Жизнь древних славянДревние славяне. Сообщение о древних славян


сообщение на тему Жизнь древних славян

 Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.

- Вооружение воина того времени составляли копье и лапти. Лаптями воин пинался, а за копье держался. Удар такого воина мог свалить с ног любого, кто повернулся к нему спиной. А такой зверь, как кошка, мог даже подлететь от подобного удара на высоту до трех метров.

- Утварь того времени была нехитрой. Утварь в данном случае пишется вместе. И уже лет двести как не является ругательством. Основным предметом утвари у славян был горшок. Из него люди днём ели, а ночью ставили его под кровать, чтобы утром ещё поесть. К горшку прилагалась ложка. Ею славяне били по лбу тех, кто ночью неправильно использовал горшок. Больше у славян утвари не было.

- Все мы знаем выражение: "Семеро по лавкам". Это короткое и ёмкое описание древнего морга. После битв славян, которые не двигались, складывали на лавки. Если наутро на лавке никого не было - значит, славянин выздоровел и ушёл. А если не ушёл - то ждали ещё один день. Если и это ему не помогало - то тогда начинали лечить его отварами, пропущенными через марлю и травами, пропущенными через корову.

- Вообще-то, медицина у славян была на очень высоком уровне, если верить количеству больничных листов, найденных на бересте.

- В году у славян было 364 праздника и Новый год. Интересно, что Новый год у славян начинался не первого января, а первого декабря. А кончался где-то ближе к марту.

- Любопытно, что в пищу славяне употребляли всё, что не употребляли в питьё.

- Земледелие и скотоводство были славянам хорошо известны, поэтому они ими не занимались.

- Торговать славяне не умели, а тех, кто умел, - били.

- Основным занятием славян была критика других народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности.

- Славяне были бы прекрасные охотники, если бы охотились.

- Дом у типичного славянина того времени был полная чаша и выглядел так же.

- Поскольку славяне постоянно ожидали набегов, то в доме они не разувались, а в туалете не снимали штанов.

- Замуж славянок выдавали рано. Или поздно. В зависимости от того, отдыхало племя или выпивало.

- Юные славянки под одеждой носили оберег в виде трусов. Любопытно, что сами славяне трусов не носили. Им их заменяла рубаха, как правило, вшитая в брюки.

- Свадьбу славяне, как правило, играли до рождения первого ребёнка. То есть дня три-четыре. После чего муж шёл спать, а жена - рожать.

- Славянин выбирал себе жену на всю жизнь. Если же они не сходились характерами, то славянин ругал жену, жаловался друзьям и много пил.

- Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.

- В неделе у славян было всего два дня. Они назывались Уик и Уэнд. А вместе Уик-энд, что в переводе со славянского значило "неделя". Интересно, что выходных дней у славян не было, а вот месяцы были. Выходным считался месяц Вересень. В переводе на современный календарь он продолжался с конца мая по середину октября. После чего наступал месяц Лютень. Это не совсем точное название. Правильнее называть его БеЛютень. В этот месяц все славяне лечились. Причем лечились тем, чем в предыдущий месяц калечились.

- Интересно, что в древнюю Москву пускали всех, а вот в древнем Киеве требовалась регистрация. Особенно для половцев и печенегов.

- О наблюдательности славян свидетельствует хотя бы тот факт, что татарское иго они заметили сразу же, как только оно началось. И сразу же поднялась волна народно-освободительного ропота и предательств.

- В отличие от спартанцев, которые сбрасывали больных детей в пропасть, славяне никого никуда не сбрасывали. Они просто говорили, где находится пропасть - а всё остальное делали сами дети.

- Воспитанием у славян занимались в основном старики. Или те, кто отслужил уже больше года в славянах.

- Как таковой постоянной армии у славян не было. Зато была дружина. В неё входили друзья и родственники тех, у кого было оружие - лапти и копьё.

- Князей славяне призывали к себе со стороны. Любой человек, назвавшийся князем, мог править славянами. А вот заставить их что-нибудь сделать не мог. Как правило, князьям славяне давали меткие прозвища: Красно солнышко (если князь был в прыщах), Мудрый (если строил туалет рядом со столовой или верил славянам на слово), Долгорукий (если фамилия князя была Коротконогий).

- При появлении врагов славяне закрывали дверь в город и притворялись, что их нет. Если враги начинали лезть в город через стены, то славяне поливали их матом и смолой. А когда те всё-таки перелезали, то извинялись и показывали князя, который всё это придумал.

- Славяне издревле гордились своей великой литературой. Стоит только вспомнить "Слово о полку Игореве", чтобы понять, что вспомнить больше нечего.

