее сторонниками являются 70 процентов россиян, и на этом основании она успешно оказывает давление на Кремль, чтобы тот вернул большую часть церковного имущества, захваченного большевиками почти столетие назад, в том числе обширные участки земли, церкви, монастыри и тысячи религиозные артефакты, ранее находившиеся в государственных музеях.
Но, по данным опроса, только 50% россиян считают себя православными, а 27% не относят себя ни к какой организованной конфессии. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет число беспартийных верующих составило 34 процента.
«Правильно было бы назвать Россию страной верующих, но нельзя назвать ее страной верующих», — говорит Михаил Тарусин, руководитель отдела социологии независимого Института общественных проектов в Москве. «Мы были официально атеистическим государством в течение 74 лет, и может потребоваться некоторое время, чтобы оправиться от этого. Прямо сейчас я не думаю, что мы могли бы оценить долю действительно религиозных, посещающих церковь людей более чем в 20 процентов».
Эксперты говорят, что большинство россиян ведут преимущественно светский образ жизни и мало обращают внимания на все более частые попытки Православной церкви повлиять на общественную мораль, включая недавний призыв одного из ведущих священников к национальному дресс-коду и серию инициированных Церковью исков против художественного «богохульства». .»
«Нет никаких сомнений в том, что православие является традиционной конфессией в России, но лишь малая часть тех, кто называет себя православными, регулярно посещают храм, отмечают праздники или совершают обряды», — говорит заместитель главного редактора журнала Владимир Гурболиков. «Фома» — миссионерский журнал, издаваемый Православной Церковью. «Проблема в недостатке информации в обществе. Люди не имеют нормальной связи с Церковью и не могут ее наладить, поэтому не знают православной христианской веры, даже если идентифицируют себя с ней».
Еще одним сюрпризом стало то, что опрос показал, что только 4 процента россиян являются признанными мусульманами, что намного меньше 15 процентов, которые приводит большинство социологов. Одна из причин, по мнению экспертов, заключается в том, что опрос ФОМ, в ходе которого было опрошено 1500 человек в 44 из 89 регионов России, мог не затронуть раздираемые повстанцами, но в основном мусульманские республики Северного Кавказа.
По российскому законодательству в стране признаются четыре «основополагающие конфессии»: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Опрос показал, что 1 процент россиян являются буддистами и менее 1 процента — евреями.
Но римо-католики, которые не признаются российским законодательством и иногда подвергаются юридическим преследованиям, составляют целых 7 процентов (цифра, которую также оспаривают эксперты), показал опрос ФОМ.
Результаты FOM несколько контрастируют с глобальным исследованием религиозных верований, проведенным в апреле международной компанией Ipsos, занимающейся исследованиями рынка. Опрос показал, что 51 процент людей во всем мире верят в «божественную сущность», по сравнению с 18 процентами, которые не верят, и 17 процентами, которые не уверены.
По данным опроса Ipsos, 56 процентов россиян твердо верят в «божественную сущность», а еще 18 процентов верят «иногда».
Но это по-прежнему ставит Россию на первое место в списке в Европе, где 51 процент поляков, 50 процентов итальянцев, 27 процентов немцев и всего 18 процентов шведов объявили себя определенными верующими в божественную сущность.
Несколько стран, включая Индонезию, Турцию, Бразилию, Мексику и США, оказались значительно более религиозными, чем Россия.
«Добиться ясности в отношении религии довольно сложно, и существует множество переменных, которые могут привести к ошибочной картине», — говорит Марина Мчедлова, религиовед официального Института социологии в Москве.