ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО. Произведение чайковского
«Анастасия-вальс» | «Anastasie-valse» | вальс | 1854 |
«Кто идет?» | романс для голоса с фортепиано | 1860 | |
«Мой гений, мой ангел, мой друг…» | романс для голоса с фортепиано | 1860 | |
«Полночь» | «Mezza notte» | романс для голоса с фортепиано | 1862 |
Пьеса на тему «Возле речки, возле моста» | пьеса | 1862 | |
«Борис Годунов» | 1864 | ||
«Гроза» | увертюра | 1864 | |
«На сон грядущий» | хор | 1864 | |
«Римляне в Колизее» | пьеса для оркестра | 1864 | |
«Тема с вариациями» | пьеса | 1864 | |
Adagio molto для смешанного квинтета | Adagio | 1864 | |
Adagio для духового октета | Adagio | 1864 | |
Adagio для квартета валторн | Adagio | 1864 | |
Agitato и Allegro для малого симфонического оркестра | Agitato и Allegro | 1864 | |
Allegretto molto для скрипки, альта и виолончели | Allegretto | 1864 | |
Allegretto для струнного квартета | Allegretto | 1864 | |
Allegro (отрывок) | пьеса | 1864 | |
Allegro ma non tanto для струнного оркестра | Allegro | 1864 | |
Allegro vivace для струнного квартета | Allegro | 1864 | |
Allegro vivo для симфонического оркестра | Allegro | 1864 | |
Allegro для фортепианного секстета | Allegro | 1864 | |
Andante ma non troppo для малого симфонического оркестра | Andante | 1864 | |
Andante ma non troppo для струнного квинтета | Andante | 1864 | |
Andante molto для струнного квартета | Andante | 1864 | |
Маленькое Allegro с интродукцией для струнного оркестра с двумя флейтами | Allegro | 1864 | |
Оратория | оратория | 1864 | |
«К радости» | кантата | 1865 | |
«Песнь Земфиры» | романс для голоса с фортепиано | 1865 | |
Квартет B-dur (неоконченный) | квартет | 1865 | |
Соната | соната | 1865 | |
Увертюра для малого симфонического оркестра | увертюра | 1865 | |
Характерные танцы | танцы | 1865 | |
«Возвращение». И.Гунгль | «Le Retour. Valse» | вальс | 1866 |
«Мария-Дагмара». А.И.Дюбюк | полька | 1866 | |
«Торжественная увертюра на Датский гимн» | Ouverture Solennelle sur l’hymne national danois | увертюра | 1866 |
Симфония №1 | симфония | 1866 | |
Увертюра | увертюра | 1866 | |
«Chant sans paroles» | пьеса | 1867 | |
«Развалины замка» | «Ruines d’un Chateau» | пьеса | 1867 |
«Русское скерцо» | «Scherzo a’la russe» | пьеса | 1867 |
«Путаница» | куплеты | 1867 | |
Три пьесы «Воспоминание о Гапсале» | Trois morceaux «Souvenir de Hapsal» | пьеса | 1867 |
Две пьесы | пьеса | 1867 | |
Интродукция и мазурка к хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» | Интродукция и мазурка | 1867 | |
Мазурка к хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» | мазурка | 1867 | |
Скерцо | Scherzo | скерцо | 1867 |
Экспромт | экспромт | 1867 | |
«Воевода» | опера | 1868 | |
«Малороссийский казачок» | симфоническая фантазия | 1868 | |
«Фатум» | симфоническая фантазия | 1868 | |
«Я помню все» | романс для голоса с фортепиано | 1868 | |
Романс | Romance | романс для фортепиано | 1868 |
Вальс-каприс | Valse-caprice | вальс-каприс | 1868 |
Антракт и пляски сенных девушек из оперы «Воевода» | сцены из оперы | 1868 | |
Интродукция и хор I действия и речитативы в I-III действиях оперы Ф.Обера «Черное домино» («Domino noir») | сцены из оперы | 1868 | |
Попурри из оперы «Воевода» | попурри | 1868 | |
«И больно и сладко…» | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
«Иван Грозный», музыкально-характеристическая картина для оркестра | симфоническая картина | 1869 | |
«Не верь, мой друг…» | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
«Нет, только тот, кто знал…» | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
«Ни слова, о друг мой…» | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
«Отчего?» | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
«Слеза дрожит…» | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
«Ундина» | опера | 1869 | |
50 русских народных песен | сборник песен | 1869 | |
Хор цветов и насекомых из неосуществленной оперы «Мандрагора» | хор | 1869 | |
Шесть романсов | романс для голоса с фортепиано | 1869 | |
Ария А.Страделла | «O del mio dolce amour» | ария | 1870 |
«Грезы» | «Reverie» | пьеса | 1870 |
«Забыть так скоро…» | романс для голоса с фортепиано | 1870 | |
«Природа и любовь» | вокальное трио | 1870 | |
Каприччио | Capriccio | каприччио | 1870 |
Салонная мазурка | Mazurka de salon | мазурка | 1870 |
Салонная полька | Polka de salon | полька | 1870 |
Три пьесы | Trois pieces | пьесы | 1870 |
Вальс-скерцо | Valse-scherzo | вальс-скерцо | 1870 |
Юмореска | «Humoreske» | юмореска | 1871 |
«Вечное движение». Финал сонаты для фортепиано | «Perpetuum mobile» | соната | 1871 |
Рондо. К.М.Вебер | Rondo | рондо | 1871 |
«Дон-Кихот», музыкально-юмористическая картина для оркестра | симфоническая картина | 1871 | |
Квартет №1 | квартет | 1871 | |
Трио из оперы «Тайный брак» Д.Чимароза | трио | 1871 | |
«В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого» | кантата | 1872 | |
«Колыбельная песня» | романс для голоса с фортепиано | 1872 | |
«Новогреческая песня на тему «Dies irae» | песня | 1872 | |
«О, спой ту же песню…» | романс для голоса с фортепиано | 1872 | |
«Опричник» | опера | 1872 | |
«Погоди!» | романс для голоса с фортепиано | 1872 | |
«Пойми хоть раз…» | романс для голоса с фортепиано | 1872 | |
«Так что же?» | романс для голоса с фортепиано | 1872 | |
Две пьесы | Deux pieces | пьеса | 1872 |
Ноктюрн | Nocturne | ноктюрн | 1872 |
Куплеты графа Альмавивы к комедии П.Бомарше «Севильский цирюльник» («Имя звук лишь пустой») | куплеты | 1872 | |
Русские народные песни для одного голоса с ф-но, собранные и переложенные В.П.Прокуниным | сборник песен | 1872 | |
Серенада к именинам Н.Г.Рубинштейна | серенада | 1872 | |
Симфония №2 | симфония | 1872 | |
Шесть романсов | романсы для голоса с фортепиано | 1872 | |
«Листок из альбома» | «Feuillet d’album» | пьеса | 1873 |
«Вечерние грезы» | «Reverie du soir» | пьеса | 1873 |
Тема и вариации | «Theme original et variations» | вариации на тему | 1873 |
«Буря» | симфоническая фантазия | 1873 | |
«Глазки весны голубые» | романс для голоса с фортепиано | 1873 | |