- Славяне верили, что после смерти они попадают в деревянный ящик, в котором есть всё, чтобы из него не выйти.

infourok.ru

Тема : «Жизнь древних славян»

Учебник : А.А. Плешакова Е.А. Крючковой « Мир вокруг нас»

Учитель: Епифанова Елена Петровна Курловской МКОУ СОШ №2Цели:

Ход урока.

1. Актуализация знаний, сообщение темы.

Упражнения на развитие Сегодня начинаем изучение истории нашего Отечества

концентрации внимания Отправляемся в путешествия в далёкие времена, V –VIII

века, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях

жили и чем занимались.

Чтоб узнать к какому народу мы принадлежим, разгадайте . кроссворд.

2.Работа по новой теме :

Учитель : Сегодня группа ребят нашего класса подготовила исследовательскую работу по теме: «Жизнь древних славя»

Сообщение учащегося о теме исследовательской работы,

о целях поставленных перед группой (работа с 3 слайдом)

Сообщение учащегося на тему « Кто были наши предки» (работа с 4 и 5 слайдом)

Славяне – это обширная группа племён и народов, принадлежащей к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные и восточные, южные. Сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род- это несколько семей, живущих вместе.

Наши предки, восточные славяне, жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр,  Западная Двина.На Днепре, где кончался лес, и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили   среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина.

  Сообщение учащегося на тему «Внешний вид славян» ( работа с 6, 7, 8 слайдом)

«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Сообщение учащегося на тему: « Занятие славян, орудия труда и предметы быта» ( работа с 9, 10, 11,12 слайдом)

Древние славяне занимались:

Охотой – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Рыболовством – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.

Скотоводством - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Собирательством- диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.

Бортничеством - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).

Гончарное дело.

Строительство.

Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.

Сообщение учащегося на тему: «Жилища славян» ( работа с 13, 14 слайдом)

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Физминутка.Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если сумели – все в полном порядке.Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько девочек у нас.

Столько сделаем хлопков

Сколько в комнате цветков.Сообщение на тему « Верования славян» ( работа с 15-18 слайдом)

Прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.•    Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями  Это был грозный бог, его считали ещё богом войны.  В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна. - Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла. 

•    Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах  о теплом лете и хорошем урожае.

•    Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.•    Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

•    Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.•    Стрибог – бог ветра.•    Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

Сообщение на тему: «Духи, божества природы».( работа с 19,20 слайдом)Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки."Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом.  Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников    Русалка. Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

Праздники славян.

- Чтобы боги были к людям добрее, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. Масленица.Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.Иванов день.Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

В результате исследования мы пришли к выводу:

1. Наши предки Восточные славяне.

2. Это были трудолюбивые, сильные , русоволосые, голубоглазые люди.

3. Они жили племенами, каждое племя состояло из нескольких родов.

4. Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки на

пригорке.

5. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

6. Прежде чем начать любое дело наши предки обращались к богам. А их было очень много.

7. Чтобы боги были добрее, славяне устраивали в честь них праздники.

3. Закрепление изученного.

    • В какой части Европы было поселение славян?
    • Какие национальности позднее произошли от Восточных славян?
    • Как жили славяне?
    • Почему славяне были крепкими выносливыми?
    • Чем занимались мужчины?
    • Кто такие бортники?
    • Чем занимались женщины?
    • Почему славяне жили племенами?
    • Как древние славяне выбирали место для жилья?
    • Опишите дом древних славян.
    • Каких богов древних славян вы запомнили?
    • Назовите праздники древних славян.
    • Почему верования славян были так тесно связаны с природой?
    Подведение итогов:

    Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили?

    Вы сегодня молодцы!

    Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы.Домашнее задание

    Прочитать текст учебника, ответить на вопросы « Проверь себя» ( с34 – 38)Литература

    1. Учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас».
    2. О.И. Дмитриева « Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» .
    3. Детская энциклопедия « Я познаю мир история»
    4. Мария Семёнова «Мы –славяне», Санкт-Петербург, Группа «Азбука-классика», 2010г.
    5. Наталья Майорова «Русская История», Москва, «Белый город», 2004г.

    lit.na5bal.ru

    Жизнь древних славян

    Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.

    Вооружение воина того времени составляли копье и лапти. Лаптями воин пинался, а за копье держался. Удар такого воина мог свалить с ног любого, кто повернулся к нему спиной. А такой зверь, как кошка, мог даже подлететь от подобного удара на высоту до трех метров.

    Утварь того времени была нехитрой. Утварь в данном случае пишется вместе. И уже лет двести как не является ругательством. Основным предметом утвари у славян был горшок. Из него люди днём ели, а ночью ставили его под кровать, чтобы утром ещё поесть. К горшку прилагалась ложка. Ею славяне били по лбу тех, кто ночью неправильно использовал горшок. Больше у славян утвари не было.

