Творчество п и чайковского: Жизнь и творчество | Музей-усадьба П.И Чайковского

Творчество П.И.Чайковского тесно связано с Эстонией

Комсомольская правда

ОбществоИстория современностиКультура

Baltnews / КП — Сев. Европа

25 мая 2015 9:11

Композитор отдыхал в Хаапсалу, жил в Силламяэ и «объедался в Ревеле кильками»

Вечер памяти Чайковского. Фото: Евгений Капов

То, что творчество Чайковского тесно связано с Эстонией, для некоторых жителей этой Балтийской страны, особенно молодых, становится открытием.

Музыкальный лекторий, посвященный 175-летию великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, прошел в читальном зале Кохтла-Ярвеской Центральной библиотеки 21 мая 2015 года.

Здесь была оформлена книжная выставка «Чародеи русской музыки». Работник Центральной библиотеки Татьяна Агафонова прочитала лекцию «Чайковский в Эстонии».

То, что Петр Ильич Чайковский — один из величайших композиторов в истории музыки, знают все. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний — (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

А вот то, что творчество Чайковского тесно связано с Эстонией, для некоторых жителей этой Балтийской страны, особенно молодых, становится открытием.

Петр Ильич Чайковский впервые посетил Эстонию в 1867 году. Тогда он вместе с младшими бра­тьями провел два с лишним летних месяца в курорт­ном городке западной Эстонии — Хаапсалу. На следующий год, в начале августа, он поселился в небольшом дачном поселке Силламяэ, расположенном на Нарвском взморье.

Оба эти посещения Чайковским Эстонии связаны с семьей декабриста Давыдова, с которой великий композитор состоял в родственных отношениях: его сестра Александра была замужем за сыном декабриста Львом Васильевичем.

Чайковский хорошо знал Нарвское взморье: в своих письмах он называет и Гунгербург, и Шмецке, и Мерикюла, и другие дачные местечки, разбросанные на берегу Нарвского залива.

В третий, и последний, раз Чайковский посетил Эстонию через много лет, в конце своей жизни. Он несколько дней гостил в Ревеле у своего брата Анатолия — вице-губернатора Эстляндской губернии. Своим друзьям Петр Ильич писал: «Поездку в Ревель я вспоминаю как приятное сновидение…», «Я объедался в Ревеле кильками».

Вскоре после этой поездки в Эстонию Петр Ильич приступил к сочинению своей, как он выразился, «наилучшей» Шестой симфонии — Патетической. Во второй ее части одна из тем навеяна мелодией эстонской народной песни «Kallis Mari» («Дорогая Мари»).

В вечер, посвященный творчеству Чайковского, свой вклад внес и Кохтла-Ярвеский Культурный центр. После лекции талантливый музыкант Ирина Пищальникова дала небольшой концерт фортепианной музыки. Со своей программой выступил Академический женский хор «Лада» под руководством Лидии Брагиной.

Автор: Евгений Капов Baltnews.ee

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Найдите материал о творчестве П.

И.Чайковского и подготовьте презентацию

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии») Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых гуманистических идеалов. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, он с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.
Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг. . В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений , в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.
По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог.
Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его творчестве заняла тема борьбы человека за свое право на счастье. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60-70 гг. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Музыке его присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом продолжающая традиции Даргомыжского.
В его сочинениях сказывается влияние городской песни, и особенно городского бытового романса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние русской романсной культуры первой половины XIX века – творчества Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его ансамблях, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке.
Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы. Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического балета, внес яркий вклад в область фортепианного и скрипичного концерта, лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра. Чайковским создано 10 опер (Воевода , Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник , Кузнец Вакула, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула), Чародейка , Пиковая дама, Иоланта), 3

Чайковский о «безмерном блаженстве» творчества, мистической машине вдохновения и пороках прерываний — Маргинал

Мария Попова

«Уважающий себя художник не должен складывать руки под предлогом того, что он не в настроении», легендарный композитор Петр Ильич Чайковский писал в 1878 г. в письме своей благодетельнице Надежде фон Мекк, подтверждая то, что с тех пор эмпирически продемонстрировали психологи, — что «твердость» важнее врожденных способностей и «сознательного практика» перевешивает талант в стремлении к творческому мастерству. И все же, как и большинство художников, сам Чайковский был человеком парадоксальных убеждений, и, несмотря на насмешки над понятием «быть в настроении», он очень доверял параллельному понятию вдохновения — настолько, что однажды отказался от красивого комиссию фон Мека, потому что он считал, что создание музыкального произведения из коммерческих побуждений, а не из подлинного вдохновения, будет представлять собой «художественную нечестность».

