Страной городов в 19 веке называли: 1) Италию2) Мексику3) Англию 4) Германию…

Уличная жизнь Парижа в XIX веке • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория дендизмаЛекцииМатериалы

Историк литературы Вера Мильчина о помоях, омнибусах, золотой молодежи, зеваках и «львах» на улицах французской столицы до перепланировки Жоржа Османа

Интервью Анна Красильщик

Праздник, устроенный Парижем в честь Людовика XVIII 29 августа 1814 года

© Bibliothèque nationale de France

Жизнь парижских улиц


В первой половине XIX века парижская уличная жизнь была, насколько можно судить по нравоописательным очеркам того времени, пространством, куда выплескивались многие формы городской деятельности, которые нам привычнее представлять себе в помещении. Слово «выплескивались», кстати, можно понимать и в сугубо конкретном смысле: несмотря на все призывы городских властей выливать помои только в специально отведенных местах, парижанам зачастую было гораздо сподручнее выплескивать самые неприглядные жидкости прямо из окон на мостовую, по которой ради этой цели был проложен специальный сточный желоб (сначала он шел по середине улицы, потом его сместили к тротуарам, но прохожим от этого легче не стало).


О том, насколько все это раздражало тогдашних парижских жителей, можно судить, например, по фельетонам Дельфины де Жирарден. В ее книге «Парижские письма виконта де Лоне»  Русский перевод Веры Мильчиной вышел в издательстве «НЛО» (М., 2009). есть очерк от 13 июля 1837 года, описывающий злоключения прохожего, которому не удается осуществить свою мечту и прогуляться по парижским улицам, потому что «нынче прогулка у нас превращается в сражение, а улица — в поле битвы; идти — значит сражаться». Это непосредственное описание уличных «бедствий», но существует и свидетельство от противного: в 1840 году республиканец Этьен Кабе выпустил утопический роман «Путешествие в Икарию», где изображена идеальная республика, в которой люди не знают ни голода, ни холода, ни угнетения. Так вот, в икарийских городах повествователя особенно восхищает то, что и тротуары, и мостовая всегда чистые, а вода, оставшаяся после уборки, стекает в специально устроенные люки; что на улице не видно ни мусора, ни лошадиного навоза; что для пешеходов устроены специальные переходы (порой подземные и наземные) и потому они не рискуют оказаться под колесами экипажей, и т.  д. Совершенно очевидно, что в современном ему Париже Кабе всех этих удобств не видел.


«Нынче прогулка у нас превращается в сражение, а улица — в поле битвы; идти — значит сражаться»


На парижской улице выступали бродячие комедианты, там же шла мелкая торговля, ходили люди с рекламными афишами на спине (то, что сейчас называется «люди-бутерброды»), разносчики предлагали еду и питье, сидели «штопальщицы» — они чинили одежду, а лавку им заменяла большая бочка. Со временем это половодье уличной деятельности постепенно уменьшалось, и Бальзак, например, в начале 1840-х годов констатирует, что эта мелкая уличная торговля вытесняется другими, более централизованными и цивилизованными формами торговли — в больших магазинах. Но еще в 1855 году немецкий писатель Адольф Штар, чье свидетельство приводит в своей книге о Париже Вальтер Беньямин  Walter Benjamin. The Arcades Project. Cambridge, London, 2002., с восторгом описывал, как парижане обжили большую выбоину посреди улицы и стали там торговать всяким мелким товаром.


Вытеснение торговли с улиц происходило и в другой, более деликатной сфере: проституток, которые расхаживали по улицам в традиционных для них районах, власти принуждали продавать свои услуги только в помещениях, а в 1830-е годы вообще постарались вытеснить их заведения на окраины.


Проституток, которые расхаживали по улицам, власти принуждали продавать свои услуги только в помещениях


Своеобразным мостом, соединяющим торговлю на открытом воздухе и в помещении, стали пассажи — крытые проходы между двумя параллельными улицами, специфически парижская форма градостроения, возникшая в самом начале XIX века и пережившая свой расцвет в 1820-е годы. Пассажи представляли собой ряды лавок, кафе и ресторанов и в этом смысле были настоящими улицами. Но при этом по ним даже в дождливую погоду можно было прогуливаться без всякого зонтика, рассматривая витрины с безделушками, эстампами и разным эффектным товаром.


