Причины призвания варягов на русь


Причины призвания варягов на княжение

 

 

Причины призвания варягов на княжение. 

  При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их показания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкновениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при враждебных столкновениях между членами родов каждый старшина обязан был не выдавать своего родича; кто будет посредником в распре между старшинами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна утвердить право.

  История племени и города, которые имели такое важное значение в описываемых событиях, история славян ильменских, Новгорода Великого представляет лучшее доказательство сказанному. С течением времени родовые отношения здесь исчезли, но концы с своими старостами напоминали о родах, из которых могло составиться первоначальное народонаселение, и вражда между концами заступила место родовой вражды; как прежде восставал род на род, так после восставал конец на конец, остальные брали сторону того или другого, а иногда оставались спокойными зрителями борьбы. Роды, столкнувшиеся на одном месте и потому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода.

  Установление наряда (порядка) , нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целию призвания князей, на нее летописец прямо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так что мы не имеем никакого права делать свои предположения. Но кроме прямого и ясного свидетельства летописца, призвание князей как нельзя лучше объясняется рядом подобных явлений в последующей истории Новгорода. Летописец начальный говорит, что варяги были изгнаны и потом снова призваны; летописцы позднейшие говорят, что как скоро один князь был изгоняем или сам удалялся из Новгорода, то граждане последнего немедленно посылали за другим: они не терпели жить без князя, по выражению летописца; есть известие, что один из великих князей хотел наказать новгородцев тем, что долго не посылал к ним князя. У внука Рюрикова новгородцы просят князя и в случае отказа грозят найти другого. Вот что сказали они однажды сыну великого князя Ростислава Мстиславича: "Не хотим тебя, мы призвали твоего отца для установления наряда, а он вместо того усилил беспокойства". Сравним теперь это свидетельство с известием о призвании первых князей и увидим, что цель призвания одна и та же в обоих случаях: князь призывается для установления наряда внутреннего как судья миротворец.

www.1variant.ru

Призвание варягов на Русь кратко и понятно – все самое важное

Призвание варягов на Русь кратко и понятно – все самое важное

Считается, что русская государственность началась с призвания варягов на Русь в качестве правителей. Почему и как это произошло? В девятом веке, всю первую его половину, кривичи, словены, мери и чуди (финские и славянские племена) выплачивали дань варягам, приходящим из-за моря. В 862 году эти племена прогнали варягов, но между ними сразу начались конфликты – об этом сообщает одна из летописей (Новгородская).

Тогда старейшины племен, дабы остановить усобицы, решают пригласить правителей со стороны. Такой правитель будет держать нейтралитет и не станет защищать интересы какого-то одного племени, и наступит равноправие и конец междоусобиц. Думали над разными иноземными кандидатурами: варяги, поляки, хазары, дунайчи. Выбрали варягов.

Существует и другая версия. Новгородский князь Гостомысл перед смертью велел, чтобы его наследником стал потомок варяга Рюрика, женатого на его дочери Умиле. Так или иначе, но «Повесть временных лет» говорит, что князя для себя старейшины финских и славянских племен отправились искать среди варягов-руси, за море. Д.С. Лихачев в переводе упомянутой выше летописи пишет о том, что варяги имели прозвание «русь», что пришли к руси словены, чудь, кривичи и др. и попросили выбрать кого-то из своих, чтобы княжили они в своих племенах.

Выбрали троих братьев, согласившихся на предложение. Забрав всю русь с собой, братья пришли на новые земли и стали княжить: Рюрик, старший из братьев, - в Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор посажен в Изборске. Так и появилось название – Русская Земля. Теперь варяги – руси несли ответственность за мир и порядок в племенах, за сбор дани для содержания войска, за гарантию защиты от внешних врагов.

Еще одна версия (ее высказал Д.С.Лихачев), согласно которой «призвание варягов» - это была более поздняя вставка в летопись. Легенду создали печерские монахи, чтобы подчеркнуть независимость Киевской Руси от влияния Византии. Эта легенда, по мнению Лихачева, - отражение средневековой традиции искать истоки династий правителей среди древних, и непременно из иноземной знати. Это якобы повысит авторитет династии, придаст значительности в глазах местных подданных.

