У русских какая вера: Религия | Посольство России в Германии

Русские люди, храните веру православную!

Сия гла­го­лет Гос­подь Иудеям. Людие Мои, что сотво­рих вам, или чим вам сту­жих доса­дил?.. и что Ми воз­да­сте? ктому не терплю про­чее, при­зову Моя языки, и тии Мя про­сла­вят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот веч­ный (12 анти­фон из службы во свя­тый и Вели­кий пяток на утрени).

С такими сло­вами свя­тая Цер­ковь от лица Гос­пода Иисуса Хри­ста обра­ща­ется к иудеям, пре­дав­шим Его на страш­ныя стра­сти и крест­ную смерть. Много добра Гос­подь сде­лал иудеям во время Своей зем­ной жизни и за это добро вме­сто того, чтобы быть Ему бла­го­дар­ными, полю­бить Его и стать Его вер­ными уче­ни­ками и после­до­ва­те­лями, иудеи, за исклю­че­нием немно­гих, воз­не­на­ви­дели Его и непра­ведно осу­дили на пору­га­ние, невы­но­си­мыя муче­ния и крест­ную смерть. Даже языч­ник-судия, Пилат созна­вал, что Иисус Хри­стос не вино­вен, что он осуж­дает Его, только делая уступку насто­я­нию народа, и потому, омы­вая руки свои и пока­зы­вая тем, что он осуж­дает Иисуса Хри­ста про­тив воли, про­из­нес. непо­ви­нен есмь от крове пра­вед­ного Сего: вы узрите (Мф.27:24). Но в ответ на это иудеи, под­стре­ка­е­мые сво­ими вождями, книж­ни­ками и фари­се­ями, про­из­несли страш­ныя слова: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф.27:25). Понятно, что после этого дол­го­тер­пе­ние Божие к небла­го­дар­ным и без­за­кон­ным иудеям должно было исто­щиться, и Цер­ковь вполне согласно с Еван­ге­лием и после­ду­ю­щею исто­риею взы­вает от Лица Гос­пода: ктому не терплю про­чее (т. е., уже не терплю более сего), при­зову Моя языки, и тии Мя про­сла­вят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный.

С какою изу­ми­тель­ною точ­но­стию испол­ни­лись и испол­ня­ются на иудеях как их соб­ствен­ныя страш­ныя слова, так и слова цер­ков­ного пес­но­пе­ния, это хорошо известно вся­кому, кто хотя сколько-либо зна­ком с исто­риею и кто вни­ма­тельно и бес­при­страстно сле­дит за совре­мен­ною жиз­нью. Не про­шло и сорока лет после смерти и вос­кре­се­ния Гос­пода Иисуса Хри­ста, как иудеи лишены были и той ничтож­ной сте­пени само­сто­я­тель­но­сти, какою они поль­зо­ва­лись во время зем­ной жизни Его: храм и свя­щен­ный город их Иеру­са­лим были раз­ру­шены, сами они во мно­гом мно­же­стве были пере­биты или рас­пяты на кре­стах и заму­чены дру­гими спо­со­бами, а остав­ши­еся в живых были рас­се­яны по раз­ным стра­нам и с той поры, по насто­я­щее время, они не имеют сво­его оте­че­ства, про­жи­вая в чужих стра­нах среди чуж­дых им наро­дов, всюду воз­буж­дая про­тив себя вражду и недо­воль­ство. Над ними сбы­лось про­ро­че­ство Иере­мии: и дам их в рас­то­че­ние и озлоб­ле­ние всем цар­ствам зем­ным, и будут в поно­ше­ние и притчу, и в нена­висть, и в про­кля­тие во всех местах, в няже извер­гох их (Иер.24:9). Апо­столы и пер­вые про­по­вед­ники хри­сти­ан­ства, начавши свою про­по­ведь среди иудеев, вскоре затем обра­ти­лись с нею к языч­ни­кам, и послед­ние во мно­же­стве стали при­ни­мать хри­сти­ан­ство. Менее чем через 300 лет после начала про­по­веди хри­сти­ан­ства, хри­сти­ан­скую веру при­нял греко-рим­ский импе­ра­тор Кон­стан­тин, при­знан­ный Цер­ко­вию свя­тым и рав­ноап­о­столь­ным, и об.вил, что эту веру может совер­шенно сво­бодно испо­ве­ды­вать каж­дый из его под­дан­ных. После сего хри­сти­ан­ство еще успеш­нее стало рас­про­стра­няться среди языч­ни­ков, к кото­рым про­ни­кала про­по­ведь его, тогда как рас­се­ян­ные по всей земле иудеи с тече­нием вре­мени все больше и больше оже­сто­ча­лись и все дальше и дальше отхо­дили от ограды Церкви Хри­сто­вой. Таким обра­зом, отри­нул Гос­подь людей Своих — Изра­иля за их нече­стие и неве­рие, отри­нул, по край­ней мере, до вре­мени, и вме­сто них при­звал в Свое Цар­ство язычников.

