Как СССР и США чуть не стали противниками в 1944 году. Ссср сша
Гонка вооружений между СССР и США
Начало гонки вооружений было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. В 1945 году между двумя основными странами- победительницами существовало глубокое неравенство в мощи и силе. Еще перед войной диспропорции сдвигались в пользу Америки, особенно в экономике. Но военные действия еще дальше развели эти две страны в противоположном направлении. Война не коснулась американской земли: бои шли вдали от берегов Америки. В экономике США, которые были основным поставщиком и финансистом всей победоносной коалиции, в период между 1939 и 1945 годами произошел невиданный скачок. Потенциал мощностей промышленности США вырос на 50%, производство продукции увеличилось в 2,5 раза. Выпускалось в 4 раза больше оборудования, в 7 раз больше транспортных средств. Сельскохозяйственное же производство выросло на 36%. Росла зарплата, так же, как и все доходы населения. Контраст между американскими условиями жизни и нищетой, в которой жил советский народ, был очень резким. Между экономиками стран существовал очевидный разрыв.
Продукция советской черной металлургии составляла 16-18% от американского уровня. Производство химической продукции США было выше, чем СССР в 10-20 раз; производство текстильной промышленности – в 6-13 раз. Ситуация дополнялась наличием у США господствующих позиций во всем мире. Атомная бомба появилась на свет в самый последний момент, как бы специально для того, чтобы придать подавляющему американскому превосходству над СССР несомненный и угрожающий характер. Американские руководители надеялись, что благодаря своему экономическому и научному потенциалу им удастся надолго сохранить монополию на обладание новым апокалипсическим оружием. В условиях быстро нараставшего ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном бомба должна была, естественно, внушать беспокойство советским руководителям. Американцы были и единственными обладателями средств доставки - авианосцев и бомбардировочной авиации дальнего действия, способных донести ядерные заряды до целей в любой части света. США были в то время недосягаемы и находились в большой безопасности, они были единственной страной в послевоенные годы, способной определить ход мировой политики.
Неспособность США примириться с присутствием в модели мирового порядка новых революционных движений заставила их участников, прежде всего коммунистов, обращать свой взор к Москве как к противоположному полюсу мировой политики, в то время как наиболее реакционные силы видели в Вашингтоне защитника и руководителя. В этих условиях неизбежные трудности в реализации американских притязаний породили в Соединенных Штатах всевозрастающее антисоветское озлобление. Так возникал феномен, который был позднее назван «холодной войной», основной причиной которого является глобальное неравенство между СССР и США.
Неравенство проявлялось и в отношении обладания ядерным оружием. Как известно до 1949 года единственной державой, обладающей атомной бомбой, были США. Американцы не скрывали, что ядерное оружие воспринималось ими как атрибут мощи великой державы, как средство устрашения потенциального противника – СССР и его союзников, как средство давления.
Перед Сталиным стояла трудная дилемма: давать ли отпор тому давлению, которое бывшие его союзники, ныне вооружённые атомной бомбой, оказывали на СССР в условиях, когда страна истощена. Сталин был убеждён, что США и Англия не решатся развязать войну, и он решил выбрать путь противоборства с мощью Запада. Речь идёт о фундаментальном выборе, поскольку им были предопределены основные черты будущего.
Советское правительство приняло решение ускорить работу по изготовлению собственной атомной бомбы. В полной мере работа, проводимая в строгой секретности, развернулась с августа-сентября 1945 года. После Потсдама и Хиросимы Сталин образовал под верховным контролем Берии специальный комитет во главе с наркомом Ванниковым, призванный руководить всей деятельностью по созданию нового оружия.
Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холодной войны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны” ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас - нет”, то теперь формулировка изменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!” Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.
Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков, самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.
Состязательность с Западом являлась важным стимулом. Свое влияние оказывали и взаимоотношения между двумя ядерными центрами страны (в Сарове и Снежинске). Соперничество между двумя отечественными ядерными центрами вызывало даже большее эмоциональное напряжение, чем ощущавшееся абстрактно соревнование с заокеанскими конкурентами. Ведь выигравшая сторона получала «приз»: ее заряд принимался в серию для оснащения того или иного носителя. Оба конкурирующих института работали в высшей степени профессионально, и создаваемые заряды отличались высокими характеристиками.
Простор для увеличения мощности термоядерного оружия открывался и по другой причине: суперзаряды не становились супердорогими. Высокую стоимость имеют в основном уран-235, плутоний-239 и тритий. Другие компоненты, например уран-238 и дейтерий, которые обеспечивают основное наращивание мощности, относительно дешевы. Не возрастают заметно и расходы на изготовление заряда. Поэтому затратный механизм, который обычно сдерживает стремление к неумеренному росту характеристик технических изделий, здесь отсутствовал. Наконец, воодушевляло «встречное движение»: советское руководство видело в ядерной мощи страны козырную карту, сильнейший аргумент в политике противостояния Западу. Это особенно проявилось в 1961—1962 гг.
Советское руководство в лице Хрущева считало полезным продемонстрировать могущество СССР в период Берлинского и назревавшего Карибского кризисов. Хрущев лично нацелил разработчиков ядерного оружия на проведение серии испытаний, чтобы подчеркнуть жесткость позиции Советского Союза в сложившейся напряженной международной обстановке. Подразумевалось также (и об этом говорилось), что супервзрывы в атмосфере, сопровождаемые рядом эффектов, которые не останутся без внимания многих наблюдательных станций в мире, увеличат всеобщее ощущение опасности и страха перед ядерным оружием и усилят движение за его запрещение.
Для эпохи сверхмощных взрывов было характерно какое-то чудовищное смещение акцентов во взаимоотношениях двух великих держав — лидеров противостоящих блоков. Господствовало извращенное представление: борьба между ними важнее общечеловеческих интересов. Как-то забывался обоюдоострый характер ядерного оружия: радиоактивные осадки, распространяясь повсеместно, не щадят ни жертву, ни агрессора. Обе противостоящие стороны очень медленно «выздоравливали» от такого подхода. Небывалые по количеству взрывов испытания 1961—1962 годов, когда СССР провел 138 испытаний, а США — 106, казалось, перешли все допустимые границы.
Попытки разоружения и договоры
Попытки приостановить гонку вооружений предпринимались во время холодной войны с обеих сторон. Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963). Договор о нераспространении ядерного оружия, создании безъядерных зон (1968), соглашения по ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972), конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972).
Однако, к принципиальному изменению ситуации на планете эти соглашения не привели: огромное количество оружия, сосредоточенное как на территориях соперничающих держав, так и на их зарубежных базах, по-прежнему представляло опасность для всего человечества — согласно расчетам, его хватило бы, чтобы уничтожить 58 млрд человек. Всего с 1950 по 1990 гг. человечество потратило на военные цели около 20 трлн долларов. Только США и СССР расходовали ежегодно примерно по 300 млрд долларов.
К концу 1980-х гг. стало очевидно, что США одерживают верх над СССР в гонке вооружений: наша страна не выдержала бремени военных расходов, что усугубилось падением мировых цен на нефть. Сыграл свою роль и блеф Р. Рейгана с т. н. программой СОИ или «Звездных войн» (системы противоракетной обороны космического базирования) — весьма сомнительным с технической точки зрения проектом.
За отказ США от реализации этой программы М. Горбачев фактически сдал все позиции, подписав в 1988 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.Победив в холодной войне, США становятся единственной сверхдержавой и мировым гегемоном. Вместе с тем, гонка вооружений в мире отнюдь не останавливается. Так, в 2006 г. человечество потратило на вооружение больше, чем на пике противостояния СССР и США в 1986 г. (соответственно: более 1 трлн долларов против 898 млрд долларов). Больше всех тратят на оборону страны НАТО, а также Япония и Южная Корея.
