Сообщение утро на куликовом поле: А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»

Беседа по картине А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Цель: Ознакомить учащихся с одним
из известных полотен русской живописи – сделать
первые шаги в приобщении детей к прекрасному.

Задачи: Развитие логического
мышления учащихся, формирование навыков анализа
художественного произведения; продолжить
знакомство с выразительными средствами
живописи; формирование способностей к
самостоятельному суждению, правильному
оформлению высказывания.

Зрительный ряд: А.П. Бубнов “Утро
на Куликовом поле”

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с
жизнью и творчеством нашего земляка-художника –
Александра Павловича Бубнова. В этом году
Бубнову исполняется 100 лет со дня его рождения.

Увидеть и передать передовые явления в
современной жизни своего народа, почувствовать
историческую преемственность духовных
национальных качеств русского народа – таков
склад дарования Александра Павловича.

Именно это чувство нового, любовь к овеянным
народной славой и легендами страницам родной
страны и определяют характер жизни и творчества
художника.

Родился А.П. Бубнов 4 марта 1908 года в Тбилиси
(Тифлиси), где его отец проходил воинскую службу.
А детские и юношеские годы художника протекали в
деревне Бубновка Аткарского уезда и самом
Аткарске Саратовской губернии. Родители его были
уроженцами этих мест.

В Аткарск Сашу привезли, когда ему исполнилось
два года. Именно здесь он впервые узнал и полюбил
на всю жизнь неброские, скромные и задушевные
пейзажи родного Заволжья, познакомился с жизнью
и бытом трудолюбивого русского человека,
ставшего впоследствии основным героем его
творчества.

Саша очень любил рисовать. Детской неуверенной
рукой набрасывал он на листах бумаги деревенские
улицы, лошадь с повозкой, соседского мальчишку,
угол сарая, — все, что могло заинтересовать и
взволновать впечатлительное ребячье сердце. И
сколько же было радости, когда в
одиннадцатилетнем возрасте, мальчик поступил в
открывшуюся в Аткарске изостудию.

Там, в этой изостудии, возникла и окрепла мечта
Саши Бубнова стать профессиональным живописцем.
Талант его был впервые замечен в Аткарске
простым учителем рисования Николаем Яковлевичем
Федоровым. Он много сделал для того, чтобы из
скромного паренька из маленькой деревушки
Бубновка, что стоит на берегу тихой Аткары, вышел
большой художник.

Занятия живописью и рисунком, историей и
этнографией, участие в раскопках курганов
древнего городища, стойбища первобытного
человека, приоткрывших частицу исторического
прошлого народа, путешествия в глухие и
отдаленные уголки аткарского края, пробуждавшие
горячую любовь к истории, природе, знакомившие
его с песнями и сказаниями (ездил по деревням в
зимние каникулы), былинами и частушками, бережно
хранимые памятью народа, — все это пробуждало в
Бубнове поэтическое восприятие окружающего
мира, способствовало укреплению уверенности в
том, что искусство – его призвание, его подлинный
и единственный путь.

В 1926 году после окончания девяти классов школы
второй ступени (ныне школа № 3) он поступает в
Московский художественно-технический институт
– ВХУТЕИН и оканчивает его (1930) по
монументальному отделению. Не собираясь стать
художником-монументалистом, Бубнов учился
именно на этом отделении, так как преподавание
композиции было поставлено очень серьезно.

Первые его работы были посвящены героическим
событиям гражданской войны. Бубнов выбирал для
своих картин темы, которые не только имели
общественной значение, но и волновали его лично,
будили его воображение, были напоены романтикой
и поэзией революции, гражданской войны,
современной жизни: “За шахматами”, “Проводы
делегатов на съезд колхозников”, “Яблочко”,
“Белые в городе” и другие.

  1. История создания картины “Утро на
    Куликовом поле”.

