Ссср основание дата: Недопустимое название — Циклопедия

Дата основания — Михаил Елисейкин на vc.ru

Монокорпорация СССР: Дата основания

230
просмотров

Понимание того, что Монокорпорация СССР действительно базируется на идеях Маркса и Энгельса ( https://vc.ru/u/116881-mihail-eliseykin/453914-monokorporaciya-sssr-anarhiya-i-spravedlivost ), позволяет лучше понимать причины происходившего в ней. Тот факт, что Советский Союз представлял из себя единую организацию, с единым руководством, единым бюджетом и единым производственным планом, позволяет понять отличия советской промышленности (и даже советского общества) от государств с капиталистической экономикой, в которых есть много экономических субъектов живущих и ВЫЖИВАЮЩИХ на свои собственные деньги.

Однако, самого представления об СССР как о Монокорпорации недостаточно для использования этой идеи в качестве научной модели. Научная модель требует задания граничных условий, при выполнении которых она работает, и для исторической модели в число граничных условий должны входить временнЫе границы. Невозможно говорить «в этот период времени, советская промышленность функционировала по таким-то принципам», если нет представления о том где этот период начинается и где кончается.

И сейчас я хочу ответить на вопрос о том, в какой момент Монокорпорация из марксистской теории стала производственной реальностью.

Есть набор вариантов являющихся очевидно_неправильными: «в октябре 1917», «после победы большевиков в Гражданской войне» и «30 декабря 1922 года, в день подписания союзного договора».

Да, большевики стали строить свой государство социальной справедливости сразу же.

Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 года, содержит положения, являющиеся основой для организации описываемой моделью.

> ГЛАВА ВТОРАЯ > 3 […]

> а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

> б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

> в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

> г) […] > д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

> е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

Перед нами описание организации, в которой все основные финансовые и производственные ресурсы, включая работников, находятся в прямом подчинении общегосударственных органов власти.

В дальнейшем мы видим практические проявления данной юридической основы. Например, 2 ноября 1920 года, вышел Декрет СНК «Об едином тракторном хозяйстве», в котором говорится о том, что всё тракторное хозяйство страны управляется из единого центра в соответствии с производственным планом.

> Все тракторы со всеми запасными частями, тракторными земледельческими орудиями и повозками, каких бы систем они не были, поступают на учёт Наркомзему и распределяются им согласно общему производственному плану.

Казалось бы, вот она, реально функционирующая Монокорпорация, но тут случилась Новая Экономическая Политика с частичной денационализацией промышленности, частной собственностью и эксплуатацией человека человеком. Возникает соблазн дать очевидный ответ — «дата окончания НЭПа». Да, но нет. У нас есть дата провозглашения начала НЭПа, но нет даты объявления прекращения НЭПа. НЭП плавно сворачивали и переключали соответствующий функционал на госуправление, так что нужная дата находится где-то на растянутом интервале в несколько лет.

Для себя я эту дату нашёл через поиск корня интересующих меня явлений — это 1930-1931 годы. В этом времени берут своё начало не только явно_промышленные явления, но и те промышленные явления, которые ошибочно считаются культурными и социальными. (и про которые я буду рассказывать в последующих главах)

Проблема в том, что «по моим наблюдениям» это не самое надёжное обоснование и я сам готов крикнуть из зала «Елисейкин выступает за научность, а сам не может расписать периодизацию изучаемого процесса».

Полностью согласен с возмущённым слушателем и расписываю периоды возникновения Монокорпорации СССР.

Вскоре после начала НЭПа проявилось то, о чём и так было понятно — частный производитель подчиняется не общему производственному плану, а конъюнктуре рынка и финансовой выгоде. Это приводит не только к таким крупным событиям, как «Ножницы цен» и «Хлебная стачка», но и к проблемам на местах. (Например, как говорит пермский историк Михаил Гриф, частники не всегда были согласны на те условия, которые им мог предложить Мотовилихинский завод) Кроме того, частные производители не наращивали производство теми темпами, которые хотели государственные органы власти, и любили заниматься перепродажей вместо производства.

Советское руководство это видит и начинает внутреннюю дискуссию о том, какое устройство экономики должна быть в СССР. Результатом дискуссии становится разгром «левых уклонистов» (н) с высылкой Троцкого из СССР, разгром «правых уклонистов» со снятием Бухарина и сотоварищей с высоких постов, и провозглашение Сталиным «Года великого перелома». Все эти события приходятся на конец 1929 года

По случаю этих событий принято говорить о «сталинизме», «диктатуре Сталина», «победе Сталина» и тому подобные персонификациях исторических событий, но это всё лишь мешает пониманию сути процесса. А суть этого процесса была в формировании ЕДИНОГО РУКОВОДСТВА монокорпорации. Это не лично Сталин победил лично Троцкого, Бухарина, Рыкова и других однопартийцев, чьи имена мы уже забыли. Победил один их взглядов на то, как именно Союз Советских Социалистических Республик должен быть устроен экономически, а несогласные покинули «совет директоров» и другие руководящие должности.