В авангарде гонки вооружений идет, как и прежде, США, провоцируя рост напряженности во всем мире. За последние годы страны атлантического блока и их «соратники» почти на треть увеличили военные бюджеты. Почти такой же рост продемонстрировали государства, стремящиеся противостоять натовскому «центру силы» во главе с США — Китай, Индия, Россия, Иран. Наращивают военные расходы и богатые нефтью страны Ближнего Востока (Сирия, Египет, Кувейт, Алжир и др.) и Южной Америки (Чили, Бразилия, Боливия, Венесуэла), а также страны бывшего СССР.
Рост расходов на вооружение в мире — следствие не только неурегулированных конфликтов, но и усложнения оружия и соответственного роста его стоимости. Чтобы сохранять боеспособность, современная армия должна использовать высокотехнологичные виды оружия и, как следствие, увеличивать объемы затрат на их приобретение. Государства как бы оказываются заложниками своих армий и военных бюджетов, гонка вооружений идет по спирали, не может остановиться даже в отсутствие военной опасности, которую теперь уже изобретают политики.
Но с окончанием холодной войны расходы на ядерный арсенал стали резко сокращаться, особенно в Советском Союзе. Темп разработки новых систем заметно уменьшился. Тем не менее, и в США и в Советском Союзе ядерные запасы по-прежнему измеряются тысячами боеголовок. В США была запущена масштабная программа по утилизации ядерного оружия.
После окончания холодной войны такие же огромные суммы денег, которые вкладывались в разработку ядерного оружия, теперь вкладываются в программы по восстановлению экологического ущерба, нанесённого ядерным противостоянием. Символично, что большинство заводов по производству ядерного оружия были переоборудованы в заводы по утилизации того же оружия.
biofile.ru
Отношения Куба-СССР-США
Предпосылки кризиса
Любой международный кризис в XX веке тесно связан с общемировыми политическими процессами. Не был исключением и Карибский. Его корни лежат в небывалом подъеме национально-освободительного и демократического движений после Второй мировой войны. Стремлению латиноамериканских стран добиться на этой волне большей независимости противостояли Соединенные Штаты, желавшие закрепить результаты второй мировой войны и не допустить проникновения СССР в Латинскую Америку. В условиях начавшейся "холодной войны" американское руководство достижение своих целей в Латинской Америке связывало с созданием Организации американских государств (ОАГ), призванной реализовать лозунг "доктрины Монро" - "Америка для американцев".
Среди латиноамериканских стран Куба в 50-х годах занимала одно из первых мест по капиталовложениям США. Она была излюбленным местом отдыха и развлечений американцев. На острове находилась крупнейшая база американских военно-морских сил. В то же время страна переживала острый политический кризис, который не был преодолен после установления проамериканской диктатуры Батисты в 1952 году. Ведущую роль в борьбе с режимом взяли на себя молодежные демократические организации: "Движение 26 июля" под руководством Фиделя Кастро и Абеля Сантамарии, и Федерация университетских студентов, и ее боевая организация "Революционный директорат". В 1956 году "Движение 26 июля" развернуло партизанскую войну против Батисты, которая завершилась падением диктатуры в начале января 1959 года.
Приход к власти демократических сил на Кубе был настороженно встречен американским руководством. Попытка Ф. Кастро в апреле 1959 года встретиться с представителями правительства США завершилась безрезультатно. После этого, в мае того же года, на Кубе был принят закон об аграрной реформе, ликвидировавший местное латифундии и крупные иностранные землевладения, что серьезно задело американские интересы, связанные с выращиванием сахарного тростника и производством сахара. В то же время, согласно реформе, земля передавалась крестьянам, 70% которых были безземельными. С этого момента кубино-американские отношения начали быстро ухудшаться. Обе стороны приняли ряд экономических санкций друг против друга. За ними последовали военные меры. 17 марта 1960г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу.
Ее исполнение пришлось на апрель 1961 года, когда бригада кубинских эмигрантов при поддержке вооруженных сил США высадилась на Плая-Хирон (Куба). Экспедиция закончилась поражением десанта. После этого кубинское руководство взяло курс на строительство социализма в стране, а отношения между Соединенными Штатами и Кубой стали откровенно враждебными. Однако конфликт между двумя государствами не выходил за региональные рамки. Куба оставалась членом ОАГ. Поддержка Советского Союза выражалась главным образом в экономической помощи (закупки сахара, поставки нефти). Только в конце 1960 года после неудачных попыток Кубы приобрести оружие в Европе СССР начал поставлять современное бронетанковое, артиллерийское и минометное вооружение, а также некоторые виды стрелкового оружия. Подразделения кубинской армии, подготовленные советскими советниками, внесли свой вклад в победу на Плая-Хирон.
В конце 1961 года кубино-американский конфликт начал перерастать региональные рамки. Куба была обвинена в обеспечении коммунистического проникновения в страны Латинской Америки.
Порогом перехода конфликта на новый уровень можно считать исключение Кубы по инициативе США в январе 1962 года из Организации американских государств и ее специализированных учреждений. Это решение подкреплялось созданием двух антикубинских комиссий в ОАГ, разрывом отношений с Кубой 15 латиноамериканских государств, эмбарго на торговлю стран Латинской Америки с Кубой. Оно означало не только антикубинские санкции, но и введение в практику деятельности ОАГ в качестве обязательного условия членства в этой региональной организации принципа идеологической однородности ее членов. По оценке госдепартамента США, это были действия на грани войны.
Жесткие меры США против Кубы, еще до ее исключения из ОАГ, были сформулированы в принятом в конце ноября 1961 года американским руководством проекте под кодовым названием "Мангуста". Его целью было оказание помощи кубинцам в свержении "коммунистического" режима. Для этого предполагалось создать внутри страны деятельную политическую организацию и добиться поддержки большинства населения. В январе 1962 года министерству обороны США было предложено разработать план использования американских вооруженных сил в случае обращения кубинского подполья к Соединенным Штатам после начала восстания на острове.
Переходу кубино-американского конфликта на глобальный уровень способствовала и политика советского руководства. Начало 60-х годов ознаменовалось усилением конфронтации между СССР и США, В мае 1960 года не состоялось запланированное совещание глав четырех держав. Не снизила уровень противостояния встреча между председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым и вновь избранным президентом США Дж. Кеннеди 3-4 июня 1961 г. в Вене. На ней обсуждался германский вопрос. Американский президент в ходе бесед также стремился показать, что напряженность на мировой арене является следствием распространения коммунистических идей. В свою очередь, Хрущев заявил, что СССР будет оказывать поддержку национально-освободительным войнам. Когда же американский президент признал равенство сил США и СССР, последовал довольно резкий ответ: "Поскольку такое равенство признается, то из этого надо сделать надлежащие выводы для политики". Вскоре противостояние в центре Европы привело к возведению 13 августа 1961 г. Берлинской стены. Таким образом, в повестку дня как бы ставился вопрос о последствиях поддержки антиамериканских режимов в странах "третьего мира".
Географическое положение Кубы делало ее весьма привлекательной для СССР с военно-стратегической точки зрение. Размещение на острове даже оперативно-тактических ракет угрожало практически всем крупным городам Соединенных Штатов, что несколько выравнивало потенциалы ядерного "сдерживания" СССР и США. Даже размещение советских войск с обычным оружием создавало угрозу в случае военных действий снабжению американской армии, так как пути подвоза с их тыловых баз в бассейне реки
Миссисипи проходили в непосредственной близости от Кубы. Вместе с тем внутриэкономические трудности в СССР, а также политическая неустойчивость восточноевропейских стран подталкивали советское руководство к выходу из кризиса с помощью экстравагантной внешнеполитической акции. Таковой стало создание Группы советских войск на Кубе.
