Сколько правил олег вещий: Князь Вещий Олег — краткая биография, события и смерть

КНЯЗЬ ОЛЕГ (ОЛЕГ ВЕЩИЙ) — Русь Изначальная

Строкой энциклопедии…

  Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала X вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Это сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

Сражения и победы

  Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), объединитель Древней Руси. Расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками. Легендарный полководец, о котором Пушкин писал: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

  По версии ПВЛ, Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (не случайно он был прозван «Вещим», т. е. предугадывающим будущее). В 879–882 гг. после смерти Рюрика1 Олег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912–945).

  С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

  Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) – принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее, в 909 г., Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев к традиционной трактовке образа Вещего Олега

  К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

  Во-первых, по археологическим данным, в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце X в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX вв. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным, город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859–862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

  При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.

  Князь Олег и Игорь. Художник И. Глазунов

  Вторая наша оговорка будет касаться хронологии. Дело в том, что хронология в ПВЛ, как и в другой древнерусской летописи – Новгородской, до княжения Владимира (980–1015) условна. У Нестора под рукой были отдельные записи фактов X–XI вв., даже, возможно, целый начальный летописный свод, который выделяют в ПВЛ историки, но точных дат ранних событий там не было. О них говорили лишь устные легенды, передававшиеся у жителей Руси из поколения в поколение. Отсутствие дат являлось большой проблемой для Нестора, но он, будучи талантливым летописцем, совершил первую в отечественной исторической науке реконструкцию хронологии. Легенды и отрывочные записи называли имена византийских царей (цезарей), современников первых русских князей. Отталкиваясь от годов правлений, указанных в переведенных на славянский язык в Киеве византийских хрониках, автор ПВЛ составил свою условную систему временных координат начального периода древнерусской истории. А. А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега в ПВЛ 912 г. совпадает с датой кончины его визави императора Льва VI, а Игорь умирает, как и его современник император Роман I, в 945 г. И Игорь, и Олег правят по 33 года, такое совпадение подозрительно и веет эпическим сакрально-легендарным подходом к хронологии. Последнее замечание уместно и в отношении рассказа о смерти Олега. И ПВЛ, и Новгородская летопись утверждают, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь самого Олега, но князь отставил его, т. к. волхв однажды предрек ему смерть именно от собственного коня. По версии ПВЛ, эта роковая встреча Олега с его умершим конем произошла под Киевом в 912 г.

  Третье наше замечание касается того, что версия ПВЛ о происхождении, деятельности и гибели Вещего Олега не является единственной среди летописных русских источников. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

  Четвертый комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и с именем Олега.

  По сообщению историка XIII в. Ибн Исфандийара, где-то между 864 и 884 годом состоялся первый набег русов на персидский город Абаскун, однако эмир Табаристана сумел разгромить и перебить всех русов. Другой поход или даже два похода русов пришлось на 909–910 гг. 16 кораблей русов захватили и разграбили город Абаскун, но эмир области Сари в 909 г. догнал отряд русов в районе Муганской степи и разбил. В 910 г. корабли русов появились под городом Сари, взяли его, а потом одни русы пошли вглубь страны, а другие остались на своих судах. Ширваншах сумел в ночном бою одолеть корабли русов, а сами они все погибли.

  И, наконец, еще один поход, который историк может соотносить с одной из русских летописных версий о гибели Олега, состоялся в 913 г. Известный арабский историк и географ Аль-Масуди свидетельствовал, что где-то в 913–914 гг. («…это было после 300 хиджры», – писал Аль-Масуди) русы во главе со своим вождем, имя которого не названо, на 500 ладьях из Черного моря через Керченский пролив вошли в Азовское море. Стоит сказать, что тот же Аль-Масуди в другом своем сочинении упоминал двух великих правителей русов – Ал-Дира, в котором видят летописного правителя Киева, и Олванга, которого обычно ассоциируют с летописным Аскольдом, но можно с равным успехом найти в этой транскрипции имени сходство с именем Олега, победителя Дира и Аскольда.

Заморские гости. Художник Н. Рерих

  Но вернемся к сообщению Аль-Масуди о Каспийском походе русов. Правитель Хазарского каганата, желая отвести от себя опасность, позволил русам пройти к устью Дона, а потом по этой реке добраться до места, где Дон ближе всего подходит к Волге. Здесь русы перетащили свои суда в Волгу. Целью русского вторжения являлась Персия. Хазарскому царю властитель русов обещал за лояльность половину будущей персидской добычи. Русы, спустившись по Волге до Каспийского моря, принялись успешно воевать за персидский Азербайджан. Половину добычи они, согласно договору, оставили в Хазарии. Однако спокойно вернуться домой им не довелось. Гвардия хазарского царя состояла из наемников-мусульман, и те решили мстить русам за погибших и ограбленных в Азербайджане единоверцев. Правитель хазар не перечил гвардейцам, но предупредил русов об опасности. Битва между мусульманами и русами длилась три дня. Погибли 30 тысяч русов, остальные отступили вверх по Волге, но были окончательно разгромлены тюрками, булгарами и буртасами. В этом походе погиб и их предводитель. Отдельные историки считают, что можно предположить, что высказанная в Новгородской летописи «боковая версия» о гибели Олега «за морем» – это смутное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, и неверно трактовать «пошел за море», как однозначно вернулся в Скандинавию через Балтийское море, как пытаются обычно расшифровать «глухое» сообщение Новгородской летописи.

  Хазарский источник, известный как «Кембриджский документ», повествует о войне русов с хазарами, которая происходила в X в. Историки считают, что, скорее всего, в 940-е гг., т.  к. описанные в «Кембриджском документе» события имеют аналогии с рассказами русских летописей о походе князя Игоря на греков в 941 г. и о набеге русов на хазарский город Самкерц на Тамани в 944 г. Однако в хазарском источнике предводитель русов назван H-l-g-w, что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское «Хельги» и русское Олег. Может быть, этот Хелго «Кембриджского документа» наш Вещий Олег. Если так, то его регентство над Игорем или соправительство с ним, а может, служба ему, длились в реальности дольше, чем принято считать в устоявшейся исторической традиции.

  По названному хазарскому сообщению, Хелго заключил договор с Царьградом и в силу его отправился воевать с хазарами. На Таманском полуострове он взял город Самкерц и с добычей стал уходить. Тогда хазарский наместник Самкерца Песах собрал силы, догнал и разбил русов. Хелго был принужден по договору с Песахом идти войной на Византию. Однако греки спалили почти весь русский флот знаменитым греческим огнем. Чувство чести не позволяло Хелго и его воинам возвращаться домой дважды разбитыми, и они двинулись в поход на персидские владения на Каспии. Здесь дружина Хелго и сам он нашли в бою свой конец.

