Содержание
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Славяне живут в Европе с давних времен.
Славяне делятся на западных, южных и восточных.
- Чехи, словаки, поляки-западные славяне.
- Болгары и сербы-южные славяне.
- Русские, украинцы, белорусы-восточные славяне.
Восточные славяне в древние времена жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. Они делились на многие племена — около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по левому берегу Днепра, вдоль реки Десны, обитали северяне, в лесах по берегам Припяти — древляне, в верховьях Днепра — кривичи. По реке Оке жили вятичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. Все эти славянские племена — общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.
Главным занятием славян было земледелие. Славяне издавна использовали железо, применяли железный топор, соху с железным наконечником — сошником. У славян было развито пашенное земледелие. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе — ее надо было сначала отвоевать у леса. На выбранном участке славяне рубили деревья и кустарник. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали.
Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным или огневым.
Когда после нескольких урожаев земля истощалась, поле переносили на нетронутый участок, на целину, а старое на многие годы забрасывали.
Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. У них развилось пашенное земледелие.
Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить». Из хлеба приготовляли славянский напиток — квас. Его не только пили. Квасом размягчали кожу в больших чанах для изготовления кожаных изделий. Квасом мылись в бане — он заменял мыло.
Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались и бортничеством, то есть собиранием меда диких пчел.
2. Обычаи и верования древних славян
Жизнь славян сильно зависела от природы:
Обычаи пойдут не вовремя дожди или начнется за- и верования J v „
древних славян. сУха — пропадет урожаи. Солнце, ветер, гроза, лес — все представлялось древнему славянину одушевленным. Славянин создавал себе богов из сил природы. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра — Стрибогом, бог грозы — Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву. В нашей речи остались следы этих старинных обычаев: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи»,- приговаривают иногда во время дождя. Это древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее.
В честь солнца славяне устраивали праздники. Весной праздновали проводы зимы и встречу весны, пекли блины, круглые, как солнце. Соломенное чучело зимы торжественно сжигали или топили в реке. Водили хороводы и пели песни.
- Весна, весна красная,
- Приди, весна, с радостью,
- С великою милостью,
- С корнем глубоким,
- С хлебом обильным.
Славяне почитали умерших предков-родоначальников., Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас в играх говорят: «Чур меня!» Это значило в древности: «Храни меня, предок».
3. Общественный строй славян
Славяне были рослым, сильным, красивым народом. Они отличались гостеприимством и отдавали гостю лучшее, что у них было. Древнейшие славяне жили родоплеменным строем. Большие роды хозяйствовали сообща, потом стали все чаще выделяться хозяйства отдельных самостоятельных семей, поселявшихся общиной. Вдоль рек вырастали многолюдные огороженные селения. Успешно развивалось ремесло — у славян было много искусных кузнецов, гончаров, строителей, резчиков по дереву и камню. Мало-помалу стали вырастать города. Киев и Новгород самые древние славянские города.
Родовой строй теперь уже мешал развитию хозяйства и постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.
У славянских племен стали выделяться богатые начальники — князья. Около них складывались отряды воинов — княжеские дружины. Князья собирали дань с трудового народа. Набеги князей друг на друга также обогащали их.
Среди славянских племен уже в VltB. нашей эры складывались длительные союзы с князьями во главе. Возникали первые формы государства.
Славяне жили среди непрерывных опасностей. Нередко на них с востока набегали кочевники — гунны, авары. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские селения. Звенело оружие, лилась кровь. Враги захватывали славянское добро — хлеб, скот, поджигали их жилища, угоняли в рабство женщин и детей.
4. Славяне — натиск на рабовладельческий строй.
Славянам приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению. Они подчас и пахали вооруженными — одна рука нажимала на соху, другая лежала на оружии. Военное искусство высоко развилось у славян. Один славянский князь гордо ответил аварскому начальнику: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе силу нашу?»
Силен был Рим, а не смог завоевать славянские земли. Восточная Римская империя — Византия — часто воевала со славянами, но не смогла покорить их.
У славян не развился рабовладельческий строй. Напротив, славяне содействовали его гибели. Ведь сильнейшие рабовладельческие государства, и прежде всего Рим, все время стремились расшириться за счет соседей-неримлян, которых презрительно называли «варварами». Именно из этого соседнего варварского мира римляне добывали себе все новых и новых рабов. Этим они поддерживали рабовладельческий строй.
«Варварский» мир (в том числе и славяне) своим сопротивлением рабству, своей борьбой с Восточной Римской империей сначала помог расшатать, а в конце концов и разрушить устаревший и разложившийся рабовладельческий общественный строй.
- < РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
- -> ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН С ЦЕНТРОМ В КИЕВЕ >
Теги:
Славяне
Россия
Родовой и общинный строй
Рабство
VIII век
VII век
VI век
V век
IX век
Добавить комментарий
Trojden | Восточные славяне в VI — VIII веках: Пчелов Е. В.
1. Расселение восточных славян. Кочевые народы на южных землях нашей страны сменяли друг друга. В это же время началась история ещё одного большого сообщества племён — славян. Именно славяне основали Древнерусское государство, ставшее общей родиной трёх народов — русских, украинцев и белорусов.
