Щит олега на вратах царьграда: Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего

Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего

2 сентября 911 года заключен первый письменный договор между Киевской Русью и Византией, и в знак успешного завершения военного похода князь Олег приказывает прибить щит к вратам Царьграда

Враг или союзник?

Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.

Константинополь – столица Византийской империи

Источник: https://kakprosto.ru


Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.

Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.

Корабли на колесах

Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).

Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов

Источник: https://upload.wikimedia.org


Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.

Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!

Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше

Источник: https://livejournal.com


Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино… разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.

Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.

Мир и любовь

Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.

Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века

Источник: https://upload. wikimedia.org


Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.

Согласно новым и более выгодным для Руси условиям, купцы могли прибывать в Царьград по 50 человек (правда, без оружия и в сопровождении местного чиновника), в течение полугода заниматься торговлей и жить на содержании казны. Помимо экономической сферы, договор касался и юридических аспектов, определяя меру наказания за различные преступления (убийство, воровство, грабеж, побои). Важно, что впервые Русь и Византия выступили в качестве равноправных государств, жители которых несли одинаковую ответственность за совершенные ими проступки в отношении друг друга. Кроме того, две страны образовали военный союз, обязуясь действовать сообща в случае опасности. Многие русские воины отправились служить в Византию в качестве наемников.

Для чего нужен щит над вратами Царьграда?

Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.

Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».

Источник: https://pinterest.ru


Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.


Смотрите также:

Правители России

Мудрейший из князей

Иван III. От Ивана Васильевича к Ивану Великому, от Московского княжества к Русскому государству

Иван Грозный – Благочестивый и Певчий герой народного эпоса и первый русский царь

Борис Годунов – первый избранный царь

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, с. 9 – 11

Ответы к стр. 9 — 11

  • Что значит повесить щит? Можно ли утверждать, что это означает победить; потерпеть поражение; отпраздновать победу?

Повесить щит — победить.

  • Восстанови текст.

В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале Х века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей — хазар. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства — Византии. Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси называли его, Царьград.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным приемником должен был стать его сын Игорь, но он был ещё маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь Олег с большим войском пошёл на Константинополь и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия русов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Константинополь и торговать там беспошлинно.
В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

  • Слова для справок: Х век, хазары, Византия, Константинополь, Царьград, Рюрик, Олег, византийцы, 911.
  • Прочитай, как об этом событии рассказывается в летописи. Всё ли тебе понятно? Выпиши устаревшие слова. Найди их значения в толковом словаре.

Гривна – денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Паволока – дорогая шёлковая ткань.
Узорочье – драгоценные узорчатые ткани, украшения.

  • О каких важных исторических событиях ты прочитал? С помощью текста летописи укажи важные моменты.

Дата 911 год.
Место Царьград (Константинополь).
Событие Русско-византийская война.
Значение Торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

  • Составь план текста. Запиши его.

1. Историческое события Х века.
2. Поход князя Олега на Константинополь.
3. Русь и Византия заключили договор.
4. Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

  • Используя план, составь конспект (краткое письменное изложение) текста.

В Х веке населению Древней Руси угрожали воинственные соседи — хазары. После смерти основателя княжеской династии Рюрика Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Олег выступил в поход на Царьград. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Великий князь Олег прибивает щит к Царьградским воротам плакаты и гравюры Николая Константиновича Бодаревского

  • Плакат изобразительного искусства

  • Картинка в рамке

  • Холст

  • Открытка

  • Поздравительная открытка

Николай К. Бодаревский

Художественный плакат

Другие продукты…

  • Потрясающее качество печати жикле
  • Бумага для художественной печати плотностью 280 г/м²
  • Гарантия цвета более 100 лет

Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет

Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет

Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет

Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет

Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет

Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет

Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

14,95 фунтов стерлинговСпециальное предложение

Был .
Вы экономите £-14,95 (ошибка ликвидности: разделить на 0%).

  • Плакат изобразительного искусства

  • Картинка в рамке

  • Холст

  • Открытка

  • Поздравительная открытка

Закрыть

Информация о размерах

Размеры
Общий размер

х см

(х дюйм)

Художественное произведение

х см

(х дюйм)

Бордюр (крепление)

см
верх/низ

(в)

см
лево право

(в)

Глубина

3,8 см

(1,5)

Лицевая часть рамы

2см

(0,79 дюйма)

Глубина

2,3 см

(0,9 дюйма)

Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

Наши принты

Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 280 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

Узнайте больше о наших репродукциях.

