Содержание
история освоения новгородцами новых земель
Средневековые новгородцы были смелыми путешественниками и первооткрывателями. Именно они положили начало освоению богатейших природными богатствами земель – того, что мы сейчас называем русским севером. Можно смело сказать: если бы не отвага, предприимчивость и, что уж греха таить, жажда наживы новгородцев, Россия сейчас могла бы выглядеть совсем иначе.
Н.К. Рерих «Волокут волоком», 1915 год.
Почти тысячу лет назад, в конце XI века, новгородцы впервые побывали на Северном Урале (Югре). Под 1096 годом летопись сообщает о поездке туда новгородского «отрока», собиравшего дань в другом отдалённом (хоть и не столь) регионе – на Печоре. За первым потянулись вереницы других искателей приключений. Рассказы о сказочном изобилии тех мест, где белки и маленькие олени падают прямо с неба, будоражили умы всё новых новгородских «конкистадоров». Впрочем, поначалу отношения с обитателями вновь открываемых земель складывались мирно. К взаимному удовольствию пришельцы обменивались с туземцами товарами. Торговля больше напоминала бартер:
местные жители «показывают на железо и делают знаки руками, прося железо; и если кто даст им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха».
Прошло время. Новгородцы решили, что необходимые им товары можно брать даром и обложили местное население данью.
Материал подготовлен на основе одной из тематически экскурсий по Великому Новгороду.
Так что свой путь на север новгородцы прокладывали отнюдь не из любопытства или исследовательского интереса. В эти опасные и тяжёлые походы их влекло стремление добыть ценившиеся в то время товары. Но ведь и Колумб открыл Америку не для того, чтобы попасть в учебники, а стремясь найти короткий путь к индийским сокровищам.
Новгородцы же везли домой «рыбий зуб» (так в Средние века называли моржовый клык), серебро и даже ловчих птиц. Но, пожалуй, самой желанной добычей были меха. Из северных земель в Новгород попадал широкий ассортимент пушнины: соболи, горностаи, чернобурые лисицы, куницы, выдры, бобры, белки. Львиная доля из них попадала потом в Европу. Для новгородцев пушнина наряду с воском была главным экспортным товаром – своего рода аналогом нынешних нефти и газа. Вывоз пушнины являлся одной из главных статей торговли Новгорода с ганзейскими и ливонскими городами. Эта торговля не прекращалась полностью даже в периоды разрыва дипломатических отношений с Ливонским орденом. Во многом именно меха обеспечивали процветание Новгородской земли на протяжении столетий. В Новгород пушнина попадала отчасти в виде дани с северных народов, для сбора которой регулярно отправлялись военные отряды, отчасти – в виде налогов с появившегося там русского населения.
Новгородцы предлагают меха приказчику подворья Святого Петра в Риге. Около 1400 года. Резная панель из церкви святого Николая в Штральзунде.
О том, чем и как новгородцы и жители севера «били белку в глаз», рассказывают найденные археологами томары – тупоконечные охотничьи стрелы. Их делали целиком из дерева, с расширяющимся концом, либо насаживали на них костяные наконечники в виде усечённых цилиндров. Такие охотничьи стрелы использовались на севере Евразии с каменного века. К концу XIX века их всё ещё использовали некоторые коренные народы Евразии: ханты, манси, ненцы, якуты, эвенки, чукчи. В отличие от стрел с железными наконечниками, тупая стрела не портила ценной шкурки пушного зверька. По крайней мере до XVII века охотничий лук и стрелы использовались в пушной охоте в Сибири и русскими (а совсем уж в глуши – вплоть до начала XX века).
Новгородцы охотятся на белку. Около 1400 года. Резная панель из церкви святого Николая в Штральзунде.
Высоко ценился добывавшийся на севере «рыбий зуб». Не вдававшиеся в зоологические детали новгородцы считали всех обитателей морских пучин рыбами, отсюда и такое не совсем привычное для нашего слуха название моржового клыка. Товар и впрямь был элитным, ведь по своим качествам моржовый клык не уступает бивням слона и мамонта, а по текстуре напоминает мрамор. Изделия из него хорошо поддаются полировке, получаются приятными на вид и ощупь.
Изделия из кости, найденные в процессе археологических исследований в Великом Новгороде.
В Новгороде археологи собрали самую многочисленную в Европе коллекцию средневековых изделий из моржового клыка и кости. Дорогой материал должен был подчёркивать статус владельцев этих в общем-то обычных бытовых вещиц: гребней, рукоятей ножей, пуговиц, бус, игральных костей и фишек. Найден даже «портрет» моржей, процарапанный каким-то жителем Новгорода на камне в XII веке. Видимо, кто-то из участников дальних экспедиций решил показать друзьям или родным, как выглядели эти диковинные «рыбы». Большинство новгородцев всё же видело только то, ради чего несчастных зверей лишали жизни – кости и клыки.