О ранней истории славян известно мало. Они появились в Восточной Европе примерно в середине I тысячелетия и жили на землях, расположенных между реками Одером, Вислой и Днепром, а оттуда из-за вторжений гуннов и авар двинулись на юг, запад и восток. Византийские писатели называли славян склавинами (склавами) и антами (см. с. 33).
Эти племена были очень воинственны и часто вторгались в пределы Византии. Быстрые в натиске, подвижные в бою, внезапными ударами они сокрушали чётко организованные отряды противника.
В VII веке некоторые славянские племена подчинили себе кочевники. Нередко славяне нападали на западноевропейские земли.
Расселившись по территории Европы, славяне разделились на три ветви — западную, южную и восточную. Западные славяне — это предки поляков, чехов и словаков. Южные — болгар, сербов, македонцев и словенцев. Восточные — русских, украинцев и белорусов.
Территория, на которой жили восточнославянские племена, была очень большой. На севере она простиралась до реки Невы и Ладожского озера, на юге — до среднего течения Днепра. Западной границей восточнославянских земель стали Карпатские горы, восточной — глухие леса по реке Оке.
Расселяясь, восточные славяне стали соседями финно-угорских племён, которые жили на севере и северо-востоке Европы. Это чудь, меря, мурома и другие — предки современных карелов, финнов, марийцев, мордвы. Проникновение славян на их земли происходило мирным путём. Через какое-то время эти племена вошли в состав Древней Руси.
О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Летопись — это изложение исторических событий, в которой сведения о них расположены по годам. Поскольку год в Древней Руси назывался летом, то и исторические записи именовались летописями.
Самая первая летопись, дошедшая до нас, условно называется «Повестью временных лет». Её написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века.
«Повесть временных лет» называет около полутора десятков восточнославянских племён, живших на территории будущей Руси. Большинство названий этих племён произошло от мест их обитания.
Самым большим славянским племенем было племя полян (от слова «поле»). Они жили на берегах Днепра. Их главным городом был Киев, уже существовавший к IX веку.
К северу от полян, по рекам Десне и Сейму, обитало племя северян, главным городом которых был Чернигов.
К западу от полян, на правом берегу Днепра, жили древляне (от слова «дерево»). Летописец назвал их «сидевшими в лесах».
Нестор-летописец. Художник В.М. Васнецов. Фрагмент
К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, находились дреговичи (от слова дрягва — «болото»).
Их соседями были полочане (названы по реке Полоте), населявшие земли по Западной Двине, а ещё дальше на север — кривичи. По рекам Оке и Москве располагались вятичи.
Южнее от них, по реке Сож, — радимичи.
Расселение славян в конце VIII — начале IX века
На юго-западе было ещё четыре племени. Между Днепром и Южным Бугом обитали тиверцы, на Буге — бужане и волыняне, между Днепром и Прутом —уличи.
Самым северным славянским племенем были ильменские словене. Они жили близ озера Ильмень и рек Волхова и Меты. В их земле возник город Новгород.
1. Распределите названия восточнославянских племён, которые упоминаются в «Повести временных лет», по группам в соответствии с принципами их образования:
— по названию реки или озера;
— по особенностям местности.
2. Найдите на карте (с. 27) места расселения славянских племён.
2. Хозяйство восточных славян. Главным занятием восточных славян было земледелие. Выращивали в основном пшеницу, реже — рожь, ячмень, просо, гречиху.
Возделывать землю было сложно. Существовала так называемая залежная система земледелия. Сначала выжигали траву и золой удобряли почву. Затем почву рыхлили, поле засевали по осени, собирали урожай. Так продолжалось несколько лет, пока земля не истощалась. Потом переходили на другой участок.
В лесной зоне использовалась также и подсечно-огневая система земледелия. Подрубали деревья, оставляя их сохнуть на корню, и ждали до следующего лета. Затем деревья выкорчёвывали, сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву.
Позднее распространилось пашенное земледелие: почву распахивали, а часть поля оставляли незасеянным до следующего сезона.
Хлеб назывался жито. Это слово того же корня, что и слово жизнь.
Выращивали лён, из которого ткали полотно и шили одежду.
Держали славяне скот и птицу. Разводили коров и свиней, реже — лошадей. Были распространены лесные и речные промыслы.
Вятичка. Реконструкция М.М. Герасимова
Земледельческие орудия славян — рало и двузубая соха
Охота давала пушнину, ценившуюся очень высоко. Из шкур медведей, лис и других зверей шили тёплую одежду.
Развитию рыболовства помогало то, что славянские поселения находились по берегам рек и озёр.
В лесах собирали ягоды, грибы и орехи. Добывали мёд диких пчёл — сладкое лакомство и незаменимое лекарство. Этот промысел называется бортничеством (от слова «борть» — дупло, где живут пчёлы).
Жильё восточных славян. Художник С.В. Иванов. 1909 г.
1. Что изображено на картине? Назовите предметы быта и труда восточных славян.
2. На какие группы можно условно разделить людей, изображённых на картине?
3. Как вы думаете, к какому периоду истории восточных славян ближе это изображение: к родовому строю или образованию государства? Свой ответ объясните.
Существовало и огородничество. На протяжении многих веков важнейшим овощем славян была репа. Помните русскую народную сказку «Репка»? Только в XIX веке репу в питании русских людей сменил картофель.
