Содержание
Пути расселения славян в Псковско-Ильменском регионе
полабские славяне
,
племя кривичей
,
балтийские славяне
,
словене
,
ободриты
Одна из популярных гипотез связывает происхождение жителей Псковско-Ильменского региона с балтийскими славянами, совершавшими морские путешествия в Восточную Прибалтику. В пользу такого предположения приводились весомые аргументы, обобщенные, например, в работе В. В. Фомина [18, с. 7-112]. С другой стороны, гипотеза вызывает крайне скептическое отношение ряда исследователей. Не так давно даже было высказано категоричное мнение, что указанная концепция не может иметь никакой научной перспективы [5, c. 26]. В действительности версия о колонизации балтийскими славянами северо-запада Русской равнины совершенно не потеряла актуальности. Рассмотрим несколько наиболее интересных аспектов в изучении заявленной проблематики.
Археологические исследования показывают, что первые славянские поселенцы обосновались на северо-западе Русской равнины в V веке. Миграция этой группы славян привела к возникновению в ПсковскоИльменском регионе кривичской культуры псковских длинных курганов, эволюционно не связанной с предшествующей культурой текстильной керамики, созданной прибалтийско-финскими племенами [16, c. 348-364].
Сначала славяне оказались на территории современной Белоруссии, занятой в то время восточными бал-тами. Постепенно двигаясь на север вдоль рек, славяне сконцентрировались в Верхнем Поднепровье, а в первой половине V века попали в верховья Ловати. Здесь обнаружен один из древнейших длинных курганов. Потом они продвинулись еще дальше на север, вниз по реке Великой, в верховья Луги и другие районы. Крупнейшим центром на первом этапе расселения кривичей было Псковское городище [2, c. 167-174]. Хотя нельзя исключить, что эти первые славянские поселенцы, как доказывает А. Г. Манаков, еще не называли себя кривичами [10, с. 132-133].
С конца VII — начала VIII века в восточной части ареала псковских длинных курганов возникла культура сопок, отражающая новую волну славянского расселения в регионе [16, c. 364-372]. Вероятно, главным племенным центром словен, создателей культуры сопок, первоначально являлось Любшанское городище, расположенное к югу от Ладожского озера, в окрестностях Старой Ладоги. Славянское укрепление в этом месте было возведено в конце VII или в VIII веке на месте заброшенного финского городища. Укрепления мысового городища Любша выстроены в той же «панцирной» технике, которая использовалась при строительстве столицы ободри-тов Велиграда (Рерика) [15, c. 196-203]. Подобная техника отличается и от срубной конструкции восточнославянских укреплений, и от техники польских городищ [19, c. 340]. Таким образом, в районе Любши поселились славяне, связанные по происхождению с ободритами или другой племенной группировкой балтийских славян.
Согласно преданию, зафиксированному в Воскресенской летописи (XVI век), словене, пришедшие с Дуная*, сначала обосновались у Ладожского озера и только потом продвинулись к озеру Ильмень: «О великом Нове-граде и о Руси. И пришедше Словене с Дуная и седше у езера Ладожскаго, и оттоле прииде и седоша около озера Илмеря, и прозвашася иным именем, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень; и умножився им, и соДелаша граД и нарекоша НовграД, и посаДиша старейшину Гостомысла… » [14, с. 262]. Как видно, предание не противоречит установленному археологами факту возникновения словенского укрепления в низовьях Волхова раньше, чем в верховьях реки, в районе Новгорода.
*О происхождении словен ильменских от южной ветви славян, мигрировавших с Дуная к южному берегу Балтики подробнее можно проччесть в статье «Склавины», «анты» и первоначальное языковое деление славянства Примечание Редакции «ЗР»
В. Б. Вилинбахов еще полстолетия назад отмечал, что словенские погребальные памятники-сопки наиболее густо располагаются вдоль водных систем, напрямую связанных с Балтикой [6, c. 325-329]. Впоследствии учеными было отмечено антропологическое сходство балтийских славян и жителей северно-русских земель. Известный антрополог Т. И. Алексеева сделала вывод, что новгородские словене являются потомками переселенцев с южного берега Балтийского моря [4, c. 169].