Но мы с вами сегодня поговорим о главном
произведении Бубнова, в котором особенно полно
воплотились яркие, сильные, героические образы –
это картина “Утро на Куликовом поле”. Писал он
это полотно с 1943 по 1947 год. Нет, наверное, такого
человека, который бы не видел этой картины. Само
полотно выставлено в Третьяковской галерее, а
репродукции с нее отпечатаны миллионными
тиражами на страницах школьных учебников, в
Большой Советской Энциклопедии. В
многочисленных книгах по искусству. За эту
работу художник был удостоен государственной
премией. Ему было присвоено звание члена
Академии художеств СССР, заслуженного деятеля
искусств. РСФСР. Давайте с вами вспомним, о каком
событии рассказано в этой картине?

Ученики: Это событие произошло в 1380 году.
На Куликовом поле развернулось ожесточенное
сражение между русским войском, которым
командовал князь Дмитрий, и полчищем хана Мамая.

Учитель: Да, это событие произошло
довольно давно, но прежде чем мы перейдем к
разговору о картине, я вам расскажу об истории ее
создания.

Бубнов начал писать картину в самый разгар
войны, сами события которой, идеи, чувства,
переживаемые народом, воодушевили художника
создать произведение о великом подвиге русских
воинов, освободивших страну от двухвекового ига.
Его замысел был органично связан с тем огромным
напряжением сил, с тем патриотическим подъемом,
которым жила тогда вся страна. Гордость за весь
народ русский, прошедший через все самые суровые
испытания, одержавший величайшую победу, живое
ощущение и “связь времен”, напоминание событий
прошлого, в которых так явственно различимы
черты настоящего, — вот что определило внутренний
пафос и весь ход работы над этим полотном.
Художник мыслил свое произведение как народную
эпопею.

Сложные задачи стояли перед Бубновым в его
работе над картиной о древней жизни народа. Но
художник воспринимал историческое событие с
позиции сегодняшнего дня, сумел понять и
выразить то, что волнует человека нашего времени.

Художник изучал труды историков,
исследователей, опыт русских исторических
живописцев, литературные памятники, особенно
“Задонщину”, собирал песни, легенды, сказания о
великой победе, знакомился с бытом Руси
четырнадцатого века – обрядами, обычаями,
одеждой, с военным делом того времени, ходил по
Москве, по базарам в поисках натуры, с трудом
уговаривал подходящую модель позировать –
тяжелое было время. Покупал подходящий реквизит
для будущей картины, в частности одежду, оружие.
Варежки, рубашки, веревки на пояса плели сами.

“В одном из подвалов нашли очень странного
человека, одержимого накопительством старины. Он
здесь жил, спал на каком-то топчане. Повсюду были
огарки свечей. За очень дорогую цену были куплены
кольчуга, топорик, щит” — как вспоминает
Соловьева Г. В. – жена Бубнова.

Я уже сказала, что художник долго и тщательно
изучал по книгам и музеям одежду и оружие,
распространенные в Древней Руси, но он
обязательно “примерял” все это к людям,
стараясь “подсмотреть”, например, как берут
копье, щит в том или другом одеянии. Изучение
исторического он сочетал с жизненными
наблюдениями. Художник подмечает бытовые детали
в повседневной жизни и умеет их использовать в
картине. Так появилась рукавицы, заткнутые за
пояс у копьеносца и целый ряд характерных мелких
черточек быта, которые в целом создают
впечатление большой жизненности.

После Великой Отечественной войны Бубнов
поехал за Волгу. Там он увидел бригаду
крестьян-рыбаков, которые поразили его: все
кряжистые, косая сажень в плечах. Они послужили
типажами для некоторых героев картины. Интересно
заметить, что одного из героев к своей картине
Бубнов написал с известнейшего теперь
саратовского скульптора А. П. Кибальникова.

