Славяне в древности где жили: Древнейшие славянские племена I тыс. до н.э. История России

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Славяне живут в Европе с давних времен. 

Славяне делятся на западных, южных и восточных.

  1.  Чехи, словаки, поляки-западные славяне.
  2. Болгары и сербы-южные славяне.
  3. Русские, украинцы, белорусы-восточные славяне.

Восточные славяне в древние времена жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. Они делились на многие племена — около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по левому берегу Днепра, вдоль реки Десны, обитали северяне, в лесах по берегам Припяти — древляне, в верховьях Днепра — кривичи. По реке Оке жили вятичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. Все эти славянские племена — общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

Главным занятием славян было земледелие. Славяне издавна использовали железо, применяли железный топор, соху с железным наконечником — сошником. У славян было развито пашенное земледелие. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе — ее надо было сначала отвоевать у леса. На выбранном участке славяне рубили деревья и кустарник. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. 

Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным или огневым.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, поле переносили на нетронутый участок, на целину, а старое на многие годы забрасывали.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. У них развилось пашенное земледелие.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить». Из хлеба приготовляли славянский напиток — квас. Его не только пили. Квасом размягчали кожу в больших чанах для изготовления кожаных изделий. Квасом мылись в бане — он заменял мыло.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались и бортничеством, то есть собиранием меда диких пчел.

2. Обычаи и верования древних славян

Жизнь славян сильно зависела от природы:

Обычаи пойдут не вовремя дожди или начнется за- и верования J v „

древних славян. сУха — пропадет урожаи. Солнце, ветер, гроза, лес — все представлялось древнему славянину одушевленным. Славянин создавал себе богов из сил природы. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра — Стрибогом, бог грозы — Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву. В нашей речи остались следы этих старинных обычаев: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи»,- приговаривают иногда во время дождя. Это древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее.

В честь солнца славяне устраивали праздники. Весной праздновали проводы зимы и встречу весны, пекли блины, круглые, как солнце. Соломенное чучело зимы торжественно сжигали или топили в реке. Водили хороводы и пели песни.

  • Весна, весна красная,
  • Приди, весна, с радостью,
  • С великою милостью,
  • С корнем глубоким,
  • С хлебом обильным.

Славяне почитали умерших предков-родоначальников., Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас в играх говорят: «Чур меня!» Это значило в древности: «Храни меня, предок».

3. Общественный строй славян

Славяне были рослым, сильным, красивым народом. Они отличались гостеприимством и отдавали гостю лучшее, что у них было. Древнейшие славяне жили родоплеменным строем. Большие роды хозяйствовали сообща, потом стали все чаще выделяться хозяйства отдельных самостоятельных семей, поселявшихся общиной. Вдоль рек вырастали многолюдные огороженные селения. Успешно развивалось ремесло — у славян было много искусных кузнецов, гончаров, строителей, резчиков по дереву и камню. Мало-помалу стали вырастать города. Киев и Новгород самые древние славянские города.

Родовой строй теперь уже мешал развитию хозяйства и постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

У славянских племен стали выделяться богатые начальники — князья. Около них складывались отряды воинов — княжеские дружины. Князья собирали дань с трудового народа. Набеги князей друг на друга также обогащали их.

Среди славянских племен уже в VltB. нашей эры складывались длительные союзы с князьями во главе. Возникали первые формы государства.

Славяне жили среди непрерывных опасностей. Нередко на них с востока набегали кочевники — гунны, авары. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские селения. Звенело оружие, лилась кровь. Враги захватывали славянское добро — хлеб, скот, поджигали их жилища, угоняли в рабство женщин и детей.

4. Славяне — натиск на рабовладельческий строй.

Славянам приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению. Они подчас и пахали вооруженными — одна рука нажимала на соху, другая лежала на оружии. Военное искусство высоко развилось у славян. Один славянский князь гордо ответил аварскому начальнику: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе силу нашу?»

Силен был Рим, а не смог завоевать славянские земли. Восточная Римская империя — Византия — часто воевала со славянами, но не смогла покорить их.