Князь Олег и волхв. Пророчество о смерти Олега.
Легенда о Вещем Олеге в иллюстрациях В. М. Васнецова

  От приведенных выше комментариев перейдем теперь к более важному, на наш взгляд, обстоятельству. Дело в том, что всемирная история знает немало примеров, когда исторический персонаж в течение времени, наступившего после его смерти, словно раздваивался. В памяти потомков появлялся его двойник, который выкристаллизовывался из устных преданий, воспоминаний современников, трактовок потомков, размышлений хронистов, записывавших информацию о нем. Легенда часто «исправляла» все промахи и мелкие черты реального прототипа, и в памяти народа (историческом мифе или, другими словами, исторической традиции) этот легендарный двойник вытеснял реальное историческое лицо и начинал действовать как серьезный идеологический фактор в текущей истории народа, которая отстояла уже от времени прототипа на многие столетия. В Западной Европе такая метаморфоза приключилась с Ричардом Львиное Сердце, в русской – во многом с Александром Невским, у кочевых народов Азии – с образами Искандера (Александра Македонского) и Чингисхана. Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII–XVII вв., первых русских историков и, конечно, А. С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IX столетием истории.

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой…

  Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».

  «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

Олег прощается с конем.
Легенда о Вещем Олеге в иллюстрациях В. М. Васнецова

  И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

  И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви Святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришел из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Призвание варягов. Худ. В. М. Васнецов

  Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», – и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

  Историки полагают, что число кораблей (2000) явно завышено летописцем. Ладья русов, названная в греческих хрониках также «моноксилом» (однодеревкой) из-за того, что ее киль вытесывался из одного ствола, была кораблем, который брал на борт до 40 воинов. Следовательно, войско Олега составляло около 80 000 человек. Вряд ли князь мог собрать такую рать. Если взять сведения Первой Новгородской летописи о походе на Царьград, то она относит это событие к 6430 г. от сотворения мира (т. е. к 922-му от рождества Христова), говорит максимум о 200 кораблях, т. е. о 8 тысячах воинов, а описание самого похода напоминает рассказ ПВЛ о походе Игоря на греков в 941 г. Как мы видим, интерпретация историком сообщений источников в данном случае может колебаться в вопросе о численности русского войска от 8 до 80 тыс. участников похода.

  Позиция историка здесь зависит от того, с каким реальным, а не условным летописным временем (по Новгородской или ПВЛ – не важно) он будет связывать поход Олега. Подавляющее большинство историков – и русистов, и византологов – не сомневаются, что сам поход Олега действительно был. Вопрос – когда?

Поход Олега на Царьград.
Миниатюра Радзивилловской летописи

  Византийские исторические хроники такого грандиозного похода в 907 г. не знают. Зато византийская историческая наука описала грандиозное вторжение русов в 860 г. (Сочинения патриарха Фотия, современника похода; «Житие патриарха Игнатия» Никиты Пафлогонянина, написанное в начале X века; «Хроника продолжателя Георгия Амартола»; византийская хроника, известная под названием «Брюссельская хроника» (названа так, потому что была обнаружена бельгийским историком Францем Кюмоном и издана в Брюсселе в 1894 г. ) и др.). Знают этот поход и западноевропейские источники, в частности «Венецианская хроника», которую написал посол Венеции в Византию Иоанн Диакон. Все названные зарубежные источники характеризуют поход, как исключительно разрушительный и неожиданный для Константинополя. Русы подгадали время для своего похода исключительно грамотно с точки зрения военной стратегии. Император Михаил III с войском, включавшим даже часть гарнизона Царьграда, ушел воевать с арабами. Он находился в момент русского набега в 500 км к востоку от Константинополя, у некой Черной реки. По «Венецианской хронике», набег русов кончился для них исключительно удачно: «В это время народ норманнов (Иоанн Диякон считает русов выходцами из Скандинавии, подобно тому, как Нестор называет их варягами, ставя в ряд других северогерманских племен) на 360 кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est]».

Поход Олега на Царьград.
Олег прибивает щит на врата Царьграда

  Византийский патриарх Фотий описал первоначальный успех русов и огромную добычу, ими захваченную, однако констатировал, что в конце концов от «северных скифов» византийцы сумели отбиться. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Однако тот же Фотий был вынужден признать: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то, очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать… Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия… город не взят по их милости, и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

  Интересно, что Фотий, отражающий знания тогдашних византийцев о нападающих, точно не знал их происхождения. Он называл их «скифами» (т. е. варварами) и «россами», народом северного происхождения, которые пришли со стороны Черного моря. С походом 860 г. Фотий связывал рост силы, могущества и славы россов. В 867 г. в послании Фотия восточным патриархам сообщалось, что после набега русов на Константинополь от них приезжали послы и был заключен договор. Его содержания Фотий не передавал, но отметил, что послов по их просьбе крестили.

  Известный отечественный историк Б. А. Рыбаков в свое время выдвинул версию, что описанные в ПВЛ события похода князя Олега на Константинополь на самом деле относятся к войне 860 г. Это мнение склонны разделять и некоторые другие исследователи, к примеру, Л. Н. Гумилев.

из книги серии «Великие полководцы России» (2014)


КОММЕНТАРИИ

1 В XIX в. историки отсчитывали начало государственности на Руси от 862 г. Даты легендарного призвания варягов-руси на княжение в землю ильменских словен, кривичей и союзных им финно-угров. Причиной призвания нейтральных правителей «из-за моря» послужила внутренняя война между означенными племенами, которая случилась после их совместного и победоносного изгнания «за море» «находников-варягов», взимавших с местных племен дань в 859–862 гг. Родоплеменные пережитки не давали кривичам, словенам и чуди избрать единого правителя из своих вождей, каждое племя желало возвыситься над другим, поставив во главе союза племен своего князя. Такой трайбализм встречался повсеместно в эпоху зарождения государств, и часто разные народы Европы и Азии прибегали к приглашению зарубежного правителя, равноудаленного от всех участников союза. При этом приглашаемый вождь зависел от всех своих новых подданных и должен был обладать определенной собственной силой, дабы его решения уважали.
Очевидно, такими свойствами обладали три брата варяга «из-за моря» Рюрик, Синеус и Трувор из племени руси. Так в ПВЛ первый раз прозвучал термин «русь» – до этого, рассказывая о славянской истории, Нестор ни разу не говорил о «руси». При этом Нестор сообщал, что «от тех варягов-руси пошли люди новгородские, а прежде были словене», а «язык русский – словенский есть». Все эти сведения породили позже у историков длящуюся до сих пор дискуссию (спор норманнистов с антинорманнистами) о происхождении государства Русь и роли варягов (норманнов) в его создании.
Что же касается братьев, то летописная легенда гласит, что пришли они «с дружиной своей и родом своим». Рюрик сел у словен в Новгороде, Трувор – у кривечей в Изборске, а Синеус – у мери в Белоозере. По смерти братьев, согласно версии Нестора, Рюрик держал все эти земли один, а когда в 879 г. скончался и Рюрик, то власть отошла к его родичу Олегу, т. к. сын Рюрика – Игорь был очень мал.