Из всегда превосходного Жизнь и письма Петра Ильича Чайковского ( публичная библиотека ; общественное достояние ) рождается грубый рассказ любимого композитора о вдохновении, электризующая формулировка того, что Т.С. Элиот однажды назвал мистическое качество творчества, и бесчисленное множество других творцов поддержали его на протяжении многих лет.

Отвечая на письмо фон Мекка 1878 года, Чайковский описывает «те смутные чувства, которые проходят через человека во время сочинения»:

Это чисто лирический процесс. Своего рода музыкальное сморщивание души, при котором происходит наложение материала, который снова вытекает в нотах, подобно тому, как лирический поэт изливается в стихах. Разница состоит в том, что музыка обладает гораздо более богатыми выразительными средствами и является более тонким средством, в котором можно передать тысячи изменчивых моментов настроения души. Вообще говоря, зародыш будущего сочинения приходит внезапно и неожиданно. Если почва готова, т. е. есть расположение к работе, — она пускает корни с необычайной силой и быстротой, пробивается сквозь землю, пускает ветви, листья и, наконец, цветет. Я не могу определить творческий процесс иначе, чем этим сравнением. Большая трудность в том, что зародыш должен появиться в благоприятный момент, остальное идет само собой. Напрасно было бы пытаться выразить словами то безмерное чувство блаженства, которое находит на меня непосредственно, [когда] пробуждается во мне новая идея и начинает принимать определенную форму. Я все забываю и веду себя как сумасшедший. Все во мне начинает пульсировать и трепетать; едва я начал набросок, как одна мысль следует за другой.

Сцена из постановки Pacific Northwest Ballet по пьесе Чайковского «Щелкунчик», самого популярного балета в мире, сценография Мориса Сендака (Фото © Анджела Стерлинг)

Чайковский предостерегает от внешнего прерывания этого состояния, известного в современной психологии как «поток» — предостерегающий плач, тем более пророческий сегодня, в наш век постоянной бомбардировки отвлекающими факторами и требованиями к нашему вниманию, тревожные последствия которых для нашего познания и творческих способностей предупреждали десятилетиями философы, а психологи — лишь немногие. начинает понимать. Чайковский пишет:

Среди этого волшебного процесса часто случается, что какое-то внешнее вмешательство выводит меня из сомнамбулического состояния: звонок в колокольчик, вход моего слуги, бой часов, напоминающий мне, что пора уходить выключенный. Ужасны, действительно, такие перерывы. Иногда они обрывают нить вдохновения на значительное время, так что приходится искать ее снова — часто напрасно.

И тем не менее он считает эти перебои с вдохновением неизбежными и находит противоядие в неуклонном применении технического мастерства, своего рода мастерства, приобретаемого путем сознательной практики:

В таких случаях мне на помощь должны прийти холодная голова и технические знания. Даже в произведениях величайших мастеров мы находим такие моменты, когда органическая последовательность нарушается и приходится делать искусное соединение, чтобы части предстали как совершенно спаянное целое. Но этого нельзя избежать. Если бы то состояние ума и души, которое мы называем вдохновением, длилось долго без перерыва, ни один художник не смог бы его выдержать. Струны рвутся, и инструмент разлетается на осколки. Уже хорошо, если основные идеи и общий набросок произведения приходят без всякого ломания ума, в результате той сверхъестественной и необъяснимой силы, которую мы называем вдохновением.

Больше мудрости великого композитора живет в Жизнь и письма Петра Ильича Чайковского . Дополните его легендарным автором песен Кэрол Кинг о вдохновении против пота и Владимиром Набоковым о «предварительном сиянии» вдохновения, а затем еще раз просмотрите новаторское руководство Грэма Уоллеса 1926 года по четырем этапам творчества, третье из которых отражает феномен, описанный Чайковским.


