Произведение чайковского п и: 7 произведений великого Чайковского, которые знают во всём мире

П.И. Чайковский «Мама»: история, содержание, видео

Пётр Ильич Чайковский «Мама»

 

Пётр Ильич Чайковский — гениальный русский композитор, чей вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры оценить невозможно. Его симфонические произведения являются самыми исполняемыми, а оперы и балеты не сходят со сцен лучших мировых музыкальных театров. Однако заслуга выдающегося маэстро состоит не только в сочинении множества достойных восхищения разножанровых произведений для взрослых слушателей. Большое внимание Чайковский уделял творческому развитию подрастающего поколения. Произведения композитора в педагогическом репертуаре музыкальных школ занимают важное место, но особое признание и любовь получил фортепианный цикл «Детский альбом». Двадцать четыре очаровательные миниатюры погружают в чудесный мир детства, в котором есть увлекательные занятия, весёлые игры и волшебные сказки, но самое главное в нём есть мама. Пётр Ильич посчитал обязательным вставить в свой цикл для юных музыкантов пьесу «Мама», ведь мама для нас не только самый дорогой и близкий человек, но и символ доброты и любви.

Историю создания пьесы Чайковского «Мама», а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История создания

Фортепианная миниатюра «Мама», как и другие произведения, входящие в «Детский альбом», была написана Петром Ильичом летом 1878 года. Однако следует заметить, что созданию бесценного творения композитора предшествовали события, произошедшие в личной жизни композитора за год до этого. В июле 1877 года Чайковский совершил необдуманный поступок, о котором впоследствии жалел до конца своей жизни. Он женился на Антонине Милюковой – особе, в которой в скором времени сильно разочаровался.

Чтобы отогнать от себя мрачные мысли, постоянно преследовавшие композитора и доводившие его до нервного расстройства, Пётр Ильич решил спешно покинуть Россию, чтобы немного развеяться в путешествиях по странам Европы. В Италии душевное состояние Чайковского значительно улучшилось, возможно, на это повлиял приезд брата Модеста и его глухонемого воспитанника Коли Конради. К этому мальчику композитор относился с большой теплотой. Забота о Коле и каждодневные занятия с ним доставляли Петру Ильичу немало радостных моментов, тем самым возвращая ему душевный покой.

Однако композитор, не равнодушно относившийся к детям, наделял своим вниманием не только воспитанника Модеста Ильича. Прогуливаясь по улицам итальянских городов, он часто встречал там совсем юных артистов, выступавших перед случайно собравшейся публикой, подобным образом, зарабатывавших себе на существование.

Особые восторги от Чайковского получил флорентийский мальчик Витторио. Его красивый голос и вдохновенное пение настолько впечатлили выдающегося маэстро, что он рассказывал об этом талантливом исполнителе в письмах своим друзьям. Такое интересное соприкосновение с миром детства навеяло Петру Ильичу мысль о создании небольших произведений для творческого развития подрастающего поколения. На самом деле в то время музыкальная литература для юных исполнителей не отличалась большим разнообразием. Из того что было, особого внимания заслуживал «Альбом для юношества» Роберта Шумана, который немецкий композитор – романтик сочинил для своей семилетней дочери Марии, а также небольшое наследие от великих классиков: И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена. Обдумывая свою идею, Чайковский первым делом решил разузнать, как ней отнесётся глава музыкального издательства Пётр Иванович Юргенсон. В феврале он отправил издателю письмо и в скором времени получил одобрительный ответ.