По рекам плавали на долблёнках — небольших лодках, выдолбленных из целого ствола дерева. Зимой ездили на санях.
Топкие болота давали славянам железную руду. Из неё кузнецы выковывали сохи, мотыги, топоры и оружие — мечи, щиты, копья, кольчуги. Гончары изготовляли глиняную посуду. Была в ходу и деревянная.
1. Как залежная и подсечно-огневая системы земледелия были связаны с природными особенностями местности, где жили восточные славяне?
2. Перечислите основные занятия восточных славян. Каким образом они были связаны с особенностями территории, на которой они расселились в конце I тысячелетия?
3. Переход от родового строя к государству. Восточные славяне жили в полуземлянках и срубах. В посёлке, как правило, обитала родовая община во главе со старейшиной. Все члены рода совместно владели пахотой и угодьями, но каждой семье предоставлялся свой надел.
Старейшина решал все спорные вопросы и был хранителем традиций.
Род был единым целым, существовал обычай кровной мести. Если кто-либо из другого рода убивал одного из сородичей, остальные обязаны были отомстить убийце, и тогда между родами вспыхивала вражда.
Племя возглавлял князь. Постепенно его власть стала передаваться по наследству. Князь руководил войском, состоявшим из его дружины и ополчения всего племени.
Дружиной назывались соратники князя, главным занятием которых стало военное дело. Дружинники ходили вместе с князем на войну, а в мирное время помогали ему управлять подвластными племенами. Они считались товарищами князя, его друзьями, откуда и произошло само слово «дружина».
Полученную в результате военных походов добычу дружинники отдавали князю, а он распределял её между ними. С подвластных племён князь с дружинниками собирали дань. Это были зерно, мёд, мясо, рыба, пушнина.
Князья и их дружины составляли высший слой внутри племён.
Формировались и другие слои: выделилась родовая знать, в руках которой сосредоточились наибольшие богатства, появились торговцы — купцы, обособились ремесленники. Самым многочисленным слоем были простые общинники — земледельцы.
В IX веке у восточных славян начало складываться государство.
В жизни восточных славян в VII—VIII веках выделите признаки родового строя и зарождения государства.
4. Язычество восточных славян. Славяне обожествляли силы природы, поклонялись различным духам, которые, как они считали, помогали им или мешали в тех или иных делах. Словом, были язычниками.
Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом (Даждьбогом), бог ветра — Стрибогом, бог огня — Свардгом. Были боги, которым, как думали славяне, подвластны дом и хозяйство человека. Например, Велес (Волос) был богом скота и скотоводства.
Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые.
Из дерева, а иногда и камня славяне делали фигуры своих богов. Такие изображения назывались идолами. К ним обращались за помощью, а чтобы задобрить богов, перед идолами приносили жертвы. Это могли быть пища, домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди. Волхвы и кудесники следили за правильностью выполнения обрядов и, как думали люди, могли общаться с богами и предсказывать будущее.
1. Идол из кургана Чёрная могила близ Чернигова.
2. Языческий идол славян.
В ходу были всевозможные заклинания, заговоры, приметы и амулеты-обереги.
Верили славяне и в загробный мир. В могилу умершего человека нередко клали посуду с едой и питьём, воину — оружие. Иногда отправлялась на смерть и жена покойного.
Обычаи славян были тесно связаны с жизнью природы. Многие из них сохранялись очень долго. Например, весной славяне справляли Масленицу — пекли блины, встречая весёлым празднованием солнце. Летом, в день Ивана Купалы, молодёжь тоже веселилась — прыгали через пылающие костры, девушки плели венки и бросали их в воду.
Как языческие верования и обряды восточных славян были связаны с природными условиями их жизни и занятиями? Как эти особенности отразились на именах славянских богов?
Что изменилось в жизни восточных славян во второй половине I тысячелетия, а что осталось по-прежнему? Заполните обобщающую таблицу и сделайте выводы.
В середине 1 тыс. | В конце 1 тыс. | |
Территория | ||
Основные занятия и условия жизни | ||
Общественные отношения | ||
Религиозные верования |
ИЗ СОЧИНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСТОРИКА ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО (VI век)
Племена эти, склавы и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.
Они считают, что один из богов — создатель молнии — именно и есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. <…>
Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают.
Есть у тех и других единый язык, совершенно варварский.
Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.
1. Предположите, почему о ранней истории славян рассказывает историк из Византии? Вспомните, в каком состоянии находилась Византийская империя во времена Прокопия Кесарийского.
2. Какие признаки родового строя в жизни славян отмечает византийский историк? Выделите четыре и более признака.
3. Как Прокопий Кесарийский относится к славянам?
ИЗ «СТРАТЕГИКОНА» ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА МАВРИКИЯ (конец VI века)
Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам. Свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.
Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны.
У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды.
1. Что нового о славянах, их занятиях и образе жизни вы узнали из «Стратегикона»?
2. В чём он повторяет сведения о славянах Прокопия Кесарийского? Почему свидетельства авторов разных документов совпадают?
3. Предположите, в каких ситуациях византийцы могли познакомиться со славянами.
Вопросы и задания к разделу I
1. Дайте характеристику народам и государствам на территории нашей Родины во второй половине I тысячелетия и заполните таблицу.