В общем, самое интересное в Париже первой половины XIX века — это сочетание архаики (такой, как выливаемые на улицу помои или мелкая уличная торговля) со вполне современными формами «обслуживания населения». Пожалуй, эмблемой тут может служить фрагмент одного нравоописательного очерка  Русский перевод очерка, сделанный С. Козиным, вошел в книгу «Французы, нарисованные ими самими» (М., 2014)., посвященного парижским молочницам. Автор, рассказав об обыкновенных двуногих молочницах (крестьянках, приносящих или привозящих в Париж молоко из ближайших пригородов), добавляет, что в столице появились и молочницы иного рода, четвероногие — козы и ослицы, разъезжающие в экипажах:


«Вот проносится роскошный экипаж, и вы устремляете любопытный взор к портьере в надежде поймать кокетливую улыбку юной красавицы, но видите лишь очередную валаамову ослицу, с важным и глупо-удивленным видом созерцающую деревья, дома и людей. На экипаже красуется надпись крупными буквами: «Очищенное молоко ослиц, вскормленных морковью».


Тут задействовано все: и транспорт, и реклама, и привычка парижан глазеть по сторонам. Именно поэтому приведенный образ кажется мне символическим.



Развлечения в Пале-Рояль. 1815 год

© Bibliothèque nationale de France

Город как выставка мод


Париж первой половины XIX века (то есть до того, как префект Осман в середине века перестроил его и придал ему тот вид, который привычен нам сегодня) — это прежде всего город с очень четко выраженной структурой и разделением на разные районы с разным физическим обликом и, главное, разной репутацией. Современники часто писали об этом, подчеркивая, что порой для парижанина оказаться в чужом квартале — все равно что совершить путешествие к антиподам.

В некоторых местах город превращался в своего рода выставку — в первую очередь выставку последних мод. Прежде всего, это происходило в саду Тюильри и на бульваре Итальянцев. Здесь совершалось стихийное разделение на «актеров» и зрителей: одни прогуливались, другие сидели на стульях и рассматривали гуляющих, то есть тоже «гуляли», но весьма своеобразно, не вставая со стульев — английская путешественница леди Морган в книге «Франция» (1817) с изумлением отмечает, что прогулка на бульваре может принимать и такую форму. Разумеется, подобный способ экспонирования себя был принят только в определенных кварталах города, прежде всего на правобережных бульварах.


Были и другие кварталы, как бедные, так и богатые, где никому бы и в голову не пришло прохаживаться, демонстрируя модные наряды: на правом берегу Сены таким был «старорежимный» квартал Маре, на левом — студенческий Латинский квартал, грязный и бедный квартал Сен-Марсо и аристократическое чопорное Сен-Жерменское предместье.


Карнавал


Культура экспонирования самих себя и собственной элегантности в открытом городском пространстве была, конечно, по преимуществу культурой высших сословий. У простонародья были свои способы уличного времяпрепровождения: раз в год, во время карнавала, по улицам Парижа расхаживали толпы в карнавальных костюмах, водили огромного быка, которому давали какое-нибудь прозвище, заимствованное из модного романа (был, например, год, когда этого «жирного быка» звали Монте-Кристо).


В этих карнавальных забавах происходил такой любопытный феномен, как «опрощение» (разумеется, не внутреннее, а внешнее, на уровне костюма) представителей высших сословий. В конце 1830-х годов для этого был изобретен специальный костюм — по-французски débardeur. В первом значении это просто одежда грузчика, перетаскивавшего товары с плотов на берег: широкие панталоны и заправленная в них блуза. Но костюм этот оказался очень удобен для карнавала, причем это карнавальное время было единственным, когда панталоны имели право надевать на себя и дамы. В 1840 году замечательный рисовальщик Гаварни выпустил целую серию литографий под общим названием «Les Débardeurs», и этот костюм вошел в моду.