И это случилось в конце 1929 года

Но единого руководства мало — нужна единая производственная структура работающая по единому плану.

Тут многие вспомнят начало Первой Пятилетки, Коллективизацию и Индустриализацию. И снова, да, но нет — пятилетние планы, колхозы и строительство заводов были и до 1929 года, и сами по себе не являются определяющими данном вопросе.

А определяющим является не только процесс становления экономических ресурсов подконтрольных государству, но и ликвидация экономических ресурсов государству не подконтрольных.

И на 1930-й год приходится ликвидация частных сельхозпроизводителей и низведение частной торговли до уровня, за которым она перестаёт играть хоть сколь либо заметную роль.

Что характерно, ликвидацию частных сельхозпроизводителей принято рассматривать не как экономическое явление, а как элемент идейной борьбы по принципу «они думают не так как мы». Но в ситуации с кулаками (а речь именно о них) главным является именно вопрос организации производства. Потому, что если прочитать постановление от 30 января 1930 года «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЛИКВИДАЦИИ КУЛАЦКИХ ХОЗЯЙСТВ В РАЙОНАХ СПЛОШНОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ», то речь там идёт не о каких-то абстрактных идеалах, романтических ценностях или иррациональной ненависти, а о экономических ресурсах:

> 1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве (разд. 7 и 8 Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.

> 2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

В данном постановлении, «кулак» показан именно в качестве частного производителя, а частный производитель не только работает по своим планам, но и торгует по своим ценам.

Таким образом получается, что если рассмотреть процесс «ликвидации кулачества как класса» с динамикой ликвидации частной торговли, то окажется, что 1930-й год — последний год, когда в СССР кто-то кроме госорганов мог устанавливать внутренние цены.

А именно УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ государством и ЕДИНЫЕ внутренние цены являются и сутью и смыслом существования Монокорпорации СССР, именно они определяют и объясняют значительную часть специфических явлений, отличающих социалистическую экономику СССР от капиталистических.

Дело тут, опять же не в жадности, жестокости или других эмоциональных трактовках, а во всё той те анархии производства, непроизводительных издержках и социальной справедливости.

Например, вот что написано в постановлении от 18 августа 1930 года «О мерах по упорядочению построения розничных цен»

> В целях упорядочения построения розничных цен, упрощения калькуляции и расчетных отношений внутри обобществленного сектора, облегчения общественного контроля за ценами и рационализации перевозок, Совет труда и обороны постановляет:

То что я дальше напишу, это не «расшифровка секретных планов» или «перевод с тайного языка», нет — это просто иллюстрация того, как в документах совершенно открыто проявляются намерения и реализуемая стратегия.

«рационализации перевозок» — это про уменьшение непроизводительных издержек

«облегчения общественного контроля за ценами» — это про социальную справедливость

«упрощения калькуляции и расчетных отношений внутри обобществленного сектора» — это про цены по которым МЕЖДУ СОБОЙ взаимодействуют ОРГАНИЗАЦИИ

Таким образом, уже в 1930-м году мы видим ситуацию, когда внутри административных границ Союза Советских Социалистических Республик есть только одна организация являющаяся экономическим субъектом — государство.

Все остальные организации выступают в роли «отделов» подчинённых общему государственному руководство. И именно общее руководство решало, кто/сколько/чего производит, и по каким ценам продаёт при оптовой и розничной торговле.

1930-й — это год когда Монокорпорация СССР начала полноценно функционировать.

Ну а юридически это было закреплено в Конституции СССР утверждённой 5 декабря 1936 года

> Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

> Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

> Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежат:

> з) внешняя торговля на основе государственной монополии;

> к) установление народнохозяйственных планов СССР;

> л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

> м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного значения;

и пр.

Таким образом: — середина 1920-х начало подготовки к запуску Монокорпорации СССР — 1929 год — создание единой управляющей структуры Монокорпорации СССР — 1930 год — фактическое начало функционирования Монокорпорации СССР — 1936 год — юридическое оформление устава Монокорпорации СССР

Да, в течении всего времени существования Монокорпорации СССР её внутренние механизмы и нормативная база менялись, но главное оставалось неизменным: — единое руководство — единый бюджет и отсутствие «негосударственных денег» — единый план и отсутствие экономической субъектности у всех предприятий советской промышленности.

А что это меняет в нашем восприятии советской промышленности и советского общества, расскажу в следующих главах.

Потому, что этот текст уже кратно превысил запланированный размер.

До встречи в ближайшую пятницу.

Михаил Елисейкин / 2022-07-05

З.Ы.: Внимание! В комментариях может наблюдаться локальный филиал ада. Я буду стараться это читать, ибо ради получения критики весь этот проект и существует.

Однако, раз они не являются авторской частью данного текста, то вы их читать не обязаны.

