Первые русские князья Рюрик 862-879 гг. Рюрик 862 879
Князь Рюрик ( 862 -879)
Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в862 г.вокняжился в Новгороде.
Существует две основные теории происхождения Русского государства:
· норманская
· антинорманская.
«Норманнскую» теорию выдвинули в первой половине XVIII века немецкие историки . Политический смысл заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.
Против «норманнской» теории уже в XVIII в. выступили многие видные историки и дали начало противоположному учению. (Василий Татищев, Михаил Ломоносов).
Основываясь на текстах «Повести временных лет» ряд немецких ученых доказывали, что Киевскую Русь основали варяги, скандинавы, известные в Европе как викинги. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта:
· норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению это было не под силу;
· варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян.
· Норманисты делали акцент и на том, что термином «Русь» обозначались именно скандинавы.
В поддержку антинорманской теории выступил Г.Вернадский, говоривший о том, что слово «русь» обозначало существовавшее задолго до появления варягов. Если обратиться к письменным источникам того времени (византийским, арабским), то можно увидеть, что русь считали одним из народов юго-восточной Европы.
Согласно антинорманской теории (М.В.Ломоносов) «варяги», явившиеся на Русь, были по национальности славянами.
Уже во второй половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства:
· Новгородское (Русью еще не называвшееся)
· Киевское (носившее имя Руси).
Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в Европе.
В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава.
Князь Олег (879-912).
Олег, в последствии прозванный в народе Вещим, то есть знающий будущее, провидящий будущее, начал править в Новгороде после смерти Рюрика. Князь Олег стремился всеми силами расширить свои владения. Олегу подчинились славянские племена, среди которых были весь и кривичи.Из люда подчиненных племен, и варяжских наемников Олег собрал большое сильное войско. Путь князя Олега лежал на юг:
· захватил Смоленск и оставил там править одного из своих приближенных.
· Дальше путь дружины Олега лежал в землю северян, где был взят город Любеч.
· В 882 году Олегово войско двинулось на Киев, где еще со временРюрикаправили Аскольд и Дир.
С помощью хитрости, Олег выманил Аскольда и Дира, убил их. После взятия Киева, Олег провозгласил город столицей своего государства. «Се буди мати городам русских». Именно с него пошло это распространенное выражение.
Похожие статьи:
poznayka.org
в одной книге [в современном изложении]
Рюрик (862–879 годы)
Теперь наш князь остался единоличным управителем русской новгородской земли. Дел у него было невпроворот. Так что, когда варяги подняли закономерный вопрос о грабеже Царьграда, он от решения устранился, но варягам разрешил попробовать. В летописи эта история выглядит так:
«И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: „Чей это городок?“, Те же ответили: „Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам“. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».
Так волей случая вместо Константинополя варяги оказались в Киеве, осели там, переманили новгородских товарищей и занялись тем же, чем и Рюрик на севере, – то есть приняли управление Киевом и стали воевать с хазарами, дабы отменить всяческую неправильную дань. Киев был таким же торговым городком, что и Новгород, самостоятельно, без военной силы, отбиться от хазар он не мог. Такова эта летописная подоплека. Рюрик тем временем подчинял многонациональный север, северо-запад и северо-восток.
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Князь Рюрик (862 - 879 гг.)
Образование Русского государства относят к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г.) и других летописцев.
Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В.Н.Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие‑либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н.М.Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.
Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью и чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А.Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен – словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.
Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус – на Белоозеро, недалеко от современного Белозерска, в область финского народа веси, а Трувор – в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.
Следовательно, как повествует Н.М.Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.‑Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».
Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г.), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию. «Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге ‑ до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» (Н М Карамзин).
К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика – Аскольд и Дир, – возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят день хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.
Следовательно, как пишет Н.М.Карамзин, «... варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик – на севере, Аскольд и Дир – на юге».
В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так‑то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.
Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.
