Рюрик, кто он,откуда пришел и кем был. Рюрик фото


Рюрик, кто он,откуда пришел и кем был.: well_p

Сегодня мы с вами будем изучать старинные портреты Рюрика. Их немного, но они есть. Я их собрал в сети. Для начала просто посмотрим их все.

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

А теперь давайте все это проанализируем. Так вот, все эти картины очень похожи между собой. На них изображен безбородый воин с усами (это очень важно).Кроме первой. Он одет в кольчугу. Причем на 2-5 картинках это один и тот же вид кольчуги , с горизонтальными нашивками поперек груди.Также общим, на именно этих портретах Рюрика, является щит за спиной . Причем форма у него такая специфичная, полумесяцем. На большей части картин на Рюрике один и тот же шлем с пером наверху .И наконец самое важное. Обратите внимание на оружие в руках Рюрика. На всех картинах  Рюрик в руке держит клевец.

Клеве́ц (укр. клевець, келевець, келеп) — холодное оружие, имеющее ударную часть в форме клюва, плоского, гранёного или круглого в сечении, который может быть разной длины, прямым или изогнутым книзу. Обычно скомбинирован с молотком. В оружейной терминологии его относят к боевым молотам, реже к боевым топорам.

Это очень специфичное оружие. Предназначено в основном только против  одного рода войск - рыцарей в тяжелых доспехах.Именно вот таким вот "клювом" удобно пробивать рыцарские доспехи в уязвимых местах.Причем это оружие первого удара. Оборонятся им практически невозможно. Насколько я понимаю вся фишка состоит в том, что бы с одного удара четко попасть рыцарю, например, в забрало или в сочленение доспехов.При удачном и сильном ударе рыцарь, как минимум, потеряет сознание от болевого шока.  Достать же клевец из раны будет практически невозможно. Он там просто застрянет. Это, в тоже время, один из недостатков оружия. Клевец- оружие одного удара.

Кстати доспехи на последнем портрете Рюрика один в один с доспехами  на портрете Петра Первого, нарисованном Готфридом Кнеллером во  время пребывания Петра в Англии.

Такое чувство, что в 18-19 веках, когда рисовали все эти портреты, у художников было, по крайней мере, какое то словесное описание Рюрика. Больно уже они похожи друг на друга.А тот же клевец можно увидеть только на портретах Рюрика и по сути больше нигде.Нет, за этими портретами стоит какая то традиция, которая позволяет надеяться, что портреты имели в своей основе  очень и очень реального человека.Так кто же был этот человек по имени Рюрик ? А был он воином, точнее даже воинским начальником.Именно воинским.Политической власти у него не было. Я очень много изучал "Лицевой свод Ивана Грозного",так вот там есть строгое разделение.Все воины без бород. А вот князья и прочий люд как раз с бородами. Ну собственно вот, картинка , сами посмотрите.Наверху, справа и слева. стоят мужчины в гражданской одежде и с бородами. Причем Мамай в царской короне.Это политическое руководство. А вот все воины как один без бороды и в кольчугах.Как и Рюрик на всех портретах.Существовал ли он на самом деле ? Думаю да. Это был, скорее всего, лихой рубака, специалист по дракам с рыцарями,которого Новгород нанял для руководства своей дружины.Никакой особой политической властью он в принципе не обладал и обладать не мог.О чем говорит отсутствие бороды и его наряд.Политическое руководство того времени на всех портретах всегда в гражданской одежде и с бородами.Ну вот сами посмотрите.  Даже по мнению современных историков в Новгороде была вечевая демократия. Т.е. все решения принимались на общем собрании всего княжества.Князь, в этом случае, был простым нанятым работников. Не более того.Был ли Рюрик предком будущих Русских царей? Не знаю. Вполне возможно.Не даром же о нем сохранилось столько сведений.Но совершенно точно, для своего времени, личностью он был заметной и знаменитой.Когда он жил? Наверно в 15 веке.Раньше вряд ли.Если уж в России и в Европе в 17 веке средний город был меньше тысячи человек, то про 15 век и говорить нечего.Только тогда рыцари могли существовать. В 16 веке уже появилось огнестрельное оружие, пробивающее любые доспехи. А в 14 веке населения, скорее всего, было так мало, что вряд ли оно могло прокормить и снарядить рыцаря.Откуда он пришел ? Из Пруссии. Как и Романовы. Когда то это были исконно славянские земли.Немцы тоже из Пруссии. И Варяги тоже оттуда.И все они были славянами. И это была официальная точка зрения дома Романовых. Но потом политическая ситуация изменилась и пришлось срочно придумывать Норманнскую теорию.История.к сожалению, всегда шла в русле конкретных политической ситуации.И корежили ее и корежили.......