Литография Поля Гаварни из серии «Les Débardeurs». 1840 год — Так ты, значит, тоже тут! Так-то у тебя голова болит?

— А ты меня, значит, караулишь?
© Wikimedia Commons

Город как подмостки


Для Парижа конца XVIII — начала XIX века особенно важным было разделение на пространство внутри окружавшей город крепостной стены — так называемой Стены откупщиков — и вне ее, за заставами. Стена была выстроена в 1780-е годы для решения совершенно определенной экономической задачи: чтобы удобнее было взимать налог на ввозимые в Париж еду и питье (octroi). Внутри стены продовольствие и алкоголь были дороже, за заставами — дешевле. Поэтому пространство за крепостной стеной было сугубо развлекательным: там строились кабаки, танцевальные залы, там проводило воскресные дни все небогатое население Парижа.


Но было в Париже, а точнее, за парижской крепостной стеной место, куда в один определенный момент года отправлялись отнюдь не только приказчики и гризетки, но и многие аристократы. Это Куртий — увеселительное место на северо-восточной окраине Парижа.


Квартал Куртий делился на две части: Нижний Куртий располагался у подножия высокого холма внутри города, а Верхний — на его вершине, за городской стеной. Верхний Куртий весь состоял из разнообразных кабаков. В последние три дня карнавала туда поднимались многочисленные представители золотой молодежи, напивались там вместе с простолюдинами, а потом, утром Пепельной среды (то есть в первый день Великого поста) в экстравагантных костюмах и живописных экипажах спускались из Верхнего Куртия в Нижний, разбрасывая по пути цветы и конфеты и выкрикивая непристойности. На это зрелище глазели толпы специально собравшихся зрителей, причем были далеко не в восторге от увиденного.


«Время от времени какой-нибудь человек в лохмотьях выходил из шпалеры, изрыгал нам в лицо поток ругательств, а потом осыпал нас мукой»


Этот спуск из Куртия весьма выразительно описан у Мюссе в «Исповеди сына века»:


«С вечера шел мелкий леденящий дождь; улицы превратились в лужи грязи. Экипажи с масками, сталкиваясь и задевая друг друга, двигались беспорядочной вереницей между двумя длинными шпалерами уродливых мужчин и женщин, стоявших на тротуарах. У мрачных зрителей, что стояли стеной, притаилась в покрасневших от вина глазах ненависть тигра. Выстроившись на целую милю в длину, все эти люди что-то ворчали сквозь зубы и, хотя колеса экипажей касались их груди, не отступали ни на шаг. Я стоял во весь рост на передней скамейке, верх у коляски был откинут. Время от времени какой-нибудь человек в лохмотьях выходил из шпалеры, изрыгал нам в лицо поток ругательств, а потом осыпал нас мукой. Вскоре в нас начали бросать комьями грязи, однако мы продолжали наш путь, направляясь к Иль‑д’Амур и прелестной роще Роменвиля, под сенью которой было подарено некогда столько нежных поцелуев. Один из наших друзей, сидевший на козлах, упал на мостовую и чуть не разбился насмерть. Толпа набросилась на него, чтобы уничтожить. Нам пришлось выскочить из экипажа и броситься к нему на помощь. Одному из трубачей, ехавших верхом впереди нас, швырнули в плечо булыжником: не хватило муки. Ни о чем подобном мне никогда не доводилось слышать. Я начинал познавать наш век и понимать, в какое время мы живем»  Перевод Д. Лившиц и К. Ксаниной..


В результате в ночь, предшествовавшую первому дню Великого поста, городское пространство на дороге из Верхнего Куртия в Нижний превращалось в своего рода сцену, на которой демонстрировали себя молодые парижские аристократы, в обычное время выбиравшие для прогулок совсем другие, куда более фешенебельные районы города.