У славян не развился рабовладельческий строй. Напротив, славяне содействовали его гибели. Ведь сильнейшие рабовладельческие государства, и прежде всего Рим, все время стремились расшириться за счет соседей-неримлян, которых презрительно называли «варварами». Именно из этого соседнего варварского мира римляне добывали себе все новых и новых рабов. Этим они поддерживали рабовладельческий строй.

«Варварский» мир (в том числе и славяне) своим сопротивлением рабству, своей борьбой с Восточной Римской империей сначала помог расшатать, а в конце концов и разрушить устаревший и разложившийся рабовладельческий общественный строй.

  • < РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
  • -> ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН С ЦЕНТРОМ В КИЕВЕ >

Теги:

 Славяне 

 Россия 

 Родовой и общинный строй 

 Рабство 

 VIII век 

 VII век 

 VI век 

 V век 

 IX век 

Добавить комментарий

Trojden | Восточные славяне в VI — VIII веках: Пчелов Е. В.

1. Расселение восточных славян. Кочевые народы на южных землях нашей страны сменяли друг друга. В это же время началась история ещё одного большого сообщества племён — славян. Именно славяне основали Древнерусское государство, ставшее общей родиной трёх народов — русских, украинцев и белорусов.

О ранней истории славян известно мало. Они появились в Восточной Европе примерно в середине I тысячелетия и жили на землях, расположенных между реками Одером, Вислой и Днепром, а оттуда из-за вторжений гуннов и авар двинулись на юг, запад и восток. Византийские писатели называли славян склавинами (склавами) и антами (см. с. 33).

Эти племена были очень воинственны и часто вторгались в пределы Византии. Быстрые в натиске, подвижные в бою, внезапными ударами они сокрушали чётко организованные отряды противника.

В VII веке некоторые славянские племена подчинили себе кочевники. Нередко славяне нападали на западноевропейские земли.

Расселившись по территории Европы, славяне разделились на три ветви — западную, южную и восточную. Западные славяне — это предки поляков, чехов и словаков. Южные — болгар, сербов, македонцев и словенцев. Восточные — русских, украинцев и белорусов.

Территория, на которой жили восточнославянские племена, была очень большой. На севере она простиралась до реки Невы и Ладожского озера, на юге — до среднего течения Днепра. Западной границей восточнославянских земель стали Карпатские горы, восточной — глухие леса по реке Оке.

Расселяясь, восточные славяне стали соседями финно-угорских племён, которые жили на севере и северо-востоке Европы. Это чудь, меря, мурома и другие — предки современных карелов, финнов, марийцев, мордвы. Проникновение славян на их земли происходило мирным путём. Через какое-то время эти племена вошли в состав Древней Руси.

О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Летопись — это изложение исторических событий, в которой сведения о них расположены по годам. Поскольку год в Древней Руси назывался летом, то и исторические записи именовались летописями.

Самая первая летопись, дошедшая до нас, условно называется «Повестью временных лет». Её написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века.

«Повесть временных лет» называет около полутора десятков восточнославянских племён, живших на территории будущей Руси. Большинство названий этих племён произошло от мест их обитания.

Самым большим славянским племенем было племя полян (от слова «поле»). Они жили на берегах Днепра. Их главным городом был Киев, уже существовавший к IX веку.

К северу от полян, по рекам Десне и Сейму, обитало племя северян, главным городом которых был Чернигов.

К западу от полян, на правом берегу Днепра, жили древляне (от слова «дерево»). Летописец назвал их «сидевшими в лесах».

Нестор-летописец. Художник В.М. Васнецов. Фрагмент

К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, находились дреговичи (от слова дрягва — «болото»).

Их соседями были полочане (названы по реке Полоте), населявшие земли по Западной Двине, а ещё дальше на север — кривичи. По рекам Оке и Москве располагались вятичи.

Южнее от них, по реке Сож, — радимичи.

Расселение славян в конце VIII — начале IX века

На юго-западе было ещё четыре племени. Между Днепром и Южным Бугом обитали тиверцы, на Буге — бужане и волыняне, между Днепром и Прутом —уличи.

Самым северным славянским племенем были ильменские словене. Они жили близ озера Ильмень и рек Волхова и Меты. В их земле возник город Новгород.

1. Распределите названия восточнославянских племён, которые упоминаются в «Повести временных лет», по группам в соответствии с принципами их образования:

— по названию реки или озера;

— по особенностям местности.

