Самые известные народные промыслы в России. Русские народные промыслы
Самые известные народные промыслы в России
Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.
Художественная роспись в России Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.
Городецкая роспись Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.
Полховско-Майданская роспись Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Палехская роспись Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.
Роспись Жостово Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.
Гжель Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.
Русские ремесла, ставшие промысламиПорой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.
Дымковская игрушка Рядом с городом Вятки была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города Вятки. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
Филимоновская игрушка Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.
Роспись елочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
Фабрика «Ариель» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариель». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.
Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.
Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
7lostworlds.ru
Русские народные промыслы
Культура народов, проживающих на территории России, очень богата и разнообразна, она переплетается между собой и создает квинтэссенцию самого лучшего и интересного, что есть в традициях, обычаях и промыслах каждого этноса. Русские народные промыслы развивались, совершенствовались и оттачивались веками, они являются показателем неповторимой русской культуры.
Роспись в русских народных промыслах
С семнадцатого века в Московской области появляется удивительная техника росписи керамической посуды с использованием только синей краски. Уникальная техника росписи сразу нашла своих ценителей, и изделия получила широкое распространение. Такую технику стали называть «Гжель». Похожие рисунки, которые позже стали появляться в других районах, называются «под Гжель».
Жостовская роспись получила свое название по имени деревни, которая с девятнадцатого века стала центром промысла. Это традиционное украшение железных подносов своеобразным рисунком. Таким образом оформляют посуду для красоты, как сувенир, и для повседневного использования. Обычно мастерами используется черный фон, на котором изображаются букеты, комбинированные из мелких и крупных цветов. Подносы бывают так же различной формы.
Палехская миниатюра еще один из русских промыслов. Украшенные по средствам такой росписи изделия были очень распространены в качестве сувениров в советское время. Шкатулки, портсигары, брошки, панно покрывались черной краской и украшались по средствам золоченой краски различными узорами.
В селе Федоскино зародился новый способ расписывать миниатюры в восемнадцатом веке и со временем превратился в народный промысел, получивший название Федоскинская миниатюра. Картины из крестьянской жизни, нанесенные на папье-маше и крышки ларцов были очень популярны.
Так же известна как Гжель, новгородская роспись по дереву Хохлома. Дерево покрывается серебряным песком, который под воздействием температуры приобретает золотой оттенок. На приготовленное таким образом дерево наносится рисунок черной и красной краской.
Ткацкое искусство в русских народных промыслах
Вологодское кружево знаменито своими особенными рисунками, которые сделаны из тонкой витой тесьмы. Плетут кружева при помощи коклюшек, то есть деревянных палочек. Настоящие мастерицы очень быстро переплетают тесьму, и из под их рук выходят необычной красоты узоры.
Елецкое кружево считается самым тонким и ажурным, оно с девятнадцатого века использовалось модницами в шитье нарядов.
Мценское кружево, так же представляет собой необычное плетение на коклюшках и отличается от других особенными узорами.
Про оренбургский пуховый платок ходят легенды. Он очень легкий и тонкий, но при этом теплый и красивый. Основой паутинки является пух оренбургской козы. Настоящее изделие все проходит через обручальное кольцо и помещается в гусином яйце.
Павловопосадские шали делаются из шерсти в красно – черных тонах с красивыми цветами по всему полю.
Изготовление игрушки, как русский народный промысел
Отношение к детям у русского народа всегда было особенное. В семьях было много ребятни, а денег не было, чтобы порадовать детвору, игрушки делали из подручного материала.
Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, Абашевская и Богородская глиняные игрушки были известны по всей Руси и до сих пор сохранились мастера, которым передались все хитрости этой немудреной, но такой привлекательной и красочной игрушки.
На особом месте стоит матрешка – символ России. Она появилась в конце девятнадцатого века, но стала самым любимым сувениром иностранных туристов.
Металлические изделия в русских народных промыслах
Скань – это узор из различных металлов, напаянных на решетку. Ажурность изделий может конкурировать с вологодским кружевом, не смотря на далеко не воздушный материал, из которого производится шедевр.
