Расселение древних славян: Древнейшие славянские племена I тыс. до н.э. История России

Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
















Племена

Места расселения

Города

Поляне

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Киев

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Кривичи

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Полоцк

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Туров

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

 

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

 

Дулебы

Жили восточнее белых хорватов

 

Тиверцы

Территория между Прутом и Днестром

 

Уличи

Между Днестром и Южным Бугом

 

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

 

Вятичи

Вдоль истоков Оки и Дона

 

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Расселение славянских племен — Проект Русский язык: через прошлое в будущее

Большинство историков полагает, что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до нашей эры. Относительно прародины славян в науке не утихают споры, но наиболее распространенными и признанными в настоящее время являются автохтонные теории,1´ опирающаяся на данные археологии и лингвистики. Протославяне, а следовательно и протославянский язык, появляются на значительной территории к востоку от расселения германцев. Праславянский же язык начал складываться на основе протославянского значительно позднее – в середине I  тысячелетия до нашей эры.

Плиний Старший (между 22 и 24 годами н.э. – 79 год н.э.)

Первые письменные свидетельства о славянах мы находим у греческих, арабских и византийских авторов. В античности славян знали под именами венедов, антов, склавинов. Первым по времени является упоминание венедов в «Естественной истории» Плиния Старшего2 ´ (середина I века нашей эры): он упоминает их в перечислении племен, которые соседствуют с германцамим («земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами»). Скорее всего здесь имеется в виду территория бассейна Вислы.

Тацит, Публий (Гай) Корнелий (середина 50-х – ок. 120 года)

Тацит3´ в конце I века определял место проживания венедов между северной частью Нижнего Подунавья и лесной полосы Восточной Европы. Трудно сказать, были ли венеды, которых имел в виду Тацит именно славянами, но венеды, о которых пишут более поздние авторы, несомненно, славяне. О них говорится в легендарных скандинавских сагах, германских сказаниях, франкском эпосе, в сочинениях арабских географов.

В сведениях о славянах середины I тысячелетия нашей эры эти племена уже называются – словены. Византийские авторы в основном рассказывают о разных сторонах жизни и быта славян Подунавья и Балканского полуострова. Интересно, что готский историк епископ Иордан4´ прямо указывает, что венеды – это словене, которые в VI веке заселили пространство от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

В эпоху Великого переселения народов в III – VI веках, который совпал с кризисом рабовладельческой системы, славяне осваивают огромные территории Центральной, Восточной и Южной Европы, селятся в основном в лесной и лесостепной зонах и в результате распространения орудий тружа из железа ведут оседлое земледельческое хозяйство. Заселение славянами Балкан сыграло значительную роль в разрушении дунайской границы Византийской Империи.

Начало праславянского периода исследователи датируют концом I тысячелетия до нашей эры. Именно в это время устанавливается языковая и культурная общность. Надо сказать, что значительная часть праславян испытывала на себе скифское влияние.

Во II – IV веках происходит продвижение на юг германских племен, в результате чего целостность славянских племен нарушается, и они, вероятно, разделяются на западных и восточных. А в конце V века после падения державы гуннов славяне начинают активно продвигаться на юг, расселяться по Дунаю, в северо-западном Причерноморье и вторгаются на Балканы, в результате чего происходит выделение еще одной группы славянских племен – южных славян.

В VI – VII веках период праславянской истории завершается: расселение славян на значительной территории и их активное взаимодействие с другими народами постепенно приводит к культурной дифференциации славянского мира и выделению отдельных славянских языков.

Собственно в VIII – IX  веках начинается славянская история, складываются современные славянские народы, начинают развиваться национальные славянские языки, формируются племенные союзы и образуются государства.

Итак, славяне разделились на три группы народов, что соответствует трем языковым группам.

Западные славяне заняли территорию бассейна рек Лабы, Одера, Вислы. Здесь обитали чехи, моравы, словаки, поляки, полабские славяне и поморяне.

Южные славяне заселили Балканский полуостров и явились предками болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев и пр.

