Князь олег был сыном рюрика: Олег Вещий | Государственное управление в России в портретах

Содержание

Русь при княжении Олега Вещего и Рюрика. Русь изначальная [Праистория Руси]

Русь при княжении Олега Вещего и Рюрика

Известно, что после Аскольдова Крещения восстанавливал язычество на Руси князь Олег Вещий, правивший вначале от имени Игоря Рюриковича. Он же и перенял власть у Рюрика после смерти того в 879 году.

Кто же был князь Олег? И почему его прозвали вещим? Напомню, вещими людьми на Руси прозывали волхвов. А это значит, что Олега признавали не просто правителем, а князем-волхвом, подобно князьям Древней Русколани. И сии князья-волхвы, обладавшие земной властью и таинственной силой, почитались на Руси не только «внуками богов», но и прямо «обретёнными богами».

И в самом деле, происхождение Олега и его рода почитается волшебным, или сказочно-эпическим. Как утверждает традиция, Олег, или иначе Волег, Вольга, почитался и сам как воплощённый или обретённый бог войны Вольга, оборачивающийся Огненным Змеем. Это имя было дано ему уже в посвящении и на Руси. А происходил он сам из Норвегии (согласно летописям, «от рода урманского»), где его звали Оддом Стрелой или Оддом Многостранствующим.


О норвежских корнях Олега, а также о его отождествлении с конунгом Оддом писали и в самой Норвегии. Об этом рассказал Адольф Стендер-Петерсен в книге «Varangica» (1953). В России сопоставляли саги об Одде Стреле и летописные сказания об Олеге Вещем историки А.Л. Никитин, Е.В. Пчелов, А.А. Бычков, Ю.К. Бегунов.

В Норвегии и Исландии Одд – герой многих саг, сказаний, например: «Орвар Одд саги», о чём с давних пор писали многие исследователи и историки. Последнее обширное исследование норвежских корней Вещего Олега принадлежит историку Ю.К. Бегунову («История Древней Руси». Т.1. С древнейших времён до Олега Вещего). В сих сказаниях Одд – стародавний эпический герой, подобный Одиссею или Садко, а также князьям-богам Русколани.

Согласно сагам, Одд Стрела был сыном конунга Кетиля Лосося с острова Рафниста. Между прочим, по легенде, Кетиль Лосось был так прозван за то, что как-то раз выловил в Северном море дракона, похожего на крылатую рыбу, и принёс его домой. А на расспросы деда-тролля ответил, мол – ничего особенного он не сделал, так – поймал лосося. «Если ты сие чудище называешь рыбёшкой, – изрёк дед, – то я и тебя буду называть Лососем». И тут следует сказать, что сей дед, по имени Ульв Бесстрашный, и сам был троллем, то есть полудраконом.

А это значит, что и его правнука, Олега Вещего, почитали потомком существа волшебного, получеловека-получудовища из рода горных троллей. Между прочим, поскольку князь Игорь Рюрикович был сыном его сестры Эфанды, то и всё потомство Рюрика имеет в своих жилах, по сей женской линии, волшебную кровь троллей, отягощённую злыми чарами. Не этим ли и объясняются многие нестроения нашей древней истории?

Следует сказать, что Олег Вещий не только был славен волшебным происхождением и тем, что пережил приключения во многих странах света, повторяющие деяния древних героев-полубогов. Но также он обрёл и великие посвящения. Первое от троллей, а второе от эльфов. Об этом расскажем подробнее.

Первое посвящение он получил от отца вместе с волшебными стрелами троллей, которые всегда сами возвращались в колчан. Именно из-за сих волшебных стрел норвежцы его и прозвали Оддом Стрелой. На Руси же был известен бог войны Вольга, у которого (как и одноименного героя былин) также были такие стрелы. Именно потому у нас Одд был прозван Вольгою, или Олегом.

Как-то раз где-то на Севере, согласно сагам, Олег Вещий охотился вместе со своим товарищем по оружию Асмундом. Вдруг неизвестно откуда прилетела стрела и убила Асмунда. Оказалось, что его случайно убил охотившийся неподалёку король сей страны. Одд в гневе застрелил сего короля своей волшебной стрелой, а потом в тоске по погибшему другу стал бродить по окрестностям и крушить всё вокруг. И выдернул с корнями одно дерево, а под ним оказался проход в подземелье. Олег спустился туда и нашёл там дворец семи эльфийских волшебниц.

У сих семи волшебниц Олег и получил своё самое великое посвящение. Они одарили его волшебной сорочкой, которую эльфийки все вместе вышивали целый год. И так каждая из них одарила посредством сей сорочки посвящаемого одной из семи сил (или ветров, как говорят в традиции). Так, Олег благодаря семи владычицам Севера обрёл «семь ветров», то есть семь сил бога Велеса (или его лика в роде драконов Вольги). Получив посвящение, он стал совершенным, или «обретённым богом». Олег стал неуязвим для любого оружия, научился предвидеть будущее. И так он явился Вещим Олегом.

Олег Вещий потом пережил много приключений в разных странах света. И по всей Европе, где он получил известность как «неистовый Роланд», учавствовавший в битвах на стороне Карла Великого, ему одно время служил и Рюрик (Эйрик Фрисландский). Также воевал он и в Азии, по крайней мере, на Ближнем Востоке. Воевал и в Балтийском, и в Средиземном морях, и даже, по сведениям саг, переплыл Гренландское море и достиг страны Виндланд, то есть побывал в Америке.

А в стране великанов Ризланд он повторил подвиг Одиссея (или Садко) в пещере Полифема. Олег-Одд сразился с одноглазым великаном Бади и великаншей Гнейп, а потом также в пещере и с её отцом и всем племенем великанов. И там он всех победил своими волшебными стрелами и хитростью.

Не будем подробно описывать все приключения Олега Вещего по сагам, а также приключения его литературных двойников и прообразов в разных странах света, а сразу перейдём к его миссии на Руси.