Каслинское литье из чугуна и бронзы, так же восхищает своей утонченностью и четкостью.
Русские народные промыслы не ограничиваются вышеперечисленными. Мастера краснодеревщики и столяры, белошвейки и вязальщицы испокон веков покоряли своим мастерством и совершенством изделий. По сей день в России сохраняются традиции народных промыслов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!
Вам понравилась статья?
Поделиться статьей:
Десерт
-
Русская иконопись и её школы в XVI – XVII веках
< Назад
stranakontrastov.ru
Народные ремесла и промыслы России
Народные ремесла и промыслы России.
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Виды народных промыслов России. Их характеристика
Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.
В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.
Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».
Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.
Художественная обработка дерева.
Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.
В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.
Резьба по дереву — это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резьбой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архангельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Кировской областях.
К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях. У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.
Богородская резьба.
Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось старинное русское село Богородское.
Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.
Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы.
В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.
Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой — богородский мишка – смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.
Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Человеческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.
Художественные изделия из бересты.
Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного творчества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.
Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.
Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.
Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари — бураки, короба, туески. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись.
Декорирование берестяных изделий.
Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры - круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно расположенные на украшаемой поверхности Инструменты для тиснения - набор штампиков - чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.
В зависимости от размера и вида изделия бересту нарезают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший наружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кладут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.
Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорезная или просечная береста на русском Севере. По праву первое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй половине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХVIII-ХIХ вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Постепенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются основные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.
Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выделяются туеса, расписанные пермогорской росписью, получившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным сочетанием белого, золотисто-кремового фона с мелким растительным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди которых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.
Хохломская роспись по дереву.
Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная.
Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка.
Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком
Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.
Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи.
Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Народная керамика.
Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.
К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.
Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.
Терракота - это изделия из обожженной глины, не покрытые глазурями.
Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина — каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.
Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.
Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.
Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а глины, которые они употребляли, отличались высоким качеством.
В середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.
Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными Скульптура выполнялась отдельно.
Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель».
Орнамент, украшающий гжельские изделия — растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется свежестью и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи при тиражировании изделий, они всегда вносят что-то новое.
Скопинская керамика. Город Скопин Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но известность Скопину создали выполняемые местными гончарами сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно украшались скульптурными изображениями фантастических зверей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках.
Сложные, богато разработанные формы мастера выполняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельствует о неистощимой фантазии мастеров. Скопинские изделия обычно покрыты зелеными и желто-коричневыми потечными глазурями. Интенсивный цвет, обилие скульптурных украшений и причудливость форм сообщают искусству Скопина выразительность и яркое своеобразие.
Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявляются при создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали менее сложными и причудливыми.
Дымковская игрушка. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г.Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.
Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность.
Образы дымковских игрушек отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразительностью, яркой праздничностью и юмором. Форма изделий, так же, как и роспись, условна.
Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники.
Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости жизни. В этом се непреходящая ценность и уникальность.
Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр традиционного русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми местными залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. потомственный гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля; крестьянки, охотники представлены с поразительной остротой характера; животные - кони, коровы и т.д. - наделены индивидуальными признаками. Они приземисты, сдержанны по расцветке.
Каргопольские игрушки лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжигались и покрывались белой краской.
Веселый Полкан-богатырь со знаком солнца на груди народной мастерицы и сказительницы М Бабкиной наделен большой силой. Его образ связан с древнеславянской мифологией.
Мастерица сохранила традиционные приемы лепки и росписи. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, крест в круге - солнце, кружочки, ромбики, зигзаги, которые имели символическое значение.
Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.
Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый. Поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент.
Кружевоплетение.
Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.
Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик - подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью.
Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день.
Основу вологодского кружева составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные формы кружевного орнамента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми листьями и фронтальными шести, восьми — и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кружевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически совершенный характер, производят впечатление прочности, надежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнообразен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, скатерти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры.
