Причина смерти князя игоря: Смерть Игоря (Убиение Игоря древлянами)

Князь Игорь

Опера в двух действиях
Музыка: А.П. Бородин
Либретто: А.П. Бородин, В.В. Стасов
Возрастное ограничение: 12+
Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут (с одним антрактом)
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 4 октября 2019 года

История создания

Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

А.П. Бородин – известный русский композитор, автор двух опер и десятков классических музыкальных произведений, по образованию был химиком и медиком. Параллельно с научной и преподавательской деятельностью, А.П. Бородин работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти – разрыв сердца. Известный факт, что композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после смерти автора. Однако, по мнению многих исследователей, практически вся музыка была создана Бородиным, лишь увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, который тесно общался с Александром Порфирьевичем.

Партии Галицкого и хана Кончака в исполнении Федора Шаляпина навсегда вошли в золотой фонд мировой оперной классики.

О спектакле

В театре «Царицынская опера» спектакль «Князь Игорь» представлен масштабным эпическим полотном, в оригинальной режиссерской концепции одного из самых талантливых и перспективных молодых режиссеров российского музыкального театра, выпускника ГИТИСа (мастерская Дмитрия Бертмана), дважды лауреата московского Международного конкурса молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА» – Павла Сорокина. Сценография и костюмы созданы художниками театра, членами Союза художников России Еленой Павловской и Георгием Матевосяном. Дирижером постановщиком спектакля выступил главный дирижер театра Сергей Гринев. Балетмейстеры – главный балетмейстер театра Татьяна Ерохина и Светлана Яковлева.

Краткое содержание

Площадь в Путивле. Дружина и рать готовы к выступлению в поход против половцев и ожидают князя Игоря. Солнечное затмение воспринимается народом как недобрый знак. Ярославну тоже волнуют недобрые предчувствия, она просит мужа остаться. Но Игоря не пугают дурные предзнаменования. Он просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться. Уверенный в скорой победе князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Князь ранен, его войско разбито. Пытаясь найти живых людей на «мёртвом поле», он вдруг узнаёт среди убитых своего сына Владимира. Игорь не хочет верить в смерть сына и пытается привести его в чувства.Появляются половцы. Среди них Кончаковна, дочь хана Кончака. Она возвращает Владимира к жизни магическими заклинаниями.

В княжеском доме в Путивле веселится Галицкий. Ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Во двор вбегают девушки, они просят Галицкого вернуть украденную его слугами подругу. Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Её возмущает вызывающее поведение брата.

Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. Пользуясь ситуацией, Галицкий объявляет о своей власти на Путивле. Внезапный звон колокола возвещает о том, что половцы приближаются к городу; начинается пожар.

Ярославна горько плачет, обращаясь к ветру, солнцу и Днепру с мольбой вернуть ей любимого мужа. Не спится и князю Игорю, томящемуся в плену половецкого стана. Князь Владимир влюблён девушку, которая спасла его от смерти. Кончаковна тоже очарована молодым князем. Звучат признания в любви и мечты о счастье. Но Владимир не может решиться на отречение от веры предков, отца и остаться в Половецком стане вместе с любимой. Овлур, влюблённый в Кончаковну половчанин, предлагает князю Игорю свою помощь, уговаривая его бежать из плена вместе с Владимиром.

Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан Кончак отдает ему в жены свою дочь, как залог мира. В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Вдруг вдали появляются фигуры всадников. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.

Действующие лица и исполнители:
  • Князь Игорь – Максим Орёл, Руслан Сигбатулин
  • Ярославна – заслуженная артистка РФ Елена Барышева, заслуженная артистка РФ Анна Девяткина
  • Княжич Владимир – Виталий Ревякин, Алексей Шапошников
  • Князь Галицкий – Александр Еленик, Артем Ратников
  • Хан Кончак – Артак Манукян
  • Кончаковна – Юлия Почкалова, Наталья Филиппова
  • Овлур – Вадим Дмитров, Алексей Михайлов
  • Ерошка – Алексей Михайлов, Алексей Шапошников
  • Скула – Николай Лохов, Артем Ратников, Роман Тарасов
  • Половецкая девушка – Светлана Сигбатулина, Валентина Смагина
  • Няня Ярославны – Елена Абламская, Ирина Дмитрова
  • Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые – артисты хора и балета театра
От режиссёра

