Содержание
Призвание варягов: swinopes — LiveJournal
Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.
Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи.
Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского): «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ». В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались усобицы: «В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. По наиболее раннему и авторитетному изложению «Повести временных лет» было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: „Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву“».
Призывающая сторона идёт за море (возможно, Варяжское) «к варягам, к руси», описывает свою землю как обширную и обильную, но лишённую порядка, и приглашает варягов на княжение. Приходят трое братьев со своими родами и садятся править в трёх разных городах.
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.
Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани (норвежцы), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а англичане имеют скандинавское происхождение и в рассматриваемый период испытывали значительное скандинавское влияние новых норманнских переселенцев.
В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.
В российской досоветской историографии, варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славян и др.
Знаменитые слова послов «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ» понимаются как «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Выражение «наряда въ ней нѣтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка. В ряде других летописей (например, в Новгородской четвёртой летописи) эта фраза читается как «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». «Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др.; «нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением». «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора (ряда) с правителем; правитель должен рядить (править, управлять) по ряду, по праву (в соответствии с рядом — договором, и правовыми нормами).
В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в Новгородской Кормчей (1280 год) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — на что указывали И. Г. Нейман, Д. И. Иловайский, А. А. Потебня, М. Н. Тихомиров и Г. В. Вернадский. Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города. Археологи выявили в Городище концентрацию древностей и серебра за период 860-х годов — время летописного призвания варяжских князей.
Лента времени timeline | Timetoast timelines
Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов».
Крещение Руси — принятие Русью Православного Христианства. В узком смысле указывает на массовое крещение киевлян в водах Днепра по велению равноапостольного великого князя Владимира традиционно датируемое 988 годом.
Ледовое побоище – это одна из самых известных битв в истории России. Сражение состоялось в начале апреля 1242 года на Чудском озере, с одной стороны в нем принимали участие войска Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, с другой стороны ему противостояли войска германцев-крестоносцев, в основном представители Ливонского Ордена. Если бы Невский проиграл эту битву, история России могла пойти совсем другим путем, но князь Новгорода смог одержать победу.
Это крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника беклярбека части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле (юго-восток Тульской области).
В октябре 1480 года Ахмед дважды пытался перейти угру. Но оба раза русские отбросили татар своим огнестрельным оружием. Узнав о «замятне» в Орде, Ахмед отказался от попыток перейти Угру и вернулся в Орду.
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга «Апостол» («Деяния святых Апостолов»)- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. «Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии.
Смута-период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город.
В 1728 году столица фактически была перенесена обратно в Москву в связи с переездом туда Петра II. После его смерти в 1730 году Петербургу был подтверждён столичный статус. Императорский двор и правительство переехало в город единовременно в 1732 году.Война между Российской и Французской империями на территории России в 1812 году. Причинами войны стали отказ Российской империи активно поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании, а также политика Наполеона в отношении европейских государств, проводившаяся без учёта интересов России.
Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.
Первая мировая война — один из двух мощнейших и самых страшных вооруженных конфликтов в человеческой истории. В нее были вовлечены несколько стран, каждая из которых серьезно пострадала. Первая мировая война продлилась с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918.Австро-Венгрия объявляет Сербии войну, начинается Первая мировая война.
Ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших после установления власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Война Союза Советских Социалистических Республик, начавшаяся с вторжения на советскую территорию войск нацистской Германии и её европейских союзников и закончившаяся освобождением от нацизма стран Центральной и Восточной Европы. Важнейшая составная часть Второй мировой войны, завершившаяся победой Красной Армии и безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. В западных странах именуется «Восточным фронтом», в Германии — также «Немецко-Советской войной».