«Снегурочка», музыка к весенней сказке А.Н.Островского | музыка к сказке | 1873 | |
«Уноси мое сердце…» | романс для голоса с фортепиано | 1873 | |
Каприччиозо | Capriccioso | каприччио | 1873 |
Фуга на 4 голоса | Fugue a 4 voix | фуга | 1873 |
Экспромт | Impromptu | экспромт | 1873 |
Похоронный марш | Marche funebre | марш | 1873 |
Мазурка | Mazurque | мазурка | 1873 |
Ноктюрн | Nocturne | ноктюрн | 1873 |
Прелюдия | Prelude | прелюдия | 1873 |
Скерцо | Scherzo | скерцо | 1873 |
Юмористическое скерцо | Scherzo humoristique | скерцо | 1873 |
Шесть пьес | Six morceaux | сборник пьес | 1873 |
Шесть пьес для фортепиано на одну тему | Six morceaux pour piano composes sur un seul Theme | сборник пьес | 1873 |
«Фульский король», баллада для голоса и фортепиано. Ф.Лист | «Der K¦nig von Fule» | баллада | 1874 |
Студенческая песня | «Gaudeamus igitur» | песня | 1874 |
Австрийский гимн | «Gott erhalte» | гимн | 1874 |
«Вещий сон», баллада для чтеца и фортепиано. Р.Шуман | баллада | 1874 | |
«Кузнец Вакула или Ночь перед Рождеством» | опера | 1874 | |
Квартет №2 | квартет | 1874 | |
«Меланхолическая серенада» | «Serenade melancolique» | серенада | 1875 |
«Али мать меня рожала…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Вечер» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Зачем?» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Как над горячею золой…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Как наладили: дурак…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Канарейка» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Корольки» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Моя баловница» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«На сон грядущий» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Не долго нам гулять…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Не отходи от меня!» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Нет, никогда не назову…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Ни отзыва, ни слова, ни привета…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Он так меня любил…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Песнь Миньоны» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Примиренье» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Свадьба Фигаро», речитативы к опере. В.А.Моцарт | сцены из оперы | 1875 | |
«Смотри, вон облако…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Страшная минута» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Хотел бы в единое слово…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Я с нею никогда не говорил…» | романс для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Собака низкая, бессовестная Бишка…» | шуточное сочинение | 1875 | |
Концерт №1 для фортепиано с оркестром | концерт | 1875 | |
Симфония №3 | симфония | 1875 | |
Хор к юбилею О.А.Петрова | хор | 1875 | |
Шесть романсов и песен | сборник романсов и песен | 1875 | |
Шесть романсов | романсы для голоса с фортепиано | 1875 | |
Шесть романсов | романсы для голоса с фортепиано | 1875 | |
«Весна» | хор | 1876 | |
«Времена года», 12 характеристических картин:1. «Январь. У камелька»2. «Февраль. Масленица»3. «Март. Песнь жаворонка»4. «Апрель. Подснежник»5. «Май. Белые ночи»6. «Июнь. Баркарола»7. «Июль. Песнь косаря»8. «Август. Жатва»9. «Сентябрь. Охота»10. «Октябрь. Осенняя песнь»11. «Ноябрь. На тройке»12. «Декабрь. Святки» | цикл пьес для фортепиано | 1876 | |
«Лебединое озеро» | балет | 1876 | |
«Ночевала тучка золотая». А.С.Даргомыжский | вокальное трио | 1876 | |
«Франческа да Римини» | симфоническая фантазия | 1876 | |
Квартет №3 | квартет | 1876 | |
Славянский марш на народно-славянские темы | марш | 1876 | |
Andante funebre из квартета №3 | Andante | 1877 | |
Вальс-скерцо | Valse-Scherzo | вальс-скерцо | 1877 |
Вариации на тему рококо | вариации на тему | 1877 | |
Детские песни на русские и малороссийские напевы для голоса с фортепиано, составленные М.А.Мамонтовой | песни | 1877 | |
Похоронный марш | марш | 1877 | |
«Русская пляска» | «Danse russe» | пьеса | 1878 |
«Размышление» | «Meditation» | пьеса | 1878 |
«Мелодия» | «Melodie» | пьеса | 1878 |
«Натали-вальс» | «Nathalie-valse» | вальс | 1878 |
«Пимпинелла», флорентийская песенка | «Pimpinella» | пьеса | 1878 |
«Прерванные грезы» | «Reverie interrompue» | пьеса | 1878 |
«Грустная песенка» | «Shanson triste» | пьеса | 1878 |
«Евгений Онегин» | опера | 1878 | |
«Любовь мертвеца» | романс для голоса с фортепиано | 1878 | |
«О, если б ты могла…» | романс для голоса с фортепиано | 1878 | |
«Песенка без слов» | «Chant sans paroles» | пьеса | 1878 |
«Русский Добровольный флот» | марш | 1878 | |
«Серенада Дон-Жуана» | романс для голоса с фортепиано | 1878 | |
«Средь шумного бала…» | романс для голоса с фортепиано | 1878 | |
«То было раннею весной…» | романс для голоса с фортепиано | 1878 | |
12 пьес средней трудности | сборник пьес | 1878 | |
«В деревне» | «Au village» | пьеса | 1878 |
Этюд | Etude | этюд | 1878 |
Большая соната | Grande Sonate | соната | 1878 |
Похоронный марш | Marche funebre | марш | 1878 |
Мазурка | Mazurka | мазурка | 1878 |
Скерцо | Scherzo | скерцо | 1878 |
Скерцо | Scherzo | скерцо | 1878 |
Вальс | Valse | вальс | 1878 |
Вальс | Valse | вальс | 1878 |
Детский альбом, 24 легких пьесы:1. «Утреннее размышление»2. «Зимнее утро»3. «Игра в лошадки»4. «Мама»5. «Марш деревянных солдатиков»6. «Болезнь куклы»7. «Похороны куклы»8. «Вальс»9. «Новая кукла»10. «Мазурка»11. «Русская песня»12. «Мужик на гармонике играет»13. «Камаринская»14. «Полька»15. «Итальянская песенка»16. «Старинная французская песенка»17. «Немецкая песенка»18. «Неаполитанская песенка»19. «Нянина сказка»20. «Баба-яга»21. «Сладкая греза»22. «Песня жаворонка»23. «Шарманщик поет»24. «Хор» | сборник пьес для фортепиано | 1878 | |
Концерт для скрипки с оркестром | концерт | 1878 | |
Литургия св. Иоанна Златоустого | литургия | 1878 | |
Мазурка | мазурка | 1878 | |
Симфония №4 | симфония | 1878 | |
Три пьесы для скрипки и фортепиано «Воспоминания о дорогом месте» | «Souvenir d’un lien cher» | пьесы | 1878 |