По Своей вели­кой мило­сти Гос­подь еще почти тысячу лет тому назад при­звал и нас рус­ских в Свое Цар­ство, и не только при­звал, но и осо­бенно полю­бил и воз­ве­ли­чил. Мы удо­сто­и­лись при­нять хри­сти­ан­ство в его чистом, непо­вре­жден­ном виде от пра­во­слав­ных гре­ков. И с тех пор, как наши предки при­няли пра­во­сла­вие, наше госу­дар­ство, дотоле быв­шее незна­чи­тель­ным и неустро­ен­ным, стало все более и более при­об­ре­тать зна­че­ние, рас­ши­ряться и бла­го­устро­яться и выросло, нако­нец, в вели­кую евро­пей­скую дер­жаву, обни­ма­ю­щую собою почти деся­тую часть суши. Что воз­ве­ли­че­нию и бла­го­устро­е­нию Рус­ского госу­дар­ства много спо­соб­ство­вала при­ня­тая и строго содер­жи­мая рус­ским наро­дом вера пра­во­слав­ная, об этом нет нужды гово­рить подробно, так как зна­че­ние веры и именно пра­во­слав­ной в деле бла­го­устро­е­ния рус­ского цар­ства ясно про­гля­ды­вает чрез всю рус­скую исто­рию. Доста­точно ука­зать на время свя­тей­шего пат­ри­арха Ермо­гена, тор­же­ствен­ное про­слав­ле­ние кото­рого недавно совер­шала вся пра­во­слав­ная Русь. То время — время со смерти послед­него царя из рода Рюри­ко­ви­чей — Фео­дора, сына Иоанна Гроз­ного, и до воца­ре­ния Миха­ила Фео­до­ро­вича Рома­нова было вре­ме­нем тяж­ких бед­ствий для Рос­сии, «вели­кой раз­рухи» ея, когда можно было опа­саться за целость и даже за самое суще­ство­ва­ние Рус­ского пра­во­слав­ного цар­ства. Сна­чала голод и поваль­ныя болезни, а затем внут­рен­ние раз­доры и неуря­дицы, появ­ле­ние одного за дру­гим двух само­зван­цев, заня­тие Москвы поля­ками, домо­га­тель­ство мос­ков­ского пре­стола со сто­роны сна­чала поль­ского коро­ле­вича Вла­ди­слава и потом отца его Сигиз­мунда — все это дей­стви­тельно угро­жало Рус­скому цар­ству пол­ною раз­ру­хою. Уже бояре дали свое согла­сие на воца­ре­ние в Рос­сии поль­ского короля Сигиз­мунда, а если бы это слу­чи­лось, то, надо пола­гать, не было бы теперь Рус­ского пра­во­слав­ного цар­ства, не празд­но­вали бы мы тор­же­ственно сто­ле­тие слав­ной Оте­че­ствен­ной войны и трех­сто­ле­тия не менее слав­ного цар­ство­ва­ния Дома Рома­но­вых, и, во вся­ком слу­чае, исто­рия Рос­сии при­няла бы совсем дру­гое направ­ле­ние. Что же спасло наше оте­че­ство от этой раз­рухи? Только вера пра­во­слав­ная и твер­дый сто­я­тель за эту веру — свя­тей­ший пат­ри­арх Ермо­ген. Пат­ри­арх обод­рял всех, остав­шихся вер­ными пра­во­сла­вию и сво­ему оте­че­ству, раз­сы­лал по всем горо­дам гра­моты, открыто при­зы­вая пра­во­слав­ный народ воору­житься про­тив вра­гов веры и оте­че­ства, и убеж­дал собраться всем и дви­нуться к Москве. Народ внял голосу сво­его пер­во­свя­ти­теля и мас­сами шел к Москве «уме­реть за свя­тыя Божии церкви и за веру хри­сти­ан­скую». Народ­ныя опол­че­ния, собран­ныя и руко­во­ди­мыя кня­зем Пожар­ским и граж­да­ни­ном Мини­ным, изгнали поля­ков из Москвы, а вскоре затем, 21 фев­раля 1613 года был поло­жен конец и дол­гой смуте на Руси избра­нием на цар­ство сво­его рус­ского пра­во­слав­ного боярина Миха­ила Фео­до­ро­вича Рома­нова. Так наши пра­во­славно-веру­ю­щие предки, подобно древним пат­ри­ар­хам, верою побе­диша цар­ствия, соде­яша правду, полу­чиша обе­то­ва­ния, загра­диша уста львов, уга­сиша силу огнен­ную, избе­гоша острия меча, воз­мо­гоша от немощи, быша крепцы во бра­нех, обра­тиша в бег­ство полки чуждих (Евр. 11:33-34).

