Содержание
Евпатий Коловрат: каким был на самом деле рязанский герой
Легенда об одном из наиболее популяризированных героев древнерусской истории содержится в списках «Повести о разорении Рязани Батыем», посвященной событиям начинающегося монголо-татарского нашествия…
Стремительное вторжение неприятеля на территории раздробленных русских княжеств воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Древняя летопись представляет собой уникальный образец трактовки исторического материала в соответствии с определенной этической и идеологической позицией. Действия рязанских князей подчинены идеальному представлению автора о том, как необходимо сражаться за Русь: «русское понятие о храбрости — это удаль, храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте». Монголо-татары стали победителями не потому, что есть побежденные, а потому, что их противников не осталось в живых. Так создается мрачная картина апокалипсиса с ее ключевым образом — «единой смертной чаши», испить из которой предстоит всем без исключения.
Петр Литвинский, «Евпатий Коловрат», 1955 год
Говоря о личности легендарного рязанского героя, нельзя не вспомнить и других не менее значимых персонажей древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», героические образы которых легли в основу канонической модели поведения настоящего патриота своего отечества. Эти бесстрашные князья и отважные богатыри не уповают на тяжесть своего положения и несправедливость всеобщего миропорядка, они не выражают публично своего личного горя, отправляясь на верную гибель.
Коловрат — это, вероятно, прозвище или второе имя Евпатия
Так, молодой князь — Федор Юрьевич, по приказу своего отца Юрия Ингваревича, отправляется в стан «безбожного, лживого и немилосердного» царя Батыя, чтобы попытаться остановить кровопролитие и подписать мирный договор. Однако переговоры заканчиваются трагично: Батый «распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». На что православный князь парирует врагу-иноверцу: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь…». Подобно первым русским святым Борису и Глебу, юный князь Федор Юрьевич принимает мученическую смерть за свои убеждения, которые он не может предать.
В сражении за Рязань отличился и другой князь — Олег Ингваревич, которого захватили в плен «безбожные татары» «столь красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран». На этот раз проверку проходит серьезность религиозных убеждений героя: монголо-татары пытаются склонить его принять их веру, но «князь Олег Инваревич укорил царя Батыя и назвал его безбожным и врагом христианства. Окаянный же Батый дохнул огнем от мерзкого сердца своего и тотчас повелел Олега ножами рассечь на части». Однако судьба решила спасти героя от верной гибели: Олег был «пощажен ради редкой его красоты» и отпущен на рязанское княжение после 14 лет проведенных в плену лишь в 1252 году. Через шесть лет, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег, как и подобает каноническому русскому подвижнику, принял торжественную клятву — схиму — под именем Космы.
Образ Евпатия Коловрата, по сути, воплощает собой традиционную фигуру русского богатыря, защитника отечества, отважного воина, обладающего сверхъестественными способностями. Преданности и силе одного из наиболее знатных рязанских бояр удивился и сам Батый, увидевший мертвое тело Евпатия после неравной битвы: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего».
Легенда известна по спискам XVI века
После вторжения монголо-татар в Рязанское княжество и дальнейшего его разорения, Евпатий Коловрат — рязанский воевода, будучи в Чернигове с одним из местных князей Ингваром Ингваревичем узнает о страшных событиях, донесенных ему послами, и тут же устремляется в Рязань. Собрав в уже разоренной Рязани около 1700 воинов (численность согласно «Повести»), Евпатий решается догнать войско Батыево. Настигнув его в Суздальских землях, молниеносно бьет ничего не ожидавшего врага. Батый в отместку посылает против Евпатия войско во главе с богатырем Хостоврулом, сыном своего шурина. И на сей раз войско монголо-татар одержало верх, однако с большими потерями и только после применения тяжелых осадных орудий. В ходе сражения пал на поле битвы и Хостоврул, сраженный в очном поединке с Евпатием Коловратом. Хан Батый похвалил сраженного врага и приказал отпустить оставшихся в живых русских воинов. После этого дружинники доставили тело Коловрата в Рязань, где его захоронили со всеми почестями в январе 1238 года.
Со временем Евпатию Коловрату были приписаны другие фантастические подвиги, снискавшие ему славу русского богатыря, образ которого оброс новыми несуществующими деталями. Кстати, Коловрат вовсе не фамилия, как многие думают, — по отцу он был Львовичем. В то время на Руси еще не было фамилий как таковых, а были вторые имена или прозвища. Коловрат означает нечто обращающееся или поворачивающееся, что вполне соответствует воинственному образу носителя прозвища.