Восточные славяне расселились на территории от Карпат и Днестра на западе, до Дона, Оки и Верхней Волги на востоке, Ладожского озера на севере и Черного моря на юге. В Повести временных лет называются племена (а вернее, племенные союзы) восточных славян, которые существовали на данной территории.

К ним относятся:

  • дулебы (бассейн Буга и притоков Припяти),
  • волыняне (Западный Буг и исток Припяти),
  • вятичи (верхнее и среднее течение Оки),
  • древляне (Полесье и правобережье Днепра),
  • дреговичи (предположительно средняя часть бассейна Припяти),
  • кривичи (современная территория Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской областей и восточной Латвии),
  • поляне (район современного Киева),
  • радимичи (Верхнее Поднепровье),
  • северяне (Десна, Сула и Сейм),
  • словени ильменские (территория нынешней Новгородской области, озеро Ильмень),
  • тиверцы (междуречье прута, Днестра и Дуная),угличи (нижнее течение Буга и Днепра, побережье Черного моря).

Советуем дополнительно прочитать:

Шахматов А.А. Русский язык и его особенности. Вопрос об образовании наречий // Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. – М., 1941.

URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/shakhmat/shakh01.htm

Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000.

URL: https://www.litmir.me/br/?b=192220&p=1#section_1

____________

Автохтонный – местный, коренной; происходит от древнегреческого ‘autochtones’ (αὐτός  –‘сам’ + χθών –‘земля’), что означает ‘принадлежащий по происхождению данной территории’.

Плиний Старший (между 22 и 24 годами н.э. – 79 год н.э.) – древнеримский писатель, наиболее известен как автор «Естественной истории».

Тацит, Публий (Гай) Корнелий (середина 50-х – ок. 120 года) – древнеримский историк, сенатор, консул, автор больших исторических трудов «История» и «Анналы».

Иордан (дата рождения неизвестна –  после 551 года) – готский историк VI века. Иногда неправильно называют Иорднандом. Существуют разные версии относительно его статуса. Предполагают, что он был нотариусом или чиновником в одной из византийских общин в Малой Скифии, секретарем остготской семьи и, наконец, принадлежал к духовному сословию и был епископом Кротонским (древний город-порт на берегу Тарентского залива, Италия). Наибольший интерес представляет его сочинение «О происхождении и деяниях гетов», которая является историей готов до падения остготов в Италии.

Славутово — Славянское поселение — Древняя и средневековая архитектура

реконструкция полуземлянки по З.Кобылинскому

Архитектура

   В раннем средневековье основным жилым домом в севернославянском ареале были однокомнатные деревянные избы, строительство которых зависело в основном от местного грунта. Его группы в виде поселений были укреплены частоколами, земляными валами, рвами и разного рода заграждениями. Также были укреплены броды, заболоченные проходы, портовые набережные, мосты и таможенные камеры. Возводились заборы и ограждения полей и усадеб с более мелкими и крупными хозяйственными постройками (сараями, хозяйственными ямами, погребами, свинарниками, позднее также амбарами, коровниками и т. д.), дороги и дамбы обкладывались деревом для облегчения транспорта и сообщения.
   Полуземлянки и землянки, т.е. дома, заглубленные в землю, имели обычно квадратную форму с закругленными углами. Глубина их была до 1 метра в случае полуземлянок и более при постройке землянки. Внутрь вел небольшой покатый проход, иногда укрепленный в земле ступенями, иногда дополненный короткой лестницей. Пол был твердым земляным или покрытым деревянными досками. Вокруг возводились деревянные стены, высота которых, вероятно, не превышала 1 метра. Он был построен в бревенчатом строении, в котором отдельные брусья, подходящим образом обтесанные на концах и уложенные горизонтально, соединялись по углам с соседними брусьями, расположенными под прямым углом. В углах соединения использовались с торцами или без них. Вторым способом строительства домов была техника переплетения тонких ветвей, обмытых с обеих сторон глиной. В землю были вбиты колышки, обмотанные более тонкими веточками. Другие колышки использовались для поддержки аркад или закрывали вход. Крыша поддерживалась в полуземлянках на деревянные столбы, поставленные посредине двух противоположных стен, или на раздвоенные наверху столбы, вбитые за контур стен. Его венчал гребень. Дополнительная изоляция домов с доходящими до земли крышами могла быть достигнута засыпанием всей избы землей. Крышу покрывали соломой или тростником, устанавливали на торчащие из конька балки.