«Монокорпорация СССР: Дата основания» — Яндекс Кью

Понимание того, что Монокорпорация СССР действительно базируется на идеях Маркса и Энгельса ( https://yandex.ru/q/article/monokorporatsiia_sssr_anarkhiia_i_e74fceac/ ), позволяет лучше понимать причины происходившего в ней. Тот факт, что Советский Союз представлял из себя единую организацию, с единым руководством, единым бюджетом и единым производственным планом, позволяет понять отличия советской промышленности (и даже советского общества) от государств с капиталистической экономикой, в которых есть много экономических субъектов живущих и ВЫЖИВАЮЩИХ на свои собственные деньги.
Однако, самого представления об СССР как о Монокорпорации недостаточно для использования этой идеи в качестве научной модели. Научная модель требует задания граничных условий, при выполнении которых она работает, и для исторической модели в число граничных условий должны входить временнЫе границы. Невозможно говорить «в этот период времени, советская промышленность функционировала по таким-то принципам», если нет представления о том где этот период начинается и где кончается.
И сейчас я хочу ответить на вопрос о том, в какой момент Монокорпорация из марксистской теории стала производственной реальностью.
Есть набор вариантов являющихся очевидно_неправильными: «в октябре 1917», «после победы большевиков в Гражданской войне» и «30 декабря 1922 года, в день подписания союзного договора».
Да, большевики стали строить свой государство социальной справедливости сразу же.
Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 года, содержит положения, являющиеся основой для организации описываемой моделью.

ГЛАВА ВТОРАЯ
3 […]
а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.
г) […]
д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

Перед нами описание организации, в которой все основные финансовые и производственные ресурсы, включая работников, находятся в прямом подчинении общегосударственных органов власти.

В дальнейшем мы видим практические проявления данной юридической основы. Например, 2 ноября 1920 года, вышел Декрет СНК «Об едином тракторном хозяйстве», в котором говорится о том, что всё тракторное хозяйство страны управляется из единого центра в соответствии с производственным планом.