Князь Вещий Олег, 879-912г.г. | РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Предшественник — Рюрик

Преемник — Игорь

Наследник — не было

Вероисповедание — язычество

Рождение — история не сохранила

Смерть — 912 год Русь

Дети — Олег не был женат

Князь Олег Вещий

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Русская народная пословица

В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически неприступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а оттуда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Внешняя политика вещего Олега

 

Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

  • радимичи
  • поляне
  • словене
  • северяне
  • кривичи
  • древляне.

Кроме того, князь Олег Вещий навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и отправились вглубь Европы, где обосновали государство Венгерское.

Новый поход на Византию

907 год ознаменуется новым поворотом внешней политики Руси. Предвкушая большую добычу, русичи отправляются войной на Византию. Таким образом, князь Олег вещий становится вторым русским князем объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. В состав войска Олега входило почти 2000 кораблей по 40 воинов на каждом. Берегом их сопровождала конница. Византийский император позволил русскому войску беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход же в бухту города, носящей название Бухта Золотого Рога, был перекрыт цепями. Летописей Нестор описывает невиданную жестокость русского войска, с которой они разоряли окрестности византийской столицы. Но даже этим они не могли угрожать Константинополю. На выручку пришла хитрость Олега, который приказал оборудовать все корабли колесами. Далее по земле, при попутном ветре, на всех парусах отправиться на столицу Византии. Так и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горесть нависшей над ними опасности, решили заключить мир с неприятелем. Киевский князь потребовал от проигравших оплатить по 12 (двенадцать) гривен на каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по данным летописей Нестора) между Киевской Русью и Византийской империей был составлен письменный мирный договор. Князь Олег добился выплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.

Князь Олег Вещий умер в 912 году. Точных данных о дате его рождения не сохранилось.

 

О частной жизни князя Олега известно крайне мало. «Иоакимовская летопись» называет его сыном скандинавского конунга, братом Ефанды, жены Рюрика. Князь Новгородский избрал Олега в наставники к своему сыну Игорю, для которого Олег стал фактически вторым отцом. Отважный варяг и замечательный полководец он провел всю жизнь в военных походах. Его семьей была верная дружина, с которой он держал совет и о благосостоянии которой неустанно заботился. Князь Олег не связывал себя брачными узами и не оставил наследников. Таинственность его судьбы и загадочная смерть породили множество посвященных ему сказаний, былин и легенд, которые слагались в народной среде на протяжении столетий.

Дата рождения князя Олега неизвестна, вероятно, он был немного младше Рюрика. Рюрик не ошибся в своем выборе, когда на смертном одре завещал именно Олегу своего сына и новгородский стол. Олег стал настоящим отцом для княжича, воспитав Игоря мужественным, закаленным, образованным по тем временам человеком.

Со всей ответственностью отнесся Олег и к титулу князя, пожалованному ему другом. Главной целью правителей тех времен было приумножение богатства княжеского и расширение границ подвластной им территории путем присоединения новых земель, подчинения других племен первого сбора дани.

Встав во главе Новгородского княжества, где прокняжил три года, Олег смело приступил к захвату всех днепровских земель. Его главной целью было установление полного контроля над водным торговым путем в Восточную Византию и завоевание Киевского княжества.

Многие князья желали тогда управлять этим большим княжеством, ставшим к концу IX века центром русской торговли и главным оплотом Руси в сдерживании набегов печенежских орд. Было совершенно ясно, что тот, кто правил Киевом, управлял всей русской торговлей.

Князь Олег собрал большое войско и в 882 году двинулся к Киеву. В поход он взял с собой и юного княжича Игоря. Власть в Киеве Олег захватил хитростью. По свидетельству летописца, Олег попросил встречи у тогдашних правителей Киева, Аскольда и Дира, остановившись у стен города якобы по пути на юг. Когда же князья, ничего не подозревая, подошли к новгородским ладьям, Олег, как гласит предание, показал им на Игоря и воскликнул: «Вы не князья, не роду княжеского. Вот сын Рюрика!»

После этих слов выскочившие из лодок дружинники Олега вероломно расправились с киевскими правителями. Никто из киевлян не осмелился выступить против Олега и его войска. Более того, многие племена, жившие по берегам Днепра, добровольно подчинились власти киевского князя. Набеги печенегов разоряли славян, и они искали защиты у правителей, соглашаясь платить им за это дань.

Совсем скоро Киевская земля закрыла собой все южные границы страны. Но Олег не успокаивался, продолжая подчинять себе и другие племена, более удаленные от главного речного пути.

Действовать приходилось силой, так как славяне, не участвовавшие в торговом обороте, не видели смысла в присоединении к Киевскому княжеству и тем более не желали платить дань. Много трудных походов пришлось совершить князю Олегу со своей дружиной, прежде чем ему удалось закончить политическое объединение восточных славян.

Таким образом, при соединении двух союзов — Северного и Южного — с крупными княжествами в центре —

Новгородским и Киевским — на Руси появилась новая политическая форма — Киевское великое княжество, ставшее по сути первым русским государством. К началу X века большинство племен восточных славян было под началом киевского князя.

Если Рюрик уже сделал шаг вперед на юг по восточному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то преемник (Олег) двинулся гораздо далее и дошел до конца пути.

В летописях того времени уже редко встречаются наименования племен, их заменили названия городов и областей.

Подчиненные городовые области князь Олег отдавал в управление посадников, которые имели свои вооруженные дружины и тоже назывались князьями.