2. Найдите на карте (с. 27) места расселения славянских племён.

2. Хозяйство восточных славян. Главным занятием восточных славян было земледелие. Выращивали в основном пшеницу, реже — рожь, ячмень, просо, гречиху.

Возделывать землю было сложно. Существовала так называемая залежная система земледелия. Сначала выжигали траву и золой удобряли почву. Затем почву рыхлили, поле засевали по осени, собирали урожай. Так продолжалось несколько лет, пока земля не истощалась. Потом переходили на другой участок.

В лесной зоне использовалась также и подсечно-огневая система земледелия. Подрубали деревья, оставляя их сохнуть на корню, и ждали до следующего лета. Затем деревья выкорчёвывали, сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву.

Позднее распространилось пашенное земледелие: почву распахивали, а часть поля оставляли незасеянным до следующего сезона.

Хлеб назывался жито. Это слово того же корня, что и слово жизнь.

Выращивали лён, из которого ткали полотно и шили одежду.

Держали славяне скот и птицу. Разводили коров и свиней, реже — лошадей. Были распространены лесные и речные промыслы.

Вятичка. Реконструкция М.М. Герасимова

Земледельческие орудия славян — рало и двузубая соха

Охота давала пушнину, ценившуюся очень высоко. Из шкур медведей, лис и других зверей шили тёплую одежду.

Развитию рыболовства помогало то, что славянские поселения находились по берегам рек и озёр.

В лесах собирали ягоды, грибы и орехи. Добывали мёд диких пчёл — сладкое лакомство и незаменимое лекарство. Этот промысел называется бортничеством (от слова «борть» — дупло, где живут пчёлы).

Жильё восточных славян. Художник С.В. Иванов. 1909 г.

1. Что изображено на картине? Назовите предметы быта и труда восточных славян.

2. На какие группы можно условно разделить людей, изображённых на картине?

3. Как вы думаете, к какому периоду истории восточных славян ближе это изображение: к родовому строю или образованию государства? Свой ответ объясните.

Существовало и огородничество. На протяжении многих веков важнейшим овощем славян была репа. Помните русскую народную сказку «Репка»? Только в XIX веке репу в питании русских людей сменил картофель.

По рекам плавали на долблёнках — небольших лодках, выдолбленных из целого ствола дерева. Зимой ездили на санях.

Топкие болота давали славянам железную руду. Из неё кузнецы выковывали сохи, мотыги, топоры и оружие — мечи, щиты, копья, кольчуги. Гончары изготовляли глиняную посуду. Была в ходу и деревянная.

1. Как залежная и подсечно-огневая системы земледелия были связаны с природными особенностями местности, где жили восточные славяне?

2. Перечислите основные занятия восточных славян. Каким образом они были связаны с особенностями территории, на которой они расселились в конце I тысячелетия?

3. Переход от родового строя к государству. Восточные славяне жили в полуземлянках и срубах. В посёлке, как правило, обитала родовая община во главе со старейшиной. Все члены рода совместно владели пахотой и угодьями, но каждой семье предоставлялся свой надел.

Старейшина решал все спорные вопросы и был хранителем традиций.

Род был единым целым, существовал обычай кровной мести. Если кто-либо из другого рода убивал одного из сородичей, остальные обязаны были отомстить убийце, и тогда между родами вспыхивала вражда.

Племя возглавлял князь. Постепенно его власть стала передаваться по наследству. Князь руководил войском, состоявшим из его дружины и ополчения всего племени.

Дружиной назывались соратники князя, главным занятием которых стало военное дело. Дружинники ходили вместе с князем на войну, а в мирное время помогали ему управлять подвластными племенами. Они считались товарищами князя, его друзьями, откуда и произошло само слово «дружина».

Полученную в результате военных походов добычу дружинники отдавали князю, а он распределял её между ними. С подвластных племён князь с дружинниками собирали дань. Это были зерно, мёд, мясо, рыба, пушнина.

Князья и их дружины составляли высший слой внутри племён.

Формировались и другие слои: выделилась родовая знать, в руках которой сосредоточились наибольшие богатства, появились торговцы — купцы, обособились ремесленники. Самым многочисленным слоем были простые общинники — земледельцы.