Люди менее состоятельные платили за сдаваемые внаем стулья и рассматривали едущих


Другое парижское пространство, которое в определенный момент года превращалось в своего рода подмостки для представления (впрочем, несравненно более пристойного), — это Елисейские Поля; по ним пролегала дорога в Булонский лес, а дальше — в Лоншан, куда раз в год, на Страстной неделе, отправлялись модные и богатые парижане. Лоншанское гулянье доставляло удовольствие не только тем, кто ехал в Лоншан, но и тем, кто на них любовался: каждый владелец экипажа старался сделать свое транспортное средство как можно более роскошным и элегантным, а люди менее состоятельные платили за сдаваемые внаем стулья и рассматривали едущих.


Здесь надо пояснить, что Елисейские Поля в это время еще отнюдь не были той городской артерией, застроенной высокими домами и богатыми магазинами, какими привыкли их видеть мы; это была, в сущности, парковая зона, где устраивались ярмарочные забавы для простолюдинов: лазанье за призом по гладкому шесту, стрельба в цель, демонстрация дрессированных животных.

Лоншанское гулянье было для простых посетителей Елисейских Полей еще одной забавой — но более возвышенной и элегантной.



Панорама Парижа. 1828 год

© Bibliothèque nationale de France

Демократизация


Все главные городские парижские нововведения первой половины XIX века способствовали демократизации городского существования, хотя, разумеется, сознательно такой цели никто перед собой не ставил. Первое такое нововведение — это рестораны вместо старинных трактиров или табльдотов. С одной стороны, ресторан, конечно, поощрял «индивидуализм» едоков. В трактире или за табльдотом у посетителя не было выбора — он ел то блюдо, которое в данный день приготовили на хозяйской кухне. Ресторан, во-первых, ввел в употребление «карту» (la carte), или, как принято ее называть в русской традиции, меню. Ресторанный способ обслуживания позволил посетителю выбирать из нескольких закусок, нескольких основных блюд и нескольких десертов (любопытно, что такая форма общественного питания изумляла не только русских офицеров в 1814 году, но и французских провинциалов в начале 1830-х годов). Во-вторых, ресторан заменил еду за одним общим столом питанием за отдельными столиками. Это — по части индивидуализма. Но при этом уже в 1820-е годы в Париже работали рестораны, где одновременно обедали больше сотни человек, и очень приличный обед с вином стоил 2 франка — против 25 в роскошном ресторане.


В экипажах незнакомые люди соединялись в одном омнибусном пространстве и ехали каждый, куда ему требовалось


Вторая новинка, способствовавшая демократизации городской жизни, — это появившиеся в 1828 году омнибусы, а за ними — целый ряд транспортных средств того же типа, которые отправляли на улицы Парижа другие компании с другими названиями. Это были экипажи, рассчитанные не на четырех человек, как старые фиакры (подобие наших такси), а на шестнадцать или даже двадцать человек. В этих экипажах незнакомые люди соединялись в одном омнибусном пространстве и ехали — гораздо дешевле, чем в фиакре, не говоря уже о собственном экипаже, — каждый, куда ему требовалось (разумеется, в пределах того маршрута, по которому курсировал данный омнибус).


И наконец, третий важнейший процесс, происходивший в Париже в это время, — это новый способ возникновения «звезд». Его можно продемонстрировать на примере такого тогдашнего понятия, как «львы». Вообще-то возникло это понятие впервые в Англии в 1820-е годы, а то и раньше, но, так сказать, всеевропейскую известность оно приобрело благодаря тому, что вошло в моду во Франции в самом конце 1830-х годов. В это время слово «лев» могло пониматься двояко: в широком и в узком смысле слова. Лев в широком смысле слова — фигура вполне привычная; в разные эпохи его называли петиметром, щеголем или денди. Это как раз тот, кто любит экспонировать себя и свои ультрамодные туалеты на бульварах и в театре. А вот лев в узком смысле слова — это явление гораздо более интересное. Этот не тот, кто хочет, чтобы на него смотрели, а тот, на кого все хотят смотреть. Сейчас бы сказали, что это тот, кто создает информационный повод: спортсмен, установивший рекорд, альпинист, покоривший высокий пик, писатель, написавший прославленный роман. По остроумному выражению уже упоминавшейся Дельфины де Жирарден, которая как раз и отстаивала это второе, узкое понимание слова «лев», в представлении с участием диких зверей «львом» будет не лев и не тигр, а дрессировщик. Так вот, этот способ завоевания известности — не только и не столько происхождением, сколько какими-то свершениями и достижениями — постепенно укоренялся в Париже и вытеснял прежние формы завоевания славы. Это тот процесс, конечную стадию которого можно видеть в мире, описанном Прустом: повествователь мечтает попасть в мир родовитых Германтов, но Сван — отнюдь не аристократ — уже давно там принят и востребован не благодаря происхождению, а благодаря собственному интеллекту. Светская жизнь трансформируется: теперь больше шансов вызвать интерес не только у широкой публики, но и у завсегдатаев светских гостиных имеет не красавец-щеголь, а журналист, литератор, композитор — но при условии, что он является законодателем мод.  