Через два месяца, вернувшись на родину, Чайковский прежде всего посетил Каменку – поместье семьи Давыдовых, расположенное неподалёку от Киева. В этой усадьбе проживала сестра композитора Александра Ильинична со своим мужем Львом Васильевичем Давыдовым и их детьми, которых к тому времени было уже семеро. Пётр Ильич очень любил Каменку и не только потому, что живописная природа и уютная атмосфера вдохновляли его на создание выдающихся шедевров, но также за то, что здесь композитор мог по-настоящему расслабиться и отдохнуть. Большое удовольствие в гостях у сестры Чайковский получал от общения с обожаемыми племянниками и племянницами. Вместе они совершали прогулки, играли в разнообразные игры, запускали фейерверки. Пётр Ильич увлечённо рассказывал детям о своих путешествиях по разным странам. Племянницы, любившие танцевать, просили дядю аккомпанировать их танцам и однажды совместными усилиями они даже поставили балет, который назвали «Озеро лебедей».  От такого удивительного погружения в безоблачный мир детства композитор чувствовал себя невероятно счастливым. Своей любовью и вниманием Чайковский наделял каждого ребёнка своей сестры, но особую нежность чувствовал к Бобу, так ласково в семье звали шестилетнего Владимира. Мальчик во всём хотел быть похож на своего знаменитого дядю Петю.

Навестив любимых родственников в этот раз, композитор особо внимательно наблюдал за музыкальными занятиями детей, ведь он готовился приступить к сочинению нетрудных для изучения фортепианных пьес, у которых обязательно должны быть привлекательные для юных музыкантов названия. Работа над миниатюрами, в число которых вошло упомянутое выше произведение «Мама», Чайковский начал тридцатого апреля, а закончил уже в мае. После редактирования эскизных материалов, на которое у него ушло около двух месяцев, Пётр Ильич направил сборник в издательство с отметкой о том, что посвящает его Володе Давыдову. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» первый раз предстал перед юными музыкантами накануне нового 1879 года.

 

 

Содержание

В пьесе с трогательным и нежным названием «Мама» Пётр Ильич Чайковский нарисовал портрет, в котором отобразил нежную женщину, обладательницу мягкого и спокойного нрава. Трогательная и искренняя музыка произведения наполнена особым очарованием, светлой умиротворённостью и сердечностью. В ней композитор выразил тончайшие нюансы душевных переживаний: грустную взволнованность, светлую печаль, беспокойство и озабоченность. Для миниатюры композитор неслучайно выбрал тональность соль мажор, так как считается, что именно она лучше всего может передать нежные и тёплые чувства. Трёхдольный размер произведения – это тоже неспроста: спокойная вальсовость придаёт музыке особую мягкость и плавность. О характере музыки говорят и авторские указания, сделанные традиционно на итальянском языке: moderato (умеренно), molto espressivo e dolce (с большим чувством и нежностью). Пьеса, от начала и до конца имеющая единую фактуру, заключена в трёхчастную форму, с кодой.

Произведение начинается с проведения поэтически выразительной мелодии, которая пропевается дуэтом верхнего и нижнего голоса, движущимися параллельно на расстоянии децимы. Необходимо обратить внимание на необычную фразировку в первой части: трёхзвучные мотивы, из которых состоит мелодическая линия, начинаются со второй доли и заканчиваются на первой доли следующего такта. Особую красоту музыке придают подголоски тенорового голоса.

Средняя кульминационная часть пьесы, начинающаяся с девятого такта, особого контраста не содержит, однако характер музыки немного меняется. В мелодии появляются интонации трепетности и грустной взволнованности, возникающие из-за смещения акцентов, попадающих в тактах на разные доли.

Далее музыка вновь приобретает светлый окрас, так как начинается третий раздел, который точно повторяет тематический материал первой части. В коде интонации приобретают ещё более нежный и ласковый оттенок.

Основные трудности, возникающие при разучивании фортепианной миниатюры «Мама».

  • В пьесе не совсем обычная фразировка, в которой окончание мотива приходится на сильную долю такта. Это представляет определённую трудность, так как требует мягкого исполнения окончания фраз.
  • В данной композиции важно добиться, чтобы мелодия, состоящая из трёхзвучных мотивов, была единой, а не раздробленной.
  • Ещё одна сложность данного произведения заключается в лигах. Несмотря на то, что верхний и нижний голоса движутся синхронно, композитор лигами связал мотивы совершенно по-разному. Голоса из-за этого становятся самостоятельными и приобретают совершенно разные мелодические узоры. 
  • Необходимо обратить внимание на партию левой руки. Она представляет сложность, так как из-за больших растяжек не всегда удобна в исполнении на фортепиано. Помимо этого важно красиво вести мелодическую линию, проходящую в басах, а теноровые подголоски играть значительно тише.
  • Большое значение в пьесе имеет педализация. Она обогащает звучание, а также имеет тембровую функцию.

