Содержание
Прозвища князей.Борисова Александра 6Б МБОУ Лицей 55 г.Пензы Учитель Преображенская Н.А.
«ПРОЗВИЩА РУССКИХ КНЯЗЕЙ И ЦАРЕЙ В СВЕТЕ ЭТИМОЛОГИИ»
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема патриотизма и гражданского долга очень актуальна. Разрешить данный вопрос поможет обращение к прошлому нашей страны через знакомство с судьбами русских людей, чьи имена запечатлены на страницах истории земли русской. Образы, характеры, деяния русских правителей могут стать наглядным примером для молодого поколения русских людей, и не только образцом для праведных поступков, но и предостережением от возможных жизненных неудач. В прозвищах русских князей и царей запечатлены для потомков их ведущие личные качества, поступки, подвиги, по которым мы сегодня можем судить о их патриотической миссии.
У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. С незапамятных времён всех князей на Руси называли «грозными». Но, помимо именования «грозный», известны и другие прозвища, под которыми вошли «грозные» правители в историю России. Нашацель – выяснить причины возникновения прозвищ русских князей и царей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- составить картотеку прозвищ русских правителей;
- изучить необходимую научную и справочную литературу;
- систематизировать полученную информацию;
- обобщить результаты исследования в виде справочника.
Следовательно, объектом исследования являются прозвища русских князей и царей, а предметом изучения – их происхождение, т.е. этимология.
Новизнаданной работы заключается в интегрировании исторической информации и этимологического анализа слова, что позволяет дать более полную характеристику личности того или иного русского правителя.
Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования данного материала в дидактических целях на уроках литературы и истории, а также во внеклассной работе по предмету.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего справочник и презентацию.
Глава 1. «ГРОЗНЫЕ» правители Руси
Слово «князь» происходит от славянского «конязь» — конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время они управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
С незапамятных времён всех князей на Руси называли «грозными». Это был эпитет, а не прозвище. Восходит он к общеславянскому существительному гроза «страх, ужас» и имеет множество синонимов с «сердито-злым» значением. (См.: Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — М., 2002). Эпитет грозный встречался уже в «Слове о полку Игореве» (см.: Святослав грозный, великий <князь> Киевский) и в памятниках письменности XIII века.
Все князья «были грозны своей силой для внешних врагов, которых они приводили в страх и трепет. Применительно к правителям (царям) В.И. Даль привёл такие толкования прозвания грозный: «о царях: мужественный, величественный, повелительный и держащий врагов в страхе, а народ в повиновении». [6. 17]
Но, помимо именования «грозный», известны и другие прозвища, под которыми вошли «грозные» правители в историю России.
Глава II. Прозвища русских князей и царей
Мудрость и наблюдательность русского народа всегда выражалась метким, а порой и острым словцом. Образное, точное, оно высвечивает достоинства и обнажает недостатки, в нём целый спектр ассоциаций и реальная картина жизни. Прозвища русских правителей прямое тому доказательство. Русские князь и другие правители как центральные, ключевые фигуры государства не могли оставаться незамеченными. Их дела, поступки, личные качества даже семейное положение подвергались и будут подвергаться суровой критике народа. А княжеские прозвища, придуманные народом, будут восприниматься как оценка дел и качеств конкретного правителя.
2.1. ВЕЩИЙ Олег
Князь Олег, который у своих подданных заслужил прозвание Вещего (т.е., умеющего предвидеть или знающего будущее), княжил в Новгороде с 879 по 912 год. Он, преемник умершего в 879 году Рюрика, сразу приступил к расширению своих владений. Олег взял Смоленск и Любеч, потом хитростью завладел Киевом (882г.) И сделал его столицей. [5. 132] Прославился походом в Византию на Царь-град (т.е. Константинополь, сейчас это город Стамбул). После похода на греков Олег успешно воевал с хазарами.
Внимание А.С. Пушкина привлёк другой факт биографии князя. Волхвы и кудесники (славяне так называли чародеев и колдунов) предсказали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет он вспомнил о предсказании, но ему сообщили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимся предсказанием волхвов и решил посмотреть на кости коня.
Приехав на место, князь Олег поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу, так сбылось предсказание волхвов, и Вещий Олег принял смерть от коня своего. [7. 158-159]
Нам не удалось обнаружить исторические факты, свидетельствующие об умении Олега предсказывать или предугадывать будущее, поэтому позволим себе сделать вывод о том, что прозвище князя – Вещий, т.е. знающий своё будущее — связано именно с тем, что он своё будущее, а именно причину смерти, знал, поэтому его прозвали Вещим.
2.2. Ласковый князь Владимир КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. [7. 162]
Заботился Владимир о Русском государстве, заботился и о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к праздничному столу. «Былины сохранили добрую память о киевском князе, величавшемся не иначе, как Ласковый князь, Владимир Красное Солнышко». [5. 141] Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Владимир решил обратиться к христианству (православию). В 988 году византийские священники окрестили вначале князя и его дружину, а потом уже сам Владимир осуществил массовое крещение в Киеве. Вместе с христианством пришла на Русь письменность. Русь стала частью цивилизованного мира. [1].
«Владимир Красное Солнышко положил начало школьному обучению. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники». [7. 222]
Благодаря деяниям князя Владимира Русь озарил свет веры и просвещения. Дела князя были понятны народу и оценены им – вот откуда такое прозвище.
