Характеристика правления ольги: Правление княгини Ольги: характеристика, события, методы, итоги

Проектная работа «Княгиня Ольга»

Творческий конкурс, посвященный 1050-летию кончины СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ РОССИЙСКОЙ ОЛЬГИ

«Богомудрая княгиня — «начальница веры» и «корень Православия»

в Русской земле»

Проектная работа:

«Княгиня Ольга и ее роль в формировании Древнерусского государства»

Автор работы:

Вихарева Елизавета Игоревна

ученица 9 класса МОУ «Шестаковская ООШ»

Руководитель:

Милагина Марина Васильевна

учитель истории и Духовного краеведения Подмосковья МОУ «Шестаковская ООШ»

с. Шестаково 2019 год

Содержание

Введение

1. Биография Святой княгини Ольги

2. Правление княгини Ольги и проведенные реформы:

а) месть княгини Ольги

б) реформы княгини Ольги

в) характеристика правления княгини Ольги

3. Крещение Святой княгини Ольги

Выводы и заключение

Литература

Стр. 3 – 4

Стр. 4 – 7

Стр. 7 – 12

Стр. 12 – 15

Стр. 16

Стр. 17

Введение

24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены. Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Цели работы:

1. Познакомиться с биографией Святой княгини Ольги.

2. Охарактеризовать правление княгини Ольги, проведенные ею реформы и определить её роль в формировании Древнерусского государства.

3. Узнать, почему княгиня Ольга признана равноапостольной святой.

Задачи:

1. Найти и изучить источники и литературу по данному вопросу.

2. Оформить результаты в форме проектной работы.

Методика проектной работы: поиск информации в источниках и литературе, анализ и синтез полученных данных.

1. Биография Святой княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения

О происхождении княгини Ольги тоже существует несколько точек зрения:

— древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей;

— повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена;

— есть версия, что Ольга происходит из новгородского рода Гостомысла;

— есть сторонники варяжского происхождении княгини, ведь именно на это указывает её имя – Хельга.

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и князя Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.

Существует легенда, что Ольга и князь Игорь познакомилась на переправе под Псковом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание»1.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но, ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

Княгиня Киевская была хорошей и мудрой женой, но долгое время у княжеской пары не было детей. Ольга стала молиться христианскому богу, и в 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав.

Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли государством, разделив управленческие обязанности. Князь Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а княгиня Ольга принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками.

Согласно летописям князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын Святослав. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается. «… Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть»2.

Княгиня Ольга умерла от болезней и старости. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.

Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню»3. «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими»4. Похоронили княгиню Ольгу по христианским обычаям, в земле. Она запретила отправлять по себе языческую тризну и была погребена священником на месте, которое выбрала сама. Сын, внуки и благодарный народ оплакивали её кончину.

В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века.

2. Правление княгини Ольги и проведенные ею реформы

а) месть княгини Ольги

На страницах российской истории имя княгини Ольги стало упоминаться после смерти её мужа. Киевский князь Игорь в 945 году был казнён за свою алчность, когда захотел дважды в год собрать дань с племени древлян, проживавшего севернее Киева.

По легенде, их князь Мал направил своих послов к ставшей вдовой Ольге. В своём послании он сообщал о смерти Игоря и приглашал её в жёны в соответствии с традицией того времени. Ольга встретила посольство добродушно, молвя, что уже ничего нельзя изменить после смерти её дорогого супруга, и что ей остается только с этим смириться. Она отправила послов спать в их собственной ладье и обещала воздать им должную честь поутру. Она даже обещала с почетом пронести их в ладье по улицам своего города.

Все обещания княгини оказались ложными. За ночь киевляне вырыли огромную яму, в которую и бросили утром послов – прямо в их ладье! Разгневанная княгиня приказала засыпать всех послов живьём. Но на этом она не успокоилась. Расправившись с послами, Ольга направила гонца к древлянам. В своём послании она обращалась с просьбой прислать ей «лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за [их] князя, иначе не пустят [её] киевские люди»5.

Второе посольство княгиня также встретила с улыбкой и даже повелела истопить им баню. Когда ничего не подозревающие древляне вошли в неё, там их коварная Ольга и заперла. А потом подожгла её стены. Все находившиеся в бане люди сгорели заживо.