 

Мама – это простое, но чудесное слово дорого для каждого ребёнка, поэтому трогательная и искренняя музыка, сочинённая великим Петром Ильичом Чайковским и названная «Мама», так сильно задевает струны детской души. Светлая умиротворённость композиции навевает приятные воспоминания о самом близком и родном человеке, чья любовь, доброта и поддержка сопровождают нас всю жизнь.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Мама»

Шесть симфоний Чайковского

19:00 втр, 18 ноября, 2014

22 ноября в Государственной академической капелле Петербурга пройдет «Осенний музыкальный марафон. П.И. Чайковский. Шесть симфоний». Впервые в России и в мире в одном концерте прозвучат шесть симфоний русского композитора.  Шедевры П.И. Чайковского исполнит Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Народного артиста России, художественного руководителя СПб ГБУК «Петербург-концерт» Сергея Стадлера.

В программе и особенностях музыкального марафона Городу+ помогла разобраться генеральный директор «Петербург-Концерта» Екатерина Артюшкина.

По словам Екатерины Артюшкиной, идея исполнить все симфонии П.И. Чайковского в один вечер появилась у художественного руководителя «Петербург-Концерта» Сергея Стадлера. «Ни в России, ни за рубежом – нигде не исполнялись в один вечер шесть симфоний П.И. Чайковского. У нас уже появилась идея создания этого грандиозного музыкального события для жителей и гостей нашего города, которое мы назвали «Осенний музыкальный марафон», — сказала Артюшкина.

Петр Ильич Чайковский, уже будучи признанным мастером симфонической и оперной музыки, писал: «Симфония – самая лирическая из всех музыкальных форм. Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано». К созданию своей первой симфонии – Симфонии № 1 соль минор «Зимние грезы» – П.И. Чайковский приступил весной 1866 года, только закончив Петербургскую консерваторию. Как писал брат композитора, Модест Чайковский: «Ни одно произведение не давалось ему ценой таких усилий и страданий». Это произведение можно сравнить с элегическими картинами природы И.И. Левитана. В финале своей первой симфонии П.И. Чайковский использовал русскую народную песню «Цвели цветики».

Работу над Второй симфонией композитор начал летом 1872 года в украинском имении Каменка. В четвертой части симфонии П.И. Чайковский обработал напев украинской песни «Журавель», вследствие чего ее позднее стали называть Малороссийской или «симфонией с журавлем». Через семь лет композитор счел свое произведение незрелым и посредственным и сжег партитуру. В новой переписанной редакции симфония была впервые исполнена 31 января 1881 года. «Теперь могу, положа руку на сердце, сказать, что симфония эта – хорошая работа», — подытожил композитор.

Единственной симфонией П.И. Чайковского, написанной в мажорной тональности, является Симфония № 3 ре мажор, пятичастная, отступающая от традиций классического симфонического цикла. Господствующее положение в ней занимают радостные и светлые образы.

Уже в первых трех симфониях, относящихся к так называемому «московскому периоду», начинают прослеживаться черты скорбной музыки, характерные для позднего периода творчества композитора.

Вторая и Третья симфонии довольно редко исполняются, поэтому для слушателей подобный музыкальный марафон станет настоящим подарком. «Благодаря этому проекту появилась возможность познакомиться и прожить жизнь вместе с композитором, охватить все его симфоническое творчество и перелистнуть страницы его жизни», — сказала генеральный директор «Петербург-Концерта».

В Четвертой, Пятой и Шестой симфониях П.И. Чайковский затрагивает вопросы о смысле жизни и цели человеческого существования, о фатуме. Симфония № 4 фа минор была написана в 1877 году; от Первой ее отделяют 10 лет. В этом произведении Чайковский изобразил человека, страдающего под ударами судьбы и роковых сил, мешающих достичь покоя и благополучия.