2.3. Ярослав МУДРЫЙ
Ярослав – новгородский князь, сын Владимира Красное Солнышко — был очень образованным человеком, поэтому он вошёл в историю под именем Ярослава Мудрого. Он знал несколько языков, чтение было его любимым занятием. Свою любовь к знаниям он хотел передать не только своим детям, но и простым русским людям. При нём открывались школы и училища, была записана первая русская летопись «Повесть временных лет», основывались новые города, возводились храмы.
Ярослав прославился ещё и тем, чтопри нём на Руси появился первый судебник (сборник законов) – «Русская правда». С этого времени тот, кто чувствовал себя обиженным, мог добиваться у князя и его наместников справедливого суда (правды). Ярослав разбил старых врагов – печенегов. Бывшие враги стали друзьями. Меньше стало войн и усобиц. Большинство вопросов князь решал с помощью переговоров и династических браков. Все его дети породнились с европейскими королями [1]. Сам он был женат на дочери шведского короля Ингриде (в крещении Ирина).
«Княжением Ярослава Мудрого возвысилась Русь, а умом и старанием прославилась» [7. 166]
Очень заботился Ярослав Мудрый о мире и, умирая, оставил мудрый наказ своим сыновьям: «Имейте любовь между собой, потому что все вы братья … Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…» [7. 167]
Вот за что Ярослав получил прозвище «Мудрый».
2.4. Владимир МОНОМАХ
«Владимир Мономах (великий князь Киевский) приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху. Владимир Мономах остался в истории, благодаря своим талантам идеального правителя, успешного воеводы, рачительного хозяина, автора блестящего произведения древнерусской публицистики «Поучение детям».
«Владимир назван Мономахом по деду со стороны матери, которую наши летописи называют «греческой царевной», «грекиней» и монахиней, а некоторые известия не летописного характера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия Владимира Мономаха: будто бы он ходил на князя генуэзцев, за что и прозван Мономахом, т.е. единоборцем. Немудрено, что такая крупная, замечательная личность побуждала народную фантазию сочинять подобные сказания. Появилась легенда, будто византийский Император прислал Владимиру знаки царского достоинства, венец и бармы, с митрополитом Неофитом, который венчал его на царство; впоследствии московские государи венчались венцом, который назвали шапкой Мономаха». [4. 113]
2.5. Юрий ДОЛГОРУКИЙ
«Младший сын Владимира Мономаха, Юрий, сначала княжил в Ростове, а затем в Суздале (с 1125 года). С этого времени Ростово-Суздальское княжество (на севере Руси [7. 192]) становится одним из самых могущественных на Руси. Опираясь на северо-восточные земли, князь Юрий всю свою жизнь боролся за киевский великокняжеский престол, за власть над южнорусскими землями». А так как Юрий претендовал на многие земли, за то и получил прозвище «Долгорукий». [1] Но в истории он остался как основатель Москвы (1147 год). В современной столице в знак благодарности и уважения воздвигнут памятник Юрию Долгорукому.
2.6. Андрей БОГОЛЮБСКИЙ
«Новым правителем Владимиро-Суздальского княжества в 1257 году стал сын Юрия Долгорукого от его первой жены (половецкой княжны) Андрей.
Своё прозвище, по одной из версий, князь получил по названию села Боголюбово. История возникновения этого села необычна. «Андрей привёз из Вышгорода в суздальскую землю реликвию, известную позже как икона Владимирской Богоматери. По легенде, кони, которые везли повозку с иконой, вдруг остановились недалеко от города Владимира. Пришлось ночевать в чистом поле. Во сне явилась князю Андрею сама Богородица и сказала, что хочет остаться здесь. Андрей построил на месте своей вынужденной ночёвки городок (село) Боголюбово. Византийскую икону установили во Владимире в построенном по приказу Андрея Успенском соборе. [5. 167] Сам же поселился неподалёку в селе Боголюбово, где позднее был возведён целый комплекс каменных строений, а рядом, на берегу реки Нерли – удивительная церковь Покрова». [1]
Князь Андрей отличался большой набожностью, за это, согласно другим источникам, и получил своё прозвище.
2.7. Всеволод БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО
Своего наивысшего могущества Владимиро-суздальское княжество достигло в период правления младшего брата Андрея, Всеволода Большое Гнездо (княжил с 1176 года), который «продолжил внутреннюю политику Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, стремясь укрепить центральную великокняжескую власть, обустраивая и заселяя свои земли». [5. 167]
Всеволод – один из героев «Слова о полку Игореве», в котором провозглашалась идея всеобщего единения русских княжеств. Но своё прозвище он получил благодаря многочисленному семейству (у него было 8 сыновей и 4 дочери). [1]
2.8. Александр НЕВСКИЙ
Славу Новгороду составил князь Александр Невский, разгромивший шведских и немецких рыцарей.
«В 1240 году юный князь Александр, сидевший в Новгороде, получил известие о проникновении шведского отряда в новгородские владения у Невы и Ижоры». [5. 172] Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», — и неожиданно напал на шведов.
С рассвета до темноты длился бой. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. «Битва, разыгравшаяся 15 июля 1240 года, принесла победу дружине Александра, прозванного с того времени Невским». [5. 173] А «было князю Александру Ярославичу всего 20 лет, и всё у него ещё было впереди: и Ледовое побоище, и поездки в Орду, чтобы не допустить новых разорительных набегов монголов на Русь.