Пожалуй, ни в одном написанном на эту тему
произведении тема борьбы с нашествием орды, так
не раскрывается, как в этой картине. В полотнах
других художников то это сражение, где трудно
различимы персонажи, то это раненный Дмитрий
Донской в окружении приближенных.

Но в своей картине Бубнов отказался от показа
самого боя.

  1. Беседа по картине.
  • Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
  • Какой момент художник изобразил в картине?
  • Куда так напряженно смотрят воины?
  • Расскажите, что они сейчас переживают?
  • С чем идут в бой воины?
  • Где, как вы думаете, на картине изображен князь
    Дмитрий?
  • Что вы можете рассказать о нем?

Учитель: Художник не раскрывает перед нами
широкую панораму битвы и не рассказывает о
каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно
выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного
едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого
верой в победу.

Раннее утро. Густой туман еще не рассеялся.
Русское войско стоит среди поля неподвижно и
молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в
первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре
нарастает движение, оно сдержанно и
выразительно. Напряжение ожидания, тревога и
решимость отражены в лицах воинов. Убедительно и
верно переданы градации этих состояний в лицах и
позах умудренных опытом зрелых воинов,
напряженно всматривающихся в даль, откуда должен
появиться враг, и юношей, совсем еще мальчиков, в
состоянии которых решимость сложить свою голову,
перемешивается со страхом. Очень интересно
рассматривать картину, стоя близко к ней. Тут во
всей полноте раскрываются нюансы психологии
отдельных воинов и настроение всей массы в целом.

Смело и несколько даже беспечно смотрит вперед
молодой гигант-богатырь, вышедший на поле вперед
войска с топором и щитом.

Нетерпеливо рвется вперед совсем еще юный
русский парень, жадно и с любопытством
выглядывающий из второго ряда войска.

Уверенно и спокойно стоит бывалый воин,
оперевшись на копье. Подобало в то время старому
помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.

Вот один поднимает щит, другой нетерпеливо
сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает
тетиву лука, кто-то молится – скоро начнется
битва.

Очень хорошо сказано о воинах в стихотворении
“Ратник” аткарского поэта В.Назарова.

(Стихи читают учащиеся, подготовившись
заранее).

Я горсть земли в ладонях растираю:

Похоже, что пришел мой час.

По сторонам с тоскою озираюсь

В который раз.

Нам перед боем дали выпить браги,

Смелее чтобы шли вперед,

Но мы и так полны и гнева и отваги,

Во взгляде – лед.

Сам Бог поможет справиться с врагами,

От стрел и копий защитит.

Я меч покрепче в кулаке сжимаю,

Готовлю щит.

Сейчас начнется лютый поединок,

Ведь некуда уж отступать.

Сойдутся в поле две великих силы:

Орда и рать.

С утра туман накрыл нас тишиною,

Замолкли даже кулики.

И мы стоим безмолвною стеною,

Сжав кулаки.

Я не боюсь погибнуть в этой битве

И богу не хочу мешать.

Выпрашиваю я в своей молитве

Лишь благодать.

Учитель: С усмешкой, с ненавистью, с верой в
себя смотрят, приглядываются русские люди к
невидимой на картине татарской рати. Тут к врагу
направлены взоры людей, и эта устремленность
подчеркивается и усиливается жестом князя
Дмитрия Ивановича (еще не Донского, просто князя
Московского), указывающего мечом в сторону
татарского полчища.

Словно ожили строки знаменитой “Задонщины”: “Богатыри
русския хотят ударити на великие силы поганого
царя Мамая… Князь Дмитрий Иванович вступив во
златое сове стремя, и взем свой меч в правую
руку… Солнце ему ясно на востоке сияет путь
повевает… Воеводы у нас крепкие, а дружина
сведома, а под собою злаченые доспехи. А шеломы
черкасские. А щеты московские… а мечи булатные…
Но еще хотят сильно головы свои положить за замлю
за Русскую”.