Чтобы представить себе вполне то время и образ Олега Вещего, нужно сразу же отказаться от догм, навязываемых историками последних двух веков. В их представлении Олег – это вождь варяжских разбойников, кои подчинили ещё более дикие славянские языческие племена.

Всё совсем не так. Во-первых, речь идёт о IX веке, то есть не только уже не об античности, но даже уже и не о раннем Средневековье, речь о расцвете европейского Средневековья. И в то время Русь уже давно, многие столетия, была великой державой, именуемой варягами Гардарики, то есть «Страной городов». Это была процветающая европейская страна с длительной историей, богатой культурой. Так что Олег Вещий являлся не вождём ватаги варягов, а могущественным европейским монархом, равновеликим византийскому или франкскому императорам. С ними и шли непрерывные и часто победоносные войны, в коих с обеих сторон участвовали десятки, а то и сотни тысяч воинов, морские флотилии и т. п.

А под властью Рюрика, как и потом Олега, были обширные земли в Восточной и Северной Европе, не только земли славян, как восточных, так и западных, и южных, но также отчасти земли шведские, норвежские, датские, финские и прибалтийские…

Олег Вещий и дружина клянутся Перуном и Велесом. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Согласно сагам и летописям, на Русь Олег пришёл вместе с Рюриком. Правда, сведения саг и летописей сильно разнятся. По летописям, Олег был воеводой и союзником Рюрика, поскольку тот был женат на его сестре и пришёл в Новгород вскоре после его призвания (или, возможно, смерти).

Саги же дают иную картину. Согласно этим известиям, Рюрик (Эйрек), унаследовавший новгородский престол, не стал сразу занимать его, ибо сему воспротивились новгородцы, прежде уже воевавшие с Рюриком в Вендии.

О том вспоминает и «Книга Велеса», призывающая к борьбе с Рюриком и его варяжской дружиной. Потому вначале, явившись из-за моря, Рюрик пошёл не в Новгород, а взял приступом Старую Ладогу, что располагалась неподалёку. Ладога в то время носила имя Альдейгия, ибо была незадолго до того захвачена шведами, и так почиталась частью Упсальского королевства. Старая Ладога и стала столицей Рюрика.


Сам Новгород, как и ранее Ладога, были выстроены вначале как торговые фактории вендов в землях шведов и финнов. Они были заселены славянами, бежавшими от различных войн на юге, и в последнее время значительно пополнились беженцами из Старгорода Ободритского – славянского в города в венедских землях, кои с тех пор и поныне принадлежат германцам (они были как раз тогда захвачены франками в войнах Карла Великого).

Рюрик претендовал на престол Новгорода и, между прочим, враждовал с другим наследником – Вадимом Храбрым, сыном Гостомысла. И вначале он решил вернуть прежние владения своего деда Гостомысла. И так он отвоевал Альдейгию – Старую Ладогу. В битве берсерк из дружины Рюрика по имени Грим Мохнатые Щеки (по некоторым данным, бывший братом Олега), убил тамошнего правителя Ладоги-Альдейгеи, конунга Реггвида и пленил его дочь.

И тут следует заметить, что Олегу сие не понравилось, и не только потому, что так сей город вышел из владения Упсальского королевства, но и прежде всего потому, что павший конунг был отцом его невесты, ибо Олег сватался к дочери Реггвида.

И тогда Олег (тогда ещё норвежский конунг по имени Рольф и по прозвищу Одд Стрела) пренебрёг тем, что был союзником Рюрика в датских войнах. Теперь он решил выступить против Рюрика и своего собственного брата Грима, дабы отомстить за смерть Реггвида и пленение его дочери, своей невесты.

Одд призвал на битву дружину Рюрика и брата Грима под стенами Старой Ладоги. Но вместо битвы Рюрик предложил братьям разрешить свой спор поединком, победителю и должна была достаться дочь Реггвида. Одд одержал победу и поразил брата, это и явилось для него вполне достаточной местью.

Заметим, во всей этой истории никак не дают себя знать братья Рюрика, Синеус и Трувор, упоминаемые в русских летописях. И в самом деле, куда они подевались? Сидели в Изборске и Белозере? А может быть, Синеус – это просто иное имя того же берсерка Мохнатые Щеки? Ничего точно не известно, а по скандинавским источникам Рюрик действует один…

После тризны по павшему великому берсерку произошло примирение и заключение нового союза между Олегом и Рюриком. В знак заключения мира Олег женился на дочери павшего Реггвида и на сём основании стал также, вместе с Рюриком, править словенами и почитался князем, принявшим теперь славянское имя Олег.

Затем Олег ещё крепче породнился с Рюриком, отдав ему в жёны свою сестру Эфанду, от которой потом и родился князь Игорь Рюрикович. Возможно, они вместе подчиняли Новгород и изгоняли из него восставших во главе с Вадимом Храбрым и волхвом Ягайлой Ганом.

Но поскольку об Олеге в это время Ягайла Ган не говорит ничего, скорее всего он в те годы странствовал. Не исключено, правда, что в «Велесовой книге» волхв Ягайла имеет в виду именно Олега по возвращении в Новгород из Сурожа, когда пишет о «Суровом Одине, который хотел крови…». Под сим Одином он вполне мог разуметь конунга Одда Стрелу, ещё не получившего тогда славянское имя Олег.

И это значит, конунг Одд-Олег после смерти Рюрика не просто унаследовал престол Новгорода Великого, а захватил его силой, оправдывая сие утверждением власти Игоря Рюриковича. И так он сам стал князем всей Новгородской Руси.

Что же касается веры, кою исповедовали Олег и Рюрик, то известия о сём источников разнятся. Западные хронисты утверждают, что Рюрик принял крещение, и получил христианское имя – Георгий, ещё в 826 году на Рейне в городе Ингельгейме по воле франкского императора Людовика Благочестивого. Правда, это не помешало ему потом быть прозванным «язвою христианства» за разрушение монастырей во время набегов на Англию.