Коловрат — это, возможно, вид свастики древнеславянского происхождения
Некоторые ученые полагают, что наименование «Коловрат» происходит от древнеславянского символа света, локальной формы свастики, однако научно это не подтверждено. Битва в Суздальских землях в монгольских источниках никак не упоминается — для них это сражение было рядовым конфликтом, тогда как в древнерусских летописях и авторских версиях отечественной истории преподносится не иначе как момент гибели русской государственности. Подчинив себе северные русские княжества, хан Батый в короткие сроки и с минимальными потерями завоевал центральные русские земли, — с этого момента началась другая история нашей страны.
Евпатий Коловрат — легенда о богатыре Руси
На протяжении весьма длительного времени не прекращаются споры о том, существовал ли в действительности былинный герой — Евпатий Коловрат. Этим вопросом задаются и историки, известно о его подвиге, но был ли это реальный человек или все же это собирательный образ всех качеств русского воина? Был ли этот русский герой на самом деле, о котором слагаются песни, сказания, легенды и устанавливаются памятники в его честь.
Одним из серьезных древних свидетельств о существовании Евпатия Коловрата, является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Несколько версий повести хоть и имеют общие черты, но все же отличаются деталями. К примеру одна версия свидетельствует о том, что Евпатий Коловрат был боярином, а в другой сказано, что он — воевода.
Большинство историков склоняются к выводам, что это все-таки был реальный человек. Известно, что Евпатий родился в Рязанском княжестве в разгар междоусобных войн. Монголо-татары захаживали время от времени собрать дань, никто этому не противился. Измученный бесконечными войнами русский народ готов был отдать последнее, чтобы прожить ещё несколько лет в спокойствии.
Такой размеренной жизнью жил и Евпатий, служил воеводой у князя, был женат и имел двоих детей, до сорока лет особых заслуг перед отечеством не имел, но был довольно уважаем в войске. Еще имелась одна странность у него. В детстве напали на него монголы, в неравном бою Евпатий получил травму головы, с тех пор страдал от потери памяти. Жена помогала ему вспоминать прошлое.
Во время приближения к Рязани татаро-монгольской орды хана Батыя, князь Юрий Игоревич послал своего родственника Ингвара за подмогой в Чернигов. Вместе с Ингваром отправился в путь и Евпатий Коловрат.
Войско хана Батыя напало на родной город Коловрата, рязанцев убивали, сжигали живьем, сажали на кол, грабили дома, убита была и вся семья Коловрата. Вернувшись в Рязань, Ингвар и Евпатий, увидели ужасающую картину. Рязань была сожжена и разграблена, захватчики не оставили камня на камне.
Похоронив родственников, Ингвар объявил траур по погибшим. Убитый горем Евпатий решил во что бы то ни стало отомстить хану Батыю. Численность его дружины в десятки раз уступала войску Батыя. Тогда он принял решение вести партизанские бои. По сути эта тактика была применена впервые. Вначале Евпатий дал распоряжение отравить воду на привалах, где останавливалось войско хана Батыя. Дружинники Евпатия совершали ночные нападения на противника, вырезали противника по одному, и так преуспели в своей партизанской тактике, что суеверные монголы были уверены, что против них воюют невидимые духи леса.
Евпатию все же пришлось встретиться с монголами в открытом бою, но и тут он применил военную тактику. Заняв небольшую возвышенность, дружина Евпатия заняла круговую оборону, и вела окружной бой против войска монголов. Воины хана Батыя были как на ладони у дружины Евпатия, и не могли подойти ближе. Этот неравный бой продолжался долго, пока монголы не пустили в ход катапульты — камнеметные машины, снарядами которых были тяжелейшие каменные глыбы. Тут войско Коловрата пало.
Евпатий вышел к хану Батыю с мечём в руке. Батый отправил своего лучшего воина Таврула биться с Евпатием, и оба воина сошлись в последнем бою и бились на смерть. Так погиб Евпатий Коловрат.
Хан Батый был поражен огромным мужеством и великой самоотверженностью русского воина. Отвага и храбрость поразили Батыя настолько, что он обратился к своему войску со словами «если бы моё войско состояло только из таких воинов, я бы завоевал весь мир». Подъехав к телу Евпатия Коловрата, хан Батый приказал, отвести бездыханное тело Коловрата на родину в Рязань и похоронить его со всеми почестями.