Так велико было зна­че­ние веры пра­во­слав­ной для Рос­сии во дни смуты и меж­ду­цар­ствия. Не мало также Гос­подь излил Своих мило­стей на наших пред­ков и раньше, и после смут­ного вре­мени за их твер­дую веру, за их любовь к хра­мам Божиим, за их все­гдаш­нюю и твер­дую реши­мость сохра­нить, под­дер­жать и укре­пить пра­во­сла­вие на своей родине. Так ли твердо мы, как наши предки, хра­ним пра­во­сла­вие, так же ли забо­тимся, чтобы наша свя­тая пра­во­слав­ная Русь оста­ва­лась такою же и впредь, и в праве ли мы поэтому ожи­дать новых и новых мило­стей Божиих, достойны ли мы этих мило­стей? К сожа­ле­нию, на эти вопросы едва ли можно дать утвер­ди­тель­ные ответы. Русь, прежде свя­тая и пра­во­слав­ная, пови­ди­мому, посте­пенно пере­стает быть тако­вою. Прежде пра­во­слав­ная вера на Руси не только счи­та­лась, но и на самом деле была гос­под­ству­ю­щею; теперь она посте­пенно теряет это зна­че­ние. В наших выс­ших госу­дар­ствен­ных учре­жде­ниях — Госу­дар­ствен­ной Думе и Госу­дар­ствен­ном Совете под­ни­ма­ются такие вопросы, о кото­рых наши предки и поду­мать не могли, напри­мер. о сво­бод­ном пере­ходе из пра­во­сла­вия в ино­сла­вие и даже в ино­ве­рие, не исклю­чая и язы­че­ства, о сокра­ще­нии празд­нич­ных дней и об обра­ще­нии их в при­сут­ствен­ные и рабо­чие, не исклю­чая даже и неко­то­рых дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, о пол­ном почти устра­не­нии пра­во­слав­ного духо­вен­ства от уча­стия в деле обу­че­ния народа гра­моте, при­чем в реше­нии этих и дру­гих, нередко чисто цер­ков­ных вопро­сов, при­ни­мают уча­стие не только ино­слав­ные хри­сти­ане, но и ино­верцы и даже совсем неверующие.