Правление Николая I События
Югославская война
Великое переселение народов
История культуры. Зимовец Кристина
Правление Владимира Святославича
Правление Екатерины II
Хронология русских правителей
Правление Александра II
Иван IV Грозный
Внешняя политика России в 19 веке
History
Российская империя
Развитие государственности в России и мире
Распад и деколонизационные приключения Британской Империи
Значимые события — Павел I и Александр I
Петр Первый
Правление Алексея Михайловича
Важнейшие события истории России
арабско-израильский конфликт
Объединение Италии
Пелопоннесская война
Ярослав Владимирович Мудрый
Эпоха дворцовых переворотов
Дворцовые перевороты
Самые значимые даты в истории России
Отношения Золотой Орды и Руси
HIstory of Canada
Екатерина Вторая
Правление первых русских князей
Правление Николая I
Летопись исторических событий России
Откуда взялся Рюрик? — Альтернативный вид
Пожалуй, это самая загадочная личность в истории Древней Руси. Никто не знает, откуда он взялся, как жил и где умер. Но, если верить «Повести временных лет», именно этот варяг стал основателем Русского государства, и именно от него пошла династия, правившая нашей землей до конца XVI века. Так давайте разберемся, кем был Рюрик и чем он прославился помимо того, что стал родоначальником великих князей.
Первые русские
Кстати, до прихода Рюрика русские на Руси не жили. Как вы относитесь к этому заявлению? Но это действительно так.
Понятие «русский», как и название самой земли — Русь, появилось именно благодаря призванию варягов в 9 веке. Вот как описывает это «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, на Русь. Те варяги назывались русами, как другие называются шведами, а некоторые норманнами и англами, а еще иные готландцами — вот так. Чудь, Словен, Кривичи и все говорили России: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приди, чтобы править и править нами. И были избраны три брата с семьями их, и взяли с собою всю Русь, и пришли, и старший, Рюрик, сел в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. теми варягами Русскую землю прозвали…» Так что до этого момента славянские и финно-угорские народы, хотя и были объединены в единое государство, но назывались каждый по-своему: словене, древляне, кривичи, вятичи, чудь, мерая , Муром, Пермь, все и другие. Потом все эти племена стали обозначать одним словом — русские.
Ну а о том, кто такие русы, среди историков до сих пор не утихают споры.
Скандинавский король …
Рекламный ролик:
Одна из легенд гласит, что Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла от его дочери Умилы, которая предложила им принять его власть. Но даже это не объясняет, откуда взялись братья. Ведь Умила могла быть женой как славянского князя, так и скандинавского короля. Иоакимовская летопись указывает, что Рюрик — сын варяжского князя из Финляндии, женой которого была дочь Гостомысла. Однако некоторые историки оспаривают подлинность этого текста.
Единственное, что мы узнаем от Нестора, автора «Повести временных лет», это то, что русские пришли из-за моря. Это породило предположение, что это были викинги, пришедшие из Скандинавии.
Аналогичная версия была разработана одной из первых в 18 веке немецкими учеными Российской академии наук Готлибом Зигфридом Байером, Герардом Фридрихом Миллером и Фридрихом Генрихом Штрубе де Пирмонт. Сторонники норманнской теории подкрепляют свои доводы тем, что большинство имен призванных на княжение русов имеют явное древнегерманское происхождение: Рюрик, Трувор, Аскольд, Дир. Даже Олег, Ольга и Игорь образованы от скандинавских Хелгов, Хельги и Ингвара. Немецкую версию подтвердили и археологи.
При раскопках в Старой Ладоге, а также на месте основанного русскими Рюрикова городища было обнаружено множество предметов, принадлежавших викингам: элементы боевой амуниции, железные торки (шейные украшения) с молотами Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии. Все это относится к IX-X векам. Кроме того, в курганах хоронили многих знатных воинов того времени, и такие погребальные обряды были характерны и для викингов. Среди возможных прототипов легендарного князя Рюрика историки называют датского викинга Рорика Ютландского из династии Скьельдунгов и шведского короля Эйрика Эмундарсона.
