Религия русские: Религия | Посольство России в Германии

Древний народ русские — их происхождение, особенности языка, традиций, одежды и внешности

Факты

Численность в РФ — 111 млн. человек

Основной регион — вся Россия

РУССКИЕ, восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации.

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года — 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.   

Русский язык

Термин «русский язык» употребляется в четырех значениях:

— совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

— письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

— совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

— общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность — вариант кириллицы.

Религия и духовная культура русских

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории — политические и церковные деятили, ревнители благочестия. 

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия русских

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Русское народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия,  при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название «резьба руссов». Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий. 

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде… В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве. 

Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. 

Религия в русской поэзии – Русская истина

Русская Истина представляет вниманию читателей рецензию нашего автора Андрея Мартынова на книгу Бориса Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» (СПб.: Алетейя, 2022. – 148 с.)

Фактическая отмена цензуры в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века открыла для читателя неконтролируемый поток наследия Русского зарубежья. Со временем преодоление «книжного голода» потребовало уже качественного осмысления культуры эмиграции, комментированных изданий и собраний сочинений.

В этом плане отрадным фактом стало появление полного корпуса трудов Бориса Ширяева (1889–1959), очень неоднозначного писателя и публициста «второй волны» эмиграции (он был коллаборантом). Сразу оговоримся, речь идет не о привычном собрании сочинений. В нем нет единой нумерации и общего дизайна томов, да и вообще эти книги Ширяева выходили в разных издательствах: «Алетейя», «Полиграф» и «Росток». Но наличие постоянной, готовившей и комментировавшей издание команды, в первую очередь Андрея Власенко и Михаила Талалая позволяет рассматривать эту «россыпь» сборников, как единый корпус. Об этом же пишет и Талалай в предисловии к заключительному тому «Религиозные мотивы в русской поэзии», о котором речь пойдет ниже.

Но сначала скажем несколько слов о предшествовавших изданиях. В их число вышел полный корпус «соловецкого» цикла писателя, в который помимо знаменитой «Неугасимой лампады» (именно с нее в 1991 г. началось широкое знакомство отечественного читателя с Ширяевым), в частности, вошли тексты, писавшиеся им в заключении и опубликованные в лагерной периодике.

Беллетристика составила том «Кудеяров дуб», статьи по истории – книгу «Люди земли русской», а заметки о литературе – сборник «Бриллианты и булыжники».

«Религиозные мотивы» в какой-то степени продолжают тему «Бриллиантов». Это последнее произведение Ширяева, вышедшее спустя год после его смерти в знаменитом брюссельском издательстве «Жизнь с Богом». В отличие от многих своих предыдущих произведений он «сузил» литературную тему до религиозных аспектов.

В своей книге Ширяев предоставил широкий охват панорамы христианской поэзии от Михаила Ломоносова («Велик зиждитель наш Господь!») до современных автору литераторов, находя соответствующие мотивы, в том числе и у советских писателей:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

(Константин Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)

При этом он противопоставлял религиозную проблематику стихов творчеству «радикальной материалистической и атеистической интеллигенции», что, как представляется, существенно упрощало тему, так как у последней, особенно на раннем этапе, сохранялись этические представления, восходящие к христианскому дискурсу.

В подобном аспекте публицист особое внимание уделял творчеству Владимира Соловьева, Сергея Есенина и своему коллеге по «второй волне» Дмитрию Кленовскому (Крачковскому).

Тем не менее, интересен его разбор «Двенадцати» Александра Блока. Касаясь заключительных строф поэмы, описывающих «светлый образ Христа, несущийся среди тьмы и вьюги впереди банды убийц и палачей», Ширяев задавался риторическим вопросом о кощунстве автора «Седого утра». «Но ведь такие же убийцы и разбойники висели распятыми на крестах на Голгофе». Впрочем, окончательных выводов литератор не делал: «смысл этой поэмы до сих пор еще загадочен и разъяснение многих ее строк придет лишь в дальнейшем, когда станут ясны исторические судьбы нашей родины, смысл постигших ее страданий».

Вместе с тем, книга не лишена фактологических ошибок.