Шесть романсов | романсы для голоса с фортепиано | 1878 | |
«Орлеанская дева» | опера | 1879 | |
«Фея», колыбельная песня к пьесе О.Фелье | колыбельная песня | 1879 | |
Колыбельная к пьесе О.Фелье «Фея» | колыбельная песня | 1879 | |
Сюита №1 | сюита | 1879 | |
«1812 год», торжественная увертюра | увертюра | 1880 | |
«Благословляю вас, леса…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
«В огороде, возле броду» | вокальный дуэт | 1880 | |
«Вечер» | вокальный дуэт | 1880 | |
«Горними тихо летала душа небесами…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
«День ли царит…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
«Кабы знала я…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
«Минула страсть…» | вокальный дуэт | 1880 | |
«На землю сумрак пал…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
«Рассвет» | вокальный дуэт | 1880 | |
«Ромео и Джульетта» | увертюра-фантазия | 1880 | |
«Слезы» | вокальный дуэт | 1880 | |
«Усни, печальный друг…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
«Черногория в момент получения известия об объявлении войны Турции со стороны России» | 1880 | ||
«Я ли в поле да не травушка была…» | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
Итальянское каприччио для оркестра | каприччио | 1880 | |
Концерт №2 для фортепиано с оркестром | концерт | 1880 | |
Семь романсов | романс для голоса с фортепиано | 1880 | |
Серенада для струнного оркестра | серенада | 1880 | |
Шесть дуэтов | вокальные дуэты | 1880 | |
Шотландская баллада | баллада | 1880 | |
«Вечер» | хор | 1881 | |
Кантата | кантата | 1881 | |
Три хора a capella | хоры | 1881 | |
«Ната-вальс» | «Natha-valse» | вальс | 1882 |
Менуэт-скерцозо | Menuetto-scherzoso | менуэт | 1882 |
Полька | Polka peu dansante | полька | 1882 |
Романс | Romance | романс для фортепиано | 1882 |
Салонный вальс | Valse de salon | вальс | 1882 |
Сентиментальный вальс | Valse Sentimentale | вальс | 1882 |
Всенощное бдение | всенощное бдение | 1882 | |
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого художника» | трио | 1882 | |
Шесть пьес | пьесы | 1882 | |
«Бабушка и внучек» | песня | 1883 | |
«Весенняя песня» | песня | 1883 | |
«Весна» | песня | 1883 | |
«Зима» | песня | 1883 | |
«Зимний вечер» | песня | 1883 | |
«Колыбельная песнь в бурю» | песня | 1883 | |
«Кукушка» | песня | 1883 | |
«Ласточка» | песня | 1883 | |
«Легенда» | песня | 1883 | |
«Мазепа» | опера | 1883 | |
«Мой Лизочек» | песня | 1883 | |
«Мой садик» | песня | 1883 | |
«Москва» | кантата | 1883 | |
«На берегу» | песня | 1883 | |
«Осень» | песня | 1883 | |
«Птичка» | песня | 1883 | |
«Цветок» | песня | 1883 | |
Сюита №2 | сюита | 1883 | |
Торжественный коронационный марш | марш | 1883 | |
Шестнадцать песен для детей | песня | 1883 | |
«Лишь ты один…» | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
«На нивы желтые…» | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
«Не спрашивай…» | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
«Привет благодарности» | 1884 | ||
«Скажи, о чем в тени ветвей…» | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
«Смерть» | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
«Усни!» | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
Экспромт-каприс | Impromptu-caprice | 1884 | |
Концертная фантазия | фантазия | 1884 | |
Сюита №3 | сюита | 1884 | |
Шесть романсов | романс для голоса с фортепиано | 1884 | |
«Гимн в честь святых Кирилла и Мефодия» | гимн | 1885 | |
«Манфред» | симфония | 1885 | |
«Правоведская песнь» | хор | 1885 | |
«Черевички» | опера | 1885 | |
9 духовно-музыкальных сочинений | хоры | 1885 | |
Правоведский марш | марш | 1885 | |
«Думка», русская сельская сценка | «Doumka», Scene rustique russe | пьеса | 1886 |
«Вчерашняя ночь» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«За окном в тени мелькает…» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Нам звезды кроткие сияли…» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Ночи безумные» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Ночь» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«О, если б знали вы…» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Песнь цыганки» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Подвиг» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Прости» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Простые слова» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Соловей» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
«Я тебе ничего не скажу…» | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
Двенадцать романсов | романс для голоса с фортепиано | 1886 | |
Музыка к монологу Домового | 1886 | ||
«Блажен, кто улыбается» | хор | 1887 | |
«Ночевала тучка золотая» | хор | 1887 | |
«Первое свидание» | романс для голоса с фортепиано | 1887 | |
«Растворил я окно…» | романс для голоса с фортепиано | 1887 | |
«Серенада» | романс для голоса с фортепиано | 1887 | |
«Уж гасли в комнатах огни…» | романс для голоса с фортепиано | 1887 | |
«Чародейка» | опера | 1887 | |
«Я вам не нравлюсь…» | романс для голоса с фортепиано | 1887 | |
«Я сначала тебя не любила…» | романс для голоса с фортепиано | 1887 | |
Пеццо каприччиозо. Концертная пьеса | Pezzo capriccioso. Morceau de conzert | пьеса | 1887 |
Сюита №4 («Моцартиана») | сюита | 1887 | |
Шесть романсов | романсы для голоса с фортепиано | 1887 | |
«Разочарование» | «Deception» | романс для голоса с фортепиано | 1888 |
«Слезы» | «Les larmes» | романс для голоса с фортепиано | 1888 |
«Пускай зима» | «Qu’importe que l’hiver» | романс для голоса с фортепиано | 1888 |
«Чаровница» | «Rondel» | романс для голоса с фортепиано | 1888 |
«Гамлет» | увертюра-фантазия | 1888 | |
Andante cantabile из Квартета №1 | Andante | 1888 | |
Шесть мелодий | Six melodies | пьесы | 1888 |
Серенада | Serenade «J’aime dans le rayon» | серенада | 1888 |
Серенада | Serenade «Oh vas-tu, souffle d’aurore» | серенада | 1888 |
Симфония №5 | симфония | 1888 | |
Увертюра-фантазия. Г.А.Ларош | увертюра-фантазия | 1888 | |