well-p.livejournal.com

Рюрик — википедия фото

Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика[8]:

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Оригинальный текст (ст.-слав.)

… и придоша старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ Новугородьци ти суть людьє Ноѹгородьци ѿ рода Варѧжьска · преже бо бѣша Словѣни · по дву же лѣту · Синеѹсъ ѹмре · а братъ єго Труворъ · и приꙗ власть Рюрикъ · и раздаꙗ мужемъ своимъ градꙑ · ѡвому Полотескъ ѡвому Ростовъ другому Бѣлоѡзеро · и по тѣмъ городомъ суть находници Варѧзи а перьвии насельници в Новѣгородѣ Словѣне · въ Полотьски Кривичи · в Ростовѣ Мерѧ · в Бѣлѣѡзерѣ Весь · в Муромѣ Мурома · и тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ …

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке.

В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: «В лето 6372 (864). … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его»[9].

Въ лѣт̑ · · оскорбишасѧ Новгородци · глаголюще · ꙗко бꙑти намъ рабомъ · и много зла всѧчески пострадали ѿ Рюрика и ѿ рода его · Того же лѣта ѹби Рюрикъ Вадима Храбраго · и иныхъ многихъ изби Новугородцевъ съветников его

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром[источник не указан 1625 дней]. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища)[10][11].

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[12]

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов[13]. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее появилась гипотеза о его поморянском происхождении. А. А. Шахматов считал историю о призвании Рюрика поздней вставкой, составленной летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке[14][15].

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь.

Норманская версия

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Этимология имени

Имя Рюрик происходит из прагерманского языка, который является предком скандинавских языков, и базируется на германских корнях «*hróþ» («слава», в упрощённой рунической фонетике обычно читается как «ru-» за счет аблаута о-у и отбрасывания глухих согласных h и þ) и «-rík» (от riks, «воин-правитель» в звательном падеже). Написание в имени «R» в рунах через альгиз указывает на звонкую «р» в середине слова и остальные смягчённые «р». Это объясняет летописную транскрипцию «рю-» и почти не читаемый традиционный добавочный «r» на конце скандинавских имен в написании ruRikr.

Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:[16][17]

  • Hrodric — старо-германский язык
  • Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык
  • Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrœrekr — западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)[18].

Рорик из Дании

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, племянник или брат изгнанного датского короля Харальда Клака[19], который в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.

В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[20]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его[21]. Вся жизнь Харальда Клака прошла в борьбе за датский трон с сыновьями и племянниками Гудфреда.

В 855—857 годах Рорик с двоюродным братом Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании[источник не указан 1286 дней], когда трон освободился после гибели Хорика I.

По версии некоторых учёных[22], около 857—862 годов Рорик, отождествляемый с датским конунгом Хрёриком Метателем Колец, покорил славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения[23]. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.

В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепиться во Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.

В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего[24].

Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры»[25]. Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами. Однако, Г. Ловмяньский доказал, что во время жизни Рорика Фрисландского в 840—870 годах прямых связей ни Фрисландии, ни Дании с Русью не было[7][26].

Западнославянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[27]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей[источник не указан 1625 дней].

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов[28]:

«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика[29] датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков[30]. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod)[31].

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805[почему?]. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Гипотеза Гедеонова

Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое, по его гипотезе, носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами[32] (недоступная ссылка с 30-08-2017 [309 дней]). Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов[33].

Знаки Рюриковичей С. А. Гедеонов и некоторые другие исследователи (О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактовали как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил[34]. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием. Некоторые используют её как вспомогательный материал; ряд историков считает, что Иоакимовская летопись является фальсификацией[7].

