Содержание
МБУК РГЦБС — «У нас одни корни!»
25 июня славяне всего мира отмечают День дружбы и единения. Наиболее широко эта дата отмечается тремя восточно-славянскими странами — Россией, Украиной и Белоруссией.
Предтечей ко Дню дружбы и единения славян стал трехсторонний фестиваль молодежи. Первое празднование «Славянского единства» датируется 1969 годом. Климовский район Брянской области находится в месте, где проходит граница между Россией, Беларусью и Украиной. Торжество воодушевило советскую молодежь, и событие начали праздновать каждое лето. Спустя шесть лет, в годовщину тридцатилетия Победы СССР над фашистскими захватчиками, на месте проведения торжества воздвигли памятник дружбы народов, названный «Три Сестры» в честь трех сплоченных славянских держав.
Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века и был создан для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом. Он появился как следствие распада СССР, когда образовалось больше независимых славянских государств, и возникла необходимость к налаживанию дружественных и партнерских отношений в новых условиях. Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность славян в мире составляет 300-350 миллионов человек. Выделяют западных (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточных славян (белорусы, русские, украинцы, русины). Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии и Черногории,Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян — христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские — в основном православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане — католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты. Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро?Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу ХХ века все славянские народы, кроме русских (считающихся, однако, государственнообразующим этносом) и проживающих в современной Германии лужичан, получили государственную самостоятельность.
Мы с вами тоже славяне и относимся к группе восточных славян, которая включает в себя русских, белорусов и украинцев. Электронную презентацию «Мы- славяне» можно посмотреть в блоге Абонемента центральной городской библиотеки имени М. Горького, в которой более наглядно расскажут о жизни восточных славян, их традициях и обычаях.
Идея единения славянских народов уходит глубоко в историю, к созданию общей письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств. Огромная работа была проделана по созданию книжно-письменного славянского языка, который в дальнейшем получил название старославянского. И в наши дни совместное празднование Дней славянской письменности и культуры, которые связаны с чествованием просветителей Кирилла и Мефодия, способствуют укреплению связей славянских народов и сохранению духовной общности восточных и западных славян.
Большой вклад в единение славян вносят областные национально?культурные объединения. Благодаря их деятельности не рвется связь времен, из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие. В День дружбы и единения славян в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культур наших предков. Ежегодно на границе России, Белоруссии и Украины у Монумента Дружбы проходит фестиваль «Славянское единство», посвященный Дню единения славян. Праздник проводится на Славянском поле возле памятника «Три Сестры». На мероприятие съезжаются тысячи людей из разных городов и стран. Празднование проходит в славянском духе: люди исполняют песни, одеваются в национальные костюмы, угощают друг друга блюдами кухонь славянских народностей. Организуются ярмарки, экспозиции, продаются сувениры. Молодые спортсмены и самые маленькие участники могут посоревноваться в различных видах спорта, а для победителей школьных олимпиад предусмотрены интеллектуальные игры и конкурсы вопросов.
В фестивале стараются объединить традиции и культуру трех эпох: Киевской Руси, Российской Империи и СССР. Игры времен язычества мирно соседствуют с литургией и выставкой, посвященной героям Великой Отечественной войны. История является неотъемлемой частью фестиваля. Проводятся лекции и викторины, организаторы и участники рассказывают об исторических фактах из жизни славян, об их быте в наши дни, в недавнем и отдаленном прошлом.
День единения и дружбы славян – это ответ разумной части славянского мира тем силам и внутри славянских стран, и на Западе, которые пытаются окончательно перессорить все славянские страны и народы с Россией, а затем «деславянизировать» славян. Поэтому, когда проходят праздники, подобные Дню единения и дружбы славян, проводятся связанные с ними мероприятия, это демонстрирует мировому сообществу, что славяне все же еще ощущают себя единой общностью, пусть и богатой в своем многообразии. Все мы славяне. А это очень богатая культурой и традициям нация. Так давайте не забывать, что течет в нашей крови, и гордиться тем, что наши предки основали такие могучие и крепкие государства, создали письменность и открыли первые школы. Мы славяне, и мы едины!