Пройдет еще некоторое время и князь Дмитрий
Иванович, сняв великокняжеские одежды, в
доспехах простого воина встанет в ряды
сражающихся… сойдутся в поединке Пересвет с
Челубеем… Прозвучат трубы. “И была брань
крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И
падало мертвых бесчисленное множество от обеих
сторон… Не только оружием убивали, но и под
конскими ногами умирали, от тесноты великой
задыхались, потому что не могли вместиться на
поле Куликовом, между доном и Мечой, такого
множества сошедших сил”, —
заметил летописец
по поводу этой битвы. В картине изображено
непосредственно: грядущая борьба и победа
русских войск.

— Что вы можете сказать о композиционном
построении картина? Почему Бубнов так изобразил
воинов на картине?

Ученики: Ратники стоят близко друг к другу.
Этим самым художник хотел показать силу,
нерушимость и могущество этих воинов. Они словно
поддерживают друг друга.

Учитель: Композиция полотна построена с
расчетом подчеркнуть сплоченность и
монолитность русской рати: этих людей не
сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит,
что композиция статична. В вытянутом мече
Дмитрия Ивановича, в фигуре воина,
наклонившегося вперед и поднимающего щит с
земли, в копьях, взятых на перевес, — во всем этом
выражено движение, которое замыкается спокойной,
могучей фигурой воина, снимающего топор. Часть
фигур срезано рамой картины, войско как бы
бесконечно и продолжается за пределами полотна.
Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую,
дальше видны новые и новые лица, словно могучая
лавина надвигается из глубины… Но вот наш взгляд
останавливается на фигуре старика, опершегося
всем своим телом на древко копья. И создается
ощущение, будто движение всего войска
остановлено, сдержано, но через несколько
мгновений, эта лавина двинется дальше.

Так используются контрасты между теми
элементами картины, которые создают ощущение
неповторимого движения всей рати князя Дмитрия и
теми, которые воспринимаются как препятствие
этому трудно сдерживаемому движению.

Художник достигает выразительности
собранности композиции, подчеркивает ощущение
сил и могущества русских воинов. Фигура Дмитрия
четко вырисовывается на фоне черного знамени с
золотым Спасом.

“О крепкое и твердое дерзание мужества! О как
он не испугался, не дрогнул от такого множества
войск? Ведь поднялись на него три земли, три
рати… Однако всех этих он не испугался,
нисколько не устрашился…” —
говорится в
“Летописной повести о побоище на Дону” о князе
Дмитрии. Художник дает почувствовать его роль –
роль полководца, возглавляющего русское войско.
В то время вся группа – Дмитрий и его
приближенные, выделенная композиционно, -
отодвинута на второй план. Образ Дмитрия
трактован более отвлеченно, чем образы других
персонажей, скорее в символическом, нежели
конкретно-индивидуальном плане, не становится
центральным. Фигура его не господствует в
картине. Князь не является главным действующим
лицом.

— Почему, как вы думаете, художник изобразил так
князя и кто здесь главный герой?

Учащиеся: Князь изображен так потому, что
главным героем здесь является все русское
войско.

Учитель: Да, верно, и поэтому Куликовская
битва раскрывается как народная эпопея. Русский
народ – вот подлинный герой произведения.
Картине “Утро на Куликовом поле” присуще
чрезвычайно существенное для произведения на
историческую тему качество – люди, изображенные
на полотне, не воспринимаются “сквозь мглу
веков”, не кажутся архаичными – наоборот, в них
есть сила характеров, близких современным людям,
и эти характеры обрисованы правдиво и
убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах
Древней Руси живых людей и это чувство передать
зрителю. Поэтому в суровом воине, чьи огромные
натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом
старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в
белокуром воине, впервые идущем в бой, и во многих
других персонажах картины есть та
художественная правда, которая заставляет
верить в них.

Художник сумел приблизить к нам события
далекого прошлого, заставить зрителя пережить
его.