«Привет Антону Григорьевичу Рубинштейну» | хор | 1889 | |
«Соловушко» | хор | 1889 | |
«Спящая красавица» | балет | 1889 | |
Экспромт | Impromptu | экспромт | 1889 |
Вальс-скерцо | Valse-Scherzo | вальс-скерцо | 1889 |
Танцы из оперы «Идоменей». В.А.Моцарт | сцены из оперы | 1889 | |
«Воспоминание о Флоренции» | «Souvenir de Florence» | пьеса | 1890 |
«Страстное признание» | «Aveux passionne» | пьеса | 1891 |
«Без поры, да без времени…» | хор | 1891 | |
«Воевода», симфоническая баллада | баллада | 1891 | |
«Гамлет», музыка к трагедии | 1891 | ||
«Иоланта» | опера | 1891 | |
«Не кукушечка во сыром бору…» | хор | 1891 | |
«Пиковая дама» | опера | 1891 | |
«Что смолкнул веселия глас» | хор | 1891 | |
«Не знаю! Позвольте нам получать письма от Бобика!» | 1891 | ||
«Лирический момент» | «Momento lirico» («Moment lirique») | пьеса | 1892 |
«Венгерские цыганские напевы». С.Ментер | песня | 1892 | |
«Щелкунчик» | балет | 1892 | |
Сюита из балета «Щелкунчик» | сюита | 1892 | |
«Колыбельная песня» | «Berseuse» | пьеса | 1893 |
«Элегическая песня» | «Chant elegiaque» | пьеса | 1893 |
«Характеристический танец» | «Danse caracteristique» | пьеса | 1893 |
«Диалог» | «Dialogue» | пьеса | 1893 |
«Сельский отзвук» | «Echo rustique» | пьеса | 1893 |
«Резвушка» | «L’espiegle» | пьеса | 1893 |
«Раздумье» | «Meditation» | пьеса | 1893 |
«Далекое прошлое» | «Passe lointain» | пьеса | 1893 |
«Приглашение к трепаку» | «Scene dansante. Invitation au trepac» | пьеса | 1893 |
«Нежные упреки» | «Tendres reproches» | пьеса | 1893 |
«Немного Шопена» | «Un poco di Chopin» | пьеса | 1893 |
«Немного Шумана» | «Un poco di Schumann» | пьеса | 1893 |
«Вальс-безделушка» | «Valse bluette» | вальс | 1893 |
«Ангел вопияше» | хор | 1893 | |
«В эту лунную ночь…» | романс для голоса с фортепиано | 1893 | |
«Закатилось солнце…» | романс для голоса с фортепиано | 1893 | |
«Мы сидели с тобой…» | романс для голоса с фортепиано | 1893 | |
«Ночь» | вокальный квартет | 1893 | |
«Ночь» | романс для голоса с фортепиано | 1893 | |
«Ромео и Джульетта» | вокальный дуэт | 1893 | |
«Снова, как прежде, один…» | романс для голоса с фортепиано | 1893 | |
«Средь мрачных дней…» | романс для голоса с фортепиано | 1893 | |
«То не ветер ветку клонит» | 1893 | ||
«От милого нету вести» | 1893 | ||
18 пьес | сборник пьес | 1893 | |
Экспромт | Impromptu | экспромт | 1893 |
Мазурка для танцев | Mazurka pour danse | мазурка | 1893 |
Концертный полонез | Polacca de concert | полонез | 1893 |
Скерцо-фантазия | Scherzo-fantaisie | 1893 | |
Вальс в 5/8 | Valse а cinq temps | вальс | 1893 |
Анданте и финал для фортепиано с оркестром | Анданте и финал | 1893 | |
Военный марш | Marche militaire | марш | 1893 |
Концерт №3 для ф-но с оркестром | концерт | 1893 | |
Симфония №6 | симфония | 1893 | |
Шесть романсов | романсы для голоса с фортепиано | 1893 |
diafon.ru
Список основных произведений Чайковского
ОПЕРЫ «Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872) «Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885) «Евгений Онегин» (1878) «Орлеанская дева» (1879) «Мазепа» (1883) «Чародейка» (1887) «Пиковая дама» (1890) «Иоланта» (1891)
БАЛЕТЫ «Лебединое озеро» (1876) «Спящая красавица» (1889) «Щелкунчик» (1892)
МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ «Снегурочка» (1873)
СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Первая симфония «Зимние грезы» (1866) Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879) Третья симфония (1875) Четвертая симфония (1877) «Манфред» (1885) Пятая симфония (1888) Шестая симфония — «Патетическая» (1893)
УВЕРТЮРЫ-ФАНТАЗИИ «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870, 3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888)
ФАНТАЗИИ «Фатум» (1868) «Буря» (1873) «Франческа да Римини» (1876)
УВЕРТЮРЫ (ВСЕГО 5) «Гроза» (1864) «1812 год» (1880)
ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА «Итальянское каприччио» (1880) «Серенада для струнного оркестра» (1880) «Воевода» — баллада (1891) 4 оркестровые сюиты (1879, 1883, 1884, 1887)
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ 3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880—1893, 1893) Концерт для скрипки с оркестром (1878) Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876) «Меланхолическая серенада» (1875) «Вальс-скерцо» (1877)
ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 4 кантаты, в том числе «Москва» (1883) «Литургия Иоанна Златоуста» (1878) «Всенощное бдение» (1881) Хоры a cappella: «Соловушко», «Ночевала тучка золотая», «Вечер» и др,
КАМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876) Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882) «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет (1892)
ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5, Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка», «Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878), «Времена года» (1876), Соната до-диез минор, Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ФОРТЕПИАНО «Размышление», «Вальс-скерцо», «Мелодия» ор. 42
КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Свыше 100 романсов (ор. 6, 25, 27, 28, 38, 47, 54, 57, 60, 63, 65, 73) Шесть дуэтов ор. 46
Список из книги
ale07.ru
Список произведений Чайковского по порядку - полный перечень по алфавиту онлайн
Pimpinella
Али мать меня рожала
Бабушка и внучек
Благословляю вас, леса
В эту лунную ночь
Весенняя песня
Весна (Травка зеленеет)
Весна (Уж тает снег)
Вечер
Вчерашняя ночь
Глазки весны голубые
Горними тихо летела душа небесами
День ли царит
Детская песенка (Мой Лизочек)
За окном в тени мелькает
Забыть так скоро
Закатилось солнце
Зачем?
Зима
Зимний вечер
И больно, и сладко
Кабы знала я
Как над горячею золой
Как наладили: дурак
Канарейка
Колыбельная песнь в бурю
Колыбельная песня[7]
Корольки
Кукушечка
Ласточка
Легенда
Лишь ты один
Любовь мертвеца
Мой гений, мой ангел, мой друг
Мой садик
Моя баловница
Мы сидели с тобой
На берегу
На землю сумрак пал
На нивы желтые
На сон грядущий
Нам звезды кроткие сияли
Не верь, мой друг
Не долго нам гулять
Не отходи от меня!
