Славяне как появились: Откуда появились славяне — Русская семерка

Содержание

Россия — (пра)родина славян? — Ликбез

Миф 

Россия — (пра)родина славян.


Историческая реальность

«Прародины славян», совпадающей с границами современных государств, по сути, не существует. Славяне не возникли в одно «точное» время на одной «четко очерченной территории».

Они как известный истории народ «появились» к VI–VII вв. н.э в результате смешения разных групп населения Восточной Европы. «Прародина славян» — расплывчатый регион, включающий совр. юго-восточную Польшу, западную и северную Украину, южную Белоруссию и приграничные к ним области России.

джерело: енциклопедія історії України

Понятие «прародина славян» большинством современных исследователей употребляется именно в такой форме, в кавычках, что подчеркивает условность этого термина. От представлений о славянском этногенезе как о линейном процессе, последовательно проходящим определенные этапы в относительно ограниченном пространстве, постепенно отказывались на протяжении второй половины прошлого столетия.

Джерело: Енциклопедія історії України

Согласно современному видению, сложение славян как общности, завершившееся около середины І тыс. н.э., было результатом взаимодействия нескольких групп населения Восточной Европы. Предполагается, что эти группы состояли в той или иной «степени родства» между собой: вели схожий образ жизни (что определяло подобие материальной культуры) и говорили на родственных диалектах.

джерело: Енциклопедія історії України

Ещё более усложнилась ситуация в период так называемого Великого расселения славян (наиболее активно — в V–VII вв., но в Восточной Европе процесс продолжался и значительно позже). Осваивая территории Центральной Европы, Балкан и северную часть Восточноевропейской равнины, славяне ассимилировали, растворили местное население. Последнее же во многом определило антропологическое (внешнее) разнообразие современных славянских народов, а также своеобразие отдельных славянских языков.

Тем не менее, от понятия «прародина славян» не отказались окончательно. Под ним понимают достаточно обширную зону на границе лесной и лесостепной зон Восточной Европы, где на протяжении первой половины І тыс. н.э. и происходили процессы, результатом которых стало сложение этнической группы с самоназванием «славяне» («склавины» византийских авторов). По современным представлениям, с запада на восток эта зона простиралась от верховьев правых притоков Вислы и верхнего течения Днестра до среднего течения Десны и верховьев Сейма, Псла и Северского Донца. В направлении с севера на юг определить границы «прародины славян» точнее, чем Припятское и Левобережное Полесье, а также прилегающие к ним с юга лесостепные районы, затруднительно.

При всей несообразности сопоставления любых ареалов древности с современными государственными границами, стоит отметить следующее:

  • ядро «прародины славян» находится в приграничных районах современных Белоруссии и Украины;
  • активное участие в процессах финального этапа славянского этногенеза (формирования народа) принимало население юго-восточной части современной Польши и западных областей современной России (Брянская, Курская, Белгородская обл. ).

Таким образом, любые претензии на эксклюзивное звание «прародины славян» со стороны современных государств являются чрезмерными проявлениями патриотизма.


Похожие записи:батьківщина словян, родина славян, склавины

Знаете ли вы откуда появились славяне: определение, описание и история

Вопросы о том, откуда появились славяне, когда и где возник славянский народ, волнуют людей, желающих знать свои корни. Наука изучает этногенез славянских племен, опираясь на археологические, лингвистические и иные открытия, но не дает однозначного ответа на многие непростые вопросы. Существуют разные, иногда противоположные точки зрения ученых, но их достоверность вызывает сомнения даже у самих авторов из-за недостаточности исходного материала.

Первые сведения о славянах

Доподлинно известно, откуда появились первые сведения о славянах. Письменные свидетельства существования славянских племен датируются I тыс. до нашей эры. Эти данные заслуживают доверия ученых, так как найдены в источниках греческих, римских, византийских и арабских цивилизаций, уже имевших свою письменность. Появление же славян на мировой арене происходит в V веке н. э.

Современные народы, населяющие Восточную Европу, когда-то были единой общностью, которую принято называть праславянами. Они, в свою очередь, во II в. до н. э выделились из еще более древней индоевропейской общности. Потому все языки славянской группы ученые относят к этой языковой семье.

Однако при всей схожести языков и культуры между славянскими народами существуют и большие различия. Так утверждают антропологи. Так из одного ли мы племени?

Где же место обитания славян?

По мнению ученых, в глубокой древности существовало некое сообщество, этнос. Проживал этот народ на небольшой территории. А вот назвать адрес этого места, сообщить человечеству, откуда появились славяне в истории европейских государств, специалисты не могут. Вернее, не могут прийти к согласию по этому вопросу.

Но они едины в том, что славянские народы приняли участие в массовой миграции населения, которое происходило в мире позднее, в V-VII веках, и называлось Великим переселением народов. Расселялись славяне по трем направлениям: в южном, на Балканский полуостров; в западном, к рекам Одер и Эльба; в восточном, по Восточно-Европейской равнине. Но откуда?

Территория центральной Европы

На современной карте Европы можно найти историческую область под названием Галиция. Сегодня часть ее находится на территории Польши, а другая – в Украине. Название области дало ученым возможность предположить, что прежде здесь обитали галлы (кельты). В таком случае областью начального проживания славян может быть север Чехословакии.

И все-таки откуда появились славяне? Описание ареала их обитания в III-IV веках остается, к сожалению, на уровне гипотез и теорий. Источников информации для этого времени почти нет. Археология тоже не в состоянии пролить свет на этот промежуток времени. Специалисты пытаются увидеть славян в носителях разных культур. Но и в этом много спорного даже для самих профессионалов. Например, черняховская культура долгое время относилась к славянским, и на этом основании делались многие научные заключения. Сейчас же все больше специалистов склонны полагать, что данная культура образована она сразу несколькими этносами с преобладанием иранцев.

Ученые делали попытки определиться с местом проживания прославян по анализу их лексики. Наиболее достоверным могло бы быть определение, откуда появились славяне, по названиям деревьев. Отсутствие в славянском лексиконе наименований бука и пихты, то есть незнание таких растений, указывает, по мнению ученых, на возможные места формирования этноса на севере Украины или юге Белоруссии. Опять же, делается ссылка на то, что границы произрастания этих деревьев за многие века могли измениться.