Память о Рюрике как первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей (род I).
www.veselyy-ranets.ru
Рюрик (862 - 879)
На сегодняшний день существуют две более или менее правдоподобные версии происхождения легендарного новгородского князя Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Согласно первой версии, назовём её условно норманской, Рюрик происходил родом из Дании и был мелким датским конунгом, во владении которого, в частности, до 850 г. находился г. Дорестадт во Фрисландии, впоследствии разграбленный викингами. Однако, есть основание думать, что речь здесь идёт, скорее, об исторически куда более достоверном датском конунге Рёрике Скьёльдунге Ютландском, снискавшем себе славу на службе у французских Каролингов, нежели о новгородском князе. Интересно при этом и то, что попытки отождествить датчанина Рёрика с варягом-русью Рюриком имели место уже в начале позапрошлого века, а первым такую попытку предпринял пастор Х. Холлман в опубликованной в 1816 г. в Бремене работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». Предположение об идентичности Рёрика и Рюрика высказывал впоследствии и профессор Дерптского университета Ф.Крузе. Не исключено, что и Х.Холлман и Ф.Крузе основывались на известиях датского хроникера конца XII – начала XIII в. Саксона Грамматика, утверждавшего, что около 862 г. (точнее в 857 – 862 гг.) Рёрик Ютландский участвовал в походе воинственных датчан против свеев и куршей. Победив их в морском сражении, Рёрик Скьёльдунг благополучно обосновался в славянских землях, вынудив туземцев славян платить ему дань. То есть жизнеописание Рёрика Ютландского в изложении Саксона Грамматика перекликается с биографией Рюрика Новгородского в пересказе преподобного Нестора Летописца, считающегося автором «Повести временных лет», которой руководствовался Н.М. Карамзин при написании своей «Истории Государства Российского». Кстати, в это же самое время вышеупомянутый г. Дорестадт, крупный торгово-ремесленный центр в междуречье Рейна и Лека (ныне окрестности г. Вейк-бей-Дюрстеде в Нидерландах) подвергся наиболее разрушительным набегам викингов.
Вполне вероятно, что с многотомными Gesta Danorum (лат. «Деяния данов») Саксона Грамматика был хорошо знаком и шведский король Юхан III (1537 – 1592), высказывавший мысль о шведском происхождении варягов в переписке с русским Царем Иваном Грозным. Позднее эту мысль подхватил шведский дипломат П.Петрей де Ерлезунда (1570 – 1622), бывший в курсе стояния дел в современной ему Московии. В последней четверти XVII столетия почин Петрея де Ерлезунда поддержал его соотечественник королевский историограф Ю.Видекинд (1618/20-1678). В России же теория об иноземном (норманском) происхождении новгородского князя Рюрика (норманская теория) получила распространение в уже в следующем XVIII в. стараниями немецких академиков, обретавшихся при Российской Академии наук Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера и др.
Согласно второй, так сказать, туземной версии, новгородский князь Рюрик был внуком ильменского (новгородского) князя или старейшины ильменских словен Гостомысла, его матерью была дочь последнего Умила, а отцом – Годослав, один из западнославянских князей с о. Руген (совр. Рюген, Германия). А основанием для призвания Рюрика с братьями стало последнее желание престарелого Гостомысла сохранить династическую преемственность. Так, во всяком случае, эти события трактуются Иоакимовской летописью, ныне существующей, правда, только в пересказе В.Н.Татищева. Между тем, Н.М. Карамзин как будто бы ставит само существование Гостомысла под сомнение: «Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике»; - пишет он, - «но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории». Сомнения Н.М.Карамзина, впрочем, легко объяснить тем обстоятельством, что первые известия о Гостомысле появляются только в XV в. в 1-й Софийской летописи, хотя время смерти Гостомысла пришлось на середину IX столетия. Иоакимовская же летопись утверждает, что у Гостомысла было четверо сыновей, сложивших головы в междоусобных войнах с другими (славянскими?) племенами, и три дочери: Умила – мать Рюрика, Прекраса, мать Словена Молодого – отца Ольги и самая младшая (?), имя которой неизвестно, мать Вадима Храброго, поднявшего восстание против Рюрика спустя четыре года после его воцарения в Новгороде. О Вадиме Храбром Никоновская летопись XVI в. под 866 г. сообщает буквально следующее: «… того же лета оскорбишася новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от раба его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев советников его». Предположение о родстве Рюрика и Вадима Храброго было впервые высказано В.