Не спрашивай
Нет, никогда не назову
Нет, только тот, кто знал
Ни отзыва, ни слова, ни привета
Ни слова, о друг мой
Новогреческая песня
Ночи безумные
kupidonia.ru
Список произведений П.И.Чайковского. К юбилею композитора — Ресурсный центр Музыка
Список произведений Петра Ильича Чайковского
Чайковский Петр Ильич1. Сценическая музыка
1.1 Оперы
Воевода 1867-68Ундина 1869Опричник 1870-72Кузнец Вакула 1874Евгений Онегин (слова Пушкина) 1877-78Орлеанская дева 1878-79Мазепа 1881-83Черевички 1885Чародейка 1885-87Пиковая дама 1890Иоланта 1891
1.2 Балеты
Лебединое озеро 1875–76Спящая красавица 1888–89Щелкунчик 1891–92
1.3 Музыка к театральным постановкам
Борис Годунов музыка к спектаклю по трагедии Александра Пушкина ?1863–65Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1866/67Путаница 1893-94 год 1867Севильский цирюльник музыка к спектаклю по комедии Пьера Бомарше 1872Снегурочка музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского 1873Фея песня и вальс к спектаклю по комедии Октава Фейе ?1879Черногория музыка к живым картинам 1880Воевода музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1886Гамлет музыка к спектаклю по трагедии Шекспира 1891
2. Оркестровая музыка
2.1 Симфонии
Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68Симфония № 2 «Малороссийская» 1872Симфония № 3 1875Симфония № 4 1877Симфония Манфред 1885Симфония № 5 1888Симфония № 6 "Патетическая" 1893
2.2 Сюиты
Сюита для оркестра №1 1878–79Сюита для оркестра №2 1883Сюита для оркестра №3 1884Сюита для оркестра №4 "Моцартиана" 1887Щелкунчик, сюита к балету 1892
2.3 Отдельные оркестровые произведения
Гроза, увертюра 1864Характерные танцы ?1865Увертюра 1865–1866Увертюра 1865Торжественная увертюра на Датский гимн 1866Фатум, симфоническая фантазия 1868Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия 1869Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна 1872Буря, симфоническая фантазия 1873Славянский марш 1876Франческа да Римини, симфоническая фантазия 1876Итальянское каприччио 1880Серенада для струнного оркестра 1880Увертюра "1812 год" 1880Коронационный марш (англ.)русск. 1883Привет благодарности, элегия для струнного оркестра 1884Правоведский марш 1885Гамлет, увертюра-фантазия 1888Воевода, симфоническая баллада 1890–91
2.4 Концерты
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 1874–75Меланхолическая серенада, для скрипки и оркестра 1875Вариации на тему рококо, для виолончели и оркестра 1876–77Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра 1877Концерт для скрипки с оркестром 1878Концерт для фортепиано с оркестром № 2 1879–80Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром 1884Pezzo capriccioso, для виолончели с оркестром 1887Andante cantabile, для виолончели и струнного оркестра ?1888Ноктюрн, для виолончели и струнного оркестра ?1888Концерт для фортепиано с оркестром № 3 1893
3. Вокальная и хоровая музыка
3.1 Кантаты
К радости 1865Кантата на открытие Политехнической выставки 1872Хор к юбилею О. А. Петрова 1875
3.2 Хоры и вокальные ансамбли
Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 41 для хора (1878)Всенощное бдение, ор. 52 для хора (1882)Вокальное трио "Природа и Любовь" (1870)
3.3 Песни и дуэты
более 100 романсов
4. Камерная музыка
Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)Фортепианное трио op. 50 (1882)«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)
5. Фортепианная музыка
Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)Экспромт op. 1, No. 2 (1867)Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)Вальс-каприс op. 4 (1868)Романс op. 5 (1868)Вальс-скерцо op. 7 (1870)Каприччио op. 8 (1870)Три пьесы op. 9 (1870)Две пьесы op. 10 (1871)Шесть пьес op. 19 (1873)Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)Большая соната соль мажор op. 37a (1878)Времена года op. 37b (1876)Детский альбом op. 39 (1878)Двенадцать пьес op. 40 (1878)Шесть пьес op. 51 (1882)Думка op. 59 (1886)Восемнадцать пьес op. 72 (1893)Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900).
Читайте также:
rcmuzyka.com
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО. Петр Ильич Чайковский
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
1. Музыкально-драматические произведения
1867–1868. «Воевода». Опера в 3-х действиях. Либретто
A. Н. Островского и П. И. Чайковского по пьесе А. Н. Островского, того же названия. Уничтожена автором, восстановлена по сохранившимся материалам П. А. Ламмом.
1869. «Ундина». Опера в З-х действиях. Либретто В. А. Соллогуба по одноименной повести Ф. де ла Мотт-Фуке (в переводе B. А. Жуковского). Уничтожена автором.
1870–1872. «Опричник». Опера в 4-х действиях. Либретто П. И. Чайковского по трагедии И. И. Лажечникова, того же названия.
1873. «Снегурочка». Музыка к весенней сказке А. Н. Островского.
1874. «Кузнец Вакула». Опера в З-х действиях. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В 1885 году переработана автором. В новой редакции опера, получившая название «Черевички», разделена на 4 действия.
1875–1876. «Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях. Либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера, по мотивам сказки И. Музеуса и народным легендам.
1877–1878. «Евгений Онегин». Лирические сцены в З-х действиях. Либретто П И. Чайковского, при участии К. С. Шиловского, по роману в стихах А. С. Пушкина.
… 1878–1879. «Орлеанская дева». Опера в 4-х действиях. Либретто П. И. Чайковского по одноименной трагедии Ф. Шиллера (э переводе В. А. Жуковского), трагедии Ф. Барбье «Жанна д’Арк», либретто О. Мерме.
1881–1883. «Мазепа». Опера в З-х действиях. Либретто В. П. Буренина, переработанное П. И. Чайковским, по поэме А. С. Пушкина «Полтава».
1885–1887. «Чародейка». Опера в 4-х действиях. Либретто И. В. Шпажинского по его трагедии того же названия.
1888–1889. «Спящая красавица». Балет в З-х действиях, с прологом. Сценарий М. И. Петипа и И. А. Всеволожского по одноименной сказке Ш. Перро.
1890 «Пиковая дама». Опера в З-х действиях. Либретто М. И. Чайковского, при участии П. И. Чайковского, по одноименной повести А. С. Пушкина.
1891. «Гамлет». Музыка к трагедии В. Шекспира.
«Иоланта». Опера в 1-м действии. Либретто М. И. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене» (в переделке В. Зотова).
1891–1892. «Щелкунчик». Балет в 2-х действиях. Сценарий М. И. Петипа на сюжет сказки Э. Т. А. Гофмана (в переделке A. Дюма-отца).
2. Симфонические произведения
1864. «Гроза». Увертюра к неосуществленной опере на сюжет драмы А. Н. Островского.
1866. «Зимние грезы». Первая симфония. Переработана в 1874 году.
1868. «Фатум». Симфоническая поэма.