Американские лидеры не могли допустить возникновение реальной военной угрозы Соединенным Штатам (впервые за сто с лишним лет!). Потеря США абсолютного превосходства в ядерном оружии и средствах его доставки приводила к возникновению "ядерного тупика", что сказывалось и на их союзниках в Европе. Кроме того, президент Кеннеди взял на себя миссию защиты интересов Запада в развивающихся странах, выдвинув концепцию "перехвата революции". Поэтому укрепление антиамериканского правительства на Кубе никак не вписывалось в политическую стратегию Соединенных Штатов.
Как же было принято роковое решение о размещении советских ядерных ракет на Кубе? Вопрос этот еще и сегодня до конца не выяснен. Сам механизм принятия решения, отработанный при Сталине, позволял скрыть истинных авторов того или иного постановления. Нет в живых и непосредственных инициаторов этого шага. Наиболее вероятным можно считать, что идея создания советских ракетных баз на кубинской территории возникла в марте-апреле 1962 года. Первым же признаком грозы над Кубой стало ее исключение из ОАГ. По мнению американского исследователя Р. Гартхофа, идея разместить ядерные ракеты на кубинской территории возникла у Хрущева в апреле 1962 года после доклада министра обороны Малиновского Р. Я. о развертывании американских ядерных ракет средней дальности в Турции. Хотя каких-либо неопровержимых документальных данных об этом нет, но события мая 1962 года дают основание согласиться с этим предположением.
В начале мая в Москву был вызван советник посольства СССР в Гаване Алексеев А. И. Сразу же он был принят Хрущевым, от которого узнал о намерении руководства назначить его послом на Кубе, что объяснялось его хорошими контактами с кубинским руководством, столь необходимыми для реализации решения о создании ракетной базы на Кубе. Через несколько дней Алексеев вновь был вызван в Кремль на совещание у Хрущева с участием членов политического руководства - А. И. Микояна, Ф. Р. Козлова, Ш. Р. Рашидова, а также министра обороны Р. Я. Малиновского, министра иностранных дел А. А. Громыко, командующего ракетными войсками С. С. Бирюзова. В заключение беседы Хрущев сказал о большой вероятности американского вторжения на Кубу, обосновав этим необходимость размещения советских ядерных ракет на кубинской территории, чтобы парировать военную угрозу Кубе ядерным устрашением США. Состав участников совещания свидетельствует о том, что решение было принято до этого и обсуждение было необходимо для снятия последних сомнений. В первой декаде 1962 года, по всей видимости, Генеральный штаб приступил к разработке мероприятий под кодовым названием "Анадырь" по созданию группы советских войск на Кубе (ГСВК). В конце мая состоялось фактически формальное утверждение решения о создании ГСВК Президиумом ЦК КПСС. Там же была окончательно сформирована делегация во главе с Рашидовым для переговоров с кубинским руководством. Перед отлетом делегации состоялся расширенный Совет обороны, на которое, очевидно, был представлен и утвержден замысел мероприятий "Анадырь".
Советская делегация успешно выполнила свою миссию. Однако цель развертывания ГСВК не была полностью ясна кубинскому руководству. Этот вопрос всплыл еще в начале ноября 1962 года во время переговоров
Ф. Кастро с А. Микояном. Тогда советский представитель заявил следующее: "Цель доставки советских войск и стратегического оружия на Кубу заключалась только в том, чтобы укрепить вашу обороноспособность. Это был план сдерживания, план, направленный на то, чтобы империалисты не играли с огнем в отношении Кубы". Кубинский же руководитель, правда, 30 лет спустя рассматривал создание Группы советских войск на Кубе как способ изменения соотношения сил и считал, что для целей сдерживания достаточно было заключить военный пакт с Кубой. Вопрос о советско-кубинском военном договоре в той или иной мере обсуждался при посещении СССР летом 1962 года членами кубинского руководства Р. Кастро и Э. Геварой, причем кубинская сторона считала целесообразным опубликовать его.
Неоднозначность замысла мероприятий "Анадырь" прослеживается при анализе боевого состава развертываемой Группы советских войск на Кубе, Основным элементом оперативного построения войск, несомненно, была 43-я ракетная дивизия с двумя полками ракет Р-14 и тремя полками ракет Р-12. Дивизия в полном составе обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов на территории США, Общий ядерный потенциал в первом пуске составлял до 70 мегатонн (в Хиросиме - 20 килотонн). От ударов с воздуха дивизию прикрывали две зенитные дивизии и истребительный авиационный полк. Четыре мотострелковых полка защищали ядерные ракеты от наземного наступления. Ракетный полк «Сопка» и бомбардировщики Ил-28 предназначались для борьбы с морским десантом. Однако введение в предполагаемый боевой состав военно-морского компонента ГСВК - надводных кораблей – свидетельствует о намерения действовать и на морских коммуникациях. Замысел Хрущева базировался на скрытном развертывании ГСВК, с тем, чтобы поставить американское руководство перед свершившимся фактом.
С июля 1962 года началась грандиозная операция по развертыванию в непосредственной близости от Соединенных Штатов группировки войск, способной вести самостоятельные боевые действия на удаления 11 тыс. км от баз снабжения. Для этого требовалось провести частичное отмобилизование войск, а также осуществить скрытную переброску и размещение примерно 60 тыс. человек. Из-за отсутствия прямого воздушного сообщения основным транспортным средством для перевозки войск стали морские суда. В составе советского военно-морского флота войсковых транспортов не было. Согласно расчетам, требовалось 85 судов гражданского флота. Их предстояло собрать и дооборудовать, а также отобрать экипажи. Для материально-технического обеспечения войск директивой № 79655 министра обороны и начальника Генерального штаба от 15 июня 1962 г. начальнику тыла предписывалось к 1 июля подготовить к отправке 6500 т продовольствия, 18 000 т продуктов длительного пользования (на год), 7400 т автобензина и дизельного топлива, 2800 т авиационного топлива, трехмесячный запас корабельного топлива (21000 т). С полевыми подвижными госпиталями предписывалось отправить неприкосновенный запас имущества боевого перечня и расходное медицинское имущество на шесть месяцев. Первой к месту будущей дислокации Группы советских войск на Кубе прибыла 12 июля 1962 г. передовая группа командования ГСВК во главе с генералом армии И. А. Плиевым (псевдоним - Павлов). Она должна была на месте уточнить точки расположения войск и уже через три дня доложить о портах приема войск. В рекогносцировке местности участвовали представители кубинского военного командования, В некоторых случаях по результатам рекогносцировки ставился вопрос о переселении кубинских крестьян с выбранных для военных баз мест. В СССР войска грузились в нескольких портах (Балтийске, Лиепае, Николаеве, Поти, Севастополе, Североморске). Части поднимались по тревоге и сосредоточивались в военных городках близ портов погрузки. О конечных целях перемещения частей не сообщалось даже высокопоставленным офицерам. Место выгрузки доводилось до командования после выхода в Атлантический океан и вскрытия соответствующего пакета, скрепленного подписями министра обороны и министра морского флота. Погрузка и выгрузка войск осуществлялись ночью.