Версии о продвижении словен вдоль Волхова по направлению с севера на юг, на первый взгляд, противоречат зафиксированные в новгородских средневековых преданиях, как и в легендарной традиции многих славянских земель [11, c. 110-171], представления о Дунайской прародине. Кроме того, характерный именно для дунайских славян этноним «словене» тоже, казалось бы, указывает на южное направление миграции [12, с. 219]. Здесь можно предположить, что легенды о первоначальном проживании на Дунае были унаследованы новгородцами от своих предков — балтийских славян. В этой связи заметим, что наряду с балтийскими, были известны ободриты, жившие на Дунае, поблизости от Белграда. В исторической литературе уже высказывалось мнение, что именно здесь находилась основная, исходная территория этого племени [17, c. 142]. Ранее многие исследователи связывали название племени с гидронимом Одер/Одра («по обе стороны Одры живущие»), поэтому пытались локализовать ранних ободритов где-то в районе Одера. О. Н. Трубачев предложил не менее убедительную этимологию этнонима. Принимая во внимание свидетельство «Франкских анналов», в которых указывается, что «ободриты на языке народа называются грабителями», ученый объяснил происхождение этнонима от славянского глагола со значением «ободрать, ограбить» [Там же, c. 141-142]. Дискуссия по этой проблеме продолжается. Исследования современного немецкого историка А. Пауля показывают всю сложность вопроса [13, c. 175-234].
Кроме пути вдоль Невы, Ладожского озера и Волхова, славяне, очевидно, использовали так называемый «Лужский путь» («Лужско-Серегерьский»). Подчеркивая важность этой трассы, Г. С. Лебедев сравнивает ее по значимости с «Янтарным путем» по Висле на Дунай [8, c. 443]. Наконец, логично предположить, что балтийским славянам, селившимся в Псковско-Ильменском регионе, были хорошо знакомы речные пути, проходившие по землям современных Латвии и Эстонии.
Этот вопрос подробно исследовал Е. В. Кузнецов. Ученый убедительно аргументировал присутствие славянского населения рядом с куршами и ливами в Восточной Прибалтике: на побережье около устья р. Венты, в низовьях Западной Двины и по р. Гауе. По мнению Е. В. Кузнецова, в сочинении Саксона Грамматика славяне этого района выступают под именем «геллеспонтцы» («геллеспонтики»). Согласно сведениям, приводимым датским историком, с ними сталкивались известный герой Рагнар Лодброк, живший в первой половине IX в., а также его предшественники — Ярмерик, Хадинг и Фрод (Фротон). Со славянами (виндами, венедами) Е. В. Кузнецов связывает такие именования, вошедшие в летто-литовскую лексику, как р. Вента, г. Виндава (соврем. Вентспилс) около устья Венты, г. Венден (соврем. Цесис) на р. Гауя и название исторической области в центральной Латвии — Видзем («земля виндов») [7, c. 78-115].
Ученый задается вопросом о появлении в языках прибалтийско-финских племен этнонима “vene” для обозначения русских. Когда-то прибалтийские финно-угры называли указанным именем восточных славян (или какую-то их часть), а позднее — население Древней Руси. Похожим образом в финских языках именовалась Западная Двина — “Vena”, что означало «большая река», «пролив». Е. В. Кузнецов выдвинул гипотезу, что финское “vene” (славянин, русский) изначально имело смысловое значение «человек с пролива», «человек с большой реки». Следовательно, предки одного (может быть, нескольких) восточно-славянских племен, вошедших позднее в состав древнерусской народности, обитали на берегах «большой реки-пролива», т.е. Западной Двины, и получили от ближайших финских племен имя “vene” [Там же, c. 85-88].