Теги

Эксперт
Франция
XIX век

Радио ArzamasУ вас есть доллар на развод?

Волосатые мужчины, растущая луна, чешуя карпа и вообще все, что способно притягивать деньги, — во втором выпуске фольклорного подкаста «Тьфу-тьфу-тьфу!»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/5

«Великий мужской отказ»

Какую революцию произвел Джордж Браммел и в чем состоят основные правила денди

Читает Ольга Вайнштейн

Какую революцию произвел Джордж Браммел и в чем состоят основные правила денди

16 минут

2/5

Шейный платок как сфера самовыражения

Как выделяться, не привлекая внимания, и зачем нужны переодевания

Читает Ольга Вайнштейн

Как выделяться, не привлекая внимания, и зачем нужны переодевания

17 минут

3/5

Правила фланирования

Зачем нужны праздные прогулки и какое отношение они имеют к дендизму

Читает Ольга Вайнштейн

Зачем нужны праздные прогулки и какое отношение они имеют к дендизму

13 минут

4/5

Секрет теплой харизмы

Как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты

Читает Ольга Вайнштейн

Как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты

13 минут

5/5

Тайна зеленой гвоздики

Как денди нашли себе место в обществе потребления и кто экспортировал английский дендизм в Америку

Читает Ольга Вайнштейн

Как денди нашли себе место в обществе потребления и кто экспортировал английский дендизм в Америку

Материалы

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

История тройки

Появление главного мужского костюма и его всемирное историческое значение

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Ольга Вайнштейн: «Мода — это подвижная граница культуры»

Экономика и мода

Как промышленная революция повлияла на одежду англичан

Что читать о культуре одежды

Людмила Алябьева выбрала несколько книг, с которых лучше начинать занятия историей и теорией моды

Коко Шанель и мужской дендизм

360 слов о том, как Коко Шанель помогла женщине стать денди

Автомобильная мода

Шлемы, очки-консервы, пыльники, краги и другие наряды первых автомобилистов

Как одевались первые спортсменки

Юбки на катках, корсеты на велосипедах, блумеры с шароварами и эволюция купальника

Жизнь Бо Браммела в анекдотах

Молочные ванны, парик в сахарной пудре и другие истории о великом денди

5 песен группы The Beau Brummels

Почему в 1960-х годах американская группа взяла себе имя британского денди

Анекдоты о графе Монтескью

Переписка с Прустом, ночной горшок Наполеона, инкрустированная черепаха и другие истории

Пять музыкальных сочинений о денди

Две оперетты, пьеса, песня и вокально-инструментальный цикл, герои которых названы словом «денди»

Уличная жизнь Парижа в XIX веке

Золотая молодежь, зеваки и омнибусы на улицах французской столицы до революции Османа

10 историй из жизни Бальзака

Нищета, роман в письмах, прятки с кредиторами, мнимое безумие и фиктивный Рафаэль

Жизнь и характер д’Орсе в анекдотах

Обходительность, популярность, находчивость и широта души любимого денди Великобритании

Анекдоты об Оскаре Уайльде

Мнимые или действительные высказывания знаменитого писателя и денди

История моды в карикатурах

Эволюция европейских фасонов с XVIII до начала XX века

Кто такие Кардиган, Макинтош и Френч

Истории десяти предметов одежды и тканей, названных в честь разных выдающихся людей