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[35]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову»[36]. Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Борис Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению Игоря Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик сверг словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика[37][38][неавторитетный источник?].

Среди исследованных потомков Владимира Мономаха обнаружена исключительно гаплогруппа N1с1[39]. Также у 45 человек (24 %), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была обнаружена гаплогруппа R1a1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %)[38][40].

В целом ДНК-исследование подтверждает что большинство Рюриковичей (происходящих в основном от Владимира Мономаха) имеет гаплогруппу N1с1, распространенную в северо-восточной Европе, а также у некоторых народов Сибири и Урала. Наличие других гаплогрупп учёные объясняют по-разному, в том числе и небрежно проведённым исследованием[41] Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Прибалтике, Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе [1], 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства[42].

В то же время некоторые исследователи допускают, что где-то сокрыта история супружеской измены[43][44]. Так, О. Н. Барабанов в отношении потомков Владимира Мономаха утверждает возможность их происхождения от норвежского короля Олава Святого в результате тайной любви последнего с женой Ярослава Мудрого — Ингигерд о чём позволяет говорить, как им указывается, легенды из скандинавских саг и их анализ проведенный российско-немецким скандинавистом Ф. А. Брауном (1924), а также российским скандинавистом Т. Н. Джаксон[45][46]. Однако достоверность легенд, изложенных в скандинавских сагах ставится под сомнение историками-скандинавистами, такими как Е. А. Мельникова, Г. В. Глазырина и сама Т. Н. Джаксон : по их словам исторические факты в сагах подверглись сильной беллетризации[47] — в сюжете о «тайной любви» слишком много от европейской куртуазной литературы, распространённой в XII-XIII веках, то есть в то время, когда записывались саги, и поведение героев саг типично для подобного сюжета[48][49]. Также в данном сюжете заметно типичное для скандинавской литературы подчеркивание превосходства скандинавов (Ингигерд и Олава) над иноплеменником (Ярославом)[48][49]. Кроме того О. Н. Барабановым рассматривается возможность искусственного конструирования родословных в отношении потомков Олега Святославича Черниговского, включая как носителей N1c1, так и R1a1[50]. В свою очередь, исконной гаплогруппой Рюрика, как считает О. Н. Барабанов является — I2, которая, как им указывается со ссылкой на таких учёных как Ю. К. Кузьменко[51] и Спенсера Уэлса[en][52], является скандинавской[44].

org-wikipediya.ru

Tsushima - Фотографии броненосного крейсера "Рюрик"

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" на Ревельском рейде, 1912 год [2500X1939] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик", 4 июля 1913 года [2500X1895] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" на манёврах, 4 июля 1913 года [2500X1896] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" [2500X1609] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" на Ревельском рейде перед визитом в Данию, 08 сентября 1912 года [2000X1352] Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" возвращается в базу после минной постановки, 24 ноября 1915 года [2000X1371] Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" в районе Гельсингфорса, 24 декабря 1916 года. Корабль под флагом командующего Балтийским Флотом вице-адмирала Канина [2000X1371] Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" зимой 1908-1909 годов [2000X1371] Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" [2000X1374] Фотография из коллекции Юрия Чернова

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" в начале августа 1908 года, в дни стоянки крейсера на реке Клайд в Шотландии [2400X1545]Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" в августе-сентябре 1916 года (до подрыва на мине 6 ноября 1916 года) [2400X1680]Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" на рейде Ревеля после Февральской революции 1917 года (возможно - парад по случаю визита Керенского) [2400X1544]Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" на Большом Кронштадском рейде. На втором плане - эскадренный броненосец "Слава". Лето 1913 года [2400X1573]Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик" на рейде порта Антивари (Черногория) по случаю празднования 50-летия правления короля Черногории Николая I. Визит с 19 по 25 августа 1910 года. Судя по подъему якоря - в 14-30 25 августа 1910 года. [2400X1619]Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик". Монтаж броневой крыши кормовой башни ГК (орудия снимались на период ремонта после аварии февраля 1915 года), апрель 1915 года [1616X2400] Фотография из коллекции Бориса Айзенберга

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик". Разборка корпуса в достроечном бассейне Адмиралтейского судостроительного завода, март 1925 года. Выгрузка парового котла Бельвиля [2000X1328] Фотография из коллекции Анатолия Одайника

РюрикБроненосный крейсер "Рюрик". Разборка корпуса в достроечном бассейне Адмиралтейского судостроительного завода, март 1925 года [2000X1328] Фотография из коллекции Анатолия Одайника

tsushima.su

40 удивительных фактов о первых русских царях

Рюриковичи правили на протяжении 748 лет — с 862 по 1610 год.