В дополнительные строки вы можете внести сведения о народах и государствах, существовавших в это время на территории современной России (возможно, в вашем крае), но не упомянутых в учебнике.
Народы и государства | Население | Языковые семьи | Основные занятия | Религия |
Волжская Булгария | ||||
Хазарский каганат | ||||
Восточные славяне | ||||
. .. |
2. Какое влияние на историю России, по вашему мнению, оказало разнообразие древних народов и культур, существовавших на территории нашей страны в древние времена?
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
ПРОКОПИЙ О СЛАВЯНАХ
ПРОКОПИЙ О СЛАВЯНАХ
Прокопий Кесарийский
— один из крупнейших историков поздней античности. Он родился около 500 г.
умер ок . 560, прожив таким образом много
его жизни как современника императора Юстиниана (527-565). Прокопий был асессором г.
(юрисконсульт) в штабе генерала Велизария
и сопровождал его в походах в Месопотамию, Африку и Италию. Его самая длинная и самая
важный труд состоит из истории войн императора Юстиниана,
состоящий из двух книг о персидских войнах, двух о вандалах, трех об остготских войнах и последней книги, продолжающей рассказ о
все три фронта. Работа охватывает период 527-551 гг. и является одной из самых
важные источники по истории Империи шестого века и ее варварской
соседи. экскурс (отступление)
о славянах в Книге VII — самое длинное описание любой варварской группы в
весь труд о войнах Юстиниана свидетельствует об особом интересе Прокопия и его слушателей к славянским вещам. Экскурс , скорее всего, был написан в 550 году.
или 551 на основании информации, которую Прокопий может
получено через интервью со склавенами и антианскими наемниками в Велизарии
армии в Италии.
Перевод с Прокопий в семи томах , с английским
перевод HB Dewing, vol. 4 (Лондон/Нью-Йорк, 1924), стр. 269-273.
(VII. 14. 22-30). Для этих
нации, склавены и анты, не управляются
один человек, но они издревле жили при демократии, и, следовательно,
все, что касается их благополучия, хорошо это или плохо,
относился к людям. Верно также и то, что во всех других вопросах практически
говоря, эти два варварских народа с древних времен имели одинаковые
учреждений и таможни. Ибо они верят, что один бог, создатель
молния, единственный владыка всего сущего, и ему приносят в жертву скот и
все другие жертвы; а что касается судьбы, то они ее не знают и не знают ни в каком
мудрый признает, что она имеет какую-то силу среди людей, но всякий раз, когда смерть приближается
перед ними, либо пораженные болезнью, либо начинающие войну, они делают
обещайте, что если они убегут, то немедленно принесут жертву богу
в обмен на их жизнь; и если они убегают, они жертвуют именно тем, что они
обещали, и считают, что их безопасность была куплена этим же
жертва. Однако они почитают и реки, и нимф, и некоторых других
духам, и всем им приносят жертвы, и гадают
в связи с этими жертвами. Они живут в жалких лачугах, которые они поставили
далеко друг от друга, но вообще каждый человек постоянно
изменение места жительства. Когда они вступают в бой, большинство из них уходит
против их пешего врага с небольшими щитами и дротиками в руках.
руки, но они никогда не носят корсеты. Действительно, некоторые из них не носят даже
рубашку или плащ, но подбирая штаны как можно дальше
что касается их половых органов, то они вступают в бой со своими противниками. И оба
у обоих народов также один и тот же язык, совершенно варварский язык. Нет
кроме того, они совершенно не отличаются друг от друга по внешнему виду. Ибо они
все исключительно высокие и рослые мужчины, в то время как их тела и волосы не очень светлые или светлые, и они действительно не
склоняются целиком к темному типу, но все они слегка румяного цвета.
И живут они тяжко, не обращая внимания на телесные удобства, как и массагеты, и, подобно им, постоянно и в
все время покрыты грязью; тем не менее, они ни в каком отношении не являются базовыми или
злодеи, но сохраняют гуннский характер в
всю свою простоту. На самом деле склавены и
На самом деле у антаэ в далеком прошлом было одно имя; ибо их обоих звали Spori в старину
времена, потому что, я полагаю, живя отдельно друг от друга, они населяют
своей стране в спорах dic мод.
И вследствие этого самого факта они владеют большим количеством земли; для них
одни населяют большую часть северного берега Истра.
Так много можно сказать об этих народах.
Подробная история венедов
На этой странице представлена подробная история венедов с 5000 г. до н. э. до революции 1848 г.
Фон
Венеды связаны с ветвью западных славян, в которую входят поляки, чехи и словаки. Они отдаленно связаны с восточными славянами, включая русских, украинцев и белорусов, и с южными славянами, включая сербов, хорватов, словенцев, македонцев и болгар.
Европейское и азиатское происхождение вплоть до эмиграции 1850-х годов можно разделить на четырнадцать отдельных исторических разделов. К ним относятся предыстория венедов, их ранняя «классическая» история, славянская миграция, германская экспансия, объединение с Польшей, христианизация, чешский контроль, Реформация, Тридцатилетняя война, Пражский мир, наполеоновская эпоха, рост капитализма, национального самосознания и революций 1848 г.
1. Предыстория вендов
Предыстория вендов с 5000 по 500 г. до н.э. относится к тому времени, когда не существовало исторических справок или материалов, поэтому мы зависим от археологических свидетельств и артефактов.