Другие исследователи древней истории, полагают, что «варяжская» тема вполне отвечает бродячему фольклорному сюжету о том, как возникает государственная власть и откуда корни правящей династии растут. Похожие сюжеты наблюдаются в легендах разных народов. В других летописях (Лаврентьевской, Ипатьевской, Троицкой) монахи, переписывающие «Повесть временных лет», русью называют не варягов, а одно из племен, которое вместе с чудью, словенами и кривичами, пришли приглашать варягов на княжество.

Весомым аргументом в пользу этой версии служит факт существования города Старая Руса на берегу реки Руса еще до появления варягов, и находился он на Новгородской территории. Таким образом, руссы уже были тут до призвания варяжских князей, они наравне с другими племенами могли входить в делегацию, отправленную к варягам. Доказательства этой версии можно отыскать в древних записях «Владимирского летописца», «Сокращенного Новгородского летописца», «Степенной книги» митрополита Макария и «Летописца Переславля Суздальского».

Есть разногласия относительно города, куда был посажен на княжество Рюрик. Некоторые летописи (Лаврентьевская, Новгородская) утверждают, что это Новгород, другие (Ипатьевская) говорят, что сначала Рюрик правил в Ладоге, а когда умерли его братья, основал Новгород. Вторая версия была вероятна: археологи утверждают, что самые древние строения Новгорода относятся к десятому веку, а Ладога намного старше. А самый сильный аргумент в пользу этой гипотезы: вблизи Новгорода стоит Рюриково городище, резиденция князя, и она старше, как доказали археологи, самого Новгорода.

worknet-info.ru

призвание варягов на русь)) назовите последствия эого события????

Призвание варягов — призвание племенами словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород, Белоозеро и Изборск в 862 году (дата условна) . Призвание варягов считается большинством исследователей отправной точкой древнерусской государственности. Содержание [убрать] Согласно «Повести временных лет» , в середине IX века славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого, между самими племенами северной Руси начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды» Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву») . В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев» , по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы» , то есть Рюрик. По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет» , было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Объединение княжеств. Создание государства Российского.

Варяги - это лесные дороги на Руси. Не люди. Русь - это Родовой Уклад Страны. Русь - это Родовой Уклад Славян. Русь - это Родовой Устройство Страны. Русь - это Родовое Устройство Славян. Русь - это Родовое Управление Страной. Русь - это Родовое Управление Славян. Русь - это Рода Управляющие Страной. Русь - это Рода Управляемые Славянами. То, что относится к славянам, скорее больше подходит к понятию РУС, т. е. к народу - русы.

touch.otvet.mail.ru

Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв

Повесть временных лет – основной источник изучения истории Древнерусского государства.

Начало летописания на Руси относится к очень древнему времени. Но до нас не дошли древнейшие летописные своды, возникшие, по всей вероятности, ещё в первой половине XI века. Наиболее ранним из дошедших до нас сводов является Повесть Временных Лет (ПВЛ), относящийся к началу XII века, и доводящий изложение событий до 10-х годов этого века. Этот свод известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 года и Ипатьевский 20-х годов XV века[8].

Поскольку летопись вобрала в большом количестве материал сказаний, повестей и легенд, она представляет огромный интерес для историка. В ней нашли отражение устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях[9].

Однако если брать во внимание факт, что летописец жил на 150 -200 лет позже, чем происходили описываемые им события, то в его изложении истории многое становится спорным. Например, даты, указанные летописцем, могут в действительности не соответствовать исторической реальности; они могли быть проставлены на основании каких-то неточных выкладок и расчётов[10].

Авторство свода также является спорным вопросом. Возможно, он составлялся в течение длительного времени несколькими поколениями хронистов, а затем сведён воедино одним редактором. Либо всё же он был составлен одним человеком в течение его жизни на основе каких-то устных или иностранных письменных источников. По наиболее распространенной версии создателем ПВЛ был монах-летописец Киево-Печерского монастыря Нестор, и датируется завершение его труда 1113 годом.