Произведено в Великобритании

Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

Доставка и возврат

Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но
все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой.
все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой.
все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом.
все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

Доставка в Великобританию осуществляется
5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы,
10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке,
10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна),
1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

Изображение товара великого князя Олега, прибивающего щит к Царьградским воротам

Подробнее о товаре Великий князь Олег Прибивает щит к Царьградским воротам

Великий князь Олег прибивает щит к Царьградским воротам

Николай К. Бодаревский

Найти похожие изображения

зум

Узнайте больше

Другие работы художника

Николай Константинович Бодаревский.

Ознакомьтесь с коллекцией

Художественная библиотека Бриджмена.

Поиск похожих репродукций изобразительного искусства
  • c10th
  • городские стены
  • парк лодей
  • Стамбул
  • киевский князь
  • киев
  • олаг
  • Осада Константинополя
  • солдат
  • турецкий
  • победоносный
  • победа над славянами
  • воин

Это изображение на других продуктах

  • Плакат изобразительного искусства

  • Картинка в рамке

  • Холст

  • Открытка

  • Поздравительная открытка

ЩИТ ОЛЕГА НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ « ОЛЕГ ПРОРОКИЙ»

Перевод и комментарии Фредерика Р. Паттона, Вест-Честерский университет племена (чудь, меря, весь и др.), населявшие территорию древней Руси и платившие дань Олегу, подлежали призыву в военные походы Олега. Поэтому, расширив свои владения для сбора дани, Олег вскоре почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять поход на Константинополь.

Монах-летописец, кажется, двоится в изображении Олега как воинствующего князя.. С одной стороны, монах-летописец пишет как патриот своей земли, как бы гордясь правитель Руси, который даже смог взять на себя великую Византийскую империю. С другой стороны, его как христианина отталкивает варварство Олега. Он даже утверждает, что люди называли Олега «вещим» только потому, что были невежественными язычниками.

Ф или 6411 год [903 г. н.э.]. Пока Игорь рос, он сопровождал Олега и слушался его. Жену ему привезли из Пскова, и звали ее Ольгой.
На 6415 год [907 г. н.э.]. Олег ушел в поход на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою множество варягов, словенцев, чуди, кривичей и меря, а также радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов и дулебов. Он также взял с собой тиверцев, известных своими навыками переводчиков. Греки называли их всех вместе «Великая Скифия». Олег выступил со всеми этими воинами на корабле и на коне; всего было 2000 кораблей. Когда он прибыл в Константинополь, греки перекрыли пролив Босфор и заперлись в городе. Олег высадился на берег, приказал своим людям вытащить корабли на берег и сразился за пределами города, убив множество греков, разрушив множество дворцов и сжег церкви. Из тех, кого они взяли в плен, одних изрубили на куски, других замучили или убили стрелами; третьи утонули в море. Много другого зла русы сделали грекам, как обыкновенно воины делают своим врагам.

Олег приказал своим воинам сделать колеса и поставить корабли на колеса. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поскакали к городу. Увидев это, греки устрашились и послали к Олегу весть: «Не губи нашего города. Мы заплатим любую дань, которую вы попросите». Олег отозвал своих воинов, и они [греки] тогда принесли ему еды и вина, от которых он отказался, ибо оно было отравлено. Греки исполнились страха и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, которого Бог послал наказать нас». Затем Олег приказал платить дань своим 2000 кораблям по 12 гривен на человека; на каждом корабле было по 40 человек.

Греки согласились на это, и стали призывать к миру, чтобы русы не разоряли земли греков. Отойдя от города на небольшое расстояние, Олег начал мирные переговоры с греческими императорами Львом и Александром. Он отправил в город Карла, Фарлофа, Вермуда, Рулава и Стемида с таким посланием для них: «Заплатите мне дань». Греки сказали: «Мы дадим вам все, что вы пожелаете». Олег приказал своим людям на 2000 кораблях давать по 12 гривен за уключину, а дань прибавлять по городам Руси, прежде всего Киеву, затем Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, так как этими городами управляют князья, подвластные Олегу. Он также заказал следующее:

«Когда русы прибудут [в Константинополь], они могут взять столько провизии, сколько пожелают. Если [русские] купцы прибудут, то они могут брать месячные провизии сроком на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Бани должны быть приготовлены для них так часто, как они того пожелают. Всякий раз, когда русы отправятся домой, император должен снабдить их продовольствием, якорями, канатами, парусами и всем прочим, что им может понадобиться в пути».