Все тракторы со всеми запасными частями, тракторными земледельческими орудиями и повозками, каких бы систем они не были, поступают на учёт Наркомзему и распределяются им согласно общему производственному плану.
Казалось бы, вот она, реально функционирующая Монокорпорация, но тут случилась Новая Экономическая Политика с частичной денационализацией промышленности, частной собственностью и эксплуатацией человека человеком. Возникает соблазн дать очевидный ответ — «дата окончания НЭПа». Да, но нет. У нас есть дата провозглашения начала НЭПа, но нет даты объявления прекращения НЭПа. НЭП плавно сворачивали и переключали соответствующий функционал на госуправление, так что нужная дата находится где-то на растянутом  интервале в несколько лет.
Для себя я эту дату нашёл через поиск корня интересующих меня явлений — это 1930-1931 годы. В этом времени берут своё начало не только явно_промышленные явления, но и  те промышленные явления, которые ошибочно считаются культурными и социальными. (и про которые я буду рассказывать в последующих главах)
Проблема в том, что «по моим наблюдениям» это не самое надёжное обоснование и я сам готов крикнуть из зала «Елисейкин выступает за научность, а сам не может расписать периодизацию изучаемого процесса».
Полностью согласен с возмущённым слушателем и расписываю периоды возникновения Монокорпорации СССР.
Вскоре после начала НЭПа проявилось то, о чём и так было понятно — частный производитель подчиняется не общему производственному плану, а конъюнктуре рынка и финансовой выгоде. Это приводит не только к таким крупным событиям, как «Ножницы цен» и «Хлебная стачка», но и к проблемам на местах. (Например, как говорит пермский историк Михаил Гриф, частники не всегда были согласны на те условия, которые им мог предложить Мотовилихинский завод) Кроме того, частные производители не наращивали производство теми темпами, которые хотели государственные органы власти, и любили заниматься перепродажей вместо производства.
Советское руководство это видит и начинает внутреннюю дискуссию о том, какое устройство экономики должна быть в СССР. Результатом дискуссии становится разгром «левых уклонистов» (н) с высылкой Троцкого из СССР, разгром «правых уклонистов» со снятием Бухарина и сотоварищей с высоких постов, и провозглашение Сталиным «Года великого перелома». Все эти события приходятся на конец 1929 года
По случаю этих событий принято говорить о «сталинизме», «диктатуре Сталина», «победе Сталина» и тому подобные персонификациях исторических событий, но это всё лишь мешает пониманию сути процесса. А суть этого процесса была в формировании ЕДИНОГО РУКОВОДСТВА монокорпорации. Это не лично Сталин победил лично Троцкого, Бухарина, Рыкова и других однопартийцев, чьи имена мы уже забыли. Победил один их взглядов на то, как именно Союз Советских Социалистических Республик должен быть устроен экономически, а несогласные покинули «совет директоров» и другие руководящие должности.
И это случилось в конце 1929 года
Но единого руководства мало — нужна единая производственная структура работающая по единому плану.
Тут многие вспомнят начало Первой Пятилетки, Коллективизацию и Индустриализацию. И снова, да, но нет — пятилетние планы, колхозы и строительство заводов были и до 1929 года, и сами по себе не являются определяющими данном вопросе.
А определяющим является не только процесс становления экономических ресурсов подконтрольных государству, но и ликвидация экономических ресурсов государству не подконтрольных.
И на 1930-й год приходится ликвидация частных сельхозпроизводителей и низведение частной торговли до уровня, за которым она перестаёт играть хоть сколь либо заметную роль.
Что характерно, ликвидацию частных сельхозпроизводителей принято рассматривать не как экономическое явление, а как элемент идейной борьбы по принципу «они думают не так как мы». Но в ситуации с кулаками (а речь именно о них) главным является именно вопрос организации производства. Потому, что если прочитать постановление от 30 января 1930 года «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЛИКВИДАЦИИ КУЛАЦКИХ ХОЗЯЙСТВ В РАЙОНАХ СПЛОШНОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ», то речь там идёт не о каких-то абстрактных идеалах, романтических ценностях или иррациональной ненависти, а о экономических ресурсах:
1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве (разд. 7 и 8 Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.
2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
В данном постановлении, «кулак» показан именно в качестве частного производителя, а частный производитель не только работает по своим планам, но и торгует по своим ценам.
Таким образом получается, что если рассмотреть процесс «ликвидации кулачества как класса» с динамикой ликвидации частной торговли, то окажется, что 1930-й год — последний год, когда в СССР кто-то кроме госорганов мог устанавливать внутренние цены.
А именно УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ государством и ЕДИНЫЕ внутренние цены являются и сутью и смыслом существования Монокорпорации СССР, именно они определяют и объясняют значительную часть специфических явлений, отличающих социалистическую экономику СССР от капиталистических.
Дело тут, опять же не в жадности, жестокости или других эмоциональных трактовках, а во всё той те анархии производства, непроизводительных издержках и социальной справедливости.
Например, вот что написано в постановлении от 18 августа 1930 года «О мерах по упорядочению построения розничных цен»
В целях упорядочения построения розничных цен, упрощения калькуляции и расчетных отношений внутри обобществленного сектора, облегчения общественного контроля за ценами и рационализации перевозок, Совет труда и обороны постановляет:
То что  я дальше напишу, это не «расшифровка секретных планов» или «перевод с тайного языка», нет — это просто иллюстрация того, как в документах совершенно открыто проявляются намерения и реализуемая стратегия.
«рационализации перевозок» — это про уменьшение непроизводительных издержек
«облегчения общественного контроля за ценами» — это про социальную справедливость
«упрощения калькуляции и расчетных отношений внутри обобществленного сектора» — это про цены по которым МЕЖДУ СОБОЙ взаимодействуют ОРГАНИЗАЦИИ
Таким образом, уже в 1930-м году мы видим ситуацию, когда внутри административных границ Союза Советских Социалистических Республик есть только одна организация являющаяся экономическим субъектом — государство.
Все остальные организации выступают в роли «отделов» подчинённых общему государственному руководство. И именно общее руководство решало, кто/сколько/чего производит, и по каким ценам продаёт при оптовой и розничной торговле.
1930-й — это год когда Монокорпорация СССР начала полноценно функционировать.
Ну а юридически это было закреплено в Конституции СССР утверждённой 5 декабря 1936 года

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежат:
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;
м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного значения;

и пр.
Таким образом:
— середина 1920-х начало подготовки к запуску Монокорпорации СССР
— 1929 год — создание единой управляющей структуры Монокорпорации СССР
— 1930 год — фактическое начало функционирования Монокорпорации СССР
— 1936 год — юридическое оформление устава Монокорпорации СССР
Да, в течении всего времени существования Монокорпорации СССР её внутренние механизмы и нормативная база менялись, но главное оставалось неизменным:
— единое руководство
— единый бюджет и отсутствие «негосударственных денег»
— единый план и отсутствие экономической субъектности у всех предприятий советской промышленности.
А что это меняет в нашем восприятии советской промышленности и советского общества, расскажу в следующих главах.
Потому, что этот текст уже кратно превысил запланированный размер.
До встречи в ближайшую пятницу.
Михаил Елисейкин / 2022-07-05
Следить за появлением новых глав можно тут — https://yandex.ru/q/profile/c249r19hr5v0aku0zfz4upwpq4/articles/
#МонокорпорацияСССР #Кулачество #ЧастнаяТорговля
З.Ы.: Внимание! В комментариях может наблюдаться локальный филиал ада. Я буду стараться это читать, ибо ради получения критики весь этот проект и существует.

Однако, раз они не являются авторской частью данного текста, то вы их читать не обязаны.

Краткий обзор российско-американских соглашений о контроле над ядерными вооружениями

Контактное лицо: Дэрил Кимбалл, исполнительный директор

сократить свои значительные арсеналы ядерных боеголовок и стратегических ракет и бомбардировщиков. Ниже приводится краткое изложение.