Великое переселение

Гунны, кочевое воинственное племя, перемещавшееся по территории Дальнего Востока и Монголии, долгое время вели военные действия с китайцами. Потерпев сокрушительное поражение во II веке до нашей эры, они устремились на запад. Путь их пролегал по заселенным районам Средней Азии и Казахстана. Они вступали в схватки с населявшими те места племенами, увлекая с собой по пути от Монголии до Волги народы иного этноса, прежде всего угорских и иранских племен. К Европе эта масса подошла, уже не являясь этнически однородной.

Племенной союз алан, обитавших в то время на Волге, оказал мощное сопротивление наступающей силе. Тоже кочевой народ, закаленный в боях, они остановили движение гуннов, задержав их на два столетия. Однако в конце IV века аланы потерпели поражение и освободили гуннам дорогу в Европу.

Дикие воинственные племена перешли Волгу и устремились к Дону, к местам обитания племен черняховской культуры, вызывая у тех ужас. По дороге они разгромили страну алан и готов, часть которых ушла в Предкавказье, а часть устремилась с массой победителей на запад.

Результат гуннского нашествия

В результате этого исторического события произошло значительное перемещение населения, смешение этносов и смещение традиционных мест обитания. При таком изменении ориентиров сформулировать достоверно и кратко, откуда появились славяне, ученые не берутся.

Более всего миграция коснулась степных и лесостепных районов. Предположительно, отходившие на восток славяне мирным путем ассимилировали народы иных племен, в том числе и местных иранцев. Масса народа сложного этнического состава, спасаясь от гуннов, в V веке вышла к среднему Днепру. Ученые подкрепляют эту теорию появлением в этих местах поселения с названием Киев, что в переводе с одного из иранских наречий значит «городок».

Затем славяне перешли Днепр и продвинулись в бассейн реки Десны, которая была названа славянским названием «Правая». Можно попробовать проследить, откуда и как появились славяне в этих местах, по названиям рек. На юге крупные реки не меняли своего названия, оставляя старые, иранские имена. Дон – просто река, Днепр – глубокая река, Россь – светлая река и т. д. А вот на северо-западе Украины и почти по всей Белоруссии реки носят чисто славянские названия: Березина, Тетерев, Горынь и т. д. Несомненно, это свидетельство обитания в этих местах древних славян. Но определить, откуда появились славяне здесь, установить маршрут их перемещения очень трудно. Все предположения строятся на очень спорном материале.

Расширение славянской территории

Гуннов не интересовало, откуда появились славяне в этих краях, и куда они отступают под натиском кочевников. Они не стремились к уничтожению славянских племен, их врагами были германцы и иранцы. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, славяне, занимавшие до того очень небольшую территорию, значительно расширили свой ареал обитания. К V веку продолжается движение славян на запад, где они все дальше оттесняют германцев к Эльбе. В это же время происходит колонизация Балкан, где местные племена иллирийцев, далматов и фракийцев были довольно быстро и мирно ассимилированы. Вполне уверенно можно говорить и об аналогичном движении славян в восточном направлении. Это дает некоторое представление о том, откуда появились славяне на русских землях, в Украине и Белоруссии.

Уже через столетие при сохранившемся на Балканах местном населении греков, волохов и албанцев главную роль в политической жизни все больше играют славяне. Теперь их перемещение в сторону Византии было направлено как со стороны Балкан, так и с низовьев Дуная.

Есть еще одно мнение ряда специалистов, которые на вопрос о том, откуда появились славяне, кратко отвечают: «Ниоткуда. Они всегда жили на Восточно-Европейской равнине». Как и остальные теории, эта подтверждается неубедительными аргументами.

И все-таки будем считать, что когда-то единые праславяне разделились в VI-VIII веках на три группы: южных, западных и восточных славян под натиском миграционной массы людей смешанного этноса. Их судьбы в дальнейшем будут соприкасаться и влиять друг на друга, но теперь у каждой ветви будет совершаться своя история.

Принципы расселения славян на востоке

Начиная с VI-VII веков появляется больше документальных свидетельств о праславянах, а потому больше достоверной информации, над которой работают специалисты. С этого времени наука знает, откуда появились восточные славяне. Они, уходя от гуннов, заселили территорию Восточной Европы: от Ладоги до черноморского побережья, от Карпатских гор до Поволжья. Историки насчитывают на этой территории ареалы тринадцати племен. Это вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильменские словене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи и дулебы.

Откуда появились восточные славяне на русских землях, видно из карты расселения, но хочется обратить внимание на специфику выбора мест поселения. Очевидно, здесь имели место географический и этнический принципы расселения.

Образ жизни восточных славян. Вопросы управления

В V-VII веках славяне жили еще в условиях родового строя. Все члены общины были связаны кровным родством. В. О. Ключевский писал, что родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Важные вопросы решались народным собранием, вече.

Постепенно родовые отношения стали распадаться, основной хозяйственной единицей становится семья. Формируются соседские общины. В семейную собственность входили дом, скот, инвентарь. А луга, вода, леса и земля оставались собственностью общины. Стало происходить разделение на свободных славян и рабов, которыми становились захваченные пленники.

Славянские дружины

С возникновением городов появились вооруженные дружины. Бывали случаи, что они захватывали власть в тех поселениях, которые должны были охранять, и становились князьями. Происходило слияние с племенной властью, а также расслоение древнеславянского общества, образовывались классы, правящая верхушка. Власть со временем становилась наследственной.

Занятия славян

Основным занятием древних славян было земледелие, которое со временем становилось более совершенным. Улучшались орудия труда. Но аграрный труд не был единственным.

Жители равнины разводили скот и птицу. Большое внимание уделялось коневодству. Лошади и волы были основной тягловой силой.

