В каком году приняли русские христианство: Крещение Руси в 988 году

Содержание

Крещение Руси (причины, ход, последствия)

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.

Рис. 3. Картина К. В. Лебедева.

В “Повести временных лет” содержится легенда о том, что еще в I веке славян посетил апостол Андрей и познакомил их с христианством.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Духовные и культурные

После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности и культуры, которая за образец была взята из Византии:

  • Установилась новая система летоисчисления (с 1 марта начинался новый год).
  • В жизнь вошли церковные праздники.
  • Появился римский счёт, названия месяцев (генварь, фувруарь и так далее).
  • Греческими монахами Кириллом и Мефодием, были принесены 2 славянские азбуки — кириллица и глаголица, что послужило развитию русской письменности.

Новые культурные традиции предполагали образованность определённого слоя населения — священники, мастера и политики. В связи с этим появлялись школы грамоты, из которых выходили первые поколения русской интеллигенции.

Широко развивалось искусство (иконопись), зодчество, литература и другие. Всё было направлено на духовное преобразование человека, привитие христианских ценностей. Первые книги не были развлекательного характера, к ним относились со всей серьёзностью и бережностью.

Киевская Русь стремилась образовать своё культурное единство на основании духовных качеств: “милосердие” и “совесть” стояли выше, чем “справедливость” и “закон”.

Международные

В 9 веке христианство приняли многие страны Запада (Польша, Дания, Чехия, Венгрия и другие), поэтому христианизация Руси способствовала расширению международных связей на Западе, но в то же время, ограничение их со странами Востока. Единая религия помогла Древней Руси войти в христианскую “семью” европейских стран и стать на одном уровне с ними, впитать их культуру и науки, войти в круг доверия. Значительно укрепились отношения с Византией, которая на тот момент была центром цивилизации. Наладилась международная торговля, заключались браки с европейцами, что также служило укреплению международных связей.

Нравственные

Коренной перелом в мировоззрении христианской Руси повлиял на нравственную составляющую её народа. Так, для язычника главным является достойно проводить умершего человека для приобретения им лучшей посмертной жизни, а для христианина: посмертная участь зависит от того, кем был человек всю свою жизнь. Такой принцип стал определяющим в поступках людей, что послужило становлению русского менталитета, сохраняющегося по сей день. На смену жестокого язычника пришёл христианин, призванный жить по совести и закону Божьему. Отменены многожёнство и жертвоприношения. Народ, входивший в состав Руси, был разнообразен (угро-фины, тюрки-кочевники и другие) и имел свои традиции. Установление государственной религии положило началу единства и образования древнерусской нации, чего не удалось язычеству.

Политические

Церковь значительно помогла в установлении патриархальной государственности: в её руках был суд по семейным делам и правительство осуществляло материальную поддержку.

Структура государства была унаследована от Византии, где существовал принцип: государство подобно организму человека (тело и душа), а значит для организма государства необходимо две ветви (светская и духовная). В связи с этим русская православная церковь стала тесно связана с политикой, а митрополит (затем, патриарх) был советником князя. Благодаря принципу божественного происхождения главы государства, князь смог объединить разрозненные земли Руси и укрепить свой статус.

Экономические

После крещения Руси начала развиваться экономика. На внутренний рынок поступили заграничные товары союзных государств, стало развивать ремесло, чеканились свои монеты. Развитию торговли послужило доверие к русским христианам, в то время как раньше их называли “варварами” и стремились не выстраивать экономические отношения.

Таким образом, христианские постулаты внедрялись во все сферы жизни народа, что и определило дальнейшее успешное развитие Руси.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5
    Какая религия была господствующей в Волжской Булгарии?
    • мусульманство
    • иудаизм

  2. христианство
  3. буддизм

(новая вкладка)

До принятия христианства Киевская Русь была языческой страной с неустойчивой позицией в мире. Могущественные соседи уже давно исповедовали христианскую веру и совершали сильное давление на князя Владимира. Для того чтобы объединить государство и укрепить политические позиции в мире, в 988 году было официально принято христианство на территории Киевской Руси. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения христианства на Руси.

Причина 4: Духовные поиски Владимира

Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.

Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.

Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.

Причины и предпосылки принятия христианства русским государством

Принятие христианства
После продолжительной междоусобицы в 980 году великим киевским князем становится сын Святослава Владимир, за время правления которого Русь не только значительно расширила свои границы, но и изменилась в целом.

Князь Владимир всеми силами пытался укрепить государство и сплотить раздробленный междоусобными войнами народ. Для этого он принял попытку формирования единого пантеона языческих богов с центральным капищем в Киеве. Однако, такие интеграции и изменения не увенчались успехом, после чего в 988 году князь Владимир решает принять христианство.

При этом, история крещения Руси свидетельствует, что данный процесс проходил не очень то и гладко. Полное принятие языческим народом христианской веры заняло десятки лет. Однако, князь смог добиться сменой веры того, что Русь вошла в список развитых во всех отношениях государств и заручилась их поддержкой. С этого момента на Руси стали появляться школы и само понятие грамотности. В открывшихся монастырях начинают писаться летописи, представляя собой исторические хроники, нацеленные на то, чтобы народ помнил свои корни.