Мы не станем подробно останавливаться на этих спорах, а, взяв всё же содержание летописного свода за основной источник, рассмотрим в нём главы о жизни русских племён и о призвании князей – варягов, т.е. те главы, содержание которых и стало поводом возникновения многочисленных научных споров и, следовательно, предметом нашего исследования.

Описывая русские племена, историк-летописец говорит, что их было великое множество, и расселялись они по Восточно – Европейской равнине: «И живяху в мире поляне, и деревляне, и северяне, и радимичи, вятичи и хорвате. Дулебы живяху по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидяху по Днестру, приседяху к Дунаеви…множество их: седяху бо по Днестру Оли (вплоть) до моря, и суть гради их и до сего дне[11]».

Все славянские племена «имяху бо обычаи свои, и законы отец своих и преданья, каждо свой нрав[12]»: « поляне бо своих отец обычай имуть кротокь и итх, и стыденье к снохам своим и к сестрам, к матерям и к родителем своим…брачный обычай имяху… А древляне живяху звериньским образом, живуще скотсьски: убиваху друг друга, ядяху всё нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху уводы девица… и радимичи, и вятичи, и северяне один обычай имяху: живяху в лесех, якоже и всякий зверь, ядуще всё нечисто, и срамословье в них пред отци и пред снохами[13]…»

Непосредственно из этих слов летописца можно делать выводы о том уровне жизни, который был присущ славянам. Он выглядит достаточно примитивным в плане общественного устройства, отношения между сородичами внутри каждого славянского рода регламентированы обычаями и законами, сложившимися на данной территории. Племена отличаются друг от друга и нравами, и обычаями, и характером, и живут разрозненно. Однако все они «живяху в мире».

В этой же летописи мы встречаем упоминания о том, что у славян были города. Например, новгородцы упоминаются под 859 годом, а самым первым городом был Киев. Можно сделать вывод о том, что городов к тому времени, т.е. к середине IX века было уже немало, и иноземцы называли славян «страной городов» - Гардариком. Правда, следует иметь в виду, что тогда слово «город» означало, прежде всего, поселение, обнесённое земляным валом, рвом, тыном или засекой, и далеко не все эти укреплённые поселения становились потом действительно городами[14].

Почему же эти племена решают обратиться к варягам с просьбой прийти и править ими? Ведь, если верить ранее изложенным Нестором данным, у славян уже существует общественное устройство. Летопись по этому поводу говорит следующее: « в лето 6367 имаху дань варязи из заморья на чюди и словенех, на мери и веси, на кривичей…[15]», т.е. ильменские славяне, кривичи, чудь, меря и весь платили дань своим соседям, видимо более сильным и воинственным. Сообщается также, что поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам. То есть, славянские племена находились в зависимости от своих соседей, и выражалась она, прежде всего в уплате славянами дани. За что славяне отдавали эту дань? Скорее всего, они считали её уплату неоправданной, поскольку решили от неё отказаться.

По данным ПВЛ, в 862 году северные племена решили избавиться от варяжской зависимости, прогнать их со своей земли и жить своими прежними порядками, однако это у них не получилось: начались междоусобицы и войны: «В лето 6370 изгнаша варяги за море, и не Даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бы в них правды, и встал род на род, и быша в них усобицы, и воевати почаша сами на ся[16]» В этих условиях славяне пошли к варягам и попросили их прийти к ним и править: «И реша сами в себе: поищем соби князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море к варягом, к Руси; сице бо звахуся варязи русь, яко же друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманны), англяне (норманны, захватившие в XI веке Англию), друзии готе (готы), тако и си. Реша Руси чюдь и словене, и кривичи и вси «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да и поидете княжить и володети нами»[17].

Варяги ответили согласием на просьбу славян прийти править в их землю, так и появились Рюрик, Синеус и Трувор: «И избрашася три братья с роды своими, и пояша по собе всю русь и придоша… И от тех варяг прозвася русская земля, новугородьци, ти суть людье новгородьци от рода варяжска, прежде бобеша славени…[18]»

Если верить Нестору, то славяне, хотя и имели собственные города, законы и уставы, всё же не могли править сами своей «великой и обильной» землёй «по праву», т.е. честно, правильно. В них царили междоусобицы. Приход варягов явился, во-первых, фактом установления официальной государственной власти, а во-вторых, принёс в земли славян новое государственное название – «Русь», которое происходило от названия пришедшего варяжского племени. В связи с этими данными Нестора даже называют «первым норманистом».