Интересные факты из жизни славян
- Огонь у древних славян был символом жизни. Отсюда и в народных сказках девушки прыгают через костер – совершают обряд на долгую жизнь и здоровье;
- Тридесятое царство из сказок – это загробный мир у славян. По поверью именно там текли молочные реки с кисельными берегами и все сказочно красивое, золотое;
- У славян принято всем жить в одном доме: родителям, детям и их детям. У славянских народов развит культ предков;
- Изгнанные славяне собирались в группы, так как в одиночку выжить было трудно. Все в группе считали друг друга братьями. Отсюда семь богатырей из народной сказки, которые живут в лесной избушке;
- Раньше князь был не главой государства, а начальником военной дружины. Он же был судьей и организатором жертвоприношений;
- Кровная месть у древних славян не просто разрешалась, а прописывалась как закон. При этом каждый знал кому нужно мстить и за что из записей;
- Пуповину новорожденному славяне перерезали наконечником стрелы;
- В возрасте трех лет каждого ребенка сажали на коня;
- У славян была традиция воровать невест. Считалось, что девушка обидит духов рода, если по своей воле покинет свою семью. Это до недавнего времени сохранялось у некоторых народов;
- Слово «веды» означают «знание». Ведьма совсем не обидное слово, а символизирует мудрую, «знающую» женщину. Дословно «ведьма» – ведающая мать или знающая мать;
- Славяне не ели и даже не знали, что такое огурцы, помидоры, лук, свекла. Тогда на Руси просто не было этих овощей. Люди ели в основном каши, мясо, хлеб, рыбу. И всего этого у них было в изобилии;
- Название «гречка» придумали славяне. Потому что впервые на земли древней Руси эту крупу привез греческий купец. Она стоила очень дорого и ели ее только по праздничным дням.
Об этом и о многом другом в блоге Абонемента центральной городской библиотеки имени М. Горького.
Следите за новостями на нашем сайте, подписывайтесь на нас в социальных сетях VK, Instagram и FB.
Восточно-славянское население Средней Азии после распада СССР: этнодемографические процессы
Восточно-славянское население Средней Азии
после распада СССР:
этнодемографические процессы
А.
В. Шустов
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова ул. Советская, 14, Ярославль, 150003, Россия
В работе рассматривается динамика численности восточных славян – этнической общности русских, украинцев и белорусов – в республиках Средней (Центральной) Азии, где они составляли к концу советского периода более 1/5 населения. В СССР восточные славяне фактически выполняли функции государствообразующего этноса, скреплявшего собой союзное государство. После распада Советского Союза они оказались в положении этнического меньшинства. Новая этнополитическая ситуация негативно отразилась на естественном и механическом движении восточно-славянского населения: естественный прирост опустился ниже уровня простого воспроизводства, а эмиграция за пределы Среднеазиатского региона резко возросла. В результате абсолютная численность восточных славян в республиках Средней (Центральной) Азии сократилась в 2 раза, а относительная – почти в 3 раза. Если накануне распада СССР к ним принадлежал каждый четвертый-пятый, то к середине 2010-х гг. – лишь каждый двенадцатый-тринадцатый житель региона. При этом в Казахстане славянское население сокращалось гораздо медленнее, чем в других республиках, в связи с чем 3/4 восточных славян оказались сконцентрированными на его территории. В будущем наиболее высокие шансы остаться самой «славянской» страной региона имеет Казахстан, тогда как вероятность сохранения достаточно многочисленного славянского населения в других республиках находится под вопросом.