В IX веке у восточных славян начало складываться государство.

В жизни восточных славян в VII—VIII веках выделите признаки родового строя и зарождения государства.

4. Язычество восточных славян. Славяне обожествляли силы природы, поклонялись различным духам, которые, как они считали, помогали им или мешали в тех или иных делах. Словом, были язычниками.

Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом (Даждьбогом), бог ветра — Стрибогом, бог огня — Свардгом. Были боги, которым, как думали славяне, подвластны дом и хозяйство человека. Например, Велес (Волос) был богом скота и скотоводства.

Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые.

Из дерева, а иногда и камня славяне делали фигуры своих богов. Такие изображения назывались идолами. К ним обращались за помощью, а чтобы задобрить богов, перед идолами приносили жертвы. Это могли быть пища, домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди. Волхвы и кудесники следили за правильностью выполнения обрядов и, как думали люди, могли общаться с богами и предсказывать будущее.

1. Идол из кургана Чёрная могила близ Чернигова.

2. Языческий идол славян.

В ходу были всевозможные заклинания, заговоры, приметы и амулеты-обереги.

Верили славяне и в загробный мир. В могилу умершего человека нередко клали посуду с едой и питьём, воину — оружие. Иногда отправлялась на смерть и жена покойного.

Обычаи славян были тесно связаны с жизнью природы. Многие из них сохранялись очень долго. Например, весной славяне справляли Масленицу — пекли блины, встречая весёлым празднованием солнце. Летом, в день Ивана Купалы, молодёжь тоже веселилась — прыгали через пылающие костры, девушки плели венки и бросали их в воду.

Как языческие верования и обряды восточных славян были связаны с природными условиями их жизни и занятиями? Как эти особенности отразились на именах славянских богов?

Что изменилось в жизни восточных славян во второй половине I тысячелетия, а что осталось по-прежнему? Заполните обобщающую таблицу и сделайте выводы.

 

В середине 1 тыс.

В конце 1 тыс.

Территория

  

Основные занятия и условия жизни

  

Общественные отношения

  

Религиозные верования

  

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО (VI век)

Племена эти, склавы и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.

Они считают, что один из богов — создатель молнии — именно и есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. <…>

Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают.

Есть у тех и других единый язык, совершенно варварский.

Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.

1. Предположите, почему о ранней истории славян рассказывает историк из Византии? Вспомните, в каком состоянии находилась Византийская империя во времена Прокопия Кесарийского.

2. Какие признаки родового строя в жизни славян отмечает византийский историк? Выделите четыре и более признака.

3. Как Прокопий Кесарийский относится к славянам?

ИЗ «СТРАТЕГИКОНА» ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА МАВРИКИЯ (конец VI века)

Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам. Свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.

Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны.

У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды.

1. Что нового о славянах, их занятиях и образе жизни вы узнали из «Стратегикона»?

2. В чём он повторяет сведения о славянах Прокопия Кесарийского? Почему свидетельства авторов разных документов совпадают?

3. Предположите, в каких ситуациях византийцы могли познакомиться со славянами.

Вопросы и задания к разделу I

1. Дайте характеристику народам и государствам на территории нашей Родины во второй половине I тысячелетия и заполните таблицу.

В дополнительные строки вы можете внести сведения о народах и государствах, существовавших в это время на территории современной России (возможно, в вашем крае), но не упомянутых в учебнике.

Народы и государства

Население

Языковые семьи

Основные занятия

Религия

Волжская Булгария

    

Хазарский каганат

    

Восточные славяне

    

. ..

    

2. Какое влияние на историю России, по вашему мнению, оказало разнообразие древних народов и культур, существовавших на территории нашей страны в древние времена?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

». 24

14. Революция 1848 года

Революция 1848 года возникла, когда люди стремились к новым свободам, и столкнулись проблемы между новым, демократическим мышлением и традиционной монархией. Знаменитая «Крестьянская петиция», в которой требовалось устранить предполагаемую несправедливость, была опубликована в Tydzenske Nowiny в июне 1848 года, и ее копия находится в библиотеке Wendish Research Center в Мельбурне, Виктория, Австралия.

Наконец, это было время, когда венеды в Лужице считали себя частью гораздо более широкой группы славян, что выразилось в панславянском движении.