Пятая симфония, написанная в 1888 году, продолжает размышления автора о жизни и судьбе, о конфликте человека и рока. Симфония № 5 изображает картину борьбы человека за свое счастье и победу в этой борьбе.

Свою последнюю Шестую симфонию «Патетическую» П.И. Чайковский писал с февраля по конец августа 1893 года. Он называл ее наилучшим и наиискреннейшим из своих произведений. Премьера состоялась 16 октября 1893 года; дирижировал сам автор. Через девять дней П.И. Чайковский скончался. Критики и слушатели не поняли произведение, которое композитор считал одним из самых главных в своей жизни. Второе исполнение, прозвучавшее на концерте памяти П.И. Чайковского имело грандиозный успех.

Музыкальный марафон – это уникальная возможность пройти весь жизненный путь композитора через его симфонии. «Впервые в один вечер прозвучат все симфонии, такого опыта ни у кого не было», — отметила Екатерина Артюшкина. «Слушатели могут выбирать, на что им интереснее пойти – на более редкие или часто исполняемые сочинения, на трагические или лирические. Мы заинтересованы, чтобы люди ощутили этот объем по возможности полностью. Мне кажется, прослушав все эти симфонии, можно получить разные ощущения и уйти под большим впечатлением, можно пережить вместе с композитором всю его жизнь».

В следующем году исполняется 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского, и «Осенний музыкальный марафон» станет своеобразным преддверием праздничных мероприятий.

Композитор редко раскрывал программы своих симфоний, считая, что их содержание не столь конкретно, чтобы его можно было «перевести на ясные и определенные последования слов». Как заметил Г. Гейне: «Где кончаются слова, там начинается музыка». 

«Осенний музыкальный марафон» стартует 22 ноября в 16:00. Приобретенные билеты будут действительны в течение всего вечера. Двери зала будут открыты – войти в зал или покинуть его можно в перерыве между исполнением произведений.

Расписание марафона:

16:00 – Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы», соч. 13

17:00 – Симфония № 2 до минор, соч. 17

18:00 – Симфония № 3 ре мажор, соч. 29

19:30 – Симфония № 4 фа минор, соч. 36

20:45 – Симфония № 5 ми минор, соч. 64

22:00 – Симфония № 6 си минор, «Патетическая», соч. 74

Адрес: наб. реки Мойки, д. 20

Поделиться в соцсетях

Ромео и Джульетта Увертюра-фантазия (Петр Ильич Чайковский)

Краткий обзор

Состав: 1869

Длина: ок. 20 минут

Оркестровка: пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, перкуссия (большой барабан, тарелки), арфа и струнные

Первое выступление в филармонии Лос-Анджелеса: 18 марта 1921 г. , Уолтер Генри Ротвелл, дирижирует

Об этом произведении

Истории обреченной любви всегда глубоко резонировали с Чайковским; Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта не стал исключением. В 1869 году, когда Чайковский по предложению коллеги-композитора Милия Балакирева взялся за пьесу в качестве музыкального сюжета, он был глубоко влюблен в Эдуарда Зака, 15-летнего двоюродного брата одного из его учеников. Зак покончил жизнь самоубийством четыре года спустя, и, когда Чайковский размышлял об этом случае в своем дневнике в 1887 году, его воспоминание о Заке показывает, насколько сильными были его чувства к мальчику: «Как поразительно ясно я помню его: звук его голоса, его движения , но особенно необыкновенно чудесное выражение его лица временами. Я не могу представить, что его больше нет. Смерть этого мальчика, тот факт, что его больше нет, выше моего понимания. Мне кажется, что я никогда никого не любила так сильно, как его».

Трагедия Шекспира и мучительная личная жизнь Чайковского столкнулись, чтобы произвести первое истинное выражение его гения как композитора, тщательно сконструированный шедевр, который сводит повествование Шекспира к его сути за 20 минут музыки, которая то громоподобно драматична, то пронзительна. Красивый. Фантазийная увертюра начинается с длинного вступления, прежде чем представить две основные тематические группы: угнетающе-жестокую музыку, представляющую конфликт между Капулетти и Монтекки, и восторженную тему любви к Ромео и Джульетте. Вторая постановка этой темы прерывается музыкой враждующих семей, поскольку любовь Ромео и Джульетты сокрушена кипящей ненавистью двух семей друг к другу. После мрачной переработанной версии темы любви в минорном ладу она преображается в безмятежную и похожую на хорал музыку, заканчивая произведение на триумфальной и потусторонней ноте.