Соглашения о контроле над стратегическими ядерными вооружениями

ОСВ I

Начавшиеся в ноябре 1969 г. переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) к маю 1972 г. привели к заключению двух соглашений. . В июне 2002 года Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО, посчитав, что он ограничивает способность страны защищаться от атак террористов или «государств-изгоев» с баллистическими ракетами.

В соответствии со второй договорной сделкой, Временным соглашением, обе стороны обязались не строить новые шахты МБР и не увеличивать «существенно» размеры существующих шахт МБР, а также ограничить количество пусковых установок БРПЛ и подводных лодок-носителей БРПЛ. . Соглашение игнорировало стратегические бомбардировщики и не касалось количества боеголовок, но удалось ограничить Соединенные Штаты до 1054 шахт МБР, а Советский Союз — 1618 шахтами МБР. Соглашение также ограничивало количество пусковых установок БРПЛ для каждой стороны и позволяло увеличить количество пусковых установок, если это будет сделано одновременно с демонтажем или уничтожением соответствующего количества старых пусковых установок МБР или БРПЛ. Соединенные Штаты были ограничены 710 пусковыми установками БРПЛ при их базовом уровне в 656 пусковых установок БРПЛ и не более чем 44 современными подводными лодками с баллистическими ракетами. Советский Союз был ограничен 950 пусковых установок БРПЛ, из базового уровня 740 пусковых установок БРПЛ и не более 62 современных подводных лодок с баллистическими ракетами.

ОСВ-2

В ноябре 1972 г. Вашингтон и Москва договорились о продолжении договора ОСВ-1. ядерных сил бомбардировочного базирования до 2250 средств доставки (определяемых как шахта межконтинентальной баллистической ракеты, пусковая установка БРПЛ или тяжелый бомбардировщик) и наложил ряд других ограничений на развернутые стратегические ядерные силы. Соглашение требовало, чтобы Советы сократили свои силы примерно на 270 машин доставки, но силы США были ниже лимита и фактически могли быть увеличены.

Президент США Джимми Картер попросил Сенат не рассматривать ОСВ-2 за его совет и согласие после того, как Советский Союз вторгся в Афганистан в декабре 1979 года, и договор больше не рассматривался. Впоследствии и Вашингтон, и Москва обязались придерживаться условий соглашения, несмотря на то, что оно не вступило в силу. Однако президент США Рональд Рейган заявил 26 мая 1986 года, что будущие решения по стратегическим ядерным силам будут основываться на угрозе, исходящей от советских войск, а не на «несовершенном договоре ОСВ-2».

СНВ-1

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), впервые предложенный в начале 1980-х годов президентом Рональдом Рейганом и окончательно подписанный в июле 1991 года, требовал от Соединенных Штатов и Советского Союза арсеналов до 1600 средств доставки, несущих не более 6000 боеголовок по правилам соглашения.

Соглашение требовало уничтожения избыточных средств доставки, что было проверено с использованием интрузивного режима проверки, включающего проверки на местах, регулярный обмен информацией (включая телеметрию) и использование национальных технических средств (например, спутников). Вступление соглашения в силу было отложено на несколько лет из-за распада Советского Союза и последовавших за этим усилий по денуклеаризации Украины, Казахстана и Белоруссии путем возвращения их ядерного оружия России и присоединения их к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и договоров СНВ-1.

Сокращения СНВ-1 были завершены в декабре 2001 г., а срок действия договора истек 5 декабря 2009 г.

СНВ-2

Соглашение СНВ-1.

СНВ-2, подписанное в январе 1993 г., предусматривало окончательное сокращение развернутых стратегических арсеналов до 3000–3500 боезарядов и запрещало развертывание дестабилизирующих ракет наземного базирования с разделяющимися боеголовками. СНВ-2 подсчитывал боеголовки примерно так же, как и СНВ-1, и, как и его предшественник, требовал уничтожения средств доставки, но не боеголовок.

Первоначальный крайний срок реализации соглашения был январь 2003 г., через десять лет после подписания, но протокол 1997 г. перенес этот крайний срок на декабрь 2007 г. из-за длительной задержки ратификации. И Сенат, и Дума одобрили СНВ-2, но договор не вступил в силу, поскольку Сенат не ратифицировал протокол 1997 года и несколько поправок к Договору по ПРО, принятие которых Дума поставила в качестве условия вступления СНВ-2 в силу. Договор СНВ-2 был фактически отложен в результате выхода США в 2002 году из договора по ПРО.

Рамки СНВ-3

В марте 1997 года президенты Билл Клинтон и Борис Ельцин согласовали рамки переговоров по СНВ-3, которые включали сокращение развернутых стратегических боезарядов до 2000-2500 единиц.