1869. «Ромео и Джульетта». Увертюра-фантазия по трагедии B. Шекспира. Переработана в 1870 и 1880 годах.
1872. Вторая симфония. Переработана в 1879–1880 годах.
1873. «Буря». Симфоническая фантазия по пьесе В. Шекспира.
1874–1875. Первый концерт для фортепьяно с оркестром.
1875. Третья симфония.
1876. «Франческа да Римини». Симфоническая фантазия по «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром.
1877. Четвертая симфония.
1878. Концерт для скрипки с оркестром.
1878–1879. Первая сюита.
1879–1880. Второй концерт для фортепьяно с оркестром.
1880. Итальянское каприччио.
Серенада для струнного оркестра.
«1812 год». Торжественная увертюра.
1883. Вторая сюита.
1884. Третья сюита.
Концертная фантазия для фортепьяно с оркестром.
1885. «Манфред». Симфония по драматической поэме Дж. Байрона.
1888. Пятая симфония.
«Гамлет». Увертюра-фантазия по трагедии В. Шекспира.
1891, «Воевода». Симфоническая баллада по стихотворению А. Мицкевича (в переводе А. С. Пушкина).
1893, Шестая симфония, Патетическая.
Третий концерт для фортепьяно с оркестром.
3. Камерно-инструментальные произведения
1871. Первый квартет.
1874. Второй квартет.
1876. Третий квартет.
1881–1882. Трио для скрипки, виолончели и фортепьяно «Памяти великого художника».
1887, 1891–1892. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции».
4. Фортепьянные произведения.
1867. Две пьесы. 1. Русское скерцо. 2. Экспромт.
1868. Романс для фортепьяно.
1871. Две пьесы. 1. Ноктюрн. 2. Юмореска.
1873. Шесть пьес на одну тему.
1875–1876. «Времена года». Двенадцать характеристических картин.
1878. Двенадцать пьес средней трудности.
«Детский альбом». Двадцать четыре легких пьесы.
Соната.
1882. Шесть пьес. 1. Салонный вальс. 2. Полька. З. Менуэт-скерцозо. 4. Ната-вальс. 5. Романс. 6. Сентиментальный вальс.
1886. «Думка». Русская сельская сцена.
1893. Восемнадцать пьес.
5. Вокальные произведения
1865. Кантата «К радости» на текст оды Ф. Шиллера (в переводе К. С. Аксакова и др.).
1869. Шесть романсов (на слова А. К- Толстого, А. Н. Плещеева, Е. П. Ростопчиной, Г. Гейне и В. Гёте, в переводе Л. А. Мея). Хор цветов и насекомых из неосуществленной оперы «Мандрагора» («а слова С. А. Рачинокого).
1870. Романс «Забыть так скоро…» (на слова А. Н. Апухтина).
1872. Кантата на открытие Политехнической выставки в Москве (на слова Я. П. Полонского). Шесть романсов (на слова А. Н. Майкова, Н. П. Грекова, А. А. Фета, А. Н. Плещеева и автора).
1873. Два романса на слова А. А. Фета и Г. Гейне (в переводе М. Л. Михайлова).
1874. Шесть романсов на слова Н. Ф. Щербины, Ф. И. Тютчева, В. Гёте (в переводе Ф. И. Тютчева) и Л. А. Мея.
1875. Два романса на слова Г. Гейне (в переводе Л. А. Мея) и Н. П. Грекова. Шесть романсов на слова Н. П. Огарева, Н. П. Грекова, А. А. Фета, Т. Г. Шевченко и А. Мицкевича (в переводах Л. А. Мея). Шесть романсов на слова А. Мюссе (в переводе Н. П. Грекова), В. Сырокомли (в переводе Л. А. Мея), Л. А. Мея, А. Н. Апухтина и автора.
1878. Шесть романсов (на слова автора, А. К. Толстого и М. Ю. Лермонтова).
1880. Семь романсов на слова А. К. Толстого, А. Мицкевича (в переводе Н. В. Берга), А. Н. Апухтина и И. 3. Сурикова.
1883. Кантата «Москва» (на слова А. Н. Майкова). Шестнадцать песен для детей (на слова А. Н. Плещеева и К. С. Аксакова).
1884. Шесть романсов на слова В. А. Сологуба, А. К. Толстого, В. Гёте (в переводе А. С. Струговщикова), Д. С. Мережковского и А. Кристен (в переводе А. Н. Плещеева).
1886. Двенадцать романсов на слова А. С. Хомякова, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, В. Стефановича (в переводе А. С. Пушкина), А. Н. Апухтина и Я. П. Полонского.
1887. Шесть романсов (на слова К. К. Романова).
1888. Шесть романсов (на слова французских поэтов Э. Тюркети, П. Коллен и А. Бланшкотт).
1893. Шесть романсов (на слова Д. М. Ратгауза).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
89 | — | Мой гений, мой ангел, мой друг | А. А. Фет | До 1860 | |
90 | — | Песнь Земфиры | А. С. Пушкин | 1860—61 | |
91 | — | Полночь | неизвестный автор | 1860—61 | |
92 | — | Ночной парад (утрачен) | |||
93 | 6 | Шесть романсов | 1869 | ||
93/1 | 6/1 |
| А. К. Толстой | 1869 | |
93/2 | 6/2 |
| А. Н. Плещеев | 1869 | |
93/3 | 6/3 |
| Е. П. Ростопчина | 1869 | |
93/4 | 6/4 | А. К. Толстой | 1869 | ||
93/5 | 6/5 | Л. А. Мей | 1869 | ||
93/6 | 6/6 |
| Л. А. Мей | 1869 | |
94 | — | Забыть так скоро | А. Н. Апухтин | 1870 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцевой |
95 | 16 | Шесть романсов | 1872—73 | ||
95/1 | 16/1 |
| А. Н. Майков | 1872—73 | |
95/2 | 16/2 | Н. П. Греков | 1872—73 | ||
95/3 | 16/3 |
| А. А. Фет | 1872—73 | |
95/4 | 16/4 |
| А. Н. Плещеев | 1872—73 | |
95/5 | 16/5 | NN [П. И. Чайковский] | 1872—73 | ||
95/6 | 16/6 |
| А. Н. Майков | 1872—73 | |
96/1 | — | Уноси моё сердце в звенящую даль | А. А. Фет | 1873 | |
96/2 | — | Глазки весны голубые | М. Л. Михайлов (из Г. Гейне) | 1873 | |
97 | 25 | Шесть романсов | 1875 | ||
97/1 | 25/1 | Н. Ф. Щербина | 1875 | ||
97/2 | 25/2 |
| Ф. И. Тютчев | 1875 | |
97/3 | 25/3 |
| Ф. И. Тютчев (из И. В. Гёте) | 1875 | |
97/4 | 25/4 | Л. А. Мей | 1875 | ||
97/5 | 25/5 |
| Л. А. Мей | 1875 | |
97/6 | 25/6 |
| Л. А. Мей | 1875 | |
98 | 27 | Шесть романсов | 1875 | Посвящены Е. А. Лавровской | |
98/1 | 27/1 |
| Н. П. Огарёв | 1875 | Посвящен Е. А. Лавровской |
98/2 | 27/2 |
| Н. П. Греков | 1875 | Посвящен Е. А. Лавровской |
98/3 | 27/3 |
| А. А. Фет | 1875 | Посвящен Е. А. Лавровской |
98/4 | 27/4 | Л. А. Мей (из Т. Г. Шевченко) | 1875 | Посвящен Е. А. Лавровской | |
98/5 | 27/5 |
| Л. А. Мей (из А. Мицкевича) | 1875 | Посвящен Е. А. Лавровской |