Вера и бла­го­че­стие заметно падают. раз­ви­ва­ются, наобо­рот, вся­кого рода сек­тан­ство, неве­рие и рели­ги­оз­ное без­раз­ли­чие. Осла­бе­вает и любовь к храму Божию, усер­дие к посе­ще­нию бого­слу­же­ний. Появ­ля­ется даже какое-то непо­нят­ное усер­дие к ино­вер­ным домам молитвы. Неко­то­рые име­ни­тые и счи­та­ю­щи­еся пра­во­слав­ными рус­ские граж­дане Бога не боятся и людей не сты­дятся, вхо­дить в состав стро­и­тель­ного коми­тета по стройке язы­че­ского капища и где же? в самой сто­лице рус­ской, в Пет­ро­граде. Вообще же в рус­ских граж­да­нах, осо­бенно в горо­дах, вме­сто усер­дия к посе­ще­нию хра­мов Божиих, раз­ви­ва­ется какая-то страсть к раз­ного рода уве­се­ле­ниям, устра­и­ва­е­мым во вся­кое время, не склю­чая и боль­шин­ства пред­празд­нич­ных и вели­ко­пост­ных дней. А когда зако­ном запре­щено устра­и­вать обыч­ныя уве­се­ле­ния, при­ду­мы­вают раз­ного рода бла­го­тво­ри­тель­ныя «уте­ше­ния» и собра­ния, лишь бы только в цер­ковь не итти. В част­но­сти, наш Вла­ди­во­сток обра­тился в какой-то почти сплош­ной иллю­зион, или вообще сплош­ное заве­де­ние для раз­ного рода уве­се­ле­ний и уте­ше­ний. После всего этого в праве ли мы наде­яться на новыя мило­сти Божии к нам и нашему оте­че­ству и не должны ли мы, наобо­рот, стра­шиться, что Гос­подь и нам ска­жет то же, что от Его лица Цер­ковь гово­рит иудеям. людие Мои, что сотво­рих вам, или чим вам сту­жих. И что Ми воз­да­сте? ктому не терплю про­чее, при­зову Моя языки, и тии Мя про­сла­вят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот веч­ный. Для нас, живу­щих в сосед­стве с япон­цами, корей­цами и китай­цами, слова этого цер­ков­ного пес­но­пе­ния должны быть осо­бенно вра­зу­ми­тельны. Мы не только от дру­гих знаем, но во-очию можем убе­диться, как эти народы склонны стали к при­ня­тию хри­сти­ан­ства и как они по пре­иму­ще­ству ценят именно пра­во­сла­вие. Япон­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, не смотря на то, что осно­вана и под­дер­жи­ва­лась до послед­няго вре­мени почти исклю­чи­тельно одним только чело­ве­ком, правда, выда­ю­щимся, недавно в Бозе почив­шим прис­но­па­мят­ным Архи­епи­ско­пом Нико­лаем, насчи­ты­вает уже до 34 тысяч чело­век. Корейцы как загра­нич­ные, так в осо­бен­но­сти про­жи­ва­ю­щие в нашей обла­сти, про­яв­ляют склон­ность к мас­со­вому обра­ще­нию в пра­во­сла­вие, и только недо­ста­ток мис­си­о­не­ров и мате­ри­аль­ных средств для раз­ви­тия дела про­по­веди среди них тор­мо­зит это обра­ще­ние. Даже китайцы, быв­шие ранее очень упор­ными в своем язы­че­ском заблуж­де­нии, теперь вни­ма­тель­ней стали при­слу­ши­ваться к про­по­веди хри­сти­ан­ства и осо­бенно пра­во­сла­вия. Пекин­скою духов­ною мис­сиею за один только 1911 год обра­щено в пра­во­сла­вие из язы­че­ства и окре­щено 1167 чело­век, тогда как до этого года всех кре­ще­ных китай­цев было только 1800 чело­век, так что за один год число кре­ще­ных китай­цев почти удво­и­лось. Еди­нич­ные слу­чаи обра­ще­ния китай­цев в пра­во­сла­вие были и в нашей обла­сти, хотя ника­кой пра­вильно орга­ни­зо­ван­ной про­по­веди среди про­жи­ва­ю­щих у нас китай­цев и не име­ется. Не свя­зано ли это обра­ще­ние в пра­во­сла­вие окру­жа­ю­щих нас языч­ни­ков с нача­лом нашего отвер­же­ния Богом, и не хочет ли Гос­подь вме­сто нас при­звать их в Свое цар­ство? Но да не будет сего! Будем молить Гос­пода, чтобы Он, при­зы­вая языч­ни­ков в Свое цар­ство, не лишил и нас этого цар­ства, а чтобы наша молитва была услы­шана Богом, будем, подобно нашим пред­кам, твердо хра­нить веру пра­во­слав­ную и блю­сти запо­веди Гос­подни, в своих же воль­ных и неволь­ных согре­ше­ниях искренно каяться пред Богом. Памя­туя изре­че­ние Спа­си­теля, что в дому Отца Его оби­тели многи суть (Ин. 15:2), и имея в виду Его запо­ведь: шедше, научите вся языки, кре­стяще их во Имя Отца и Сына и Свя­таго Духа (Мф.28:19), мы должны вся­че­ски содей­ство­вать рас­про­стра­не­нию веры Хри­сто­вой и среди окру­жа­ю­щих нас языч­ни­ков, но, сле­дуя при­меру Апо­стола язы­ков, должны вме­сте с тем упо­треб­лять все меры к тому, чтобы самим не остаться неклю­чи­мыми или недо­стой­ными этих оби­те­лей. В насто­я­щия же минуты, при­сту­пая к живо­нос­ному гробу Гос­подню и со стра­хом, верою и любо­вию лобы­зая пре­чи­стыя язвы Спа­си­теля, будем взы­вать сло­вами цер­ков­ной песни: Гос­поди, иже раз­бой­ника спут­ника при­е­мый, в крови руце осквер­нив­шаго, и нас с ним при­чти, яко благ и чело­ве­ко­лю­бец (Анти­фон 14). Аминь.

Про­из­не­сено Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шим Евсе­вием, Архи­епи­ско­пом Вла­ди­во­сток­ским за вечер­ней Вели­каго пятка 1912 года, пред плащаницей.

Источ­ник. Архи­епи­скоп Евсе­вий. «Рус­ские люди, хра­ните веру пра­во­слав­ную!» // Мис­си­о­нер­ский листок № 12. — Изда­ние Уссу­рий­ской Свято-Тро­иц­кой Нико­ла­ев­ской оби­тели. — Авде­евка, При­мор­ской обла­сти: Мона­стыр­ская печатня, 1915. — 4 с.

  • 115 0

Religion Percentage of Russian Population
Orthodox Christianity 71
Non-Affiliated Beliefs 15
Islam 10
Other Christians 2
Другие конфессии 1