Во время нашествия хана Батыя на Русь 1237—1240 годах, довольно часто встречались в русском народе такие герои, поражавшие противника не только оружием, но и удивительной силой духа.
В арабских сведениях о поединках у славян можно прочесть в сочинении арабского географа Х века Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси в книге «Китаб ал-бад ва-т-тарих» («Книга творения и истории»):
«Рассказывают, что если рождается у кого-либо из них ребёнок мужского пола, то кладут на него меч и говорят ему: «Нет у тебя ничего другого, кроме того, что приобретешь своим мечом». У них есть царь. Если он решает дело между двумя противниками, и его решение не удовлетворяет, то он им говорит: «Пусть дело решают ваши мечи». Тот, у кого меч острее, побеждает».
Кровная месть обидчику на Руси была законом. По закону Евпатий Коловрат был обязан отомстить врагу за гибель своей семьи и своих близких соотечественников. Этот способ отмщения по принципу «око за око, зуб за зуб» за убитых или опозоренных родственников у славян появился ещё в 911 году — после заключения договора Руси с Византией.
Восточным авторам о боевых поединках на Руси вторил византийский историк — Лев Диакон (Х в.):
«Тавроскифы (русские) и теперь ещё имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием».
Часто возникает вопрос о том, был ли Коловрат христианином или язычником. Известно, что старинное имя Евпатий видоизмененное от имени Ипатий, а Коловрат — это славянский языческий символ солнца.
Был ли Евпатий Коловрат реальным человек или же это легендарный герой, собравший лучшие черты доблести, храбрости и мужества русского воина о котором слали песни, былины, сказания в русском народе, не известно. В любом случае в памяти народа сохранилось имя легендарного героя Евпатия Коловрата и реальные исторические сражения русских воинов с татаро-монгольским войском хана Батыя. А наша с вами обязанность помнить нашу легендарную историю.
Когда появились древнерусские былины?
Читайте также:
Образ Идеального князя в языческой Руси
Как черкесы на татар ходили.
Спасите детей Осторожно, НАТО. А вот и патриотический молодежный лагерь воссоединения советского пространства.
— Медуза
Фото: Александр Левин
Во вторник, 10 мая, в Российской Республике Татарстан завершился съезд военно-спортивных молодежных организаций и кадетских корпусов под девизом «Союз-2016 — Наследники Победы». Около 400 подростков из разных регионов страны около десяти дней обучались метанию ножей и преодолению полосы препятствий, слушали лекции о «развязанной против России информационной войне» и принимали участие в патриотической концертной программе. Этот общенациональный «Союз» является отборочным этапом международного сбора, который с 2007 года ежегодно собирает детей из стран бывшего СССР. В 2016 году в этой встрече примут участие команды из Латвии и Литвы. Организаторы союза говорят, что на Западе молодежный лагерь считается угрозой для Евросоюза и НАТО. В специальном произведении на Meduza , Елена Чеснокова казанского издания Inde репортажи со съезда военно-спортивных организаций Татарстана.
Собаки лают на Россию-матушку
Учащиеся казачьего кадетского корпуса Рязанской школы-интерната №2 выходят на сцену концертного зала санатория «Крутушка» под Казанью. В подчеркнутом унисоне они выкрикивают казачий девиз: «Душа Богу, Жизнь Отечеству, Долг себе, Честь никому». Подростки трижды крестятся и начинают умело крутить ложные шпаги под мотив традиционной казачьей боевой песни.
Затем начинается лирическая часть спектакля. На фоне слайд-шоу с фотографиями памятника русскому воину XIII века Евпатию Коловрату и пейзажами Рязанщины курсанты читали стихи: «Потому что я духом русский, потому что [древняя] Русь — моя земля, [и] потому моя мать славянка, а я родился в России…». Публика поддерживает исполнителей свистом и топотом, особенно после строки «Собаки лают сейчас на Россию-матушку. Вместе с ней я чувствую эту боль. Я вырасту, созрею, окрепну и помогу ей».
Ежедневные встречи заканчиваются трехчасовым концертом. 7 мая участники из Центрального федерального округа России представили заранее отрепетированную программу. Помимо рязанских курсантов принимают участие подростки из Ярославля, Москвы и Московской области. Всего в сборе участвуют 43 команды: от Крыма и Краснодара (на юге России) до Бурятии и Дальнего Востока. Четыреста подростков в возрасте от 14 до 17 лет прошли строгий отбор; ряды «Наследников Победы» ограничены.