Примечательно, что в дополнение к требованию об уничтожении средств доставки переговоры по СНВ-3 должны были касаться «уничтожения стратегических ядерных боеголовок», чтобы способствовать необратимости глубоких сокращений. Переговоры должны были начаться после вступления в силу СНВ-2, чего так и не произошло.

СНП (Московский договор)

24 мая 2002 г. президенты Джордж Буш и Владимир Путин подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП или Московский договор), в соответствии с которым Соединенные Штаты и Россия сократили свои развернутые стратегические силы. арсеналы до 1700-2200 боезарядов каждый. Лимит боеголовок вступил в силу и истек в тот же день, 31 декабря 2012 года. В рамках соглашения обе страны также согласились сохранить в силе СНВ-1, что помогло обеспечить процедуры мониторинга и проверки, не предусмотренные СНП.

Хотя обе стороны не договорились о конкретных правилах подсчета, администрация Буша утверждала, что Соединенные Штаты будут сокращать только боеголовки, развернутые на стратегических носителях, находящихся на вооружении (т. службы и размещаются на хранении или в боеголовках на средствах доставки, проходящих капитальный ремонт или ремонт. Ограничения соглашения аналогичны тем, которые предусмотрены для СНВ-3, но договор не требует уничтожения средств доставки, как это было в СНВ-1 и СНВ-2, или уничтожения боеголовок, как это было предусмотрено в СНВ-3.

Договор одобрен Сенатом и Думой и вступил в силу 1 июня 2003 г. СНП был заменен на Новый СНВ 5 февраля 2011 г.

Новый СНВ Соединенные Штаты и Россия подписали Новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), юридически обязывающее, поддающееся проверке соглашение, ограничивающее каждую сторону 1550 стратегическими ядерными боеголовками, развернутыми на 700 стратегических системах доставки (МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков, предназначенных для ядерной миссии). ) и ограничение развернутых и неразвернутых пусковых установок, в том числе находящихся в капитальном ремонте, до 800. Договор не ограничивает неразвернутые МБР и БРПЛ.

Подотчетный договору предел боезарядов на 30 процентов ниже верхнего предела СНП в 2200 единиц, а предел средств доставки на 50 процентов ниже разрешенных в СНВ-1 1600 единиц. Договор имеет режим проверки, сочетающий элементы СНВ-1 с новые элементы, адаптированные к Новому СНВ. Меры в рамках договора включают инспекции и выставки на местах, обмен данными и уведомления, касающиеся стратегических наступательных вооружений и объектов, подпадающих под действие договора, а также положения, облегчающие использование национальных технических средств для наблюдения за соблюдением договора. Договор также предусматривает непрерывный обмен телеметрическими данными (данные о летных испытаниях ракет до пяти испытаний с каждой стороны в год) и не ограничивает существенно возможности противоракетной обороны или обычных ударных возможностей большой дальности.

Сенат США одобрил новый СНВ 22 декабря 2010 г. Процесс одобрения российского парламента (прохождение как Государственной Думой, так и Советом Федерации) завершен 26 января 2011 г. Договор вступил в силу 5 февраля. , 2011 г., и обе стороны выполнили основные ограничения договора к крайнему сроку реализации 5 февраля 2018 г. Соединенные Штаты и Россия договорились 3 февраля 2021 г. о продлении нового СНВ на пять лет, как это разрешено текстом договора. до 5 февраля 2026 г.

Соглашения о контроле над стратегическими ядерными вооружениями

Соглашения о контроле над стратегическими ядерными вооружениями

  СОЛЬ I =100px> СОЛЬ II Договор РСМД СТАРТ I СТАРТ II СТАРТ III СОРТИРОВКА

Новый СТАРТ

 

Статус Просроченный Никогда не вступал в силу Прекращено Просроченный Никогда не вступал в силу Никогда не обсуждался Заменен новым СТАРТОМ В силе
Предел развернутой боеголовки н/д н/д н/д 6000 3000-3500 2000-2500 1 700-2 200 1 550
Ограничение развернутого транспортного средства доставки США: 1764 МБР и БРПЛ
СССР: 2568
2 250 Запрещает ракеты наземного базирования дальностью 500-5500 км 1 600 н/д н/д н/д 700
Дата подписания 26 мая 1972 г. 18 июня 1979 г. 8 декабря 1987 г. 31 июля 1991 г. 3 января 1993 г. н/д 24 мая 2002 г. 8 апреля 2010 г.
Дата ратификации, США 3 августа 1972 г. н/д 28 мая 1988 г. 1 октября 1992 г. 26 января 1996 г. н/д 6 марта 2003 г. 22 декабря 2010 г.
Голосование за ратификацию, США 88-2 н/д 93-6 93-6 87-4 н/д 95-0 71-26
Дата вступления в силу 3 октября 1972 г. н/д 1 июня 1988 г. 5 декабря 1994 г. н/д н/д 1 июня 2003 г. 5 февраля 2011 г.
Крайний срок реализации н/д Н/Д 1 июня 1991 г. 5 декабря 2001 г. н/д н/д н/д 5 февраля 2018 г.
Срок годности 3 октября 1977 г. н/д 2 августа 2019 г. 5 декабря 2009 г. н/д н/д 5 февраля 2011 г. 5 февраля 2026 г.*

* Первоначально срок действия нового СНВ-3 истекал 5 февраля 2021 г., но он был продлен на пять лет до 2026 г., как это разрешено текстом договора.