Ключевые слова: Средняя Азия, восточные славяне, этническая политика, демографическая динамика, депопуляция, эмиграция
DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.4.114-122
The Eastern Slavic Population of Central Asia
After the Collapse of the USSR: Ethno-Demographic Processes
A.V. Shustov
Yaroslavl Demidov State University, Sovetskaya 14, Yaroslavl, 150003, Russia
By the end of the Soviet period, Eastern Slavs (Russians, Ukrainians, and Belarusians) made up over one fifth of the population of Central Asia. In the USSR, Eastern Slavs were the leading ethnic group, playing the key role in the multinational state. After the collapse of the Soviet Union, the Eastern Slavs, in essence, became an ethnic minority. The new ethno-political situation had a negative impact on their natural increase, which dropped below simple reproduction level, whereas emigration from Central Asia showed an abrupt rise. As a result, the absolute number of Eastern Slavs decreased twofold, and their relative number nearly threefold. Before the collapse of the USSR, their share in this region was 1/4 to 1/5; by the mid-2010s it dropped to 1/12 to 1/13. In Kazakhstan, the decrease was much slower than in other Central Asian republics, so Kazakhstan has become the place where three quarters of Central Asian Eastern Slavs concentrate. This republic therefore has a good chance to remain the most “Slavic” in the region, whereas in other republics of Central Asia the future preservation of the Slavic population is problematic.
Keywords: Central Asia, Eastern Slavs, population dynamics, ethnic policy, depopulation, emigration
Анализ динамики населения «славянского мира» с особым акцентом на Россию | Логинова
Анализ динамики населения в «славянском мире» с особым акцентом на Россию
https://doi.org/10.22146/ijg.51202
Нина Н. Логинова (1) , Милан М. Радованович (2) , Анатолий А. Ямашкин (3) , Горан Васин (4) , Марко Д. Петрович (5*) , Дунья Демирович Байрами (6)
(1) Факультет географии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, Саранск
(2) Географический институт им. Йована Цвидича ГАСА, Белград
Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск
(3) Географический факультет Национального исследовательского Мордовского государственного университета, Саранск
(4) Исторический факультет Философского факультета Нови-Садского университета, Нови-Сад
(5)Географический институт «Йован Цвидич» SASA, Белград
Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск
(6)Географический институт им. Йована Цвидича ГАСА, Белград
Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск
(*) Автор, ответственный за переписку
Abstract
Изменения населения русских и других славян являются важным своеобразным индикатором демографического, экономического, политического и культурного анализа более чем 300 миллионов славянских жителей в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Показатели обусловлены большим количеством расстрелянных в Первую и Вторую мировые войны, значительными экономическими миграциями, распадом Советского Союза, Югославии и Чехословакии. Используя данные официальной отчетности, авторы переходят к анализу демографических тенденций, чтобы выяснить взаимосвязь между современными демографическими тенденциями и политическими и экономическими событиями последних лет. Результаты показали, что экономическая и демографическая стагнация, способствующая религиозной и национальной (этнической) амбивалентности, влияет на усиление этнически обособленных или религиозно дифференцированных групп в наблюдаемых макрорегионах Евразии. Современные вызовы современного общества с точки зрения глобальной политики (например, терроризм и миграция) будут более выраженными и бурными в этих областях. По этим причинам исходные данные представляют собой важный сегмент изучения славянской истории, демографии и политики на протяжении бурного 20 -й век и начало нового тысячелетия.