Славяне занимались охотой. Добывали лося, оленя, прочую дичь. Появился промысел пушного зверя. В теплое время года славяне занимались бортничеством. Мед, воск и другая продукция шла на питание, а кроме того, ценилась при обмене. Постепенно отдельная семья могла уже обходиться без помощи общины — так зарождалась частная собственность.

Развивались ремесла, сначала необходимые для ведения хозяйственной деятельности. Потом возможности ремесленников расширялись, они все более отдалялись от сельскохозяйственного труда. Мастера стали селиться в местах, где легче было продавать свой труд. Это были поселения на торговых путях.

Торговые связи имели большое значение в развитии древнеславянского общества. Именно в VIII-IX веке зародился путь «из варяг в греки», на пути которого возникали крупные города. Но он был не единственным. Славяне осваивали и другие торговые пути.

Религия восточных славян

Восточные славяне исповедовали языческую религию. Они почитали силу природы, молились многим Богам, приносили жертвы, возводили идолов.

Славяне верили в домовых, леших, русалок. Чтобы защитить себя и свой дом от нечистой силы, мастерили обереги.

Славянская культура

Славянские праздники также были связаны с природой. Праздновали поворот солнца на лето, проводы зимы, встречу весны. Соблюдение традиций и обрядов считалось обязательным, и что-то из этого дошло до наших дней.

Например, образ Снегурочки, которая приходит к нам в зимние праздники. Но ее придумали не современные авторы, а наши древние предки. Откуда появилась Снегурочка в языческой культуре славян? С северных районов Руси, где зимой строили фигуры-обереги изо льда. Молодая девушка тает с приходом тепла, но в доме до следующей зимы появляются другие обереги.

Обзоры коллекций (European Reading
комната, Библиотека Конгресса)

Предраг П. Пайич
Бывший справочный библиотекарь

Введение

Южные славяне представлены в Библиотеке Конгресса
чуть более ста лет. Наиболее значимый ранний
приобретением стала библиотека профессора Мартина Гаттала (1821-1903),
профессор филологии Карлова университета в Праге, член
Чешской и Российской академий наук. Его коллекция,
который был куплен в 1903 году, в него входили Rad jugoslavenske akademije [Произведения Югославской академии] (1867-1903) и Ljetopis.
jugoslavenske akademije
[Анналы югославской академии] (1877-1903),
основные работы этого престижного научного учреждения,
расположен в Загребе и основан в 1867 году.

За несколько десятилетий до этой покупки Библиотека включала материалы
выдающимся словенским епископом Фридериком Барагой (1797-1868), который,
как миссионер среди американских индейцев и обученный лингвист,
написал грамматику языка чиппева, теоретических и
практическая грамматика языка отчипве
(Детройт, 1850 г.).
Также к этому периоду относится несколько важных книг по
история южнославянских языков: Kleine serbische Grammatik (Лейпциг,
1824) Вука Стефановича Караджича; Иллирийская грамматика
Sprache
(Вена, 1854 г.) Андрии Торквата Брлича; Мала
srpska gramatika
(1850) Дуро Даничич; и Илирска словница (Загреб,
1854) Векослава Бабукича.

В начале этого века в Соединенных Штатах была хорошо зарекомендовавшая себя
отношения с независимыми южнославянскими странами, а именно,
Болгарии и Сербии, в результате чего состоялся обмен официальными
правительственные публикации, в том числе важные юридические публикации,
отчеты парламентов, переписи населения и статистическая информация. Научный
учреждений и университетов из этих стран, а также
из тех, что в то время входили в состав Австро-Венгерской
монархия (Хорватия и Словения), установила постоянные отношения
с Библиотекой Конгресса. После Первой мировой войны и основания
новых государств, эти отношения переросли в весьма всеобъемлющие
программы обмена и приобретения. В период после Второй мировой войны,
коллекция выросла до почти 200 000 томов самых
выдающиеся произведения и несколько тысяч сериальных наименований, богатейшие
хранилище южнославянских материалов в США.
коллекция очень сильна во всех областях гуманитарных наук, особенно
литература, законы, история, политическая, экономическая и культурная
жизни южнославянских народов.

Болгарская литература широко представлена ​​в ЛК. Работает на староболгарском,
т. е. до 1762 г., состоят из оттисков старых рукописей, наиболее
значительными являются самые старые болгарские антологии с шестнадцатого,
семнадцатого и восемнадцатого веков, так называемые дамаскинские
(по имени греческого учителя Дамаскина Студита). Они представляют собой переход
от религиозной к светской литературе и от старославянской к
народный язык. Начало современной болгарской литературы
датируется выходом в свет работы Славянобулгарская история
Хиландарский монах отец Паисий, впервые явившийся в 1762 г.
и был напечатан в 1840 году. В библиотеке есть несколько более поздних изданий этого труда, а также другие ранние болгарские издания, в том числе
Кириакодромион, сиреч Недельник (1806) епископа
Софроний Враца, Буквар с различными поучениями (1824)
Петур Берон, первый болгарский светский писатель, и Краткое
политическое землеописание за обучение на болгарското младенчестве
,
первая болгарская книга по географии архимандрита Неофита Бозвели.
Эти книги находились в частной коллекции Тодора Плочева 635 г.
ранние болгарские опубликованные произведения, приобретенные библиотекой
в 1950 г.

Поскольку османские правители запретили печатать книги на кириллице,
до освобождения страны в 1878 г. болгарские книги печатались
в Белграде, Бухаресте, Будапеште, Одессе, Салониках и Вене.
Эти заголовки были напечатаны за пределами Османской империи в период с 1806 по 1878 год.
(всего 1,910) внесены в реестр «Булгарская возрожденская книга» по
Маньо Стоянов. В 1897 году, когда Национальная библиотека в Софии была
назначена депозитарной библиотекой, первым экземпляром национальной
библиография Опубликована «Булгарская книгапис ». В соответствии
Согласно этому источнику, Болгария издавала около 1500 наименований в год в
начало века. Сейчас он производит в среднем 3000
титулов в год. Сюда входят все репринты, переводы, учебники
для начальной школы, детские книги, а также оригинальные книги
болгарскими авторами во всех областях. Библиотека Конгресса, через
свою программу обмена с болгарскими научными учреждениями и
прямые закупки у книготорговцев, приобретает примерно половину
годовой продукции (около 1500 наименований), в основном по гуманитарным наукам
и социальных наук, а также значительные работы в области науки.
Европейский читальный зал содержит несколько сотен самых
часто используемые болгарские справочники, например, последнее издание
из Энциклопедия Болгарии , словари и самые
недавние библиографические источники о правительстве, бизнесе и важных
личности.