98/6 | 27/6 |
| Л. А. Мей (из А. Мицкевича) | 1875 | Посвящен Е. А. Лавровской |
99 | 28 | Шесть романсов | 1875 | ||
99/1 | 28/1 |
| Н. П. Греков | 1875 | |
99/2 | 28/2 | Л. А. Мей | 1875 | ||
99/3 | 28/3 | Л. А. Мей | 1875 | ||
99/4 | 28/4 |
| А. Н. Апухтин | 1875 | |
99/5 | 28/5 |
| А. Н. Апухтин | 1875 | |
99/6 | 28/6 |
| NN [П. И. Чайковский] | 1875 | |
100/1 | — | Хотел бы в единое слово | Л. А. Мей (из Г. Гейне) | 1875 | |
100/2 | — | Не долго нам гулять | Н. П. Греков | 1875 | |
101 | 38 | Шесть романсов | 1878 | Посвящены А. И. Чайковскому | |
101/1 | 38/1 |
| А. К. Толстой | 1878 | Посвящен А. И. Чайковскому |
101/2 | 38/2 |
| А. К. Толстой | 1878 | Посвящен А. И. Чайковскому |
101/3 | 38/3 |
| А. К. Толстой | 1878 | Посвящен А. И. Чайковскому |
101/4 | 38/4 |
| А. К. Толстой | 1878 | Посвящен А. И. Чайковскому |
101/5 | 38/5 |
| М. Ю. Лермонтов | 1878 | Посвящен А. И. Чайковскому |
101/6 | 38/6 | [8] | 1878 | Посвящен А. И. Чайковскому | |
103 | 47 | Семь романсов | 1880 | Посвящены А. В. Панаевой-Карцовой | |
103/1 | 47/1 | А. К. Толстой | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой | |
103/2 | 47/2 |
| А. К. Толстой | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой |
103/3 | 47/3 |
| А. Мицкевич | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой |
103/4 | 47/4 |
| А. К. Толстой | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой |
103/5 | 47/5 |
| А. К. Толстой | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой |
103/6 | 47/6 | А. Н. Апухтин | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой | |
103/7 | 47/7 |
| И. З. Суриков | 1880 | Посвящен А. В. Панаевой-Карцовой |
104 | 54 | Шестнадцать песен для детей | 1881—83 | ||
104/1 | 54/1 |
| А. Н. Плещеев | 1881—83 | |
104/2 | 54/2 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/3 | 54/3 |
| А. Н. Плещеев | 1881—83 | |
104/4 | 54/4 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/5 | 54/5 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/6 | 54/6 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/7 | 54/7 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/8 | 54/8 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/9 | 54/9 |
| А. Н. Плещеев | 1881—83 | |
104/10 | 54/10 |
| А. Н. Плещеев | 1881—83 | |
104/11 | 54/11 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/12 | 54/12 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/13 | 54/13 |
| А. Н. Плещеев | 1881—83 | |
104/14 | 54/14 | А. Н. Плещеев | 1881—83 | ||
104/15 | 54/15 | И. З. Суриков | 1881—83 | ||
104/16 | 54/16 |
| К. С. Аксаков | 1881—83 | |
105 | 57 | Шесть романсов | 1884 | ||
105/1 | 57/1 |
| В. А. Соллогуб | 1884 | |
105/2 | 57/2 |
| А. К. Толстой | 1884 | |
105/3 | 57/3 | А. Н. Струговщиков (из И. В. Гёте) | 1884 | ||
105/4 | 57/4 | Д. С. Мережковский | 1884 | ||
105/5 | 57/5 | Д. С. Мережковский | 1884 | ||
105/6 | 57/6 | А. Н. Плещеев | 1884 | ||
106 | 60 | Двенадцать романсов | 1886 | ||
106/1 | 60/1 |
| А. С. Хомяков | 1886 | |
106/2 | 60/2 |
| А. А. Фет | 1886 | |
106/3 | 60/3 |
| А. Н. Плещеев | 1886 | |
106/4 | 60/4 | А. С. Пушкин | 1886 | ||
106/5 | 60/5 |
| NN [П. И. Чайковский] | 1886 | |
106/6 | 60/6 |
| А. Н. Апухтин | 1886 | |
106/7 | 60/7 |
| Я. П. Полонский | 1886 | |
106/8 | 60/8 | Н. А. Некрасов | 1886 | ||
106/9 | 60/9 | Я. П. Полонский | 1886 | ||
106/10 | 60/10 |
| Я. П. Полонский | 1886 | |
106/11 | 60/11 | А. С. Хомяков | 1886 | ||
106/12 | 60/12 |
| А. Н. Плещеев | 1886 | |
107 | 63 | Шесть романсов на слова К. Романова | 1887 | Посвящены автору текста | |
107/1 | 63/1 |
| К. Романов | 1887 | Посвящен автору текста |
107/2 | 63/2 |
| К. Романов | 1887 | Посвящен автору текста |
107/3 | 63/3 |
| К. Романов | 1887 | Посвящен автору текста |
107/4 | 63/4 |
| К. Романов | 1887 | Посвящен автору текста |
107/5 | 63/5 |
| К. Романов | 1887 | Посвящен автору текста |
107/6 | 63/6 |
| К. Романов | 1887 | Посвящен автору текста |
108 | 65 | Шесть романсов | 1888 | Посвящены Д. Арто де Падилла | |
108/1 | 65/1 |
| Édouard TurquetyЭдуард Тюркети | 1888 | Посвящен Д. Арто де Падилла |
108/2 | 65/2 |
| Paul CollinП. Коллен | 1888 | Посвящен Д. Арто де Падилла |
108/3 | 65/3 |
| Paul CollinПоль Коллен | 1888 | Посвящен Д. Арто де Падилла |
108/4 | 65/4 |
| Paul CollinПоль Коллен | 1888 | Посвящен Д. Арто де Падилла |
108/5 | 65/5 | A.-M. BlanchecotteА.-М. Бланшкотт | 1888 | Посвящен Д. Арто де Падилла | |
108/6 | 65/6 | Paul CollinПоль Коллен | 1888 | Посвящен Д. Арто де Падилла | |
109 | 73 | Шесть романсов на слова Д. М. Ратгауза | 1893 | Посвящены Н. Н. Фигнеру | |
109/1 | 73/1 |
| Д. М. Ратгауз | 1893 | Посвящен Н. Н. Фигнеру |
109/2 | 73/2 | Д. М. Ратгауз | 1893 | Посвящен Н. Н. Фигнеру | |
109/3 | 73/3 |
| Д. М. Ратгауз | 1893 | Посвящен Н. Н. Фигнеру |
109/4 | 73/4 |
| Д. М. Ратгауз | 1893 | Посвящен Н. Н. Фигнеру |
109/5 | 73/5 |
| Д. М. Ратгауз | 1893 | Посвящен Н. Н. Фигнеру |
109/6 | 73/6 |
| Д. М. Ратгауз | 1893 | Посвящен Н. Н. Фигнеру |
ru-wiki.org
«Слишком» русский композитор. 10 знаковых произведений Чайковского | Персона | КУЛЬТУРА
Любимец столичной публики, в числе почитателей его таланта была вся императорская семья и лично Александр III, композитор, чьи произведения при жизни ставили на лучших сценах Петербурга, Москвы, Лондона, Парижа, Лейпцига и Гамбурга, в самом начале своего творческого пути Петр Чайковский мечтал хоть немного походить на композитора Михаила Глинку и долгое время занимался музыкой как любитель. В день смерти гения, 6 ноября, SPB.AIF.RU вспомнил его самые известные музыкальные произведения.