2.9. Иван КАЛИТА
«Московский князь Иван I Данилович правил в 1325-1340 годах. Он был внуком Александра Невского, князем Московским, но всё ещё носил титул великого князя Владимирского» [1]. Он слыл «человеком умным, но коварным, прозванный денежным мешком – Калитой». [5. 181] Прозвище «Калита» означает ещё и «кошелёк». «Это не значит, что он был очень богат, но прижимист и расчётлив. Иван Калита часто посылал щедрые дары хану в Орду. Дары, обман и посулы помогли Калите получить золотой ярлык (письменный документ от ордынских ханов) на великое княжение и право на «ордынский выход», т.е. право на сбор дани со всех русских земель. Значительная часть дани оседала в казне московских князей, отчего их богатство только приумножалось. [1].
2.10. Дмитрий ДОНСКОЙ
С 1359 года на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. В это время московские князья уже обладали мощным войском и могли бросить вызов Золотой орде. В 1380 году 8 сентября в решающей битве с монгольским войском на Куликовом поле, расположенном в верховьях Дона князь Дмитрий проявил себя как выдающийся полководец и нанёс сокрушительное поражение войскам Мамая». [1]
«В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским». [7.214]
2.11. Владимир ХРАБРЫЙ
Двоюродный брат Дмитрия Донского, князь Владимир Андреевич, во время Куликовской битвы разгромил большой татарский отряд, а москвичи князя Владимира ещё долго преследовали хана Тахтамыша, который ушёл в степи. После этой знаменитой битвы его прозвали Храбрым. [5. 185]
2.12. Василий ТЁМНЫЙ и Василий КОСОЙ
Василий II – внук Дмитрия Донского. Он не отличался ни образованностью, ни хитростью, ни дальновидностью. Воеводой он был плохим, правда, личной храбрости в бою князю Василию II было не занимать.
С 1425 по 1453 г. Василию II пришлось отстаивать своё право на московский престол. Современники поражались жестокости борьбы, в ходе которой были ослеплены даже сами претенденты на трон – Василий Косой и Василий II, последнего прозвали Тёмным. [5. 187]
2.13. Иван ГРОЗНЫЙ (III)
«Великий Московский князь Иван III (1440 — 1505) продолжил политику своих предков (Ивана Калиты и Дмитрия Донского) по объединению Руси.
В начале его правления ещё существовали независимые княжества и земли, но Иван III силой и хитростью включил их в состав Московского княжества. При Иване III Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости. Со времени Куликовской битвы (1380) дань платили не регулярно, а московские князья не ездили в Орду за ярлыком на княжение. В 1480 году ордынский хан Ахмат решил с помощью военной силы привести Ивана III к покорности. Всю осенью оба войска стояли на реке Угре, ожидая битвы. Но татары так и не решились напасть, видя превосходство войска Ивана III. В начале зимы войско хана отошло в степь. Эти военные действия получили название «стояние на Угре». Стояние на Угре означало конец 240-летнего татаро-монгольского гнёта». [1]
Иван III, по словам Н.М. Карамзина, хотя и имел в своём нраве «природную жестокость», но усмирял её «силою разума». «Ивану III первому дали в России имя Грозного, но в похвальном смысле: грозного для врагов и строптивых ослушников» (Карамзин. История государства Российского). Именно дали! Ведь даже в те далеко не «вегетарианские» времена ни один властелин не осмеливался сам себя называть грозным. [6. 17]
2.14. Иван ГРОЗНЫЙ (МУЧИТЕЛЬ)
«В 1530 году в Москве, в семье великого князя Ивана III, родился сын. Говорят, что накануне на город обрушилась гроза. Мальчика в честь деда назвали Иваном. Мальчику было три года, когда умер отец. Началась борьба за власть». [5. 242] «Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости» [1]. В 1547 году, в 16 лет Иван потребовал, чтобы его венчали на царство, так он стал первым русским царём. Царь Иван беспощадно расправлялся с непокорными. Всех, кого он считал своими противниками, приказывал казнить или жестоко наказывать. Даже сына своего – тоже Ивана – в приступе гнева смертельно ранил грозный царь, ударив в висок посохом с железным наконечником. [1]
За эти качества и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным. [5. 243]
Другое (самое первое) прозвище князя – Мучитель. «После смерти тирана народ «отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и доныне именует его только Грозным,хотя первоначально это прозвище было дано народом его деду Ивану III более в похвалу, нежели в укоризну» (Карамзин). [6. 17]
Историк Н.Г. Скрынников считает, что «прозвище Грозный Иван IV получил посмертно, не в XVI в., а во время смуты, т.е. спустя 30-50 лет после кончины. Другие учёные предполагают, что за рубежом этот «титул» жестокого государя встречался уже при его жизни.
Со временем прилагательноегрозный стало употребляться в функции существительного, и прозвище Грозный (да ещё с прописной буквы!) воспринималось уже как прозвище (фамилия) монарха.
После кончины Ивана IV ни один русский правитель (даже Пётр I) не получил прозвания Грозный». [6. 18]
2.15. Алексей ТИШАЙШИЙ
«Алексей Михайлович (1629-1676). Русский царь с 1645 по 1676 г.г.
В середине XVII века в русской православной церкви произошёл раскол. Внешней причиной раскола стала церковная реформа патриарха Никона. Царь прислушивался к Никону и любил его. Никон считал, что за века, прошедшие после принятия христианства (988), обряды на Руси сильно отошли от изначальных. Такого мнения придерживались и приезжающие в Россию греки. А царь Алексей Михайлович мнение греков очень ценил. Всё это глубоко уязвило русских людей.
Окончательно спор решил сам царь, принявший сторону Никона. Политические соображения были здесь на первом месте: уж очень хотелось царю возглавить и объединить весь православный мир.
Царь Алексей Михайлович получил прозвание «тишайшего» царя за то, что был набожен и любил церковные службы.