Новгородцы охотятся на белку. Около 1400 года. Резная панель из церкви святого Николая в Штральзунде.
С севера доставлялись и ценившиеся как в самом Новгороде, так и в Европе и Золотой Орде ловчие птицы. Для их отлова туда направлялись специальные ватаги. Соколиная охота была популярным развлечением среди знати, и не только новгородской. Наверное, не один европейский феодал отправлялся на охоту, держа на руке когтистую птичку с русского севера. Неудивительно, что иностранные купцы охотно вывозили таких пернатых из Новгорода, хотя порой им приходилось при этом идти на немалые ухищрения и даже риск. Например, в 1402 году соколов в Новгороде купил ломбардский купец. Ловкий торговец оказался ещё и авантюристом: ради выгодной покупки ему пришлось преодолеть строгий запрет Ганзы пускать в Новгород купцов-неганзейцев.
Соколиная охота. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века
Не все экспедиции новгородцев на север завершались благополучно для них. Северные народы оказались совсем не такими наивными и безобидными, какими их нередко представляют. Это были умелые и порой коварные воины. Один из наиболее драматичных военных походов на Северный Урал (Югру) состоялся в 1193 году. Рать под руководством воеводы Ядрея сумела захватить один югорский «городок» и осадила другой. Осада длилась пять недель, но завершилась для новгородцев более чем плачевно. Осаждённые заманили лучших из них хитростью в городок и перебили. Такая же жестокая участь постигла вскоре почти всех участников похода. Остатки новгородского отряда, изнемогавшие от голода и понёсшие большие потери, с трудом вернулись домой. На протяжении следующих столетий новгородцы ещё не раз отправлялись в Югру за данью. Один из последних походов туда состоялся в 1445 году и также был неудачным.
Дно сосуда с изображением воина, береста, XI в. Новгородский музей-заповедник.
В ходе освоения северных земель новгородцам пришлось столкнуться не только с вооружённым сопротивлением местного населения, но и бороться с конкурентами. Главным их соперником в Заволочье (Двинской земле) с XII века были суздальские князья. Северные земли частенько становились ареной жестоких стычек. Так, в 1169 году новгородский сборщик дани Даньслав Лазутинич разгромил на севере крупный отряд суздальцев. Эта победа чуть было не обошлась новгородцам слишком дорого: великий князь Андрей Боголюбский решил покарать дерзких конкурентов, и зимой следующего года Новгород осадили войска союзных ему земель. Впрочем, на этот раз акция возмездия не удалась – как известно, новгородцы сумели постоять за себя и снова нанесли поражение своим неприятелям.
Икона «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами), XV в., третья четверть. Новгородский музей-заповедник
Не раз приходилось новгородцам скрестить оружие на севере и с западными соседями, которым, вероятно, время от времени надоедало платить за меха. Русские и скандинавские источники не раз упоминают вооружённые столкновения шведов и норвежцев с новгородцами и союзными им карелами.
Главными дорогами русского Средневековья были реки и озёра, поэтому и основным транспортным средством при освоении богатых водоёмами северных земель являлись речные суда. Это могли быть как небольшие лодки для перемещения по небольшим узким рекам, так и достаточно крупные «плавсредства». Предпочтение всё же отдавалось небольшим, ведь их проще было перетащить через волоки – сухопутные участки пути. Шведский архиепископ, писатель и картограф XVI века Олаф Магнус писал, что русские купцы
«изредка … переносили ладьи на плечах через полосу земли, отделяющие водные потоки один от другого».
Путешественники переносят судно через волок. Гравюра из книги Олафа Магнуса «История северных народов». 1555 год
Однако тащить на своих плечах судно, пусть и небольшое – дело нелёгкое. Скоро выход был найден. В XI-XIII веках в районах расположения важнейших волоков на пути на север появились древнерусские поселения, жители которых расчищали и поддерживали в надлежащем состоянии волоковые пути, содержали необходимых для перевозки грузов лошадей и вообще помогали путникам в их нелёгких путешествиях.
Ко времени образования единого Русского государства новгородцами была заложена прочная основа для дальнейшего освоения Севера европейской части нынешней России, от Кольского полуострова до Северного Урала. За несколько столетий новгородцы накопили богатый опыт колонизации новых земель, получивший дальнейшее развитие в ходе начавшегося вскоре освоения Сибири.
Trojden | Открытия русских путешественников: Баринова И. И.
1. Каких русских путешественников вы знаете? 2. Назовите несколько географических объектов, названных в честь отечественных землепроходцев.
Наша страна — самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света — Европе и Азии. Её омывают моря Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России.
1. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы: к XII в. они уже освоили северные берега европейской части России от Кольского полуострова до бассейна Печоры, плавали на остров Грумант (Шпицберген), проложили пути к морям Северного Ледовитого океана, осели по низовьям и в устьях впадающих в них рек. К XII в. новгородцы освоили весь Европейский Север страны и даже перешагнули за Урал. Жители Русского Севера — поморы — были прекрасными корабелами. Они плавали по рекам и ловили рыбу в Баренцевом и Кйрском морях. Поморы первыми посетили острова Шпицберген и Новая Земля.
2. «Хождение за три моря». Во второй половине XV в. тверской купец Афанасий Никитин (?—1474/75) совершил путешествие в Индию, которое продолжалось три года (рис. 29). Он изучил природу страны, быт, обычаи, культуру её народов, особенности государственного строя. Свои впечатления от путешествия он описал в книге «Хождение за три моря». Эта книга впервые полно и правдиво рассказала жителям России о южных странах.
Рис. 29. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
• Какие три моря пересёк Афанасий Никитин во время своего путешествия?
Рис. 30. Путешествия русских землепроходцев в XVII в.
• Определите, кто из землепроходцев: 1) первым побывал на Камчатке; 2) исследовал берега Амура; 3) первым дошёл до берега Охотского моря.
3. Освоение Сибири. Название «Сибирь» появилось на карте в XIV в. В XV в. московские воеводы организовали большой поход в Западную Сибирь.
Много сведений сохранилось о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. Ермак погиб на берегу реки Иртыш в столкновении с татарским ханом Кучумом, но ему удалось открыть русский путь в Сибирь. С конца XVI до середины XVII в. русские землепроходцы преодолели колоссальные расстояния: они пересекли всю Азию от реки Обь до Тихого океана (рис. 30).
Летом 1648 г. казак Семён Иванович Дежнёв (ок. 1605—1673) с небольшим отрядом на парусных судах вышел из устья реки Колымы к устью реки Анадырь на поиски морского пути. Плавание по Северному Ледовитому океану было трудным: часть судов разбилась, многие люди погибли от холода, но отряд продолжал путь. Только через три месяца корабли обогнули мыс, который впоследствии был назван в честь С. И. Дежнёва. Экспедиция С. И. Дежнёва доказала, что Евразия и Америка не соединены между собой, и открыла пролив между Азией и Северной Америкой.
Рис. 31. Плавания Витуса Беринга и Алексея Чирикова
Первая по-настоящему исследовательская экспедиция в Сибирь была организована по инициативе Петра I. Её возглавил датский офицер Витус Беринг (1681—1741), состоявший на службе в русском флоте.
Перед участниками экспедиции стояли очень важные задачи: составить точные географические карты России и особенно её северных и восточных окраин. Кроме того, в это время Россия вела поиск новых торговых путей в Индию и Китай.
В 1728 г. экспедиция прошла от Охотска до Чукотки и описала пролив, который сейчас называется Беринговым.
В июле 1741 г. из гавани порта Петропавловска вышли два российских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1703—1748). Они направлялись к северо-западным берегам Северной Америки. В ходе экспедиции русские моряки открыли Алеутские и Командорские острова, а также северо-западные части Америки (рис. 31). На Аляске на обратном пути корабль В. Беринга попал в шторм и был выброшен на неизвестный остров. Моряки вынуждены были зазимовать. Многие из них, в том числе и адмирал Беринг, погибли. Выжившие построили небольшое судно и добрались до Камчатки. Эта экспедиция длилась почти десять лет и вошла в историю как Великая Северная экспедиция.
Десять великих путешественников
Марко Поло — венецианский купец. В течение 24 лет путешествовал по странам Азии. Из его книги европейцы узнали об удивительной природе и невиданных богатствах этих стран.
Фернан Магеллан — португальский мореплаватель. Во главе испанской морской экспедиции совершил первое кругосветное путешествие, которое доказало шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана.
Христофор Колумб — генуэзский мореплаватель. Отправился на запад через Атлантический океан на поиски кратчайшего морского пути в Индию. Открыл для европейцев неизвестный до того континент (1492), названный впоследствии Америкой.
Васко да Гама — португальский мореплаватель. В 1497—1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию, проведя свои корабли вокруг Африки и обратно, проложив морской путь из Европы в Южную Азию
Афанасий Никитин — тверской купец. В XV в. совершил путешествие в Индию, преодолев на пути туда и обратно Каспийское, Аравийское и Чёрное моря. Свои впечатления изложил в книге «Хождение за три моря».
Николай Михайлович Пржевальский — русский путешественник. Исследовал труднодоступные районы Азии. Нанёс на карту более 20 горных хребтов, целый ряд озёр и рек.
Александр Гумбольдт — немецкий естество испытатель, географ и путешественник, основатель географии растений и климатологии.
Давид Ливингстон — шотландский исследователь труднодоступных районов Африки, открыл один из крупнейших водопадов — Виктория.
Руаль Амундсен — норвежский полярный исследователь. В 1911 г. первым достиг Южного полюса.