Как свидетельствуют летописи, первые русские князья не раз предпринимали военные походы на Константинополь. Так, в 907 году князь Олег тоже совершил поход в столицу Византии. Его войско плыло на двух тысячах ладей, а по берегу шла еще и конница. По словам Нестора, греки заперлись в городе, оставив на разграбление русским окрестности столицы.

Летописец рассказал о жестокости русских воинов, с которой те истязали мирных жителей и топили их в море еще живых. Греки молили о пощаде и на переговорах предложили князю Олегу заключить мир и согласились платить дань по 12 гривен серебра на человека. В результате появился первый мирный договор русских с греками, составленный юридически грамотно и обоснованно, даже судя по сегодняшним нормам международного права.

По договору Олега с греками русские купцы не платили никакой пошлины. При меновой торговле они обменивали меха, воск, челядь на вина, овощи, шелковые ткани, золото. По истечении торгового срока, обозначенного договором, Русь получала за счет греческой стороны продовольствие на дорогу, а также всевозможные судовые снасти. Немало русских состояло в Константинополе на императорской службе.

Вместе с купцами из Константинополя всякий раз приезжали на Русь христианские священники и проповедники. Все больше и больше славян обращались в православную веру, но сам князь Олег так и не принял христианство. Последние годы его жизни прошли без военных походов и сражений. Умер Олег в преклонном возрасте в 912 году.

Существует предание, по которому князю предсказали смерть от любимого копя. Олег был суеверен и больше не садился на своего любимца. Через много лет, вспомнив о нем, князь пришел туда, где лежали кости его верного друга. Укус змеи, выползшей из черепа, оказался смертельным.

Сюжет этого предания лег в основу баллад А. С. Пушкина и Н. М. Языкова.

Из мертвой главы гробовая змея

Шипя между тем выползла;

Как черная лента вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

В летописи записано, что «народ стонал и проливал слезы», когда умер князь Олег. Сведения о месте его захоронения противоречивы. Есть косвенные свидетельства, что могила князя находится в Киеве, по другим источникам, он был похоронен за пределами Киевского княжества.

Князь Олег правил 33 года. За неизменную удачливость в военных походах, за удаль и смекалку народ прозвал князя Олега Вещим. О нем слагали предания и легенды, приписывая ему необыкновенные способности и дар предвидения.

Несомненно, что главной исторической заслугой этого правителя по праву можно считать объединение всех славянских племен под единым началом, основание и укрепление первого русского государства — великого княжества Киевского. Именно с правления князя Олега началась история Киевской Руси, а вместе с этим — и история Российского государства.

Даты:

879 год — начало правления Новгородским княжеством.

882 год — завоевание Киевского княжества.

907 год — поход на Константинополь; подписание первого мирного договора с греками.

Вещий Олег (т.е. знающий будущее) –великий древнерусский князь, что пришёл к власти после легендарного Рюрика – первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега – «вещий» – относилось исключительно к его склонности к волхованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий. .

То, что Олег Вещий – первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанёс первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата.

До появления на берегах Днепра Вещего Олега и его военной дружины «неразумные хазары» абсолютно безнаказанно собирали дань со всех соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже насильно навязать совершенно чуждую русскому народу идеологию, религию, исповедуемую хазарами – иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило да ещё как! Только вот Олеговым престолонаследником что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чём первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая – прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая – знакомство Игоря со своей будущей женой – Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев – Кирилла и Мефодия, создатели славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние – утверждение грамотности на Руси, реформы письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся по сей день.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской – Вещим Олегом: князь- язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ – славянской письменности и русской азбуки.

Князь Олег был настолько крупной фигурой своего времени, что память о нем сохранили многие древнерусские предания, легенды и былины, а также скандинавский эпос.

Подлинная личная судьба князя Олега неизвестна, но не вызывает сомнения, что он был суровым воином. Отважный варяг, соратник легендарного Рюрика, он разбойничал в северных морях. Придя в землю словен и угро-финнов в составе скандинавской дружины, он стал верным вассалом новгородского князя, участвовал в его походах и деятельности по укреплению государственности в Северной Руси.

Художественная литература князе Олеге.

Песнь о Вещем Олеге

Автор: Александр Пушкин

Вещий Олег

Автор: Борис Васильев

Вопреки интригам и сложным хитросплетениям политики Новгородского князя Рюрика, наперекор противоборству внешних и внутренних недругов молодой вождь русов Олег успешно готовит и проводит поход на Киев, положивший начало объединению Руси.

Послесловие.

Итак, цель князя – укрепить государство – оправдывает все средства. Единственное пятно на славное имя накладывает смерть доверчивых князей Киевских – Аскольда и Дира. 

 

Увидеть и поверить | The New Republic

Образ пророка в исламе: реальная история.

Разрешены ли в Исламе изображения Пророка Мухаммеда? Делать или не делать изображения Пророка: вот вопрос, на который я постараюсь ответить. Это неожиданно животрепещущий вопрос, как регулярно демонстрируют газеты. Но и ответ на вопрос, и причины его постановки требуют более широкого вступления.

В последние годы было много раз, когда кто-то оплакивал взрыв средств массовой информации, которые предоставили публичные форумы для такой большой некомпетентности и невежества, не говоря уже о предрассудках. Ситуация ухудшилась после 11 сентября еще по двум причинам. Во-первых, распространение атмосферы страха, постоянной опасности со стороны неопределенных врагов, что привело на Западе, и особенно в Соединенных Штатах, к изобилию мер безопасности, от разумных и полезных до нелепых и унизительных. . Проникая и извращая институты и личности, этот страх столкнулся в мусульманском мире со сложной идеологической и психологической эволюцией, которая привела многих людей в мусульманских странах и сообществах к рефлекторной и часто саморазрушительной жестокости в ответ на малейшее дуновение словесной или визуальной провокации. .

Вторая причина — обострение способа суждения, который сам по себе не нов, но в последние годы приобрел устрашающие размеры. Он состоит в определении страны — или религии, этнической принадлежности, расы или любой другой общей категории человеческих ассоциаций — любого, кто несет ответственность за преступление или проступок, а затем осуждения всей группы за действия одного человека. Я должен добавить, что преступления и проступки не обязательно должны быть недавними. Они могут быть — и часто являются — событиями многолетней и даже вековой давности. Нас окружает культ ужасов прошлого и настоящего. Парадоксальный анализ прошлого зла в соответствии с современными нормами приводит к отрицанию истории, имеющей собственное объяснение событий.