(а) Период с 5000 до 2000 г. до н.э. включает индоевропейских предков, которые жили в степях Евразии на юге России. 1
К 4000 г. до н.э. эти индоевропейцы двинулись на восток мимо Черного и Каспийского морей, где они стали известны как иранцы, и на запад прямо в центральную и восточную Европу, где они обозначены как старцеро и дунайские культуры. 2
(b) С 2000 по 500 г. до н. э. нам приходится иметь дело с ранними, или протославянскими, группами. К 2000 г. до н. э. индоевропейцы или арийцы распространились из Центральной Азии и превратились в различные индоевропейские расы, которые до сих пор живут в Европе и Азии. Теперь мы знаем их как славян, поселившихся между Варшавой и Москвой; прибалты, находящиеся сейчас в Латвии и Литве; тевтоны, которые теперь в Германии, и кельты, которые теперь являются англичанами и французами. Другие индоевропейские расы включают итальянцев, иллирийцев, фракийцев, греков, хеттов в Малой Азии, иранцев в Персии или Иране и арийцев в Индии.
Эти прото- или ранние славяне имеют подробную археологическую историю, и археологические свидетельства, полученные на сегодняшний день, многое говорят об образе жизни наших предков.
Названия, данные этим периодам, включают ранний бронзовый век с 2000 по 1500 г. до н.э., средний бронзовый век с 1500 по 1200 г. до н.э., поздний бронзовый век с 1200 по 750 г. до н.э. и ранний железный век с 750 по 500 г. до н.э. 3
В течение всего этого более чем тысячелетнего периода наши предки оставались на одной территории и по археологическим данным выращивали пшеницу, ячмень и просо и пасли крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и лошадей на открытой местности между лесами.
Точильные камни использовались для производства муки, бронзовые и железные мотыги использовались для вскапывания почвы, а бронзовые удила показывают, что лошади использовались для верховой езды. 4
Поселения были построены там, где можно было защитить территорию возле холма развилки реки.
Предполагается, что, поскольку в могилах не было найдено оружия, эти давние протославянские поселенцы были очень мирной группой и не придавали большого значения оружию или сражениям друг с другом. 5
Украшения включали браслеты и шейные кольца, а их дома были полуподземными сооружениями или, по крайней мере, частично построенными под землей, размером примерно 6 м на 10 м с глиняными полами и очагами в центре.
Охота велась нечасто, потому что только около 8% всех найденных костей принадлежат диким животным, в том числе лосю, оленю, бизону, кабану, медведю, волку, лисе, зайцу, медведю, кунице и выдре. Бронзовые крючки говорят о том, что они тоже ходили на рыбалку. 6
Мастерские по литью бронзовых артефактов, без сомнения, были оживленными местами, и, конечно же, нужно было делать горшки для приготовления и хранения пищи.
Хотя у нас нет письменной истории об этих группах с 5000 по 500 г. до н.э., мы можем получить полезную информацию из археологии, и правда озаряет нас, что жизнь некоторых из потомков, которые сегодня все еще занимаются смешанным земледелием, не сильно изменилась.
2. Персидский, греческий и римский период
Персидский, греческий и римский периоды мировой истории начинают исторический период для наших славянских предков, потому что мы можем обратиться к письменным источникам за информацией примерно после 500 г. до н.э.
Этот период заканчивается, когда славяне покидают свою родину, где они поселились более двух тысяч лет, и начиная с 400 г. н.э. начинают свои обширные и важные миграции на запад как отдельные племена.
В этот важный период наши земные предки продолжали возделывать землю и пасти животных, и лишь немногие захватчики пришли в их лесостепи, чтобы потревожить их. 7
Первым упоминает о них Геродот в Книге 4 своей «Истории», где он описывает поход Дария против скифов в 515 г. до н. э. и относится к «земледельцам, сеющим хлеб не в пищу, а на продажу». 8 Возможно, эти излишки предназначались для экспорта или для уплаты дани скифам, чтобы они не трогали их.
Был обнаружен плуг того периода, сделанный из цельного куска дерева, и на данный момент идентифицированы зерна пшеницы, ячменя, ржи, гороха, нута, коровьего гороха и проса. 9
Этим славянским племенам древние историки давали разные названия. Карты Римской империи обычно называют их Венедами, термин, который использовал Тацит в первом веке. Это стало общим термином «венеды». 10
Однако Птолемей (100–178 гг. н. э.) называет их «словенцами», 11 — слово, давшее начало словакам и, возможно, связанное со словом «лен». Птолемей также упоминает «Сербой», что означает «пастух» и дает начало нашим современным лужицким сербам и сербам. 12
К несчастью для этих древних славян, мировая история начинает здесь оказывать влияние. Варвары-готы вторглись на территорию к югу от венедов и двинулись на родину венедов. Прокопий приводит отчет о готских войнах 536–537 годов н. э. и дает лестное описание вендских солдат, которых он встречал. «Все они высоки ростом и очень сильны, кожа и волосы у них не очень светлые и не темные, но лица у всех румяные. Они живут тяжелой жизнью низшего сорта, как Messagetae, и такие же грязные, как и они». 13
3. Славянские переселения
Славянские миграции с 500 по 800 г. н.э. составляют следующий важный этап вендской истории. Варвары, такие как гунны, булгары и авары, опустошили Европу, а дома славяне были подавлены и ограничены своими соседями, скифами, сарматами и готами.
