Рыцари славяне: Рыцари и древние славяне сразились на Кургане Славы — Новости — Новости и события Гродно. Вечерний Гродно

Почему на Руси не было рыцарства и турниров?

«Почему воинская культура на Руси настолько сильно отличается от западноевропейской? — спрашивает наш читатель Владимир.  — Почему нет в ней рыцарства, турниров, геральдики и прочего? Ведь активно же торговали, воевали и заключали династические браки с европейскими странами! Да и железного занавеса в средние века не было».

Разумеется, у Руси всегда были возможности для контактов с государствами Западной Европы и с восточными империями. Это можно ясно увидеть при анализе находок оружия.

Перекуем мечи на сабли

Распространение с конца IX –  по середину XI веков (очень примерно) мечей каролингского типа в целом ряде славянских городов и поселений не является чем-то удивительным.

Наоборот, это вполне закономерно. Это признак того, что дружинная культура утверждалась и развивалась на территориях древнерусских княжеств.

Но потом находки мечей сменяются саблями, попавшими на Русь вместе с воинами-кочевниками. И сабли приживаются у нас на долгие века: семь столетий назад их рисовали художники, в наше время их находят археологи.

Вот вам и доказательство того, что некогда новый тип оружия распространялся на Руси, становился все более привычным:

На всякий случай поясним про доспехи.

В XIII веке, когда случились знаменитые Невская битва и Ледовое побоище, и на Руси и в Европе главным и основным доспехом была кольчуга. Вот только на Западе предпочитали кольчуги с длинным рукавом, а на Руси — с коротким.

Дальше  развитие доспеха разошлось. Европа варилась в своем рыцарском котле, Русь — в сражениях с татарами. В итоге европейский рыцарь XVI-XVII веков сражался длинным мечом и был закован в немецкие латы. А его русский коллега защищал родные рубежи восточной саблей и носил доспехи турецкого либо персидского образца.

Разница идеалов

Пойдем далее.
Почему на Руси не было рыцарства в том виде, в котором оно существовало в Западной Европе?

Отчасти из-за разницы подхода к вере у православных и католиков, отчасти – из-за особенностей культуры.

Можно провести параллели между рыцарем и княжеским дружинником.
Это профессиональные воины, чаще всего, благородного происхождения, верующие.

«Рыцари Руси» не пустое словосочетание: в глазах европейских хронистов русские воины были рыцарями. У них был конь, был меч и была кольчуга. Кроме того, они занимали высокое положение в обществе.

Однако была и разница. Если целью военных походов рыцарей была защита именно веры, то русские дружины совершали свои военные походы ради защиты своих княжеств.

И личное служение высшим идеалам веры в виде жертвования своей жизнью отчасти являлось противопоставлением рыцарскому «убить неверных».

Одним из примеров такого подвига является гибель князей Бориса и Глеба — между прочим, «культовых личностей» для русских воинов. Смысл подвига заключался в том, что они погибли во имя попытки предотвратить гражданскую войну

Прививка мечом и любовью

Здесь следует оговориться: для рыцарей был крайне важен целый комплекс добродетелей, в числе которых вера, честь и культ прекрасной Дамы были главными.

И здесь приведем цитату Эварта Окшотта:

Следующим, что провозгласил Урбан II — это обязанность каждого благородного юноши в 20 лет принести торжественную клятву защищать слабых.  Особый акцент делался на заботе о высокородных дамах.

И вот к чему это привело:

Постепенно любовь к Прекрасной Даме, воинские доблести и задача всегда быть веселым, ибо рыцарь не унывает, превратились в единую систему качеств и добродетелей. Это был целый комплекс, и комплекс неделимый.

Ничего подобного на Руси не было. То есть отдельные элементы были, а полного повторения — нет. Это и обусловило отсутствие на Руси турниров, главной задачей которых было заслужить внимание Прекрасной Дамы.

Древнерусская геральдика

По геральдике не совсем верно, что ее не было. На Руси известны княжеские знаки, которыми они помечали свое имущество. Вот, например, боевой топор примерно XI столетия. Найден на территории Суздальской земли в Шекшово. На нем знак Рюриковичей — см. проекцию топора сверху, там трезубец, подобный изображению Украинского герба.

Так что эмблемы на Руси были. Вот насколько их можно считать гербами в западноевропейском смысле слова — не совсем ясно и об этом можно поспорить в комментариях.

У нас недавно была статья о том, какие были  рисунки на щитах у русских дружинников. Там тоже найдется материал для размышления.

Теперь что касается культурных связей. Они не всегда предполагают, что соседние народы позаимствуют друг у друга тот или иной элемент. Лично я полагаю, что ключевой момент в этом — вовсе не наличие потенциальных возможностей для обмена. Гораздо важнее влияние одной культуры на другую.

Культурное влияние огня и меча

Остановимся поподробнее на влияниях культур друг на друга.

Вот пример. Скандинавы успешно грабили христианские монастыри, а затем, не менее успешно, селились в странах, где христианство уже утвердилось в качестве основной религии. Кстати, первые русские мученики были варягами.

Феодор (греческое имя, видимо, полученное при крещении) отказался отдать своего сына в жертву по приказу тогда еще не крещенного князя Владимира. В итоге, их обоих убили посланные волхвами люди с оружием. Вполне возможно, княжеские дружинники. Позже на месте, где жил убитый варяг раскаявшийся князь построил церковь святой Богородицы.

Но в целом скандинавы совсем не спешили принимать Белого Бога, пока новая для них вера не была навязана их же правителями. Они-то сумели «переубедить» язычников топорами и мечами.

Население Руси, имевшее длительные и налаженные контакты с Византией, тоже не сильно рвалось отказываться от привычных религиозных воззрений. Инициатива по крещению, опять же, исходила сверху, от князя.

Вполне возможно, что, будь итоги Невской битвы и Ледового побоища другими, то мы бы учили историю рыцарства на Руси. Со всеми его турнирами, латами и длинными мечами.

Но история сложилась так, как сложилась.

И сложно представить себе такую ситуацию, при которой победители переняли бы культуру проигравшей стороны. Поэтому про рыцарство на Руси можно сказать только одно: не сложилось.

Но есть еще одна версия:

Кстати, на Руси была своя замена рыцарству — дружинная культура.
Подробнее о ней — в мартовском номере нашего альманаха «Людота», который посвящен Руси в XIII веке.

При подготовке текста использованы следующие материалы:

  1. А.Н. Кирпичников. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX-XIIIвв.
  2. А.Е. Мусин. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета.
  3. Е.В. Вдовиченков. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза и древних сообществах.

Фото: Андрей Бойков, архив Игоря Майорова «ВКонтакте».

 

Станд. Расшир.
Печатный / редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменять
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу

Оплата с Цена изображения

Плата за изображение

$ 14,99

Одноразовый платеж

Предоплаченные кредиты

$ 1

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.

План подписки

От 69 центов

Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.

Оплата с Стоимость изображения

Плата за изображение

$ 39,99

Оплата разовая, регистрация не требуется.