И вновь Ольга не успокоилась. Она во второй раз посылает гонца в Искоростень. На этот раз велела им приготовить меды для тризны по своему мужу Игорю. Сама же вслед с небольшим отрядом направилась к городу. По прибытии, у Ольги спросили, где же послы, которых к ней посылали. Не смутилась Ольга. Сказала, что едут они за ней с дружиной её мужа. А потом начала пировать вместе с ними. А как напились древляне и заснули, дала она дружине простой приказ – убивать. После этой расправы над древлянами она вернулась в Киев.

Однако оставаться долго на месте она не собиралась. Опять была собрана дружина. В этот раз Ольга берёт в поход против древлян малолетнего сына Святослава. Говорят, что сам маленький Святослав и начал битву, бросив копьё в сторону древлян. Увидев это и приняв как знак, дружина бросилась в бой. Бежавшие древляне укрылись от Ольги за городскими стенами.

В течение всего лета простояла непреклонная княгиня около города, но не могла завоевать Искоростень. Наконец, согласилась Ольга принять дань и отступить, но не мехов и мёда попросила она. Её требования на первый взгляд были странными — из каждого двора надлежало прислать ей три воробья и голубя.

Получив птиц, Ольга приказала дружинникам прикрепить к каждой птице трут (тлеющий материал), а затем отпустить их. Каждая из птиц полетела к своему гнёзду, и вскоре все дворы в городе вспыхнули огнём.

Ольга сожгла город, где был убит её муж, и взяла в плен всех городских старейшин. Часть жителей была убита, некоторые отданы в рабство, а остальных заставила выплачивать огромную дань. Только после этого закончилась расправа коварной княгини.

В 946 году Ольга подавила восстание и ликвидировала все Древлянское княжество. Нужно сказать, что в то время жестокая месть не была тем, что могли бы осудить, а наоборот — вполне оправданным и ожидаемым ходом (а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени). Кроме того, этот шаг был необходимым для того, чтобы не допустить государственный переворот после гибели князя в молодом, еще не до конца организованном государстве.

б) реформы княгини Ольги

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Ольга была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Когда же Святослав вырос, то большинство времени он проводил в военных походах, власть над страной осталась в руках княгини. Княгиня Ольга провела ряд крайне важных реформ:

1. Расправившись с древлянами, княгиня Ольга возложила на них тяжкую дань. «Две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород, ибо был Вышгород городом Ольги», — сообщает «Повесть временных лет»6. Летопись отмечает, что Ольга с сыном и дружиной прошла по древлянской земле, обложив население данью и оброками, отмечая села, становища, места охот, которые были включены в киевские великокняжеские владения. Главной задачей правления княгини Ольги стало предотвращение инцидентов, которые привели к гибели её мужа.

2. Княгиня Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун. Сбор дани совершался зимой, по санному пути. Княгиней Ольгой были зафиксированы четкие размеры дани – уроки, которые следовало платить в определенные сроки. Часть дани шла на личные нужды княгини и для её дружины. Княгиня Ольга устроила места сбора дани – погосты (от слова «гость» — купец). Княгиня Ольга прошла все свои владения до Новгорода и Пскова, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Через 150 лет народ с признательностью вспоминал о сем благодетельном путешествии Ольги, и в Нестерово время жители Пскова хранили ещё сани её, как вещь драгоценную»7.

3. Княгиня Ольга провела первую финансовую реформу на Руси: дань, которую собирали с разных племен, заменили одинаковым налогом, который выплачивало всё население. При этом избегалась вероятность повторного сбора с одного плательщика.

4. Ко времени правления княгини Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

5. Княгиня Ольга внимательно относилась к благоустройству подвластных Киеву земель. Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями Киева стали городской дворец и загородный терем Ольги. Она основала несколько городов, в том числе Псков. Вокруг крупных селений возводились оборонительные стены, строились храмы в честь христианских святых.

6. Княгиня Ольга определила места и территорию, на которой она и её люди могли охотиться на зверя.

7. Во внешней политике княгиня Ольга укрепила связи с Германией и Византией, возобновила торговые договоры с Византией, подписанные еще её покойным мужем. При княгине Ольге Русь стала известной в самых дальних странах Европы.

в) характеристика правления княгини Ольги

В то время, когда миром управляли исключительно мужчины, Ольга стала первой женщиной, которая получила в свои руки власть над целым государством. Историки восхищаются острым умом этой женщины, поразительно продуманным, точным и логическим правлением, а также пользой, которую она принесла своему государству.