Однако все вышеизложенные факты подвергаются большому сомнению историков. Причинами сомнений исследователи называют следующее:

1. Историческое сочинение Нестора якобы претерпело двукратную обработку. В первый раз это произошло в княжение в Киеве Владимира Мономаха. Став великим князем киевским, Мономах занялся государственной летописью Нестора; она была изъята из Печерского монастыря и передана в придворный монастырь Владимира Мономаха – Выдубицкий, где её переделкой занялся игумен Сильвестр, оставивший свою запись в летописи под 1116 годом. Во второй раз ПВЛ исправил старший сын Мономаха Мстислав, произошло это около 1118 года. Обе «переделки» летописи сводились к тому, чтобы искусственно выдвинуть Новгород на первый план, заслонив им Киев и перенести зарождение русской государственности на север, прибавив к нему и легенду о призвании варягов.

2. Термин «Русь», появление которого в землях славян автор ПВЛ связывает с пришествием варягов, встречался в других исторических источниках ранее, и являлся он именем народа, занимавшего, вероятнее всего Среднее Поднепровье. Следовательно, он не мог быть связан с появлением варягов. Почему же автор летописи, грамотный и образованный человек, этого не знает?

Таким образом, учёные достаточно критически относятся к содержанию этих глав ПВЛ, и находят в них различные подтверждения своим теориям возникновения государства и роли варягов в этом процессе. Рассмотрим мнения наиболее известных и популярных историков XIX века: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва и В. О. Ключевского.

Славянские племена до образования государства.

Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том, что уровень жизни в Древнерусском государстве, т.е. государстве, первым правителем которого был Рюрик, разногласий не вызывает. А вот на уровень жизни до его прихода существует несколько разных точек зрения.

Как писал в своей работе «Курс русской истории» В. О. Ключевский, «в нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании, составленном … учёным немцем Шлёцером[19]». «Вот основные черты Шлёцерова взгляда... До половины IX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, всё было дико и пусто, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню… начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии – варягами около половины IX века[20]». То есть, исследователь считает, что варяги явились для славянского, полудикого общества очень важным элементом, обеспечившим его дальнейшее развитие, и без пришествия варягов образование государства у славян было бы в принципе невозможно.

«Другой взгляд на начало нашей истории, - продолжает Ключевский, - прямо противоположен первому. Он начал распространятся в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX века. Наиболее полно его выражение можно найти в сочинениях профессора Московского университета Беляева …[21]»

«Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша начальная летопись; здесь, в пределах русской равнины, они поселились, может быть еще за несколько веков до рождества Христова … среди племен возникали города, из среды этих городов поднимались главные, или старшие, города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и др. племен, и, наконец, главные города различных племен приблизительно около эпохи призвания князей начали соединяться в первый общерусский союз[22]».

В. О. Ключевский придерживался второй теории. Он считал, что славянские племена были достаточно самостоятельны для того, чтобы создать государство. Изложение истории Древней Руси он начал со времен Геродота, тем самым, порывая с той исторической традицией, которая связывала начало нашего государства с призванием варягов.

Восточные славяне, по мнению Ключевского, первоначально обитали на Дунае, а VI веке на Карпатах образовали крупный военный союз под предводительством князя дулебов, который автор и считает государством славян, появившемся задолго до Рюрика. В дальнейшем славяне расселились по Среднерусской равнине. Тогда же началось возникновение городов – центров политической и экономической жизни племён, начинает развиваться внешняя торговля, основными статьями которой были продукты лесных промыслов: « население, от них (больших рек – примеч.) удалённое, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявших вывозные статьи приречным торговцам, мёд, воск, меха[23]». Древнерусские города, по его мнению, своим возникновением обязаны внешней торговле. Постепенно они превращались в укреплённые центры, которые в дальнейшем подчинили себе «соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовывали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён».