Михайловское кружево. Большой интерес представляет кружево, производимое в г. Михайлове Рязанской губернии. Здесь исполняли кружево плотное, из толстых нитей, не только белое, но и разноцветное, яркое. Оно хорошо подходило к красочным нарядам русских крестьян. Носили его на своих рубахах не только женщины, но и мужчины. Им обшивали женские передники, полотенца, простыни. Оно имело несложный вид заостренных зубцов - «мысов», веерообразных фигур, так называемых бубенцов. В кружевах применялись нити всего трех цветов: белого, красного и синего, но они так умело сочетались, что каждый кусок кружева казался красочным по-новому. В 1950-х годах происходят заметные изменения в облике Михайловского кружева. Укрепляются узоры, вводятся новые цвета. Эти изменения в большой мере связаны с именем талантливой художницы - кружевницы. Д.А.Смирновой. В ее работах впервые появляются изображения человеческих фигур. Д.А.Смирнова с мастерицами промысла стремится сохранить красоту цветных узоров как уникальное явление русского народного искусства.
Вышивка.
Вышивка — один из наиболее распространенных видов народного искусства.
Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.
В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.
Вышивка не требовала сложного оборудования — игла, нитки, холст — вот и все, что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.
Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.
Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. В любой союзной и автономной республике, крае, области, районе встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.
Процесс формирования современных строчевышивальных промыслов неоднозначный. В каждой местности он связан с укладом жизни, развитием общей культурной традиции, степенью взаимовлияния культур соседних народов. В настоящее время вышивка получила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.
Золотное шитье ранее применяли для изготовления предметов культового назначения, а также для украшения головных уборов. Такая вышивка была характерна для Нижегородской, Тверской, Вологодской и многих других областей. Однако наиболее развита эта вышивка в Торжке, мастерицы которого сумели донести свое искусство золотного шитья до наших дней. Здесь используют трудоемкие приемы этого шитья: кованый шов, литой шов, в прикреп и др. Для достижения большого эффекта рельефности узора при его выполнении под настил подкладывали кусочки картона, бересты или кожи.
Неповторим современный торжокский золотошвейный промысел Тверской области, на котором, сохраняя традиционные приемы, выполняют нарядные изделия — пояса, сумочки, шапочки, жилеты, папки для торжественных случаев.
В золотной вышивке использовали самые разнообразные узоры — от простых полос, петелек, звездочек до сложных композиций растительного орнамента. Как и раньше, золотную вышивку дополняют нашивками блесток и включением самых разнообразных разреженных швов, которые особенно часто применяют при оформлении дополнений к костюму — шарфов, платков, нагрудных украшений.
Своеобразная вышивка получила развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь с всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка — так называемые владимирские швы.
studfiles.net
Русские народные художественные промыслыТрадиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективомПромыслы Северная чернь Ростовская финифть Холмогорская резьба по кости Гжель Матрешки Лаковая миниатюра Живопись Берестяные изделия Чернолощеная керамика Хохломская роспись Богородская резьба Жостовская роспись Абрамцево-кудринская резьба Сергиевская(Загорская) роспись с выжиганиемХохлома
ПАЛЕХ
Городец
Жостово
Мстёра
Холуй
Гжель
Хохлома
Финифть
Абашевская игрушка - свистулька
Богородские игрушки
Валдайские колокольчики
Городецкая роспись
Дымковская игрушка
Лаковая миниатюра
Матрешка
Резьба по дереву
Тульские самовары
Байка Знаменитый гжельский фарфор появился в конце XVIII века. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. С тем же благоговением к гжельским вещицам относились и в советские времена. Секретом этого тонкого производства в период зарождения владели буквально единицы. Мастера, опасаясь конкуренции со стороны местных гончаров, строго хранили свои секреты. Хозяин завода даже специально нанял немого мастера, чтобы тот не мог выдать тайны на сторону. Крестьяне же просто напоили мастера, и тот из тщеславия показал им весь процесс производства.На долю фарфора выпало столько славы, сколько не пришлось ее испытать ни одному керамическому материалу. Его цена приравнивалась к цене золота, фарфоровая ваза выменивалась на роту солдат, выдача секрета фарфоровой массы каралась смертной казнью. Этот прекрасный материал был и до сих пор остается высшим и непревзойденным произведением керамического производства
Спасибо за внимание!
|
rpp.nashaucheba.ru
Русские народные промыслы | Путешествие по Карелии
Художественные изделия из бересты Хотьковская резьба по дереву Городецкая роспись Русская матрешка Хохломская роспись Палехская лаковая живопись Торжокский золотошвейный промысел Холмогорская резьба по кости.