Ключевые слова
славяне;историческая география;демографические изменения;Россия;нерусские славянские страны
Полный текст:
Ссылки
Арел, Д. (2002). Демография и политика в первой постсоветской переписи: государство, которому не доверяют, оспариваемые идентичности. Население, 57(6), 801-827. DOI: 10.3917/popu.206.0791 Брук С.И. (1981). Население мира: Этнодемографический справочник. Москва: Наука. Крейтон, Х. (2014). Стареющая демография Европы. Лондон: Международный центр долголетия. Эберхардт, П., и Овсински, Дж. (1996). Этнические группы и изменения населения в Восточной Европе ХХ века: история, данные и анализ. Нью-Йорк: Рутледж. Эдиев, Д. (2001). Применение концепции демографического потенциала к пониманию истории и перспектив народонаселения России: 1897-2100 гг. Демографические исследования, 4, 289-336. http://www.jstor.org/stable/26348028 Голдстоун Дж. А., Кауфманн Э. П. и Тофт М. Д. (ред.) (2012 г.). Политическая демография: как изменения численности населения меняют международную безопасность и национальную политику. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Йосипович, Д. (2016). Постюгославское пространство на демографическом перекрестке: 25 лет после распада Югославии. Становнище, 54(1), 15-40. DOI: 10.2298/STNV160415006J Leasure, JW, & Lewis, R.A. (1967). Внутренняя миграция в СССР: 1897–1926 гг. Демография, 4 (2), 479–496. DOI: 10.2307/2060294 Логинова Н. Н. (2011). Население Республики Мордовия: геодемографическая ситуация, динамика и структура. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. Лович Обрадович, С., Бабович, С., и Шпак, Н. (2016). Сербия и Россия на демографической карте Европы через два десятилетия после падения коммунизма. Трамес, 20 (1), 59–73. DOI: 10.3176/tr.2016.1.04 Мазуров Ю. и Слипенчук М. (2016). Историческое наследие славянских народов как область научных и прикладных исследований. Журнал Географического института «Йован Цвидич» SASA, 66 (1), 157–167. DOI: 10.2298/IJGI1601157M Мазуров Ю.Л. и Вартапетов К. (ред.). (2001). Наше общее наследие Европы. Материалы и отчет шестого собрания студентов-экологов. Москва: Институт наследия. Нейер, Г., Андерссон, Г., Кулу, Х., Бернарди, Л., и Бюлер, К. (редакторы) (2013). Демография Европы. Дордрехт: Спрингер. Справочное бюро по вопросам народонаселения (2014 г.). Статистическая база данных (электронный источник). Получено с https://assets.prb.org/pdf14/2014-world-population-data-sheet_eng.pdf Рашин А. Г. (1956). Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). Москва: Наука. Рау, Р., Мушиньска, М.М., и Вопель, Дж. В. (2013). Европа, самый старый-старый континент. В Г. Нейер, Г. Андерссон, Х. Кулу, Л. Бернарди и К. Бюлер (ред.), Демография Европы (стр. 119-137). Дордрехт: Спрингер. Российская газета (2010). РОССТАТ по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года (интернет-портал). Получено с http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html РОССТАТ (2018). Статистическая база данных (электронный источник). Москва: Федеральная служба государственной статистики России (РОССТАТ). Получено с http://www.gks.ru Вебер К. и Гудман А. (1981). Дебаты о демографической политике в СССР. Обзор населения и развития, 7(2), 279-295. DOI: 10.2307/1972624 Вайнер, М., и Тейтельбаум, М. (редакторы) (2001). Политическая демография, демографическая инженерия. Нью-Йорк: Книги Бергана.
DOI: https://doi.org/10.22146/ijg.51202
Метрики статей
Абстрактные просмотры: 1999
| просмотров : 1484
Рефбеки
- На данный момент рефбеков нет.
Copyright (c) 2021 Нина Н. Логинова, Милан М. Радованович, Анатолий А. Ямашкин, Горан Васин, Марко Д. Петрович, Дуня Демирович Байрами
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
Аккредитованный журнал, на основании приказа министра исследований, технологий и высшего образования Республики Индонезия, номер 30/E/KPT/2018, том 50, № 1, 2018 г. – том 54, № 2, 2022 г.
ISSN 2354-9114 (онлайн), ISSN 0024-9521 (печать)
IJG STATISTIC
Количество славян в США
В этой статье мы рассмотрим демографические данные о славянах в Соединенных Штатах и посмотрим на исторические данные, чтобы увидеть, растет или уменьшается славянское население.
Во-первых, давайте посмотрим на численность славян в США за последние 6 лет.