Достоверно неизвестно практически ничего об основателе династии — Рюрике.

До XV века никто из русских царей не называл себя «Рюриковичем». Научный диспут о личности Рюрика начался только в XVIII веке.

Общими предками всех Рюриковичей являются: сам Рюрик, его сын Игорь, внук Святослав Игоревич и правнук Владимир Святославич.

Употребление на Руси отчества как части родового имени — это подтверждение связей человека с отцом. Знатные и простые люди называли себя, к примеру, «Михаил, Петров сын». Особой привилегией считалось добавление к отчеству окончания «-ич», что позволялось людям с высоким происхождением. Так именовали Рюриковичей, — например, Святополк Изяславич.

У Владимира Святого было от разных женщин 13 сыновей и не менее 10 дочерей.

Древнерусские летописи начали составляться 200 лет спустя после смерти Рюрика и век спустя после крещения Руси (появления письменности) на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов.

Наиболее крупными государственными деятелями из Рюриковичей были Великие князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий, Василий Третий, царь Иван Грозный.

Долгое время имеющее иудейское происхождение имя Иван не распространялось на правящую династию, однако начиная с Ивана I (Калиты) им называются четыре государя из рода Рюриковичей.

Символом Рюриковичей была тамга в виде пикирующего сокола. Историк XIX века Стапан Гедеонов связывал само имя Рюрика со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. При раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.

Роды черниговских князей ведут свое происхождение от трех сыновей Михаила Всеволодовича (праправнук Олега Святославича) — Семена, Юрия, Мстислава. Глуховский князь Семен Михайлович стал родоначальником князей Воротынских, Одоевских. Тарусский князь Юрий Михайлович — Мезецких, Барятинских, Оболенских. Карачаевский Мстислав Михайлович- Мосальских, Звенигородских. Из князей оболенских выделилось позднее немало княжеских родов, в числе которых наиболее известны Щербатовы, Репнины, Серебряные, Долгоруковы.

Среди русских моделей времен эмиграции были княжны Нина и Мия Оболенские, девушки из знатнейшего княжеского рода Оболенских, уходящего своими корнями к Рюриковичам.

Рюриковичам пришлось отказаться от династических предпочтений в пользу христианских имен. Уже Владимиру Святославовичу при крещении было дано имя Василий, а княгине Ольге — Елена.

Традиция прямого имени берет начало в ранней родословной Рюриковичей, когда Великие князья носили одновременно языческое и христианское имя: Ярослав-Георгий (Мудрый) или Владимир-Василий (Мономах).

Карамзин насчитывал с 1240 года по 1462 год 200 войн и нашествий в истории Руси.

Один из первых Рюриковичей, Святополк Окаянный, стал антигероем русской истории из-за обвинения в убийстве Бориса и Глеба. Однако сегодня историки склоняются к тому, что великомученики были убиты воинами Ярослава Мудрого, поскольку великомученики признали право Святослава на престол.

Слово «росичи» — неологизм автора «Слова о полку Игореве». Больше это слово как самоназвание русских времен Рюриковичей нигде не встречается.Останки Ярослава Мудрого, чье исследование могло дать ответ на вопрос о происхождении Рюриковичей, бесследно пропали.

В династии Рюриковичей было две категории имен: славянские двухосновные — Ярополк, Святослав, Остромир и скандинавские — Ольга, Глеб, Игорь. За именами закреплялся высокий статус, а поэтому принадлежать они могли исключительно великокняжеской особе. Только в XIV веке такие имена входят в общее употребление.

Со времени правления Ивана III среди русских государей-Рюриковичей стала популярной версия происхождения своей династии от римского императора Августа.