Любовь к музыке у Чайковского проявилась уже с четырех лет, когда его впервые начали обучать игре на фортепиано, но домашние учителя так и не разглядели в маленьком мальчике никаких выдающихся способностей, и старались просто развить в нем музыкальный вкус. Уже в 10 лет Чайковского отдают в училище правоведения, готовя к карьере юриста. После окончания, Петр Ильич, как примерный сын, поступает на службу чиновником в Министерство юстиции, а затем несколько лет успешно работает в чине титулярного советника на государственной службе. Жизнь в столице и регулярные посещения оперных театров приводят его в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Поступив в неё в 1861 году, молодой Чайковский забывает о карьере чиновника и навсегда связывает себя с музыкой.
Сюжет на всю жизнь - «Ромео и Джульетта»
Первым произведением, после которого о нём заговорила музыкальная общественность Петербурга и Москвы, стала увертюра (вступление) «Ромео и Джульетта», написанная по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Музыкальная проба «Ромео и Джульетта» станет сюжетом на всю жизнь. Чувство незаконченности произведения, желание вернуться и сделать из великой трагедии оперу сопровождало Чайковского весь его творческий путь. Незадолго до внезапной смерти автор вместе со своим младшим братом и верным помощником Модестом начнет работу над оперой, но не успеет.
«Большая балетная тройка»
Народную любовь и почитание на все времена принесли Петру Ильичу Чайковскому три его шедевра – три музыкальных произведения для балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Композитор впервые пересмотрел отношение к балетной музыке. Благодаря ему, музыка к балету перестала быть прикладной, просто сопровождающей танцевальные номера. Музыкальные образы развиваются у Чайковского так же, как в опере или симфонии, и имеют свою драматургию.
Первый успех пришёл к «Лебединому озеру» после премьеры балета в московском Большом театре 20 февраля 1877. Спектакль стоял в репертуаре до 1883 года, пока в полную негодность не пришли декорации постановки.
«Спящую красавицу», написанную по одноименной сказке Шарля Перро, музыкальные критики окрестили «французской сказкой, распетой на русский лад». Композитор, используя музыкальные образы, поднимает вечную проблему - борьбу добра со злом, победу красоты и любви. Именно в «Спящей красавице», несмотря на сюжет французской сказки, впервые будет так ярко видна «национальность» русского балета.
Над «Щелкунчиком» Чайковский работал незадолго до смерти. Всеми любимый сказочный балет сегодня, во времена Чайковского воспринимался неоднозначно. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» считался оптимистической детской сказкой. У Чайковского же за пышностью и красотой сценического оформления скрывался философский подтекст сюжета. Примечательно, что уже после смерти автора, с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений в России, сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.
Оперное творчество
Чайковский считается признанным мастером опер. Самые известные – пушкинские «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Еще при жизни композитора они успешно ставились не только в России, но и за рубежом. Обращение к сюжету «Онегина» многие связывают с личными обстоятельствами жизни композитора, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Таким образом, личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы. Долгое время Чайковский не верил в успех «Евгения Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.
Сюжет пушкинской повести «Пиковая дама» во многом был изменен композитором. У Чайковского в основе лежит не мистика, не простое сумасшествие главного героя из-за желания обогатиться, а социальная драма. Композитор, изменив время действия повести, добавив любовный элемент, превратил пушкинское произведение в тонкую социально-психологическую трагедию о социальном неравенстве.
«Ундина» - вторая опера Чайковского. Средневековая «Ундина», написанная Жуковским, была любимой книгой в семье Чайковских. Ундиночкой называли его сестру Александру. Судьба оперы очень драматична. Написанная на одном дыхании, она так и не была поставлена на сцене полностью. Дирекция императорских театров отказала автору в постановке, не увидев в ней ничего примечательного. В сердцах Чайковский уничтожил оперу в 1873 году. До наших дней, благодаря сохранившемуся архиву композитора, дошли только её отрывки.
Опера о любви слепой девушки «Иоланта» была заказана Чайковскому в 1891 году директором Императорских театров и стала последней в творчестве композитора. В ней уже зрелый автор вновь обращается к философии. Во время работы над произведением Чайковский увлеченно изучает философские сочинения Спинозы. Благодаря этому ему удается донести до слушателя идею разума, нравственности и чистоты.
«Гроза» и «Снегурочка»
Еще два известных произведения Петра Ильича Чайковского связаны с творчеством русского драматурга Александра Островского. Композитор был почитателем его творчества. В итоге родились увертюра «Гроза» и музыка к спектаклю «Снегурочка».
Музыка к спектаклю Островского «Гроза» - это очередное обращение композитора к теме социального неравенства, несправедливости и несчастной любви. Драматизм музыки показывает, как нелегко в современном обществе противостоять грозному общественному окружению, преодолеть общественные порядки.
Музыкальная композиция, написанная к сюжету русской народной сказки «Снегурочка» стала настоящим шедевром творчества Чайковского. Это произведение – кульминация в совместной работе двух художников. В «Снегурочке» Чайковского есть и колоритные образы русских сказок, и богатые краски национальных костюмов, и магия русской природы. Есть в нем и привычная для Чайковского философская идея - всепобеждающая сила природы и нравственная чистота человека.
Смотрите также:
www.spb.aif.ru