Первые боевые подразделения советских войск прибыли на Кубу в начале августа. Они разгружались в портах Сантьяго-де-Куба, Нуэвитас, Касильда, Гавана, Ваия-Онда, Кабаньяс и Мериель, В середине августа началась переброска ядерных боезарядов. В сентябре стали прибывать на Кубу ядерные ракеты средней дальности, а также самолеты Ил-28 и тактические ракеты "Луна", которые могли быть использованы как носители ядерных зарядов. В то же время на заседании Совета обороны (протокол №29) 25 сентября 1962 г, был отменен поход надводных кораблей и вспомогательных судов Северного, Черноморского и Балтийского флотов на Кубу. Вопрос о скрытном развертывании ГСВК в сентябре 1962 года фактически был снят с повестки дня.
Американское руководство знало о развертывании советских войск на Кубе практически с июля 1962 года, что было неудивительно при наличии на острове разветвленной американской разведывательной сети. Вот что докладывал об этом советский военный представитель в Вашингтоне в ноябре 1962 года: "Роберт Кеннеди, касаясь кубинского кризиса, сказал, в частности, что в дни кризиса правительству США удалось обеспечить "высокий уровень секретности". О действительных планах президента фактически знало только 12 человек. «Нам, - заявил Р. Кеннеди, стало известно о возможности строительства ваших ракетных баз на Кубе 3-4 месяца назад, и мы терпеливо хранили этот секрет до 22 октября». Для отражения возникающей угрозы президенту США не требовалось особых организационных усилий. В конце 40-х годов боеготовые группировки американских вооруженных сил были размещены в различных районах мира. А их применение было уточнено в военно-политической стратегии "гибкого реагирования", суть которой была изложена в специальном послании
Дж. Кеннеди конгрессу США. В нем говорилось: «Мы должны иметь способность целенаправленно выбирать оружие и способ его использования, варьировать темпы военного производства и гибко управлять нашими войсками, для того чтобы в кратчайшие сроки в любой обстановке реагировать на изменяющиеся условия и цели».
Для действий против Кубы в 1962 году предполагалось использовать объединенные командования (ОК) вооруженных сил США в зоне Атлантического океана и в зоне Южной и Центральной Америки (так называемое Южное командование). В этих целях к июлю 1962 го да были разработаны три оперативных плана; 312-62, 314-62 и 316-62. По плану 312-62 планировалось нанести удары с воздуха по кубинской территории самолетами тактического авиационного командования ВВС и базовой и палубной авиации ВМС США, действующих с мест постоянной дислокации. Оперативные планы 314-62 и 316-62 известной мере являлись развитием постоянного оперативного плана ОК в зоне Атлантического океана. Планом 314-62 предусматривалась пятидневная огневая подготовка силами авиации ВВС и ВМС и кораблей флота с последующей высадкой воздушного и морского десантов на кубинской территории. Основной удар планировалось нанести в районе Гаваны. План 316-62 отличался от плана 314-62 тем, что сокращались сроки начала операции после получения приказа на ее проведение. Кроме того, предполагался ввод в сражение войск по частям, по мере их готовности. В обоих планах в силы десанта выделялись пять дивизии из стратегического резерва на континентальной часта США и две дивизии морской пехоты (одна из Тихоокеанского флота). В первом эшелоне десанта предполагалось иметь четыре армейские дивизии и одну дивизию морской пехоты. Все оперативные планы содержали мероприятия по установлению морской и воздушной блокады Кубы, а также создание на острове американской военной администрации.
Соотношение сил
Военные с обеих сторон стремились к безусловному поражению первым же ударом всех стратегических ядерных средств противника. Для этого необходимо было создать количественное и качественное превосходство в стратегических средствах доставки ядерного оружия. А достичь внезапности при первом ядерном ударе пытались за счет размещения стратегических ракет средней дальности вблизи границ противника.
И в Москве, и в Вашингтоне понимали, что даже после внезапного массированного ядерного удара по объектам противника вполне вероятен ответный выпад, хотя и не массированный, но способный унести жизни многих людей. Но это был уже вопрос второстепенный. Главное заслоняло собой все – одержать победу в ядерной войне.
К маю 1962г. США имели значительное превосходство над Советским Союзом в средствах доставки и семнадцатикратный перевес по ядерным боеприпасам. Превосходство в средствах средней дальности, способное превратить Западную Европу в радиоактивные развалины, и планы нанесения ядерных ударов по Аляске силами отдельного ракетного полка, который предполагалось развернуть в районе Анадыря, были слабым утешением для руководства Советского Союза.
В 1962 году уже 87% американских межконтинентальных ракет (Атлас-F, Титан-1) было размещено в шахтных пусковых установках, что обеспечивало их живучесть. Советский Союз только приступал к их строительству. Техническая готовность межконтинентальных ракет (МКР) США к старту из различных степеней боевой готовности в два раза превосходила аналогичные советские показатели.
С 1961 года одна треть стратегических бомбардировщиков В-52 осуществляла дежурство в воздухе. Другая треть находилась в 15-минутной готовности к вылету, При этом на самолетах, предназначенных для дежурства как в воздухе, так и на земле, размещалось ядерное оружие, а экипажам вручались документы с боевой задачей. Кроме того, с октября 1958 года в соответствии с системой «Рефлекс экшн» было организовано аналогичное дежурство средних бомбардировочных авиационных крыльев на передовых аэродромах Великобритании, Северной Африки и Испании.
Дальняя авиация советских ВВС находилась в мирное время в суточной готовности. При этом для выполнения боевых задач соединения стратегических бомбардировщиков должны были перебазироваться на передовые аэродромы Кольского полуострова и Чукотки, США значительно опережали СССР и в развертывании морских ядерных сил. Атомные подводные лодки класса «Джордж Вашингтон» имели на борту по 18 ракет «Поларис-AI» (дальность полета — 2800км), пуск которых осуществлялся из подводного положения. В начале 60-х годов они базировались в Холи-Лох (западное побережье Шотландии) и осуществляли боевое патрулирование в Северной Атлантике.
Советский ВМФ только приступал к развертыванию группировки ракетных подводных лодок. Атомные подводные лодки 658 проекта с тремя ракетами Р-13 (дальность полета — 600км) проходили испытания. В боевом составе флота находились только дизель-электрические подводные лодки 611 проекта с двумя ракетами Р-11 ФМ (дальность — 150км) и 629 проекта с тремя ракетами Р-13.
При этом ракеты на борт лодок загружались непосредственно перед выходом в море, пуск ракет производился из надводного положения (при волнении моря не выше 5 баллов). Боевое патрулирование не предусматривалось. Для поражения объектов на территории США предполагалось привлекать подводные лодки 629 проекта.
Учитывая горький опыт Перл-Харбора, США в 1961 году развернули в Туле (Гренландия) и Файлингдейаз-Мур (Великобритания) две станции системы предупреждения о ядерном ударе. Станции позволяли фиксировать факт полета МКР за 25—30 минут до падения их головных частей на территории США, что обеспечивало достаточное время для принятия решения на ответные действия и тем самым исключало возможность внезапной атаки противника.
Кроме того, США по «настойчивым просьбам» своих союзников по НАТО к маю 1962 года в дополнение к 60 ракетам «Тор», развернутым на западе Англии, завершили развертывание в Северной Италии и Турции 45 пусковых установок ракет средней дальности (РСД) «Юпитер». И хотя эти ракеты находились в оперативном подчинении ВВС Великобритании («Тор») и объединенного командования НАТО («Юпитер»), планирование их боевого применения осуществлялось в общем плане «ядерного наступления» США. Время подлета этих ракет до целей на территории СССР составляло всего 10 минут, что полностью лишало советское руководство возможности принять решение об ответных действиях.