Иван Фёдорович, Крузенштерн — русский мореплаватель, адмирал. Возглавил первое русское кругосветное плавание (1803—1806).
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
1. Опишите маршрут путешествия А. Никитина.
2. В чём заслуга С. И. Дежнёва?
3. Как называется пролив между Азией и Америкой?
4. Как были открыты северо-западные берега Северной Америки?
5. Нанесите на контурную карту все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.
ПОДУМАЙТЕ
Какова цель экспедиций, совершённых русскими людьми?
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Выполните практическую работу № 2.
ОБРАТИТЕСЬ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ.
Открытия русских путешественников
Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы. Купец А. Никитин — один из первых европейцев, посетивших Индию. С. И. Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. В. Беринг и А. И. Чириков открыли северо-западные берега Америки.
Что мы узнали из этого раздела
В изучении нашей планеты приняли участие многие народы. Финикийцы первыми обогнули Африку. Геродот оставил описание многих стран. Пифей нашёл путь к Британским островам. Эратосфен дал название науке — «география», измерил окружность Земли. Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло. Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии.
Америка была открыта в 1492 г. Христофором Колумбом. Первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан. Австралию открыл в 1606 г. голландец Виллем Янсзон, а Антарктиду в 1820 г. — русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.
Первыми исследователями севера Европы и Азии были новгородцы. А. Никитин одним из первых европейцев посетил Индию. С. И. Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. В. Беринг и А. И. Чириков открыли северо-западные берега Америки.
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
Новгород Навсегда Новый
Новгород Навсегда Новый
на
Дэниел С. Во*
Вашингтонский университет (Сиэтл)
[ Примечание. Эта статья будет опубликована, возможно, с
немного другая подборка фотографий и некоторые сноски в REECAS
Информационный бюллетень , осень 2000 г. Эта версия текста также будет доступна в формате PDF.
формат. Изображения ниже на этой странице имеют миниатюры. Нажмите, чтобы увеличить .]
Новгород, «Новый город» или «Новая крепость», если взять название
буквально, является на самом деле одним из старейших, а исторически одним из самых важных и
самый документированный из городов России. Однако его расцвет был до московского завоевания.
в 1470-х годах, вскоре последует закрытие регионального отделения Ганзейского союза
там, и последний удар был разграблен грозными опричниками Ивана Грозного
в 1570 году. Иностранные художники XVII века изобразили сонный провинциальный городок (слева), с
руины, но все еще впечатляющий кремль. Более поздние поколения представляли в самобытном Новгороде
политической истории модель демократического пути для России, отрезанной
Московская тирания и капиталистическая предпринимательская альтернатива деспотической
плохое управление экономикой, примером которого является политика, начинающаяся с Петра Великого и
кульминацией сталинских пятилеток. Удивитесь тогда, когда торговая палата США
отделение Bisnis Bulletin недавно рекламировал Новгород как «Великий
Возможность». Как поясняется в бюллетене ,
Новгород … ранее известный в основном своей историей и памятниками, регулярно размещается в
первая десятка регионов по торговле и инвестициям. Причина не в больших полезных ископаемых,
ни мощной промышленной базы — в Новгороде нет ни того, ни другого, а, скорее, серьезного,
проделовое отношение его деловых и политических лидеров.
Именно те характеристики, которые позволили новгородской элите процветать верхом на некоторых
Важнейшие торговые пути с востока на запад в средние века. Плюс сдача….
Как медиевист, я не буду здесь распространяться о несколько запоздалой попытке Новгорода войти
двадцатый век. Что меня особенно интересует, так это то, сколько нового
еще предстоит узнать об истории города и о том, насколько его прошлое обновляется или
возродился таким образом, что критики исторической реставрации могли бы вздрогнуть.
Начнем с археологии, которая в Новгороде произвела одни из самых ярких
находит где угодно на территориях, некогда бывших средневековой Русью. Изысканно детализированный
Новгородские летописи постоянно напоминают читателю о наводнениях и дождях, сделавших жизнь
жалкий тогда, но оставил очень влажную почву — идеально подходит для сохранения органического вещества. У нас есть сапоги
и шапки, ложки и люльки, куски лодок, языческие идолы, водосточные трубы… и, самое
поразительно, много-много заметок — отчеты, личные письма, каракули скучающего ребенка
который учил свою азбуку, написанную на любимом носителе, дешевой бересте.
Открытие первого из них в Новгороде сразу после Великой Отечественной войны произвело фурор.
И раскопки продолжаются, давая начало этому лету еще
еще одна сенсация — три восковые таблички, датируемые примерно 1020 годом, с надписями
с частями псалмов и под воском текст, осуждающий язычество. Вот, совсем
просто самая ранняя достоверно датируемая физическая копия церковных текстов из любой точки мира.