Похоже, что германские племена двинулись на запад примерно в 300 г. н.э., а затем примерно в 500 г. н.э. венеды, или славяне, двинулись на запад, на территорию, оставленную германцами незанятой. Это было не вторжение, а постоянная миграция семей, путешествующих пешком, чтобы колонизировать незанятые земли. 14 Таким образом, некоторые переехали в Лужицу. 15
На более широком уровне, другие славянские племена расселились во всех направлениях от своей родины, и эти племена дали начало национальностям и языкам, которые теперь являются частью современной Европы, как ясно из современного атласа.
Западная миграция включала в себя предков поляков, словаков, чехов, сербов и кашубов, а также ныне вымерших племен, таких как ободриты, велетяне, плони, вилзи и другие.
Миграция с юга породила сербов, хорватов, македонцев и болгар. Восточная миграция включала предков украинцев, белорусов и русских.
Лужицы вошли в Лужицу, которая по-немецки Lausitz, а по-вендийски Luzici, как два племени: Luzici на севере и Milzane или Milceni на юге. Они были частью колонизации всей территории между рекой Эльбой на западе и рекой Одер на востоке. 16
Их керамика похожа на найденную в Польше, и этот новый этап славянской истории перешел от земледелия в заводях Азии к распространению славянского языка и обычаев по всей Европе.
4. Немецкая экспансия и завоевание
Немецкая экспансия и завоевание были характерной чертой жизни венешей в Лужице вскоре после их поселения и продолжаются до настоящего времени. Лужица теперь является частью новой Германии, которая воссоединилась 3 октября 1990 года после массовой эмиграции и падения пресловутой Берлинской стены 9 ноября 1989 года.
Однако в прежние времена венеды впервые вступили в непосредственный контакт с германцами, когда франки и саксы победили соседей венедов, тюрингцев, в 531 г. н.э. 17
В 806 году н. э. в противостоянии между Карлом, сыном Карла Великого, и милченами венеды потерпели поражение, и Карл сжег крепость в Баутцене или Будысине. 18
Милчени, однако, выжили, и в 932 году н. э. Генрих Птицелов, герцог Саксонии, победил лужицких племен и сделал принятие христианства условием мира. Венды восстали против этого навязывания и отчасти добились успеха.
Однако в 963 г. н.э. Оттон Великий направил свои войска против Лужицы, и германский маркграф Геро стал наместником венедов. Он был чрезвычайно жестоким правителем, полностью подчинившим себе лузичей на севере.
Джордж Нильсен с грустью отмечает, что маркграф Геро пригласил тридцать сербских принцев на банкет, чтобы поговорить о мире, а затем всех их убил. Эта трагическая бойня увековечена в стихотворении Мато Косика «Вероломство маркграфа Геро», которое Мато написал незадолго до отъезда в Америку. 19
Милчены были окончательно покорены маркграфом Экхардом примерно в 990 году н.э., и с тех пор лужицкие племена не были свободны и не могли определять свою судьбу. Даже сегодня их судьба во многом находится в руках тех, кто заседает в немецком парламенте.
Что касается их религиозных верований, обычаев и символов, то до принятия христианства венеды были глубоко религиозной группой людей, проявлявшей глубокое почтение к богу своих предков.
Их имя бога — «богу», что означает богатство, и поскольку они испытывали не только хорошее, но и плохое, они верили, что есть два главных бога, один из которых отвечает за добро, а другой, называемый «Зернабог», или черный бог, отвечает за бедствия, голод, язвы, пожары, бури и другие бедствия.
В результате было принесено множество жертв, чтобы умилостивить Зернабога. Однако многое было сделано для того, чтобы побудить Богу давать все хорошее. Это дуалистический подход к богам и реальности, и роль жрецов в общении с богами очень почиталась нашими предками.
Согласно раннему писателю по имени Прокопий, первоначально наиболее важным божеством был Громовержец, представленный фигурой по имени Перун, сделанной из дерева с серебряной головой, украшенной золотыми усами.
Другим любимым божеством был Свантовит, обладавший четырьмя головами, четырьмя шеями, двумя грудями и двумя спинами, который носил меч и сопровождал его на безупречно белом коне. Оракулы были получены из коня Свантовита по тому, как он перешагивал через три ряда копий. Праздник урожая в Свантовит вместе с ритуалом медовухи и поедания сладких круглых медовых лепешек был самым торжественным событием.
Появились другие аспекты сверхъестественного, такие как Лада, богиня любви и наслаждения, Купола, бог плодов земли, Коледа, бог праздников и имя, которое до сих пор используется для Рождества в Польше, Даждьбог, бог дня, Стрибог, бог ветра, феи. и другие духи, населяющие лес, воду и воздух. Альфонс Френкл, известный сорбский писатель, также обратил внимание на знаменитого Лужицкого Водяного, а также на Черного Мельника и Волшебника Крабата.
На самом деле существует интересная легенда, повествующая о том, как вендский жрец пытался убедить свой народ не переходить в христианство, переодевшись в белую простыню и явившись людям в лесу, чтобы убедить их в том, что такие существа действительно существуют. .