2.16. Пётр ВЕЛИКИЙ
Революционером на троне, царём-реформатором, который сумел «в Европу прорубить окно» называют Петра I (1672- 1725) – первого русского императора.
«Петровские преобразования начались с введения европейского платья и приказа брить бороды, но обстоятельства требовали от Петра создания, в первую очередь, регулярной армии и флота, т.к. добиться процветания Россия могла только силой оружия.
Постепенно преобразования охватили все стороны жизни. Для обеспечения армии всем необходимым были построены сто мануфактур. В портах возведены корабельные верфи, началось строительство дорог, каналов по европейскому образцу. Высшим законодательным органом стал Сенат. Вместо многочисленных царских приказов были учреждены двенадцать коллегий (прообраз современных министерств).
Пётр подчинил церковь царской власти, учредив Синод – государственный орган по управлению церковными делами. Он разделил Россию на губернии, уезды, волости.
При Петре коренным образом изменилось положение дворян (все земли переходили только к одному наследнику, остальные наследники должны были служить). Сыновей из многих знатных семей Пётр отправил в Европу на обучение за счёт государства, ведь Россия нуждалась в квалифицированных специалистах.
В Москве начала подготовку специалистов Новигацкая школа, в северной столице основана Петербургская академия наук, открыта Кунсткамера. При Петре был введён упрощённый алфавит, юлианский календарь.
За эти и другие преобразования во имя будущего России Петр I был прозван Великим. [1]
2.17. Николай ПАЛКИН
«Николай I был коронован в 1825 году, после смерти своего брата Александра I. Его восшествие на престол сопровождалось восстанием декабристов, которые мечтали о свободной России, без крепостного права и самодержавия. Николай I подавил восстание».[1]
«Его правление принято обычно называть периодом мрачной реакции и безнадёжного застоя, когда повсюду водворялись деспотический произвол, казарменный порядок и кладбищенская тишина. Укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов, неисправимый солдафон, «исчадие мундирного просвещения», «удав, тридцать лет душивший Россию», — таковы типичные оценки царя». [2, 13-14]
Л. Н Толстой рассказывал об одной истории, которую поведал ему старый солдат, служивший при Александре и Николае I. Этот рассказ произвёл на писателя неизгладимое впечатление и подтолкнул к созданию рассказа «После бала»:
«… А мне довелось при Николае служить …Тогда что было. Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали…
А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Так и пошло ему прозвище…»[3,309]
В сборнике «Российские государи», вышедшем в 1993 году, представленная статья о Николае I изобилует следующими выражениями: «Николай был по натуре своей тиран», «Николай довёл учащуюся молодёжь до последней степени унижения… уничтожил окончательно в России следы умственного движения»… «В своей собственной семье Николай был таким же деспотом, каким он был на троне». «Как многие утверждают, он принял яд и скончался в 1855 году 2 марта. Никто не помянул его добром. Вся Россия посылала ему проклятия в гроб». [2, 14]
Были, конечно же, и положительные отзывы о личности императора, о его политических заслугах и т.д., однако, они не повлияли на то, чтобы Николай I получил иное прозвище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив теоретическую литературу по данному вопросу, проанализировав языковой материал (18 прозвищ русских правителей), были сделаны выводы о причинах возникновения прозвищ русских князей и царей.
Черты характера правителя стали основной причиной возникновения прозвищ для 5 русских князей: Владимира Храброго, Ивана IIIГрозного, Ивана Мучителя, Ивана Калиты, Вещего Олега.
Качества, проявившиеся в результате правления, также стали основанием для именования 5 правителей: Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Юрия Долгорукого, Николая Палкина, Пётра Великого.
Исторические события, связанные с участием или выдающейся ролью князей в определённом сражении, определили историческое именование 3 князей: Дмитрия Донского, Александра Невского, Владимира Мономаха.
Внешние качества и увечья закрепили за двумя князьями: Василием Тёмным и Василием Косым – указанные прозвища.
Причиной возникновения прозвища Андрея Боголюбского, по одной из версий, можно считать топонимическую характеристику. По другой версии, возникновение его прозвища, как и прозвища Алексея Тишайшего, было обусловленохарактером отношения к религии.
Семейное положение обеспечило прозвище Всеволоду Большое Гнездо.
Несмотря на то, что выделено несколько номинаций относительно способа происхождения прозвищ правителей, все они содержат определённую долю экспрессии. Среди прозвищ имеют место и такие, которые выражают положительное отношение (Владимир Храбрый, Ярослав Мудрый, Пётр Великий) к личности правителя, отрицательное (Иван Мучитель, Николай Палкин) или нейтральное (Всеволод Большое Гнездо).
Сделанные в результате исследования выводы не дают права говорить о законченном характере данной работы, напротив, исследование по данной проблеме может иметь продолжение в том же направлении или осуществляться в новом аспекте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронная версия 2007 года).
- Тарасов Б. Черты правления Николая I. \\ Литература в школе, № 4, 2002.
- Толстой Л.Н. Николай Палкин \\ Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобр. учреждений. Авт.-сост. Г.И. Беленький. – М.: Пр., 2000.
- Тысячелетие Российской империи. Энциклопедический справочник. – СПб.: ИД «Весь», 2004.
- Серия «Эрудит». История с древнейших времён до XV века. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Шустов А.Н. Грозные правители на Руси. \\ Русский язык в школе и дома, №5, 2007.
- Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История \ Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов, Пол общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1996.
Откуда пошли прозвища русских князей?