Средневековая Россия, предшествовавшая новгородским Остромировым евангелиям примерно на три десятилетия.
при этих же раскопках была обнаружена берестяная кора с изображением св. Варвары с одной стороны и Христа с другой.
другой — опять же, согласно новостной статье, вероятно, «самый древний православный образ
Святых в России когда-либо находили.» Изменяют ли эти находки наши представления о городе?
история? Возможно, ненамного, но тем не менее они впечатляют и заставляют задуматься.
что дальше будет раскопано.
Для желающих узнать о жизни новгородцев, столь богато документированной
археологами, музей
в кремле есть богатая и хорошо выставленная коллекция. Там можно увидеть посуду,
монеты, одежда, шахматные фигуры, игрушки и множество образцов берестяных грамот, а также
более современные экспонаты, доказывающие, что город действительно пережил Грозного Ивана.
На втором этаже музея представлена еще одна достопримечательность города, его богатые традиции
иконопись. У музея хороший сайт (немного беглый по историческим экспонатам).
с информацией об истории и культуре города, а также сборником текущих новостей
отчеты. Вернувшись из поездки в Новгород в конце августа я узнал из этой новости
сайт, на котором я невольно пропустила конкурс «Мисс Туризм земного шара».
Участники в национальных костюмах (даже из Боливии, Мальты, Турции и даже
США) должны были «выступить в роли бортпроводницы и пригласить приехать в свою страну,
соблазнить зрителей, как русалка Ильмена из русской легенды соблазнила
купец Садко…» И подумать только, я был в Новгороде и скучал по этому оживлению
почтенная местная традиция, совпавшая с очень важным
церковный праздник Успения Божией Матери, отмечаемый с должной торжественностью в
Собор Святой Софии XI века.
Как и с рукописями и берестяными грамотами, Новгороду особенно повезло
в сохранении своего искусства вплоть до наших дней. Город никогда не был разграблен
монголы. Хотя, как и все древнерусские города, он постоянно страдал от пожаров,
многочисленные небольшие каменные церкви сохранили немало икон, а некоторые на удивление
полные комплекты фресок на стенах. Что не сделали монголы, то сделали все фашисты
полностью во Второй мировой войне (это известно как «современный прогресс»), и многие из
эти церкви были разрушены. Ярким напоминанием об этом разрушении стал экспонат этого
лето того немногого, что осталось от одного из тех наборов фресок в церкви Спаса в Ковалеве, — кропотливо
реконструирован из сотен тысяч фрагментов.
Казалось бы, к настоящему времени интерьеры новгородских церквей
которые пережили войну, были бы тщательно изучены. Тем не менее, работа продолжается, с
удивительные результаты. Собор Рождества Христова
Божией Матери в Антониевском монастыре, построенном в начале 12 века.
Всего два десятилетия назад его архитектурная история была должным образом разгадана, с важными
значение для нашего понимания развития русской церковной архитектуры в
также другие регионы. Процесс изучения церковной иконографии продолжается,
способствуя новым выводам об отображении религиозных образов до
появление в православной церкви ныне знакомого иконостаса. Только некоторые из
оригинальные росписи на стенах церкви Рождества Христова сохранились. В то время как
«формальные» в основной части храма отражают иконографические каноны, есть
также есть несколько интересных зарисовок на лестничной площадке башни. Один изображает то, во что некоторые верят
является архитектором, предлагающим церковь Деве Марии для ее защиты.
охранники этим летом снова работали на лестничной клетке и только что обнаружили
яркое изображение льва, достаточно распространенное в резьбе на некоторых средневековых русских
церквей, но в настенной росписи действительно редки, особенно в Новгороде.
Сохранение, однако, поднимает интересные вопросы, ибо в Новгороде куда ни повернись
есть кажущееся старым, которое на самом деле вполне может быть совершенно новым. Музей под открытым небом, в котором тщательно представлена поразительная деревянная архитектура.
перевезенный из разных мест, «воссоздает» деревню, которой никогда не было — даже
хотя были предприняты все усилия, чтобы сохранить оригинальную древесину и реконструировать
интерьеры на подлинность, вплоть до снопов зерна, подложенных под иконы для обеспечения
плодородие и веточки диких трав в стропилах, чтобы отогнать злых духов. Это
Новгородская версия колониального Вильямсбурга или деревни Старбридж, хотя
может в американских аналогах консерваторы уже дальше по дороге к
отказ от идей современной чистоты, порядка и процветания ради небольшого беспорядка
и экономическое и социальное неравенство, которые были реальностью «раннего Нового времени».
Мир. [Нажмите здесь, чтобы найти
статья Кэтрин Ашенбург о Вильямсбурге, доступная через библиотеки, поддерживающие
Национальная база данных газет.] Предоставление одного предупреждения о возможной санации
старины современными реставраторами, музей деревянного зодчества — отличное место для
узнать о тех аспектах провинциальной русской культуры, которые часто ускользают от обычных обзоров
Русская история.