И поэтому хочется обратиться к строкам стихов,
посвященных этой картине. Эти стихи написал
аткарский поэт В.Воробьев и называются они
“Перед картиной “Утро на Куликовом поле”.

(Стихотворение читают учащиеся,
подготовившись заранее).

Вид, ждущих Куликовской битвы

В предельно робкой утренней тиши

Толкает зрителя притихнуть и молитвой

Дрожь в глубине унять своей души.

Щиты, шеломы, копья, лица.

Грубый

Еще конем не тронутый ковыль,

На холст принес

земляк-художник Бубнов,

Показывая боль истории чрез быль.

Сурово-строги лица статных воинов,

Молчит единою задумчивостью рать…

Им предстоит под крики черных воронов

Убитым быть, иль тоже убивать…

Готов вот-вот и горизонт насупиться.

Из-за того, что грудь родной земли

Застонет, задрожит от зла и ужаса

И… окровавятся седые ковыли…

О, Русь моя! Увы, многострадальная.

Оттуда, из глубин былых веков,

Судьба твоя глядит с картин печальная,

Тревожа рай болотных куликов.

Побоищ после этого случалось,

Похоже, все еще не сочтены…

От века нашего три годика осталось,

Пропитан он кошмарами войны.

Двух мировых, гражданских  и локальных,

От коих ужасы так трудно передать!

А пред картиною, уверен, не случайно,

Душа не может не затрепетать!

И крикнуть, побывав на поле Куликовом:

— Стремитесь, люди, к миру  повернуть!

А автора шедевра добрым  словом –

Нам непременно надо помянуть.

Ответьте на следующие вопросы:

  • О чем говорится в стихотворении?
  • Что мы ощущаем с вами, оставшись наедине с этой
    картиной?
  • К чему призывает автор этого стихотворения?
  1. Заключительное слово учителя.

Жизнь отпустила А.П. Бубнову небольшой срок –
всего 56 лет. Но остались жить его полотна,
осталась добрая память о большом, щедром
человеке – Александре Павловиче Бубнове.

Аткарчане гордятся им. Ведь когда-то он ходил по
аткарским улицам, бродил по ковыльным и
земляничным полям Емельяновского леса, что
начинается прямо за околицей его родной деревни.
Травы, которые видел юный Бубнов, на опушках и
полянах леса, мы узнаем теперь на картине “Утро
на Куликовом поле”. Именно здесь он делал первые
свои зарисовки, учился видеть прекрасное и
необыкновенное в обычных людях, цветах, травах,
что его окружали, в синем небе, белых облаках,
отражающихся в тихих водах нашей Аткары.

В память о художнике в 1986 году улица линейная
была переименована в улицу имени Бубнова А. П., а в
местном педагогическом училище есть
художественно-этнографический музей им А. П.
Бубнова.

  1. Задание.

Написать сочинение-впечатление на тему “Перед
картиной Бубнова “Утро не Куликово поле”.

Утро на Куликовом поле. Художник А. Бубнов — КиберПедия

Навигация:

Главная
Случайная страница
Обратная связь
ТОП
Интересно знать
Избранные

Топ:

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства…

Интересное:

Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений…

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является. ..

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

 

Великий князь на коне объезжал перед битвой ряды воинов и говорил им: «Возлюбленные отцы и братия, Господа ради и Пречистой Богородицы и своего ради спасения подвизайтеся за православную веру и за братию нашу».

На челе великого или главного полку стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя. Дмитрий Иванович снял с себя златотканую великокняжую приволоку; возложил ее на любимца своего боярина Михаила Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя. А сам покрылся простым плащом и пересел на другого коня. Он поехал в сторожевом полке, чтобы впереди его собственноручно ударить на врагов.

Тщетно князья и воеводы удерживали его. «Братия моя милая, – отвечал Дмитрий. – Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду – вместе с вами».

Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Русское воинство отличалось червлеными щитами и светлыми доспехами, сиявшими на солнце; а татарское от своих темных щитов и серых кафтанов издали походило на черную тучу. Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились. С татарской стороны выехал на Куликово поле воин огромного роста, подобный Голиафу, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных людей и назывался Челубей.

Увидел его инок Пересвет и сказал воеводам: «Сей человек себе подобного ищет; я хочу с ним видеться». «Преподобный отец игумен Сергий, – воскликнул он, – помоги мне молитвою своею». И с копьем поскакал на врага. Татарин понесся ему навстречу. Противники ударили друг на друга с такой силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвыми поверглись на землю.

Победа Пересвета. Художник П. Рыженко

Тогда двинулись обе рати. Дмитрий показал пример воинской отваги. Он переменил несколько коней, сражаясь в передовом полку; когда же обе передовые рати смешались, отъехал к великому полку. Но дошел черед до этого последнего, и он опять принял личное участие в битве. А хан Мамай наблюдал сражение с вершины Красного холма.

Скоро место Куликовской битвы сделалось до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности. Такой страшной битвы никто из русских и не помнил. «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы. В одном месте одолевали татары, в другом русские. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью.

Куликовская битва. План

 

Пешая русская рать уже полегла в бою. Пользуясь превосходством в числе, татары расстроили наши передние полки и стали напирать на главную рать, на полки Московский, Владимирский и Суздальский. Толпа татар прорвалась к большому знамени, подрубила у него древко и убила боярина Бренка, приняв его за великого князя. Но Глеб Брянский и Тимофей Васильевич успели восстановить порядок и опять сомкнуть большой полк. На правой руке Андрей Ольгердович одолевал татар; но не дерзал гнаться за неприятелем, чтобы не отдаляться от большого полку, который не подвигался вперед. На последний навалило сильное татарское полчище и пыталось его прорвать; и тут многие воеводы уже были убиты.

Дмитрий и его помощники поставили в Куликовской битве полки таким образом, что татары не могли их охватить ни с какой стороны. Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл. Видя неудачу в центре, они с яростью устремились на левое наше крыло. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой. Когда начальствовавшие левым полком князья Белозерские все пали смертью героев, этот полк замешался и стал подаваться назад. Большому полку угрожала опасность быть обойденным; все русское войско было бы приперто к Непрядве и подверглось бы истреблению. Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар.

И. Глазунов. Временный перевес татар

 

Но уже давно князь Владимир Андреевич и Дмитрий Волынец из засады следили за битвой. Молодой князь рвался в бой. Нетерпение его разделяли и многие другие пылкие юноши. Но опытный воевода сдерживал их.

Жестокая Куликовская битва длилась уже часа два. Доселе татарам помогало еще то обстоятельство, что солнечный свет ударял русским прямо в очи, и ветер дул им в лицо. Но мало-помалу солнце зашло сбоку, а ветер потянул в другую сторону. Уходившее в беспорядке левое крыло и гнавшая его татарская рать поравнялись с дубравой, где стоял засадный полк.

«Теперь и наш час приспел! – воскликнул Боброк. – Дерзайте братия и други. Во имя Отца и Сына и Святого Духа»!


⇐ Предыдущая1234

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. ..

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…



Нагорный кулик | Bird Gallery

Upland Sandpiper

© Greg Lavaty, spring 2009 on the Bolivar Peninsula

Bartramia longicauda

Family : ( Scolopacidae ) Sandpipers and Phalaropes

Preferred Habitat : Prairies and fields

Сезонное появление : Обычен весной; изредка осенью.