Прочтите о миграции венедов в Австралию после революции 1848 года.

Джон Ноак

Библиография

Бранкак, Ян и Мецк, Фридо: Geschichte der Sorben von den Anfaengen bis 1789 . Группа 1 VEB Domowina-Verlag Bautzen, 1975.

Комитет по воссоединению бургеров Семейная история Бургеров: Семья Бургеров в Австралии, 1851-1983 . Гамильтон, 1983.

Де Кей, Чарльз. Внутренняя Венеция: сербское болото, Вендланд. Журнал Century Magazine , февраль 1897 г.

Комитет по воссоединению Дреккоу Стабинга. Дрекоу и Стабинг: семейная история Австралии, 1858–1982 гг. , 1982 г.

Дворник, Фрэнсис. Славяне: их ранняя история и цивилизация . Американская академия искусств и наук, Бостон, 1956 г.

.

Френзель; Альфонс. Am Horizont die Welt: Unterwegs auf allen Kontinenten . Домовина-Верлаг, Баутцен, 2000.

Гимбутас, Мария. Славяне . Темза и Гудзон, Лондон, 1971 г.

.

Маккай, Ласло. Неокрепостничество: его происхождение и природа в Центральной и Восточной Европе. Slavic Review , Том 34, июнь 1975 г., стр. 224-238.

Малинкова, Трудла. Ufer der Hoffnung. Sorbische Auswanderer nach Uebersee . Домовина-Верлаг, Баутцен, 1995.

Мецк, доктор Фридо. До Кузее Земье . Volk und Wissen Ludowy Naklad Berlin, 1957.

Нильсен, Джордж Р.  В поисках дома: венедская иммиграция девятнадцатого века . Техасский университет A&M, Колледж-Стейшн, 1989 г.

.

Новотны, Иоахим и Гроссе, Джеральд. Wo Der Wassermann Wohnt . ВЭБ, Домовина-Верлаг, Баутцен, 1988.

Ошлис, Вольф. Die Sorben: Slawisches Volk in Osten Deutschlands . Friedrich-Ebert-Stiftung, Бонн-Бад-Годесберг, 19190.

Питерс, Джон П. Вендиш Обычаи и суеверия. Калифорния . не датировано.

Quataert, Джин Х. Социальное страхование и семейный труд домашних ткачей Оберлаузица в конце девятнадцатого века. Немецкие женщины в девятнадцатом веке: социальная история . Под редакцией Джона К. Фаута. Холмс и Мейер, Лондон, 1984, стр. 270-294.

Прусские венеды и их дом. Новый ежемесячник Арфистов . Автор неизвестен и без даты.

Симпич, Фредерик. Венды Шпревальда. Журнал National Geographic . Март 1923 г., стр. 327-336.

Солта, Ян и Цвар, Хартмут. Gerschichte Der Sorben , Band 2 von 1789 bis 1917. VEB Domowina-Verlag, Bautzen, 1973.

Стоун, Джеральд. Самая маленькая нация: лужицкие сербы . The Athlone Press Лондонского университета, 1972 г.

.

Власто А.П.  Вхождение славян в христианство: введение в средневековую историю славян . Кембридж в University Press, 1970.

Звар, Майкл. Просьба саксонских сорбов, адресованная Королевскому национальному собранию Саксонии.

Неопубликованное собрание писем, Вендишский исследовательский центр, Ливингстон-стрит, 27, Айвенго, Виктория, Австралия. (PO Box 297, Heidelberg, Vic, 3084)

  1. Гимбутас, М. Славяне , с.17. ↩
  2. Атлас древней истории пингвинов, стр. 71. ↩
  3. Гимбутас, М. op. цит. стр.28. ↩
  4. там же, стр. 40. ↩
  5. там же, стр. 37. ↩
  6. там же, стр. 43. ↩
  7. там же, стр. 49. ↩
  8. там же, стр. 46. ↩
  9. там же, стр. 52. ↩
  10. там же, стр. 62. ↩
  11. там же, стр. 58. ↩
  12. там же, стр. 61. ↩
  13. там же, стр. 61. ↩
  14. там же, стр. 98. ↩
  15. Стоун, Г. Самый малочисленный славянский народ, стр.9. ↩
  16. Гимбутас, М.