Перемещение и «ремонт» зданий — это одно, но имеет ли смысл
восстановить с нуля церковь двенадцатого века, разрушенную нацистами, теперь, когда ее
фрески восстановлению не подлежат? Но это происходило и в Новгороде. Даже больше
проблематичными являются случаи, когда то, что мы сейчас видим, не является ни новым, ни полностью старым, но
посетитель может поверить, что все древнее. Прекрасным примером является церковь св.
Николая, построенная на княжеском дворе примерно в то же время, что и церковь
Рождества Христова, но с годами утративший свои первоначальные купола и крышу. В 1968, он имел
одноглавая и четырехскатная крыша. Теперь добавились еще четыре купола, и
предположительно первоначальная изогнутая линия крыши восстановлена. Здание впечатляет еще больше
если смотреть с его северной стороны, где неоклассические дополнения девятнадцатого
века остались на месте и теперь кажутся еще более нелепыми, чем внешний вид
основная часть церкви была «восстановлена» до предполагаемого вида в более
далекое прошлое. На самом деле, ни разу в своей предыдущей истории церковь не имела своего нынешнего
Внешний вид — сегодня вы видите здание, которого на самом деле никогда не было. [Подробнее о Новгороде
реставрации, нажмите здесь.]
Возможно, сопоставление нового и старого менее раздражает в
сознательно спроектированный памятник, такой как мемориал Второй мировой войны, воздвигнутый в 1970-х годах на холме.
с видом на реку Волхов. Его смешанные метафоры древних и современных героев-воинов.
включают танки и зенитки, средневековый воин с мечом на гарцующем коне
сдавливание свастики, и, очень интересное сопоставление бляшек со старославянскими
надпись, напоминающая о воинском духе рыцарей в доспехах далекого прошлого и
бронированные рыцари советского танкового корпуса. Другой
памятники в городе, такие как Памятник тысячелетия, воздвигнутый в кремле в 1862 году,
также поднимают интересные вопросы о том, как последующие поколения используют и интерпретируют свои
мимо.
Не упустите возможность посетить Новгород, если не инвестировать, то хотя бы насладиться его
истории, услышать эфирное церковное пение, еще раз эхом отдающееся в высоких пространствах
его великих соборов, а также узнать, как его традиции преображаются и возрождаются
как часть его современной идентичности. Действительно, далекое прошлое Новгорода заново открывается и
постоянно обновляется.
————————-
*У Даниэля Во есть веб-сайт в области его специализации «Средневековье и
Россия раннего Нового времени и Украина».
Вернитесь на его домашнюю страницу в Новгороде для других ссылок, связанных с этой статьей.
2000 Дэниел С. Во. Последняя редакция: 2 ноября 2000 г.
Визуализация исторических сетей
Примечание по транслитерации. федерация средневековых восточнославянских княжеств, в состав которой входили земли современной западной России, Украины и Белоруссии. Начиная с 9Русь расширилась за счет тринадцати полусамостоятельных княжеств: Киевского, Новгородского, Ростово-Суздальского (позже Владимиро-Суздальского), Рязанского, Смоленского, Полоцкого, Туровского, Муромского, Северского (или Северщины), Черниговского, Переяславского, Волыни и Галицы. Под надзором Великого Князя ʹ (Великий Князь) Киева Русь просуществовала до разграбления Киева монголами в 1240 году. содержание, написанное на бересте (известное как грамоты на бересте) со стилусами. По сравнению с пергаментом, который был дорогим и использовался для богослужебных книг, «высокой» литературы и юридических текстов, и бумагой, которая впервые была завезена на Русь в XIV веке, береста была бесплатной и широко доступной. Большая часть этих писем написана на древневосточнославянском и древненовгородском диалекте с его ярко выраженными орфографическими особенностями. Однако пятьдесят шесть букв написаны на других языках: старославянском, греческом, латинском, нижненемецком и прабалтийско-финском. Из-за хрупкости бересты многие из этих букв требуют лингвистической реконструкции.
Первая берестяная грамота была обнаружена в Великом Новгороде, на северо-западе России, в 1951 году Ниной Федоровной Акуловой при археологических раскопках. По состоянию на февраль 2022 г. в двенадцати городах России: Витебске, Вологде, Звенигороде, Москве, Мстиславе, Великом Новгороде (далее — Новгород), Пскове, Смоленске, Старой было обнаружено 1214 полных писем периода с 1020 по 1500 гг. Русса, Старая Рязань, Тверь, Торжок.