Недавно Yale University Press, одно из самых известных университетских издательств в Америке, согласилось опубликовать The Cartoons That Shook the World by Jytte Klausen, академически приемлемое и хорошо проработанное исследование публикации датской газеты в 2005 году. , о карикатурах, преднамеренно изображающих пророка Мухаммеда в вульгарном и политически заряженном виде, и о бурных последствиях их публикации. Как хорошо известно, через несколько недель после их появления эти рисунки, которые следовало бы назвать карикатурами, а не карикатурами: первый пример технического невежества в сообщениях средств массовой информации об этой истории, были показаны, а иногда просто упоминались без показа. в мусульманских общинах Европы, а затем и в различных частях мусульманского мира. Это привело к беспорядкам с человеческими жертвами в нескольких городах, а также к уничтожению и бойкоту датских товаров.

Клаузен, датский политолог, преподающий в Университете Брандейса, приводит точную хронологию событий. Ее книга должна была включать в себя сами изображения (которые доступны в Интернете), а также более ранние, в основном западные, иллюстрации пророка Мухаммеда в различных контекстах, обычно не в ужасно благоприятном свете. Но в последнюю минуту и ​​в соответствии с мнениями, высказанными широким кругом людей, издательство Йельского университета решило исключить все изображения Пророка из книги, предметом которой является их влияние. Аргументом прессы было то, что изображения могли быть сочтены мусульманами оскорбительными и привести к насилию, к нападениям на Йель и другие американские учреждения.

Предположение, что массы в Карачи и Джакарте могли увидеть или иным образом принять к сведению книгу из Йельского университета, несколько самонадеянно — если, конечно, их не подтолкнула сенсационность СМИ и их интерес к историям о бунты неотесанной молодежи, возбужденной в своих антиамериканских чувствах (к этому моменту Йельский университет и его настоящая книга будут давно забыты) местными поставщиками ненависти и разрушения. Решение Йеля, безусловно, является отказом в свободе слова, хотя, конечно, можно привести аргумент, что возможная опасность для людей может потребовать ограничения выражения мнений и фактов. Меня не убедил этот аргумент по поводу этой книги. Кроме того, удаление изображений — гораздо более важная критика в данном случае — необоснованное предательство ученых, поскольку многие другие книги (в том числе по крайней мере четыре, опубликованные Йельским университетом, две из которых написаны мной) действительно содержат изображения Пророк.

Здесь я должен сделать открытие. Несколько лет назад в книгу о Куполе Скалы в Иерусалиме, изданную издательством Гарвардского университета, я включил изображение персидской картины XIV века, на которой архангел Гавриил приносит город Иерусалим пророку Мухаммеду. Пресса потребовала, чтобы часть картины, изображающая Пророка, была удалена. Сначала я возражал, а потом согласился, потому что его присутствие не было существенным для моего аргумента; но этот эпизод оставил у меня неприятный осадок, чувство сожаления, особенно в свете того факта, что многие ученые книги или журналы, и даже некоторые популярные, особенно в Европе, публикуют изображения Пророка, когда такие изображения требуются текст или предложенные их авторами.

Общие сведения и разоблачения в сторону, суть спора заключается в утверждениях, сделанных мусульманами или, по крайней мере, некоторыми мусульманами и часто повторяемых западными средствами массовой информации, что изображения Пророка запрещены в Исламе, и, следовательно, такие Представления, которые существуют или существовали в мусульманском мире или за его пределами, являются либо грехами, либо провокациями. Выводы, которые можно сделать из такой точки зрения, очевидны. Грехи нужно наказывать и избегать их повторения; и на провокации нужно отвечать энергично.

Однако на самом деле все не так просто. В прошлом и до сих пор изображения пророка Мухаммеда создавались и продолжают создаваться мусульманскими художниками для мусульманских покровителей. Как эти изображения согласуются с предполагаемым существованием в исламском мире доктрины, запрещающей любые изображения живых существ? Чтобы ответить на этот последний вопрос, важно понять природу правовой системы, которая действует в отсутствие такой организации, как церковь, или официальных писаных сводов законов, принятых подавляющим большинством тех, кто называет себя мусульманами.

С самого начала своего существования мусульманский мир практиковал и развивал сложную правовую систему, призванную контролировать и судить все аспекты жизни, но его тотальные амбиции часто сводились на нет собственной изощренностью и разнообразием. Эта система, известная как шариат , была основана на Коране, непреложном божественном откровении, и хадисах , огромном наборе действий и заявлений, приписываемых Пророку, подлинность и достоверность которых для верующих обсуждалось веками. Слова Корана и рассказы о хадисов интерпретировались и перетолковывались на протяжении веков учеными и практикующими судьями, известными соответственно как фукаха и кудат (множественное число от кади ). Несмотря на то, что по многим вопросам был достигнут консенсус, который часто принимался правовыми системами мусульманских государств в наше время, этот консенсус не был полным или всеобщим. С вариациями, которые возбуждают страсти современных историков и политиков, мнения и суждения этой традиции юридического толкования могут, по крайней мере теоретически, варьироваться от абсолютных и постоянных до почти анархических и открытых.

Проблема визуального представления людей, а, следовательно, и Пророка, относится ко второй категории. Сам Коран молчит по этому поводу. При обсуждении этого вопроса обычно цитируется только один отрывок. В этом отрывке (3:43) передаются слова, сказанные Богом Марии, матери Иисуса, говорящие, что ее сын провозгласит: «Я приду к вам со знамением от вашего Господа. Я сделаю вам из глины подобие птицы, то я вдохну в нее, и она станет птицей, по воле Божьей». Это понималось большинством толкователей как означающее, что только Бог может создать жизнь, и как подразумевающее, что в изображениях нет другого смысла, кроме как оживлять их. В других отрывках, которые иногда приводят в дискуссиях о репрезентации, они упоминаются как реальные или потенциальные идолы, то есть грешные не столько из-за того, что они собой представляют, сколько из-за поведения, которое они могут поощрять.

Страх перед идолопоклонством пронизывает века становления (по сути, седьмой и восьмой эры) исламской культуры, что вполне понятно, если вспомнить значение образов в христианстве, буддизме, зороастризме, индуизме и во всем, что имело языческие следы осталась на огромной территории, от Атлантического океана до границ Китая, захваченной относительно небольшой армией арабских мусульман-завоевателей и миссионеров. Результатом этих контактов с миром, наполненным религиозными и другими образами, стал отказ мусульман от создания образов — то, что ученые теперь называют аниконизмом; и частая замена письма репрезентации. Имеются отдельные примеры уничтожения изображений, хотя в ранние времена такое иконоборчество было гораздо реже в исламских странах, чем в христианских. В конце концов — возможно, уже в конце восьмого века, согласно шаткому научному консенсусу — осуждение всех тех, кто создает изображения, стало точкой зрения большинства ученых-правоведов. И все же меньшинство продолжало утверждать, что красота угодна Богу и не обязательно ведет к идолопоклонству.