Имена легендарных русских князей на слуху и сегодня, спустя многие сотни лет. Иногда они удивляют причудливыми прозвищами — например, Святополк Окаянный или Иван Калита. Почему Окаянный? Почему Калита?
А потому что… В общем, начнем по порядку, с Вещего Олега.
Князь Олег Вещий (882 — 912),
великий князь Киевский
Вопреки существующему стереотипу, слово «вещий» означает здесь не «предсказывающий будущее», а скорее «предусмотрительный, рассудительный». Надо всего лишь отбросить привычное для нас значение этого слова и принять во внимание реалии тысячелетней давности. Тогда вырисовывается довольно логичная, лишенная мистики картина.
Олега часто называют основателем Древнерусского государства. Он присоединил к Руси обширные земли, покорил и подчинил своей власти многие восточноевропейские племена, объединил северный и южный центры восточных славян, перенеся столицу в Киев, был удачлив в военных походах — всё это вызывало восхищение современников.
Прозвище, данное Олегу, вполне отражает отношение народа к своему правителю, как к рассудительному, дальновидному человеку.
Князь Владимир Креститель (980 – 1015)
Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко. Великий князь Киевский.
Летописи уверяют, что до принятия христианской веры «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Олова, Юлия, Рогнеда, Аделья и Мальфрида от которых имел он 13 сыновей и не менее 10 дочерей <…>, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, <…>. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Но желание Владимира сплотить быстро развивающееся государство с помощью единой религии с единым Богом, укрепить политические связи с Византией и повысить статус Руси на международной арене побудили князя принять христианскую веру и крестить Русь по византийскому обряду.
Значение этого события поистине велико, с появлением на Руси христианства грамотность населения начала быстро возрастать, церкви и монастыри стали центрами культурного и нравственного развития, оплотами книжного, летописного дела.
После крещения князь освободил всех наложниц, отрекся от своих языческих жен и стал вести достойную христианина праведную жизнь в браке с византийской царевной Анной.
Отношение современников к князю Владимиру хорошо отражают слова из Повести временных лет: «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. <…> Пусть увенчает его Господь вместе с праведниками, воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами <…>. Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение».
Князь Святополк Окаянный (1015 – 1019)
Великий князь Киевский
В Повести временных лет Святополка называют Окаянным, то есть подобным Каину. Причиной такого страшного прозвища послужило убийство братьев Бориса и Глеба, которые позднее были причислены к лику святых и стали символами праведности и мученичества для русского народа.
Князь Святополк ещё раз оправдал свое прозвище в 1015 году, подослав убийц к своему брату Святославу, управлявшему Древлянскими землями.
Когда Ярослав Мудрый повел свою рать на Киев, князь Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами.
Это считается первым случаем, когда в междоусобной борьбе один из русских князей прибегнул к помощи степняков, но в итоге сражение Святополк проиграл и был вынужден бежать.
Правление Святополка Окаянного продолжалось сравнительно недолго с 1015 по 1019, в 1019 году он был свергнут Ярославом Мудрым и не успел прославиться, как достойный правитель или воевода.
Однако, вопреки обычаю, со смертью Святополка Окаянного «плохое» имя «Святополк» не вышло из списка родовых княжеских имен вплоть до середины XII века. Некоторые исследователи считают это косвенным доказательством невиновности Святополка в убийстве братьев.
Существует версия о том, что на самом деле в смерти Бориса виновен Ярослав Мудрый, подославший к нему убийц-варягов.
И действительно, летописи повествуют о том, что из всех братьев Святополка законным киевским князем его признали только два брата – Борис и Глеб, они не оказывали никакого сопротивления и приняли смерть в молитвах. Таким образом, убийство союзников Святополком кажется совершенно нелогичным.
Князь Ярослав Мудрый (1019—1054)
Великий князь Киевский
С правлением князя Ярослава Мудрого Русь достигла успехов во всех сферах жизни. Стремление Ярослава к становлению Руси как сплоченного централизованного государства, его желание установить порядок и законность в русских землях побудили князя укрепить систему управления страной.
В его правление был создан и введен в действие первый писаный свод законов – Русская Правда. С принятием Русской Правды распространенная повсеместно кровная месть была практически полностью замененная вирой (штрафом) размер которой зависел от того, какое положения в обществе занимал убитый.
Князь Ярослав Мудрый проявил себя и как выдающийся полководец, при котором мощь Руси многократно возросла, а границы государства расширились.
Князь Мстислав Великий (1125 – 1132)
Великий князь Киевский
Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду.
Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки. В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца.
Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)
Великий князь Владимирский
Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.
В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.
Продолжая политику отца, князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.
В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.
Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.
Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи».
Князь Александр Невский (1249—1263)
Князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский.
Александр Невский, внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани.
Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы. Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли.
Князь Иван Калита (1325 – 1340)
великий князь Московский
Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.
По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.
По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.
Князь Иван II Красный (1353 – 1359)
Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский.
Князь Иван Калита — его отец.
Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.
Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.
По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» – так называлось следующее после Пасхи воскресенье.
Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.
Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.
Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах — может быть охарактеризована личность правителя.
Об именах средневековых королей Западной Европы читайте здесь.
И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать?
Пишите в комментариях!
Фото
В оформлении статьи использованы военно-исторические оловянные миниатюры. Скульпторы — Виктор Грачев и Талант Сооданбегов, художники — Евгения Филимонова, Юлия Мошура, Светлана Новикова, Любовь Калагина. Иллюстрации взяты с сайта компании «Русский витязь», а вот небольшой репортаж о ней.