реконструкция надземного средневекового дома сруба по А. Голембнику

пример соединения бревен без угловых соединений

   Внутренности полуземлянок и землянок, однопространственных, без делений на более мелкие помещения, были небольшими, часто не превышавшими 6-7 квадратных метров. Хижина в основном использовалась для сна, а день в основном проводился на улице. Из-за боязни пожаров, а, возможно, и для уменьшения нагревания внутренних помещений, летом использовались наружные камины, ставившиеся прямо на землю. Обычно они были круглой формы и были выложены неустойчивыми камнями. Внутри важнейшим местом изб были также круглые печи или костры, крытые камнями или дровами. Они располагались в северо-восточном углу, а входы располагались в противоположной, южной стене. Печи были снабжены куполом из глины, который был дополнительным источником тепла. На лёссовых участках печь закапывали в углу избы в специально оставленную лёссовую глыбу. Печи могли быть чуть более метра в диаметре, но вместе с зольником и угольками, выгребаемыми из очага, они занимали около четверти площади избы. Около печей и очагов, в противоположных углах, лежали подстилки из соломы, кожи и тканей, а может быть, и подушки, набитые сеном. В остальном хозяйстве могли храниться припасы, сельскохозяйственное оборудование и инструменты. Входы были защищены дверями, вероятно, оплетенными, возможно, дополнительно обтянутыми кожей или тканью. Можно закрыть деревянными колышками.
   Надземные избы строились преимущественно в бревенчатой ​​и переплетной технике. Чаще всего они были крупнее землянок и полуземлянок, а также могли состоять более чем из одного помещения. Его возвели без фундамента, уложив на землю первый строительный венец. Промежутки между балками заделывали мхом или глиной, а верхние балки, подобно полуземлянкам, сооружали крышу. Применялась также междустолбовая конструкция стен, при которой между вертикальными балками имелся замазанный глиной жгут, а на участках с меньшим доступом к хорошему строительному материалу, менее покрытых лесом, стоечно-досочная конструкция. . В последнем на балку, опирающуюся горизонтально на фундамент, укладывали вертикальные элементы, а в пазы между ними вставляли горизонтальные бревна.

реконструкция конструкции дома в постплановой технике по Г.Соберскому

   Входы в наземные хижины обычно устраивались в южных стенах, а двери закрывались на железную скобу или деревянный колышек. Подвалов внутри не было, но полы часто были покрыты досками или их поверхность была покрыта глиной. Очаг устраивался у стены или в середине избы, чаще всего из рыхлых камней, образующих круглую или овальную форму. Из-за того, что избы были больше землянок, часть из них можно было использовать для хранения наиболее ценных сельскохозяйственных животных, либо для организации внутри ремесленных мастерских. Остальное оборудование представляли собой табуретки и подвесные колышки. Столов не было, а в избах могли быть жернова, миски, скамейки, посуда для размола крупы и сосуды для разрыхления муки и расстойки теста.
   Строительство славянских жилых домов в раннем средневековье было сходным. Единственные различия были в крепостях и районах, где дома со временем становились меньше. В более старых поселениях дома могли быть крупнее, располагаться рыхло, через определенные промежутки друг от друга, но по мере роста населения застройка становилась плотнее, а дома имели меньшую площадь и часто примыкали друг к другу, соединяясь общими стенами перпендикулярно ход улиц. Там, где было место, рядом с домами строились хозяйственные постройки, в других приходилось все умещать внутри изб. Для того чтобы животные не беспокоили жителей, сооружались деревянные «нары», т. е. примитивные лежанки, иногда двухъярусные, обычно из досок или жердей. Под ними могли жить свиньи, овцы, собаки, кошки, ласки, куры и другая домашняя дичь. Также были возведены хижины с аркадами, что увеличило жилое пространство. В созданных таким образом вестибюлях хранились припасы и инвентарь (дубильные стеллажи, сита, жаровни для сушки зерна и т. д.). Только в 12 веке были построены низкие верхние этажи, к которым вели ступеньки или лестницы.