«Слово о полку Игореве» – одно из первых литературных произведений Древней Руси. Именно поэтому опера «Князь Игорь» является для меня, в первую очередь, глубочайшим художественным произведением, и только во вторую – историческим документом. Тем более, что сама космическая музыка великого А. П. Бородина диктует нам непростой драматургически выстроенный психологизм, в особенности это прослеживается в изменении образа самого князя Игоря.

В нашей версии этого грандиозного музыкально-драматического полотна мы сделали попытку вывести фигуру Игоря на первый план. Нам хотелось изучить и проанализировать трансформацию человека от одержимости героическими, как он для себя считает, идеями до крушения всех его идеалов. Главный герой проходит этот тяжёлый путь сквозь сомнения, предательства, боли утрат, чувство вины; понимая, в конце концов, что он, как и все другие, всего лишь человек из плоти и крови.

Совершенно иными нам предстают антагонисты Игоря – половцы. Сцены в Половецком стане становятся в нашем спектакле воплощением необъятной вольной степи, которой не видно конца; олицетворением душевной и духовной свободы. Самым ярким выражением безграничного простора в этой опере, да и, пожалуй, во всём мировом оперном репертуаре, остаётся самая известная сцена «Князя Игоря» – Половецкие песни и пляски.

Время, проведённое Игорем в плену, играет первостепенную роль в переосмыслении им своих гибнущих идеалов. Но, мы знаем, что после разрушения должно наступить возрождение. И наш Игорь к финалу спектакля приходит к осознанию быстротечности времени и неоспоримой значимости человеческой жизни.

Я убеждён, что наш спектакль найдёт отклик в душах волгоградцев, ведь история людей, написанная и описанная А. П. Бородиным, как никогда резонирует с сегодняшними темами, оставаясь при этом космичной. Надеюсь также, что «Князь Игорь» поможет зрителям рассмотреть идеалы гуманизма в своих сердцах.

Павел Сорокин

Князь Игорь, отзывы на спектакль, постановка Царицынская опера – Афиша-Театры

Спектакль

Предоставлено afisher.info

О спектакле

Источником для либретто оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, написанного самим автором при участии В.В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Интересно, что А.П. Бородин — известный русский композитор, автор двух опер и десятков классических музыкальных произведений, по образованию был химиком и медиком. Параллельно с научной и преподавательской деятельностью, А.П. Бородин работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти — разрыв сердца. Известный факт, что композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после смерти автора. Однако, по мнению многих исследователей, практически вся музыка была создана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, который тесно общался с Александром Порфирьевичем.

Afisher.info

ЖанрыОпера

Возраст12+

Продолжительность2 часа 30 минут

Участники

  1

Павел Сорокин

Режиссёр

Специальные предложения

Подборки «Афиши»

 

спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами

фильмов «Марвел», которые вы не видели

новых книг ноября для детей и подростков

До – 40% в Москве: топ детских событий Чёрной пятницы

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Классически любопытный: Александр Бородин — композитор, который умер от слишком большого таланта

Мартин Бузакотт

Опубликовано

Но Александр Бородин был композитором лишь на полставки, потому что он столь же блестяще разбирался в области химии — и, как объясняет Мартин Бьюзакотт, избыток таланта мог в конце концов его погубить.

Светский скандал

В начале 1833 года 57-летний армянский князь Лука Спанович Гедянов влюбился в Авдотью Константиновну Антонову, 24-летнюю русскую жительницу Санкт-Петербурга. Хотя им суждено было остаться друзьями на всю жизнь, не могло быть и речи о том, чтобы они женились, поскольку строгие классовые структуры того времени не позволяли любому принцу жениться на простолюдинке. Так что было несколько неудобно, когда 12 ноября того же года у них родился сын. Мальчика назвали Александром Порфорьевичем, а в качестве фамилии позаимствовали фамилию одного из холопов Луки, парня по имени Порфирий Бородин. Оттуда молодой Александр фактически вырос в семье, населенной очень умными женщинами — его матерью, ее подругами и семьей.