Общие сборники и периодические издания

Приобретение Библиотекой материалов из других южнославянских
странах ускорился в 1967 году с введением
Программа Public Law 480, которая позволила библиотеке использовать югославский
национальной валюты для открытия офиса в Белграде и систематического
покупать все новые названия со всех частей Югославии и
подпишитесь на самые важные журналы и газеты. Библиотека
Белградский офис работал пять лет и предоставил уникальную возможность
за приобретение тех титулов, которые правительство при Тито позже
запрещены и приказали сжечь (например, спецвыпуски серийных изданий, Praxis который
общедоступны только в Библиотеке Конгресса).

Коллекции из бывшей Югославии выросли примерно на 2000-
3000 наименований в год до начала 1990-х, когда вспышка
Гражданская война нарушила как издательский процесс, так и процесс приобретения.
В целом, сбор материалов из бывших югославских государств
сейчас состоит из около 130 000 наименований и более 2 000 сериалов.

Объемная литература хорватов, македонцев, черногорцев,
Мусульмане, словенцы и сербы, а также национальные меньшинства
таких как албанцы, словаки и венгры, появившиеся
за последние 50 лет занесен в обширный библиографический
источник, Библиография Югославии . Эта работа опубликована
в нескольких сериях с описанием монографий и статей
в югославских периодических изданиях, перечисленных в соответствии с темой. Следующий
распад Югославии и создание новых государств,
этот источник теперь включает только публикации из Черногории и
Сербия. Аналогичный источник, Словенская библиография , имеет
издается в Любляне с 1985 г. и содержит список текущих публикаций.
из Словении.

Сильнейшую часть всей южнославянской коллекции составляют
юридические материалы. Официальные правительственные документы, законы, парламентские
протоколы и другие юридические материалы представляют собой источники, часто используемые
всеми ветвями власти США, а также учеными-юристами
и практиков, интересующихся этой частью мира. С
обширная иммиграция южных славян в Соединенные Штаты после
Вторая мировая война, эта коллекция активно использовалась бывшими гражданами
этих стран через их представителей в Конгрессе США,
в сопровождении всех видов юридической помощи по делам о наследстве
и политическое преследование за развод и гражданские дела.

Бурная история южных славян стала предметом
вызывает повышенный интерес в Соединенных Штатах после распада
Югославии, вспышка этнического конфликта и развертывание
американских войск в регион. Эту историю можно изучать в
Библиотека Конгресса, чьи коллекции содержат почти такие же
количество опубликованной литературы, доступной в национальном
учреждений каждой из стран бывшей Югославии.

В истории Болгарии наиболее важными работами являются текущие
многотомная монография Сборник за народни умотворения и народописи
достиг 58 томов, Извори за болгарската история в
20 томов, и особенно всеобъемлющий болгарский исторический
материалы двух международных конференций по болгароведению
состоявшихся в 1981 и 1988 годах в Софии в честь 1300-летия Болгарского
государство.

Историографию других южнославянских стран можно найти в разделе
коллективной истории Югославии, а также под соответствующим
Югославские национальности. Кроме того, все материалы, опубликованные в
Югославия за последние пятьдесят лет внесена в список Bibliografija.
Югославия
и в Bibliografija jugoslovenskih bibliografija,
1945-1960
(1945-1955, 1956-1960). Материал, опубликованный до Второй мировой войны, и что
опубликовано авторами из Югославии, проживающими за границей, каталогизировано
по соответствующей национальности.

Около 600 новых публикаций по истории Боснии,
включая текущие материалы, предоставленные новым правительством
по Этническая чистка Боснии и Герцеговины (Сараево, 1992),
а также недавний перевод (на сербско-хорватский) старотурецкого
документы, опубликованные Восточным институтом в Сараево в
серия Monumenta Turcica historiam Slavorum Meridionalium illustrantia .

Хорватская история представлена ​​более чем тысячей приобретенных титулов
Библиотекой и каталогизирован после 1980 г., а также многими публикациями.
из более ранних периодов, например, Znameniti i zasluzni Hrvati te
pomena vrijedna lica u hrvatskoj povijesti od 925-1925
(Загреб,
1925). Хорваты, проживающие за пределами своего государства, внесли значительный
вклад в издание мемуаров выдающихся участников
в новейшей истории Хорватии и описывая свою историю с разных
перспективы. Здесь самые важные титулы: Иво Корски, Hrvatski nacionalizam (история Хорватии с 1918 по 1945 год)
и В. Вранич, Branili smo drzavu , а также недавно опубликованные мемуары лидеров нового хорватского государства, в частности,
например, « Bespuca povijesne zbiljnosti » Франьо Туджмана (1989).

История Македонии доступна в новых исследованиях, опубликованных
Македонской академией искусств и наук и лучше всего представлен
в серии исторических книг Александра Матковского. Дальше
материал на эту тему можно найти в общих работах по истории
болгар, греков и сербов, чьи истории Македония
делились веками.

История Словении хорошо представлена ​​в нескольких сотнях
названия в Библиотеке Конгресса, но наиболее важными являются Згодовина
словенского народа
, (1912-1916) Дж. Грудена и его продолжение Згодовина
словенского народа, najnovejsa doba
, (1929-1939) Дж. Мал.
Самое свежее и авторитетное издание на эту тему — Згодовина.
Slovencev
, (1979) З. Чепика и др.

История Сербии представлена ​​чуть менее чем 600 наименованиями.
в библиотеке, но включает в себя очень хорошую монографию в семи томах, История
srpskog naroda
Драгослава Срейовича и других. Для англичан
читатель есть отличная работа Михаила Борисовича Петровича, A
История современной Сербии, 1804-1918 гг.
.