    Все мы знаем выражение: "Семеро по лавкам". Это короткое и ёмкое описание древнего морга. После битв славян, которые не двигались, складывали на лавки. Если наутро на лавке никого не было - значит, славянин выздоровел и ушёл. А если не ушёл - то ждали ещё один день. Если и это ему не помогало - то тогда начинали лечить его отварами, пропущенными через марлю и травами, пропущенными через корову.

    Вообще-то, медицина у славян была на очень высоком уровне, если верить количеству больничных листов, найденных на бересте.

    В году у славян было 364 праздника и Новый год. Интересно, что Новый год у славян начинался не первого января, а первого декабря. А кончался где-то ближе к марту.

    Любопытно, что в пищу славяне употребляли всё, что не употребляли в питьё.

    Земледелие и скотоводство были славянам хорошо известны, поэтому они ими не занимались.

    Торговать славяне не умели, а тех, кто умел, - били.

    Основным занятием славян была критика других народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности.

    Славяне были бы прекрасные охотники, если бы охотились.

    Дом у типичного славянина того времени был полная чаша и выглядел так же.

    Поскольку славяне постоянно ожидали набегов, то в доме они не разувались, а в туалете не снимали штанов.

    Замуж славянок выдавали рано. Или поздно. В зависимости от того, отдыхало племя или выпивало.

    Юные славянки под одеждой носили оберег в виде трусов. Любопытно, что сами славяне трусов не носили. Им их заменяла рубаха, как правило, вшитая в брюки.

    Свадьбу славяне, как правило, играли до рождения первого ребёнка. То есть дня три-четыре. После чего муж шёл спать, а жена - рожать.

    Славянин выбирал себе жену на всю жизнь. Если же они не сходились характерами, то славянин ругал жену, жаловался друзьям и много пил.

    Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.

    В неделе у славян было всего два дня. Они назывались Уик и Уэнд. А вместе Уик-энд, что в переводе со славянского значило "неделя". Интересно, что выходных дней у славян не было, а вот месяцы были. Выходным считался месяц Вересень. В переводе на современный календарь он продолжался с конца мая по середину октября. После чего наступал месяц Лютень. Это не совсем точное название. Правильнее называть его БеЛютень. В этот месяц все славяне лечились. Причем лечились тем, чем в предыдущий месяц калечились.

    Интересно, что в древнюю Москву пускали всех, а вот в древнем Киеве требовалась регистрация. Особенно для половцев и печенегов.

    О наблюдательности славян свидетельствует хотя бы тот факт, что татарское иго они заметили сразу же, как только оно началось. И сразу же поднялась волна народно-освободительного ропота и предательств.

    В отличие от спартанцев, которые сбрасывали больных детей в пропасть, славяне никого никуда не сбрасывали. Они просто говорили, где находится пропасть - а всё остальное делали сами дети.

    Воспитанием у славян занимались в основном старики. Или те, кто отслужил уже больше года в славянах.

    Как таковой постоянной армии у славян не было. Зато была дружина. В неё входили друзья и родственники тех, у кого было оружие - лапти и копьё.

    Князей славяне призывали к себе со стороны. Любой человек, назвавшийся князем, мог править славянами. А вот заставить их что-нибудь сделать не мог. Как правило, князьям славяне давали меткие прозвища: Красно солнышко (если князь был в прыщах), Мудрый (если строил туалет рядом со столовой или верил славянам на слово), Долгорукий (если фамилия князя была Коротконогий).

    При появлении врагов славяне закрывали дверь в город и притворялись, что их нет. Если враги начинали лезть в город через стены, то славяне поливали их матом и смолой. А когда те всё-таки перелезали, то извинялись и показывали князя, который всё это придумал.

    Славяне издревле гордились своей великой литературой. Стоит только вспомнить "Слово о полку Игореве", чтобы понять, что вспомнить больше нечего.

    Славяне верили, что после смерти они попадают в деревянный ящик, в котором есть всё, чтобы из него не выйти.