Загрузка

Подающий надежды молодой химик

Будучи подростком, Бородин был блестящим во всем, к чему он прикладывал руки. Он играл на виолончели, но, пожалуй, еще больше разбирался в науке, в которой любил экспериментировать, в том числе и с фейерверками. В конце концов, наука победила музыку, и в 1850 году он поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, где в свои 20 лет начал блестящую карьеру в химических исследованиях, особенно примечательную своими работами по органическому синтезу и его поощрение женщин-химиков и практикующих врачей.

Но его интерес к музыке остался, вызванный сначала его близкой дружбой с революционным, эксцентричным и трудолюбивым молодым композитором по имени Модест Мусоргский, а затем влюбленностью в 29-летнюю пианистку-виртуозку Екатерину Протопопову — его будущая жена. Но решающий момент в музыкальной карьере Бородина наступил в 1862 году, когда он встретил Милия Балакирева, отца-основателя современной русской музыки.

Обнаружение склонности к экзотике

Бородину было 29когда он впервые встретил Балакирева, только что вернувшегося из экспедиции по сбору народных песен на Кавказ. Его рассказы об экзотических культурах востока и исходящей от них музыке воспламенили музыкальное воображение Бородина. Практически не имея композиторского образования, но с Балакиревым в качестве наставника, Бородин задался целью сочинить симфонию в националистическом стиле, не подражая австро-германским традициям, а опираясь на яркую музыку и культуру Российской империи. К этому моменту Бородин был ведущим профессором и научным сотрудником Медико-хирургической академии, поэтому на создание симфонии у него ушло пять лет. Но когда он появился, это оказалось ошеломляющим произведением, наполненным незабываемыми мелодиями и насыщенным, драматичным оркестровым сочинением. И в этом заключалась сущность стиля, который в конечном итоге превратил Бородина в одного из самых любимых композиторов в истории.

Шедевры появляются, а может и нет… 

Бородин сразу приступил к написанию Второй симфонии, но из-за того, что его внешние обязательства становились все больше, ему потребовалось еще больше времени, чтобы завершить ее, фактически семь лет. Но это был такой успех, что имя Бородина стало более широко циркулировать в европейских музыкальных кругах, и, в частности, Ференц Лист стал поборником его музыки. Но Бородин делал огромные и важные успехи в своих химических и медицинских исследованиях, поэтому не могло быть и речи о том, чтобы он когда-либо стал композитором на полную ставку. Римский-Корсаков рассказывал истории о музыкальных собраниях, прерываемых Бородином, который должен был спешить обратно внутрь, чтобы проверить свои пробирки. Тем не менее, возвышенная, уникально звучащая музыка продолжала появляться, хотя и спорадически, включая виртуозные В степях Средней Азии , и пару струнных квартетов, второй из которых остается одним из самых мелодичных во всем камерном репертуаре. Но более крупные произведения оказались проблематичными, как, например, его опера «Князь Игорь» , которая, несмотря на бессмертные половецкие пляски, осталась незавершенной, и, по слухам, Третья симфония, которая так и не была реализована.

Загрузка

Смерть от выгорания

После того, как Екатерина неизлечимо заболела, Бородин взял на себя роль сиделки, продолжая заниматься научной карьерой, где его уважали и любили не только за его новаторские исследования, но и за его поощрение и наставничество коллег. Но Екатерина изо всех сил пыталась заснуть, и теперь у них была маленькая приемная дочь, о которой Бородин тоже должен был заботиться. Вскоре в сутках стало не хватать часов. Бородин писал, что он пытался «быть Глинкой (т. е. композитором), Ступишиным (чиновником), ученым, комиссаром, художником, чиновником, меценатом, отцом чужих детей и врачом», но в конец, по его словам, стал просто сам инвалидом. Он был измучен, но продолжал настаивать, и 27 февраля 1887 года он посетил вечеринку, где, по-видимому, был в прекрасной форме, танцевал и шутил со своими товарищами-гостями. Но в ту же ночь, сразу после полуночи, у него случился смертельный сердечный приступ, и он не дожил до утра. Ему было 53.