Работы по политологии и экономике составляют большую часть
публикации по общественным наукам из этой области. Для последней
пятьдесят лет централизованное правительство в Болгарии произвело значительное
количество опубликованных материалов, обсуждающих политическую жизнь Болгарии
и управление экономикой. С приходом демократии
и свободная рыночная экономика, Библиотека предлагает американским предприятиям
которые заинтересованы в инвестировании в Болгарию такие титулы, как Болгария — 8000
фирмы, институты, организации
(1991) А. Илиева.

Что касается политической истории и экономического положения
народов бывшей Югославии, в Библиотеке есть почти все
издававшихся на языках этих народов со времен Второй мировой войны,
а также важные книги по этим предметам на английском и других языках.
западноевропейских языков. В библиотеке также есть большинство, хотя и не
все, из важных публикаций до и после мира
Первая война, в том числе связанная с созданием Югославии.
Однако в нем отсутствует значительный материал, опубликованный во время Всемирной
Вторая война.

Работы в области науки и техники из южнославянских стран
в основном представлены работами различных научных учреждений
в Болгарии и бывшей Югославии, а также материалы многочисленных
международных конференций, проводимых в этой части мира. Самый
важны коллекции произведений болгарских, хорватских,
Македонская, Черногорская, Словенская и Сербская академии художеств
и наука.

Основные моменты из специальных коллекций

Искусство южнославянского ареала из-за его сложной истории
и культура, отражают широкий спектр восточных и западных влияний.
Коллекция изданий библиотеки на болгарском и сербском языках.
средневековые монастыри и их иконы считаются самой большой коллекцией
за пределами этих стран. Кроме того, есть объемные работы
по западному искусству Хорватии и Словении, прекрасные гравюры
Дубровник и Далмация, описания мусульманского искусства, в частности
архитектуры, а также многочисленные каталоги важных индивидуальных
художников и коллективных выставок.

В отделе эстампов и фотографий собрана отличная коллекция.
фотографий восточноевропейской архитектуры, включая лучшие образцы
южнославянских городов в начале этого века, а также
как изображения красочных национальных костюмов региона. Музыка
В отделе есть произведения, демонстрирующие разнообразие фольклора.
и народная музыка, в том числе записи музыки боснийских
Мусульмане с его сильным восточным влиянием. Существует также очень
хорошая коллекция произведений и записей всемирно известных
Южнославянские композиторы и исполнители. К ним относятся записи
знаменитого болгарского баса Бориса Христова, хорватского сопрано
Зинка Кунц Миланов (много лет в Метрополитен-опера),
и сербский композитор Стеван Мокраняц, а также самые
важные хоровые коллективы из этой области, выступающие, среди прочего,
произведения, знаменитая духовная музыка из соборов и монастырей Белграда,
София и Загреб.

В фонде Библиотеки 12 550 иностранных фильмов из 23 стран.
многие из южнославянского региона. Есть культурные фильмы.
из Болгарии, всемирно признанные хорватские мультфильмы и
фильмы известного боснийского режиссера Эмира Кустурицы и
его югославский коллега Душан Макавеев. Подразделение кино- и телевизионных читальных залов также
имеет доступ к относительно недавним телевизионным новостным передачам из
Белград и Загреб демонстрируют контрасты в освещении событий
в бывшей Югославии.

Отдел географии и карт имеет прекрасную коллекцию карт.
начиная с ранней истории южнославянского края и продолжая
до настоящего времени, с самыми последними картами независимых государств
бывшей Югославии. Самая ранняя карта этой местности датируется 1541 годом.
Птолемеевская карта побережья Далмации.

В дополнение к ранее упомянутой плочевской коллекции
были напечатаны первые болгарские книги, Отдел редких книг
также несколько культурных сокровищ хорватской и сербской литературы;
особенно старейшая хорватская книга, Missale Glagoliticum напечатано
в 1483 г. в Венеции, а 11-е издание Псалтири напечатано
в 1638 году в Венеции. Псалтырь был напечатан в короткие сроки.
после того, как первая сербская книга Octoechos была напечатана в
1494 г. монах Макарий на первом печатном станке в этой части.
мира, дворянина Дурде Црноевича в Ободе, Черногория.
Кроме того, имеется оригинальное издание (Рим, 1755 г.) Де
litteraria Experimente per Pontificiam ditionem ad dimentendos
meridiani gradus et corrigendam mappam geograficam
by Rogerio
Джозефо Боскович, астроном-иезуит, философ, математик
и дипломат из Дубровника. Недавно Юридическая библиотека
пополнил свою коллекцию красивой фотоперепечаткой Nomokanon of
Святой Савва, самая полная средневековая сербская книга законов,
написано в 1265 году архиепископом Саввой, впоследствии известным как Святой Савва.

Наконец, в документах Отдела рукописей о Вудро Вильсоне и его госсекретаре Роберте Лансинге есть обширная переписка
с Николой Пашичем, тогдашним премьер-министром Сербии. Этот отдел
также имеется около 25 писем Николы Теслы (1856-1943), выдающихся
изобретатель в области электричества, натурализованный американец и
сын сербского православного священника из Краины, тогда входившего в
Австро-Венгрия.

Дополнительные южнославянские ресурсы в Библиотеке Конгресса:

  • Интернет-публикации Европейского дивизиона по странам/регионам
  • Коллекции в Архиве народной литературы Боснии и Герцеговины, Хорватии, Косово, Македонии и Словении.

Германские племена вторглись в Римскую империю и славяне заняли иллирийские провинции

Германские племена оказали давление на римскую границу

В 4 веке нашей эры большинство германских народов в Европе жили к востоку от Рейна и к северу от Дуная. К востоку, к северу от Черного моря, жили восточные готы (остготы) и вестготы (вестготы). К западу от этих племен и на большой территории Рейна жили вандалы, лангобарды, алеманны, бургунды и франки. На территории современной Дании жили юты, англы и саксы.