Автор «Шерлока Холмса» о дендизме

Джордж Браммел и другие светские львы в описании Артура Конан Дойла

Пять денди из России

Наряды и выходки российских щеголей, франтов и теоретиков светского образа жизни

Первый модный журнал в России

Платья в перьях в Берлине, мопсы в Гамбурге и букли в Санкт-Петербурге

Секреты хорошей походки

Оноре де Бальзак учит приемам, которых следует придерживаться при ходьбе

Министерство дурацких походок

Трагикомичный скетч группы «Монти Пайтон» о том, как важно следить за своей походкой

Игра в денди в Нью‑Йорке 1980‑х

Ольга Свиблова — о художниках МакДермотте и МакГафе

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

планы XVIII — XIX веков

  • Главная
  • События
  • Афиша
  • Выставки

Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал отдела картографических изданий

с 30 октября по 24 ноября 2018 года

бесплатный, по читательскому билету

В отделе картографических изданий проходит выставка «Западноевропейский город: планы XVIII — XIX веков». Богатая и разнообразная коллекция карт и планов западноевропейских городов демонстрируется впервые.


 


Фото: Мария Говтвань, РГБ


 

Возникновение городов в Западной Европе относится к эпохе раннего Средневековья. Города строились в географически удобных, стратегически выгодных местах: гора над равниной, мыс при слиянии рек, речная излучина, остров, закрытая морская бухта, место добычи полезных ископаемых. Разрастались города из деревень, возникали вокруг крепости, замка или монастыря.

Численность населения не была определяющим фактором для придания населенному пункту статуса города. Малые города могли насчитывать менее 1000 человек, а население большинства городов Европы превышало 2000 человек. Столичные города с населением свыше 50 тысяч человек считались гигантскими. Главным было — незанятость жителей сельским хозяйством.

Города были невелики по занимаемой ими площади, но достаточно разнообразны в архитектурном отношении: городские стены, система каменных укреплений и рвов защищали от набегов врагов. Обязательный элемент — городской герб. Характерная черта классического западноевропейского города — центральная часть, включающая рыночную площадь с ратушей, главный собор города и дома цеховых гильдий.

 

 


 

От площади расходилась сеть узких кривых улочек, тесно застроенных притёртыми друг к другу домами горожан. Улицы соединялись переулками, образуя вокруг площади систему удобных, но узких проходов. Поэтому города имели преимущественно радиально-кольцевой тип застройки, складывавшийся естественно вокруг главных объектов, как в Париже — от острова Ситэ. Коррективы в естественный ход застройки вносили рельеф и географические особенности местности — например, река, параллельно которой прокладывались улицы. Пример этого — Лондон и текущая по городу Темза.

Составление карт и планов городов, крепостей, замков и их окрестностей было широко распространено в западноевропейской картографии. Самый первый атлас городов появился в XVI веке — Civitatus Orbis Terrarum, 1572—1617.

XVIII — начало XIX века — эпоха гравированных печатных карт. Карты составлялись с различной степенью точности, ярко раскрашивались, украшались иллюстрациями с изображениями городских пейзажей и достопримечательностей.

 

 


 

Распространённым видом пространственного изображения городов были ведуты — топографически точные городские пейзажи, изображение на которых строилось по методу перспективы, открывающейся с высокой точки над городом.

По мере роста городов и расширения их экономических функций менялась их планировка: вокруг старого города появляются предместья со свободными пространствами, которые застраиваются значительно позже, на улицах и площадях городов возводится много архитектурных сооружений и памятников, повсеместным правилом становится так называемая регулярная застройка. Правильное расположение и запланированная ширина улиц способствует удобному городскому движению, разгружает главные магистрали. Площади дифференцируются по своему назначению: рыночная, для народных гуляний, для возведённых монументов, для зелёных насаждений.

Многочисленные и разнообразные планы и карты городов, представленные на открывшейся выставке, дают посетителю возможность наглядно проследить историю эволюции европейских городов.