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианской веры в решающей степени выступило катализатором расцвета величия Киевской Руси, а также во многом определило будущую траекторию русской истории.

Ранние сообщения о принятие христианства на русской земле

При этом, самые ранние упоминания о проникновении христианской веры на территории Киевской Руси отсылают нас к первым векам нашей эры. Таким образом, Русь дважды принимала христианство (хотя и не в таких масштабах, как при Владимире): первый раз – в 957 году во время правления княгини Ольги, а второй – уже во время княжения Владимира в 988 году.

Многие исследователи и историки отмечают огромный вклад в процесс христианизации Руси крещение княгини, благодаря которому многие простые люди из народа решили следовать христианской вере. Стоит отметить, что на протяжении всего развития Киевской Руси, государство всегда поддерживало добрые отношения как с римской церковью, так и с Византией, где были иудеи и мусульмане.

Поэтому перед князем Владимиром стал сложный вопрос о выборе такой веры, чтобы не только сплотила славянские народы на одной земле, но и такой, чтобы с её помощью языческая Киевская Русь, которую не принимали из-за варварской веры, смогла бы войти в число мощных государств, став одним из них.

Основные причины принятия христианства на Руси

Итак, причины принятия христианства были таковы:

  • Новая религия, в первую очередь, нужна была для развития государства. Ведь, какую бы князь не выбрал сторону – она позволяла выйти Киевской Руси из изоляции, в которой она находилась по отношению к остальному миру.
  • При этом, единобожие совпадало с сущностью единого правителя государства, что могло ещё больше укрепить авторитет великого князя у славянских народов.
  • Христианство могло внести в необразованную Русь новую культуру бытия, мораль и укрепить институт семьи.
  • Кроме того, эта религия способствовала всестороннему развитию государства, интегрируя в него литературу, философию и пр.
  • Из-за долгой междоусобной войны славянский народ был раздроблен и требовал принципиально новой идеологии, которая могла сплотить жителей Руси.

Схема: причины принятия христианства на Руси

Схема: причины принятия христианства

Значение принятия христианства

Таким образом, принятие Русью христианской веры вводило славянское государство в число европейских народов. А вот язычество наоборот – вызывало со стороны христианизированных держав враждебность, обрекая Русь на дальнейшую изоляцию. Стоит отметить, что финальный раскол христианства на две отдельные ветви (православную и католическую) пришёлся только на 1054 год. До этого момента данная религия представляла собой единый мощный институт.

Кроме княжеского стремления при помощи новой религии укрепить государство, сам Владимир также задумался о своей жизни, в которой к тому времени было немало тёмных пятен. Присутствовали в ней и братоубийство в погоне за властью и материальными благами и многожёнство и немало насилия. Поэтому, в качестве ещё одной немаловажной причины принятия христианства и христианизации государства, можно выделить и желание очистить душу от множества грехов, что и обещала заморская религия.

Легенда о выборе веры

Для того чтобы сделать правильный выбор великий князь, согласно легенде, описанной в «Повесть временных лет» отправил во все государства своих гонцов, которые должны были некоторое время жить в чужой стране, изучая иудаизм, мусульманство и христианство. После того как через определённое Владимиром время послы вернулись на славянскую землю, князь внимательно выслушал все «за и против» каждой веры и выбрал среди всех – христианство.

Современные представления

Большинство современных историков считают этот древний рассказ лишь красивой легендой. Ведь, скорее всего, никаких сомнений у князя не было вовсе. Он выбрал самую сильную на тот момент религию, которая имела место быть в Византии.

Хронология: до и после принятия христианства князем Владимиром

До и после принятия христианства князем Владимиром

Таблица: причины и значение принятия христианства

Причины и значение принятия христианства

Кто крестил Русь

Киевская Русь стала православной во времена правления князя Владимира Святославича (Красно Солнышко). Изначально он воспитывался в языческой традиции, однако в зрелом возрасте осознал необходимость кардинальных перемен в обществе.

Владимир Святославич вошел в историю как Креститель всех земель Киевской Руси, человек, сделавший значительный вклад в развитие и процветание христианства. Среди причин, по которым он решился на смену государственной религии, значились политические, внутренние и другие.

Впоследствии Православная церковь объявила князя Владимира святым и официально канонизировала. День памяти Крестителя Киевской Руси отмечают ежегодно 28 июля. На эту дату также приходится праздник провозглашения христианства на русской земле.

Прежде чем ввести в государстве православие, Владимир Святославич долго размышлял над выбором веры. Новая религия должна была отвечать всем потребностям правящих кругов и населения, способствовать сплочению людей. Помимо христианства, правитель Руси рассматривал католицизм, мусульманство, иудаизм. Принятию и реализации исторического решения предшествовали встречи с представителями каждой из религиозных конфессий. По преданию, князя заинтересовал именно христианин. Он оказался философом и поведал правителю о предстоящем суде над человеческими душами, продемонстрировал ему впечатляющие картины будущего библейского события.