Лаковая живопись Мстёры Скопинская керамика Филимоновская игрушка Дымковская игрушка Жостовские подносы Ростовская финифть Великоустюжское чернение по серебру. Платки из Павловского Посада Вологодское кружево
Художественные изделия из бересты
Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно.О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В первый летний месяцнаши предки справляли «зеленые святки » , или древнюю «русалью неделю», - березка была именинница! Избы украшали березовымиветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» березку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами. Вы знаете, сколько важных дел у березы?Первое дело - мир освещать,Второе дело - скрип утишать,Третье дело - больных исцелять,Четвертое дело - чистоту соблюдать.Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком! Отличные метелки делали из березовых прутьев. Но дел у березы гораздо больше, чем в стихотворении. Вместо бумаги в древности писали на бересте — березовой коре. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящаякартина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи... Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента...Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А еще узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из нее особенно нарядными. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, не из драгоценных камней, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.
Хотьковская резьба по деревуНа древней земле Радонежа.Места эти древние, заповедные, сказочные... Может быть, где-то здесь, на зеленом берегу тихой реки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались вдаль: не покажется ли где дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском... В дремучих лесах искали люди спасенияот набегов жестоких степняков.Издавна стоял здесь небольшой городок-крепость Радонеж, в котором некогда родился самый почитаемый - русский святой Сергий Радонежский — основатель знаменитого Троице-Сергиева монастыря. А в 1308 году, как гласит предание, близ Радонежа на реке Паже, был основан «Покров монастырь, что на Хотькове ». Умелые мастера жили в окрестныхселениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда — красота окружающей природы. Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. В середине XIX века принадлежало оно писателю С Т . Аксакову. А в 1870 году имение приобрел С И . Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работали известные писатели и художники. В Абрамцеве В. Серов написал картину «Девочка с персиками», а В. Васнецов начал работать над «Богатырями » и «Аленушкой ».А вскоре Е.Д. Поленова, сестра знаменитого художника Василия Поленова, организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сел изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам. Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша — братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют.И кажется, что шкатулочка или ковш сделаны из редкого, ценного дерева, привезенного за тридевять земель. В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века... Кроме резьбы по дереву, абрамцевскиехудожники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.
Городецкая роспись
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевуюкрепость. Называли Городец еще и Малым Китежем. Старая легенда рассказывает, что поехал князь «с места того сухимпутем» к озеру Светлояру. И заложил на том озере Большой Китеж, а расстояние «между городами было сто верст». Во время нашествия хана Батыя на Русь враги сожгли, разграбили Городец, но князь, повествует летопись, «изыде тайно из града того в большой град Китеж». Так в те далекие времена родилась поэтическая легенда о чудесном граде Китеже, который при приближенииврагов опустился в воды озера Светлояра... И будто бы слышно иногда, как в глубине его звонят китежские колокола.А Городец — Малый Китеж восстал из пепла, как сказочная птица Феникс. В Городце, возвращаясь из Орды, умер заболевший в пути великий полководец князь Александр Невский. Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам— конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была символом хорошей семейной жизни. Городецкие мастера украшали донца прялок резьбой, инкрустацией, а потом стали расписывать яркими масляными красками. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней — разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и каруселях... Чинно сидят дамы в нарядных платьях, кавалеры в сюртуках — то ли праздник какой, то ли свадьба. А на циферблате часов, они тоже на рисунке присутствуют, стрелки время показывают.Расцветают на прялках цветы-купавки, красные розы-яблочки. Крутится веретено в ловких пальцах пряхи. Тут и песня слышится: В низенькой светелке Огонек горит. Молодая пряха Под окном сидит... Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус!...Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом, на котором пыхтит пузатый самовар. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.