Всего славянского населения США
Население | Год |
---|---|
45 123 | 2020 |
45 391 | 2019 |
47 729 | 2018 |
47 406 | 2017 |
48 312 | 2016 |
48 183 | 2015 |
Из приведенной выше таблицы видно, что с 2015 по 2020 год общая численность славянского населения уменьшилась на 3060 человек.
Если бы этот рост продолжался такими же темпами, общая численность славянского населения к 2025 году могла бы составить 48 183 человека.
Всего славянского населения США по штатам
Мы также можем посмотреть данные о славянах в каждом отдельном штате и узнать, увеличилось или уменьшилось славянское население в период с 2015 по 2020 год.
Для получения более подробной информации об исторических данных о населении каждого штата щелкните ссылку в таблице ниже.
штат | 2015 | 2020 | Изменение (%) |
---|---|---|---|
Алабама | 286 | 198 | -30,77% |
Аляска | 78 | 50 | -35,90% |
Аризона | 1 024 | 849 | -17,09% |
Арканзас | 86 | 40 | -53,49% |
Калифорния | 4 780 | 4 461 | -6,67% |
Колорадо | 1 926 | 1 719 | -10,75% |
Коннектикут | 572 | 635 | 11,01% |
Делавэр | 97 | 133 | 37,11% |
округ Колумбия | 55 | 68 | 23,64% |
Флорида | 2 768 | 2 887 | 4,30% |
Грузия | 634 | 757 | 19,40% |
Гавайи | 95 | 83 | -12,63% |
Айдахо | 182 | 98 | -46,15% |
Иллинойс | 1 926 | 1 930 | 0,21% |
Индиана | 795 | 970 | 22,01% |
Айова | 238 | 374 | 57,14% |
Канзас | 294 | 407 | 38,44% |
Кентукки | 227 | 358 | 57,71% |
Луизиана | 266 | 209 | -21,43% |
Мэн | 151 | 158 | 4,64% |
Мэриленд | 1046 | 756 | -27,72% |
Массачусетс | 652 | 686 | 5,21% |
Мичиган | 1 890 | 1 540 | -18,52% |
Миннесота | 911 | 893 | -1,98% |
Миссисипи | 262 | 95 | -63,74% |
Миссури | 822 | 526 | -36,01% |
Монтана | 286 | 377 | 31,82% |
Небраска | 180 | 338 | 87,78% |
Невада | 507 | 513 | 1,18% |
Нью-Гэмпшир | 171 | 108 | -36,84% |
Нью-Джерси | 2 526 | 1 624 | -35,71% |
Нью-Мексико | 357 | 221 | -38,10% |
Нью-Йорк | 3 984 | 4 723 | 18,55% |
Северная Каролина | 908 | 1 121 | 23,46% |
Северная Дакота | 15 | 26 | 73,33% |
Огайо | 2 495 | 2 226 | -10,78% |
Оклахома | 125 | 204 | 63,20% |
Орегон | 840 | 661 | -21,31% |
Пенсильвания | 6 397 | 4 976 | -22,21% |
Пуэрто-Рико | 5 | 0 | -100,00% |
Род-Айленд | 85 | 35 | -58,82% |
Южная Каролина | 510 | 386 | -24,31% |
Южная Дакота | 45 | 1 | -97,78% |
Теннесси | 287 | 614 | 113,94% |
Техас | 1 562 | 1 668 | 6,79% |
Юта | 431 | 290 | -32,71% |
Вермонт | 67 | 121 | 80,60% |
Вирджиния | 1 468 | 1 158 | -21,12% |
Вашингтон | 1 397 | 1 539 | 10,16% |
Западная Вирджиния | 351 | 218 | -37,89% |
Висконсин | 995 | 953 | -4,22% |
Вайоминг | 131 | 142 | 8,40% |
Источник(и) данных
Все данные на этой странице получены из последних 5-летних оценок исследования американского сообщества (ACS) Бюро переписи населения США.