К этому можно добавить, что все обнаруженные на дне прибалтийских рек (Вента, нижнее течение Западной Двины и др. ) останки деревянных судов построены по южно-балтийской конструктивной схеме [9, c. 220-226]. Господство указанной судостроительной традиции в Восточной Прибалтике и в новгородских землях более чем убедительно намекает на славянскую этническую принадлежность владельцев этих судов.
Пристального изучения заслуживает еще один вероятный маршрут путешествий славян: от балтийского побережья к Чудскому и Псковскому озерам по реке Эмайыги, которая являлась основной магистралью во внутренних областях Эстонии. Д. Г. Хрусталев замечает, что в своих верховьях Эмайыги почти соединяется с притоками р. Пярну, впадающей в Балтийское море, поэтому Пярну в древности не отделяли от Эмайыги. Вдоль этой водной артерии располагались крупнейшие поселения внутренней Эстонии, включая Юрьев, основанный Ярославом Мудрым [20, c. 20].
Указанное направление поиска в какой-то мере проясняет и проблему начального этапа складывания древнерусской государственности на северо-западе Русской равнины. Не случайно противники норманнской концепции именно на южном берегу Балтийского моря часто пытаются отыскать родину Рюрика и летописных варягов. В этой связи несомненный интерес вызывает также фигура легендарного князя (старейшины, посадника) ильменских словен Гостомысла. Обращается внимание, что Гостомысл упоминается в западноевропейских хрониках IX в., где изображается как король государства ободритов. Согласно ряду источников, Гостомысл погиб в сражении с войском Людовика Немецкого в 844 г. С. Н. Азбелев сомневается в достоверности сообщений о гибели Гостомысла в 844 г. и считает, что он переселился в Приильменье по причине усиления германского натиска на земли балтийских славян [1, с. 598-618].
Таким образом, существуют основания думать, что словене пришли к озеру Ильмень не с юга, как считали многие историки, а с северного и, возможно, западного направления, от берегов Балтийского моря. Масштабы и значимость миграций на морских судах по водным просторам Балтики нельзя недооценивать, конечно, не исключая полностью и другие маршруты миграций.
Белохвостов Андрей Николаевич, к.и.н., доцент
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (филиал) в г. Арзамасе
ЖУРНАЛ «Манускрипт» 2017
Список источников
1. Азбелев С. Н. Гостомысл // Варяго-русский вопрос в историографии: сборник статей и монографий / сост. и ред. В. В. Фомина. М., 2010. С. 598-618.
2. Алексеев С. В. Славянская Европа V-VI веков. М., 2005. 416 с.
3. Алексеев С. В. Славянская Европа VII-VIII веков. М., 2007. 480 с.
4. Алексеева Т. И. Антропологическая характеристика восточных славян эпохи Средневековья в сравнительном освещении // Восточные славяне. Антропология и этническая история. Изд-е 2-е. М., 2002. С. 160-169.
5. Васильев В. Л. О проблеме раннеславянского заселения Русского Северо-Запада (по материалам ономастики и диалектной лексики) // Северное Причерноморье: к истокам славянской культуры: V Чтения памяти академика О. Н. Трубачева: мат-лы Международной конференции (г. Алупка, 25-30 сент. 2008 г.) / сост.: Г. А. Богатова, А. К. Шапошников. Киев — М., 2008. С. 25-29.
6. Вилинбахов В. Б. Несколько замечаний о теории А. Стендер-Петерсена // Скандинавский сборник. Таллинн, 1963. Вып. VI. С. 325-329.
7. Кузнецов Е. В. Этногенез восточных славян: исторические очерки. Арзамас, 1995. 192 с.
8. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. 640 с.
9. Лукошков А. В. Конструктивные особенности найденных на дне Волхова древненовгородских судов в контексте традиций балтийского судостроения // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Великий Новгород, 2009. Вып. 23. С. 220-226.
10. Манаков А. Г. Псковско-Новгородская топонимия в свете «теории формантов» (к дискуссии об этнической истории региона) // Псковский регионологический журнал. 2006. № 3. С. 115-135.
11. Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север: проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С. 110-171.
12. Назин С. В. Славяне и Рим. К вопросу о дунайской прародине славян // Сборник Русского исторического общества. М., 2002. Т. 5 (153). С. 219-229.
13. Пауль А. К вопросу о названиях племен Королевства ободритов // Варяги и Русь: сб. статей и монографий / сост. и ред. В. В. Фомин. М., 2015. С. 175-236.
14. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ): в 43-х т. СПб., 1856. Т. VII. Летопись по Воскресенскому списку. 346 с.
15. Рябинин Е. А., Дубашинский А. В. Любшанское городище в Нижнем Поволховье (предварительное сообщение) // Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002. С. 196-203.
16. Седов В. В. Славяне: историко-археологическое исследование. М., 2002. 624 с.
17. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования. Изд-е 2-е, доп. М., 2003. 489 с.
18. Фомин В. В. Варяги и Русь // Варяги и Русь: сб. статей и монографий / сост. и ред. В. В. Фомин. М., 2015. С. 7-112.
19. Херрман Й. Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы / пер. с нем.; общ. ред. Е. А. Мельниковой. М., 1986. С. 338-359.
20. Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв.: в 2-х т. СПб., 2009. Т. 1. 416 с.
Прародина славян в концепции А. А. Шахматова -Славянская филология
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись:
Прародина славян в концепции А. А. Шахматова. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//slavyanskaya_philologiya/prarodina-slavian-v-kontseptsii-a-a-shakhmatova/ (дата обращения: 10.12.2022)
Содержание
Интересной и некоторое время господствующей была концепция А.А.Шахматова о двух прародинах славян. Первая из них согласно Шахматову, находилась на территории, прилегающей к устью рек Западной Двины и Немана.
Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).
После освобождения готтами западных территорий в связи с их движением на юг, славяне направились на запад в Повислинье, которое явилось их второй прародиной. В Повислинье, по Шахматову, начинается распадение славянской общности на две части. Западная группа с обшей прародины продвинулась дальше на запад, а южная после продвижения к югу и освобождения Балкан от гуннов распалась, как было отмечено выше, на южных и восточных славян. Южные славяне двинулись на Балканы, восточные к Поднестровью и среднему течению Днепра. Здесь возникла прародина восточных славян, откуда восточные славяне расселились в дальнейшем, заняв территорию, которая в последствии стала территорией древней Руси на севере вплоть до оз.Ильмень, на востоке до реки Дон.
Распадение славян на две группы А.А.Шахматов подтверждает языковыми данными, обращая внимание на то, что некоторые языковые черты являются общими для восточных и южных славян и своеобразны у западных славян.
Концепция А. А.Шахматова не принимается современной наукой: она схематична, строится на недостаточном количестве фактов, ее автор не имел возможности в полной мере использовать данные топонимики и археологии.
Прародина славян, в представлении А. А. Шахматова, находилась на побережье Балтийского моря, точнее, в нижнем течении Немана и Северной Двины. К юго-западу от славян обосновались германцы.
Соседство славян с германцами кажется ученому несомненным по той причине, что уже в общеславянском языке обнаруживается немало германских заимствовании: шлем (шелом), труба, тын, меч, кнчзь, хомут, мыпи> (подать), потея, стекло, купить, скот, хлев, блюдо и др.
На юге славянского мира, прежде всего в северном По-днепровье, соседями славян оказались финны, бывшие, в свою очередь, северными соседями иранцев. Эти гипотезы А. А. Шахматов подкрепляет наличием в общеславянском языке некоторого числа иранизмов, отмеченных одновременно и в финских языках: бог (др.-перс, baga, вост.-фин. nabac, у мордвы — эрзи паз), топор (фин. tappan) и др. Язык славян уже в этот период оказал определенное воздействие на соседние финские языки, обогатив их такими словами, как фин — palttina (русск. полотно, старослав. платьпо, общеслав. *ро11ьпо), фин. varpu (русск. воробей, старослав. врабии, общеслав. *ы>гЬи), фин. IaIkQ (русск. толока, серб, tlaka, польск. tfoka). фин. suntia (‘церковный служитель’, старослав. ritiouu), фин. ku.on.talo—’пакля’ (русск. кудель, старослав. кіїїдгьль, польск. kqdziel).