Эти группы были полукочевыми, пасли стада и возделывали землю. Большой и энергичный народ ценил силу и отвагу в бою. Они поклонялись многим богам, в том числе Тиу, богу войны; Вотан, вождь богов; Тор, бог грома; и Фрейя, богиня плодородия. (Имена этих божеств сохранились в английских словах вторник, среда, четверг и пятница.)

Немецкие племенные собрания состояли из голосующих свободных граждан, и их законы основывались на давно установившихся обычаях племени. Эти политические практики должны были иметь сильное влияние в средневековой Англии, где они заложили основу для возникновения парламентского правления и английского общего права. Римский историк Тацит (55–117 гг. н. э.) в своем знаменитом трактате «ГЕРМАНИЯ» дал наглядное описание того, как жили германцы, и мечтательно сравнил этих крепких людей со слабой, любящей удовольствия римской аристократией.

Немцы гордились тем, что они готы, бургунды, франки и вандалы. Они носили немецкие костюмы и следовали немецким обычаям. У них были рыжеватые или светлые волосы, голубые глаза, крупный рост и в целом мощное телосложение. Больше любя войну, чем работу, они потребляли много пива в длительных состязаниях. Помимо выпивки любимым развлечением были азартные игры. Мужчины были в первую очередь бойцами, которые презирали труд и возлагали все сельскохозяйственные и домашние обязанности на женщин и рабов. Немецкая семейная жизнь обычно была образцом простоты и добродетели. В целом немецкое общество было племенным, то есть в нем подчеркивались отношения и лояльность родства, а не гражданства. Они должны отомстить за рану, нанесенную его родственникам, если они не были компенсированы дифференцированной системой наказаний, известной как Вергельд. Однако некоторые племена объединились в группы, которые за неимением лучшего термина можно было бы назвать «нациями». Над такими народами правили короли, поначалу не более чем военачальники, избранные свободными людьми и подчиненные их желаниям. Но к тому времени, когда они вошли в Империю, уже существовала тенденция выбирать правителей из одной семьи, тем самым прокладывая путь для наследственной преемственности.

На протяжении сотен лет немцы оказывали давление на границы империи. В 105 г. до н.э. Германские воины нанесли ужасное поражение римской армии, но четыре года спустя способный римский полководец Мариус стал национальным героем, когда перехитрил германцев и победил их. Опять же во времена Юлия Цезаря немецкие захватчики попытались завоевать часть Галлии, но потерпели поражение. Во время правления Августа римляне предприняли наступление на беспокойные германские племена между Рейном и Эльбой, но в 9 г.н.э. римские легионы потерпели сокрушительное поражение в битве при Тевтобургском лесу. Три легиона были полностью уничтожены. С тех пор римляне довольствовались тем, что удерживали границу на линии Рейн-Дунай, и долгое время сохранялась тишина. Опять же, в правление Марка Аврелия, с 161 по 180 год нашей эры, и в течение 120 лет после этого римляне с трудом удерживали германцев на границе. Но после 300 г. н.э. мир сохранялся около семидесяти пяти лет.

Во время спокойных интерлюдий у римлян и германцев было много возможностей для мирного общения. Некоторым немцам было разрешено войти в Римскую империю, чтобы поселиться на свободных землях. Другие, захваченные на войне, стали рабами в римских поместьях, а третьи поступили на службу в легионы. Если бы смешивание продолжалось, немцы могли бы постепенно ассимилироваться в империю. Однако давление со стороны германских племен внезапно превратило постепенное проникновение в стремительное вторжение.

Германские племена ворвались во все части западной Римской империи.

В Азии в течение 4-го века беспокойные кочевники, называемые гуннами, шли с востока. Верхом на быстрых конях, они с молниеносной яростью нападали на все племена на своем пути. Переправившись через Волгу, они завоевали остготов в Восточной Европе. Опасаясь нападения гуннов и на них, вестготы умоляли римские власти предоставить им убежище в империи. Римские чиновники согласились, пообещав им земли для поселения, если они придут без оружия.

Однако ни одна из сторон не выполнила условия соглашения, и вестготы, оставшись без земли и на грани голодной смерти, начали грабить римские поселения. Когда римский император Валент повел большое войско против вестготов, к изумлению как римлян, так и германцев имперское войско было рассеяно, а император убит. Эта битва на поле Адрианополя в 378 г. н.э. считается одной из решающих битв в мировой истории, потому что она сделала Римскую империю беззащитной. Германские племена за пределами границ начали сгонять свой скот, мобилизовывать воинов и двигаться к римским границам.

Двигаясь на юго-запад под предводительством Алариха, вестготы достигли Рима в 410 г. н.э. и разграбили город. К тому времени другие германские племена — франки, вандалы и бургунды — переселялись в империю. А около 450 г. н.э. германцы из северо-западной Европы — англы, саксы и юты — отплыли в Британию, где они убили или поработили британцев, с которыми столкнулись, и заставили других отступить в Уэльс и Шотландию.

Вдобавок к беспорядкам, гунны во главе с Аттилой также вторглись в империю и угрожали поработить или уничтожить как римлян, так и германцев. Так, забыв на время о собственных разногласиях, римляне и германцы объединились против общего врага. Они вместе сражались в Галлии и победили Аттилу, «Бич Божий», в битве при Шалоне в 451 году нашей эры. Вскоре после этого Аттила умер, и его свирепая кавалерия рассеялась.

Западная империя рухнула

Тем временем власть императоров в Риме упала до такой степени, что они стали просто марионетками легионеров, многие из которых были немецкого происхождения. В 476 году нашей эры Одоакр, командующий римскими войсками, сверг последнего из римских императоров и стал первым германским правителем Рима. Эту дату — 476 г. н. э. — часто называют датой «падения» Рима. Строго говоря, никакого «падения» не было. Упадок римской имперской власти был постепенным и сложным процессом, отмеченным слабыми императорами, коррумпированными бюрократами и постепенным приемом немецких солдат в легионы.