Основные предпосылки

В период правления княгини Ольги и князя Святослава на Руси процветало язычество. Оно было связано с существованием родоплеменных отношений. Примерно такое же верование было у множества соседних племен, что сближало их между собой. Христианская вера принималась в государствах с укрепившимся феодальным строем.

Характер родоплеменных отношений был сдерживающим фактором для распространения христианства. В этом и заключалась проблема, почему такое событие не могло здесь произойти быстро. При этом оно охватывало некоторые знатные слои населения. В частности, княгиня Ольга была в свое время крещена.

К наиболее развитым государствам, с которыми тесно контактировала Киевская Русь, относились Хазария и Византия. Они не были языческими странами, процесс христианизации в них уже наблюдался. По этому пути пошли князья Сербии и Польши.

Чтобы не отстать от прогрессивных государств и продолжать с ними сотрудничество, нужно было принять решение относительно изменения веры. В этом и состояли предпосылки крещения Руси и то, почему князь Владимир пошел на такой шаг.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

Причины введения

На основании существующих предпосылок вытекают причины принятия христианства на Руси. Кратко это отражается в следующих пунктах:

  1. Сплочение разобщенного народа. Чтобы понять, зачем нужно было уходить от старой веры, следует знать, что Русь была разобщенным государством. Для создания единой духовной основы Владимиром делались попытки объединения племен вокруг языческого бога Перуна. Однако такое решение проблемы не увенчалось успехом, поскольку особенность веры населения заключалась в поклонении разным идолам: Сварогу, Стрибогу, Ярилу.
  2. Усиление власти князя. Христианская религия признавала власть императора. К этому и стремился Владимир, поэтому византийскому укладу он отдавал предпочтение. Это был главный довод в пользу такого решения.
  3. Улучшение международных отношений. По сравнению со странами, принявшими христианство, Киевская Русь считалась варварским государством. Чтобы вести с ними деловые отношения в качестве равноправных партнеров, Владимиру пришлось крестить все свое окружение и сделать это самому.

В этом заключалась необходимость крещения Руси. Причины носили ярко выраженный характер, поэтому нужно было начинать действовать.

Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией

Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.

988

в этом году состоялось принятие христианства

Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.

Крещение князя Владимира — 988 год

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

РасхождениеПравославиеКатоличество
ОбрядыПричащение велось хлебом и виномВином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
ЯзыкЛюбойЛатынь
Отношения между церковью и государствомШло подчинение духовенства государственной властиГлавой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Принятие решения

После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.

Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.

При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.

Процесс крещения

Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.

На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.

И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.

Распространение христианства на другие русские земли

После Киева обряды крещения начали проходить в Новгороде, Чернигове, Владимире и Полоцке. Но далеко не везде народ покорно принимал новую религию. Сопротивление было вызвано не только нежеланием отказываться от старых верований, но и опасениями, что таким методом Киев пытается взять полный контроль над другими землями.

Новгород сопротивлялся введению христианства около двух лет, а Ростов и Муром пришлось принуждать почти два века. При этом происходили репрессии, разрушались языческие идолы, изгонялись епископы, самые стойкие противники крещения переселялись на север. Только посредством военной помощи удалось добиться полного крещения Руси. Кратко об этом упоминается в древних летописях.

Значение и последствия

Принятие Киевской Русью христианства имело большое значение для дальнейшего развития страны. Состояло оно в следующем:

  1. Именно это событие послужило объединяющим фактором для разрозненного государства.
  2. Началось культурное развитие народа. Связано это было с необходимостью осваивания книжного дела для чтения христианской литературы, переведенной на славянский язык. Потребовалось приобретение умения для строительства церквей, стены которых стала украшать иконопись.
  3. Исчезло жертвоприношение.
  4. Благодаря повышению престижа Киевской Руси у Ярослава Мудрого, следующего князя, появилась возможность выдавать замуж своих дочерей за иностранных женихов.

Последствием такого события стало приобщение русского народа к общей цивилизации. Это был закономерный этап в развитии Древнерусского государства.

Религиозная культура на Руси

С развитием христианства начала обозначаться структура церкви. Она представляла собой множество метрополий. Сколько их было изначально, точно установить не удалось, однако все они объединялись общим правлением – константинопольским архиереем.

Позже Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского святителя Илариона. Именно он стал главным популяризатором религиозной культуры. Из-под его пера вышел знаменитый трактат «Слова о законе и благодати». С его благословения православные писатели издавали исторические труды, знакомили народ с биографиями древних князей, а также значимыми событиями в истории Киевской Руси. Работы являли собой квинтэссенцию фольклора, архивной документации и устных сказаний очевидцев. Спустя два столетия после крещения Нестор Летописец структурировал все эти сведения, написав известную всем нам «Повесть временных лет».

Нестор Летописец является автором «Повести временных лет»

После христианизации Руси начинает появляться образованный слой общества – ученые, литераторы, зодчие, иконописцы. Именно их руками был возведен Софийский храм и Золотые Ворота в Киеве.