Значительное расширение славянской территории привело, естественно, к постепенному распаду языкового единства славян. Ученый полагает, что этот процесс относится к первому веку новой эры. «Сидевшее» в бассейне Вислы германское племя спалы (у славян «еполы», отсюда сполин — в древиеболгзрски.х переводах с греческого, исполин — ‘великан’) ушло к нижнему Дунам, а его место заняли готы, племена скандинавского происхождения, называвшие себя thuida (слово чужой Шахматов связывает именно с этим корнем). В конце 1 в. н. э. готы также устремились к нижнему Дунаю, а опустевшее Повисленье поспешила занять часть славян, получивших впоследствии название западных. Подтверждение раннего обособления западных славян А. А. Шахматов видит в тех лингвистических фактах, которые известны лишь западнославянским языкам (польскому, чешскому, словацкому) и отсутствуют в языках остальных славян. Так, в то время как восточной и южной славянским языковым группам известно исчезновение согласных d и / в сочетаниях dl, tl, эти сочетания в западнославянских языках сохраняются без изменения: русск. ель, чешек. [edle, польск. fed fa; русск. сало, вел, плел, польск. sadio, wiodi, ploti. В языках западной группы сочетание губных согласных (б, п, в, ф) с «йот» [jl никогда не переходит в сочетание «губной -f-, г», известное в других славянских группах: русск. земля, старослав. земли, польск. гіетіа, чешек. гетё; русск. люблю, польск. lubie.
Окончательный разгром гуннов германцами во второй половине V в. н. э. расчищает славянам путь на Балканы и к низовьям Дуная, в результате чего славяне появляются здесь в конце V — начале Vl в.. что подтверждается свидетельствами древних историков Марцеллина и Проколия Кессар и некого, называющего новых пришельцев «склаве-нами». Другая ветвь славян, также устремляясь на юг, избирает более восточный путь — к Азовскому морю (быть может, в результате возникших между славянами раздоров). Эгих славян Прокопий называет «аптамп». А. А. Шахматов склоняется к выводу, что словене были предками южных славян, в антах же он видит предков славян восточных. «Прародиной русского народа,— пишет он,— была территория антов, следоваїельно —область между Прутом п Днепром». Однако анты не могли долгое время пребывать на территории, которая являлась объектом притязаний различных неславянских кочепых племен, в результате чего анты вынуждены были уйти в область более северную, лежащую вверх по Днепру и Днестру,— на территорию нынешних Киевщипы и Волынщины. Эти земли Шахматов и называет «колыбелью русского племени, русскою прародиной». В качестве одного из доказательств этого последнего пути восточных славян А. А. Шахматов приводит гидроним Десна, служащий названием левых притоков Южного Буга и Днепра. В древнерусском языке слово десьна имело значение ‘правая’. Как же устранить это явное противоречие: в значении «левый приток» употреблено слово с антонимич-ным значением? Видимо, предполагает ученый, эти притоки приходились справа населению, шедшему вверх по течению рек,
А. А. Шахматов увлекательно и подробно говорит о процессе расселения восточных славян, образовании племен и племенных диалектов, привлекая богатейшие материалы «Повести временных лет» и других памятников древнерусской письменности, показания исторической диалектологии. Ему удается воссоздать не только историю формирования восточнославянских языков, но также северного и южного наречий и переходных среднерусских говоров в пределах русского языка.
Оценивая вклад А. А. Шахматова в изучение происхождения и истории восточнославянских народов и языков, наш современник, член-корреспондент АН СССР Ф. П. филин подчеркивает, что шахматовская концепция «была значительным стимулом для дальнейшего развития науки о славянских древностях».