Поделиться статьей в соцсетях
Метки: князь, Русь
Об авторе: Полина Скрыпник
«После фразы «я не люблю читать», всё, что говорит человек, я слышу как «алалалалаяумственноотсталый»
Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
« Предыдущая запись
Следующая запись »
Послание князю России — от Бога
Президент России Путин предпринимает смелые и опасные шаги. Есть ли у Бога конкретное послание для него?
Украинский кризис продолжает доминировать в новостях почти ежедневно. Этот кризис был создан президентом России Владимиром Путиным.
Когда в 1991 году распался Советский Союз, западный мир ликовал, потому что холодная война закончилась. Но не Путин. В 2005 году он сказал: «Распад Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой [20-го] века». С тех пор как он впервые стал президентом 14 лет назад, он пытался воссоздать географию Советского Союза. Это меняет ход истории. На наших глазах растет великая сверхдержава!
Вы понимаете, насколько опасно это развитие событий, когда понимаете, что оно было предсказано.
Иезекииль 38:2 описывает яркую личность, которая появится на сцене в это последнее время: «князь Роша, Мешеха и Фувала» (Новая версия короля Иакова). Говоря современным языком, это князь России (статья, стр. 10; см. также мою февральскую статью на обложке «Является ли Владимир Путин предсказанным «принцем Роша»?»).
В этих стихах есть также другая личность, о которой мы не говорили так много. Тем не менее, у этого человека есть более сильное послание с большей силой за ним , чем Владимир Путин может даже представить!
Обратите внимание, к кому относится тот же отрывок в Иезекииля 38: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий…. » Это показывает, что Бог использует человека. Когда пророчество было написано, это был Иезекииль. Но один из фундаментальных ключей к пониманию библейских пророчеств — признать пророческую двойственность. Есть и последнее исполнение. Этот человек, тип Иезекииля, получает весть, и Бог поручает ему пророчествовать против русского князя в это последнее время. Бог не спускается и не передает это послание Сам. У него есть человек, который делает это.
Мы должны помнить, что Иезекииль был взят в плен, когда еврейский народ был взят в плен в 585 г. до н.э. Однако его книга адресована народам Израиля. Евреи, или библейский Иуда, — это только одно колено или народ Израиля.
Иезекииль никак не мог передать свое послание 10 коленам Израиля. Они были взяты в плен более 100 лет назад.
Иезекииль был заключенным, когда писал свою книгу народам Израиля: особенно Америке и Британии. (Запросите нашу книгу Соединенные Штаты и Британия в Пророчестве для полного объяснения. Вся наша литература бесплатна.)
Кроме того, книга Иезекииля предназначена для этого конца времени. Только типа Иезекииля сегодня смог передать свое послание.
Кто есть «главный князь Мешеха и Фувала»? (Иезекииль 38:2). Кто-то должен знать. А кто — это «сын человеческий», который, по словам Бога, должен пророчествовать против этого принца в последнее время?
Принц Роша
Легко доказать, что Иезекииль — книга последнего времени. Иезекииль 38 явно является пророчеством о последнем времени. В стихе 8 конкретно упоминается его действие в «последние годы»; в стихе 16 говорится о «последних днях» — такие утверждения делаются на протяжении всей книги Иезекииля.
Божье поручение начинается в стихе 2: «[П]отри лицо твое против Гога, земли Магог, князя Мешеха и Фувала, и пророчествует против него». Это для наших дней, и речь идет о Гоге и Магоге. Кто они? Люди не знают, но они могли . Это не так сложно. В этом стихе также упоминается определенный, конкретный человек , против которого Бог повелевает «сыну человеческому» пророчествовать. Как может сын человеческий сделать это, если он не знает, кто этот человек? Как он мог говорить против Гога и Магога, не зная современной идентичности этих народов? Эти писания были бы бессмыслицей , если мы не поняли, кто эти народы в это последнее время. Этот сын человеческий должен знать , чтобы передать Божье послание.
Ученые в целом согласны с тем, что Гог — это Россия, а земля Магога включает в себя Китай. Потомки Мешеха и Фувала встречались вместе на протяжении всей истории. В ассирийской и греческой истории Мешех фигурирует как Моша, Мосхи или Мушки — все имена, связанные с русским написанием слова Москва, как Международная стандартная библейская энциклопедия показывает. А к востоку от Уральских гор лежит город Тобольск, названный в честь реки Тобол, производной от Тубал . Тобольск когда-то был резиденцией российского правительства над Сибирью и в основном считался азиатской столицей России.
В этом стихе также упоминаются других русских людей с еврейским словом Рош. Версия короля Якова переводит это слово прилагательным «вождь», но в правильном переводе, используемом Моффаттом, Новым королем Яковом и другими, это слово используется как имя собственное: Рош. Стих следует читать как «князь Роша, Мешеха и Фувала». Рош было древним названием Руси, когда-то называвшейся Русью .
Так кто же этот князь России, Москвы и Тобольска? Использование этих трех имен показывает, что этот человек управляет всеми народами России, с запада на восток. Другим признаком того, что это конкретный человек , является Божья заповедь « пророчествовать против него».
Это важная информация. Бог поручает конкретному человеку высказаться против этого князя русского, другому конкретному человеку. Чтобы выполнить эту работу, этот «сын человеческий» должен знать, кто этот человек, или, по крайней мере, иметь четкое представление о том, кто он такой, и что он собирается делать. Как мог сын человеческий даже делать работу, если у него нет этой информации?
Можете ли вы представить себе политика, который мог бы исполнить роль князя России? На ум приходит один и только один: Владимир Путин.