Так вопреки утверждению автора, Борис Пастернак никогда не принадлежал к символистам. Он входил в объединение футуристов «Центрифуга».

Более чем односторонний взгляд у Ширяева и на религиозную тему в поэзии Афанасия Фета. Публицист не учитывал далекое от христианства влияние на автора «Вечерних огней» философии Артура Шопенгауэра (которого поэт специально переводил), а также имевший место в конце жизни интерес к атеизму. Последнее особенно удивительно, если учесть увлечение Ширяевым творчеством Владимира Соловьева, активно обсуждавшего и зачастую осуждавшего поздние искания Фета  («Жил-был поэт,/ Нам всем знаком,/ Под старость лет/ Стал дураком»).

Впрочем, некоторые ошибки, допущенные беллетристом вполне объяснимы. Например, его утверждение, что «Послание евангелисту Демьяну» (др. название: «Ответ Демьяну Бедному») было написано Есениным. В реальности оно принадлежит Николаю Горбачеву, но его авторство окончательно выяснилось лишь тридцать с лишним лет после смерти Ширяева.

Остается лишь сожалеть, что указанные и иные ошибки остались не отмеченными редактором-составителем книги Михаилом Талалаем, и на них приходится указывать не в соответствующих комментариях к «Религиозным мотивам», а в рецензии.

Мы видим, что Ширяев был довольно слабым историком литературы, оставившим неполный разбор. В книге, например, отсутствует Осип Мандельштам с его пронзительными признаниями: «Я в темноте, как змей лукавый, / Влачусь к подножию креста» и «Я христианства пью холодный горный воздух».

Тем не менее, остается лишь приветствовать завершение собрания его сочинений. Ведь, оно позволяет лучше понять культурные процессы, происходившие в Русском зарубежье, в том числе не только взлеты, но и падения. Да и без подобных текстов история эмиграции была бы не полна.

США добавляют российскую наемную фирму Wagner Group к организациям, вызывающим обеспокоенность в соответствии с Законом о международной свободе вероисповедания

Си-Эн-Эн

Администрация Байдена добавляет печально известную частную российскую военную компанию Wagner Group в список организаций, вызывающих особую обеспокоенность в соответствии с Законом о международной религиозной свободе, «на основании ее действий в Центральноафриканской Республике», заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. Пятница.

Кроме того, Куба и Никарагуа были добавлены в список стран, вызывающих особую обеспокоенность 2022 года, что означает, что они «причастны к серьезным нарушениям свободы вероисповедания или допускают их». Китай, Россия, Иран, Мьянма, Эритрея, Северная Корея и Пакистан остаются в списке.

Блинкен также сказал, что он «вносит Алжир, Центральноафриканскую Республику, Коморские острова и Вьетнам в специальный список наблюдения за участие или терпимость к серьезным нарушениям свободы вероисповедания».

«Во всем мире правительства и негосударственные субъекты преследуют, угрожают, заключают в тюрьму и даже убивают людей из-за их убеждений. В некоторых случаях они подавляют свободу религии или убеждений людей, чтобы использовать возможности для политической выгоды. Эти действия сеют раскол, подрывают экономическую безопасность и угрожают политической стабильности и миру. Соединенные Штаты не будут стоять в стороне перед лицом этих злоупотреблений», — сказал Блинкен.

Обозначения должны быть сделаны в соответствии с Законом о международной религиозной свободе от 1998. Страны, которые названы странами, вызывающими особую озабоченность, могут столкнуться с санкциями, поскольку закон требует, чтобы правительство США наложило одно или несколько «президентских мер» против этих стран, если только не будет предоставлен отказ или не будет сделано исключение, потому что они уже санкционировано.

По словам представителя Госдепартамента, в этом году исключения были выданы Пакистану, Саудовской Аравии, Таджикистану и Туркменистану, поскольку было определено, что «важные национальные интересы Соединенных Штатов требуют[d] осуществления такого права отказа».

Бирме, Кубе, Китаю, Северной Корее, Эритрее, Ирану, Никарагуа и России было сделано исключение в связи с новым «президентским действием», и вместо этого они считаются «двойными», что означает, что они уже были под санкциями в других областях, но теперь также считаются внесены в список стран, вызывающих особую озабоченность.