Русская матрешка
Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом!Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Про матрешку придумали потешку:Шли матрешки по дорожке,Было их немножечко:Две Матрены, три МатрешкиИ еще Матрешечка!По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!»С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше.Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой. Усадьба Абрамцево — рядом с Сергеевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками. Вскоре и сергиевопосадские мастера тоже принялись за дело. Стали делать матрешек и в других местах России. Матрешки из города Семенова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и более «стройные». Есть матрешки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами. А порою матрешку Матреной и не назовешь! Это былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари. Теперь деревянные куклы как две капли воды похожи на известных людей. Стали матрешку золотить, да и весь ее традиционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны — в метр высотой. Внутри такой «матрешки» спрятан не один десяток ее сестричек. Или братишек. Матрешка уже стала одним из символов России. Но и современная девочка, баюкая свою любимую матрешечку, напевает: «Где же ты, куколка, была? Где же ты, барынька, была?»
Хохломская роспись
Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатоеугощение, но от всей души...Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушитее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохюма ни жара, [и стужи. Все так же будут сиять к ее краски, не п о т у с к н е е т «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Палехская лаковая живопись
Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвалисело Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой. Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными — по двое.С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом ». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки - такого мастера называли «личник». Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой », как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха -братья Белоусовы.Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - еще в 1901 году писал А.П. Чехов. Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров- иконописцев. ...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью масмастера рождаются пейзажи родной стороны - и сияет золотое солнце, текут быстрые реки... Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли. Дела давно минувших дней,Преданья старины глубокой... Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью. Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще - тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями - «плавью » , как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь. Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран - в память о России.
Торжокский золотошвейный промысел
Между рекой Волгой и озером Селигер, на реке Тверце, издавна стоит город Торжок. В летописях он упоминается даже раньшеМосквы, под 1134 годом, но, возможно, существовал и ранее. Известен Борисоглебский Новоторжский монастырь, возникшийеще в 1038 году. Основал его инок Ефрем, бывший конюший князей Бориса и Глеба, убитых по злому умыслу их брата, Святополка Окаянного. Место, где располагался древний городок- крепость, было бойкое, торговое.Со всех сторон света приезжали сюда купцы,привозили на продажу и сами покупали здесь много всякого товара. Так и родилось название городка — Торжок. Называли его еще и Новым Торжком.Но приходили гости и незваные. В1238 году осадил Торжок всей силою хан Батый. «Татарове идоша ко Торжку и биша две недели, люди же изнемог во граде... и посекше всех марта в пятый день», — доносит до нас печальное известие летописец. За свою долгую историю страдал Торжок и от усобиц русских князей. Но не только ратными подвигами прославился Торжок. Жили в нем умелые кузнецы,кожемяки, сапожники. Особую славу Торжку принесло знаменитое золотое шитье. Вы знаете, что такое «канитель»? Нет, это не долгое, скучное и бестолковое дело. А очень тонкая золотая или серебряная нить. С незапамятных времен вышивали на Руси золотыми и серебряными нитями. Золотошвеи работали и в боярских мастерских, и в царском дворце. Под расшитыми золотом стягами шли на бой русские дружины. Сверкало золотое шитье на церковных одеяниях священнослужителей. Украшала золотая вышивка и праздничную одежду крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Вышитый парчовый сарафан так и называли — «золотник». В древности в ходу были даже удивительные деньги — расшитые золотом кусочки кожи.Искусные мастерицы из Торжка создавали золотые узоры на шубах, шапках, сафьяновых, из тонкой и мягкой кожи, сапогах. А уж какими удивительными были те узоры! В Торжок приезжали семьями, чтобы загодя приготовить приданое для дочерей. Может, именно в Торжке родилась поговорка, записанная Владимиром Далем: «Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить». Не раз бывал проездом в Торжке и великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Купил он себе здесь красивый кошелек, а в подарок княгине В.Ф. Вяземской — шитые золотом и серебром пояса. В одном из писем другу поэт написал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». И в наши дни не угас интерес к золотому торжокскому шитью. О мастерстве торжокских золотошвей сложили песню в которой есть такие слова:Привези мне из ТоржкаДва сафьянных сапожка.