Кроме Юрия, в роду Рюриковичей было еще два «Долгоруких». Это родоначальник князей Вяземских, потомок Мстислава Великого Андрей Владимирович Долгая Рука и потомок святого Михаила Всеволодовича черниговского, князь Иван Андреевич Оболенский, по прозвищу Долгорукий, родоначальник князей Долгоруковых.

Существенную путаницу в идентификацию Рюриковичей внес лествичный порядок, при котором, по смерти великого князя, киевский стол занимал его ближайший по старшинству родственник (а не сын), второй по старшинству родственник, в свою очередь, занимал опустевший стол первого, и так все князья перемещались по старшинству на более престижные столы.

По результатам генетических исследований было сделано предположение, что Рюрик относился к гаплогруппе N1c1. Ареал расселения людей этой гаплогруппы захватывает не только Швецию, но и районы современной России, тот же Псков и Новгород, поэтому происхождение Рюрика по-прежнему неясно.Василий Шуйский был потомком Рюрика не по прямой царской линии, поэтому последним Рюриковичем на троне все-таки считается сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович.

Принятие Иваном III двуглавого орла в качестве геральдического знака принято связывать с влиянием его жены Софьи Палеолог, однако это не единственная версия происхождения герба. Возможно, он был заимствован из геральдики Габсбургов, или от золотоордынцев, использовавших двуглавого орла на некоторых монетах. Сегодня двуглавый орел есть на гербах шести европейских государств.

Среди современных «Рюриковичей» есть ныне здравствующий «Император Святой Руси и Третьего Рима», у него есть «Новая церковь Святой Руси», «Кабинет Министров», «Государственная Дума», «Верховный Суд», «Центральный Банк», «Полномочные Послы», «Национальная Гвардия».

Отто фон Бисмарк был потомком Рюриковичей. Его далекой родней была Анна Ярославовна.

Первый американский президент Джордж Вашингтон также был Рюриковичем. Кроме него ещё 20 президентов США вели свой род от Рюрика. В том числе, отец и сын Буши.

Один из последних Рюриковичей, Иван Грозный, по отцу происходил от московской ветви династии, а по матери — от татарского темника Мамая.Леди Диана была связана с Рюриком через киевскую княжну Добронегу, дочь Владимира Святого, которая вышла замуж за польского князя Казимира Восстановителя.

Александр Пушкин, если смотреть его генеалогию, является Рюриковичем по линии прабабушки Сарры Ржевской.

После смерти Федора Иоанновича пресеклась лишь его самая младшая — московская — ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы…

Последний канцлер Российской империи, великий русский дипломат XIX века, друг Пушкина и товарищ Бисмарка, Александр Горчаков родился в старинной дворянской семье, происходившей из ярославских князей-Рюриковичей.Рюриковичами были 24 премьер-министра Великобритании. В том числе Уинстон Черчилль. Анна Ярославна приходилась ему прапрапрапрапрапрапрапрапрапрабабушкой.

Один из самых хитроумных политиков XVII века, кардина Ришелье, тоже имел российские корни — опять же через Анну Ярославну.

В 2007 году историк Муртазалиев доказывал, что Рюриковичи были чеченцами. «Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Александр Дюма, обессмертивший Ришелье, также был Рюриковичем. Его прапрапрапрапрапра… бабушкой была Збыслава Святополковна, дочь великого князя Святополка Изяславича, которая была выдана за польского короля Болеслава Кривоустого.

Премьер-министром России с марта по июль 1917 года был Григорий Львов, представитель ветви Рюриковичей, идущей от князя Льва Даниловича, прозванием Зубатого, потомка Рюрика в 18 колене.

Иван IV был не единственным «грозным» царем в династии Рюриковичей. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

«Отец НАСА» Вернер фон Браун также был Рюриковичем. Его матерью была баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн.

fishki.net

Откуда пришел Рюрик | Интересная Россия

О том, как и откуда на русской земле появился Рюрик, есть множество гипотез. Одна из них кажется вполне правдивой, потому что имеет под собой серьезную историческую основу.

Рюрик – сын Умилы и внук Гостомысла, а значит, и прямой потомок легендарного Словена. В древней «Книге Велеса” написано, что в 2578 году до нашей эры великий князь Словен построил град Словенск, «иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Илмера по реце Волхову полтретья попреща. И от того времени новопришельци скифы начаша именоваться словяня…”. Предполагают, что под Великим Новгородом имелась в виду Ладога.