С первых десятилетий 4-го века императоры в Риме почувствовали растущую слабость империи на Западе. В 330 году нашей эры император Константин перенес свою столицу в город Византий, расположенный в восточной части империи, изменив его название на Константинополь. К концу того века Римская империя навсегда разделилась, и один император правил на Западе, а другой — на Востоке. Несмотря на разделение, две части империи продолжали считаться одной.

Но западная часть империи распадалась. К 476 году нашей эры, когда на трон взошел Одоакр, англосаксонские захватчики основали германские королевства в Англии; вестготы перебрались в Испанию; Вандалы построили королевство в Северной Африке, и к 486 году нашей эры франки получили контроль над Галлией. Итальянский полуостров должен был стать ареной конфликтов и раздоров, а ближе к концу V века он должен был попасть под власть остготов.

Остготы освободились от гуннов после смерти Аттилы в 453 г. н.э. и построили поселение на территории Римской империи к югу и западу от Дуная. В 471 г. н.э. они избрали Теодориха своим королем, и вскоре после этого он возглавил поход на восточную часть империи. Чтобы воспрепятствовать вторжению остготов на его земли, восточный император призвал Теодориха вместо этого вторгнуться в Италию и свергнуть Одоакра, правившего там с 476 г. н.э. Теодорих так и сделал, и к 49 г.3 г. н.э. он был королем не только готов, но и Италии со столицей в Равенне. Его правление принесло процветание и мир в Италию, но после его смерти в 526 г. н.э. снова начались междоусобицы. В середине VI века сильный император Константинополя Юстиниан на несколько лет отвоевал Италию.

Лангобарды вторгаются в Италию (среднеанглийское название Lumbarde)

В этот период происходили очень важные события. Именно в то время, когда Хлодвиг основывал Франкское королевство в Галлии, Теодорих, великий король остготов, создал для своего народа королевство в Италии, а в то время как сыновья Хлодвига завоевывали оставшуюся часть Галлии, Юстиниан (483–565 гг. н. э.) был византийцем. император с 527 по 565 год нашей эры снова превращал Италию в провинцию под имперским правлением. В течение трех лет после смерти Юстиниана произошла еще одна большая перемена. Новая нация варварских захватчиков, лангобардов, ворвалась в Италию и открыла новую главу в ее истории.

Лангобарды — одна из восточногерманских наций. Их первоначальный дом находился на берегу реки Эльбы в северной Германии. Оттуда они мигрировали на юг и восток к реке Дунай, где были обращены в арианскую форму христианства. В 568 году нашей эры они последовали по следам более ранних германских захватчиков с Балкан в северную Италию, а небольшая группа отправилась в другом направлении в восточные районы Далмации. Не встретив особого сопротивления, так как страна была опустошена войной и чумой, они заняли большую равнину между Альпами и Апеннинами, с тех пор называемую Ломбардией. Это было основательное завоевание. Они не претендовали на союз с империей, как это делали остготы, и не оставляли побежденным итальянцам их владения. Преемственность римской цивилизации, пережившей столько вторжений, наконец была нарушена или, по крайней мере, сильно подорвана. Около 575 г. н.э. банды мародерствующих лангобардов начали продвигаться дальше на юг и в течение десятилетия заняли центр Италии почти до южной оконечности полуострова. Императоры предприняли некоторые попытки сдержать лангобардов, но тщетно. В 605 г. между ними было заключено перемирие. К тому времени лангобарды завоевали всю Италию, кроме территорий вокруг Равенны, Рима, Неаполя и крайнего юга. Ими по-прежнему управляли представители императора, номинально подчиненные экзарху Равенны, хотя Рим и другие имперские владения были настолько отрезаны от экзархата, что оставались практически независимыми. Единство Италии было полностью разрушено, чтобы восстановить его только по прошествии тринадцати столетий. Само Ломбардское королевство не было сильно объединено. Лангобардские герцоги всегда были наполовину независимыми и часто бунтовали, особенно в двух великих герцогствах Сполето и Беневенто в центре и на юге, которые никогда не были прочно связаны с королевством и где лангобарды оставались в меньшинстве.

Из хаоса этого последнего вторжения варваров одна итальянская власть, римское папство, поднялась с большей властью, чем когда-либо прежде. Папы потеряли большую часть своего престижа со времен Льва Великого, хотя они приобрели большое богатство благодаря поместьям, завещанным им во всех частях Италии. Восстановление имперского правления в Италии нанесло серьезный удар по их авторитету, поскольку Юстиниан ввел то господство церкви над государством, которое давно признавалось в Восточной империи, но никогда не применялось на Западе. Кроме того, пострадал авторитет папы за пределами Италии. Епископы Галлии находились под контролем франкских королей, а Испания при вестготах была арианством почти до конца шестого века. Но лангобардские завоевания сломили власть императора над папой, и в 59 г.0 г. н.э. Римская церковь нашла в лице папы Григория Великого лидера, который должен был вернуть папство на путь независимости и духовного господства на Западе.

Объяснение названий лангобардов и среднеанглийских под названием Lumbarde

Термин Средневековье был дан периоду западноевропейской истории, простиравшемуся от заката Рима до открытия Америки. Западные европейцы, жившие сразу после Средневековья, назвали его так, потому что они думали, что это был период тьмы между великолепием Рима и великолепием цивилизации, которую они создавали. Они считали, что с ними не произошло ничего важного. Однако сегодня мы знаем, что Средневековье само по себе было важным периодом в Западной Европе. Многие из наших лелеемых институтов были основаны в этот период около тысячи лет.

Средние века часто делят на раннее средневековье, от падения Рима до примерно 1000 г. н.э., и позднее средневековье с 1000 г. н.э. до открытия Америки. Эти два периода различались по своему характеру. Первый был периодом упадка цивилизации. Около пятисот лет почти не было ни образования, ни городской жизни, ни торговли, ни хорошего управления. Латинская литература не читалась, и новой литературы не производилось. Мелкие вожди не могли понять римских законов и издавали собственные указы. Города уменьшались в размерах. Каждая семья в значительной степени зависела от себя в удовлетворении жизненных потребностей, поскольку торговли было мало. Соседские войны были обычным явлением. Это была эпоха вторжений, грабежей и насилия, когда группа за группой жестоких людей устремлялись в соседние страны в поисках богатства. Физической безопасности для кого-либо было очень мало. Другие группы людей, казалось, больше интересовались подготовкой к следующей жизни, чем улучшением условий в мире, в котором они жили. Их религия уделяла большое внимание церемонии.