 


Фото: Мария Говтвань, РГБ


 


 

 

Городская жизнь конца 19 века | Расцвет индустриальной Америки, 1876-1900 гг. | Хронология основного источника истории США | Материалы для занятий в Библиотеке Конгресса

Здание Маршалла Филда, ок. 1898 г.

Между 1880 и 1900 годами города в Соединенных Штатах росли стремительными темпами. Из-за большей части прироста населения за счет расширения промышленности города США выросли примерно на 15 миллионов человек за два десятилетия до 19 века.00. Многие из тех, кто помог объяснить рост населения городов, были иммигрантами, прибывшими со всего мира. В этот период постоянный поток людей из сельской Америки также мигрировал в города. Между 1880 и 1890 годами почти 40 процентов поселков в Соединенных Штатах потеряли население из-за миграции.

Промышленный рост и рост населения радикально изменили облик городов страны. Шум, пробки, трущобы, загрязнение воздуха, проблемы с санитарией и здоровьем стали обычным явлением. Был построен общественный транспорт в виде троллейбусов, канатных дорог и метро, ​​и небоскребы стали доминировать на городских горизонтах. Новые сообщества, известные как пригороды, начали строиться сразу за городом. Число пригородных поездов, тех, кто жил в пригородах и ездил в город и из города по работе, стало увеличиваться.

Многие из тех, кто проживал в городе, жили в съемных квартирах или доходных домах. Районы, особенно для иммигрантов, часто были центром общественной жизни. В районах анклава многие группы иммигрантов пытались придерживаться и практиковать драгоценные обычаи и традиции. Даже сегодня многие районы или районы некоторых крупных городов США отражают это этническое наследие.

В последние годы 1800-х годов промышленные города со всеми проблемами, вызванными быстрым ростом населения и отсутствием поддерживающей рост инфраструктуры, занимали особое место в истории США. При всех проблемах, а их было немало, города способствовали особой связи между людьми и заложили фундамент многонационального, многокультурного общества, которым мы дорожим сегодня.

, чтобы найти дополнительные источники в loc.gov по этой общей теме, используйте такие ключевые слова, как City , Neighborhood , Immigration , Industry , Urbanization , Transportation , Sucurbs , Slum , , , Slum , , , Slum , , , Slums , , , Slum , . многоквартирных домов и небоскребов .

  • Бен Дикштейн
  • Гинзберги
  • Гарри Рис (Дака). . . Его история
  • История мистера Пола
  • Загородная жизнь
    • Конный трамвай
    • В гору на троллейбусе, Цинциннати, Огайо
    • Гленн Эллинн [т.е. Глен Эллин], Иллинойс, загородная резиденция
    • Гринвуд, загородная резиденция, Саванна, Джорджия,
  • Вертикальный рост американского города
    • Парк Роу Билдинг, Нью-Йорк
    • Самые высокие здания в мире, Нью-Йорк
    • Группа небоскребов, Питтсбург, Пенсильвания,
    • Нью-Йорк Лайф Билдинг, Чикаго
    • State Street, Чикаго, Иллинойс,
  • Промышленные города
    • Завод Solvay Process Co. , Сиракузы [т.е. Солвари]
    • Верфь Globe Iron Works, Кливленд
    • Сталелитейный завод Иллинойса и вход в гавань, Калумет Рив., Со. Чикаго
    • Сталелитейный завод Иллинойса, Джолиет

История городов | Национальное географическое общество

Первые города появились тысячи лет назад в районах с плодородной землей, например города, основанные в исторической области, известной как Месопотамия, около 7500 г. до н. э., в которую входили Эриду, Урук и Ур. Эти города входили в число многих общин между реками Евфрат и Тигр (так называемый Плодородный полумесяц). Города также образовались вдоль реки Нил в Египте, долины реки Инд на Индийском субконтиненте и реки Хуанхэ (или Хуанг) в Китае, когда люди начали выращивать урожай и селиться в общинах. Сельскохозяйственное производство в этих плодородных районах означало, что люди могли отказаться от кочевого образа жизни охотников и собирателей, чтобы воспользоваться излишками продовольствия. Поселение вдоль водных путей также обеспечило столь необходимую транспортную систему, которая облегчила торговлю.