Греки согласились на это, но император и вся его знать добавили:

«Если русы прибывают без планов торговать, им не брать месячной провизии. Князю Руси запретить своим людям — русам, пришедшим сюда, — совершать насилие в наших селах и вообще в нашей стране. Приезжающие сюда русы должны селиться возле храма св. Мамонта. Послать туда представителя Империи, и имена их записать, и тогда пусть берут свои месячные провизии – сперва граду Киевскому, потом Черниговскому, потом Переяславскому, потом иным городам. Они должны войти в город только через одни определенные ворота, без оружия, в сопровождении уполномоченного Императора, группами по 50 человек в каждой. Они могут торговать столько, сколько сочтут нужным, и им не нужно ни с чего платить налоги».

Императоры Лев и Александр помирились с Олегом, согласившись платить дань. Дали взаимные обеты: целовали крест, и Олега с людьми привели на место, чтобы на русский лад поклясться: оружием своим поклялись, своим богом Перуном, и Волосом, своим богом скотов, утвердив мирный договор.

Олег приказал тогда: «Сшить паруса из шитого шелка для русов, а паруса для словенцев шелковые», что и было сделано. Олег повесил свои щиты на городские ворота в знак своей победы и удалился из Царьграда. Паруса у словенцев были сорваны ветром, и они сказали: «Мы будем использовать свои собственные брезентовые паруса; не для словенцев использовать шелковые паруса».

Олег вернулся в Киев, привез золото, вышитые шелка, фрукты, вино и всякие украшения. Олега называли «вещим», ибо народ был тогда непросвещенным язычником.

На 6420 год [912 г. н.э.]. Олег послал своих людей заключить мир и заключить договор между греками и русами со словами:

«Согласно прежнему соглашению, заключенному при императорах Льве и Александре: Мы, из русского рода — Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулаф, Гуди, Руальд, Карн, Фрелав, Риуар, Актеву, Труан, Лидул, Фост и Стемид – посланные Олегом, великим князем Руси, и светлыми боярами под его властью, к вам , Льва, Александра и Константина, великих самодержцев при боге и греческих императорах, за сохранение и свидетельство многолетней дружбы между христианами и русами, по желанию нашего князя и по повелению всех Русь под его властью. Наши лучезарные вожди, более всего желая сохранить и засвидетельствовать перед Богом непреходящую дружбу между христианами и русами, справедливо решили утвердить эту дружбу как твердый обет не только на словах сказанных, но и письменно, как твердая клятва, присягающая нашим оружием, свидетельствующая о ней и подтверждающая ее в соответствии с нашей верой и нашими принципами.

«Вот разделы договора, который мы заключили в вере Божией и в дружбе: наше первое слово — примириться с вами, греками, чтобы мы могли любить друг друга со всеми наших сердцах и по доброй воле, и согласиться с тем, что те, кто находится под властью наших великих князей, не могут, поскольку это в нашей власти, поддаться искушению подорвать или нарушить ее. Вместо этого мы постараемся, насколько это в наших силах, сохранить постоянную и непоколебимую дружбу с вами, греками, на будущие годы и на все времена, выразив ее и зафиксировав в письменной форме с обетом. Так и вы, греки, должны иметь ту же постоянную и непоколебимую дружбу, в будущие годы и во все времена, к нашим великим русским князьям и ко всем, кто находится под властью нашего великого князя.

«Относительно разделов договора о злых деяниях договоримся о нижеследующем:

«Когда они явным образом засвидетельствованы, да будут считаться истинными эти деяния…
* * *
«Во утверждение неизменной любви, которая должна быть между вами, христианами, и русами, мы составили сей мирный договор, записанный Иваном, в двух рукописях, одну для вашего Государя, а другую подписанную нашей рукой. Утвердил ты ее обетом чтимым крестом и святой единосущностью Троицы твоего единственного истинного Бога, как божественной твари. По нашему убеждению и нашему обычаю ни одна из установленных статей договора о мире и дружбе не должна быть нарушена ни нами, ни кем-либо из нашей страны. 2 сентября 6420 года от сотворения мира [т.е. 912 г. н.э.].

Император Лев удостоил русских послов дарами – золотом, шелками и драгоценными тканями – и поручил своим людям показать им красоту церквей, золотых дворцов и богатство в них: много золота, шитые шелка, драгоценные камни и предметы страстей Господа нашего: терновый венец, гвозди и багряница; они также показали мощи святых, которые научили их своей вере и показали им истинную веру. Затем они с великими почестями провожали их на свою землю. Послы, которых послал туда Олег, возвратились к нему и рассказали ему обо всем, что говорили оба царя, как они заключили мирный договор между землей греческой и землей русской, и что обеты не должны быть нарушены, ни греками, ни русами.