Полторы недели дети живут в лагере под Казанью, участвуя в соревнованиях по плаванию, метанию ножей, фехтованию, стрельбе, тяжелой атлетике, забегах через полосу препятствий. Также в расписании «Школа аналитиков разведки», исторические викторины, лекция «Украина, Сирия — гибридная война против России», мастер-классы по кинопроизводству, искусству бани и информационным войнам.
Всероссийский сбор в Татарстане — это отборочный тур к 14-му Международному (здесь имеются в виду страны, ранее входившие в состав СССР) Союза, который состоится в августе 2016 года. Россию на нем представят пять сильнейших команд.
Фото: Александр Левин
Александр Розенбаум, участник военно-патриотической группы «Буря» из города Монино Московской области, читает со сцены стихи: «Кто на Руси ведет себя мачо, тот не стопроцентный настоящий мужчина». Зал взрывается смехом и аплодисментами.
Подростки из Монино демонстрируют приемы самбо под рэп о Великой Отечественной войне (то, что русские называют советским театром Второй мировой войны). Одни и те же ходы демонстрируют в этот вечер как минимум три команды. Подростки в этих военно-спортивных организациях с большим почтением относятся к этому боевому стилю, потому что он был разработан в России. «В плане спектаклей перед ребятами стояла задача: показать себя, историю родного края, его роль в борьбе с фашизмом. А вот как они решат играть, это их личное решение», — поясняет глава оргкомитета сбора Олег Баканач.
Олег Баканач — ветеран войскового спецназа разведки и Советско-афганской войны, руководитель общественного движения «Доблесть Отечества», издатель журнала Солдаты России , один из создателей Союза . Он организовал первый съезд в 2007 году после знакомства с Владимиром Федорцовым, президентом Военно-спортивной федерации «Русь» и бывшим тренером отряда специального назначения Службы государственной безопасности «Вымпел».
Федорцов давно занимался организацией местных военно-спортивных сборов молодежи, и Баканач предложил ему вывести эту идею на международный уровень.
«Я подумал, что было бы здорово собрать детей со всего Союза, познакомить их друг с другом, подружить», — вспоминает он. «Только я сразу знал, что наше мероприятие будет сильнее и лучше развито, чем «Зарница» [«Тепловая молния» — советская военно-патриотическая игра], с которой нас постоянно сравнивают. Потому что человек, который служит интересам своей страны, должен делать больше, чем просто хорошо стрелять. Для начала он должен хорошо мыслить, быть образованным и культурным».
Фото: Левин Александр
Первый союз состоялся в 2007 году на озере Иссык-Куль в Кыргызстане. Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (военный союз нескольких бывших советских республик) помогла организовать встречу вместе с правительством Кыргызстана. Баканач и его соратники собрали большую часть денег самостоятельно.
«Все строилось на личных связях, так и по сей день. Действительно, последние три года мы получили существенную помощь от правительства Татарстана. Они оплачивают проживание и еду, шьют обмундирование. К сожалению, не во всех уголках России нас встречают одинаково», — говорит Баканач.
Российские политические партии неоднократно предлагали финансовую поддержку мероприятию. Организаторы отказались его брать, правда, «из принципа».
«В каждой партии много уважаемых людей, но интересы страны превыше всех», — хмурится Баканач. В этом году Союз — «Наследники Победы» включен в федеральную программу «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
По правде говоря, по словам Баканаха, это не дает им ничего, кроме престижа; им еще предстоит найти спонсоров для каждого мероприятия самостоятельно.
Союз бывает два раза в год: сначала российский тур, потом международный тур. Один из организаторов — Минобороны России.
Военная угроза ЕС
«Когда я услышал, что нашего собрания боятся в Европе, я еще больше возгордился тем, что я здесь», — говорит 16-летний Азиз, студент казанского кадетского корпуса. школа.
Он описывает видеоролик, недавно показанный участникам, о детях из Литвы и Латвии, которым теперь запрещено приезжать в Союз. — Как будто здесь готовят диверсантов и шпионов. Мы, конечно, не шпионы, но лучше пусть нас уважают и немного побаиваются», — говорит подросток.
Каждый участник конгресса слышал, что Союз — «Наследники Победы» считался военной угрозой для ЕС и НАТО.
Эту новость организаторы распространили среди подростков, которые много шутят по этому поводу.