Житие так повествует о трудах Ольги:

«И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна,  своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла…»8

Правление княгини Ольги воспето в песнях и сказаниях. Она сумела сохранить мир в своей стране, а так же в отношениях с другими государствами и соседями-кочевниками. Деятельность княгини Ольги высоко оценил историк Н. М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами… Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в своей стране и мир с чужими…; с деятельностью великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей… Великие князья до времен Ольги воевали – она правила государством»9.

3. Крещение Святой княгини Ольги

Устроив русскую землю, княгиня Ольга задумала принять христианскую веру. «Степенная книга» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания»10.

Преподобный Нестор Летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа»11.

Во внешней политике поддержка Византии была крайне важна для Киевской Руси, поэтому в 957 (955) году княгиня Ольга отправилась в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге»12, — повествует житие святой Ольги.

По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. По легенде, император Константин Багрянородный влюбился в княгиню и пожелал взять ее в жены, а заодно и то, что за ней следовало — большое государство, Киевскую Русь. В этой ситуации Ольга пошла на хитрость. Она попросила Константина лично крестить ее, аргументируя это тем, что не могла вступить с ним в брак, так как была язычницей. А после крещения сказала императору, что вступать в брак с крестным отцом — большой грех.

Поняв хитрость, Константин отпустил княгиню, но остался горячим ее поклонником и ценителем ее острого ума.

Княгиня Ольга, первая среди государственных правителей, приняла христианство под именем Елена. Когда она вышла из купели, патриарх сказал ей: «Благословенна будешь ты в роде князей русских, потому что возлюбила свет и оставила тьму, и прославят тебя все сыны русские»13. Ольга ответила: «Твоими молитвами, владыко, буду сохранена от сетей вражеских»14.

На одном из приемов во дворце императора русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос»15. Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня»16.

Княгиня Ольга вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем»17.

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне»18. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Княгиня Ольга желала распространить христианство как государственную религию. Она считала, что именно это сможет объединить народ. Но дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить. Святослав не перечил матери, но отклонял её уговоры принять христианство и жил по языческим обычаям. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают»19.

Княгиня Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Княгиня тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

После смерти в 969 году Ольгу признали равноапостольной святой. Летописец Нестор говорит о ней как о предвестнице христианской земли и называет княгиню «утренней звездой перед восходом солнца». За свою праведную и богоугодную жизнь великая княгиня Ольга получила от Бога воздаяние – царствие небесное и нетленное блаженство. Честные мощи её находились в земле около 30 лет и были обретены нетленными. От них произошло много чудес и исцелений.

Выводы

В ходе работы я сделала следующие выводы:

  1. Княгиня Ольга родилась между 893 и 928 годом (официально принят 920-й год рождения), умерла в 969 году. Была женой киевского князя Игоря, а после его смерти стала управлять Древнерусским государством.

  2. Деятельность княгини Ольги была направлена на укрепление государства. Она провела ряд важных реформ и сумела сохранить мир в своей стране, а так же в отношениях с другими государствами.

  3. Княгиня Ольга, первая среди государственных правителей, приняла христианство под именем Елена в Константинополе в 957 (955) г., но так не смогла сделать христианство основной религией Древнерусского государства. Признана равноапостольной святой.

Заключение

Мое исследование передано в музей МОУ «Шестаковская ООШ», оно используется на уроках истории («Древнерусское государство») и Духовного краеведение Подмосковья («Святые Русской земли»).

Литература

  1. Вилков В., Степанов Ю. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты. Великие правители России всех времен. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 544 с. с ил.

  2. Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории. – М.; Современный писатель, 1993. – 288 с.

  3. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской (X – XI вв.). – М.: Моск. рабочий, 1991. – 334 с.: ил. – (Клуб любителей истории Отечества.)

  4. Карамзин Н.М. Предания веков/Сост., вступ. ст. Г.П. Макогоненко; комм. Г.П. Макогоненко и М.А. Иванова; — Ил. В.В. Лукашова. – М.; Правда, 1987. – 768 с.

  5. Пашков Б.Г. Русь – Россия — Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997. – 640 с.

Интернет-ресурсы

https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

https://histnote. ru/knyaginya-olga/ Княгиня Ольга. Записки историка

https://24smi.org/celebrity/46760-kniaginia-olga.html Княгиня Ольга —

биография

1 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

2 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

3 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

4 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

5 https://histnote.ru/knyaginya-olga/ Княгиня Ольга. Записки историка

6 Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории. – М.; Современный писатель, 1993.