Есть легенда и о том, что Олег (конунг Одд) также был крещён норманнским епископом на острове Сицилия во время похода на Ближний Восток и в Иерусалим. И даже известно его имя в крещении: Феодор. Да и потом Олег-Феодор, как христианин, крестил некую балканскую страну на Дунае, служа сим королю Венгрии, часть населения коей были славяне (скорее всего, сербы), и там он повергал идолов и рушил языческие святилища. О сём Олеге-Феодоре, крестителе, а также князе-тархане придунайских сербов, сообщал также и Д.С. Лихачев. На Дунае даже сохранилась надпись с упоминанием князя Олега-Феодора, датированная 904 годом.

При всём том русские летописи в один голос утверждают, что Олег и Рюрик были язычниками и «вероваша идолом». А князь Олег даже стал почитаться в языческом культе в качестве «обретённого бога». Потому его, согласно летописи, «прозваша вещий: бяху бо людие погани и невеголоси».

Сочетаться же сии противоречащие друг другу известия могут только так: и Рюрик, и Олег были арианами, как и многие европейские короли того времени. Это для них не только не противоречило исповеданию веры предков, но являлось высшим её выражением, продолжением традиции. Для приверженцев же греческой веры все, не почитавшие византийского императора наместником Бога, признавались не только врагами империи, но и язычниками.

Олег был ярым врагом Византии будучи сам язычником (возможно, даже и крещёным, но, скорее, в арианскую, а не в византийскую веру). Так или иначе, но он выступил против киевского князя Аскольда и по той причине, что тот перешёл из арианства в византийскую ортодоксию.

Русская начальная летопись приводит легенду о том, как Олег хитростью взял Киев в 882 году. Выдал своё войско, прибывшее на ладьях, за купеческий караван и затем коварно убил Аскольда, вышедшего посмотреть товары. История эта повторяет греческую легенду о троянском коне и хитрости Одиссея. Вероятнее всего, данная легенда имеет именно сей источник, ибо Одд Стрела не раз повторяет в сагах подвиги хитроумного Одиссея, а также сродного ему новгородского купца Садко.

На деле же, полагаю, всё было иначе. Согласно свидетельствам булгарских хроник («Джагфар-тарихы», «Гази Барадж-тарихы»), Олег вначале осадил Киев. И пытался взять его приступом. Тем временем горожане решили свергнуть Аскольда, ибо он был им ненавистен разрушением устоев и преследованием язычников, а также тем, что убил предыдущего правителя Дира. И так киевляне, желая вернуться к вере предков, схватили Аскольда и выдали его Олегу.

Аскольд был выдворен из города. Там же, увидев Олега, врага своего, Аскольд ринулся на него, выхватив меч с криком: «Проклятый раб! Ты изменил мне, своему господину, а потому должен умереть!».


Но на его пути встал бывший в ближнем окружении князя сын погибшего князя Дира по имени скорее всего Иоанн (ибо в булгарской передаче его зовут Джун). Он выхватил у одного из воинов копьё и пронзил им Аскольда, покарав его как убийцу своего отца.

Затем Аскольда погребли на месте гибели. А над его могилою владетель сего «Венгерского урочища», князь кочевых угров-венгров по имени Ольм (или Олом), построил церковь имени св. Николая, ибо это было имя Аскольда в крещении. Одно время церковь была разрушена князем Святославом, но потом восстановлена. И поныне на сём месте в Киеве стоит храм, отданный униатам греко-католикам.

Поразительно, но в церковной истории князь Аскольд никогда не признавался ни первокрестителем русов, ни мучеником, погибшим за веру от язычников.

Вероятнее всего, потому, что повинный в его гибели князь Олег всегда был почитаем русскими царями как объединитель Руси, провозгласивший Киев – «матерью городов русских» и утвердивший власть династии Рюриковичей. К тому же князь Олег – близкий родственник, шурин Игоря Рюриковича, основателя династии.

И это для официальной истории, в том числе церковной, – важнее, чем память о первом крещёном киевском князе. Потому и по сию пору Аскольд чтится не официальной церковью, а либо униатами и сектантами, либо «катакомбниками» и проч.

Олег Вещий почитается в нашей истории несравненно более Аскольда, несмотря на то что он всегда воевал против Византийской империи и, без сомнения также против греческой духовной экспансии.

И не только против неё. Он освободил славянские племена северян и радимичей от хазарской зависимости. Отпадение этих земель от Хазарского каганата вызвало большую войну с давним врагом и притеснителем славян. И тогда Олег свершил поход на хазар, «их села и нивы… обрёк он мечам и пожарам». Было это около 884 года. Как сообщает о том Архангелогородский летописец: «Иде Олег на козары…»

Многие годы на восточных границах Руси князю Олегу приходилось вести войны не только с хазарами, но также с переменным успехом с уграми (венграми), печенегами. Войны были тяжелы, от иных находников приходилось откупаться, также он заключал союзы с куманами (половцами) и булгарами. Мудрая политика Олега Вещего принесла плоды, Русь крепла, под его дланью возрождалось великое государство, каким прежде была Русколань.

В 907 году Олег Вещий отправился в поход на столицу Византии, сам Царьград (Константинополь), усадив на 2000 ладей великую рать в 50 000 воинов. А когда греки, отказавшись от боя, заперлись в городе, Олег придумал хитрость, позволившую ему победить без боя.

Как сообщает начальная летопись, Олег велел вытащить ладьи на берег и приставить к ним колёса. Когда же подул попутный ветер, были подняты паруса, и ладьи поехали прямо по полю на город. Греки, увидев это, испугались и возопили: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом!». А надо сказать, что в то время св. Дмитрий вытеснял в греческой вере бога войны и громовержца.