    www.coolreferat.com

    Жизнь древних славян — Мистические истории. Древние славяне — Сайт о мистике

    - Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.- Вооружение воина того времени составляли копье и лапти. Лаптями воин пинался, а за копье держался. Удар такого воина мог свалить с ног любого, кто повернулся к нему спиной. А такой зверь, как кошка, мог даже подлететь от подобного удара на высоту до трех метров.- Утварь того времени была нехитрой. Утварь в данном случае пишется вместе. И уже лет двести как не является ругательством. Основным предметом утвари у славян был горшок. Из него люди днём ели, а ночью ставили его под кровать, чтобы утром ещё поесть. К горшку прилагалась ложка. Ею славяне били по лбу тех, кто ночью неправильно использовал горшок. Больше у славян утвари не было.- Все мы знаем выражение: "Семеро по лавкам". Это короткое и ёмкое описание древнего морга. После битв славян, которые не двигались, складывали на лавки. Если наутро на лавке никого не было - значит, славянин выздоровел и ушёл. А если не ушёл - то ждали ещё один день. Если и это ему не помогало - то тогда начинали лечить его отварами, пропущенными через марлю и травами, пропущенными через корову.- Вообще-то, медицина у славян была на очень высоком уровне, если верить количеству больничных листов, найденных на бересте.- В году у славян было 364 праздника и Новый год. Интересно, что Новый год у славян начинался не первого января, а первого декабря. А кончался где-то ближе к марту.- Любопытно, что в пищу славяне употребляли всё, что не употребляли в питьё.- Земледелие и скотоводство были славянам хорошо известны, поэтому они ими не занимались.- Торговать славяне не умели, а тех, кто умел, - били.- Основным занятием славян была критика других народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности.- Славяне были бы прекрасные охотники, если бы охотились.- Дом у типичного славянина того времени был полная чаша и выглядел так же.- Поскольку славяне постоянно ожидали набегов, то в доме они не разувались, а в туалете не снимали штанов.- Замуж славянок выдавали рано. Или поздно. В зависимости от того, отдыхало племя или выпивало.- Юные славянки под одеждой носили оберег в виде трусов. Любопытно, что сами славяне трусов не носили. Им их заменяла рубаха, как правило, вшитая в брюки.- Свадьбу славяне, как правило, играли до рождения первого ребёнка. То есть дня три-четыре. После чего муж шёл спать, а жена - рожать.- Славянин выбирал себе жену на всю жизнь. Если же они не сходились характерами, то славянин ругал жену, жаловался друзьям и много пил.- Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.- В неделе у славян было всего два дня. Они назывались Уик и Уэнд. А вместе Уик-энд, что в переводе со славянского значило "неделя". Интересно, что выходных дней у славян не было, а вот месяцы были. Выходным считался месяц Вересень. В переводе на современный календарь он продолжался с конца мая по середину октября. После чего наступал месяц Лютень. Это не совсем точное название. Правильнее называть его БеЛютень. В этот месяц все славяне лечились. Причем лечились тем, чем в предыдущий месяц калечились.- Интересно, что в древнюю Москву пускали всех, а вот в древнем Киеве требовалась регистрация. Особенно для половцев и печенегов.- О наблюдательности славян свидетельствует хотя бы тот факт, что татарское иго они заметили сразу же, как только оно началось. И сразу же поднялась волна народно-освободительного ропота и предательств.- В отличие от спартанцев, которые сбрасывали больных детей в пропасть, славяне никого никуда не сбрасывали. Они просто говорили, где находится пропасть - а всё остальное делали сами дети.- Воспитанием у славян занимались в основном старики. Или те, кто отслужил уже больше года в славянах.- Как таковой постоянной армии у славян не было. Зато была дружина. В неё входили друзья и родственники тех, у кого было оружие - лапти и копьё.- Князей славяне призывали к себе со стороны. Любой человек, назвавшийся князем, мог править славянами. А вот заставить их что-нибудь сделать не мог. Как правило, князьям славяне давали меткие прозвища: Красно солнышко (если князь был в прыщах), Мудрый (если строил туалет рядом со столовой или верил славянам на слово), Долгорукий (если фамилия князя была Коротконогий).- При появлении врагов славяне закрывали дверь в город и притворялись, что их нет. Если враги начинали лезть в город через стены, то славяне поливали их матом и смолой. А когда те всё-таки перелезали, то извинялись и показывали князя, который всё это придумал.- Славяне издревле гордились своей великой литературой. Стоит только вспомнить "Слово о полку Игореве", чтобы понять, что вспомнить больше нечего.- Славяне верили, что после смерти они попадают в деревянный ящик, в котором есть всё, чтобы из него не выйти.

    Рубрика: Древние славяне

    allmystic.ru

    Военное дело древних славян

     

     

              На войну славяне шли обычно пешими, в кольчуге, голову покрывал шлем, у левого бедра находился тяжелый щит, за спиной — лук и колчан со стрелами, пропитанными ядом; кроме того, они были вооружены обоюдоострым мечом, секирой, копьем и бердышом. С течением времени славяне ввели в военную практику и конницу. Личная дружина князя у всех славян была конной.

              Постоянного войска у славян не было. В случае военной необходимости в поход выступали все мужчины, способные носить оружие, а детей и жен с пожитками они укрывали в лесах.