Меры по контролю над нестратегическими ядерными вооружениями

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД)

Подписан 8 декабря 1987 г. и Советский Союз поддающимся проверке образом ликвидировать все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров. Отличаясь беспрецедентным, интрузивным режимом инспекций, включая инспекции на местах, Договор о РСМД заложил основу для проверки последующего СНВ-1. Договор о РСМД вступил в силу 1 июня 19 года.88, и обе стороны завершили свои сокращения к 1 июня 1991 г., уничтожив в общей сложности 2692 ракеты. Соглашение стало многосторонним после распада Советского Союза, и активными участниками соглашения стали США, Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. Туркменистан и Узбекистан также были участниками соглашения, но не участвовали в договорных совещаниях или выездных инспекциях с разрешения других государств-участников. Запрет на ракеты средней дальности был бессрочным.

И США, и Россия выразили озабоченность по поводу соблюдения другой стороной договора о РСМД. Соединенные Штаты впервые публично обвинили Россию в 2014 году в разработке и испытании крылатой ракеты наземного базирования — ракеты 9М729 — с дальностью, превышающей ограничения Договора о РСМД.

Россия отрицала, что нарушила соглашение, и выразила собственную озабоченность по поводу соблюдения Вашингтоном. Москва заявила, что Соединенные Штаты разместили в Европе пусковую систему ПРО, которая также может использоваться для стрельбы перехватчиками и крылатыми ракетами, используя для испытаний ПРО цели с характеристиками, аналогичными ракетам средней дальности, запрещенным Договором о РСМД, и производили вооруженные беспилотники. которые были эквивалентны крылатым ракетам наземного базирования.

20 октября 2018 г. президент Дональд Трамп объявил о своем намерении «расторгнуть» соглашение, сославшись на несоблюдение Россией и опасения по поводу китайских ракет, а 4 декабря госсекретарь Майк Помпео заявил, что Россия «существенно нарушает» соглашение. договор. Администрация Трампа официально уведомила другие государства-участники договора 2 февраля 2019 года о том, что она приостановит свои обязательства по договору и выйдет из соглашения через шесть месяцев — в соответствии с условиями договора — и «расторгнет» соглашение. если Россия не вернется к соблюдению, ликвидировав свои наземные 9Ракеты М729.

2 августа 2019 года США официально вышли из ДРСМД.

Президентские ядерные инициативы

27 сентября 1991 г. президент Джордж Х.У. Буш объявил, что Соединенные Штаты выведут из развертывания почти все тактические (нестратегические) ядерные силы США, чтобы Россия могла предпринять аналогичные действия, снизив риск распространения ядерного оружия после распада Советского Союза. В частности, Буш заявил, что Соединенные Штаты ликвидируют все свои ядерные артиллерийские снаряды и баллистические ракеты малой дальности, а также уберут все нестратегические ядерные боеголовки с надводных кораблей, ударных подводных лодок и наземных военно-морских самолетов.

5 октября советский лидер Михаил Горбачев ответил взаимностью, пообещав уничтожить все ядерные артиллерийские боеприпасы, ядерные боеголовки тактических ракет и ядерные противопехотные мины. Он также обязался снять с развертывания все советское военно-морское тактическое ядерное оружие.

В рамках этих инициатив США и Россия сократили свои развернутые нестратегические запасы примерно на 5000 и 13000 боеголовок соответственно. Однако остаются серьезные вопросы относительно выполнения Россией своих обязательств, и существует значительная неопределенность в отношении текущего состояния российских тактических ядерных сил. По оценкам Министерства обороны, Россия обладает примерно 1,900 нестратегических ядерных вооружений и что их количество увеличивается. Соединенные Штаты содержат около 200 нестратегических гравитационных бомб B61.

Отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом

Отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом

Раздел 2. Отношения между Соединенными Штатами и Советским Союзом

 

В течение последнего года так называемые «диалоговые» отношения между
Соединенные Штаты и Советский Союз добились прогресса на фоне
баланс между ними в области ядерной стратегии, и это оказало
желаемое влияние на шаги по ослаблению напряженности между ними.
прогресс, достигнутый в их двусторонних отношениях на рабочем уровне, был еще одним
особенность.