Таким образом, к началу 60-х годов Соединенные Штаты обладали количественным и качественным превосходством в области стратегического ядерного вооружения и гипотетически могли одержать победу в ядерной войне с СССР.
biofile.ru
История дипломатических отношений СССР/России и США. Справка
Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы
Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы. Клинтон встретится с президентом России Дмитрием Медведевым, а также проведет переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты Америки отказались признать советское правительство. Импульс началу нового политического диалога дали торговые связи, установившиеся между двумя странами в конце 1920‑х – начале 1930‑х годов. В нормализации отношений с Советским Союзом сыграла существенную роль заинтересованность деловых кругов США в торговле с Советским государством.
10 октября 1933 года президент США Франклин Рузвельт направил послание председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину по вопросу установления дипломатических отношений между США и СССР. Ответное послание было направлено в США 17 октября 1933 года.
16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Первым полпредом СССР в США был назначен видный советский дипломат Александр Трояновский, а первым американским послом в Советской России стал Уильям Буллит.
13 июля 1935 года было заключено первое Соглашение о торговых взаимоотношениях между СССР и США.
4 августа 1937 года было заключено Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.
В годы Второй мировой войны СССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской коалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в борьбе с фашистами.
В период Второй мировой войны США оказывали помощь странам‑союзницам по антигитлеровской коалиции, осуществляя поставки по ленд‑лизу (англ. lend‑lease, от lend ‑ давать взаймы и lease ‑ сдавать в аренду). Официально переговоры по ленд‑лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд‑лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд‑лизу начались уже в октябре 1941 года.
6 июня 1944 года англо‑американский воздушный и морской десанты высадились в Нормандии. Тем самым был открыт второй фронт. 25 апреля 1945 года подразделения 58‑й гвардейской стрелковой дивизии I Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии армии США встретились на реке Эльба близ немецкого города Торгау.
Огромное значение для решения вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира имели Тегеранская (ноябрь 1943 года), Ялтинская (февраль 1945 года) и Потсдамская (июль – август 1945 года) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.
После завершения Второй мировой войны, когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социально‑политическими системами, между СССР и США началась "холодная война", продолжавшаяся более 40 лет. Были созданы военно‑политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка ракетно‑ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации.
Наиболее драматичной страницей истории послевоенных советско‑американских отношений является Карибский кризис (октябрь 1962 года), который возник после размещения на Кубе советских баллистических ракет. Этот шаг рассматривался советским руководством в качестве ответа на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу. Войска США и их союзников были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены советские войска. Кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был ликвидирован вследствие трезвой позиции, занятой высшими руководителями СССР во главе с Никитой Хрущёвым и США во главе с президентом Джоном Кеннеди.
Карибский кризис заставил лидеров сверхдержав осознать, что их противостояние может привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, "холодная война" пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений.
В конце 1960‑х годов руководители СССР и США пришли к пониманию необходимости нормализации политического диалога. В тот период был подписан целый ряд важных двусторонних документов, таких как меморандум об установлении линии прямой связи между Кремлем и Белым домом (1963), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).
В 1970‑х годах в ходе встреч на высшем уровне были приняты двусторонние обязательства по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений и разоружения.
В 1971 году было подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
В 1972 году были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1).
В 1974 году СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑2).
В то же время в декабре 1974 года конгресс США принял поправку Джексона‑Вэника (The Jackson‑Vanik Amendment) к "Закону о торговле" США, в соответствии с которой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.Формально эта норма была введена из‑за ограничений на эмиграцию советских граждан. После 1985 года и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года ‑ Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена.
В июле 1975 года в рамках международной космической программы "Союз‑Аполлон" была осуществлена стыковка кораблей "Союз" и "Аполлон", которая стала первым крупным мероприятием в рамках российско‑американского космического сотрудничества.
После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году администрацией США во главе с президентом Картером была разработана так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Были установлены эмбарго на поставки зерна в СССР; сокращался обмен в культурной, научной и технической областях; большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.
("Энциклопедия российско‑американских отношений XVIII –XX века" М. "Международные отношения" 2001 г. с. 597, 648‑649; Дипломатический словарь. Издательство "Наука" М. 1986 г. стр. 536)
После провозглашения в СССР курса на перестройку в ноябре 1985 года в Женеве состоялся советско‑американский саммит, в ходе которого состоялась встреча руководителя СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. По инициативе советской стороны две державы приступили к обсуждению конкретных формул радикального сокращения своего ядерного потенциала. Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, выработка которого завершилась в 1987 году.
В 1991 году был также подписан первый Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1).
В декабре 1989 года Михаил Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения "холодной войны".
Черта под периодом "холодной войны" была окончательно подведена лишь в 1991 году после распада СССР.
В июне 1992 года состоялся первый государственный визит Президента России Бориса Ельцина в США. В январе 1993 года в Москве побывал американский президент Дж. Буш‑старший. Итогом переговоров стало подписание Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2).
В июне 1997 года в городе Денвер (штат Колорадо) состоялся саммит "Группы восьми", на котором Россия впервые была полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня.
31 октября 2000 года на созданной совместными усилиями международной космической станции (МКС) приступил к работе первый российско‑американский экипаж.
В ноябре 2001 года на встрече российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в США было зафиксировано вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия "холодной войны".
В 2002 году Министерство торговли США приняло решение о признании с 1 апреля 2002 года рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству.
В мае 2002 года в ходе визита Джорджа Буша в Москву были подписаны Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях. Последовавшее вскоре формальное объявление о выходе США из Договора по ПРО не отразилось на состоянии отношений между двумя странами. Единственным последствием стало заявление России о том, что она не будет считать себя связанной условиями Договора СНВ-2. Однако тесное сотрудничество России и США в вопросе разоружения было продолжено.
3 июля 2007 года было принято Заявление о совместных действиях по развитию ядерной энергетики во всем мире и укреплению режима ядерного нераспространения.
6 апреля 2008 года после переговоров президента РФ Владимира Путина и главы администрации США Джорджа Буша была принята Сочинская декларация, в которой была подтверждена договоренность о намерении России и США выработать новое соглашение взамен договора СНВ. В принятом документе отмечается, что стороны намерены сотрудничать по ряду других военно‑политических вопросов: ДОВСЕ, распространению ядерных технологий, борьбе с международным терроризмом. В Декларации содержатся как принципы взаимодействия ‑ равноправие, взаимная выгода, учет интересов друг друга, так и конкретные сферы сотрудничества: продолжение экономического диалога, расширение возможностей для двустороннего инвестирования, вопрос о присоединении РФ к ВТО, отмена поправки Джексона‑Вэника, борьба с глобальным потеплением.
В Сочинской декларации отмечалось, что Россия и США "...полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21‑го века, переводя российско‑американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство".
Поддержка Вашингтоном грузинской агрессии в августе 2008 года против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии привела к осложнению российско‑американских отношений.
После избрания президентом США Барака Обамы из Вашингтона начали поступать сигналы о желании вернуть двустороннее сотрудничество в рабочее русло. C американской стороны были озвучены тезисы о необходимости осуществить «перезагрузку» российско‑американских отношений, готовности наладить полноформатное взаимодействие в решении актуальных проблем.
Первая личная встреча президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы состоялась 1 апреля 2009 года на полях саммита «двадцатки» в Лондоне. Президенты обменялись мнениями по всем вопросам двусторонней и международной повестки, определили приоритеты и график работы на ближайшее время. По итогам встречи были приняты два совместных заявления – относительно переговоров по дальнейшим сокращениям СНВ и об общих рамках российско‑американских отношений.
6‑8 июля 2009 года президент США Барак Обама посетил Россию с первым государственным визитом.
Главным итогом визита стало подписание Россией и США рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора по СНВ. Согласно параметрам будущего Договора, стороны намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1500‑1675 единиц и их носителей ‑ до 500‑1100 единиц.
Важным достижением саммита также стало заключение соглашения о военном транзите в Афганистан, в котором идет речь как о наземном, так и о воздушном транзите. В соответствии с документом предполагается осуществление перевозок через территорию РФ различных грузов.
23 сентября 2009 года Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры в Нью‑Йорке, в ходе которых лидеры двух стран обсудили целый комплекс вопросов, в частности, изменения планов США по ПРО и иранскую ядерную проблему.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Гонка вооружений. Холодная война между СССР и США :: SYL.ru
Холодная война – это экономическая конфронтация между двумя странами: СССР и США. С конца Второй мировой до распада Советского Союза продолжалась гонка вооружений.
Холодная война требовала вмешиваться в любые события в любой части мира. Прежде всего, силы стран были направлены на превосходство в военной сфере.
Гонка вооружений между США и СССР
Каждая из стран пыталась одержать верх над противником в области вооруженных сил. Для этого конструировалось и производилось огромное количество оружия.
В основном гонка вооружений заключалась в том, чтобы изобрести более совершенные типы ядерного оружия, нежели у соперника. Последствия такой политики – непомерные затраты на военные разработки.
В СССР экономика практически полностью была ориентирована на гонку вооружений.
Хотя это соперничество ядерных вооружений и могло иметь печальные последствия в виде ядерного противостояния, следует отметить и положительные стороны. За все время соперничества очень быстро развивалась наука, изобретались новые технологии, преимущественно компьютерные и аэрокосмические.
Ход гонки
Началом Холодной войны стало применение атомных бомб американцами в Хиросиме и Нагасаки. На тот момент США были единственной ядерной державой в мире.
СССР, опасаясь внезапного удара, начал в рекордные сроки разрабатывать собственную атомную бомбу. И в 1949 году это получилось. Такое событие потрясло весь мир. Далее Советский Союз взял на вооружение ядерную, а после - термоядерную бомбу.
Воевать, когда оба противника вооружены, таким грозным оружием стало бессмысленно. Запасы, накопленные за годы Холодной войны, были огромны.
Стоило только одной стране изобрести новое оружие, как другая тут же бросала все свои силы на разработку такого же. Гонка вооружения США и СССР распространялась на все виды оружия: танки, самолеты, корабли, подводные лодки, ракеты, стрелковое оружие.
Карибский кризис
Это очень напряженное противостояние между СССР и США. Советский Союз решил разместить свои ядерные ракеты на Кубе в октябре 1960 года.
Это было ответным шагом на размещение ракет США в Турции. В результате появилась реальная угроза западной части СССР. В случае запуска американские ракеты могли долететь до Москвы и основных промышленных комплексов.
После того как в США узнали о размещении такого оружия, в стране началась паника, а Куба была взята в блокаду. Штаты обсуждали силовой метод решения проблемы, и Кеннеди чуть было не поддался на уговоры. Но позже выяснилось, что ракеты на Кубе уже готовы к запуску, и в случае нападения неминуемо развязалась бы война.
В итоге две страны пришли к консенсусу: США не свергает режим Фиделя Кастро и не нападет на Кубу, а в ответ СССР убирает ядерное оружие с острова Свободы. Советский Союз требовал в ответ тоже убрать оружие США из Турции, но Америка не пошла на уступки.
Кризис длился всего тринадцать дней, но весь мир почувствовал гигантское напряжение. Ведь если бы СССР не согласился убрать свое оружие, то это было бы началом ядерной войны. И, возможно, человечество погибло бы.
Попытки разоружения
С 1961 по 1967 год появилось несколько частичных соглашений, которые заключили страны-противницы после Карибского кризиса. В тот момент мир был на волосок от ядерной войны.
Многие попытки сложить оружие провалились из-за проверки выполнения соглашения. Америка настаивала на том, чтобы страны отправляли своих представителей для контроля. Но Хрущев отвергал эти предложения, думая, что США будет вмешиваться во все внутренние дела страны.
Когда на Женевском саммите президент США предложил обменяться военными картами и разрешить полеты разведывательных самолетов одной страны над другой, генсек Хрущев отказался, назвав это предложение попыткой легально шпионить за противником.
Значительным достижением стал запрет испытания ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве. Его заключили в 1963 году после Карибского кризиса.
Следующее соглашение было достигнуто в 1973 году. Оно предусматривало срочные консультации между специалистами США и СССР в случаях, если возникнет угроза применения ядерного оружия.
Ряд соглашений был подписан о безъядерных зонах. Распространение такого оружия удалось остановить после соглашения о том, что страны, которые обладают подобными технологиями, обязуются не передавать их другим государствам.
Конец холодной войны
В 80-е годы гонка вооружений достигла своего апогея. В Америке выбрали президента Рейгана, и он затеял очень амбициозный проект «Стратегической оборонной инициативы».
Это был чрезвычайно дорогостоящий план, а ответные меры Советского Союза практически поставили страны на грань банкротства. И в скором времени этот фактор приостановил гонку вооружений.
На встрече в Женеве Рейган и Горбачев, наконец, признали необходимость ядерного разоружения. Но соглашение не было достигнуто.
В 1988 году Михаил Сергеевич заявил, что в течение двух лет сократит численность армии и военной техники.
Соперничество между странами и гонка ядерных вооружений закончились с распадом Советского Союза в 1991 году. Большая часть оружия осталась в России, но она не смогла бы продолжить противостояние.
www.syl.ru
СССР – США: спортивные войны XX века
АФИНЫ-2004
Соперничество двух сверхдержав держало в напряжении весь мир. Советский Союз и США соревновались во всем, но лишь на спортивных аренах представители двух великих стран сходились лицом к лицу. Апогея это противостояние достигало раз в четыре года – на Олимпийских играх.
Олимпиада – это всегда нечто большее, чем сумма соревнований по нескольким видам спорта. Это, как выразился один из политиков, час судьбы для наций, которые ищут подтверждения своей значимости в количестве завоеванных медалей.
Именно такого неоспоримого подтверждения превосходства «прогрессивного социалистического» над «загнивающим капиталистическим», видимо, искали советские руководители, когда 52 года назад принимали решение направить делегацию СССР на летнюю Олимпиаду-52 в Хельсинки. XV Олимпийские игры стали дебютными для советских спортсменов. С тех пор тезис «Спорт – вне политики» стал звучать совсем уж анекдотично, поскольку Олимпиады превратились в неприкрытое идеологическое противостояние СССР и США.
Исходные позиции противников определились сразу: по настоянию Советского Союза в Хельсинки была подготовлена… вторая Олимпийская деревня – специально для участников из стран социалистического лагеря. В дальнейшем таких уступок СССР уже не делали, но тем не менее в олимпийских деревнях спортсмены расселялись исключительно по политическим признакам: сборные СССР и восточноевропейских стран – в восточной части, США и им «сочувствующие» – в западной.
Надо ли говорить о том, какая «накачка» будущих олимпийцев шла накануне Игр (а потом и в ходе них) в обоих лагерях! Проигрывая советской команде за два дня до окончания Игр четыре очка в общем зачете, американцы нажали на все мыслимые и немыслимые рычаги. И в день закрытия Олимпиады с помощью откровенно предвзятого судейства ликвидировали отставание. У обеих команд стало по 494 очка, но за счет большего количества золотых медалей сборная США заняла первое место.