Фото: Александр Левин
В ноябре 2014 года литовская прокуратура действительно возбудила досудебное расследование в отношении учителей и учащихся двух русскоязычных школ Вильнюса. Причина: их участие в международном сборе Союза — «Наследники Победы», который должен был снова пройти в Киргизии в этом году.
Через месяц после начала расследования в школах прошли обыски. Тогдашний глава Департамента госбезопасности страны Гедиминас Гриня назвал встречу «военизированной» и заявил, что дети «напичканы пророссийскими идеями». Депутат литовского парламента от консерваторов Мантас Адоменас предложил внести в Уголовный кодекс поправку, запрещающую гражданам сотрудничать с военизированными лагерями, которые «принадлежат враждебным или потенциально враждебным государствам, будь то Россия или исламские террористы».
Однако дальше этих обысков дело не пошло, и в 2015 году команда Литвы вновь приняла участие в международном соревновании. гибридные угрозы национальной безопасности». Согласно новому закону, любая деятельность, истолкованная судами как помощь иностранному правительству в действиях, направленных против независимости, территориальной целостности и государственной безопасности Латвии, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, штрафом с испытательным сроком до трех лет или обязательные общественные работы.
Баканач уверен, что латвийские санкции уже повлияли на участие в Союзе. Баканач также сообщил, что в отношении одного из организаторов слета, ветерана войны в Афганистане Сергея Иванса, который регулярно вывозит латвийские команды на международные соревнования, возбуждено уголовное дело.
В этом году Иваны приехали в Татарстан на несколько дней «на свой страх и риск», говорит Баканач.
Фото: Александр Левин
«Мы никогда не говорили и не говорим, что прибалты — враги», — поясняет Баканач. «К нам приходят дети, переодевшись в национальную одежду своих стран, поют литовские и латышские песни, размахивают национальными флагами. Их русские товарищи смотрят на это, узнают что-то новое и проникаются идеей союза».
По его словам, команды из Латвии, Литвы и Эстонии хотят попасть на предстоящий международный союз и уже подготовились к нему, но как организатору ему самому, возможно, придется настоять на том, чтобы дети остались дома из-за возможных «репрессий».
«Мы получили информацию, которую необходимо тщательно проверить», — рассказывает Баканач. «Не секрет, что сбор является больным местом для определенных сил за пределами России, и не исключено, что это может быть саботаж с помощью… каких-то мероприятий. Для нас самое главное — это безопасность детей, и по этой причине — если эта информация подтвердится — в этом году мы не будем проводить международный тур».
Я оставил тебе суперсилу. Где это сейчас?
На одном из первых собраний Международного Союза организаторы отметили, что вместо предполагаемой дружбы народов реальность ближе к соперничеству.
Во время спортивных соревнований между казахами, киргизами, таджиками, эстонцами, белорусами, русскими, украинцами и латышами дети иногда переходили на национальные оскорбления.
По этой причине с 2010 года команды Союза смешанные.
«Идеология съезда — показать, что наши разные прадеды бок о бок сражались в армии, сломавшей хребет демону, чуть не разрушившему Европу», — объясняет Федорцов. «Сначала дети опасались, что их разделят и смешат. Были настоящие крокодиловы слезы — и не только у девушек».
Фото: Александр Левин
В 2016 году состав региональных команд снова был разделен на десять международных отрядов. «Я из Нижнекамска. А где я еще встречу якута [северосибирский этнос]?» причины Азиз. «Но вот мы с ним сидим за одним столом и спим в одной комнате. Я учу его татарскому, а он меня якутскому».
В начале сбора каждый отряд придумывает себе имя. Есть «Витязи», «Альфа», «Дружина» [ополчение царской эпохи], «Беркут» [отсылка к ныне расформированному украинскому спецназу — буквально разновидность орла] и «Воины». «Никто не летает выше орлов», — объясняет один юноша из этой группы. «А «Беркут» — это еще и одно из самых элитных подразделений спецназа. Значит, мы элита!»
Командир отряда «Беркут», 20-летний Владислав, размышляет о том, почему он так любит смешанные команды: «Во времена Советского Союза мы все были единым целым, все друг другу помогали. В экономическом смысле это было намного проще. Я не говорю о возрождении коммунизма, но я видел людей из Латвии и Эстонии, которые приезжают сюда несмотря ни на что. Я думаю, что у наших правительств еще есть шанс вернуть Союз, но если они откажутся от этих попыток сейчас, то это будет действительно очень тяжело».