Современное состояние

   Предпринята попытка воссоздать раннесредневековое славянское поселение в Славутово, хотя это не реконструкция какой-то конкретной деревни. Он пытается приблизить постройки IX и X веков. Реконструкция славянского городища состоит из 3 укрепленных ворот и 8 изб с мастерскими. Поселок окружен частоколом из деревянных свай длиной 400 метров. Там вы можете увидеть рабочее место гончара, ткача, пекаря, травника, шорника или янтаря, а также их инструменты и другие предметы быта. Поселок можно посетить с гидом или в одиночку, есть и образовательная тропа. Есть дидактические занятия, живые уроки истории, рыцарские шоу, соревнования по стрельбе из лука, мастер-классы по гончарному делу, кузнечному делу, ткачеству, скульптуре и травничеству, можно подготовить кулинарные шоу с выпечкой лепешек и костром. В поселке проходят пикники, фестивали и тематические выставки. Сувениры также продаются на месте. Время посещения для индивидуальных клиентов не ограничено.

реконструкция раннесредневекового славянского поселения, фото: slawutowo.pl

Покажите этот памятник на карте

Возвращение в алфавитный индекс

Библиография:
Годлавский К., Пьеру Седзиби Седзиб, Кракоу 2000.
Miśkiewicz M., Europa wczesnego, średniowiecza v-xiii, WaresiSi-M. codzienne mieszkańców ziem polskich we wczesnym średniowieczu, Warszawa 2010.

Хорошая реконструкция старого славянского форта с деревянными стенами — отзыв об историческом поселении Славогрод, Чаплинек, Польша

Хорошая реконструкция старого славянского форта с деревянными стенами — отзыв о Историческое поселение Славогрод, Чаплинек, Польша — Tripadvisor
Отличное место для семьи. Около 3 часов. Много мероприятий для детей. Там не еда, а…

читать дальше

Отзыв написан 29 июня 2022 г.

Curious07563452794

,

Берлин, Германия

через мобильный

Славогрод был супер!

Отличный день для детей и взрослых!
Super dzień dzień dzieci i dorosłych!
В нем так много всего можно увидеть…

читать дальше

Отзыв написан 12 августа 2018 г.

через мобильный

Читать все 16 отзывов

  

Отзыв об историческом поселении Славогрод

Отзыв написан 11 июля 2015 г.

Непосредственно за городом Чаплинек есть что-то похожее на старое поселение древних славян. На самом деле это современная реконструкция такой старой деревни. Он дает много информации о большом сражении «поляков» когда-то сражавшихся против «немцев». Поляки победили! Конечно, в 14 веке или раньше не было страны под названием Германия и, вероятно, формального польского государства. Но кого это волнует! Все это делается в шутку — увы, только на польском языке, но приветливая дама могла бы дать нам некоторые пояснения по-английски. Там было много школьных классов. Наши каникулы (май-июнь) совпали с сезоном школьных занятий в познавательных поездках. Мы видели их в каждом туристическом месте. Но придал этому месту очарование!
Внутри разные ремесленники делали изделия, а за стенами стояла большая осадная машина. Деревянные паллеты.
Если вы находитесь по соседству, стоит зайти ненадолго.

Дата опыта: май 2015

См. Все 16 обзоров

Превосходный 8

очень хороший 5

Средний 1

Poor2

Ужасные 0

Семьи

Пары

Solo

.

9 июня-августа0005

сентября

Dec-Feb

Все языки

английский (3)

Польский (12)

Немец (1)

Все языки

Англий Немецкий (1)

Отлично 8

очень хороший 5

Средний 1

Poor2

Ужас.0150 3 — 8 из 16 Обзоры

. Обзор 29 июля 2020 г. с помощью мобильного

Google Translation

Дата опыта: июль 2020

Спросите Цетиризин об историческом расчете

Это обзор. Справо участник Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

Отзыв написан 13 августа 2019 г.

Google Translation

Дата опыта: июль 2019 г.

Спросить SimTim77 о Историческое поселение Славогрод

Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.

Отзыв написан 27 июля 2018 г.