Интересная информация

Сегодня известно даже школьнику, в каком году состоялось Крещение Руси. Однако мало кто рассматривает эту тему с точки зрения причинно-следственной связи. Как видим, принятие христианства возвеличило древнеславянское государство и послужило прочной базой для образования современного православного общества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Княгиня Ольга, князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи

Христианство начало проникать в пределы Древней Руси уже в IX веке. Известно, что во время похода на Константинополь (Царь-град) в 866 году приняли святую веру бояре Аскольд и Дир, призванные киевлянами княжить бояре новгородского князя Рюрика. К концу царствования князя Игоря, при новом договоре с греками в 944 году, русские разделяются уже на крещеных и некрещеных, причем крещеные упоминаются на первом месте. В 955 году во время своей поездки в Константинополь ко двору византийских императоров крещение приняла княгиня Ольга.

Примерно в 987 году древнерусский князь Владимир решил избрать религию для своего народа и, остановив свой выбор на христианстве, крестился в 988 году и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою византийских императоров Василия и Константина. Крещение Владимир принял в Корсуне или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма, и оттуда привез в Киев первых духовных лиц и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ. Жители крестились в Днепре. Немецкий хронист Дитмар (975-1018), современник святого Владимира, свидетельствует, что в его время существовало в Киеве более четырехсот храмов. Трудно представить, что они возникли в десять-пятнадцать лет со времени обращения князя Владимира. Можно предположить, они возникали мало-помалу со времен еще Аскольда и Дира.

Праздник Крещения Руси отмечается 15 (28) июля, в день памяти равноапостольного святого князя Владимира.

Первые христиане в Киеве.
Перов Василий Григорьевич. (1834-1882). 1880 г. Картон, масло, 156×247.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Крещение княгини Ольги в Константинополе.
Акимов, Иван Акимович (1754-1814). 1792 г. Холст, масло, 102,5×139,5.
Государственный Русский музей Ж-10724
Пост. в 1983 от А. Я. Анисимова

Крещение Ольги ….
Бруни Ф. А. (1801 — 1875). 1830 г. Бумага, офорт. И.: 25,3 х 34,7; л.: 29 х 37,8; д.: 28,7 х 37,6
Государственный Русский музей Гр.-12403

Впервые в летописи Хельга (в русском произношении — Ольга) упоминается в 903 году как жена, которую князь Игорь взял из Пскова. Согласно Иоакимовской летописи она принадлежала к роду князей Изборских. После смерти Игоря дружина признала Ольгу достойным представителем Святослава, законного наследника престола. Взяв бразды правления в свои руки, она проявила энергию в деле усмирения древлян, которым жестоко отомстила за смерть мужа. С 947 года осуществляла преобразования в управлении княжеством, упорядочив сбор податей в подвластных Киеву землях. С именем Ольги связано начало каменного градостроительства на Руси, при ней же появились первые храмы. Согласно большинству источников, в 957 году (в «Повести временных лет» называется 955) в Константинополе приняла крещение под именем Елены. Уже в княжение Владимира Святославовича стала почитаться как святая. Официально причислена к лику святой равноапостольной в 1595 году. (К. Ф.)
Крестили ее, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина) и патриарх Полиевкт. Визит Ольги в Константинополь описал в «Церемониях» византийский император Константин Багрянородный. Согласно сохранившейся легенде, великая княгиня перехитрила византийского царя, когда тот, подивившись разуму и красоте Ольги, захотел взять ее замуж. Первоначально она отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься, а после крещения обосновала свой отказ тем, что теперь приходится ему крестной дочерью. (С. М.) Виртуальный Русский музей

Крещение княгини Ольги в Константинополе
Неизвестный художник/ Около 1820 г. Холст, масло. 51,5 x 45
Государственный Русский музей ЖБ-754

Согласно номеру «479», написанному на лицевой стороне белой краской, картина некогда находилась в собрании императора Николая I, в Аничковом дворце. «О. N.» на подрамнике, вероятно, указывает, что картина располагалась в апартаментах дочери императора, великой княжны Ольги Николаевны. Сюжет отражает одно из важнейших и определяющих событий в истории России. Крещение княгини Ольги было необыкновенно торжественно, патриарх Полиевкт совершил над княгиней великое таинство, а византийский император Константин Багрянородный воспринял ее от купели. Согласно летописи «Повесть Временных Лет», это событие произошло в 955 году в Константинополе.
Одним из немногих, кто писал на этот сюжет, был Ф. А. Бруни; среди его первых работ в Риме, куда он отправился в 1819, была картина «Крещение княгини Ольги». О ней судили по более позднему обращению художника к этому сюжету в серии его гравюр, посвященных истории России и опубликованных ОПХ в 1837. Крещение Ольги не вошло в это издание, а художнику было сделано замечание по поводу изображения блаженной княгини обнаженной. Вряд ли корректно судить о ранней картине, задуманной молодым художником, когда его индивидуальная манера еще не сложилась, по его же классическим, более поздним произведениям. Тем не менее можно с достаточным основанием предположить, что рассматриваемая работа является эскизом к картине Ф. А. Бруни. В пользу такого предположения свидетельствует происхождение картины из императорского собрания и ее стилистическая и иконографическая близость раннему творчеству Бруни. Окончательный вывод об авторстве картины требует дополнительных исследований. Виртуальный Русский музей