Н.Татищевым. Правда, другой видный русский историк С.М.Соловьев, возможно, находясь под влиянием Н.М. Карамзина, считал легенду о Вадиме Храбром вымыслом, а описанные в Никоновской летописи события относящимися к временам Ярослава Мудрого. Как бы там ни было, однако, в новой и новейшей русской историографии события, связанные с появлением Рюрика в Новгороде и основанием им княжеской и царской династии выглядят так: в 862 г. Рюрик с братьями, дружиной и многочисленной роднёй из варяжского племени русь пришёл к ильменским словенам по приглашению послов последних (т. е. будучи ими призван) и остался в Новгороде. Его братья Синеус и Трувор перебрались в Белоозеро (ныне Белозерск, райцентр в Вологодской обл.) и Изборск (ныне одноименное село в Печерском районе Псковской обл.). Сопровождавшие их дружинники или товарищи Рюрика по оружию Аскольд и Дир, возможно, поссорившись с Рюриком, отправились в Византию, но по пути остановились в Киеве и, освободив тамошних полян от власти хазар, основали свое государство, а в 866 г., после неудачного похода русских на Царьград, приняли христианство. В 864 г., после смерти Синеуса и Трувора, Рюрик стал единоличным, то бишь самодержавным правителем Новгорода и тех земель, которые раньше принадлежали его братьям. Эта незатейливая история, изначально заимствованная из "Повести временных лет", и лежит в основе вышеупомянутой норманской теории. Кстати, в ряде современных источников местом первой встречи вярягов-руси и ильменских словен называется Ладога (в древнескандинавских источниках Альдейгьюборг, ныне село Старая Ладога в Волховском районе Ленинградской обл.).
Полная версия: http://holy-russia.ru/rurik.html
subscribe.ru
Рюрик -862-879 – возможный основатель русского государства
Согласно «Повести временных лет» в 862году власть в Новгороде захватил варяжский князь Рюрик. 862 год считается годом образования Русского государства, тысячелетие которой справлялись в 862 году. Рюрик управлял Новгородом до 879 года, передав перед смертью власть одному из своих военачальников – Олегу Âåùåìó – возможно воспитателю сына Рюрика Игоря.
Монах Нестор в «Повести временных лет», созданной в начале XII века приводит легенду о призвании в качестве князей трех варягов, Рюрика (862-879), Синеуса и Трувора, которые и стали создателями Древнерусского государства.
Использование Нестором средневековой традиции, (версии о призвании бриттами англосаксов, об иноземном происхождении той либо иной династии весьма типичны как для древней истории, так и для средневековья), согласно которой объяснялось образование государства, и как следствие приход к власти на Руси династии Рюриковичей, привело к созданию так называемой норманнской теории образования Древнерусского государства. Эта теория была сформулирована немецкими учеными Гåðõàðä-Ф. Миллером, Гîòëèá-З.Байером, Àâãóñò-Ëþäâèã Øëåöåð работавших в Российской Академии наук в 18 веке. Против этой теории выступил М.В.Ломоносов, который в своем «Кратком российском летописце» опровергал причины возникновения государства у славян, как результат норманнской инициативы.
1. Норманнская теория - основоположники историки XVIII века Байер, Шлецер и Миллер
-Славяне не были способны к созданию своей государственности
-Норманны, которых славяне призвали на свои земли, основали русское государство и управляли славянами
-Название Русь имеет в своем основании скандинавское происхождение
2.Антинормандская теория – основоположник М.В.Ломоносов
-Государство возникло в связи с процессами разложения родового строя у восточных славян и складывание государственности. Развитие феодализма шло до прихода варягов
-Влияние варягов на складывание государственности у восточных славян незначительно
-Название Русь имеет в основе славянское происхождение
Вполне возможно, что факт призвания норманнов имел место, однако современные историки считают, что традиции государственности у восточных славян сложились задолго до призвания варягов. Образование Древнерусского государства является закономерным завершением длительного процесса разложения первобытно-общинного строя, появлением местной аристократии в лице старейшин, усилением торговых связей, появлением местных военных отрядов во главе с князьями, распадом родового строя и появление соседской общины (вервь), повышением производительности труда в результате раздела общинной собственности и, как следствие появление имущественного неравенства.