5. Единство с Польшей
Единство с Польшей с 1002 по 1032 год н.э. произошло, когда в 1002 году н.э. польский король Болеслав Храбрый вошел в Лужицу и захватил Баутцен. По условиям Баутценского мира 1018 г. н. э. и Верхняя, и Нижняя Лужица были объединены Польшей. 20
Однако к 1032 году вмешались немцы и вынудили польского короля Мечислава II сдать Лужицу.
6. Христианизация Лужицы
Христианизация Лужицы с 1032 по 1157 год н.э. в результате германской колонизации привела к глубокой неприязни к немцам за то, что они ввели христианство с помощью огня и меча и тем самым наложили невыносимое бремя налогов на покоренных славян. 21
Однако Альберт Первый из Бранденбурга, также известный как Альберт Медведь или Альберт Красивый, стал маркграфом Бранденбурга и позволил христианским венедам владеть землей наравне со своими завоевателями.
7. Чешская корона
Чешская корона правила Лужицей с 1156 г. н.э., но она находилась под контролем Германии. Немцы усложнили жизнь венедам, потому что венеды были исключены из городов и торговых гильдий.
8. Период Реформации
Период Реформации с 1517 по 1618 год н.э. привел к значительным изменениям в Лужице. Раньше венеды были католиками, но Аугсбургский мир 1555 г. н. э. постановил, что тот, кто правит землей, может выбирать ее религию.
Венеды в Нижней Лужице жили в Бранденбурге, Пруссия, и, следовательно, были частью перехода к лютеранству. Несомненно, венедам понравился новый лютеранский акцент на родном языке и дополнительная свобода мышления.
Некоторые венеды стремились изучать теологию в Виттенберге, где доктор Мартин Лютер читал лекции, и там были рукоположены Глокнер, Кустер, Шрайбер, Хандверкен, Бюргер и Бауэрн. 22
9. Тридцатилетняя война
Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 год происходила в контексте зарождающегося конфликта между традиционными католиками и недавно появившимися протестантами. Война началась с претензий Фридриха, курфюрста Палатина, на престол Богемии. Католики и лютеране яростно сражались, и сельской местности Лужицы был нанесен большой ущерб. Земледельцы сильно пострадали из-за этого разорения, а также неурожаев, голода и болезней, многие люди погибли. 23
10. Пражский мир 1635 г.
Пражский мир 1635 г. частично содержал последствия Тридцатилетней войны за Лужицу. Император Габсбургов Фердинанд II был вынужден передать Верхнюю и Нижнюю Лужицу Иоанну Георгу I, курфюрсту Саксонии. Такими границы оставались до 1815 года.
11. Наполеоновская эпоха
В наполеоновскую эпоху с 1799 по 1815 год Наполеон и его огромные армии двигались по Европе. С 1806 по 1813 год Саксония вступила в союз с Наполеоном, который разбил один из своих больших лагерей в Хохкирхе к востоку от Баутцена. Сколько венедов было среди 400 000 солдат наполеоновской армии, уничтоженной в России в 1812 году, мы, вероятно, никогда не узнаем.
Однако Лужица сама стала полем битвы в феврале 1813 года в битве при Вуршене близ Баутцена, недалеко от Хохкирха. Здесь Наполеон встретился в битве с пруссаками и русскими и победил. Хотя Наполеон выиграл это конкретное сражение, он проиграл под Лейпцигом в октябре 1813 года. Согласно сообщениям, почти все саксонские драгуны под командованием Наполеона были венедами.
Некоторые потомки австралийских вендов, которые путешествовали по своей родине в Лужице в июне 1989 года, были проинформированы в своем путеводителе, что 9Монумент высотой 1 метр, воздвигнутый в 1913 году в память об этой битве народов под Лейпцигом, напомнил об этом сражении, в котором объединенные армии России, Пруссии, Австрии и Швеции победили императора Наполеона I, но потеряли более 52 000 солдат.
Диорама из 8000 оловянных фигур в этом мемориале помогает задокументировать эту трагедию, а русская церковь была возведена в память о 22 000 человек, погибших в боях.
После поражения Наполеона Венский конгресс 1815 г. отобрал часть Верхней Лужицы на юге и всю Нижнюю Лужицу на севере в пользу Пруссии, что дало начало названию «прусские венеды».
12. Рост капитализма
Рост капитализма и восходящая социальная мобильность были характерны для Лужицы после 1819 года, когда было отменено крепостное право.
Крестьянские сыновья могли покинуть землю и стать городскими рабочими. Это также привело к переходу в нижний средний класс.
С открытием железной дороги Дрезден-Баутцен в 1846 году люди не были так изолированы. Именно эта железная дорога позволила многим вендским эмигрантам перебраться в Гамбург для отъезда на свои новые земли.
Образование для сорбских детей стало более важным, и появилась возможность начать снова в другой стране, такой как Австралия.
К несчастью для фермеров, они по-прежнему оказались экономически привязанными к своим землевладельцам, а с 50-процентным увеличением населения Европы между 1815 и 1850 годами больше земли для больших семей стало необходимостью.
13. Повышение национального самосознания
В этот период также возникло национальное сознание, что выразилось в создании таких газет, как Tydzenske Nowiny (Еженедельные новости) в 1843 году и студенческие общества.