Опубликовано 7 июля 2014 г.

https://www.themarginalian.org/2014/07/07/tchaikovsky-on-inspiration/

Marginalian участвует в партнерской программе Amazon Services LLC, партнерской рекламной программе, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения комиссионных за размещение ссылок на Amazon. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу на Amazon по любой ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности. (TLDR: вы в безопасности — на моих часах не прячутся гнусные «третьи лица» и не разбрасываются крохи «куки», которые использует остальная часть Интернета.)

Мудрость Чайковского для художников с депрессией

Культура и религия —

Его слова вселяют в тех из нас, кто склонен к творчеству и депрессии, надежду, перспективу и чувство товарищества.

Фото предоставлено Александром Кривицким на Unsplash. печаль, горе и ненависть к себе. Среди тех, кто относится к этой категории, Петр Ильич Чайковский, русский композитор, чьи великолепные симфонии тронули миллионы людей во всем мире за последние полтора века. Теперь его письма занесены в новую книгу под редакцией Розы Ньюмарч под названием 9.0005 Жизнь и письма Петра Ильича Чайковского .

Многие заметки Чайковского подчеркивают его борьбу с меланхолией, когда он пишет своему племяннику: «Есть дни, часы, недели, да и месяцы, когда все кажется черным, когда меня мучает мысль, что я покинут , что никому до меня нет дела». Но он также видит радость и красоту в мире, говоря: «Я утверждаю, что жизнь прекрасна, несмотря ни на что!»

Это противоречие между утонченным чудом мира и его безрадостностью — борьба не только у Чайковского, но и у многих художников. Это глубина нашего чувства, детальность нашего взгляда, способность видеть и измерять контраст 10 000 радостей и 10 000 печалей, которые питают и наполняют наше творчество. Мы чувствуем слишком много, слишком глубоко, и временами это болезненно. В других славный.

Чайковский выразился блестяще, когда сказал: «Шипов много, но есть и розы». Творческие люди несут в себе яд депрессии. Они также обладают противоядием. Но как мы дошли до этого и какова научная корреляция между творчеством и депрессией?

До сих пор ведутся споры о том, связаны ли психические заболевания и креативность генетически. Кей Редфилд Джеймисон много писала об этом в своей книге 1996 года Touched With Fire 9.0006 и исследование 2015 года говорят, что творческие люди на 25 процентов чаще несут гены психических заболеваний. Это свидетельство было встречено многими, кто считает, что связь скорее случайная, чем причинно-следственная, но сильное любопытство остается, и исследования продолжаются. Сколько стоит миф и романтизм? Сколько стоит наука? Все это еще предстоит определить.

В то время как некоторые интересуются генетикой, меня больше интересуют практические аспекты управления творческим и депрессивным темпераментом. Чайковский мог избежать волнения своих темных эпизодов, наблюдая свежую красоту весеннего утра. Мне вспоминается песня Суфьяна Стивенса «The Only Thing», в которой он обсуждает способы, которыми он мог бы покончить с собой, и то, что удерживает его от этого: чудеса природы, такие как звезды и морские пещеры, и свою веру в Бога. . Мы используем нашу острую наблюдательность, чтобы принять все — и хорошее, и плохое.

«Шипов много, но розы тоже есть».

Баланс имеет ключевое значение — радость в настоящем может раскрасить оттенки цвета и надежды даже в самые унылые и самые запутанные моменты. Как сказал Альбер Камю: «В разгар зимы я наконец понял, что во мне есть непобедимое лето». И независимо от того, художник вы или нет, страдаете ли вы депрессией или нет, эти слова понятны. Именно наша огромная стойкость как людей помогает нам пережить трудные времена. Есть шипы, да. Но есть и розы.


Связанные

Спонсируемые

В условиях надвигающихся экономических потрясений каждый хочет сохранить свои средства в безопасности. Но действительно ли это возможно?

Neuropsych

«В наших исследованиях более умные люди не возражают против того, чтобы так часто блуждать, когда задача трудная, но могут делать это чаще, когда задачи легкие».