Начиная с одиннадцатого века и усиливаясь в конце позднего средневековья, жизнь в Западной Европе ускорилась и стала более красочной. Менялось и развивалось образование, росли города, строились красивые церкви и крепкие замки, росла торговля, развивались нации, возникали парламенты. Институты, возникшие в то время, составляют основу, на которой строились более поздние народы.

Пока в Западной Европе царили такие условия, Восточная Римская империя продолжала существовать. Однако его границы постоянно подрезались захватчиками из Азии. Так продолжалось до 1453 г.

Хотя западные европейцы не знали об этом до позднего Средневековья, все это время между 300 и 1500 годами нашей эры цивилизации процветали в Индии, Китае, Японии и в Западном полушарии.

В Третьем новом международном словаре Вебстера, 2262 страницы, лангобарды в 15-м и 16-м веках называются ME (среднеанглийский) Lumbarde, латинский Longobardus, французский Longobardo. Представитель тевтонского народа, вторгшегося в Италию в 568 году нашей эры, поселился в долине По и основал королевство.

Миграция славянских племен, хорватов и сербов из Черного моря в Грецию и оккупация ими Балканского полуострова.

Правление Юстиниана стало кульминацией латинского влияния на византийскую цивилизацию. После этого, в то время как некоторые римские идеи продолжали определять ход византийской истории, императоры не переставали считать себя законными преемниками Августа, греческое и восточное влияние преобладало. Греческий язык стал официальным языком администрации и закона, как это было в церкви на востоке.

Кроме того, потеря западных провинций затруднила связь востока с Римом и Италией. Верно, что южная Италия, Рим и Равенна не были захвачены лангобардами, а оставались номинальным владением императора. Тем не менее имперская власть в Италии была крайне шаткой. Люди все больше и больше обращались за советом, даже в мирских делах, к папе, а не к экзарху. Единство восточного и западного христианства также оказалось под угрозой из-за потери контакта между латинским — и, с византийской точки зрения, варварским — западом и греческим востоком. Наконец, преемники Юстиниана были вынуждены заняться насущными восточными проблемами, которыми он пренебрегал. Главной из них была защита границ.

Во время правления Юстиниана с 527 по 565 год нашей эры вдоль северной византийской границы образовались общины южных славян. Славяне были индоевропейским народом, мигрировавшим в разных направлениях из района Припятских болот. Южные славяне (или югославы) в некотором количестве поселились к северу от Черного моря к пятому и шестому векам. Хотя они часто страдали от рук германцев, а также азиатских кочевников, они были живучи и плодовиты и сохраняли свою идентичность. В отличие от кочевников, они достигли сельскохозяйственной стадии цивилизации.

В шестом веке, подобно тому как готы были вытеснены дикими кочевыми гуннами, большое количество южных славян было вытеснено аварами, другим гуннским народом, на Балканский полуостров. Иногда вместе с аварами, но в конце концов по собственной инициативе они продвигались на имперскую территорию. К концу века многие поселились во Фракии и Греции. А в 620 г. император Ираклий официально признал ряд из них союзниками против аваров. Несколько позже, когда продолжались набеги аваров, эти югославы, предки современных сербов и хорватов, около 59 г. переселились в иллирийские провинции Панония, Босния, Далмация и Сербия.5 г. н.э.

Таким образом, восточная Римская империя была вынуждена, в свою очередь, разрешить иммиграцию варваров. И хотя прошло много лет, прежде чем югославы смогли образовать стабильные королевства, этнический характер Балканского полуострова навсегда изменился.

Тем временем авары оставались грозной военной угрозой. В 591 г., в 619 г. и снова в 626 г. они вместе со славянами предстали перед Константинополем. Но грозные укрепления города срывали все их атаки. После этого авары перестали серьезно беспокоить Византийскую империю, и славяне обосновались в ее пределах.

Оборона Константинополя осложнялась еще более серьезной угрозой восточной границе. Это произошло в результате замечательного возрождения персидской власти. При своем царе Хосрове персы прошли через Армению и Сирию и двинулись в Палестину. Захватив Иерусалим, они унесли с собой часть реликвии Святого Креста, Креста, на котором был распят Христос. То, что император Ираклий (610-641 гг. н.э.) смог справиться с этой ситуацией, является данью уважения его мастерству и мужеству, а также присущей империи силе. Авары были временно умиротворены, и между 622 и 627 годами нашей эры серия блестящих кампаний не только изгнала персов из Сирии и Палестины, но и привела императора к знаменательной победе у руин Ниневии на реке Тигр. В следующем году преемник Хосрова потребовал мира. Тем временем Константинополь успешно противостоял нападениям авар с моря и суши. В 629 г.Ираклий с триумфом вернулся в Константинополь, неся с собой реликвию Истинного Креста. Он был спасителем Империи.

Но, кроме названия, это уже не была Римская империя. Балканы отныне были преимущественно славянскими, ибо югославы, наживавшиеся на подвигах разрушительных авар, теперь прочно обосновались на Балканском полуострове. И хотя вскоре они были обращены в христианство и номинально включены в состав Империи, они сохранили свою собственную славянскую речь и игнорировали как латинский, так и греческий языки. К тому же долгая византийская война с Персией истощила обе страны и сделала их добычей арабов, которые еще до смерти Ираклия вторглись в Египет, Сирию, Палестину и Месопотамию.

Таким образом, империя начала восьмого века состояла только из Константинополя, части Балканского полуострова, Малой Азии и нескольких областей в Италии и Сицилии. Но даже в своем ослабленном состоянии — а за этим последовали новые потери — Византийская империя должна была веками оставаться бастионом греко-римской и христианской цивилизации в восточном Средиземноморье.