Основные события включали следующее: (i) реализация Президента
Визит Никсона в Советский Союз и американо-советские переговоры на высшем уровне
намечено, несмотря на решительные меры, принятые Соединенными Штатами против Северной
Вьетнам, и заключение соглашения о принципах их
двусторонние отношения, первое соглашение ОСВ и другие соглашения (в мае 1972 г. )
; (ii) расчет в октябре после заключения зерновой сделки
соглашение (в июле 1972), таких проблем, как заключение договора о
погашение Советским Союзом своих военных долгов США и
торгового соглашения, по которому не было достигнуто соглашение по случаю
визит президента Никсона; и (iii) согласование мнений между Соединенными
США и Советский Союз по случаю помощника президента
Визит Киссинджера в Советский Союз (в сентябре 1972 г.) о будущем Восток-Запад
переговоры по Европе, такие как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
и взаимные и сбалансированные сокращения силы (MBFR).

Две страны продемонстрировали готовность к сотрудничеству не только в двусторонних
отношениях, но и в международных отношениях в целом. Хотя это было когда-то
опасались (ввиду выступления Брежнева в декабре), что военно-морская блокада США
Северного Вьетнама могло отрицательно сказаться на американо-советских отношениях, это не привело
любых конкретных признаков ухудшения их двусторонних отношений.
В их двусторонних отношениях не было никаких признаков напряженности из-за Ближнего Востока.
проблемы, которые потенциально могут стать фактором, ведущим к конфронтации
между США и Советским Союзом.

Ниже приведены события в американо-советских отношениях за последний год.
которые заслуживают особого упоминания:

 

1. Визит президента США в СССР

 

Визит президента Никсона в Советский Союз (в мае 1972 г.) был самым
эпохальное событие после визита премьер-министра СССР Хрущева в США
в 1959 году, поскольку это был первый визит в Советский Союз
Президент США после войны.

Его визит состоялся, несмотря на то, что американо-советское противостояние
проблема Вьетнама обострилась из-за морской блокады США
Северный Вьетнам. Она дала конкретные результаты, в том числе соглашение об основных
документов («Основные принципы отношений»), касающихся советско-американских отношений.
двусторонних отношений и заключение первого договора ОСВ и нескольких
рабочие договоренности.

Все это расценивалось как указание на то, что отношения ограниченного сосуществования и
сотрудничество между Соединенными Штатами и Советским Союзом зародилось.

 

2. Развитие двусторонних отношений в области разоружения

 

(1) Вступление в силу Договора по ПРО

Седьмой раунд американо-советских переговоров по ограничению стратегических вооружений
так называемая первая ОСВ), оказывающая большое влияние на мировую военную
стратегической структуры, проходил в Хельсинки с 28 марта по 26 мая 1972 года.
В результате США и Советский Союз заключили договор об ограничении противоракетной обороны (ПРО) и временное соглашение о некоторых мерах по
ограничить стратегические наступательные вооружения. Затем, 3 октября, две страны
обменялись ратификационными грамотами и нотами о принятии
временное соглашение, а договор и соглашение вступили в силу.

Договор по ПРО ограничивает количество ПРО для обороны столицы
каждого подписавшего и оборонительных ПРО для защиты одного
базы межконтинентальных баллистических ракет (МБР) до менее 100 единиц каждая и
предусматривает некоторые качественные ограничения на радиолокацию и другие сопутствующие
удобства. Что касается наступательных вооружений, то предварительное соглашение и протокол
к соглашению предусматривают, что (i) межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты подводных лодок
ракеты (БРПЛ) ограничиваться уже находящимися в эксплуатации и строящимися
по состоянию на 1 июля 19 г.72, и что (ii) Соединенные Штаты ограничивают количество
подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами нового типа до 44 и БРПЛ до 710, при этом
Советский Союз ограничивает количество таких подводных лодок и БРПЛ до 62 и 950 соответственно.
Срок договора по ПРО бессрочный, а срок действия временного
соглашение по стратегическим наступательным вооружениям рассчитано на пять лет. Договор и
временное соглашение являются первым продуктом американо-советской ОСВ
переговоров, проведенных в течение последних двух с половиной лет.

(2) Попытки США и СССР избежать ядерной войны

Соглашения, достигнутые на первых переговорах по ОСВ, носили фундаментальный характер.
значение для мира и безопасности во всем мире и величайший продукт
американо-советские переговоры на высшем уровне.

Переговоры были оценены как успешные и в значительной степени способствовали
ослабление общей международной напряженности в том, что (i) обе страны
углубили свои отношения сотрудничества и доверия, чтобы избежать ядерной войны, (ii)
они достигли договоренности, хотя и ограниченной по масштабам, не только по оборонительным ядерным
оружия, но и наступательного оружия, и что (iii) они согласились провести
второй ОСВ на ранней стадии.

Затем США и Советский Союз провели первый раунд
второй ОСВ в Женеве с 21 ноября по 21 декабря 1972 г. и достиг
соглашение о меморандуме об их понимании для создания
постоянный комитет по первому соглашению ОСВ.

 

3. Развитие американо-советских рабочих отношений, включая торговлю и судоходство

 

Две страны подписали различные соглашения о сотрудничестве по случаю
Визит президента Никсона в Советский Союз.