Стр. 15

7 Карамзин Н.М. Предания веков – М.; Правда, 1987. – с. 88

8 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

9 Карамзин Н.М. Предания веков – М.; Правда, 1987. – с. 91

10 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

11 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

12 https://ruvera. ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

13 Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории. – М.; Современный писатель, 1993.

Стр. 15

14 Древняя Русь: Первая книга для чтения по отечественной истории. – М.; Современный писатель, 1993.

Стр. 15

15 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

16 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

17 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

18 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

19 https://ruvera.ru/svyataya_knyaginya_olga Святая княгиня Ольга

17

Правление Ольги. Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси

Правление Ольги. Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси

ВикиЧтение

Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси
Дикий Андрей

Содержание

Правление Ольги

После смерти Игоря осталась его вдова – Ольга с малолетним сынам Святославом. Принявши всю власть, Ольга проявила исключительные государственные способности и огромную энергию и твердой рукой управляла молодым, только что созданнъм государством. Она вела войны и приводила к покорности отдельные племена, много путешествовала и основывала по всей стране так называемые «погосты» – нечто вроде постоянных гарнизонов из верных людей, определяла количество повинностей в пользу центральной власти – «устави оброка и дани», как говорит летописец.

Происходя, по словам Иоакимовой летописи, из древнего княжества славянского рода Гостомысла, владевшего Новгородом и Псковом, Ольга, (до замужества «Прекрасная») была «мудрейшею из всех человек» и «как бы зарею пред восходом солнца».

Сохранилась легенда, как благодаря ее мудрости были побеждены древляне, отказавшиеся ей повиноваться. Подойдя с войском к их столице она предложила им дать от каждого двора по паре воробьев или голубей. Обрадованные такой данью, древляне доставили Ольге требуемую птицу, а она приказала к каждой птице привязать тряпку, напитанную смолою, зажечь ее и выпустить птиц на волю. Птицы устремились к своим гнездам и подожгли город, а его жители вынуждены были покориться.


Богато одаренная натура Ольги не находила удовлетворения в примитивных языческих верованиях, и когда она познакомилась с христианским учением, то стала ревностной христианкой, приняла крещение и всемерно содействовала распространению христианства среди своего окружения. Данных о том, насколько сильно оно распространялось – не имеется, но, судя по тому, что и ее сын – Святослав и его дети остались язычниками, надо полагать, что во времена правления Ольги проповедь христианства еще не имела большого успеха.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина

12. 3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина
Вот что сообщает романовская версия о княгине Ольге-Елене, жене

12.3.2. Три мщения Ольги-Елены, жены Игоря. Первое мщение Ольги-Елены

12.3.2. Три мщения Ольги-Елены, жены Игоря. Первое мщение Ольги-Елены
В.Н. Татищев сообщает следующее.«Мал кн. древлянский. Ольги великодушие. ПЕРВОЕ МЩЕНИЕ. Послы живые в землю. ВТОРОЕ МЩЕНИЕ. Послы сожжены. Игорева могила. ТРЕТЬЕ МЩЕНИЕ. Древляне побиты… (примечания В.Н.

Месть Ольги

Месть Ольги
Киевские летописи подробно описывают месть княгини Ольги за мужа. Они объясняют, что «поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями[23] великую стыдливость имеют… А

12.

3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина

12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина
Крещение Ольги, жены Игоря, императором Константином и наречение

В. Загадки «Княгини Ольги»

В. Загадки «Княгини Ольги»
Насмотревшись на скандинавов, наши решили не отставать. И вот летом 2001 года в путь двинулась украинско-белорусско-российская экспедиция на ладье «Княгиня Ольга». Ладья была сконструирована на Украине «с использованием древних технологий». Вес

ВЫБОР ОЛЬГИ

ВЫБОР ОЛЬГИ
Варяги
Будущая вершительница судеб Руси родилась в конце IX в. на Псковщине. Подробности ее юности известны лишь из преданий да реконструкций историков. Вероятнее всего отец Ольги был влиятельным варягом, дружина которого (с тем же успехом можно применить и

Судьба Ольги Чеховой

Судьба Ольги Чеховой
Свои воспоминания знаменитая кинозвезда гитлеровской Германии, любимица Гитлера, Ольга Чехова назвала «Мои часы идут иначе». Актриса опубликовала их в 1973 году. Книга полна вымысла и фантазии, в ней много фактических неточностей, но читается она как