По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривому с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл, избранный славянами князем, после того, как прогнал варягов правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость.

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли: одни умерли от болезней, другие были убиты на войне, не оставив наследников мужского пола. Дочери Гостомысла были выданы замуж, как водится, по политическим мотивам, за разных заморских князей. Старшая — за норманнского конунга. Младшая — за сына булгарского кагана, а средняя, Умила, за одного из западнославянских князей с острова Руген, князя ободричей. Ободричи — «об Одере» жившие — славянский род, имевший некогда непосредственное отношение к жителям Новгорода. К концу жизни Гостомысл оказался без наследника, что его очень тревожило. Но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и «земля удобрится княжением его».

Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и посоветовал отправить посольство к варягам просить князя. Гостомысл умер в 860 году. Следуя его завещанию, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 году отправили посольство за море, к сыновьям его дочери Умилы: Рюрику (Рорик — славянское имя, от огненной птицы Рарог), Синеусу и Трувору, со словами : «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Таким образом, княжить в земле Новгородской был призван Рюрик — внук Гостомысла, которому Гостомысл, как сыну своей средней дочери Умилы, завещал еще в 844 году город Ладогу.

Умила была замужем за князем славянского племени бодричей Годославом (Годлвом). Оно обитало на южном берегу Балтийского моря. Столицей племени был город Рагон – будущий Нейстерлице близ германского Мекленбурга. Князь Годлав был убит Готфридом Датским. Рюрику пришлось покинуть родной дом и стать варягом – наемным воином – и долго скитаться на чужбине.

Согласно «Повести временных лет”, Рюрик сначала пришел в Ладогу, а через несколько лет срубил Новгород. Но есть мнение, что Рюрик никуда из Ладоги не уезжал. Новгородская летопись рассказывает об этом времени: «В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю… ”. То есть князь покинул старый город Ладогу и обосновался в Новгороде. Но в то время Новгорода еще не было. Он возник как торговый и ремесленный центр в конце X века. Полагают, что Рюрик никуда из Ладоги не уходил и до самой смерти, в 879 году, правил именно в ней. Летописцы, описывая события двухвековой давности, не могли умалить значения Господина Великого Новгорода в истории государства, поэтому и написали в своих трудах, что легендарный князь перенес княжеский стол из Ладоги в верховья Волхова в то место, где позднее поднялся главный город Новгородской феодальной республики. Исследователи летописей отмечают более поздние вставки, сделанные опытными правщиками, на тех страницах, где говорится о переносе столицы в Новгород.

На фото: картина «Рюрик, Трувор и Синеус» И. Глазунова

interesnayarossiya.ru

Tsushima - Фотографии броненосного крейсера "Рюрик"

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик" [2000X1023] Фотография из коллекции Алексея Емелина Сканирование - Алексей Емелин

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик" [2000X1292] Фотография из коллекции Алексея Емелина Сканирование - Алексей Емелин

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Батарейная палуба. Средняя часть [2000X1683] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Батарейная палуба. Носовая часть [2000X1748] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Носовая часть верхней части [2000X1791] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Шканцы. Вид с кормы [2000X1880] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Носовая часть верхней палубы. Левый борт [2000X1826] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Носовая часть верхней палубы. Правая сторона [2000X1865] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Шканцы. Правый борт [2000X1758] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Носовой мостик. Вид с правой стороны [2000X1827] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Средняя часть верхней палубы [2000X1840] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Средняя часть верхней палубы. Вид с правой стороны [2000X1762] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Кормовой мостик. Вид с правой стороны [2000X1912] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Шканцы [2000X1728] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик". Кормовая часть верхней палубы [2000X1711] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко Сканирование - Алексей Сидоренко

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик" [2000X1315] Фотография из коллекции Юрия Дмитриева

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик" на Кильском рейде, июнь 1895 года [2000X1405] new!

Крейсер Рюрик Броненосный крейсер "Рюрик" в Суэцком канале, февраль 1896 года [2000X1285] new!

tsushima.su