Греки выплатили Олегу великую дань и пошли на мирный договор на крайне выгодных для Руси условиях. Правда, на переговорах они, по обыкновению, хотели князя отравить и добавили в вино яд, но Олег, будучи вещим, предугадал сие, и пить то вино пришлось самим послам. Затем в знак одержанной победы Олег «прибил свой щит к вратам Цереграда».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7.2. Второй период: от середины IX века до середины XII века — Киевская Русь от Рюрика до Юрия Долгорукого (Ростовского)

7. 2. Второй период: от середины IX века до середины XII века — Киевская Русь от Рюрика до Юрия Долгорукого (Ростовского)
Это — эпоха Киевской Руси. В скобках мы указываем длительности правлений великих князей Киевских, с их вариантами при наличии соправлений. Отметим, что в

2. Прибытие на Русь из горящего Царь-Града = Трои основателя русско-ордынской династии Энея-Иоанна-Ассура-Нимрода-Вила-Рюрика

2. Прибытие на Русь из горящего Царь-Града = Трои основателя русско-ордынской династии Энея-Иоанна-Ассура-Нимрода-Вила-Рюрика
После сожжения и разграбления Царь-Града на Босфоре в 1204 году Империя распалась и была ввергнута в пучину глубокой смуты XIII века. В наступившем

7.2. Второй период: от середины IX века до середины XII века — Киевская Русь от Рюрика до Юрия Долгорукого (Ростовского)

7.2. Второй период: от середины IX века до середины XII века — Киевская Русь от Рюрика до Юрия Долгорукого (Ростовского)
Это — эпоха великих князей Киевской Руси. См. Радзивиловскую летопись [716]. В скобках мы указываем длительности правлений, с их вариантами при наличии

2 период: от середины IX века до середины XII века — Киевская Русь от Рюрика до Юрия Долгорукого (Ростовского)

2 период: от середины IX века до середины XII века — Киевская Русь от Рюрика до Юрия Долгорукого (Ростовского)
Это — эпоха великих князей Киевской Руси (см. Радзивиловскую летопись [2]). В скобках мы указываем длительности правлений (с вариантами в случае соправлений).

2. Прибытие на Русь из горящего Царь-Града = Трои основателя Русско-Ордынской династии Энея-Иоанна-Ассура-Нимрода-Вила-Рюрика

2. Прибытие на Русь из горящего Царь-Града = Трои основателя Русско-Ордынской династии Энея-Иоанна-Ассура-Нимрода-Вила-Рюрика
После сожжения и разграбления Царь-Града на Босфоре в 1204 году, Империя распалась и была ввергнута в пучину глубокой смуты XIII века. В наступившем

Вендское королевство, Русь Киевская и Новгородская при княжении Гостомысла и Рюрика

Вендское королевство, Русь Киевская и Новгородская при княжении Гостомысла и Рюрика
О Гостомысле и Рюрике следует рассказать особо, ибо от них потом свой род вели российские монархи, и по сию пору многие русские дворянские роды почитают себя Рюриковичами.Известно, что к

Вендское королевство, Русь Киевская и Новгородская при княжении Гостомысла и Рюрика

Вендское королевство, Русь Киевская и Новгородская при княжении Гостомысла и Рюрика
О Гостомысле и Рюрике следует рассказать особо, ибо от них потом свой род вели российские монархи, и по сию пору многие русские дворянские роды почитают себя Рюриковичами.Известно, что к

Русь при княжении Олега Вещего и Рюрика

Русь при княжении Олега Вещего и Рюрика
Известно, что после Аскольдова Крещения восстанавливал язычество на Руси князь Олег Вещий, правивший вначале от имени Игоря Рюриковича. Он же и перенял власть у Рюрика после смерти того в 879 году.Кто же был князь Олег? И почему его

Глава 1 НАСЛЕДНИК ВЕЩЕГО ОЛЕГА

Глава 1
НАСЛЕДНИК ВЕЩЕГО ОЛЕГА
Олег умер, согласно преданию, на пятый год после возвращения из похода на Царьград, то есть около 915 г. В наследство своему преемнику он оставил обширную державу «светлых князей», простиравшуюся от Карпат до Среднего Поднепровья. В

Русская земля после смерти вещего Олега

Русская земля после смерти вещего Олега
 Смерть вещего Олега возвестила скорый и неминуемый распад созданной им Руси — державы «светлых князей». Непрочность этого государственного образования была обусловлена прежде всего неопределенностью властных полномочий «его

Несколько комментариев к традиционной трактовке образа Вещего Олега

Несколько комментариев к традиционной трактовке образа Вещего Олега
К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией — особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев. Во-первых, по

907, 912 Походы Олега на Константинополь. Заключение договоров с греками. Смерть Олега

907, 912 Походы Олега на Константинополь. Заключение договоров с греками. Смерть Олега
Согласно летописям, Олег подошел к стенам столицы Византии с флотом в две тысячи судов и осадил ее. Воины Олега поставили свои суда на колеса и, подняв паруса, двинулись к укреплениям

Сорвавший «Щит вещего Олега»

Сорвавший «Щит вещего Олега»
Подписанная в Царьграде хартия была доставлена послами Игоревыми в Киев, и вскоре ее содержание стало известно обитателям всей Древней Руси. Если купеческое сословие и великокняжеские придворные радовались всемерно многочисленным благам,

Песнь Вещего Александра

Песнь Вещего Александра
Во время гражданской войны России и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив пушкинскую «Песнь о Вещем Олеге». Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения, и с единственной различной строкой:

Аскольд и Дир – предшественники Олега Вещего

Аскольд и Дир – предшественники Олега Вещего
Выделяемая исследователями в составе ПВЛ «Ярополкова летопись», написанная, м. б., во времена Святополка Окаянного, которого летопись называет сыном Ярополка, однозначно приписывает честь быть первым князем Русским в Киеве

Загадки Вещего Олега

Загадки Вещего Олега
Вернемся к первому князю русскому в Полянской земле. Когда в действительности Олег пришел в Киев? Казалось бы, ответ очевиден – летопись говорит однозначно – в 882 году, на 29-м году правления императора Михаила Третьего. Вот только даже само правление

Игорь Старый. История, мифы и боги древних славян

Игорь Старый

Игорь был сыном Рюрика. Летописи сообщают, что в 879 г., когда умер Рюрик, Игорю было всего три года, именно поэтому княжение перешло к Олегу как опекуну малолетнего князя. Когда Олег пошел завоевывать Киев, он взял с собой Игоря, потому что тот и был князем. До самой кончины Олега (предположительно в 912 году) Игорь был помощником князя. В 903 году Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 г., во время похода на Царьград, младший князь оставался наместником в Киеве. В 912 году Игорь стал киевским князем.

Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной.

И однако, с Игорем в летописях и без этой даты много неясного. Мы не знаем точно время рождения Рюрика, но вполне вероятно, что Игорь не был сыном первого князя. Любопытен тот факт, что в Киеве до конца XI века о Рюрике ничего не было известно, а родоначальником киевской княжеской династии считался именно Игорь Старый, как в середине XI в. назвал Игоря митрополит Киевский Иларион в своем «Слове о Законе и Благодати». И только летописец Нестор в «Повести временных лет» (начало XII века) рассказал историю о призвании Рюрика.


Известный историк А.Г. Кузьмин считал, что Игорь, как и Олег, был выходцем с «острова русов», который упоминается восточными авторами (о нем было рассказано в главе про русов). Кузьмин выдвигал идею, что это было государственное образование русов-алан на острове Сааремаа в Балтийском море и в западно-эстонских провинциях Роталия и Вик в IX веке после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. Это была так называемая Аланская Русь в Прибалтике. Предполагается, что уже в IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы. Именно оттуда и были выходцами Олег Вещий и его племянник Игорь Старый, а княжеская династия русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

Имя Игорь — это славянизированное произношение имени Ингер, известного из византийских и западных источников. Имя связано с территориями Ингрии — области в Прибалтике (в русских летописях ее называют Ижорой). Исходный корень «инг» — «муж, человек».

Далее. Киевским князем Игорь стал в 912 или 913 году после смерти Олега Вещего.

Причем, как мы помним, в разных летописях родство Олега и Игоря или отсутствие родства описывается по-разному Возможно, это зависело от того, что именно Игоря хотели представить основателем династии киевских князей. Тогда Олега стремились представить не родственником, а воеводой. А.Г. Кузьмин предлагает искать подтверждение или опровержение разных известий в других источниках, в данном случае — в богемских хрониках, опубликованных в конце XVIII в. Христианом Фризе. Кузьмин обращает внимание на сообщения об усобице, разразившейся в Киеве в 20—30-е годы IX века между Игорем и Олегом. Однако это не князь Олег Вещий, а его сын — тоже Олег. То есть трения начались между двоюродными братьями, а целью было киевское княжение. В результате Игорь изгнал Олега из княжества, и тот бежал в Моравию, которая в это время вела борьбу с вторгшимися в области Среднего Дуная венграми. В Моравии Олег принял христианство (христианское имя — Александр). Он отличился в войнах с венграми и был избран королем Моравии. Случилось это, скорее всего, в 935 году.

Олег помирился с Игорем, попытался объединить силы Моравии, Руси и Польши ради отражения натиска венгров. Однако из Руси пришло сообщение о гибели Игоря, и союз так и не состоялся. После нескольких лет борьбы Олег потерпел поражение от венгров и вернулся на Русь, где был воеводой у вдовы Игоря княгини Ольги. Умер Олег Олегович в Киеве приблизительно в 962 году.

А.Г. Кузьмин говорит, что сведения богемских хроник подтверждаются археологами: по их данным именно во второй четверти IX века отмечается волна миграции славянизированного населения, в том числе и русов, из Моравии в Приднепровье.

Видимо, именно с этой волной вернулся в Киев и Олег Олегович. И в связи с этой теорией любопытен тот факт, что в Киеве известна не одна, а две могилы

Олегов, расположенные в разных частях города. Возможно, это были могилы Олега-отца и Олега-сына.

Что же касается собственно Игоря, то он стал киевским князем после изгнания Олега (или без него, если не рассматривать эту версию).

Князь решил совершить поход по Волге. Возможно, он хотел иметь беспрепятственный выход в Каспий, чтобы легче было купцам добираться до Ирана и Арабского халифата. Чтобы не тратить силы заранее, он договорился с хазарами о свободном проходе в обмен на часть добычи. В 913 году 500 судов из Киева пришли на Каспийское море. До этого в 909–910 годах русы на 16 кораблях появились на южных берегах Каспия.

Вот что пишет араб Ал-Мас’уди о походе 913 года: «… суда русое рассеялись по морю, и их отряды отправились в Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун на гурганском берегу, в область нефтяных источников и в Азербайджан, потому что главный город Азербайджана отстоит от моря на три дня пути. Они проливали кровь, захватывали женщин и детей, грабили имущество, снаряжали отряды для набегов, уничтожали и жгли [дома]. При возвращении из набегов они удалялись на острова, расположенные у нефтяных источников и в нескольких милях оттуда».

Судя по свидетельству, первоначально поход проходил успешно для русов, но после нападения на Баку и Ширван что-то случилось. Договор между русами и хазарами был нарушен, и в ходе трёхдневного сражения войско русов было почти полностью истреблено мусульманской гвардией лариссиев. О причинах внезапной вражды русов и хазар можно гадать долго.

Когда известия об этом поражении пришли в Киев, начались неприятности в Древнерусском государстве. Попытались восстановить свою независимость древляне, и внутренний мятеж подавлял воевода Свенельд, а затем он начал войну с уличами, и войскам Свенельда пришлось осаждать столицу племени три года. Радимичи и северяне вновь приняли власть хазар и стали платить им дань. Уличи и тиверцы в итоге ушли под власть болгар, а их земли заняли кочевники печенеги, в результате чего Киевское княжество навсегда потеряло контроль над черноморским побережьем. В 915 г. Игорь заключил мир с печенегами, а в 920 году снова воевал с ними. В 940 году, после долгого сопротивления, уличи снова покорились Киеву.

В «Повести временных лет» описан поход на Царьград в 941 году, и окончился он неудачно: большая часть из 10 тысяч ладей русов были сожжены греками при помощи «греческого огня».