Святая великая княгиня Ольга.
Бруни, Николай Александрович (1856 – 1935). 1901 г. Холст, масло. 40 х 40.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге.
Государственный Русский музей ЖБ-1044
Поступил в 1906 от Комиссии по сооружению храма Воскресения Христова

На рубеже XIX–XX веков, в период «религиозного ренессанса» и романтического увлечения древней русской историей, к образу равноапостольной Ольги обращались многие известные мастера, включая В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Бруни был более консервативен и придерживался традиционных академических форм. (П. К.). Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 31. Виртуальный Русский музей

Святая княгиня Ольга.
Бруни, Николай Александрович (1856-1935). Эскиз. 1898 г. Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, поталь, 43 х 21 см

Княгиня Ольга.
Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926). 1885-1893 гг.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1892-1893 (?). Холст, масло. 104х39.
Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора в Киеве.
Частное собрание

Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1892 г. Холст, масло. 104 x 39 см
Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Частное собрание

Святая Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1892 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, золото, белила. 33 x 14 см
Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Инв. номер: Рг-1103

Равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942).1892 г. Холст, масло.
Эскиз образа иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Частное собрание

Равноапостольная княгиня Ольга.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1893 г.
Образ иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора

Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Михаил Нестеров. 1927 г. Дерево, масло. 54 х 35 см
Вариант-повторение одноименного образа (1892), находившегося в частном собрании
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: Ж-1509

Княгиня Ольга приносит в Киев первые в России иконы.
Нотбек Александр (Иоганн-Вильгельм, фон) Васильевич (1802 – 1866). Конец 1820-х. Бумага, тушь, перо. 39 х 45,8
Государственный Русский музей Р-1605

В Х веке из-за установившихся торговых связей между Византией и Русью поездки знатных киевлян в Царьград совершались довольно часто. Так, вдова Игоря — Ольга, которую предание считало «мудрейши всех человек», около 957 года посетила Царьград, где приняла христианство. Вернувшись в Киев, Ольга привезла с соой иконы, подаренные ей патриархом Полиевктом, и распорядилась построить деревянный храм Святой Софии. Однако принятие ею христианства не повлекло немедленного введения православной веры на Руси. (В. Б.) Виртуальный Русский музей

Святые Владимир и Ольга.
Нотбек Александр (Иоганн-Вильгельм, фон) Васильевич (1802 – 1866). 1833 г. Бумага, акварель. 59,2 х 43,9.
Государственный Русский музей Р-35421

Великий князь Владимир избирает религию.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Холст, масло. 192х265.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Картина была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком. В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно «Великий князь Владимир избирает религию». «Придоша немьци от Рима… Рече же Володимер немцем: «Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть»» (Повесть временных лет). Картина понравилась императору и была им приобретена для Зимнего дворца, а Эггинк впоследствии стал академиком Императорской Академии художеств.

Князь Владимир выбирает религию в 988 году.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Эскиз к картине, находящейся в церкви Св. Андрея в Киеве.
Латвийский национальный художественный музей
Художник запечатлел важный момент в истории России – выбор православия в
качестве государственной религии. Владимир находится в самом центре
картины, на возвышении под балдахином, который поддерживают
спиралевидные позолоченные колонны.  Конечно, в картине нет исторической
правды, и это сразу понятно по тому интерьеру, который не мог
возникнуть в государстве, которое в те времена не знало каменного
зодчества. Колоннада несет идеологическую нагрузку — она демонстрирует
сродство с архитектурой Византии, преемником которой Россия себя
позиционировала. DELFI

Князь Владимир выбирает религию в 988 году.
Иван Егорович Эггинк. 1822 г.
Андреевская церковь в Киеве, западные стены трансепта.
www.liveinternet.ru

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1. Глава 9. Великий князь Владимир, названный в крещение Василием. Г. 980-1014:

«Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино — уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. — Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, — ответствовали проповедники: — но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. — Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися, — ответствовал Философ, — и будешь в раю с первыми…
Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал их совета. «Государь! — сказали Бояре и старцы: — Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» — и Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется. .. Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной». Владимир желал еще слышать мнение Бояр и старцев. «Когда бы Закон Греческий, — сказали они, — не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий Князь решился быть Христианином».

Выбор веры великим князем Владимиром.
Завьялов Федор Семенович. 1847 г.
Святые сени Грановитой палаты Кремля

Обращение князя Владимира в христианство.
Заболотский, Петр Петрович (1842 – не ранее 1916). 1866 г. Холст, масло. 170 х 230.
Государственный Русский музей Ж-5634
Пост. в 1944 из магазина Ювелирторга

Крещение князя Владимира.
Бронников, Федор Андреевич. 1883 г. Холст, масло, 45х71.
Шадринский городской краеведческий музей имени В. П. Бирюкова
Эту картину художник завещал своему родному городу Шадринску в Пермской губернии (ныне Курганская обл.)