Божья сила
В книге Иоиля описывается армия, называемая Божьей армией (Иоиль 2:11, 25). Из контекста видно, что это та самая армия во главе с «князем Роша». Это означает, что хотя Бог повелевает Своему слуге пророчествовать против ему, на самом деле Бог использует этого «принца Роша» в Своих целях.
Комиссия Иезекииля 38 продолжает: «И скажи: так говорит Господь Бог [не человек]: вот, Я против тебя, Гог [Россия], князь Мешеха и Фувала, и обращу тебя вспять и вложи удила в челюсти твои» (стихи 3-4).
Эти стихи раскрывают нечто экстраординарное. Этот русский князь явно человек с большой властью, но у сына человеческого гораздо больше власти! Почему? У него нет собственной силы; он просто тщедушный человек. Но за ним стоит сила Всемогущего Бога!
Бога не пугают нации с большой физической силой. Он говорит, что все народы как капля в ведре (Исайя 40:15). Их предполагаемое величие не смущает Его.
Россия применила военную силу для вторжения в бывшую советскую республику Грузию в августе 2008 года. В нашем выпуске Trumpet за октябрь 2008 года я написал: «Атака России на Грузию в августе знаменует собой начало новой опасной эры в истории. Это был первый военный удар восходящей азиатской сверхдержавы, и будет еще. … Действительно ли забастовка в Грузии спровоцирует объединение Европы? Наступит ли кризис над Украиной? Этот район — житница России, и, конечно, она тоже готова воевать за него».
Я написал это в 2008 году из-за библейских пророчеств и потому, что вы могли видеть растущую власть князя русского. Сейчас мы наблюдаем кризис в Украине.
Этот князь считает Украину и Грузию частью своего союза наций. Так что проблемы со странами в этой области должны были быть, и будут, на это можно рассчитывать. Движение от Гога и Магога строится, и то, куда оно ведет, будет в центре Третья мировая война!
Та же самая Библия, которая точно предсказала могущественного князя России, предсказала, что азиатская сверхдержава будет сражаться в последней мировой войне — в первую очередь против Европы под предводительством Германии. Грядет война между Россией, Китаем и Европой во главе с Германией — война такого масштаба, который трудно себе представить! Миллионы и даже миллиарды людей будут убиты. Ядерные бомбы и другие виды оружия массового уничтожения поразят каждую нацию на Земле!
Но Библия также предсказывает, что в конце всех этих войн мир увидит величайшее событие во вселенной: Второе пришествие Иисуса Христа! Как сказал Сам Христос, если бы Он не вернулся, буквально не было бы спасенной живой плоти (Матфея 24:22; Моффат). Но прежде чем человечество само себя уничтожит, Он вернется и остановит все это безумие!
Владимир Путин — это знак, буквально ЗНАК , что Иисус Христос вот-вот вернется! Это одно из самых вдохновляющих посланий в Библии. То, что мы наблюдаем в России, в конечном итоге приводит к переходу от человека, правящего человеком, к Бог правящий человек! И это почти здесь! Осталось всего несколько коротких лет.
Конец войны
В Иезекииля 38:23 говорится: «Так возвеличусь и освятлю себя; и Я буду известен в глазах многих народов, и они узнают, что Я Господь». Это явное пророчество, которое еще предстоит исполнить. Люди вообще не знают, что Бог сегодня Господь . Вот-вот произойдет великий переход.
Продолжается в следующем стихе: «А ты, сын человеческий, пророчествуешь на Гога и говоришь: «Так говорит Господь Бог: вот, Я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха [Москва ] и Тувал [Тобольск]» (Иезекииль 39:1; нкв). Бог говорит сыну человеческому, Пророчество против России и князя России. Распространяйте правду о том, что произойдет в этом регионе и о том, какое влияние это окажет на остальной мир.
В стихах 6-8 Бог говорит: «[И] узнают, что Я Господь. Так Я возвещу имя Мое святое среди народа Моего Израиля; … Вот, пришло и совершилось, говорит Господь Бог; это день, о котором я говорил». Бог собирается вмешаться! Человек доказал, что он не может управлять человеком. Это день, о котором Бог говорит на протяжении всей Библии: день 9.0009 Он правит людьми и приносит мир, радость, изобилие и счастье всему человечеству!
К сожалению, большинству людей придется пережить ядерную катастрофу , прежде чем они, наконец, начнут понимать и подчиняться Богу!
Когда Христос вернется, Он уничтожит военную мощь России, Китая и других народов раз и навсегда. Он покажет миру, что такое сила на самом деле! «И выйдут живущие в городах Израилевых, и зажгут, и сожгут оружие, и щиты, и щиты» (стих 9). ). Именно это произойдет со всем этим военным вооружением в начале Тысячелетия (описано в Откровении 20:4, 6). Потребуется много сил, чтобы подавить эти гигантские армии, которые в противном случае в конечном итоге убьют всех людей до последнего!
Бог все это спланировал, и у Него есть сын человеческий, передающий весть об этом. Когда этот человек говорит так, как Он повелевает, Бог вкладывает Свою силу в каждое его слово!
«И будет в тот день [другое упоминание о последнем времени], что Я дам Гогу место для могил в Израиле, долину прохожих на востоке от моря, и она заградит носы прохожих, и там они будут похороните Гога и все полчище его, и назовут ее долиною Гамон-Гога. И семь месяцев дом Израилев будет хоронить их, чтобы очистить землю» (Иезекииль 39:11-12). Чтобы похоронить солдат этой огромной армии, потребуется семь месяцев ! Какое удивительное пророчество! И обратите внимание, к чему это в итоге приводит.