Общий вид показывает ЧВК «Центр Вагнера» в России, связанную с основателем группы «Вагнер» Евгением Пригожиным.

Ольга Мальцева/AFP/Getty Images

Группа Вагнера теперь присоединяется к другим организациям, вызывающим особую озабоченность в списке: «Аш-Шабаб», «Боко Харам», «Хайат Тахрир аш-Шам», хуситам, ИГИЛ — Великая Сахара, ИГИЛ — Западная Африка, Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин. и Талибан.

CNN опубликовал обширный репортаж о финансировании группой Вагнера новобранцев в Центральноафриканской Республике сотнями российских наемников.

По словам представителя Госдепартамента, «Вагнер несоразмерно преследовал членов групп религиозных меньшинств во время операций против повстанческих групп, в некоторых случаях убивая мирных мусульман на основании предполагаемой и неподтвержденной принадлежности к вооруженным группам».

«Во многих случаях Вагнер не проводил различий между вооруженными элементами и обычными гражданскими лицами из общин религиозных меньшинств», — сказал чиновник. «Вагнер также участвовал в массовых убийствах общин фулани».

«Мы осуждаем нападения Вагнера на мусульманские общины и призываем правительство ЦАР привлечь к ответственности своих партнеров по безопасности и рассмотреть разрушительные последствия продолжающегося присутствия Вагнера в стране», — заявил чиновник.

В своем заявлении Блинкен сказал, что «объявление об этих назначениях соответствует нашим ценностям и интересам по защите национальной безопасности и продвижению прав человека во всем мире. Страны, которые эффективно защищают это и другие права человека, являются более миролюбивыми, стабильными, процветающими и более надежными партнерами Соединенных Штатов, чем те, которые этого не делают».

Он добавил, что США приветствуют возможность встретиться с правительствами, чтобы обсудить методы, которые «не соответствуют международным стандартам и обязательствам, и наметить конкретные шаги на пути к исключению из этих списков».

Администрация Байдена рассматривает возможность признания «Группы Вагнера» иностранной террористической организацией на фоне продолжающихся попыток возложить на Россию расходы за войну на Украине, сообщил CNN на этой неделе официальный представитель США.

Комиссия США по международной религиозной свободе, или USCIRF, осудила исключение Индии и Нигерии из списка стран, вызывающих особую обеспокоенность в этом году.

«Нет никакого оправдания тому, что Государственный департамент не признал Нигерию или Индию вопиющими нарушителями свободы вероисповедания, поскольку каждая из них явно соответствует правовым стандартам для обозначения CPC. USCIRF чрезвычайно разочарован тем, что госсекретарь не выполнил наши рекомендации и не признал серьезность нарушений свободы вероисповедания, которые были задокументированы как USCIRF, так и Государственным департаментом в этих странах», — говорится в заявлении председателя USCIRF Нури Туркел.

«Собственные отчеты Государственного департамента включают многочисленные примеры особенно серьезных нарушений свободы вероисповедания в Нигерии и Индии», — сказал он.

Эта история была дополнена дополнительными подробностями.

Украина ограничит связанные с Россией религиозные организации и «противодействует» российскому влиянию в стране
По
Питер Эйткен | Фокс Ньюс

Президент Украины Владимир Зеленский объявил, что его правительство введет ограничения в отношении религиозных организаций, связанных с Россией, в целях усиления национальной безопасности.

«СНБО поручил правительству внести в [парламент] законопроект о запрете деятельности в Украине религиозных организаций, связанных с центрами влияния в России», — сказал Зеленский, сообщает AFP.

«Сотрудникам национальной безопасности усилить меры по выявлению и противодействию подрывной деятельности российских спецслужб в религиозном пространстве Украины».

Украина веками следовала за духовным руководством Москвы, но роль Русской православной церкви в войне заставила многих более критично взглянуть на это учреждение.