«Когда же пришли с востока воины — Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом».


Однако на самом деле это не полное описание. Да, Игорь с частью дружины вернулся в Киев. Однако он фактически бросил войско, от которого вовсе не осталось «10 ладей». Византийские источники: Хроника Амартола и житие Василия Нового — описывают продолжение похода 941 года, которого нет в русских летописях.

Игорь с малым числом войска вернулся в Киев, пишет Лев Диакон, но была и другая часть флота, и она укрылась у берегов Малой Азии. Там было достаточно мелководно, и тяжелые корабли византийцев не могли достать русов. И эти воины начали набеги на Вифинию, Пафлагонию, Никомидию и ряд других земель. Еще три месяца они находились у берегов Малой Азии, но в сентябре 941 года флот русов был блокирован византийцами и разгромлен. Какая-то часть воинов после этого поражения вернулась в Киев, о чем есть сообщения и в русских источниках, а другая часть отправилась грабить Персию. Только в 943 году последние остатки русского войска, которое отправлялось на Царьград, вернулись на родину.

А в это время Игорь уже готовил второй поход. «Повесть временных лет» относит его к 944 году, историки говорят о 943.

«Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли себе печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».

Также и к печенегам послал паволоки и много золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, — не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». Послушал их Игорь и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси».

Таким образом, в 944 г. князь Игорь заключил новый договор с греками. В перечислении делегации от Киевской Руси кроме кельтских, фракийских, иранских, финно-угорских появляются славянские имена: Войко, Володислав, Предслава, Синко. При Олеге Вещем такого не было. Даже сын Игоря носит славянское имя Святослав. Это может свидетельствовать о том, что продолжалась славянизация дружинников из «рода русского» и что славяне появляются в составе правящей элиты Древнерусского государства.

Еще одна любопытная деталь: «Мы — от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянника Игоря; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба;… Прастен Акун от племянника Игоря.»

То есть некоторые послы представляют отдельных князей, воевод, бояр, купцов. Даже члены семьи князя Игоря представлены разными послами. Из этого следует, что князь лично не мог представлять интересы своей земли и рода, а был своеобразным главой союза. Его личная власть не была абсолютной.

Кроме того, среди послов русов появились христиане. Летописец подчеркивает: «Было много христиан среди варягов». Известно, что у русов-христиан была и своя церковь в Киеве — церковь св. Ильи. Возможно, что христианами были переселенцы из Моравии. Именно к середине X в. относятся погребения по христианскому обряду, в массовом порядке появившиеся в Киеве и находящие аналогии только в христианских погребениях Моравии.

Под 945 годом «Повесть временных лет» рассказывает о гибели киевского князя. Этот отрывок приведен выше, в главе про древлян. Видимо, та часть дани, которая не была предназначена для внешней торговли, распределялась между той дружиной, которая эту дань собирала, иначе почему бы дружина киевского князя завидовала дружине воеводы? Может быть, древляне перетерпели бы двойную дань, но вот третью подряд они не выдержали. Возмущенные люди убили жадного князя и дружинников. Похоронен он близ столицы древлян города Искоростеня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Олег | Викинги Вики | Фэндом

в:
Персонажи, Мужские персонажи, Персонажи 6 сезона,

а также
еще 4

Посмотреть источник

Эта статья заблокирована.
Эта страница в настоящее время заблокирована для информации с премьеры эпизода. Посетите редактируемую черновую версию , чтобы внести изменения, как только эта страница будет разблокирована. Будьте осторожны, так как черновик будет содержать спойлер .

Олег

ФИО:

  • Олег Новгородский

Статус:

  • Умерший

Смерть:

  • 821 г. н.э.; Все в море

Способ смерти:

  • Застрелен Игорем

Дом:

  • Киев, Киевская Русь

Происхождение:

  • Киевская Русь

Преданность:

  • Династия Рюриковичей

АКА:

  • Олег «Вещий»

Средства к существованию:

  • Князь (ранее)

Титул:

  • Великий Князь Киевский (ранее)
  • Князь Новгородский (ранее)
  • Великий князь Киевской Руси (ранее)

Другие важные лица:

  • Неназванная первая жена †
  • Катя (вторая жена)

Братья и сестры:

  • Аскольд † (брат)
  • Дир (брат)

Родственники:

  • Игорь (племянник)
  • Рюрик † (шурин)

Сыграл

Данила Козловский

Сезон/ы:

Сезон 6

Первое появление:

Новые начинания

Последнее появление:

Все в море

Количество появлений:

15

Князь Олег Новгородский (древнеславянский: Ѡлегъ, древнескандинавский: Helgi ) — великий князь Киевской Руси. Он брат князя Дира и князя Аскольда, дядя Игоря.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Сезон 6
  • 2 Личность
  • 3 Отношения
    • 3.1 Ивар
  • 4 В истории
  • 5 Общая информация
  • 6 Галерея
  • 7 выступлений

Биография

Молодость

Внушающий страх варяжский великий князь Киева, получивший прозвище «Пророк» после взятия Константинополя. Во время переговоров о своем отъезде из города он утверждал, что видел сон, в котором его вино было отравлено. Поэтому он не стал пить предложенное ему византийцами вино и пережил участь двух своих полководцев.

Был доверенным лицом царя Рюрика, своего зятя. На смертном одре он был назван защитником Игоря и правителем Киевской Руси. Игорь не зря напуган до смерти Олегом.

Сезон 6

Когда Ивара находят на Шелковом Пути, его приводят к князю Олегу. Они становятся близкими друзьями, связанными общей историей убийства своих жен за предательство. Олег хранит гроб жены в своем дворце, где часто его посещает.

Когда он отравляет своего брата Аскольда, Олег танцует, когда его брат умирает.

Когда Ивар и Игорь помогают Диру сбежать, Олег пытает и убивает охранников, которые должны были следить за Диром. Затем Олег подает их безглазые головы Ивару и Игорю за ужином.