Крещение святого князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890 г.  Холст, масло.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Государственный музей русского искусства, Киев

Крещение князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890, Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов тщательно выписал детали выдуманного им корсунского храма: приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центр купола он поместил изображение Крещения Христова, которое рифмуется с самой сценой крещения Владимира. Византийская архитектура всегда интересовала художника: во время путешествия по Италии он зарисовывал раннехристианские храмы, а в Киеве изучал мозаики и фрески Софийского собора и
Михайловского Златоверхого монастыря.

Крещение князя Владимира.
Васнецов, Виктор Михайлович. 1885-1893 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев, Украина

Святой Владимир. Н. К. Бодаревский.
Мозаика собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге

Великий князь Владимир Равноапостольный.
В. П. Верещагин. 1890 г.
Рисунок из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей» 

Крещение народа русского.
Бруни, Фёдор Антонович (1801 — 1875). 1830 г. Бумага, офорт. И.: 29,3 х 38,9; л.: 43,2 х 56; д.: 32,9 х 40,6
Государственный Русский музей Гр.-12406

Крещение Российского народа при великом князе Владимире
Шебуев, Василий Козьмич (1777 – 1855). 1804 г. Картон тонкий, сепия, кисть, перо. 55,9 х 82
Государственный Русский музей Р-5979
Пост. в 1920 из ОПХ

В 1804 году в рапорте, посланном в Совет Академии из Рима, Шебуев сообщал, что начал работать над композициями из русской истории, среди которых была и сепия «Первое крещение российского народа при Владимире». Здесь, как и в других его ранних произведениях, проявилось тяготение к многофигурным сценам и некоторой повествовательности, иногда в ущерб ясности и строгости композиционного решения. Сам художник высоко ценил этот рисунок. По словам писателя и критика П. П. Каменского, посетившего мастерскую Шебуева в 1839 году, художник предполагал претворить эскиз в большое живописное полотно. Однако замысел так и не был реализован. (Н. С.). Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 41. Виртуальный Русский музей

Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва

Крещение Руси.
Василий Перов. 2-я пол. 1870-х — нач. 1880-х гг.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Крещение киевлян князем Владимиром.
Кившенко, Алексей Данилович. 1880 г. Бумага, акварель. 

Крещение.
Навозов, Василий Иванович (1862—1919). 1887 г. Холст, масло, 102 х 179.
Частное собрание

Крещение киевлян.
Клавдий Васильевич Лебедев

Проповедь христианства.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1908 г..

Святой Владимир.
Василий Кандинский. 1911 г. Роспись на стекле. 29.0 × 25.0 см.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

Тэги:
св.кн.Владимир,
изобразительное искусство,
Крещение Руси,
Васнецов В.М.,
Перов В.Г.,
Лебедев К.В.,
Кившенко А.Д.,
Верещагин В.П.,
святые,
Кандинский В.В.,
Нестеров М.В.

Патриарх Русской Православной Церкви: СССР сохранил христианскую нравственность

Г. МОСКВА —

Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл недавно заявил, что Советский Союз сохранил христианскую мораль России — заявление, которое вызвало немало удивлений. Опустив какое-либо упоминание о массовых преследованиях советским правительством религиозных учреждений, слова Кирилла показались некоторым попыткой примирить консервативные православные традиции России с ее советским прошлым.

Однако один из самых откровенных критиков Церкви в России не убежден.

Александр Невзоров, бывший депутат российского парламента, журналист, писатель и режиссер, — один из немногих общественных деятелей, активно критиковавших то, что он и другие называли «клерикализацией» России. Этот термин относится к растущему участию Русской православной церкви в государственных делах, несмотря на статью 14 Конституции России, которая прямо провозглашает страну «светским государством».

«Все, что мы видим в действиях российских властей, — это лишь продолжение стандартной, примитивной, имперской политики, в которой обязательно есть православная составляющая», — сказал Невзоров.

Тем не менее, Невзоров сказал, что сомневается, что недавнее заявление Кирилла было попыткой примирить христианскую веру с советским прошлым.

«Я не могу серьезно воспринимать его [Кирилла] заявления», — сказал он. «Я не вижу в них никакого содержания, кроме клоунады, жеманства и претенциозности».

«Чудо Божие»

Патриарх Кирилл, светское имя которого Владимир Гундяев, поставлен патриархом после смерти своего предшественника Алексия II. С тех пор как Владимир Путин вернулся в Кремль на третий президентский срок в 2012 году, патриарх, назвавший правление российского президента «чудом Божьим», рассматривается как близкий союзник российского президента, поскольку сам Путин все чаще использовал Православная церковь, чтобы попытаться узаконить его действия.

Президент России Владимир Путин и Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл (слева) беседуют в библиотеке русского монастыря Святого Пантелеймона в Карее на горе Афон, Греция, 28 мая 2016 года.