Первые исторические сведения о славянах появляются относительно поздно; до нашей эры о них нет ни одного достоверного упоминания. Однако славяне, как мы только что видели, издавна обитали в Центральной и Восточной Европе и претерпели здесь, несомненно, немало различных изменений под влиянием событий, происшедших до нашей эры и до эпохи их расселения. Однако история не сообщает нам ничего, что бы относилось непосредственно к славянам. Мы можем делать лишь косвенные предположения, что в эпоху, когда различные группы, составившие впоследствии целые племена, обитали еще совместно на общей территории, на судьбы славянства должны были оказать влияние некоторые значительные исторические события.
Так, можно предположить, что в VIII и VII вв. до н. э. славяне завязали сношения с иранскими скифами, которые проникли тогда из Азии в степные южнорусские области. С другой стороны, из сообщения Геродота о походе Дария в Скифию в 513—512 (или 507—505) гг. до н. э. нам известно, что Дарий проник также в области, заселенные славянами (неврами), и вынудил их отойти к северу. Кроме того, определенные лингвистические данные, а именно довольно значительное число кельтских названий в топонимике рек в Прикарпатье, кельтские названия городов, указанные Птолемеем, и, наконец, несколько названий племен, свидетельствуют о том, что земли славян в Прикарпатье подверглись, по крайней мере частично, вторжению галлов, которые в III и II вв. до н. э. достигли побережья Черного моря… Нашествие галлов было вызвано, несомненно, давлением германцев, двигавшихся с севера в центральную Германию, но каковы были судьба и продолжительность этого нашествия, остается до сего времени совершенно неизвестным. Считать этих галльских завоевателей венедами, упоминаемыми на Висле более поздними историческими источниками, представляется мне невозможным… <…>
Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этого. Во-первых, их места обитания в I—II вв. н. э. совпадают с местами обитания славян в VI в. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во-вторых — и это очень важный довод, — наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winderi) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноименных немецких деревень, обозначались в отличие от них windisch или wendisch. Наконец, Иордану, историку VI в., первым давшему очерк начала истории славян, известно, что наименования «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа; он употребляет эти названия попеременно, из чего можно заключить, что в VI в. признавалось тождество славян с венедами.
Приведенные доказательства одновременно опровергают как точку зрения Тацита, который колебался, отнести ли венедов к сарматам или к германцам, и остановился, наконец, на их германском происхождении, так и археологические гипотезы Р. Муха, по мнению которого венеды были иллирийской народностью, а также последние гипотезы Шахматова и Пейскера, считающих венедов кельтами на основании якобы кельтской терминологии водных путей на территории прародины венедов. Если бы эта номенклатура была действительно кельтского происхождения (а в этом можно сомневаться, по крайней мере по отношению к части этих названий), то это доказывало бы нам лишь то, что кельты когда-то проникли в эти края, очевидно, под напором германцев, продвигавшихся с севера в Германию. Однако это никоим образом не является доказательством того, что венеды I—VII вв. н. э. были кельтами. Самое большее, что можно допустить, это то, что если венеды и были кельтского происхождения, то их славянизация произошла задолго до I в. н. э.
|
Начало славянского поселения к востоку от реки Эльбе
- DOI: 10. 1017/S0003598X00112980
- CORPUS ID: 163828473
968. title={Начало расселения славян к востоку от реки Эльбы}, автор={Себастьян Бразер}, журнал={Древность}, год = {2004}, объем = {78}, страницы = {314 - 329} }
- С. Бразер
- Опубликовано 1 июня 2004 г.