Две Ольги

Две Ольги
Не так давно в Пскове был установлен памятник княгине Ольге — легендарной личности русской истории, прозванной в народе Мудрой. В русскую летопись навечно вошла ее хитроумная месть древлянам за убитого князя Игоря Старого. Позже мать Святослава мудро правила

Храмоздательство Ольги

Храмоздательство Ольги
 Государственную деятельность Ольги-христианки, в отличие от языческих подвигов княгини-мстительницы, на Руси помнили смутно и в самых общих чертах. Иаков Мних знал только, что по возвращении из Царьграда «в землю Русскую» Ольга «требища

Смерть Ольги

Смерть Ольги
 Повесть временных лет ничего не знает о русском походе 969 г. на Волгу. «Лето 6477» отмечено в ней только как год кончины княгини Ольги. Прогнав печенегов, «рече Святослав к матери своей и к боляром своим: „Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславьци в

945–957 Регентство Ольги

945–957 Регентство Ольги
Узнав о гибели Игоря, его жена княгиня Ольга (Хельга) взяла власть в Киеве в свои руки. Она была регентшей при малолетнем сыне Святославе. Ей помогали (или делили с ней власть) конунги – сподвижники Игоря Асмуд и Свенельд. Сама Ольга была скандинавкой

Помста Ольги

Помста Ольги
Першим ділом Ольги була війна з деревлянами. Ігор погиб убитий деревлянами, — обовязком жінки було помстити смерть чоловіка. Але проти деревлян Ольга мусіла виступити і в імя інтересів держави. Якби деревляни мали окрему владу, то захитали би підвалинами

Охрещення Ольги

Охрещення Ольги
Що Ольга була княгинею небуденної міри, це бачимо з того, що вона прийняла христіянство. Вже з давніх часів бували у Києві христіяни, але у малому числі. Коли Ольга рішилася прийняти нову віру, то робила це всупереч поглядам дружини й народу, що шанував

Правление Ольги

Правление Ольги
После смерти Игоря осталась его вдова – Ольга с малолетним сынам Святославом. Принявши всю власть, Ольга проявила исключительные государственные способности и огромную энергию и твердой рукой управляла молодым, только что созданнъм государством. Она

Звезда OLGA Анастасия Будяшкина: «Я сказала себе, что все будет настоящим и живым»

Украинская гимнастка Анастасия Будяшкина заслужила похвалу как звезда отмеченного наградами фильма Ольга , который вышел на мировой экран в начале этого года.

Сбежав из родной Украины в одиночестве в начале войны, Будяшкина теперь оценивает свою новую жизнь в Швейцарии и свои будущие актерские начинания.

Дебютное кинопроизводство Будяшкиной в Ольга принесла ей награду AISGE (артисты-исполнители, организация по управлению правами интеллектуальной собственности) за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Хихоне в 2021 году в Испании, а сам фильм собрал множество призов на крупных фестивалях по всему миру.

Среди других высших наград 2021 года Ольга получила премию SACD (Общество авторов) Critics’ Week на Каннском кинофестивале; приз зрительских симпатий международных конкурсов и приз BeTV за лучший международный полнометражный фильм на Международном кинофестивале в Брюсселе; приз Sichtwechsel за лучший полнометражный фильм на Гамбургском кинофестивале; приз Международного жюри Международного кинофестиваля «Война на экране» во Франции; а также приз Clion за лучший фильм и специальный приз жюри критиков за лучший фильм на фестивале исторических фильмов в Ватерлоо в Бельгии.

The New York Times ‘рецензия на фильм, который снял Эли Граппе , включала признание Будяшкиной, которая «прекрасно играет Ольгу в роли осторожного, упрямого подростка с грузом изгнания на плечах, которая отказывается сдаваться, но все же нуждается в своей матери, которая лежит на циновке с каменным лицом, но все еще плачет в мягкую игрушку». Британская газета The Guardian отметила, что Будяшкина «отлично сыграла» свою роль.

В фильме гимнастка Ольга, чей покойный отец был швейцарцем, покидает Украину во время революции Майдана 2014 года с целью выступать за Швейцарию. Она изо всех сил пытается интегрироваться со своими новыми швейцарскими товарищами по команде, и, кроме того, справиться с чувством вины и страхом, которые она испытывает, поскольку ее мать, журналистка-расследователь, все еще находящаяся в Украине, которая пишет о коррупции, сталкивается с постоянной опасностью.