Буквы из бересты могут быть размером от 6 x 1,5 см (2 x 0,6 дюйма) до 47,2 x 16 см (18,6 x 6,3 дюйма) и обычно обрезаются по размеру после надписи. Кора гладкая на ощупь и с надписью на внутренней (вогнутой) стороне, хотя иногда использовалась и внешняя сторона коры, на которую труднее нанести надпись. Кора состоит из тонких слоев, которые можно разделить либо для выявления более гладких нижних слоев, на которые легче наносить надписи, либо для создания дубликатов букв. Несколько кусочков коры также могут использоваться для одного «текста», о чем свидетельствует N419.(письмо 419 из Новгорода), книжка XIV в. Многие авторы писали свои письма; однако иногда использовались писцы, о чем свидетельствуют сохранившиеся «блоки» писем, написанных одним и тем же почерком.
Письма скатывались для проезда и везлись посыльными в черте города или в другие города Руси. Посланники иногда читали свои сообщения вслух, выполняли физические жесты, такие как поклоны, и сообщали адресатам писем дополнительные подробности (в так называемых «коммуникативно гетерогенных» письмах). Иногда под сообщением оставляли место для ответа, а иногда одно письмо свидетельствует о сообщении и ответе (что указывает на то, что одно и то же письмо было отправлено туда и обратно). Однако письма часто читались, а затем выбрасывались, как рассказывает Кирик Новгородский (ум. 1156/8?) в своих Вопросы архиепископу Новгородскому (1130—56) Нифонту: «Не грех ли ходить ногами по письмам (грамотам) , которые кто-то измельчил (изрезав) , выбросил (выкиныл) [ …]?»
ГЕОГРАФИЯ БЕРЕСТНЫХ БУКВ
Более 90% сохранившихся берестяных грамот обнаружено в Новгороде. Отчасти это связано с толстой, слегка кислой и анаэробной почвой Новгорода, которая хорошо сохраняет органические материалы, такие как дерево, кожа и кости, а также с историей крупномасштабных раскопок. Почвы Москвы, Смоленска и Владимира, например, менее приспособлены к сохранению органического вещества.
Из 762 сохранившихся берестяных грамот периода c. 1100—1300, всего 678 из Новгорода, из них 415 происходят с Троицкого раскопа (троицкий раскоп) в Людин Конце на западной («Софийской») стороне города. Период с. 1100—1300 годы — особенно интересная эпоха в русской и новгородской истории. Новгород был городом на северо-западе Руси (современной России), примерно в 111 милях от Санкт-Петербурга. Сам город был основан в конце десятого века, хотя городище , резиденция князя (князь), примерно в 1 миле от него, датируется серединой девятого века. Во время своего правления варяжский вождь Рюрик сделал своей столицей Новгород.
В 1136 году новгородцы уволили своего князя Всеволода Мстиславича, что считается началом «Новгородской республики». Вече , или народные собрания, составленные из бояр (аристократии) и возглавляемые посадником («посадником»), неоднократно приглашали и распускали новгородских князей до 1410 г., когда Собор панов (совет господ) . посадников были избраны из боярских семей в Новгороде, и между боярами и их союзниками часто вспыхивали конфликты с соперничающими группировками. В ряде случаев посадников были убиты, их имения (и их союзников) сожжены или у них отнято посадников . Хотя вече не были уникальными для Новгорода (было также вече в Киеве, Пскове и Белгороде-Киевском), вече с.0013 вече , которое, по мнению многих ученых, значительно соперничало бы с властью князя, и его отношения с князьями города особенно интересны. Эта картина может быть отчасти связана с тем фактом, что сохранились новгородские летописи. Другие летописи, как, например, «Южная Русь» «Повесть временных лет » ( «Повести временныxу лету» [ПВЛ]), были лишь продолжением друг друга.
Экономическое положение Новгорода также было уникальным. Территория вокруг города была густо засажена деревьями и населена животными, меха которых вывозились через Новгород. Новгородская бояре были активно вовлечены в торговлю мехом, а также в другие виды экономической деятельности, такие как ростовщичество и сбор налогов с дачных деревень (которые часто платили налоги натурой). В отличие от Киева и других южных городов, Новгород, находившийся далеко на северо-западе, не был осажден монголами в 1240-х годах, хотя его князья платили дань Золотой Орде. В XIII веке в Новгороде были основаны фактории (конторс) для Ганзейского союза, из которых меха и воск были типичным экспортом. Охотничьи птицы, кожаные изделия и обувь также были предметом экспорта. Самостоятельная торговля Новгорода с Лигой через ее контор прекратил свое существование в 1478 году, когда Великое княжество Московское присоединило к себе Новгород и распустило свое вече . В 1494 году контор был окончательно закрыт.
Бум письма на бересте произошел между 1100 и ок. 1240. Из 762 писем, датируемых между 1100 и 1300 годами, только 140 были написаны между ок. 1240 и 1300 гг. Упадок письма на бересте, вероятно, произошел в результате монгольских нашествий на Русь в 1230-х и 1240-х годах. Напротив, период c. 1025–1100 гг. свидетельствуют только о тридцати шести письмах и ок. 1300–1500 гг., 415 писем, демонстрирующих, что письмо на бересте в некоторой степени восстановилось в течение четырнадцатого века.