В речи об аннексии Крыма в 2014 году Путин охарактеризовал полуостров как священную землю для русских, имея в виду крещение Владимира Великого в Херсоне [часть современной Украины] в 988 году. «Его духовный подвиг принятия православия , — сказал Путин о Владимире, — предопределили общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии».

Кирилл, в свою очередь, благословил внешнюю политику Путина, например, в 2015 году, когда представитель патриарха назвал военную кампанию Путина в Сирии «священной битвой».

В промежутках между такими громкими заявлениями Кирилл часто подвергался критике за вмешательство во внутреннюю политику, а также за якобы экстравагантный образ жизни.

Дело Pussy Riot

Обе критики совпали в 2012 году во время дела Pussy Riot, феминистской панк-группы, устроившей антипутинскую демонстрацию в московском храме Христа Спасителя. В то время как многие верующие призывали к милосердию и прощению трех женщин, находящихся под судом, Кирилл публично осудил такие чувства и заявил, что женщины проделали работу дьявола.

Примерно в это же время наблюдательные критики заметили, что патриарха несколько раз видели в швейцарских часах Breguet стоимостью более 30 000 долларов. Кирилл отверг обвинения, и на ставшей теперь печально известной фотографии часы были сорваны с его запястья аэрографом. Тот, кто подделал фото, не убрал отражение часов в столе, за которым сидел Кирилл.

Однако трем участницам Pussy Riot было нечего развлекаться. Двое участников группы были приговорены к двум годам колонии строгого режима и освобождены в декабре 2013 года по амнистии в преддверии зимних Олимпийских игр, которые состоятся в Сочи в следующем году.

В июне 2013 года нижняя палата российского парламента, Государственная Дума, подавляющим большинством голосов приняла закон, предусматривающий уголовную ответственность за действия, совершаемые «с целью оскорбления чувств верующих». Потенциальные приговоры для осужденных включают крупные штрафы и тюремное заключение на срок до двух лет.

ФАЙЛ — Участницы российской панк-группы Pussy Riot Мария Алехина (слева) и Надежда Толоконникова (2 слева) вместе с участницей группы в маске разговаривают с журналистами во время Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, Адлер, 20 февраля 2014 года.

Сторонник спорных законопроектов

Русская Православная Церковь поддержала и другие спорные законопроекты, такие как запрет на усыновление российских детей американскими гражданами и так называемый «закон о гей-пропаганде», запрещающий «пропаганду» нетрадиционные отношения» к несовершеннолетним.

Считалось, что новые законы являются попыткой укрепить образ Путина о России как о бастионе «традиционных ценностей» и христианства.

На критиков, выражающих озабоченность по поводу прав человека в России, у Патриарха Кирилла есть опровержение. Выступая после службы в марте этого года, патриарх назвал веру в права человека, противоречащую Библии, «всемирной ересью».

«Многие христиане приняли эти взгляды и отдали предпочтение правам человека, а не Слову Божьему», — сказал он. «Мы должны защитить Православие от ереси нашего времени». собрание, русская церковь сохраняет членство

Новости

11-я ассамблея Всемирного совета церквей в четверг (8 сентября) одобрила заявление относительно вторжения России в Украину.

FILE — Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл проводит пасхальную службу в Храме Христа Спасителя в Москве, Россия, 24 апреля 2022 года. Великобритания объявила о новом раунде санкций против России. Среди мишеней — патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, который, по словам Великобритании, «неоднократно злоупотреблял своим положением, чтобы оправдать» войну России против Украины. (AP Photo/Александр Земляниченко, Pool, File)

9 сентября, 2022

(RNS) — После иногда напряженной недели, которая включала страстные обмены мнениями, 11-я ассамблея Всемирного совета церквей в четверг (8 сентября) одобрила заявление относительно вторжения России в Украину, в котором осуждается война, но не выделяется лидер. Русской православной церкви патриарха Кирилла, которого широко критиковали за поддержку вторжения.

В заявлении осуждалась «эта незаконная и неоправданная война» и, в частности, отвергалось «любое злоупотребление религиозным языком и авторитетом для оправдания вооруженной агрессии и ненависти», а также содержался призыв ко всем сторонам воздерживаться от военных действий вокруг Запорожской атомной электростанции.

Но документ, подготовленный ассамблеей, собравшейся в Карлсруэ, Германия, вряд ли удовлетворит критиков, которые в последние месяцы призвали руководство группы лишить Русскую церковь членства в экуменическом теле.

Московский патриарх уже попал под санкции Великобритании из-за своей риторики. Европейский союз также обсуждал аналогичные санкции, но, как сообщается, от них отказались после вмешательства Виктора Орбана, премьер-министра Венгрии и союзника президента России Владимира Путина.

Кирилл годами обрисовывал то, что многие считают духовной основой вторжения, приводя религиозное оправдание для восстановления сферы влияния России на Украине и в других местах со ссылками на «Святую Русь» или «Русский мир». Ранее в этом году сотни православных богословов и ученых объявили эту концепцию ересью.


СВЯЗАННЫЕ: Всемирный совет церквей столкнулся с призывами исключить Русскую православную церковь попытки критиков исключить русскую церковь в начале этого года.