ПУТИН ОТКРЫТ ДЛЯ УКРАИНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ ПОСЛЕ БАЙДЕНА СИГНАЛИРУЕТ О ГОТОВНОСТИ, ЕСЛИ РОССИЯ СЕРЬЁЗНО ЗАНИМАЕТСЯ ОКОНЧАНИЕМ ВОЙНЫ

Патриарх Кирилл, лидер Русской православной церкви, оставался ярым сторонником и союзником президента России Владимира Путина во время вторжения в Украину.

На этом фото, предоставленном пресс-службой Президента Украины в субботу, 18 июня 2022 года, президент Украины Владимир Зеленский присутствует на совещании с военными во время визита в пострадавшую от войны Николаевскую область.
(Пресс-служба Президента Украины через AP)

Кирилл делал заявления для поддержания боевого духа и поддержки войны, например, уверял российских солдат, что их грехи будут прощены, если они умрут при исполнении служебных обязанностей, и что Бог установил правление Путина.

«Мы должны быть очень сильными», — сказал Кирилл Эйприл, благословляя войска перед их службой в Украине. «Когда я говорю «мы», я имею в виду в первую очередь вооруженные силы».

ПОСОЛЬСТВА, КОНСУЛЬСТВА УКРАИНЫ В 6 СТРАНАХ ЕВРОПЫ ПОЛУЧАЮТ ПОСЫЛКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ГЛАЗА ЖИВОТНЫХ

Действия патриарха побудили некоторых даже назвать его «уменьшенной копией Путина», который «живет так, как живут олигархи».

Ребекка Коффлер, президент Doctrine & Strategy Consulting и бывший офицер разведывательного управления Министерства обороны США, сказала, что действия Зеленского по ограничению деятельности церкви неудивительны, поскольку это шаг за пределы российской стратегии контроля над информацией. Агенты КГБ активно проникали в церковь во времена Советского Союза, чтобы использовать религию как «оружие против политической оппозиции».

Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве в субботу, 23 апреля, совершил Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.
(Сергей Власов, пресс-служба Русской Православной Церкви через AP)

«Во время этих богослужений КГБ проникал в церковь в целом и использовал его для выявления любого инакомыслия, любой оппозиции», — пояснил Коффлер, позвонив по телефону. это форма государственного управления.

«Они завязывали отношения со священниками, а священники в основном доносили в КГБ на всех, кто считался нелояльным к советской власти, потому что, когда человек приходит исповедоваться, они высказывают им свое мнение».

УКРАИНА ОБЪЯВЛЯЕТ ОШИБОЧНУЮ ЦЕНУ ВОЙНЫ В РОССИИ: ПОГИБЛО ДО 13 000 СОЛДАТ

Коффлер сообщил, что украинские спецслужбы проникали в церкви, связанные с Русской Православной Церковью, и проводили рейды с целью допроса священников и их арестов по подозрению в предоставлении информации Россия.

«С одной стороны, Зеленский пытается предотвратить то, что он считает распространением российского влияния в Украине», — сказал Коффлер. «Но для этого он использует тактику советского КГБ».

Церковь Покрова Божией Матери в Мариуполе, Украина.
(Christopher Occhicone/Bloomberg через Getty Images)

Зеленский выжидал, чтобы выполнить этот шаг, потому что это было что-то вроде последнего средства, поскольку Россия сильнее ударяет по инфраструктуре Украины, и он сталкивается с давлением, чтобы положить конец войне.

РОССИЯ ОБВИНЯЕТ НАС В «ПРЯМОМ» УЧАСТИИ В УКРАИНСКОЙ ВОЙНЕ, НО ЛАВРОВ ОТКРЫТ К ПЕРЕГОВОРАМ

Православный священник благословляет российских десантников, совершающих марш во время празднования Дня десантников 2017 года, ежегодного праздника Воздушно-десантных войск России, в воинской части в Ставрополе на юге России.
(REUTERS/Эдуард Корниенко TPX ИЗОБРАЖЕНИЯ ДНЯ)

«Он просто пытается понять, что делать, потому что все остальное, кажется, не приведет к победе ни Украины, ни России в этот момент», — сказал Коффлер, добавив, что «мы находимся в тупике» между двумя стран, и война «в конечном счете невыигрышна по многим, многим причинам».