В том же 18 веке Михаил Ломоносов возражал норманистам, утверждая, что русские произошли из славянских земель.
Он считал их пруссаками, жившими на восточно-южных берегах Варяжского (Балтийского) моря. В этом случае россияне могли появиться и «из-за океана». Есть также версия, что призванные варяги произошли от полабских славян — обнадеживающая. Кстати, самый крупный их город назывался Рерик и располагался на берегу Балтийского моря.
Славянскую версию происхождения варягов-русов за пару веков до Ломоносова высказал австрийский историк, советник посла в Москве в России барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он писал: «Русские призвали своих князей скорее из вагров, или варягов, чем передали власть иноземцам, отличающимся от них верой, обычаями и языком». В принципе, это вполне логично, ибо, как описывает та же «Повесть временных лет», накануне призвания Рюрика словенцы, кривичи, все чужеземцы изгнали чужеземцев из своих земель «и дани им не давали». »
После этого племена снова пригласят только что изгнанных захватчиков?
Что же касается скандинавских имен воинов Рюрика, то из-за близости к германцам у славян, живущих на Балтийском побережье, вполне могла войти мода называть своих детей иностранными именами. То же самое относится и к найденным археологами скандинавским предметам. Во-первых, в Балтийском море в то время уже шла активная торговля, во-вторых, различные элементы быта и культуры часто заимствовались соседними народами, в-третьих, варяги часто нанимались к тем или иным правителям в качестве дружинников.
Вполне могли быть на службе у Рюрика.
Вадим против Рюрика
В «Повести временных лет» говорится, что Рюрик с братьями пришел княжить в 862 году, после чего сам сел в Новгороде, а Синеус и Трувор поселились в Белоозере и Изборске. Но через два года оба брата умерли, и вся власть перешла к одному Рюрику. О том, что он делал после этого, в «Повести» практически ничего не сказано, но сказано в Иоакимовской летописи, данной дворянином Василием Татищевым. В нем говорится, что «Рюрик, после смерти братьев своих, владел всей землей, ни с кем не воевая. В четвертое лето своего царствования он переселился из старого в Великий Новый город, в Ильмень. Где жил князь до этого, летопись не указывает. Но есть указание на то в Ипатьевской летописи: «…и выруби град Ладогу». Варяги там в 9век. Получается, что Рюрик и его свита сначала поселились в Старой Ладоге, и лишь через несколько лет перебрались в Новгород — в Ильмень. Там князь поселился в словенской крепости, ныне известной как Рюрикович городище. Есть версия, что именно в этом месте раньше располагался Великий Новгород. Ведь современный город был основан позже, а его центр находится в двух километрах к северу от Рюрикова городища.
В Никоновской летописи есть упоминания о том, что не всех новгородцев устраивало правление варягов. Рюрик требовал с горожан все больше и больше дани, и это приводило к конфликту с местной знатью. Вадим Храбрый стал главой бунтовщиков. Но варяги одержали верх и перебили мятежников. Однако Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, утверждал, что Вадим, как и Рюрик, был одним из внуков Гостомысла и претендовал на законные права на престол, за что и пострадал. Есть и другая версия: русский историк Игорь Фроянов предположил, что Вадим Храбрый мог быть местным князем, свергнутым Рюриком, просто захватившим власть. А некоторые историки вообще считают, что никакого конфликта между варягами в Новгороде не было, а история с Вадимом заимствована из более позднего периода — жизни Ярослава Мудрого.
Древние тексты мало рассказывают о личной жизни князя Рюрика. Известно только, что у него была любимая жена Эфанда, дочь князя Урманского, которая родила Рюрику наследника, сына Игоря. Существует также версия, что у князя были и другие жены и дети, но сведений о них практически не сохранилось. Разве что русско-византийский договор 944 года включает племянников Игоря Рюриковичей — Игоря и Акуна.
В древних текстах ничего не сказано о том, как закончилась жизнь великого варяга.