Коллеги Будяшкиной включают ее бывшую украинскую подругу по команде Сабрину Рубцову и бывших членов сборной Швейцарии Катерину Барлоджио и Тею Брогли . Нынешний выдающийся игрок французской команды Мелани Де Хесус Дос Сантос появляется в незарегистрированной роли французской гимнастки.

В этом интервью International Gymnast Online Будяшкина делится своим мнением о своем выступлении в Ольга , как она относится к своему персонажу и своим следующим актерским амбициям.

Фото любезно предоставлено Анастасией Будяшкиной

IGO : Для чего был процесс прослушивания Ольга ?

AB : Точно не помню сейчас как это было в 2016, но было интересно. Все было так ново. Нас по одному вызывали в кабинет, и мы должны были разыграть сценку. Режиссер описал тему сцены, а дальше был полет фантазии. Еще была одна женщина, которая давала немного ритма, так как можно было немного запутаться самостоятельно.

IGO : Что вы сделали, чтобы войти в образ Ольги, сделать ее правдоподобной и достоверной?

AB : Сначала было трудно. Я многого не понимал, но со временем моя команда, которая вместе со мной работала над этим фильмом, помогла и кое-что объяснила. Вместе с командой мы много работали над тем, что будет хорошо, красиво и так далее. Я сразу сказал себе, что в этом фильме не будет ничего фальшивого, а все будет настоящим и живым. Честно говоря, я даже не заметила, когда стало легче и лучше, но это произошло посреди съемок.

IGO : Что вы думаете о своем персонаже и о том, как вы относитесь к ней?

AB : Наверное, я хорошо отношусь к Ольге. Я бы помог ей и стал ее лучшим другом, хотя для меня Оля делает много странных вещей. Но я бы помогал ей, поддерживал ее и заботился о ней.

МПО : Чем Ольга отличается от вас?

AB : Она очень однообразна – только одно – но мне нравятся разные вещи, быть спонтанным. Трудно ответить. Я никогда не сравнивал нас, так как это вымышленный персонаж.

IGO : Насколько напряженными были сцены, в которых вы занимались гимнастикой?

AB : В некоторых моментах напрягало. В гимнастике было 10% напряжения. Не в гимнастике была загвоздка.

МПО : В начале войны на Украине вы уехали в Польшу. Какова ваша жизненная ситуация сейчас?

AB : Я уехал один в начале марта. Я был в Польше три недели. В конце марта, поговорив с директором и объяснив всю ситуацию, я отправился в Швейцарию. Я живу в Швейцарии уже четыре месяца, что меня очень радует. Тяжело, конечно, но кому сейчас легко?

IGO : Каковы ваши надежды на будущие кинопроекты?

AB : На данный момент у меня нет проектов. Я даже не думал о том, в каких фильмах хотел бы сняться, но, конечно, хотелось бы сняться в каких-то очень интересных.

IGO : Что вы узнали о жизни, играя такого сложного персонажа, как Ольга?

AB : Ничего. У меня такое приключение каждый день.

Другое недавнее освещение украинских гимнасток в International Gymnast Online включает:

Кеврик из Германии и Стельмах из Украины побеждают в многоборье, сборные Румынии и Италии побеждают на ЕЮОФ

Легенды украинской гимнастики за рубежом митингуют в помощь жертвам войны

Даниэла Батрона из Украины: «Меня вдохновляли родители и тренеры, а Бог дал силы

Ковтун из Украины завершил серию зачетов на Кубке мира в Баку

Ковтун из Украины: «С нами Бог и правда на нашей стороне»

Анастасия Мотак: «Увидела цель и пошла к ней»

Легендарный украинский тренер Олег Остапенко ушел из жизни в 76

Варинская о COVID-19: «Происходит перезагрузка» Императорская Россия во время правления ее мужа Николая II и матери цесаревича Алексея, а также Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

Многие источники обвиняют Александру в дискредитации династии Романовых своим политическим вмешательством, сомнительной дружбой с Григорием Распутиным и усилением консервативных взглядов Николая. Историки расходятся во мнениях относительно степени ее влияния.

Молодость и замужество

Александра Федоровна родилась в немецкой земле Гессен в июне 1872 года. Она была дочерью великого князя Гессена и внучкой по материнской линии королевы Великобритании Виктории. На протяжении всей ее жизни семья и друзья называли ее Аликс.