Результат всех этих мнений и чувств был сложным: религиозное искусство, в особенности в мечетях, избегало и отвергало изображения, тогда как светское искусство князей, а позднее и зажиточных горожан украшало свои жилища и принадлежащие им вещи всевозможные представления. Иными словами, в полной гармонии с богатой правовой культурой того времени сохранялся диапазон возможных отношений к религиозным образам. Доминировало воздержание, но оно никогда не становилось единственной мусульманской позицией или практикой.

В целом, особенно по сравнению с современным восточно-христианским миром, потрясенным кризисом иконоборчества, вопрос об изображениях был второстепенным в мышлении правоведов, во многом потому, что ни основания, на которых зиждется исламская мысль, ни особые потребности правоверных мусульман уделяли ему большое внимание. Хотя я не знаком с юридической или богословской литературой более поздних веков или с юридическим дискурсом в юридических и богословских школах наших дней, я подозреваю, что то же самое относительное отсутствие расширенных размышлений о предмете иконографии сохранялось вплоть до двадцатого века, когда технологии сделали визуальные образы повсеместными. Да и то тема вызвала относительно мало комментариев. Единственным исключением может быть среда саудовского ваххабизма, где доктрина запрета на иконы в официальных и публичных обстоятельствах сосуществовала с относительно открытой практикой показа изображений в уединении домов или в качестве дани уважения правящим князьям. Своего рода политика «не спрашивай, не говори» казалась приемлемой для правящих классов, хотя в тех немногих странах, где были введены строгие ограничения, можно было легко ощутить призывы к переменам.

Существовали ли в этой двойной системе изображения Пророка Мухаммеда? Исторические свидетельства весьма любопытны. В течение первых шести столетий существования ислама существует один очень ранний тип монеты, образец которого хранится в Американском нумизматическом обществе в Нью-Йорке, который, возможно, представлял пророка Мухаммеда; но эта интерпретация принимается далеко не всеми учеными. А потом, в десятом веке, развилась увлекательная история. Говорили, что у византийского христианского императора находилось изображение Пророка, которое он показывал первым мусульманским послам, прибывшим, чтобы обратить его в ислам. Предполагаемое изображение было в коллекции изображений пророков от Адама до Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Это послужило доказательством того, что Мухаммад действительно был последним из посланников, посланных Богом для спасения человека. Одна версия этого изображения состоит в том, что оно было сделано христианским монахом по имени Бахира, который распознал пророчество в юном Мухаммеде, сопровождавшем караван торговцев из Мекки.

До недавнего времени чувственное изображение молодого Мухаммеда, якобы нарисованное Бахирой, можно было приобрести в Иране. Его копировали и воспроизводили многими способами, которыми современное коммерческое общество распространяет свои наиболее ценные символы. Изображение претерпело недавние изменения, и оно больше не демонстрирует слегка рискованной чувственности своих ранних версий, чей оригинал, согласно персидской надписи внизу изображения, хранился в «западном или христианском музее» (9).0015 muze-i rum ), таинственное и, возможно, мифическое место, заслуживающее отдельного филологического и психологического анализа. Казуистическое объяснение исламскими учеными существования этого изображения заключалось в том, что оно принадлежало времени, предшествовавшему пророчеству Мухаммеда, и что, следовательно, к нему не применялись «исламские» правила.

Предполагаемое существование таких ранних изображений Пророка было увлекательно развито среди китайских мусульман более поздних времен. Существует история, рассказанная в различных текстах, о том, что китайский император услышал о Мухаммеде и захотел узнать больше о нем и его новых убеждениях. Он пригласил Мухаммеда посетить Китай и обратить его жителей, но Мухаммед счел эту поездку слишком сложной и вместо этого отправил свою фотографию. Китайский император поставил его на свою кровать, и как только страна была обращена, изображение исчезло. Есть несколько вариантов этой истории, которые служат просто для того, чтобы показать, что, даже когда нет никаких признаков существования реальных портретов, идея таких портретов святых фигур существовала и обычно ассоциировалась с другими, а не с мусульманами, в этом случай с западными христианами или китайцами. Как это часто бывает в любой культурной системе, иностранцы несут ответственность за вещи, которые кажутся неправильными или смущающими.

Что более важно для наших целей, так это то, что эти истории, написанные мусульманами и для немусульман о немусульманах, использовали образы, чтобы продемонстрировать точку уникальности Мухаммеда в божественном откровении через серию пророков, которая началась с Адама. . В парадоксе, который пронизывает большую часть ранней исламской мысли по этому вопросу, эта визуальная и теологическая уникальность сосуществовала с очень человеческой реальностью жизни и поведения конкретного человека, которые были описаны (и, конечно же, восхвалены) во многих отчетах. Как мы увидим, этот парадокс сказался и на дальнейшей истории изображений Мухаммеда.


Серьезная трансформация произошла в исламской культуре примерно с 1200 года. Старые центры науки и культуры испытали глубокое влияние этнических изменений (массовая иммиграция турок), территориальных изменений (завоевание Анатолии и Северной Индии), социальных изменений (рост феодального порядка и городского среднего класса), религиозные изменения (сложный симбиоз суннизма и шиизма и рост мистических суфийских движений) и интеллектуальные изменения (появление блестящей новой персидской литературы и обширных теологических и философских синтезов). В арабском мире и особенно в Иране зародилось новое искусство книжной иллюстрации. Одним из самых ранних ее примеров является персидская рукопись мистического романа, известного под названием Warqa wa Gulshah , ныне хранящийся в стамбульском музее, обычно датируемый началом тринадцатого века и, вероятно, выполненный в Анатолии или в иранском Азербайджане.

На одной из миниатюр Warqa wa Gulshah Пророк Мухаммед восседает на княжеском троне в окружении первых четырех халифов, так называемых ортодоксальных халифов, сменивших Пророка во главе мусульманской общины, которые изображены как члены феодального двора, одни с военными символами, другие с бюрократическими. Ничто не отличает Пророка от других персонажей миниатюры. У всех них есть ореол, знак чести, вероятно, заимствованный из христианского искусства. На другой миниатюре показано, как Пророк выполняет уникальную задачу по воскрешению двух влюбленных, которые уже были похоронены. Он меньше всех остальных фигур на картине и делает простой жест рукой, чтобы выполнить свою задачу. Подобные вторичные появления встречаются еще несколько раз в хрониках или романах четырнадцатого века, но не очень часто.