Олег планирует вторгнуться в Скандинавию и обратить ее в христианство, в то же время утверждая господство над Русью, предав своих братьев, чтобы стать единственным влиянием на Игоря. Он хочет сделать Ивара марионеточным королем Скандинавии.

После первой части Битвы за Вестфольд Олег и Рус празднуют. Ивар, однако, не уверен, что убил Бьорна, и поэтому не хочет в полной мере участвовать.

Олег заставляет Игоря поджечь короля Олафа. Игорь явно не хочет этого делать. Ивар обнимает Игоря, чтобы придать ему смелости. Он остается высокомерным придурком и садистским эгоистом. Он наслаждается тем, что радушно принимает сбежавшего короля Хакона, прежде чем приказать своему человеку вонзить кинжал в горло Хакона. Его явно нервирует поведение Олафа перед казнью. После кажущегося бессмертия Бьорна все, что он может сделать, это преклонить колени, прежде чем поспешно отступить при виде подкрепления Бьорна.

После неудавшегося вторжения в Скандинавию Олег чистит своих офицеров, заставляя их рыть себе могилы перед тем, как их расстреляют.

По мере того, как он теряет контроль и власть над Киевом, безумие Олега становится более частым и очевидным. Он уподобляет себя Иисусу вплоть до отпущения Игорю его грехов.

Личность

Олег — обаятельный психопат. Он харизматичен, сумасшедший и жестокий. У Олега мало сакрального, и он макиавеллистский правитель. Он готов убить свою собственную семью, чтобы достичь своей цели. Он наслаждается пытками и насилием с садистским ликованием. Однако за своей жестокостью он глубоко сожалеет о предательстве своей первой жены, поскольку она совершила прелюбодеяние с одним из помощников Олега, что побудило Олега убить ее в ответ. Память о ней до сих пор не дает покоя Олегу, свою уязвимую сторону он не показывал никому, кроме Ивара, который для него самый близкий друг.

У Олега сильные и частые перепады настроения. Он то ругает Ивара или его мертвую жену, то со слезами просит у них прощения. Его поведение предполагает биполярное расстройство или пограничное расстройство личности. Он также переключается между идеализацией и демонизацией определенных людей. Князь Олег тоже очень религиозен. Олег испугался, когда умирающему Бьорну удается отдать приказ об атаке, и все викинги атакуют его армию.

Отношения

Ивар

Ивар — это тот, кого привлекает безумие и жестокость, которых Олег воплощает в изобилии. Ивар очарован русами и дружит с ними. Их дружба характеризуется резкими перепадами настроения Олега. Он то ругает Ивара, то со слезами просит у него прощения. Олег всегда либо слишком идеализирует, либо демонизирует Ивара. Он также использует замешательство Ивара по поводу того, является ли принцесса Катя каким-то образом Фрейдис, чтобы манипулировать им.

В истории

Олег основан на историческом деятеле Олеге Новгородском, также известном как Олег Вещий. В Повести временных лет , летописи Киевской Руси, Олег является родственником первого правителя Рюрика, и ему было поручено позаботиться как о его царстве, так и о малолетнем сыне Игоре. Он переехал из Новгорода и захватил власть в Киеве, убив Аскольда. Это положило начало могущественному государству Киевской Руси. Он также предпринял как минимум одну атаку на Константинополь. Согласно восточнославянским летописям, Олег был верховным правителем Руси с 879 г.до 912 г. н.э.

Согласно летописи, византийцы пытались отравить Олега, но он продемонстрировал свои способности оракула, отказавшись выпить чашу отравленного вина.

В Повести временных лет Олег известен как Вещий, потому что жрецы пророчествовали, что Олег примет смерть от своего жеребца. Вопреки пророчествам, Олег отослал коня. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему сказали, что она умерла. Он попросил показать останки и был доставлен туда, где лежали кости. Когда он коснулся сапогом черепа лошади, из черепа выскользнула змея и укусила его. Олег умер, тем самым исполнив пророчество.

Общая информация

  • В Vikings он изображен как христианин. На самом деле династия Рюриковичей, как говорят, была преобразована в конце 10 века Владимиром Великим в 988 году, через 76 лет после смерти Олега.
  • Броня Данилы Козловского изначально была сделана для сериала Netflix Марко Поло . Его носил персонаж Арик.
  • Олег предположительно наполовину швед, как и Рюрик. Его имя происходит от скандинавского имени «Хельги». В сериале его предки скандинавы, но сам он скорее мигрант во втором или третьем поколении, который очень русский, но имеет некоторую связь со своим наследием. Например, он знает, как говорить на древнескандинавском языке.

Галерея

Олег и его невеста, принцесса Катя

Олег готовится к бою

Олег и Катя в 6 сезоне 6 серии, Воскрешение

Олег и Ивар, 6 сезон 1 серия

3 начало полета на воздушном шаре, 6 сезон, 1 серия

Появления

Появления в шестом сезоне
Новые начинания Пророк Призраки, боги и бегущие собаки Все заключенные Ключ
Смерть и змей Ледяная дева Валгалла может подождать Воскрешение Самые продуманные планы
Царь царей Все изменения (6 сезон)]] Сигнал Потерянные души Все в море
Последняя соломинка Плот Медузы Это всего лишь волшебство Господь дает Последний Акт

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Олег | Викинги Вики | Фэндом

в:
Персонажи, Персонажи мужского пола, Персонажи 6 сезона,

а также
еще 4

Посмотреть источник

Эта статья заблокирована.
Эта страница в настоящее время заблокирована для информации с премьеры эпизода. Посетите редактируемую черновую версию , чтобы внести изменения, как только эта страница будет разблокирована. Будьте осторожны, так как черновик будет содержать спойлеров .