«Вам было страшно возвращаться домой?» – спросили через много лет у руководителя советской делегации Николая Романова. «Да, – ответил он после некоторой паузы и добавил: – В те дни, бывало, я просыпался ночью и не знал, что будет со мной утром. Трудное время было…»
Тем не менее именно Романов добровольно положил голову на плаху, когда через четыре года советские танки, брошенные на подавление антикоммунистического мятежа в Венгрии, едва не похоронили под гусеницами зарождающееся олимпийское движение в собственной стране. Когда за две недели до начала Игр-56 в Мельбурне руководителя советского спорта вызвали на заседание Президиума ЦК КПСС и спросили, стоит ли лететь в Австралию и гарантирует ли он победу над американцами в общекомандном зачете, Романов такую гарантию дал.
Первое командное место – и в США, и в СССР это стало непременным требованием на каждой Олимпиаде. Излишне было изучать турнирную таблицу: если после возвращения олимпийцев принимало первое лицо государства, значит, задача выполнена. Причем советские руководители делали упор не на качество, а на количество – их в первую очередь интересовало число медалей. Американцы же стремились побеждать в знаковых, самых популярных видах спорта. В 1968 году после успешных для них Игр в Мехико вице-президент Национального олимпийского комитета США Стайлс признал:
– Наше олимпийское господство основывалось на победах в сравнительно малом числе видов спорта. Правда, по некоторым из них разыгрывается, к счастью для нас, много медалей. Если бы в олимпийском командном зачете очки начислялись за виды спорта, а не за номера олимпийской программы, то мы никогда бы не были первыми…
Это действительно так. Та победа была достигнута американцами за счет сверхудачного выступления в плавании и легкой атлетике: 36 золотых медалей из 45, выигранных ими в Мехико. А вот спортсмены СССР получили тут только три золота…
Сорок лет, прошедших под знаком идеологического противостояния СССР и США, были, как это ни странно, периодом наибольшего расцвета олимпийского движения. Это, впрочем, связано не столько с самим спортом, сколько с той ролью, которую отводили Играм обе противоборствующие стороны.
Олимпийское движение едва не было загублено в период с 1980 по 1984 год. То было время взаимных бойкотов. Сначала США не приехали на Олимпийские игры в Москве («Сияй, гори огнем, Олимпиада! Музыка Маргарет Тэтчер, слова Збигнева Бжезинского» – самая популярная в СССР шутка 80-го года). Затем Советский Союз расплатился той же монетой, проигнорировав Игры в Лос-Анджелесе. Четыре года СССР хаял «раскольников» олимпийского движения за организацию альтернативных Игр во время Олимпиады-80, а спустя четыре года сам организовал турнир «Дружба-84».
А американцам отсутствие государств «восточного блока» (из всех соцстран в Лос-Анджелес приехали только румыны) помогло выиграть невиданное в новейшей олимпийской истории количество золотых медалей – 83. В этой связи грустной иронией прозвучали слова диктора на Олимпийском стадионе в Лос-Анджелесе 18 августа 1984 года во время закрытия XXIII Олимпиады:
– Спасибо вам, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Черненко, за то, что вы завоевали для США больше золотых медалей, чем любой спортсмен за всю историю.
– Нам долго внушали: спорт – вне политики. Внушали те, кто сам жил по законам двойной морали, – к словам бывшего старшего тренера сборной СССР по волейболу Вячеслава Платонова добавить нечего. Остается лишь восхищаться действиями тогдашнего президента МОК, бывшего посла Испании в СССР Хуана Антонио Самаранча, сумевшего в конце 80-х найти общий язык с одиозными политиками и вывести олимпийское движение из тупика с минимальными потерями.
В 1992 году в Барселоне завершилась олимпийская история Советского Союза. Для стран бывшего СССР, в последний раз выступивших единой командой, XXV Олимпиада стала концом целой эпохи, начавшейся 40 лет назад в Хельсинки.
ВСЕ МЕДАЛИ, ЗАВОЕВАННЫЕ АТЛЕТАМИ СССР И США НА ИГРАХ 1952–1992 ГГ.
1952 | 22 | 30 | 19 | 40 | 19 | 17 | Ничья |
1956 | 37 | 29 | 32 | 32 | 25 | 17 | СССР |
1960 | 43 | 29 | 31 | 34 | 21 | 16 | СССР |
1964 | 30 | 31 | 35 | 36 | 26 | 28 | СССР |
1968 | 29 | 32 | 30 | 45 | 28 | 34 | США |
1972 | 50 | 27 | 22 | 33 | 31 | 30 | СССР |
1976 | 49 | 41 | 35 | 40 | 25 | 25 | СССР |
1980 | 80 | 69 | 46 | бойкот | |||
1984 | бойкот | 83 | 61 | 30 | |||
1988 | 55 | 31 | 46 | 36 | 31 | 27 | СССР |
1992 | 45 | 38 | 29 | 37 | 34 | 37 | ОК |
Всего | 440 | 357 | 325 | 416 | 301 | 261 |
Примечание. В 1992 году вместо СССР выступала так называемая «Объединенная команда», в которую входили спортсмены из стран бывшего Советского Союза.
Общекомандный зачет на Олимпиадах не ведется. Согласно Олимпийской хартии «Игры являются соревнованием между отдельными спортсменами, а не между странами и географическими регионами». Только однажды, в 1912 году, Международный олимпийский комитет официально расставил национальные команды по ранжиру.
Однако попытки определить, представители какого государства на данных Играх были «быстрее, выше, сильнее» всех, не прекратились. Для определения страны, выигравшей Олимпиаду, пытались применять самые разные системы. Кто-то просто считал золотые медали. Другие предлагали подсчитывать условные очки с помощью различных систем. Например, учитывать выигранные медали (золото – 3 очка, серебро – 2, бронза – 1, имела хождение и система 5 – 3 – 1). Наиболее широко был распространен так называемый неофициальный командный зачет (НКЗ), согласно которому очки начислялись за первые шесть мест (за первое место – 7, за второе – 5 и далее 4, 3, 2 и 1).
Особое значение командный зачет приобрел с выходом на олимпийскую арену спортсменов Советского Союза. Первые же Игры с нашим участием (1952 г.) принесли удивительный итог. Хотя по числу золотых медалей американцы почти вдвое превзошли посланцев Страны Советов (40:22), но московские математики подсчитали, что по системе НКЗ была ничья 494:494! И в дальнейшем этот способ подсчета очков был на руку сборной СССР. Так, в 1964 году американцы вновь обставили нас по высшим наградам (36:30), но в «попугаях-то мы гораздо длиннее!» — по системе НКЗ впереди был СССР (607,8:581,8). Впрочем, в остальных случаях преимущество одной из команд было очевидно безо всяких уловок. Шесть раз (в 1956, 1960, 1972, 1976, 1988 и 1992 годах) сильнее были наши атлеты, а однажды, в 1968-м – американцы.
ГЛАС НАРОДА
Как вы относитесь к олимпийскому противостоянию СССР (России) и США?
Это соперничество двигает спорт вперед | 43% |
Ради этого я смотрю Олимпиаду | 25% |
Я не выделяю его из общей картины Игр | 21% |
Его не было и нет. Это все – выдумки журналистов и политиков | 11% |
www.sovsport.ru
Война США и СССР глазами американских художников
Война США и СССР глазами американских художников
Как американские художники изображали Третью мировую войну между СССР и США.
На волне послевоенного подъема в экономике и настроениях американцев в США стала развиваться мода на мужские авантюрно-приключенческие журналы, число наименований которых в момент достижения ее пика в конце 1950-х годов достигло порядка 130 штук. Наиболее известные из них носили такие громкие и выразительные названия, как "For men ounly", "Male", "True men", "Stag", "Man's life", "Adventure" и им подобные.