БЕРЕСТЯНЫЕ ПИСЬМА, c. 1100 — 1300: ВСЯ СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ
Здесь я представил 762 письма на бересте, сохранившиеся с периода c. 11:00—13:00 путем построения связей между отдельными отправителями и получателями. Хотя большинство визуализированных здесь букв исходит из Новгорода, письма, представленные здесь, появились еще в девяти городах России: Витебске, Звенигороде, Мстиславе, Пскове, Старой Руссе, Твери, Старой Рязани и Торжке (см. таблицу ниже).
Чтобы визуализировать всю сеть, я сначала прочитал все 762 письма и записал каждое имя — автора (авторов), адресата (адресатов) и любого другого упомянутого лица (лиц). У некоторых писем не было явного автора или адресата; однако, поэтому имена не были записаны. Затем я сверился с новгородскими летописями и работами нескольких лингвистов, а именно А. А. Зализняка в его Древновгородском диалекте (2004) и редакторов Новгородских грамот на бересте (Москва: 1953-2015), установить, в каких случаях повторяющиеся имена относятся к одному, трем или, скажем, пяти лицам. Это был целостный процесс, основанный на предполагаемой дендрохронологической дате, имени и содержании каждого письма.
Этот процесс был успешным для разделения повторяющихся имен на отдельные лица и, иногда, для определения их отчеств (и, таким образом, семейных связей). Однако существенным ограничением является то, что в большинстве случаев в письмах использовались только имена. Таким образом, не всегда удавалось точно отнести все буквы к конкретным лицам. Следующим этапом было занесение этих лиц в программу Gephi в виде узлов, а также их прямых и косвенных связей: прямых между авторами и адресатами и косвенных между авторами/адресатами и любыми лицами, упомянутыми в письмах. С такой базой данных можно затем проанализировать реляционную структуру россиян, отправлявших и получавших берестяные грамоты.
ПЕТР МИХАЛКОВИЧ
Здесь я рассматриваю эго-письменную сеть боярина Петра Михалковича. Петр принимал активное участие в различных экономических и политических мероприятиях, таких как сбор налогов и долгов, управление землей и совместное наблюдение за общинным судом в районе Людин или «Конец» (конец) Новгорода. В результате Петр имел высокий социальный статус в г. Людин Конец г. – особенно после того, как его дочь Анастасия вышла замуж за новгородского князя Мстислава Юрьевича в 1155 г. В отличие от других бояр, однако – включая членов его семьи и несколько его связей в его сети писем (например, посадник Якун Мирославич) – Петр не упоминается ни в одной из местных новгородских летописей, хотя упоминается в ПВЛ – отдельная летописная традиция.
Но в структуре сети берестяных корреспондентов Петр Михалкович был одной из самых центральных фигур в сети по центральности по посредничеству, что указывало на то, что он имел большое влияние на переводы внутри сети (если переводы следуют кратчайшим возможным дорожка).
Центральность по посредничеству количественно определяет, как часто человек (узел) выступает в качестве моста или посредника между двумя другими людьми. У Петра также самая высокая «степень» и очень высокая центральность собственного вектора в сети. Степень измеряет узлы как авторов и получателей писем и учитывает количество прямых контактов, которые имеет узел. Узлы с высокой степенью отправляли и получали больше писем и имели больше прямых контактов, чем узлы с низкой степенью. С другой стороны, центральность собственного вектора измеряет центральность узла в сети; предполагается, что узел является более центральным, если он связан с другими центральными узлами (таким образом, социальный статус человека является частично суммой социального статуса его контактов). На сеть Петра Михалковича приходится 35,82% подключений. Для сравнения, на вторую по величине компонентную сеть приходится 3,9%, а третий по величине 2,13%, что указывает на относительную важность Петра в передаче писем.
Понимая потенциал и реализованные связи Петра, можно рассуждать об уровне его социальной, экономической и политической власти в Новгороде. Петр , а не фигурирует в новгородских летописях в отличие от других видных бояр того времени. Но тот факт, что Петр занимает центральное место в сети берестяных писем, побуждает нас переосмыслить, какие источники мы должны использовать для понимания понятий власти, знатности и социального капитала в Киевской Руси. Нанося на карту связи людей, можно визуализировать группы и индивидуумов, которыми человек себя окружал и с которыми он больше всего общался, а также бросить вызов идее о том, что средневековые общества обязательно были жестко стратифицированы и исключались с точки зрения класса и/или Пол.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение сети берестяных грамот предлагает новый взгляд на взаимоотношения на Руси. Он не только показывает, как эти отношения поддерживались не только с помощью языка и письма в качестве коммуникативного средства, но и как эти отношения влияли на макроструктуры, такие как вече .