Более интересные изображения Пророка появляются в двух других рукописях, обе из которых хранятся в Эдинбурге. Одна из них представляет собой копию знаменитой книги « История древних времен », написанной великим эрудитом Аль-Бируни, умершим около 1050 года. Рукопись датируется примерно 1300 годом. , и двое их детей Хасан и Хусейн — первая семья шиизма — приветствуют христианскую делегацию из Наджрана на юго-западе Аравии, что является иллюстрацией хорошо известного полулегендарного события исламизации Аравийского полуострова. Все эти персонажи одеты в маскарадные одежды по образцу придворных облачений того времени, без какого-либо отличительного или сакрализирующего признака.

То же самое можно сказать и о еще более замечательной серии изображений Пророка, найденных в другой рукописи того времени, датированной 1314–1315 гг., также в Эдинбурге. Это копия (от нее остались только фрагменты), сделанная в Тебризе, всемирной истории, Сборник историй , собранный Рашид ад-Дином, великим визирем монгольского режима. Сохранилось не менее шести иллюстраций жизни Мухаммеда, в том числе его рождение, его драматический визит в Мекку в молодости, архангел Гавриил, сообщающий ему о его призвании в качестве Пророка Бога, и потрясающее изображение его вознесения в рай, о котором подробнее будет сказано ниже. Ни одному из этих изображений не приданы какие-либо формальные, кодикологические или иконографические черты, которые отличали бы их от стандартных иллюстраций исторических текстов.

Такого рода включение Мухаммеда в более широкий массив иллюстрированного материала продолжалось на протяжении столетий, и в шестнадцатом веке оно приобрело новую форму в Кисас аль-Анбия , или Историй пророков , первоначально написанных на арабский и часто иллюстрированный в персидской или турецкой версиях, многие копии которых существуют в большинстве коллекций рукописей. Иллюстрации, касающиеся Мухаммеда, обычно немногочисленны по сравнению с теми, которые изображают Моисея, Иосифа или Иисуса и многих второстепенных пророков из того, что сейчас называется «авраамической» традицией; и ничем особо их не отличает. Они играют второстепенную роль в жанре, который сам по себе оказался относительно второстепенным в традиции живописи мусульманских стран, столь блестяще развившейся в XV—XVIII веках. Но важным фактом является то, что они существовали, и нет никаких доказательств того, что эти образы подвергались критике в предположительно религиозной среде, создавшей их. Должно быть, они выполняли какую-то цель в благочестии и наставлении некоторых верующих, хотя мы не знаем, в чем заключалась эта цель.

Что-то еще началось в начале четырнадцатого века. В альбоме в Стамбуле есть замечательная серия больших и красивых миниатюр, изображающих без пояснительного текста несколько эпизодов из истории, довольно рано развившейся в мусульманской религиозной системе, — истории о ночном путешествии Пророка к мечети . аль-акса , «самая дальняя мечеть», обычно отождествляемая с Иерусалимом, а затем его вознесением ( мирадж ) на небеса и его встречей с Богом. Примерно в то же время, в начале пятнадцатого века, текст, известный прежде всего под своим персидским названием как Мираджнаме , или Книга Вознесения , была создана на основе более ранних — в основном арабских — версий, которые не сохранились или еще не были обнаружены. Персидский текст существует в нескольких экземплярах. Самая впечатляющая из них, хранящаяся в Национальной библиотеке в Париже, была написана в 1436 году на чагатае, тюркском языке военного сословия тюрков и монголов, которые правили большей частью исламского мира к востоку от Средиземноморья. На нем изображены все детали путешествия Пророка: его встреча со всеми другими пророками, его видение мук, причиненных в аду, а также наград Рая, и его окончательная встреча в облаке золота с божественным присутствием. Изображения четкие и прямые, и очень высокого технического качества. Пророк неизменно изображается с короной на голове и верхом на мифическом звере Бураке, и ему везде предшествует летящий архангел Гавриил.

Эта рукопись уникальна по качеству и количеству изображений, но существуют и другие «Книги Вознесения», некоторые с несколькими иллюстрациями. Тем не менее, для Мираджнаме было создано одно изображение, которое появилось в рукописях многих других текстов, иногда с минимумом вдохновения от какого-либо отрывка, который, кажется, был проиллюстрирован. На этом изображении ярко освещенное небо, то с облаками, то со звездами, а на фоне неба восходит в небо Пророк на своем мифическом звере, окруженный сонмом ангелов, держащих светильники, венцы и разные дары. Это героическое и блестящее шествие, которое благодаря последовательному повторению деталей, последовательности композиции и цвета настолько близко к иконе, насколько это можно себе представить в исламском мире, несмотря на то, что оно встречается большую часть времени. в контексте светской или мистической поэзии.

Где-то в пятнадцатом веке и, конечно, в шестнадцатом веке стало обычным закрывать лицо Пророка. Причины этого сокрытия не были выяснены, но, похоже, они возникли не столько из формального решения ученых-правоведов, сколько из благочестия, которое, хотя и не возражало против изображения людей, пришло к выводу, что уникальность Пророка лучше всего может быть выражена в делая его лицо невидимым. Затем эта процедура была распространена на всех шиитских лидеров, таких как Али и Хусейн, а иногда и на других деятелей. Все это, по-видимому, означает, что изображения святых фигур отличались от всех других изображений тем, что их лица были скрыты. Опять же, решение сделать это было, конечно, не юридическим или научным, а выражением религиозного желания подчеркнуть уникальность человека, скрывая его физическое присутствие. Только тогда, в шестнадцатом веке, подобные изображения Пророка визуально отделили его от остального человечества.

Шестнадцатый и семнадцатый века также были временем, когда, особенно

в Индии резко увеличилось количество сувениров со святыми фигурами, особенно шиитскими. Среди них существовали изображения Мухаммеда, но ни по количеству, ни по эстетическим качествам они не походили на изображения Али или его детей. Однако в суннитском мире, особенно в Османской империи, произошло нечто совершенно иное. Мощи Пророка были собраны (и до сих пор хранятся в стамбульском музее, расположенном в императорском дворце), но ничто не сравнится ни по размерам, ни по блеску с христианскими или буддийскими реликвиями. Также развился особый жанр богато украшенных листов бумаги, известный как hilyes , в котором содержались описания черт и качеств Пророка, а также восхвалялись его красота и благородство.