Венеды с удовольствием читали письма, отправленные заморскими пионерами обратно в Лужицу, где их письма были опубликованы. Некоторые из этих писем были переведены на английский язык, и их можно прочитать в книге Томаса Даррага и Роберта Вучача «От Гамбурга до залива Хобсон». Джордж Нильсен заметил, что указанная выше газета под редакцией Яна Смолера любила публиковать отрицательные письма и списки погибших на борту кораблей, но Мато Новка стремился получить благоприятные письма, в том числе письма Мартина Тешнера, для своей газеты».0016 Брамборски Серски Касник ». 24
14. Революция 1848 года
Революция 1848 года возникла, когда люди стремились к новым свободам, и столкнулись проблемы между новым, демократическим мышлением и традиционной монархией. Знаменитая «Крестьянская петиция», в которой требовалось устранить предполагаемую несправедливость, была опубликована в Tydzenske Nowiny в июне 1848 года, и ее копия находится в библиотеке Wendish Research Center в Мельбурне, Виктория, Австралия.
Наконец, это было время, когда венеды в Лужице считали себя частью гораздо более широкой группы славян, что выразилось в панславянском движении.
Прочтите о миграции венедов в Австралию после революции 1848 года.
Джон Ноак
Библиография
Бранкак, Ян и Мецк, Фридо: Geschichte der Sorben von den Anfaengen bis 1789 . Группа 1 VEB Domowina-Verlag Bautzen, 1975.
Комитет по воссоединению бургеров Семейная история Бургеров: Семья Бургеров в Австралии, 1851-1983 . Гамильтон, 1983.
Де Кей, Чарльз. Внутренняя Венеция: сербское болото, Вендланд. Журнал Century Magazine , февраль 1897 г.
Комитет по воссоединению Дреккоу Стабинга. Дрекоу и Стабинг: семейная история Австралии, 1858–1982 гг. , 1982 г.
Дворник, Фрэнсис. Славяне: их ранняя история и цивилизация . Американская академия искусств и наук, Бостон, 1956 г.
.
Френзель; Альфонс. Am Horizont die Welt: Unterwegs auf allen Kontinenten . Домовина-Верлаг, Баутцен, 2000.
Гимбутас, Мария. Славяне . Темза и Гудзон, Лондон, 1971 г.
.
Маккай, Ласло. Неокрепостничество: его происхождение и природа в Центральной и Восточной Европе. Slavic Review , Том 34, июнь 1975 г., стр. 224-238.
Малинкова, Трудла. Ufer der Hoffnung. Sorbische Auswanderer nach Uebersee . Домовина-Верлаг, Баутцен, 1995.
Мецк, доктор Фридо. До Кузее Земье . Volk und Wissen Ludowy Naklad Berlin, 1957.
Нильсен, Джордж Р. В поисках дома: венедская иммиграция девятнадцатого века . Техасский университет A&M, Колледж-Стейшн, 1989 г.
.
Новотны, Иоахим и Гроссе, Джеральд. Wo Der Wassermann Wohnt . ВЭБ, Домовина-Верлаг, Баутцен, 1988.
Ошлис, Вольф. Die Sorben: Slawisches Volk in Osten Deutschlands . Friedrich-Ebert-Stiftung, Бонн-Бад-Годесберг, 19190.
Питерс, Джон П. Вендиш Обычаи и суеверия. Калифорния . не датировано.
Quataert, Джин Х. Социальное страхование и семейный труд домашних ткачей Оберлаузица в конце девятнадцатого века. Немецкие женщины в девятнадцатом веке: социальная история . Под редакцией Джона К. Фаута. Холмс и Мейер, Лондон, 1984, стр. 270-294.
Прусские венеды и их дом. Новый ежемесячник Арфистов . Автор неизвестен и без даты.
Симпич, Фредерик. Венды Шпревальда. Журнал National Geographic . Март 1923 г., стр. 327-336.
Солта, Ян и Цвар, Хартмут. Gerschichte Der Sorben , Band 2 von 1789 bis 1917. VEB Domowina-Verlag, Bautzen, 1973.
Стоун, Джеральд. Самая маленькая нация: лужицкие сербы . The Athlone Press Лондонского университета, 1972 г.
.
Власто А.П. Вхождение славян в христианство: введение в средневековую историю славян . Кембридж в University Press, 1970.
Звар, Майкл. Просьба саксонских сорбов, адресованная Королевскому национальному собранию Саксонии.
Неопубликованное собрание писем, Вендишский исследовательский центр, Ливингстон-стрит, 27, Айвенго, Виктория, Австралия. (PO Box 297, Heidelberg, Vic, 3084)
- Гимбутас, М. Славяне , с.17. ↩
- Атлас древней истории пингвинов, стр. 71. ↩
- Гимбутас, М. op. цит. стр.28. ↩
- там же, стр. 40. ↩
- там же, стр. 37. ↩
- там же, стр. 43. ↩
- там же, стр. 49. ↩
- там же, стр. 46. ↩
- там же, стр. 52. ↩
- там же, стр. 62. ↩
- там же, стр. 58. ↩
- там же, стр. 61. ↩
- там же, стр. 61. ↩
- там же, стр. 98. ↩
- Стоун, Г. Самый малочисленный славянский народ, стр.9. ↩
- Гимбутас, М.