Профиль видов Гленна Олсена : Часть волнения и волнения весенней миграции — это вызов и радость наблюдения за возвращением куликов. Моховой кулик — красивая и самобытная кулик, чаще всего не встречающаяся на берегу. Этот кулик с длинной шеей и длинными ногами — птица исторических прерий США и Канады. Поскольку большая часть наших родных прерий в настоящее время освоена, он встречается на остатках лугов, пастбищ, дерновых ферм, лугов, сенокосов и сельскохозяйственных полей. Весенняя миграция на побережье Верхнего Техаса — лучшее время, чтобы увидеть этот вид, поскольку особи делают остановки на пути к местам размножения в северных центральных штатах, центральной Канаде и на Аляске.

Горный кулик питается насекомыми в той же среде обитания, где вы также можете встретить оленей-убийц или мигрирующих американских золотистых ржанок. Часто этот кулик находится в траве, которая такая же высокая или выше, чем он сам. Пятнистая коричневая верхняя часть тела удивительно хорошо сочетается с травой, из-за чего ее трудно обнаружить. Обратите внимание на движение качающейся, похожей на ржанку головы, когда она ходит и собирает насекомых с травы и с земли. Когда птица останавливается, чтобы проверить, нет ли опасности или птиц, она будет стоять прямо, вытянув свою длинную тонкую шею и высоко подняв голову и лицо, едва виднеясь над кончиками травы! Какое красивое и волнующее зрелище!

Профиль Ларка Хестона : Горный песочник, хотя и считается куликом, предпочитает траву и прерии. Эту ржанку можно отличить от желтогрудого кулика, предпочитающего сходные места обитания, по желтоватому клюву и худощавому высокому росту. Горные кулики имеют очень тонкую шею и маленькую голову, что придает им вид большеглазой качающейся головы. Их тела покрыты коричневыми крапинками, с пятнами на шее и боках.
 
Рацион горного кулика состоит в основном из насекомых, таких как жуки и сверчки. Их гнезда, которые представляют собой простые царапины в земле, в основном располагаются в предпочитаемой ими травянистой или прерийной среде обитания, но также обычно строятся в аэропортах! Птенцы мохнатых куликов могут покидать гнездо и самостоятельно питаться вскоре после вылупления. Их нерестилища находятся на юге и северо-западе Канады, а также на севере США, включая часть Аляски. Во время миграции они путешествуют по побережью Мексиканского залива в начале сезона, что является признаком прихода весны на побережье Верхнего Техаса!

Горный песочник

© Грег Лавати

Горный песочник

© Грег Лавати

Горный песочник

© Грег Лавати

A Field Guide of Birds and Grace – журнал «Сидерический»

Калидрис химантоп.
Голос: один whu.

Последний раз, когда я видел кулика, я был в Сан-Диего, сидел на пляже в одежде и смотрел, как эти нервные, легконогие птицы носятся по песку. Их ноги двигались так быстро, что, казалось, парили прямо над землей, паря без использования крыльев, отличаясь быстротой, краткостью и нерешительностью. В ту поездку я играл в бочче, собирал разбитые, запятнанные ракушки и камни и спускался со скал в холодную соленую пену Тихого океана. Ночью прожекторы освещали пляж, словно вторая и третья прозрачные луны, пока мы с моим парнем делали примитивных теней животных и танцевали. Я ела дорогую рыбу с его мамой, как конец странного сна.

Кулики усердно молятся, лишенные какого-либо великолепия, вроде написанных от руки благодарственных записок или стикеров, оставленных на холодильнике в качестве напоминаний о покупке масла, кардамона, коричневого сахара. Мне хочется подержать в руках дрожащее тело кулика и прошептать, что я завидую его полым костям, крапчатым яйцам и обсидиановым глазам. Кулик — это грациозная нота, не грациозность ful , а полусекундное колебание между преднамеренностью и импровизацией, вялая грациозность.

 

АВСТРАЛИЙСКИЙ ПОПУГЛЯДНЫЙ БУГЕРИГАР; Мелопситтак волнистый.
Голос: Болтовня, чириканье.