В течение следующих нескольких тысячелетий города продолжали расти в количестве, размере и статусе. Некоторые из крупнейших городов мира неуклонно растут в течение сотен лет, в то время как другие, кажется, расцветают за одну ночь. Некоторые из городов, которые когда-то были одними из самых густонаселенных в мире, например крупнейшие города Месопотамии, больше не существуют, а в других наблюдается сокращение населения. Например, в первом веке до н. э. Рим, Италия, насчитывал более миллиона человек, что делало его самым большим городом в Европе; его население сократилось до 20 000 человек в средние века. Однако это исключения; большинство городов мира продолжают расти, а в некоторых наблюдается беспрецедентный рост. (На самом деле в 2017 году население Рима составляло почти три миллиона человек.)

На протяжении всей истории людей тянуло в города как центры торговли, культуры, образования и экономических возможностей, но в результате рост городского населения не всегда был стабильным. Действительно, урбанизация — относительно недавнее явление; до недавнего времени подавляющее большинство людей проживало в сельской местности. Например, в 1800 году н. э. более 90 процентов населения мира проживало в сельской местности. Бюро переписи населения США указывает, что в 1800 году более 94 процентов населения США проживало в сельской местности; к 1900, это число упало до 60 процентов.

Одной из основных причин роста городов была промышленная революция, которая началась в Англии в середине восемнадцатого века, а затем распространилась на Соединенные Штаты и другие части Европы. Промышленная революция способствовала росту фабрик, создав спрос на рабочих в городских районах. В течение следующего столетия миллионы людей в США и Англии переехали с ферм в города. По мере индустриализации других частей мира они тоже становились более урбанизированными. Отчасти благодаря промышленной революции население Лондона, Англия, выросло с одного миллиона человек в 1800 году до более чем шести миллионов десятилетие спустя. В течение нескольких десятилетий так называемая Вторая промышленная революция ускорила урбанизацию в Соединенных Штатах, в результате чего столичный район Нью-Йорка, штат Нью-Йорк, стал крупнейшим городом в мире к 19 годам.50, с населением 12,5 млн.

Рост городского населения также подпитывался новыми технологиями, особенно технологиями, которые позволили городам расти вверх. Инновации в стали позволили построить небоскребы, что позволило увеличить плотность населения. И, конечно же, изобретение лифта позволило небоскребам поднимать людей в их апартаменты и офисы в небе.

Эксперты говорят, что более половины населения мира сегодня проживает в городах и что к 2050 году около двух третей людей будут жить в городах. Большая часть этого роста обусловлена ​​естественным приростом, то есть рождением людей, уже живущих в городах. города, а также продолжающуюся миграцию людей из сельской местности в города в поисках новых возможностей.

Урбанизация в последние годы способствовала росту все более крупных городов и появлению нового типа городов: мегаполисов с населением от 10 миллионов человек. Агломерации Нью-Йорка и Токио, Япония, стали первыми мегаполисами в мире в 1950-х годах; к 2018 году в мире насчитывалось 37 мегаполисов. В то время как крупнейшие города промышленной революции существовали в Северной Америке и Европе, в настоящее время именно Азия и Африка переживают наибольший рост городов благодаря индустриализации. По состоянию на 2019 год, Токио с населением более 37 миллионов человек является крупнейшим в мире городским районом; В Дели, Индия, проживает почти 30 миллионов человек. Шанхай, Китай; Мексика, Город, Мексика; и Сан-Паулу, Бразилия, имеют население более 20 миллионов человек.

Смотреть в будущее означает смотреть на рост сегодняшних городов. Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозирует, что к 2030 году будет 41 мегаполис. Ожидается, что в Индии, где уже есть пять городов с агломерациями с населением более 10 миллионов человек, к 2030 году их число увеличится до семи. в местах, которые вас удивят, например, в Киншасе, столице Демократической Республики Конго.