Таким образом, исследователь доказывал, что у славян уже шла государственная консолидация задолго до появления варягов. Приход варягов по мнению историка, также является событием важным, с ним в землях славян начинается новый этап развития общества – образование варяжских государств. Но они мало чем отличались от ранее существующих славянских и носили исключительно экономическое торговое значение. А варягам он отводит роль всего лишь дополнительного, а не решающего фактора в становлении Древнерусской государственности.

Точка зрения Н. М. Карамзина противоречит мнению Ключевского. Так, описывая славян, историк говорит об их полной несостоятельности в плане создания государства. Славяне, в его понимании, жили полудикими племенами, далёкими от такой высокой организации общества, как государство. Например, говоря о физическом и нравственном характере славян древних, он сообщает: «Они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, … обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства[24]», «Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищей; удивляли греков своей быстротою; с чрезвычайной лёгкостию всходили они на крутизны, спускались в расселины; смело бросались в глубокие реки и опасные болота. Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей[25]».

По мнению Карамзина варяги задолго до их легендарного призвания присутствовали на территории славян: « Варяги, овладевши землями чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими (славянами) без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость[26]». К тому же историк отмечает, что варяги «…, господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, …долженствовали быть образованнее славян…, могли сообщать им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа[27]». То есть эти отношения были для обоих народов выгодными: для варягов - получение дани, для славян – военное покровительство, гарантия защиты и безопасности.

Однако «Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском; нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне… потребовали властителей от варягов[28]». Из указанного следует, что самостоятельно править справедливо и спокойно, без войн и междоусобиц, славяне были не в состоянии.

Карамзин также считает, что у славян до призвания Рюрика не было государственного устройства, что можно подтвердить его следующими словами: « До времён Рюрика и Олега они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными[29]».

По мнению ученого, славяне сами осознавали свою ущербность, поэтому и обратились за помощью к варягам. «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями[30]» - такими словами он начинает свой труд, и начало Российской истории он ведёт, соответственно, с момента призвания варяжских князей.

Эту точку зрения во многом разделяет другой известный историк – С. М. Соловьёв. «Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинать русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племён через проявление в них сосредоточивающего начала, власти[31]».

В предисловии своего труда С. М. Соловьёв пишет: «Русская история открывается тем явлением, что несколько племён, не видя возможности выхода из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое[32]».

«Разрозненность и вражда племён славянских были необходимыми следствиями их формы быта, быта родового» - так описывает историк славян до призвания варягов.

Уровень жизни был крайне низким: «Славяне жили в дрянных избах, находящихся на далёком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чужих народов[33]». То есть, по мнению автора, славяне были далеки от какой-либо консолидации племён, и неспособны защитить себя никаким другим способом, кроме бегства от возможной опасности.

Об организации общества славян Соловьёв говорил: «…до призвания первых князей оно (общественное устройство) не переходило ещё родовой грани[34]». «Что касается быта славянских восточных племён, то начальный летописец оставил нам о нём следующее известие: каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим[35]».

Естественно, когда «… в лето 862 … племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть…не было между ними правды,… встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву[36]».

Таким образом, на территории славян появились новые правители. Признавая этот факт, Соловьёв определил ещё одну проблему: взаимоотношений между славянами и прибывшими князьями. "Главный вопрос для историка состоит в том, как определить отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами[37]". Он подчеркнул могущественное влияние "племенного быта" и пришел к выводу, что норманнское влияние было незначительно, что норманны "только служили князьям туземных племён" и ни о каком особом норманнском периоде не может быть и речи.

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что в вопросе об уровне развития славянских племён до призвания Рюрика взгляды историков резко противоположны друг другу.

Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов.

Для того чтобы определить роль варягов в образовании Древнерусской государственности, необходимо разобраться с вопросом, кого летописец подразумевал под именем варягов. Откуда появились эти племена, и на каком уровне развития они находились. Определившись с этим, можно будет делать выводы, насколько варяги смогли изменить жизнь племён славянских.

В ПВЛ говорится, что славяне "идоша за море к варягом, к руси; сице бо звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманы), англяне, друзии готы, тако и си[38]". Изучая летопись, Н. М. Карамзин приходит к выводу, что варяги были скандинавами. Об этом говорят следующие обстоятельства:

1) Балтийское море издавна называлось в России Варяжским, а на его водах в IX веке господствовали скандинавы, или жители трёх королевств: Дании, Норвегии и Швеции. "Они, под общим именем норманнов или северных людей громили тогда Европу[39]".

