Составить рассказ по картине м.и. авилов поединок на куликовом поле. Рассказ поединок на куликовом поле рассказ
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова
Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.История созданияМонументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.Описание и анализВ описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа).Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка. Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.Историческая справкаБитва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду. Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле. Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…Можно долго продавать свой автомобиль на рынке. Мы рекомендуем обратиться к услугам фирмы, где предоставляют срочный выкуп авто, например https://vk.com/autosale21, и там вам помогут решить ваш вопрос.
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru
Составить рассказ по картине м.и. авилов поединок на куликовом поле
Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай. Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря. Утром 8 сентября 1380 г. Русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним — Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними — резерв (конница). В близлежащем лесу ( «в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй — пехота. Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля. Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.
drugoy.otvetishkole.ru
Поединок на Куликовом поле на картине русского художника М. И. Авилова
В русской истории много славных страниц! О них можно говорить бесконечно. Одна из них – это история о битве двух воинов, состоявшейся перед знаменитым и трагическим Куликовским сражением.
Поединок на Куликовом поле - битва особая. Этой битве были посвящены и литературные, и музыкальные, и художественные произведения.
Рассмотрим сегодня одно из художественных полотен, принадлежащее кисти замечательного художника-реалиста М. И. Авилова.
История создания произведения
Полное название картины художника звучит следующим образом «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Картина была написана автором в трудный 1943 год, когда под Сталинградом решалась судьба нашей страны. Именно в той битве русские победили, чем определили исход самой страшной войны в 20 веке.
На картине мы видим похожую ситуацию: в смертельной схватке сошлись два всадника, копья их пронизывают друг друга, их кони встали на дыбы, оба воина полны ярости, однако пока еще неизвестно, кто из них окажется победителем.
Русская летопись, подробно описывая сюжет схватки, в итоге говорит о победе Пересвета, потому что его - смертельно раненого - принес обратно к русским войскам его конь, Челубей же погиб, выпав из седла, выбитый могучим ударом своего противника.
Сюжет произведения
Поединок на Куликовом поле изображен художником как драматическое столкновение двух сил: русской и татарской.
Композиция произведения предельно ясная. В центре полотна - две фигуры воинов, сидящих на конях. Лица воинов обращены друг к другу, при этом лицо Челубея скрыто густой бородой, и зрители его не видят. Лицо Александра Пересвета, напротив, видно смотрящим на картину.
Понятно, что русский богатырь переживает сильнейшее физическое и душевное напряжение, все силы его сосредоточены на том, чтобы победить своего врага.
Герои по-разному одеты. Челубей облачен в богатые одеяния. Даже попона у его коня сделана из красного материала с золотой вышивкой. На голове у татарского воина отороченный мехом шлем-чалма. Его щит расписан дорогой вязью.
Русский воин одет в простую кольчугу, на голове его железный шлем, на коне – обычная сбруя. Видно, что русский богатырь не привык красоваться своим внешним видом.
Авилов: поединок на Куликовом поле как отражение смысла русской истории
Поединок на Куликовом поле представляет собой важнейшее событие в истории нашей страны. Ведь это было одно из первых крупных сражений, когда русские после столетнего ига Золотой Орды решили отстоять свою независимость в страшной схватке с врагом. И это послужило началом процесса объединения русских земель вокруг Московского княжества, которое помогло сделать сильнее русское государство.
Обращаясь к событиям далекой истории, художник словно вселяет в своих соотечественников надежду на то, что и в 1945 году нашу страну ждет не поражение, а будущая победа над страшным злом 20 века – фашизмом. Русские воины всегда будут защищать свою Родину, они никогда не согнутся перед лицом врага. Такой пример показывает нам русский богатырь – Александр Пересвет, и те воины, которые стоят за ним.
К слову сказать, русские войска на картине изображены с помощью скромных серых красок, лица воинов обращены к сражающимся Пересвету и его сопернику. Русские сосредоточены, они не боятся смерти, но верят в свою победу. Татарские же войска разнолики и неуверены в себе, они воют не за свою Родину, а за свою будущую добычу, которую могут получить, в очередной раз разграбив русские земли.
Символическое значение произведения
Поединок на Куликовом поле и последующая победа русский войск над татарами ознаменовали разворот русской истории от эпохи феодального раскола к собиранию земель. То же самое, по мнению художника, произойдет, когда русские войска войдут в Берлин и покажут всему миру, что значит русская победа.
Художник предчувствует события будущего, он вселяет в своих зрителей надежду на то, что нашу страну нельзя сломить никакой военной силой, потому что сила России – в ее людях, в ее защитниках, готовых пожертвовать собой, но не отдать на поругание свою родную землю.
Поэтому картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» пользуется такой любовью зрителей многих поколений. Ведь в ней нашла свое воплощение сама история нашей страны.
Таким образом, картина Авилова, хранящаяся сегодня в Русском музее, представляет собой и талантливую иллюстрацию русской истории, и пророческое предвидение исхода великой освободительной войны, которую вела наша страна.
загрузка...
4responsible.ru