- История, социология
- Античность
Славяне вторглись в Восточную Европу и поселились там? Традиционный вердикт топонимов и исторических исследований — «да — в шестом веке», и археологические свидетельства когда-то, казалось, тоже соответствовали этой модели. Теперь Себастьян Бразер представляет некоторые новые археологические размышления об этом районе: культурные зоны, представленные гончарным делом и практикой захоронения, отличаются друг от друга и должны иметь другие причины, чем вторжение однородных культурных групп; а новые датировки городищ мест…
View on Cambridge Press
Западные славяне седьмого-одиннадцатого веков – археологический взгляд
- С. Бразер
История
- 2011
- Даниэль Ф. Меллено
История
- 2017
- Й. Махачек, Роберт Недома, Зузана Хофманова
ИСТОРИЯ
- 2021
- D. D. DžIino
- 9047. D. D. D. DžIino
- 2008
- Дж. Толксдорф, К. Кайзер
Экология, география
- 2012
- Д. Джино
История
- 2008
- Przemysylaw Urbańczyk
ИСТОРИЯ
- 2010
- V. Garcin
Geography
- 2009
- Даниэль Ф. Меллено
История
- 2014
- 9047. D. D. D. DžIININIO
- 9047. D. D. D. DISHINININE
- 9047. D. D. D. DI.
Текущая точка зрения ученых состоит в том, что «кельтская» миграция в четвертом и третьем веках до нашей эры оказала значительное влияние на формирование идентичностей в Центральной и Юго-Восточной Европе. Эта работа…
Эоловая динамика голоцена в европейском песчаном поясе по геохронологическим данным
распространены в песках Европы абел-‐ . Хотя существует консенсус относительно сроков усиления эоловой активности и, напротив, стабилизации поверхности во время позднего ледникового периода,… третий век до н.э.
Текущая точка зрения ученых заключается в том, что «кельтская» миграция в четвертом и третьем веках до нашей эры оказала значительное влияние на формирование идентичностей в Центральной и Юго-Восточной Европе. Эта работа…
. Немно-то, что гости в доме '
, когда в 2001 году. Я huset, я оценил его решимость объяснить одно из интригующих явлений скандинавского…
Bioarchéologie des sujets immatures de quatre nécropoles du haut Moyen Âge européen : méthodes d'étude du développement et des interactions biologie/culture
Les enfants font rarement l' цель исследования завершена и подтверждена биоархеологией и интегрирована в более взрослую популяцию в ограниченных пределах. Или, il est reconnu que leurs vestiges dentaires…
До того, как они стали викингами: Скандинавия и франки до смерти Людовика Благочестивого
Автор(ы): Меллено, Даниэль | Советник (ы): Козиол, Джеффри | Резюме: использование текстовых и археологических свидетельств для изучения закономерностей взаимодействия и отношений между Францией и Скандинавией…
История
- 2001
- F. Biermann
History
- 2002
- S. Brather
Art
- 2000
- Ф.
8 90 «этническая парадигма», доминировавшая в культурно-исторической археологии на протяжении десятилетий. Вторым важным шагом вперед было…
Между границами: франки, датчане и абодриты в заэльбенском мире до 827 г.
В этой статье рассматривается решение Карла Великого от 804 года об уступке территории за Эльбой славянской конфедерации, известной как абодриты. При этом Карл Великий пытался создать стабильный буфер…
Руны из Лани (Чехия) - Древнейшая надпись у славян. Новый стандарт мультидисциплинарного анализа рунических костей
Даниджел Джино Цельты в Иллирикуме - кто бы ни был: гибридизация и строительство идентичности в юго -восточной Европе в четвертой и третьей столетнем
Эта книга предлагает новый подход к проблеме славянской этнической принадлежности в Юго-Восточной Европе между ок. и c. , с точки зрения современных антропологических теорий. The conceptual emphasis…
über das erste Auftreten der spätslawischen Keramik in Ostdeutschland und Polen
During the 10th and 11th centuries, in the entire settled area of the north western Славянский регион - Польша и восточная Германия - появляется технически высокоразвитая и однородная керамика…
Ethnische Identitäten als Konstrukte der frühgeschichtlichen Archäologie
DeutschDie Identifizierung archaologischen Fundmaterials mit den "Vorfahren" antiker oder mittelalterlicher "Stamme" und moderner Staatsnationen besitzt bekanntermasen eine lange Tradition. Ihren…