На некоторых из этих листов бумаги в верхней части страницы помещался небольшой портрет Пророка, обычно изображаемый в виде знатного человека средних лет в простом тюрбане. Эти портреты не были нормой, но против них, похоже, ничего не возражали. Hilyes вешали на стены или хранили в личных сокровищницах в знак благочестия и как способ напомнить об уникальной физической форме, личности и характере Пророка. Вполне вероятно, что в наше время для продолжения изготовления таких сувениров использовались современные технологии.

Что же можно вывести из всех этих примеров? Во-первых, не может быть никаких сомнений в том, что, особенно начиная с тринадцатого века, мусульманский мир признал существование изображений Пророка. Эта иконография не была распространена и обычно ограничивалась сопровождением повествовательного текста или служила благочестивым напоминанием о примерной жизни. Кажется, что не было никакого судебного постановления, одобряющего или противодействующего им, но их относительная малочисленность может отражать давний культурный аниконизм системы веры, которая была окружена религиями и культурами, в которых изображения играли главную роль. Следует добавить, что эти изображения и ссылки на них гораздо чаще шиитские, чем суннитские, и очень немногие из них происходят из арабского мира.

Две детали заслуживают особого внимания, хотя мы не совсем понимаем интеллектуальные и психологические механизмы, которые к ним привели. Одним из них является поразительное развитие образов вознесения ( mi’raj ) как произведений искусства, а не как простых иллюстраций. Возможно, не случайно некоторые ученые более века назад видели в этих изображениях Пророка и в истории, на которой они основаны, источник вдохновения для «Божественной комедии» Данте , хотя это предположение менее популярно в недавних исследованиях. Другой деталью является окончательное преобладание изображений, на которых лицо Пророка скрыто, что предполагает, что изображения людей приемлемы, но нельзя показывать лицо святости. Это явление представляет значительный интерес для любой общей теории способов репрезентации святого.

В той мере, в какой аргумент против так называемых карикатур был сосредоточен на юридической уместности или неуместности представления пророка Мухаммеда, он был бессмысленным аргументом. Конечно, можно подвергнуть сомнению датские карикатуры на основании вкуса, социальных или политических намерений; но отсутствие вкуса не является юридической категорией, и озорной или даже злой умысел трудно разглядеть при отсутствии четко сформулированных нравственных и философских принципов. Единственный верный урок, который можно извлечь из печальной истории датских карикатур, — это почти повсеместное распространение невежества и некомпетентности, и что все, от писателей и ученых мужей до главарей мафии, должны узнать больше, прежде чем выносить суждения или начинать бунт. .

Олег Грабарь — почетный профессор Гарвардского университета и Института перспективных исследований в Принстоне. Он является автором последней книги « шедевров исламского искусства: украшенная страница » (Prestel).

Не забыт: Празднование дня рождения Олега Сенцова, шестилетия в плену

  • Домашний
  • Не забыт: Празднование дня рождения Олега Сенцова, шестилетия в плену

Автор: Полина Садовская 9 июля, 2019

13 июля Олегу Сенцову исполнится 43 года, шестой день рождения, который он провел в российском плену. Кинорежиссер, писатель и лауреат премии PEN/Barbey Freedom to Write 2017 года Сенцов был арестован в Крыму в мае 2014 года по обвинению в «планировании террористических актов» после незаконной аннексии Россией территории Украины, на которой он жил. Сенцов был ярым критиком аннексии и помогал, чем мог, во время захвата Крыма Россией в 2014 году, доставляя еду украинским солдатам и помогая людям покинуть полуостров, когда он стал особенно опасным. Приговоренный к 20 годам заключения в российской колонии, Сенцов отвергает все выдвинутые против него обвинения, а его арест и суд были отмечены утверждениями о пытках и нарушениях законности со стороны российских властей, включая опровержение показаний ключевой свидетель против него. Многие международные правительства, в том числе правительства Соединенных Штатов, считают, что он был осужден по безосновательным обвинениям в отместку за его антикремлевские взгляды.

Поздравляем Олега с днем ​​рождения, что служит напоминанием миру не забывать его в его бедственном положении. Американский ПЕН-центр призывает российское правительство немедленно и безоговорочно освободить его и продолжает отстаивать его дело. Премия PEN/Barbey Freedom to Write Award является мощным инструментом в круглогодичных усилиях PEN America по прекращению преследований писателей и защите свободы слова. Из 43 заключенных в тюрьму писателей, получивших награду с 1987 года, 39 были освобождены отчасти из-за глобального внимания и давления, которое вызывает награда.

 

 

ПРИМИТЕ ДЕЙСТВИЯ

  • Позвоните в посольство или консульство России в вашей стране и задайте им простой вопрос: «Когда вы планируете освободить Олега Сенцова?»
  • Расскажите о своем действии и любом ответе с хэштегом #FreeSentsov и попросите других сделать то же самое.

Присоединяйтесь к PEN America Today

Защищайте свободу слова, поддерживайте преследуемых писателей и продвигайте литературную культуру.

Подписаться

Получайте новости о событиях, литературных премиях, проблемах со свободой слова и мировых новостях.

  • Что нового?

    🧵 Иногда попытки ввести цензуру приводят к неожиданным последствиям, например, когда школьный округ штата Миссури запретил иллюстрированную версию Геттисбергского обращения.

    Нужно больше? Вот 14 самых головокружительных историй 2022 года об образовательной цензуре https://pen.org/2022-year-in-censorship/ #BannedBooks

    Ответить в Твиттере 1606771927669940224
    Сделать ретвит в Твиттере 1606771927669940224
    7

    Нравится в твиттере 1606771927669940224
    13

    Твиттер
    1606771927669940224

    В наш 100-й год PEN America боролся изо всех сил, чтобы защитить свободу слова и защитить писателей и рассказчиков в США и во всем мире. Помогите нам создать лучшее будущее, сделав пожертвование в конце года по адресу: https://pen.org/give/

    .
    Ответить в Твиттере 1606768862829191169
    Сделать ретвит в Твиттере 1606768862829191169
    2

    Нравится в Твиттере 1606768862829191169
    5

    Твиттер
    1606768862829191169

    «Запреты на книги преследовали многие школы США в течение 2022 года, а истории, посвященные ЛГБТК+ и расовым проблемам, стали мишенью консерваторов по всей стране, а правые стремятся лишь активизировать свои попытки ввести цензуру в новом году, предупреждают эксперты».