Олег

ФИО:

  • Олег Новгородский

Статус:

  • Умерший

Смерть:

  • 821 г. н. э.; Все в море

Способ смерти:

  • Застрелен Игорем

Дом:

  • Киев, Киевская Русь

Происхождение:

  • Киевская Русь

Преданность:

  • Династия Рюриковичей

АКА:

  • Олег «Вещий»

Средства к существованию:

  • Князь (ранее)

Титул:

  • Великий Князь Киевский (ранее)
  • Князь Новгородский (ранее)
  • Великий Князь Киевской Руси 0042

    Другие важные лица:

    • Неназванная первая жена †
    • Катя (вторая жена)

    Братья и сестры:

    • Аскольд † (брат)
    • Дир (брат)

    Родственники:

    • Игорь (племянник)
    • Рюрик † (шурин)

    Сыграл

    Данила Козловский

    Сезон/ы:

    Сезон 6

    Первое появление:

    Новые начинания

    Последнее появление:

    Все в море

    Количество появлений:

    15

    Князь Олег Новгородский (древнеславянский: Ѡлегъ, древнескандинавский: Helgi ) — великий князь Киевской Руси. Он брат князя Дира и князя Аскольда, дядя Игоря.

    Содержание

    • 1 Биография
      • 1.1 Ранняя жизнь
      • 1.2 Сезон 6
    • 2 Личность
    • 3 Отношения
      • 3.1 Ивар
    • 4 В истории
    • 5 Общая информация
    • 6 Галерея
    • 7 выступлений

    Биография

    Молодость

    Внушающий страх варяжский великий князь Киева, получивший прозвище «Пророк» после взятия Константинополя. Во время переговоров о своем отъезде из города он утверждал, что видел сон, в котором его вино было отравлено. Поэтому он не стал пить предложенное ему византийцами вино и пережил участь двух своих полководцев.

    Он был доверенным лицом короля Рюрика, его зятя. На смертном одре он был назван защитником Игоря и правителем Киевской Руси. Игорь не зря напуган до смерти Олегом.

    Сезон 6

    Когда Ивара находят на Шелковом Пути, его приводят к князю Олегу. Они становятся близкими друзьями, связанными общей историей убийства своих жен за предательство. Олег хранит гроб жены в своем дворце, где часто его посещает.

    Когда он отравляет своего брата Аскольда, Олег танцует, когда его брат умирает.

    Когда Ивар и Игорь помогают Диру сбежать, Олег пытает и убивает охранников, которые должны были следить за Диром. Затем Олег подает их безглазые головы Ивару и Игорю за ужином.

    Олег планирует вторгнуться в Скандинавию и обратить ее в христианство, в то же время утверждая господство над Русью, предав своих братьев, чтобы стать единственным влиянием на Игоря. Он хочет сделать Ивара марионеточным королем Скандинавии.

    После первой части Битвы за Вестфольд Олег и Рус празднуют. Ивар, однако, не уверен, что убил Бьорна, и поэтому не хочет в полной мере участвовать.

    Олег заставляет Игоря поджечь короля Олафа. Игорь явно не хочет этого делать. Ивар обнимает Игоря, чтобы придать ему смелости. Он остается высокомерным придурком и садистским эгоистом. Он наслаждается тем, что радушно принимает сбежавшего короля Хакона, прежде чем приказать своему человеку вонзить кинжал в горло Хакона. Его явно нервирует поведение Олафа перед казнью. После кажущегося бессмертия Бьорна все, что он может сделать, это преклонить колени, прежде чем поспешно отступить при виде подкрепления Бьорна.

    После неудавшегося вторжения в Скандинавию Олег чистит своих офицеров, заставляя их рыть себе могилы перед тем, как их расстреляют.

    По мере того, как он теряет контроль и власть над Киевом, безумие Олега становится более частым и очевидным. Он уподобляет себя Иисусу вплоть до отпущения Игорю его грехов.

    Личность

    Олег — обаятельный психопат. Он харизматичен, сумасшедший и жестокий. У Олега мало сакрального, и он макиавеллистский правитель. Он готов убить свою собственную семью, чтобы достичь своей цели. Он наслаждается пытками и насилием с садистским ликованием. Однако за своей жестокостью он глубоко сожалеет о предательстве своей первой жены, поскольку она совершила прелюбодеяние с одним из помощников Олега, что побудило Олега убить ее в ответ. Память о ней до сих пор не дает покоя Олегу, свою уязвимую сторону он не показывал никому, кроме Ивара, который для него самый близкий друг.

    У Олега сильные и частые перепады настроения. Он то ругает Ивара или его мертвую жену, то со слезами просит у них прощения. Его поведение предполагает биполярное расстройство или пограничное расстройство личности. Он также переключается между идеализацией и демонизацией определенных людей. Князь Олег тоже очень религиозен. Олег испугался, когда умирающему Бьорну удается отдать приказ об атаке, и все викинги атакуют его армию.

    Отношения

    Ивар

    Ивар — это тот, кого привлекает безумие и жестокость, которых Олег воплощает в изобилии. Ивар очарован русами и дружит с ними. Их дружба характеризуется резкими перепадами настроения Олега. Он то ругает Ивара, то со слезами просит у него прощения. Олег всегда либо слишком идеализирует, либо демонизирует Ивара. Он также использует замешательство Ивара по поводу того, является ли принцесса Катя каким-то образом Фрейдис, чтобы манипулировать им.

    В истории

    Олег основан на историческом деятеле Олеге Новгородском, также известном как Олег Вещий. В Повести временных лет , летописи Киевской Руси, Олег является родственником первого правителя Рюрика, и ему было поручено позаботиться как о его царстве, так и о малолетнем сыне Игоре. Он переехал из Новгорода и захватил власть в Киеве, убив Аскольда. Это положило начало могущественному государству Киевской Руси. Он также предпринял как минимум одну атаку на Константинополь. Согласно восточнославянским летописям, Олег был верховным правителем Руси с 879 г.до 912 г. н.э.

    Согласно летописи, византийцы пытались отравить Олега, но он продемонстрировал свои способности оракула, отказавшись выпить чашу отравленного вина.

    В Повести временных лет Олег известен как Вещий, потому что жрецы пророчествовали, что Олег примет смерть от своего жеребца. Вопреки пророчествам, Олег отослал коня. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему сказали, что она умерла.