Загрузка

Опубликовано

АРТ, культура и развлечения, музыка (искусство и развлечения), классический

Back к лучшему

Prince Igor / Music (Arts and Entertainment). Афиши театров Санкт-Петербурга / Афиши театров Санкт-Петербурга / Петербург-СИТИ / Путеводитель по Санкт-Петербургу, Россия

Опера в 2-х действиях

Производство — Лауреат Государственной премии, Народный артист России Станислав ГАДАСИНСКИЙ
Музыкальный руководитель и дирижер А. АНИХАНОВ Дирижер — лауреат конкурса России М.КУКУШКИН
Художник — Заслуженный артист России В.ВОЛЬСКИЙ
Хореография половецких танцев6 — 9003 Танцы6 — 9003 Заслуженная артистка России-К.ГОЛЕЙЗОВСКАЯ
Восстановление хореографии -Заслуженная артистка России В.ВАСИЛЬЕВА-ГОЛЕЙЗОВСКАЯ
Лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств Республики Коми В. МЯГКОВ
Хормейстер -Заслуженный артист России А.ЧЕРНОВ
Художник по костюмам — Р.ВОЛЬСКИЙ
Режиссер -Заслуженный артист России А.БАШЛОВКИН

ПРОЛОГ

Толпа в городе Путивле ждет князя Игоря. Князь Игорь и его дружина хотят предпринять поход на половцев. Князь Игорь обсуждает с князьями избранный способ встречи с врагами. Толпа чествует князя Игоря и его хозяина песнями. Внезапное солнечное затмение воспринимается людьми как дурное предзнаменование. Все советуют Игорю отложить поход. Но Игорь твердо верит в свое доброе дело — защиту Руси. Это его священный долг, как и долг всех русских воинов.

Скула и Ерошка, два воина тайно покидают войско. Ярославна прощается с мужем князем Игорем, умоляя его не выходить в поход: она предчувствует беду. Князь утешает ее и просит князя Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней.

По благословению преподобного старца князя Игоря, его сын Владимир и войско выступили против половцев.

Акт I

Сцена 1

Веселые мужики славят князя Владимира Галицкого. Скула и Ерошка развлекают пьяную компанию. Князь Владимир любит проводить время, но ему нужно больше богатства и больше власти. Его мечта – занять место князя Игоря.

К Галицкому приходят пожаловаться две девушки: какие-то его люди украли девушку, их знакомую. Но Галицкий их прогоняет. Скула и Ерошка вместе с пьяницами планируют заговор: посадить Галицкого на престол Игоря.

Сцена 2

Ярославна все переживает: нет известий о князе Игоре и его дружине. Она полна печали.

К ней приходят девушки жаловаться на Галицкого и его людей. Ярославна выражает недовольство его поведением, но Галицкий говорит вызывающе. Он грозит убрать князя Игоря.

Бояре приходят сообщить новость: русское войско разбито, Игорь с сыном взяты в плен. Набатный колокол предупреждает об опасности: приближаются половцы.

Акт II

Сцена 3

В стане половцев. Половецкие девушки поют и танцуют для дочери хана Кончака. Но она все мечтает о встрече с пленным князем Владимиром. Возлюбленный-принц и дочь Коникас нежно и страстно выражают свою любовь. Князю Игорю не спится; он чувствует позор своего поражения. Для него смерть предпочтительнее плена. Он знает, что половцы вторглись на русскую землю, причинив горе и опустошение.

Овлур, в крещении половец, предлагает помочь князю Игорю бежать. Но Игорь отказывается идти по этой бесславной дороге.

Появление Хана Кончака. Он с должным уважением относится к своему пленному князю Игорю и старается сделать его своим союзником.