    Славянские племена в VI веке вели оседлый образ жизни, что подтверждается характером их занятий и устройством поселений, которые обычно находились в лесах и болотах. Это были городища, состоявшие из землянок со многими выходами, чтобы в случае нападения можно было скрыться через один из запасных ходов. Селились славяне и на реках и озерах, где сооружались особые дома — свайные постройки. Таким образом, поселения славянских племен были надежно укрыты и труднодоступны, а поэтому отсутствовала надобность в строительстве таких оборонительных построек крепостного типа, какие, например, сооружались в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Греции и Риме.

             Древние славяне умели делать моноксилы — лодки-однодревки, на которых они по рекам спускались к Понту. На лодках славянские воины появлялись под Корсунем в Крыму, под Константинополем и даже на Крите в Средиземном море.

              По свидетельству византийского историка Прокопия,склавины и анты отличались очень высоким ростом и огромной силой, а вот как он описал внешний вид древних славян: «Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные». Издревле летописцы отмечали у склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе.

                Из рассказов Маврикия, как и из других источников, можно сделать вывод, что у славян существовала кровная месть, следствием которой являлись вооруженные конфликты между племенами.

              Особенностью развития славянских племен являлось отсутствие у них долгового рабства; рабами были только военнопленные, да и те имели возможность выкупиться или стать равноправными членами общины. Это было патриархальное рабство, которое у славян не превратилось в рабовладельческий строй.

              У славян существовала родовая община, которая имела земельную собственность. Частной собственности на землю не было и тогда, когда семья стала получать определенное пахотное поле, так как пахотная земля периодически подлежала переделу. Выгоны, леса, луга, охотничьи и рыбные угодья продолжали оставаться общинной собственностью.

             По сообщению Прокопия, «эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Вече (собрание рода или племени) было высшим органом власти. Делами ведал старший в роде (староста, господарь).

            Уже в конце V века стали возникать более или менее значительные объединения славянских племен для отражения нападения врагов или организации походов в пределы Восточной Римской империи. Войны способствовали упрочению власти военачальника, который стал называться князем и иметь свою дружину.

             Общественное устройство славян в VI веке представляло собой военную демократию, органами которой были вече или собрание племен, совет старейшин и князь — военачальник. Некоторые военачальники поступали на службу в армию Восточной Римской империи. Но славянские племена обосновывались на Балканском полуострове не в качестве наемников, а в качестве завоевателей.

    Маврикий отмечал, что у славян существовала межплеменная рознь. «Не имея над собой главы, — писал он, — они враждуют друг с другом; так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то не приходят к единому решению, так как никто не хочет уступить другому». Для борьбы со славянами Маврикий рекомендовал пользоваться их межплеменной рознью, натравливать одни племена на другие и этим самым ослаблять их.

    Византийские политики очень опасались крупных политических объединений славян.

              Когда славянам угрожала внешняя опасность, племена забывали все свои распри и объединялись для общей борьбы за независимость. Говоря о борьбе аваров и «склавинского народа» в конце VI века, Менандр, византиец, сообщил ответ славянских старейшин вождю аваров, который потребовал от славянских племен покориться ему и платить дань. «Родился ли на свет, — спрашивали склавинские старейшины, — и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?».

            Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечал, что, если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же писали и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен подчеркивали почти все византийские писатели.

              По сообщению Маврикия, у славянских племен имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу — в основном молодыми, физически сильными и ловкими воинами.

    Количество сражавшихся обычно исчислялось сотнями и тысячами, значительно реже — десятками тысяч. В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь.

             Древние источники отмечали силу, выносливость, хитрость и храбрость славянских воинов, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины-славяне «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Во время осады одного из городов готов византийский полководец Велизарий вызвал воина-славянина и приказал ему добыть языка. «И вот этот славянин, ранним утром пробравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом, спрятался в траве». Когда подошел к этому месту гот, славянин внезапно схватил его и доставил живым в лагерь.

              Маврикий сообщал об искусстве славян скрываться в воде: «Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с их помощью; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)».

              Относительно оружия славянских воинов Маврикий писал: «Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела». Кроме лука и дротиков для метания, о которых говорил Маврикий, славянский воин имел копье для удара, секиру, бердыш и обоюдоострый меч.

              Кроме большого щита славяне имели кольчугу, которая надежно прикрывала и в то же время не стесняла движений воина в бою. Кольчугу изготовляли славянские мастера. В этот период у норманнов доспехи были из кожи с прикрепленными к ней металлическими планками; византийские воины имели кованые доспехи, сильно стеснявшие движения. Таким образом, доспехи славян выгодно отличались от доспехов их соседей — норманнов и византийцев.