«Узнают, что Я Господь»
После этого периода «дом Израилев узнает, что Я Господь» (Иезекииль 39:22). Сегодня Израиль, чьи современные потомки включают Британию, Америку и Государство Израиль, не знает Бога. Но в то время они узнают, что Бог есть Вечный.
В конечном счете, эти писания очень вдохновляют. Прочитайте всю главу 39 и обратите внимание на счастливый конец! «Тогда узнают, что Я Господь Бог их, Который отвел их в плен к язычникам; но Я собрал их в землю их и никого из них более не оставил там. И не скрою более лица Моего от них» (стихи 28-29).). Прямо сейчас Бог скрывает Своё лицо от народов Израиля. Почему? Потому что они бунтуют и не хотят, чтобы Бог был частью их жизни. Но скоро все резко изменится.
Иезекииль заключает эту часть в Иезекииля 40:4: «И сказал мне тот человек: сын человеческий! посмотри очами твоими и услышь ушами твоими, и обрати сердце твое на все , что я покажу тебе, чтобы чтобы я показал их тебе, ты пришел сюда; объяви все, что видишь, дому Израилеву». Бог говорит, Заявить обо всем! Бог посылает этого сына человеческого, чтобы провозгласить Его послание и все эти замечательные пророчества, которые вот-вот сбудутся.
Вы можете увидеть соответствующее повеление в Иезекииля 33:7: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву; поэтому ты услышишь слово из уст моих и вразумишь их от меня». Бог передает это послание через «сына человеческого» и говорит этому человеку: Это слово не от человека, оно исходит из Моих уст! Сын человеческий, иди ко всем этим народам и скажи им, что у тебя есть послание из самых уст Божьих! Если сообщение исходит из уст Бога, вы можете быть уверены, что Бог поддержит его и поддержит на 100 процентов!
В стихе 11 Бог ясно дает понять, что Он говорит о гибели народов. «Почему ты умрешь?» Он спрашивает Израиль. Вот что этот сын человеческий должен пророчествовать сегодня. И Бог приведет все это в исполнение. Каждая йота этого библейского пророчества будет исполнена.
Это ужасные пророчества, но какой славный результат они дают. В конце концов Израиль не только познает Бога, но и даже язычники узнают Бога! И никто больше никого не запугает.
Впереди много бед и разрушений, но в книге Иезекииля тоже так много , чтобы показать, насколько это не мрачное, негативное послание. Иисус Христос скоро вернется!
Благодарственное письмо Его Высочества Князя Андрея Александровича — Российского Легитимиста
Члены Семейной Ассоциации Романовых часто заявляют, что их предки «никогда» не признавали Великого Князя Кирилла или его сына, Великого Князя Владимира Кирилловича. Возможно, что семейная «устная традиция» менялась с годами, но сохранившиеся документы того периода рассказывают четкую и другую историю.
В 1938 году выжившие члены Императорского Дома обнародовали важный документ. В нем были указаны имена всех ныне живущих мужчин, которые были членами Императорского Дома, перечисленные в порядке первородства, и были опущены имена всех ныне живущих мужчин, которые НЕ были членами Императорского Дома и, следовательно, НЕ имели прав на престол, из-за к неравным или морганатическим бракам их родителей
Настоящее письмо от 1 ноября 1938 г. исходит от Его Высочества Князя Андрея Александровича, старшего сына сестры Императора, Е.И.В. Великая княгиня Ксения и ее супруг Е.И.В. Великий князь Александр Михайлович России. Текст звучит так:
Уважаемый Андрей (1),
Мама (2) показала мне содержание вашего письма и заявление, которое вы подготовили для распространения. Я не подписал его, потому что не был на семейном собрании и не знаю, что вы все решили, а во-вторых, я не понимаю, зачем Семье подписывать это заявление, когда все само собой разумеющееся (3). После смерти Кирилла как главы императорского дома, естественно, главенство переходит к его сыну. Я лично узнал отца, как сейчас узнаю сына.
Владимир должен сам сообщить свой адрес, чтобы подтвердить свою должность главы дома
Крепко обнимаю вас,
Ваш Андрей
4s и от Andy (Andy) от нас обоих (5) Вашей жене и Вове (6).
Настоящим письмом подтверждается, что Его Высочество Князь Андрей Александрович, отец Андрея Андреевича Романовых и Ольги Андреевны Романовых, надлежащим образом признал главенство Династии Романовых первого Великого Князя Кирилла, а впоследствии и его сына, Великого Князя Владимира. (7)
H.I.H. Великий Князь Андрей Владимирович
Е.И.В. Великая княгиня Ксения Александровна.
«само собой разумеется» означает, что правопреемство ясно указано в силу Основных Законов.
«Энди» 15-летний Андрей Андреевич Романов (1923 г. р.),
«мы оба» князь Андрей Александрович и его морганатическая жена, бывшая княгиня Елизавета ди Сассо-Руффо, и
«Ваша жена и Вова» Жена и сын великого князя Андрея Владимировича княгиня Матильда Романовская-Красинская (в девичестве Кшесинская) и князь Владимир Романовский-Красинский.
В 1924 году Великий Князь Александр Михайлович и 4 из 6 его сыновей подписали официальную присягу на верность Великому Князю Кириллу Владимировичу как главе Дома и Владимиру как Цесаревичу. Его сын, князь Дмитрий Александрович, не подписался, так как находился в Н-Й, но князь Дмитрий впоследствии признал великого князя Кирилла и попросил у него морганатический титул для своей жены, графини Марины Голенищевой-Кутузовой.