Основным содержанием таких журналов являлись не очень правдоподобные, но зловещие рассказы о приключениях настоящих мужчин - прежде всего, на войне с коварными коммунистами и их подручными из стран Третьего мира. Рассказы подобного рода обычно сочетались с большим количеством иллюстраций, исполненных в стиле пин-ап (от английского to pin up — "прикалывать", то есть, первоначально так именовали плакаты с полуобнаженными девушками, предназначенные для тогою чтобы солдаты прикалывали их кнопками к стенам в казарме). Созданием таких иллюстраций на тему "войны с русскими" для журналов того периода времени занималось большое количество американских художников, в том числе и очень известных внутри Соединенных Штатов Америки.
Начинается все, как правило, с коварного плана русских генералов напасть на Америку.
"Это - завтрашний день" - предупреждает журнал.
Источник
alternathistory.com
Как СССР и США чуть не стали противниками в 1944 году
7 ноября 1944 года американская авиация совершенно неожиданно подвергла бомбардировке советскую военную колонну возле югославского города Ниш. Происшествие имело все шансы перерасти в полномасштабную войну.
Предыстория
Отношения между СССР и США накануне открытия Второго фронта не были ни дружественными, ни враждебными – в них присутствовало определенное напряжение. Следует вспомнить, что Соединенные Штаты одними из последних признали Советский Союз, при этом категорически возражая против вхождения в его состав Прибалтики.
Осторожность в отношениях между двумя странами не позволила им подписать полноценный союзный договор, какой, к примеру, был заключен между СССР и Великобританией. Впрочем, это никак не повлияло на соглашение по ленд-лизу: технику, вооружение, сырье и продовольственные товары американская сторона поставляла исправно.
Свои обязательства США выполняли и после открытия Второго фронта, однако боевые действия вели так, что от них в значительной степени страдало мирное население. Очень подозрительно выглядит бомбардировка американскими ВВС Белграда, которая пришлась на дни Православной Пасхи. Местных жителей тогда погибло в несколько раз больше чем немецких солдат.
По свидетельству очевидцев падающие бомбы «украшал» издевательский лозунг «Счастливой Пасхи!». Он был явно адресован югославам, а не немцам – их Протестантская Пасха уже прошла. В этом можно усмотреть и скрытый вызов Советам, чьим союзником был югославский лидер и коммунист Броз Тито.
Бой над Нишем
На фоне интенсивных и зачастую хаотичных бомбардировок европейских городов атаку американской авиацией советской колонны во главе с генерал-лейтенантом Григорием Котовым можно было назвать досадной случайностью и списать на издержки военного времени. Но настораживают два факта. Во-первых, американское командование уже знало, что около Ниша нет немецких войск, во-вторых, «огонь по своим» был осуществлен в день годовщины Октябрьской революции. Очередная бомбардировка в праздник! Внизу размахивали красными знаменами, убеждая налетчиков, что это не немецкие войска, но американцы не видели или не хотели видеть. Жертвами авианалета стали 34 человека, в том числе и командир корпуса Котов, 39 солдат получили ранения, более 20 автомашин с грузами оказались сожжены. В ответ на бомбардировку советским ПВО удалось сбить один американский самолет. Немедля два истребителя Як-3 и Як-9 поднялись навстречу «союзной» эскадрильи, за ними – еще шесть Як-9.
Командование установив «национальность» противника отдало приказ: «принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе», однако после того как был сбит один из «Яков», советские истребители вступили в бой и в первой же атаке уничтожили два американских самолета. Среди летчиков был ас Александр Колдунов, который пытался жестами указать ведущему «Лайтнингу» (Lockheed P-38 Lightning) на ошибку – это, казалось, возымело успех. Советские самолеты отвели американскую эскадрилью за горный хребет, однако очень скоро около 40 «Лайтнингов» возобновили атаку.
Советские «Яки» снова отправились в сторону американских самолетов, произведя несколько предупредительных выстрелов из пушек и одну пулеметную очередь. Только тогда Командование ВВС США по горячим следам было вынуждено извиняться пред советской стороной, называя происшедшее «досадным инцидентом». Их целью была немецкая колонна, шедшая из Греции в Триест. Американские ВВС ошиблись примерно на 400 километров! Однако вторая группа самолетов не должна была повторять ошибку первой, так как между ними поддерживалась радиосвязь. Но это лишь одна из загадок в этой странной истории. Любопытны ответы американских пилотов, которые, по их мнению, действительно долго не видели советские опознавательные знаки. И только после слов полковника Эдвинсона «это русские, валим отсюда к черту!» эскадрилья ВВС США ушла от Ниша. Один из американских летчиков с бахвальством вспоминал: «Мы остались без боеприпасов или почти без боеприпасов. Большой расход был при штурмовке колонны, иначе русским бы пришлось еще хуже. Сбили мы пять-семь русских «Яков». Они были как «мессера», но на нашей стороне были лучшая тактика и инициатива».
Итоги
Разумеется, результаты воздушного боя у американской и советской сторон разнятся. Американцы пишут о 4-х сбитых советских самолетах и 2-х – ВВС США, оба американских пилота по их сведениям погибли. Наша статистика говорит о 3-х потерянных «Яках» и двух погибших летчиках, при 5 сбитых «Лайтнингах». Относительно инцидента над Нишем у советского командования было масса вопросов, однако расследование было прекращено – портить отношение с союзниками никто не хотел. Случись подобное в конце войны – все могло пойти по-другому. Посол США в СССР Аверелл Гарриман принес извинения по поводу несчастного случая от имени президента Франклина Рузвельта и генерала армии Джорджа Маршалла. Гарриман предложил направить в штаб 3-го Украинского фронта американских представителей для координирования совместных действий ВВС. Сталин это предложение отверг, мотивируя уже установленной линией, разграничивавшей действия союзников.
«Американские жертвы» Кожедуба
Можно было бы забыть об инциденте над Нишем, если бы не две скорые встречи русских и американских самолетов. 17 апреля 1945 года Иван Кожедуб был атакован двумя «Мустангами» (North American P-51 Mustang) в небе над Берлином. Тем более странно, что это произошло после того, как советский летчик пытался защитить союзников от нападения «мессершмиттов». «Кому огня? Мне?!», – с негодованием тогда воскликнул русский ас. В считанные минуты оба «Мустанга» были сбиты – один взорвался в воздухе, другой чудом дотянул до советской территории. Выживший после боя «здоровенный негр» на вопрос «кто его сбил?» ответил – «Фокке Вульф» (немецкий истребитель). Однако не ясно, ошибся американский пилот или отказался признать победу русского летчика. После проявки пленки ФКП воздушный бой удалось рассмотреть во всех подробностях. Командир дивизии Евгений Савицкий, отдав пленки Кожедубу, настрого приказал никому их не показывать, а потом добавил: «Эти победы – в счет будущей войны». Уже тогда советское командование воспринимало американцев как потенциального врага.
Взаимностью отвечали и американцы. Георгий Жуков сохранил нам высказывания командующего ВВС США Спаатса, который на одной из встреч с маршалом при обсуждении порядка полетов над советской зоной демонстративно возмутился: «Американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений!». В самом конце войны Кожедубу пришлось еще раз встретиться с бомбардировщиками американских ВВС. Тогда эскадрилья многомоторных гигантов, игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в зону советской оккупации. Русский ас сбил три самолета – остальные обратились в бегство. Однако официальный список этими трофеями ему пополнить не разрешили. Командир полка Павел Чупиков то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что с американцами придется подраться очень скоро, и в первый день новой войны трофеи припишут задним числом.
my-cccp.ru