               У древних славян было два рода войск — пехота и конница. В Восточной Римской империи при правителе Юстиниане (ок. 670—711 гг.) на службе находились конные славянские отряды, в частности у Велизария в коннице служили славяне. Командиром конницы был ант Доброгост. Описывая поход 589 года, древний историк Феофилакт Симокатт сообщал: «Соскочив с коней, славяне решили немного передохнуть, а также дать отдых своим коням». Таким образом, эти данные подтверждают наличие у славян конницы.

                 Во время сражений славяне широко применяли внезапные нападения на противника. «Сражаться со своими врагами, — писал Маврикий, — они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника».

              Маврикий рассказывал, что в искусстве форсирования рек славяне превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они быстро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные отряды войска.

               Лагерь славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок. Феофилакт Симокатт поведал о походе одного славянского отряда, который вел бой с римлянами: «Так как это столкновение для варваров (славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и детей». Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было весьма надежной защитой от конницы.

                Для оборонительного боя славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засеки. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы, «черепахи» и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, славяне шли на штурм.

              Хотя Маврикий и говорил, что славяне не признавали военного строя и при наступлении продвигались вперед все вместе, это, однако, не означает, что у них не было боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против славян не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод, что для боя славяне располагались в определенном порядке. «Иногда они, — писал Маврикий, — занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл».

               Если славяне отражали все атаки, то, по мнению Маврикия, оставалось одно средство — преднамеренно отступить, чтобы вызвать неорганизованное преследование, которое расстроит боевой порядок славян и позволит одержать победу внезапным ударом из засады.

               Начиная с I века славянские племена боролись с войсками Римской империи. Древние источники упоминают восточнославянские племена, которые сражались с римскими завоевателями. Имеется сообщение готского историка Иордана о борьбе готов с анта-ми в IV веке. Отряд готов напал на антов, но вначале потерпел поражение. В результате дальнейших столкновений готам удалось захватить вождя антов Божа с сыновьями и 70 старейшинами и казнить их.

               Более подробные сведения о войнах славянских племен относятся к VI—VIII векам, когда славяне вели борьбу с Восточной Римской империей.

               К началу VI века натиск славянских племен из-за Дуная настолько усилился, что правитель Восточной Римской империи Анастасий в 512 году был вынужден построить линию укреплений протяжением 85 километров от Селимврии на Мраморном море до Деркоса на Понте. Эта линия укреплений получила название «Длинная стена» и находилась в 60 километрах от столицы. Один из современников назвал ее «знаменем бессилия, памятником трусости».

               Во второй четверти VI века император Юстиниан, готовясь к борьбе со славянами, усиливал свою армию и строил оборонительные сооружения. Он назначил, по сообщению Прокопия, начальником охраны на реке Истр Хильбудия, который три года подряд успешно оборонял рубеж Дуная от нападений славянских племен. Для этого Хильбудий ежегодно переправлялся на левый берег Дуная, проникал на территорию славян и производил там опустошения. В 534 году Хильбудий переправился через реку с небольшим отрядом. Славяне выступили «против него все поголовно. Битва была жестокая, пало много ромеев, в том числе и их начальник Хильбудий». После этой победы славяне беспрепятственно переправлялись через Дунай для вторжения в глубь Балканского полуострова.

                В  551 году отряд славян численностью более 3 тысяч человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Затем, после переправы через реку Гевр (Марица), отряд разделился на два отряда. Византийский военачальник, имевший большие силы, решил воспользоваться этим своим преимуществом и уничтожить разрозненные отряды в открытом бою. Но славяне опередили ро-меев и разбили их внезапным нападением с двух направлений. Этот факт показывает умение славянских военачальников организовывать взаимодействие своих отрядов и осуществлять внезапное одновременное нападение на противника, имеющего превосходящие силы и действующего наступательно.

                Вслед за этим против славян была брошена регулярная конница под командованием Асбада, который служил в отряде телохранителей императора Юстиниана. Отряд конницы дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле и состоял из отличных всадников. Один из славянских отрядов атаковал византийскую конницу и обратил ее в бегство. Многие византийские всадники были убиты, а сам Асбад взят в плен. Из этого примера мы можем заключить, что славяне имели конницу, которая успешно сражалась с римской регулярной конницей.

               Разбив регулярные полевые войска, отряды славян приступили к осаде крепостей во Фракии и Иллирии. Проко-пий сообщил очень подробные сведения о взятии славянами сильной приморской крепости Топер, находившейся на фракийском побережье в 12 днях пути от Византии. В этой крепости имелся сильный гарнизон и до 15 тысяч боеспособных мужчин — жителей города.

               Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть их сил расположилась в засаде и укрылась в труднопроходимых местах, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат: «Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам». Так был побежден гарнизон Топера. После этого славяне двинулись на штурм крепости, которую обороняло население города. Первый приступ, недостаточно подготовленный, был отражен. Оборонявшиеся бросали камни в штурмующих, выливали на них кипящее масло и смолу. Но успех горожан был временным. Славянские лучники стали обстреливать стену и заставили оборонявших покинуть ее. Вслед за этим штурмующие приставили к стенам лестницы, проникли в город и овладели им. При этом хорошо взаимодействовали лучники и штурмовые отряды. Славяне были меткими стрелками из лука и поэтому смогли заставить оборонявшихся покинуть стену.

               Представляет интерес поход в 589 году Петра, военачальника византийского императора Маврикия, против сильного славянского племени под предводительством Пирагаста.

               Император требовал от Петра быстрых и решительных действий. Войско Петра снялось из укрепленного лагеря и в четыре перехода достигло района, в котором находились славяне; ему предстояло форсировать реку. Для разведки противника была выслана группа в 20 воинов, которая двигалась ночью, а днем отдыхала. Проделав тяжелый ночной переход и переправившись через реку, группа расположилась в зарослях для отдыха, а охранения не выставила. Воины заснули и были обнаружены конным отрядом славян. Ромеи были взяты в плен. Захваченные разведчики рассказали о замысле византийского командования.

              Пирагаст, узнав о плане противника, с крупными силами двинулся к месту переправы ромеев через реку и там скрытно расположился в лесу. Византийское войско подошло к переправе. Петр, не предполагая, что в этом месте может быть противник, приказал переправляться через реку отдельными отрядами. Когда на другой берег переправилась первая тысяча человек, славяне окружили их и уничтожили. Узнав об этом, Петр повелел переправляться всему войску, не разделяясь на отряды. На противоположном берегу византийцев ожидали ряды славян, которые, однако, рассеялись под градом стрел и копий, бросаемых с судов. Воспользовавшись этим, ромеи высадили свои крупные силы. Пирагаст был смертельно ранен, и войско славян в беспорядке отступило. Петр из-за отсутствия конницы не мог организовать преследование.

             На другой день проводники, которые вели войско, заблудились. Ромеи трое суток не имели воды и жажду утоляли вином. Войско могло погибнуть, если бы не пленный, указавший, что вблизи находится река Геликабия. Наутро римляне подошли к реке и бросились к воде. Находившиеся в засаде на противоположном высоком берегу славяне стали поражать римлян стрелами. «И вот римляне, — сообщает византийский хронист, — построив суда, переправились через реку, чтобы схватиться с врагами в открытом бою. Когда же войско оказалось на противоположном берегу, варвары всей массой тотчас напали на римлян и их одолели. Побежденные римляне бросились бежать. Так как Петр был наголову разбит варварами, то главнокомандующим назначается Приск, а Петр, отрешенный от командования, вернулся в Византию».

     

    mspa7520.ru

    Персональный сайт - Древние Славяне

    Введение

    “История  исследований  происхождения  и  религии  славян  –   это   историяразочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и  у  негобыли основания заявить  это.  Можно  сказать,  что  от  культуры  славян  неосталось ничего, так как почти все было  уничтожено  христианством.  70  летназад  Ватрослав  Ягич,  один  из  творцов  исторической  и  лингвистическойславистики, говорил, что  согласился  бы  отдать  всю  накопившуюся  научнуюлитературу по  данному  вопросу  за  несколько  древних  текстов  славянскойкультуры. С тех пор крупных находок подобных  текстов  не  отмечалось,  хотяархеология добилась успехов, обнаружив и исследовав  ряд  неизвестных  ранеедревнеславянских поселений и культовых сооружений.

                                Происхождение славян

    “- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,о законах, Сварогом данных!   - Ничего не скрою, что ведаю...”

    “И пошли у Живы  Cвароговны с  молодым Дажьбогом  Пepуновичем.скоро дети:  князь Кисек, отец Орей.  А отец Орей  породил сыновей - Кия,Щека и Хорива младшего.     Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, ихСемаргл согревал, Хоpс им мир озарял.     Появились у них и внуки, а потом появились правнуки -  то потомкиДажьбога и Живы  и Роси -  русалки прекрасной,  то народ великий и славный,племя то по имени - Русь”

                 Песни птицы Гамаюн

    Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. Посвоему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяютЕвропу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянскиеплемена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетиядо н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне)предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы иДнепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь вначале н.э.

    Рыбаков в своей книге "Мир истории" пишет,  что славянские  народыпринадлежат к древнему индоевропейскому единству,  включавшему такиенароды,  германские,  балтийские ("литовско-латышские"),  романские,греческие,  индийские ("арийские") и др., раскинувшиеся еще в  древности наогромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и отЛедовитого океана  до  Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет назадиндоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще  Индостан.

    Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян назападе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке— до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи,шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этойтерритории обитало несколько сот славянских племен.

    Несмотря на  вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен,все-таки славянские племена  представляли из себя единое целое.  Летописец  " Повести временных лет" в начале своего труда писал:"...  Был  одиннарод славянский" ("Бе един язык словенск"). Проблему составляет не  толькоопределить  прародину славян,  но даже и ответить на вопрос об ихпроисхождении.  По этой проблеме существует множество версий, однако,  ниодну из них нельзя признать полностью достоверной.

    В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь(будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этомувремени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия,Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжениябыли и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельныхплемен.Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевскойгубернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло вдревней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польскогогосударства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко,главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, вМогилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынскойгубернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу. Лутичи итиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей;белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, наберегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минскойи Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи; в Витебской,Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги.Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с нимиполочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне,основавшие Новгород.Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне.По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно изобъяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано сназванием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территориикоторого жили поляне.

                               Религия древних славян

    Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главнымбогом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Важную роль играли такжебожества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны дляземледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он называлсяЯрило, Хорс) и Перун —бог грома и молнии. Перун был также богом войны иоружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружиннойсреде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а вНовгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и сзолотыми усами.  Известны также «скотий бог» Волос,  или Белее, Дажбог,Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др.Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещалсяидол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы —волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторженияхристианской верыВ договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем иПеруновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, таккак он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья,любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвоваливступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали передсобиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладываливвечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славимКоляду, бога торжеств и мира.

    У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнцаи смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокийурожай, здоровье людей и скота.

                                  Социальный строй

    Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительныхзатрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно быловыполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить толькоколлектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственнаясамостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочныхродовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены нагибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальнойобщины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель(колонизация) и включения в состав общины рабов.Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколькосемей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом,приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждогообщинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловыеугодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться междуобщинниками.

    Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славяни, прежде всего, походы на Византию.Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особеннозначительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати— лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организацияпрофессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и посоциальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делиласьна старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую прикнязе и обслуживавшую его двор и хозяйство.Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевыхсходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменноеополчение (полк, тысяча).

                                   Культура славян

    О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупымиданными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни,загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народноетворчество отражает разнообразные представления восточных славян о природеи жизни людей.До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. Вбассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., средикоторых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами исеребряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатойвышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусскихобластей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птици змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнеепроисхождение и мало изменились с течением времени.В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, сизображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи,мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще вXVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственныххудожников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлическихизображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо.Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладкообделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

    Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных заборомили земляным валом. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек  и  озерсохранились остатки древних славянских поселений,  которые теперь изучаютсяархеологами. В то беспокойное время, когда войны не только разнымиплеменами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, людичасто селились в труднодоступных местах,  окруженных высокими склонами,глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляныевалы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились ввиде землянок,  внутри были глинобитные или  каменные  печи.  В каждомселении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйствообщиной.Земледельческое хозяйство  того  времени  очень  мало походило насовременное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание.  Чтобыподготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (отслова "сечь"  -  рубить).  Далее следовали месяцы сухий и березол,  вовремя которого лес сушили и сжигали.Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такоеземледелие называется огневым  или  подсечным.  Чаще  сеяли просо, но  былиизвестны и другие злаки:  пшеница,  ячмень и рожь.  Из овощей былараспространена репа. Месяц жатвы  назывался  серпень,  а  месяц молотьбы -вресень (от слова "врещи" - молотить).  То что названия месяцев у  древнихславян связаны с земледельческими работами,  свидетельствует опервостепенном значении земледелия в их хозяйстве.  Но они также  разводилидомашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбороммеда диких пчел. Каждая семья  или  группа  родственников изготовляла длясебя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах изместных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры,сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду,ткали полотна  и шили одежду.  В большом ходу была деревянная посуда иутварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзябыло  добыть  или сделать на месте.  Самым распространенным товаром издавнабыла соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговалитакже медью и драгоценными металлами, из которых изготовлялиукрашения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которыеиграли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.Около древних славянских городищ нередко можно встретить  круглые илиудлиненные земляные насыпи - курганы.  При раскопках в них находят остаткисожженных человеческих костей  и  обгоревшую  в  огне  утварь. Древниеславяне  сжигали  покойников  на погребальном костре и останки хоронили вкурганах.

    Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных  княжений, наместе которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве.Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.В истории  славянских племен многое ещё предстоит выяснить.  Наши археологиисследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучатьдревние летописи и другие документы.  Благодаря этому история наших предков- древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями.

    world-o.3dn.ru