Холмогорская резьба по кости.
Древние люди умели делать из кости животных нужные им вещи: ножи, гарпуны, скребки, наконечники стрел, украшения и амулеты.Археологи при раскопках в старинных русских городах часто находят костяные гребни, заколки, бусы, коробочки и даже шахматные фигурки, вырезанные из кости. Царь Иван Грозный восседал на троне, украшенном резными костяными пластинками.Византийские послы, побывавшие на Руси еще в X-XI веках, восхищались мастерством русских резчиков по кости. Около XII века на берега Белого, или, как тогда говорили, «Студеного», моря пришли русские люди, отважные и предприимчивые новгородцы, выходцы из верхневолжских земель. Поморы - так стали называть этих людей - обживали суровые северные просторы, уходили в море на небольших парусных судах - кочах и ладьях. Море кормило здешних жителей. Поморы открывали новые пути, ловили рыбу, били морского зверя, добывали «мягкую рухлядь» - пушнину. Среди ценной добычи был и «рыбий зуб» - моржовая кость. Из кости умельцы вырезали затейливые украшения для шкатулок, ларцов, изображали сценки охоты, морских путешествий, библейских сказаний.Особенно славились мастера из Холмогор. Это поселение на берегу Северной Двины возникло еще в XIV веке и первоначально называлось Колмогорь Поселение было торговым, богатым. В XVIII веке оно превратилось в уездный городАрхангельской губернии.Его украсил старейший в тех местах каменный Спасо-Преображенский собор с нарядной колокольней. Около Холмогор, в бывшей деревеньке Мишанинской, родились великий русский ученый М.В. Ломоносов и талантливый скульптор Ф.И. Шубин. К XVII веку Холмогоры и окрестные селения стали признанным центром народного промысла резьбы по кости. И неудивительно,что именно холмогорских резчиков по царскому указу вызывали для работы в Оружейной палате Московского Кремля. Резные чарки и вазы, ларцы и дворцовую мебель, посохи священников и даже эфесы сабель украсили костяные пластинки с мастерскивырезанными узорными орнаментами, с рельефными рисунками: сценками из истории, Священного Писания, а такжес изображениями героев мифов и легенд. Ажурная вязь тонкой работы холмогорских резчиков восхищала всех, кто ее видел.И у себя на родине мастера создавали вещи не хуже кремлевских — всевозможные ларцы и шкатулки, украшения, оправы для зеркал и многое другое. Легкое, воздушное кружево казалось не вырезанным из твердой кости, а сплетенным искусной кружевницей. Иногда холмогорские мастера окрашивали кость в разные цвета, а под «сквозную» резьбу подкладывали цветную фольгу или полупрозрачнуюслюду. Это создавало особый декоративный эффект. Словно мерцает северное сияние, светится чистый лед...И даже не верится, что все эти чудесные вещи сделаны из такого твердого материала, как кость. Современные холмогорские резчики искусно владеют всеми секретами мастерства своих предков.
kartravel.ru
Русские народные промыслы - MAMLAS
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них. ©
~~~~~~~~~~~
Дымковская игрушка© dymkatoyДымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.Жостовская роспись© souvenirdvorВ начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.Хохлома© ru.wikipedia
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.Городецкая роспись© artorbitaГородецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.Уральский малахит© zolotopro
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.Гусевской хрусталь© sergic-chist
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.Матрешка
Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.Финифть© kvartlineВинтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.Тульский самовар© allsamovarsВ свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.Палехская миниатюра© lavka-podarkovПалехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.Павлово-посадские шали© platki
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.Вологодское кружево© livemasterВологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.Шемогодская резная береста© mirberesti
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.Тульский пряник© oldtulaТульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.Оренбургский пуховый платок© orenshal
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.mamlas.livejournal.com
Исконно русский народный промысел
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.
Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…
Дымковская игрушка
Яркая и нарядная дымковская игрушка стала символом Вятской земли. Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет. Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек.В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний. Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.
Оренбургский платок
Эта непревзойденная вещь вяжется из козьего пуха и хлопчато-бумажных, шелковых или других нитей, которые составляют его основу. Вязать из пуха в Оренбурге начали еще в XVIII веке. За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке. Красота и изящество покорили европейскую публику. Эти платки - такая же неотъемлемая часть исконно русского гардероба, как и шапки ушанки. Шапки ушанки испокон веков носили на Руси и сегодня этот головной убор не теряет своей актуальности.
Французы в XVIII-XIX веке десятками тысяч пудов импортировали оренбургский пух, который ставился выше кашмирского. Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского платка. Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо и помещаться в гусином яйце. Лучшие «паутинки» сегодня вяжут в селах Шишма и Желтое Саракташского района.
Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Гусевской хрусталь
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Уральский малахит
Несмотря на то, что малахит добывают не только на Урале, этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари. Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовлныее из малахита. К сожалению, сегодня на Урале почти не осталось истинных мастеров, способных творить шедевры, подобные вазам Гальберга и Штакеншнейдера, столешницам Монферрана или малахитовым колоннам Брюллова.
Матрешка
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
Тульский самовар
В 60-е годы XVIII века оружейник Федор Лисицын решил организовать в Туле предприятие по выпуску кастрюль и «приборов для нагревания воды». Вскоре ни одна ярмарка не проходит без участия этого изделия тульских мастеров. По Оке «пузатые красавцы» разъезжались во всей России. Интересно, что цена на изделие определялась по его весу. Невзирая на разнообразие форм и оформления, любой самовар имел одинаковое устройство – стенки поддона, кувшин, кран, ручки. Нередко в изготовлении самовара участвовала вся семья – таким образом старшие мастера передавали свой опыт и умения младшим.В 1829 году на петербургской выставке тульский самовар был удостоен малой серебряной медали. Сегодня тульские самовары не только непременный атрибут русского чаепития, но и подлинные произведения искусства, прославившие Тулу не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.
Шемогодская прорезная береста
Необыкновенной теплотой наполнены изделия из бересты мастеров Вологодчины. Популярность бересты у наших предков не случайна – это очень легкий, долговечный и прочный материал. Из бересты изготавливали посуду, корзинки, туеса, короба, украшения, одежду и обувь. Наибольшую популярность получила шемогодская прорезная береста, получившая свое название от речки Шемоксы, что течет ниже Великого Устюга Вологодской губернии. Ажурность растительного орнамента, затейливо переплетенные стебли, цветы, листья и ягоды – это делает традиционный узор великоустюгского берестяного кружева неподражаемым.
Хохломская роспись
Вероятно, хохломская роспись появилась в XVII веке в деревне Хохлома, на левом берегу Волги. Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла. Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными. Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей. Этот вид декоративной росписи применялся для оформления посуды и мебели. Чашки, миски, бочата, ну и, конечно, деревянные ложки – вот лишь малая часть ассортимента с хохломской росписью.Хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за удивительную практичность. В такой посуде можно и окрошку подать и чай поднести, и не волноваться , что поблекнут краски или потрескается лак. Сегодня родиной хохломы считается нижегородский поселок Ковернино. Хохломская роспись – уникальное явление не только для России, но и для всего мирового искусства
Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Гжель
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Павлово-посадские шали
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Вологодское кружево
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Финифть
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
Палехские шкатулки
Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами. В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ – сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы. В это время создается артель, которая переносит лаковую живопись на папье-маше. Изысканные работы палехских мастеров – портсигары и броши, коробочки и записные книжки, ларцы и знаменитые шкатулки – становятся известны во всем мире.
ribalych.ru