«ВСЦ — это свободное пространство для диалога, и мы собираемся вместе не потому, что согласны друг с другом, а потому, что мы не согласны», — сказал Саука, заявив, что предложение об изгнании русских было единогласно отклонено.

Шаука сказал, что он и другие посетили Украину в этом году и что представители Украины будут присутствовать на собрании. Но в последующие дни всякая надежда на посредничество в официальном диалоге между украинцами и членами РПЦ во время разбирательства, похоже, рассеялась.

Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер обратился к собравшимся 31 августа, особо выделив в своем выступлении русских. Он отметил, что в то время как ряд православных священников высказались против войны и были привлечены к ответственности за нее, церковные лидеры активно поддерживали военные действия российского правительства.

«В настоящее время главы Русской православной церкви ведут своих членов и всю свою церковь по опасному и поистине кощунственному пути, идущему вразрез со всем, во что они верят», — сказал Штайнмайер.

FILE — Президент России Владимир Путин (в центре) и Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл аплодируют во время церемонии открытия памятника Владимиру Великому в День народного единства у Кремля в Москве, Россия, пятница, 4 ноября 2016 г. Президент Владимир Путин возглавил церемонию запуска большой статуи за пределами Кремля киевскому князю X века, которому приписывают превращение православия в официальную религию России, Украины и Беларуси. (AP Photo/Александр Земляниченко)

«Мы должны высказаться, в том числе здесь, в этом зале, в этом собрании, против этой пропаганды, нацеленной на свободу и права граждан другой страны, против этого национализма, который безосновательно утверждает, что имперские мечты диктатуры о гегемонии есть воля Бога. «, — сказал президент.

Поприветствовав присутствующих в зале русских православных делегатов, Штайнмайер попросил других участников собрания «не щадить их правды об этой жестокой войне и критики роли их церковных лидеров».

В своем обращении 2 сентября архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий из Независимой Православной Церкви Украины обвинил российских солдат в зверствах. По его словам, через две недели после начала войны войска открыли огонь по безоружным мирным жителям на блокпосту недалеко от села Ясногородка, убив местного приходского священника, который поднял крест, пытаясь защитить мирных жителей.

«Сегодня на украинцев нападают разбойники», — сказал в своем осуждении Евстратий, сославшись на библейскую притчу о добром самаритянине. «Не пройди мимо страданий наших и боли нашей, как священник и левит притчи!»

Евстратий поблагодарил членов ВСЦ за выступление против поддержки Кириллом войны и рекомендовал предоставить Украинской православной церкви, объявившей себя независимой от Москвы в 2018 году, полноправным членом ВСЦ.


СВЯЗАННЫЕ: Будет ли Всемирный Совет Церквей исключать Кирилла? Мы разговариваем с епископом Мэри Энн Свенсон


Напряженность снова вспыхнула несколько дней спустя, когда ассамблее было представлено предложенное заявление о вторжении в Украину. Роман Сигов, назвавшийся частью делегации наблюдателей Украинской Православной Церкви, подошел к микрофону, призвав руководителей ВСЦ ответить на представленные комментарии его группы. (Лидеры в конечном итоге внесли только два незначительных изменения в формулировку окончательного документа. )

«Я не могу выразить, как больно слышать заявление, в котором одинаково относятся к жертве и агрессору», — сказал Сигов. Он также обвинил присутствующих российских прелатов в поддержке войны и, в одном случае, в распространении в социальных сетях видеороликов, в которых издеваются над украинскими заключенными.

«Давайте услышим голос украинцев, когда будем говорить о войне в Украине», — сказал он, отметив, что независимые украинские церковники, в отличие от лидеров Русской православной церкви, не имели официального представительства на ассамблее.

Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл (в центре) и Министр обороны России Сергей Шойгу (справа) на освящении Подмосковного собора Вооруженных Сил России, 14 июня 2020 г. (Олег Варов, пресс-служба Русской Православной Церкви через AP)

Критиковали заявление и русские православные. Один российский делегат, архимандрит Филарет Булеков, назвал это частью «информационной войны» и насмешливо сравнил с антивоенными заявлениями McDonald’s и Starbucks, заявив, что они будут иметь «одинаковую степень важности».

Он назвал выступление президента Германии «жалким» и заявил, что Штайнмайер несет «личную ответственность» за вторжение в Украину.

После выступления Булекова молодежный наблюдатель от Православной церкви Украины Александра Коваленко призвала членов российской делегации поднять синие карточки для голосования, если они выступают против вторжения России в Украину. По словам одного из участников, никаких синих карточек поднято не было.

«Очень грустно, что вы сравнили кровь украинцев со Starbucks и McDonald’s», — сказал Коваленко под аплодисменты многих в зале.

Под давлением журналистов на заключительной пресс-конференции члены ЦК ВСЦ признали, что украинская и русская православные делегации формально не встречались во время собрания. Митрополит Тырговиштский Нифон, румынский православный священник, который является заместителем модератора комитета ВСЦ, сказал, что представители двух сторон, возможно, поговорили неофициально и «обменялись некоторыми мнениями».