Раньше я держала попугаев на пальцах и плечах и чувствовала вес их благодати, просачивающейся в мое тело. Когда я прикасался пальцем к их прикрытым пухом животам, похожим на облака, они поднимали на него одну рептильную ногу, затем другую и говорили со мной на своем щелкающем языке, таинственные послания искренне говорили моим незнакомым ушам. Мои уши, которые они будут грызть своими крючковатыми клювами, готовя пищу из разлагающихся клеток кожи. Ощущение их теплых, быстрых сердечных сокращений на моей коже было ощущением необычной уязвимости, как будто я знакомился с двумя шелковыми ангелами. Их тела были такими же нежными, как хрупкие фарфоровые статуэтки, озаренные дуновениями пастельных пигментов, будто они валялись в коробке с красками, о которой поет Джони Митчелл.

Помню, когда они умерли, я почувствовал, как их духи погружаются в меня, и впервые ухватился за аморфное понятие смерти. Их бедные безжизненные формы, которые определялись такой буйной какофонией, были такими неподвижными, их живость испарилась в одно мгновение. Теперь я представляю, как баюкаю эти птичьи трупы, их кровь сливается в моих руках, создавая пруд благодати.

 

ЖАВОРОЧЬЯ ЖАВОРОЧКА; Chondestes grammacus.
Голос: Сломанная песня; четкие ноты и трели с паузами между ними; характеризуется жужжанием и журчанием пассажей.

У меня есть дурная привычка беспокоить большие стаи птиц, собирающихся вместе на открытых пространствах, с тех пор, как мне было шесть лет, когда я увидел скопление воробьев во дворе перед домом. В этом воспоминании мы с отцом молча наблюдали за птицами. Они осторожно прыгали по траве. Я распахнул входную дверь и выбежал наружу, к птицам, размахивая руками и тявкая, когда воробьи подпрыгивали в воздухе в синхронном движении. Я помню, как в то утро мой отец ругал меня в пижаме, да, но тот висцеральный момент, когда я был окружен летящими птицами, тоже до сих пор не изгладился из моей памяти. Меня не покидает зуд от того, что меня окружают птицы, и мне кажется, что я тоже могу оторвать ноги от земли и убежать в вихре движений, покинув эту человеческую телесность в обмен на левитирующую грацию.

Я смотрю, как воробьи взлетают и падают, словно яркие солнца, описывая в небе элегантные параболы. «На рассвете у меня есть птицы, явно божественные вестники, которых я не понимаю, но день за днем ​​чувствую благодать их намерений», — пишет Джим Харрисон.[1] Может быть, птицы являются посредниками молитвы между землей и небом и уносят наши мысли, ясновидящие существа, взаимодействующие с другими сферами. Когда мой дед умер, я думал о том, какую молитву я ему пошлю. Ничего не приходило в голову, никаких сообщений для передачи. Только воспоминание о том, как он разрезал персики с пораженной солнцем мякотью в миску и покрыл их молоком и сахаром. Какая это была изящная еда, какая бесполезная, какая красивая.

 

СКВОРЕЦ; Стурнус обыкновенный.
Голос: Резкий цеер , свистящий ууууу.

Скворцы кажутся воплощением потустороннего блеска созвездий, словно украшенных пылью звезд или туманностей, или множества лун Сатурна. Несколько месяцев назад я нашел мертвого скворца на тротуаре и любовался его блестящими крыльями, испещренными галактикой.

Как бы мне хотелось, чтобы у найденного скворца были достойные похороны. Подобно любимому скворцу Моцарта, метко названному Фогельстар, которого Моцарт оплакивал в момент его смерти восторженной элегией. Я думаю о своей приближающейся смерти. Я надеюсь, что меня кремируют, вернут в мелкий прах, из которого я вышел, будь то звездная пыль или что-то еще. Если благодать — это, как учит Папа Франциск, «количество света в наших душах»[2], то, поскольку птицы кажутся самыми изящными из видов, они должны быть теми, у кого больше всего света.