Командир отряда «Воинов», 19-летний Рамазан, согласен, но его позиция более радикальна: «Я сторонник построения железного занавеса заново. В Союзе было намного лучше, все так говорят. Конечно, они запретили религиозные обряды, но тогда не было исламистов. Я сам являюсь последователем ислама и уверен, что они не преследовали людей, оставшихся в допустимых рамках. И более того — я чуть не прослезился, когда увидел одну картинку: Иосиф Виссарионович Сталин с подписью: «Я оставил вас как сверхдержаву, где она теперь?»
Фото: Александр Левин
Мусорные баки в кемпингах забиты обертками от мороженого. (Его продают в столовой рядом с кафетерием.)
Мороженое — основная местная валюта и самый эффективный способ выразить дружбу, благодарность или симпатию.
В свободное время отдыхающие отдыхают в зданиях, на футбольном поле или на игровой площадке. Кто-то будет играть на гитаре; кто-то еще звонит их родителям; и, как правило, мобильные телефоны выдаются только на час в день. Многие обсуждают предстоящие военно-тактические учения. Утром весь лагерь будят по тревоге и отправляют выполнять боевые учебные задачи «на разведывательный след».
«Вы слышали, что нас должны будить в четыре? Я завожу будильник на 2:30 и не буду спать!» — с гордостью говорит веснушчатый мальчик своему другу в камуфляжном пальто, которое ему явно велико.
Кириллу из Старой Руссы 16 лет, он десятиклассник и, как и многие участники, уверен, что после школы поступит в военную академию. «Может быть, в какой-нибудь военно-морской [академии], потому что я люблю путешествовать».
Команда из его города месяц без выходных готовилась к этому соревнованию: спортивная практика, курсы первой помощи, усиленные занятия по истории, репетиции своего культурного номера.
«Я узнал здесь много полезного, — говорит мальчик. «Как будто они научили нас метать ножи. Я имею в виду, что действующий солдат не стал бы метать ножи, но навык интересный».
Больше всего на сборе Кирилла впечатлила встреча с трехкратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе Александром Карелиным и мастер-класс от отряда специального назначения «Барс». Солдаты научили подростков обращаться с автоматами.
«Они рассказывали интересные истории о своей работе и личной жизни, но их даже нельзя было сфотографировать!» Кирилл рассказывает.
Фото: Александр Левин
— Еще на мастер-классе нам сказали, что мы ценные вещицы для террористов, — серьезно сказал ровесник Кирилла из того же города Илья. «Потому что мы уже готовы. Они пообещают нам легкую жизнь, сказав, что никто нас не тронет и не поймает. Но на самом деле им просто нужны люди, которые готовы пойти и умереть первыми».
На вопрос, представляет ли, по их мнению, лагерь какую-либо угрозу другим государствам, Илья и Кирилл со зрелой сдержанностью отвечают: «Ну собрали нас тут, значит, не зря ». Илье явно наскучил этот разговор с журналистом, поэтому он быстро обрывается и направляется в столовую за мороженым.
Когда мы едины, нас не победить
В первой половине дня отряды должны пройти полосу препятствий. Подползая сначала к прямому забору, затем перелезая через него, перетаскивая бревна всей командой, пролезая через «колючую проволоку» (имитированную красной и белой страховочной лентой), не задев «растяжки» (здесь обозначены полупрозрачными нитями ), попадание в цель из пневматической винтовки, затем метание ножей, оказание первой помощи «раненым» — и все это с начислением как можно меньшего количества штрафов.
«Все, что вы видите, мы делаем для того, чтобы эти дети выжили», — говорит Олег Баканач, отвечая на вопрос, можно ли обойтись без военной формы, учебных гранат и мастер-классов от спецподразделений . «Если, не дай бог, будет война, нужны опыт и навыки, — продолжает он. «Эти дети несут большую ответственность, потому что за ними стоит огромная страна. Вы можете видеть, что происходит в мире; тех, кто не только задушит Россию, но и нанесет ей максимальный ущерб, очень много. Мы не призываем их браться за оружие, мы хотим, чтобы дети научились творить. Но если что-то случится, они должны быть в состоянии постоять за себя».
Фото: Александр Левин
В лучших традициях советской «Зарницы» у Союза есть свой гимн. Автор музыки и слов Владимир Мазур, ветеран Афганской войны, бард, лауреат Фестиваля военной песни.
Судя по тому, как подростки регулярно крутят гимн со своих мобильных телефонов, песня им нравится.
Гимн звучит в конце каждого вечернего концерта.