Киевская Русь в 882 – 980 годах.
Первые Киевские князья
Древнерусское государство характеризуется как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий князь киевский, который осуществлял управление государством через своих родственников, дружинников, местной аристократии. Основными доходами князя являлся сбор дани – полюдье, с племен входивших в состав Древнерусского государства и продажа ее путем вывоза в другие страны, в основном в Византию. Как следствие этого огромное значение придавалось охране торговых путей и защите прав своих купцов в других странах. Это обуславливало походы первых киевских князей на Византию.
Хронологические рамки истории Киевской Руси: с 882 года (условная дата образование Киевской Руси) до 1125 года, после смерти Владимира Мономаха Киевская Русь распалась на удельные княжения.
Историю Киевской Руси можно условно разделить на три больших периода:
Первый период – время первых киевских князей -882 – 980 годы, время становления и развития государственности.
Второй период – 980 – 1054 годы – эпоха расцвета Киевской Руси во времена правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Третий период – вторая половина XI – начало XII веков – переход государства к территориально – политической раздробленности – усиление власти местных князей, юридическое оформление раздробленности на Любечском съезде князей в 1097 году, формирование местных династий и фактический распад единого государства после смерти Владимира Мономаха.
Князь Олег (ÕÅËÜÃÀÐÄ) – 879-882-912 – Первый князь Киевской Руси
Рюрик управлял Новгородом до 879 года, передав перед смертью власть одному из своих военачальников – Олегу – возможно воспитателю сына Рюрика Игоря.
Князь Олег оказался умелым политиков и неплохим полководцем. В 882 году Олег захватил Киев, убив при этом правителей Киева князей Аскольда и Дира. Таким образом, условной датой образования Киевской Руси считается 882 год. Объединив земли ильменских словен и полян, князю Олегу удалось подчинить себе племена древлян, северян и радимичей, тем самым, объединив земли восточнославянских племен вдоль торгового пути «из варяг в греки».
Князю Олегу удалось упрочить внешнеполитическое положение Киевской Руси. В 907 году посадив около 80 тысяч воинов на 2 тысячи лодий, он совершил удачный поход на Константинополь, в результате которого был заключен выгодный для Руси договор с Византийской империей. Согласно «Повести временных лет» князь поставил свои лодьи на колеса и под парусами они стали продвигаться к столице империи. Легенда гласит, что Олег в знак победы прибил щит на ворота Константинополя.
В 911 году он повторил поход на Византию, поскольку империя не выполняла условий договора 907 года. Результатом этих походов, явилось подписание двух харатий (договоров) с Византией на русском и греческом языках. Эти договора обеспечили беспрепятственный вывоз полюдья и продажи дани на рынках Константинополя. Договора эти были слишком выгодны Руси, так что византийские чиновники, с молчаливого согласия правительства империи, пытались любыми способами увеличить размеры поборов с русских купцов. Эти попытки предопределили дальнейшие действия Киевских князей в отношениях с Византией.
Согласно «Повести временных лет» в 912 году Олег умер от укуса змеи. Эта легенда была описана А.С.Пушкиным в «Песне о вещем Олеге».
Князь Игорь Старый (ÈÍÃÂÀÐ)– 912-945
Князь Игорь (возможно сын Рюрика), основатель династии Рюриковичей, продолжил политику Олега. Ему удалось подчинить Киеву племена уличейи вернуть под власть Киева древлян, восставших после смерти Олега. Отразив в 915 году набег печенегов-кочевников, Игорь в 941 году организовал поход на Византию. Поход этот был неудачным. Византийский флот посредством «греческого огня» (Êàëèíèê) сжег русские лодьи.
В 944году Игорь вновь пошел походом на Константинополь. На этот раз до сражения дело не дошло. Император Византии пошел на заключение нового договора с Русью. Согласно новому договору, менее выгодному для Руси по сравнению с договором 911 года, впервые владения êèåâñêîãî князя были названы Русской землей, что фактически означало признание крупнейшей империей того времени государственности Руси.
Во времена правления Игоря в Киеве, местными христианами была построена первая христианская церковь Святого Ильи. Небольшая христианская община, всего около 200 человек, исповедовала христианство в Киеве.