2) Имена трёх князей варяжских - Рюрика, Синеуса и Трувора, - неоспоримо норманнские, поскольку они встречаются в других источниках, исследуемых Карамзиным "между именами князей и витязей скандинавских".

3) "Русские славяне, будучи под владением варяжских, назывались в Европе норманнами[40]".

Характеризуя эти племена, учёный замечает, что они "долженствовали быть образованнее славян,... могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа[41]".

С. М. Соловьев вопрос об этническом происхождении варягов считал ничего не решающим в проблеме возникновения Древнерусского государства. "Вопрос о национальности варягов - руси теряет свою важность в нашей истории[42]", "дело не в народности пришельцев, но в характере, с каким они пришли[43]". Определяя же их характер, ученый пишет: "... под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество, и принужденных искать счастья на морях или в странах чужих... это название... образовалось на западе у племён германских, на востоке у племён славянских, финских, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было русь (рос), означая... людей-мореплавателей, приходящих на кораблях, морем, входивших по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским[44]"

В. О. Ключевский также рассматривал в своей работе проблему этнической и территориальной принадлежности варягов. Он считает, что по происхождению "эти балтийские варяги... по многим признакам были скандинавы. ПВЛ признает варягов общим названием разных германских народов, обитавших в северной Европе, преимущественно по варяжскому (балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы[45]". Основным занятием этого народа он называет торговлю и военное дело, а время появления их на территории славянских земель он относит к началу IX века: "варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения[46]". "В тех промышленных пунктах, куда с особой силой приливали вооруженные пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наёмных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе... становились вожди, получавшие при таком повороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба эти термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя[47]".

Исследователь не видит глубокой разницы между уровнем развития славянских и варяжских племён. Подтверждая эту мысль, он пишет, что варяги быстро вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в IX веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. "Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждающийся в них, класс вооруженных купцов, и входили в его состав, вступая в торговые товарищества... или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей[48]". В доказательство этой гипотезы Ключевский приводит значения самого слова "варяг": "в областном русском лексиконе варяг - разносчик, мелочной торговец, варяжить - заниматься мелочным торгом". Есть и другое значение этого слова, которое принципиально не меняет отношение историка к варягам: "... варяг - преимущественно вооруженный купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если предоставится к тому случай[49]".

Таким образом, можно сделать вывод, что в вопросе территориальной и этнической принадлежности варягов точки зрения историков в основном сходятся, но в описании их образа жизни, характера, уровне развития племён прослеживается разница. Следовательно, по мнению С. М. Соловьёва и Н. М. Карамзина, варяги по своему уровню развития стояли значительно выше славян, поэтому могли многому их научить и, по сути, создать их государство. В. О. Ключевский же противоречит им, утверждая, что варяги не имели ничего принципиально отличного от славян, и поэтому не могли привнести в их жизнь что-то новое.

Трактовка понятия "Русь"

Не менее важным вопросом является происхождение термина «Русь», который стал названием сложившегося государства восточных славян. Если верить летописи, то оно является названием племени варягов, пришедших на землю славян: « … И избрашася три братья с роды своими, и пояша по собе всю русь и придоша… И от тех варяг прозвася русская земля[50]»

Рассматривая этот вопрос в своих трудах, историки высказывали следующие мнения.

В. О. Ключевский считал, что «Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название руси...по предположению автора древней повести о Русской земле, первоначально значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение: русью... называется высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоящая в большинстве из тех же варягов. Позднее Русь, или Русская земля, - выражение, впервые появившееся в Игоревом договоре 945 года - получило географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги. Наконец в XI -XII вв., когда Русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина Русь и Русская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским её населением[51]».

Н. М Карамзин считает, что русь - это «...держава трёх владетелей, соединённых узами родства и взаимной пользы, от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских. Сия часть нынешней С-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний» и она « была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских[52]».

С ним соглашается и С. М. Соловьёв, утверждая, что Русь и варяги - одно и тоже.



biofile.ru