— Джон Мангам — вице-президент по художественному планированию Камерного оркестра Святого Павла.

Предыдущие события

Спектакль Чайковского с фейерверком

Предыдущие события

Спектакль Чайковского с фейерверком

Узнайте о балете «Спящая красавица» Петра Чайковского

Спящая красавица : Обзор: 

Если говорить о сути традиционного балета, то «Спящая красавица» производит сильное впечатление среди величайших танцевальных симфоний всех времен. Он характеризуется очарованием сверкающей визуальной красоты, окрашенной мелодией и оркестровкой. Музыку написал Петр Ильич Чайковский в 1888–1889 годах. Это второй из трех его балетов. Впервые он был исполнен 15 января 189 г.0, и был поставлен великим Мариусом Петипа в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Подробнее о «Спящей красавице»: волшебная интерпретация сказки Чайковского

В 1888 году Иван Всеволожский, директор Императорских театров России, обратился к Чайковскому с просьбой написать музыку для этого балета. После прочтения рассказ ему так понравился, что он написал сочинение примерно за сорок дней, даже с частыми перерывами в поездках. Чайковский также включил музыкальные темы для отдельных персонажей, например, в случаях использования двух красивых мелодий, представляющих двух фей: темы Карабос и темы Феи Сирени. В то время как первый представляет злую атмосферу, его аналог приносит успокаивающий тон. Более того, именно творчество композитора позволило ему смешать эти аспекты в соответствии с соответствующими событиями.

Основанный на балете Шарля Перро « La Belle au Bois Dormant» , этот балет отражает дух захватывающей фантастической истории, наполненной элементами магии и поэзии. Для сценического выступления требовался хорошо сработанный оркестр, состоящий из нескольких музыкальных инструментов — двух флейт и пикколо, двух гобоев и английского рожка, двух кларнетов, двух фаготов и четырех валторн (в фа), двух корнетов (в ля, си- бемоль), две трубы (ля, си-бемоль), три тромбона и туба, литавры, перкуссия, арфа и струнные. Помимо этого, были включены различные барабаны, скрипки и фортепиано.

Победа добра над злом всеми любима. Именно на этой идее основана история этого балета. Во-первых, празднование крестин принцессы Авроры в Королевском замке. Среди всевозможных волнений король по неосторожности допустил оплошность и забыл поприветствовать злую фею Карабос. В результате она пришла в ярость и прокляла Аврору, заявив, что она умрет в свой 16-й день рождения. Чтобы предотвратить это, великая Фея Сирени смягчила количество лет до глубокого сна до тех пор, пока ее не найдет принц, который избавит ее от такого несчастья. Столетие спустя принц Флоримунд появляется как Мессия и в конце концов разрывает оковы ее страданий. На свадьбе люди танцуют и празднуют, поэтому история заканчивается на счастливой ноте.

В балете есть развитые темы, и их преемственность полностью соблюдается. Каждый из трех актов включает постепенное движение. Первый, посвященный девичеству принцессы Авроры, второй — ее влюбленности и, наконец, замужеству.

Сам композитор был очень доволен этим проектом. При оркестровке балета Чайковский нашел тему настолько поэтичной, что был поглощен магнетизмом своей композиции. То, как эта сказка была представлена ​​на высоте классического балета, олицетворяла собой величайший образец искусства в его чистейшей форме. Он показал, каким может быть результат, когда композиторы и хореографы работают как одна душа над созданием шедевра, способного увековечить свое очарование на века.

 

Ссылки:

  • О «Спящей красавице» на cami.com
  • О «Спящей красавице» на Чайковского Исследование 
  • О «Спящей красавице» Чайковского в исполнении Чикагского симфонического оркестра
  • О балете «Спящая красавица» в Википедии
  • О балете «Спящая красавица».