Со своим троюродным братом, цесаревичем Николаем Романовым, Александра познакомилась в 1884 году. Летом 1889 года они провели вместе несколько недель и полюбили друг друга. Николас очень хотел жениться, но и его отец, и королева Виктория выступили против союза. Царь уступил из-за слабого здоровья, и Николай сделал предложение в апреле 189 г.4.

Любой брак требовал от Александры вступления в русскую православную веру. Не желая отказываться от своего лютеранства, она сначала отказалась, прежде чем принять второе предложение. Александра стала приверженцем своей новой религии, и пара поженилась в ноябре 1894 года, всего через три недели после смерти Александра III.

В отличие от других королевских союзов 19-го века, брак Николая и Александры был основан на любви и привязанности, а не на политической целесообразности. Они писали искренние и страстные письма, обращаясь друг к другу со списком прозвищ, включая «Солнышко», «Лави», «Плюха» или «Моя Киска».

Семейный и общественный имидж

В ноябре 1895 года, через год после свадьбы, Александра родила первенца, великую княгиню Ольгу. Пара была коронована как царь и царица в мае 1896 года. Александра родит еще четверых детей: Татьяну (июнь 1897 года), Марию (июнь 1899 года), Анастасию (июнь 1901 года) и долгожданного сына Алексея (август 1904 года).

Александра была непопулярна как в народе России, так и в ее дворянской элите. Она была нервной и отстраненной на публике, поведение, которое часто принимали за холодность или высокомерие. Наедине она была склонна к вспышкам гнева, меланхолии и даже депрессии. Она также могла быть волевой и упрямой, особенно в вопросах политики или управления.

Александра, пожалуй, наиболее известна своей дружбой с Григорием Распутиным, сибирским целителем, который снискал расположение царской семьи примерно в 1911 году. Ее принятие Распутина неудивительно: царица отчаянно нуждалась в лечении гемофилии Алексея, обычные врачи ничего не добилась, и Распутин смог использовать ее глубокую религиозную веру.

Политическое вмешательство

Маловероятно, что Александра и Распутин когда-либо были любовниками, как предполагает современная пропаганда, но она была убеждена в его благочестии и охотно приняла его совет. Как следствие, Распутин смог манипулировать ею и эксплуатировать ее. Особенно это проявилось с конца 19С 15 по начало 1917 г., когда Николай подолгу находился на фронте, а вместо него правила Александра.

Отношения Александры с мужем также имели политические последствия. Царица резко поддерживала Николая, но также подпитывала его консервативные и реакционные инстинкты.

Помимо корыстных рекомендаций Распутина, Александра призвала царя игнорировать советы компетентных государственных деятелей и предположила, что другие замышляют против него заговор. Она также не смогла определить опасные народные волнения, которые в конечном итоге переросли в Февральскую революцию.

Арест и казнь

После Февральской революции и отречения Николая Александра и их семья содержались под домашним арестом в своих дворцах, а затем переехали в Тобольск, Сибирь. Попытки найти дом в изгнании оказались безрезультатными, отчасти из-за немецкого происхождения Александры и ложных, но широко распространенных сообщений в прессе о том, что она была немецкой шпионкой.

После Октябрьской революции попали под контроль большевиков, которые в апреле 1918 года переселили семью в Екатеринбург. Рано утром 17 июля Николай, Александра, их дети и прислуга были расстреляны в подвале Ипатьевского дома. Изучение ее останков спустя десятилетия предполагает, что царица умерла от единственного огнестрельного ранения в голову.

Взгляд историка:
«Как царица, Александра выглядела неловко. Ее главными характеристиками были ее викторианская настойчивость в «добрых делах» и ее религиозность. Ее воспитывали в соответствии со строгими, самоотверженными ценностями ее бабушки [королевы Виктории]. Ее попытка внедрить швейные кружки среди дам русской высшей аристократии подчеркивала ее неординарность. Александра уравновешивала свои чуждые черты манией к Русской православной церкви. У нее был энтузиазм обращенной (в ее случае из протестантизма). Ее склонность к мистицизму и спиритуализму не была чем-то необычным для того времени… Санкт-Петербург был магнитом для религиозных чудаков и целителей, некоторые из которых были приняты высшим светом».
Джонатан Бромли

Информация для цитирования
Название: «Царица Александра»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Майкл МакКоннелл, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History

3 URL:

https://alpha/russianalexravolution.