Объявив себя хозяевами и защитниками русской земли, Киевские князья обложили покоренные племена данью, полюдьем, которое собирали в течение года, после окончания сбора урожая. Размеры дани не были определены и собирались хаотично. В 945 году, во время сбора полюдья, Игорь был убит в городе Искоростень, главный город племени древлян. Дружинники Игоря попеняли князю, что дани собрано недостаточно. Отпустив большую часть дружины с собранным полюдьем, Игорь вернулся, чтобы собрать дополнительную дань Попытка вторично собрать дань с покоренного племени привела к восстанию и гибели князя, а также показала необходимость упорядочения системы сбора дани с подчиненных Киеву племен.
Княгиня Ольга (ÕÅËÜÃÀ) 945-957-969
Княгиня Ольга, ставшая правительницей Киева при малолетнем сыне Святославе, жестоко отомстила древлянам за гибель мужа. Два посольства древлян, предложившим Ольге выйти замуж за их князя Мала, были живьем сварены и закопаны в землю. Как гласит «Повесть временных лет» организовав в 946 году карательный поход в землю древлян, Ольга потребовала от древлян по три вороны и три голубя с каждого двора и привязав к ногам птиц паклю, приказала поджечь ее и выпустить птиц на волю. Искоростень сгорел. В огне пожара погибло до 3 тысяч человек. Однако княгиня понимала необходимость ввести систему в порядок сбора дани и провела первую в истории Руси государственную реформу. Она ввела уроки – определив точный размер дани, и погосты – установив места сбора дани и повоз, данники должны были сами привозить дань в условленные места.
В правление Игоря и Ольги к Киевской Руси были присоединены земли тиверцев и уличей. Окончательно покорены древляне.
Летописец характеризует Ольгу, как мудрую и дальновидную правительницу. До самой смерти последовавшей в 970 году, хотя в 957 году она передала верховную власть достигшему совершеннолетия сыну, она управляла государством, поскольку ее сын Святослав постоянно находился в военных походах, расширяя рубежи своего государства. Она возглавила в 969 году оборону Киева от вторгшихся и осадивших город печенегов, отправив гонцов к сыну, воевавшему на Дунае, за помощью.
Продолжая политику Олега и Игоря по налаживанию отношений с Византийской империей, Ольга вместо организации военного похода отправилась в 957 году в Константинополь с мирной миссией. Âåëà ïåðåãîâîðû ñ èìïåðàòîðîì Êîíñòàíòèíîì Áàãðÿíîðîäíûì. В Константинополе она принимает христианство è íîâîå èìÿ - Åëåíà.
Читайте также:
lektsia.com
Первые русские князьяРюрик 862-879 гг.
Олег 882- 912 гг.
Игорь 912-945 гг.
Ольга 945-962 гг.
Святослав 962-972 гг.
Владимир 956-1015гг.
Основные направления внешней политики первых русских князейВоенные походы первых русских князейОсновные направления внутренней политики первых русских князейИтоги правления первых русских князей
|
rpp.nashaucheba.ru
Рюрик, Синеус и Трувор. 862–879 гг.. История государства Российского [litres]
Рюрик, Синеус и Трувор. 862–879 гг.
Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечом права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Смоленск, населенный также Кривичами, и самый Полоцк оставались еще независимыми и не имели участия в призвании Варягов. Следственно, держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, от Белаозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, по имени Князей Варяго-Русских.
Призвание князя – встреча князя со старейшинами и народом славянского города. Худ. А. Кившенко
Чрез два года [в 864 г.], по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую. Уже пределы ее достигали на Востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской Губернии, а на Юг до Западной Двины; уже Меря, Мурома и Полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам своим, кроме Белаозера, Полоцк, Ростов и Муром. Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию утвердилась в России и система Феодальная.
К сему времени Летописец относит следующее важное происшествие. Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим Князем, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастия; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?». Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из Новагорода, начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве.
Князь Рюрик. Портрет из «Царского титулярника»
Княжение варяжских братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.
Нестор молчит о дальнейших предприятиях Рюрика за недостатком современных известий. Он княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новегороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.
Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру.
Прибытие Рюрика в Ладогу. Худ. В. Васнецов
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru