Содержание
Крещение Руси при князе Владимире
Орг. момент.
Постановка целей и задач урока.
Повторение изученного.
Вид деятельности:
устный опрос, письменное задание.
Целеполагание:
повторить изученный материал и выявить уровень обучения по данной теме, развитие слухового восприятия учащихся.
Оценивание работы учащихся учителем.
Актуализация опорных знаний.
Вид деятельности:
диалог учителя с учащимися и работа с электронной презентацией.
Целеполагание:
выход на постановку темы урока.
Введение темы урока.
Вид деятельности:
работа в тетради.
Целеполагание:
-фиксация темы урока;
-составление плана урока.
Объяснение нового материала.
Вид деятельности:
-рассказ учителя;
-диалог;
-работа в тетради.
Целеполагание:
— выявление причины принятия христианства.
Оценивание работы учащихся учителем.
Вид деятельности:
работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации.
Целеполагание:
знакомство с понятием христиане, обрядом крещения и главными символами христиан.
Вид деятельности:
рассказ учителя,
работа с лентой времени.
Целеполагание:
фиксирование даты принятия христианства.
Элемент здоровьесберегающей технологии (физкультминутка).
Вид деятельности:
рассказ учителя,
работа с картиной.
Целеполагание:
получение новых знаний.
Вид деятельности:
работа с текстом, чтение по цепочке с выходом из проблемной ситуации, работа в тетради.
Целеполагание:
выявление значения принятия христианства, фиксация полученных знаний.
Закрепление нового материала.
Вид деятельности:
фронтальная беседа,
работа с Заповедями.
Целеполагание:
обобщение и закрепление полученных знаний, воспитание положительных качеств человека.
Итог урока.
Вид деятельности:
контрольное задание,
работа в парах «реставрация текста».
Целеполагание:
закрепление полученных знаний, подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Здравствуйте, ребята, садитесь. (Слайд 1)
— Сегодня на уроке мы продолжаем изучать историю России, раздел Киевской Руси.
Мы повторим и закрепим знания, полученные на предыдущем уроке, и познакомимся с новой темой.
Будьте внимательны, постарайтесь работать активно и давать полные четкие ответы.
На прошлых уроках мы изучали Киевскую Русь. Давайте вспомним первых русских князей.
Первое задание это загадки. Вы должны прослушать их и ответить о ком идет речь? (Слайд 2)
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
-Молодцы. А сейчас, перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.
+ Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
— Проверяем. Молодцы. (Слайд 3)
— А кто был следующим русским князем? О ком мы говорили на прошлом уроке?
+ Владимир. (Слайд 4)
— Вспомните, какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
+Оборона Руси от врагов.
— Покажите территорию Киевской Руси (Слайд 5).
-Кто из соседей угрожал Киевской Руси?
+Печенеги, половцы, хазары.
-Что предпринимали русские люди для своей защиты?
+ Укрепили оборону страны (построили крепости) и установили охрану её границ (дозорную службу).
— Мoлoдцы! Вы спрaвились со всеми заданиями, а значит, хорошо запомнили темы прошлых уроков.
-А теперь, вспомните, как называлась вера восточных славян?
+Язычество. (Слайд 6).
— Как славяне изображали своих богов?
+ В виде деревянных и каменных идолов.
— Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.
У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Стрибогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под властью одного князя. (Слайд 7).
— Совершенно верно. А может кто-то из вас догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
+ …
-Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Крещение Руси при князе Владимире». (Слайд 8).
Запишите тему урока в тетрадь.
Работать сегодня мы будем по следующему плану: (Слайд 9).
1.Причина принятие христианства на Руси.
2.Крещение Руси.
3.Значение принятия христианства.
-Давайте попробуем дать ответ на первый пункт нашего плана. Каковы причины принятия христианства?
+…
— Действительно, главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов и сигнальных вышек. Но князь Владимир понял, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Он пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. Это было христианство, которое проповедовало миролюбие, милосердие, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример служила Византия.
-Давайте запишем причину принятия христианства в тетрадь. (Слайд 10)
+ Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия.
— Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте учебника стр. 126.
+ Работа с текстом учебника. (Чтение по цепочке)
-Кто такие христиане?
+ Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа. (Слайд 11)
-Как проходил обряд крещения? Что он обозначал?
+ Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест.
-Что является главным символом христианской веры?
+ Крест.
— Совершенно верно. А чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и сам принял крещение в 988 году. Затем вернулся в Киев и сначала окрестил всех жителей Киева. Эта дата 988 год стала считаться датой принятия христианства на Руси. (Слайд 12)
— К какому веку относится дата?
+ 10 век.
— Это начало, середина или конец века?
+ Конец века.
— Давайте отметим эту дату на ленте времени.
+…
— Молодцы.
— Давайте немного отдохнём. (Слайд 13)
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны — приседать, если не согласны-делать наклон.
1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)
2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4.Русские люди стали христианами? (да)
5.Главный символ христианства – крест? (да)
6.Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет)
— Обратите внимание, перед вами картина Лебедева К.В. «Крещение киевлян на Днепре». (Слайд 14)
-Почему люди зашли в воду?
-Найдите на картине символ христианской веры. Где вы его видите?
— Найди на иллюстрации священника? Расскажите, что он делает? и т.д.
Послушайте, как же проходило крещение Руси.
В документальном источнике, «Повести временных лет» приводится пример о крещении:
Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, повсюду стольких спасенных душ». Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.
— Попробуйте ответить на вопрос, к чему привело принятие христианства?
+…
-Давайте для этого прочитаем текст учебника на стр.128.
+Работа с учебником (Чтение по цепочке)
-Скажите, пожалуйста, к чему привело принятие христианской веры?
+ Значение принятие христианства: (Слайд 15)
1. Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые;
2. Принесло стране единство и примирение.
3. Была образована Русская Церковь.
4. Началось строительство храмов.
5. Развитие образования, культуры и искусства.
— Итак, ребята, что же такое христианство?
— В каком году было принято христианство на Руси?
— При каком князе произошло крещение Руси?
+…
— Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди.
1) Не убий.
2) Не будь завистлив.
3) Не укради.
4) Не обманывай.
5) Люби ближнего своего.
6) Просящему у тебя – дай.
7) Прощай людям ошибки и грехи их.
8) Почитай отца и мать своих.
9) Не веди распутную жизнь.
10) Не желай зла другим.
— Молодцы.
-Скажите, пожалуйста, о чём шла речь сегодня на уроке?
-Что нового вы узнали?
Сейчас вам будет предложено небольшое задание.
Вы поработаете в парах. Перед вами текст, в котором есть пропуски. Вы должны отреставрировать этот текст.
А затем мы посмотрим, как вы работали сегодня на уроке, кто был самым внимательным.
Выполнение теста. Приложение №1.
— Проверим вашу работу.
Выставление оценок за урок.
-Прочитать текст на стр. 126-129 и ответить на вопросы после него.
Ребята, наш урок подошёл к концу, сегодня мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите синий кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белый кружок.
Почему на Руси приняли в своё время христианство и почему оно прижилось
Главная » Спорная история » Почему на Руси приняли в своё время христианство и почему оно прижилось
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
Очень интересная статья попалась мне в сети. Если поверить данным, изложенным в ней, то она в себе содержит очень интересную альтернативу.
Тема крещения Руси, достаточно, сложная, поэтому постараюсь обойтись без лишней информации. Поэтому, если где-то не научно написано, то всё потому, что писано простым языком для хороших людей.
Если у вас есть более глубокий интерес могу посоветовать различные источники и здравый смысл.
Если вы знакомы с историей и не хотите себя утруждать просто промотайте текст до картинки «Крещение Руси».
Если вам вообще не интересны вопросы веры или наскучила тема крещения, то не утруждайте себя вовсе чтением. Тут то же, что и везде.
Содержание:
Племена славян, когда-то бывшие одним целым, расселились на территории от Дуная до Волги, от Балканского полуострова до Ладожского озера. Остались позади общие походы на Рим, совместные войны с германскими племенами и другими. Племена уже не кочуют, а ведут оседлый образ жизни. Постепенно отдаляются друг от друга и объединяются в племенные союзы по принципу проживания. То, что раньше было родом, становится племенем. Примером тому Вятичи и Радимичи, вышедшие из одного рода Ляхов.
Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.
От оседлого образа жизни и воинственности, начинаются соседские разборки. Из-за земли и различных благ. Кроме того изменяются и религиозные мировоззрения, появляются заимствования культов от соседних не славянских племён. В результате возникают различия между пантеонами севера и юга, запада и востока.
В то время Русь была объединением различных славянских племен, подчинённых одному вождю. Поляне с центром в Киеве, Кривичи (центры Смоленск, Полоцк, Изборск), Волыняне (центры в городах Волынь и Владимир-Волынский), и другие не менее достойные. У каждого племени были свои крепости и города-крепости. Крепости приходилось делать из-за постоянных междоусобных разборок между князьями и племенами, близости с соседями. Помимо славянских племен на территории занятой славянами жили различные не славянские племена. К северу и северо-востоку — финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др. ). К западу — Литва, к югу и юго-востоку — тюрки (хазары, печенеги, половцы). У них тоже были свои города и центры. Огромное количество городов и крепостей, которое скандинавы называли Гардарикой.
Население страны не было однородным, племена, борющиеся между собой. То древляне полянам навешают, то поляне вятичам. Кроме того, различные степняки пользовались разобщённостью, нападая на отдельные племена и делая их своими данниками. Иногда племена объединялись, чтобы отразить нападение врагов или совершить набег.
О Владимире.
Отдельно хочу остановиться на личности князя Владимира. Он нежеланный сын Святослава, низкий по рождению. Матерью его была Малуша ключница или милостница у княгини Ольги. По одним источникам она была из древлян, по другим она была еврейкой, в любом случае её положение при дворе было низким. С детства сына Малуши попрекают низкородством, а воспитывает дядя Добрыня. Владимира не любит отец, он раздает наделы всем сыновьям, кроме Владимира. Тогда семилетнего Владимира зовут на княжение в Новгород, зная его отношения с отцом. Святослав говорит: «Возьмите его! По Вас и князь!». Став князем Новгородским Владимир тоже не получает должных почестей, поскольку новгородцы используют его в своих целях. Достигнув определённого возраста, он сватается к дочке полоцкого князя Рогнеде. Та отказывается, ссылаясь на его происхождение. Владимир же идёт войной на полочан, захватывает Рогнеду, насилует её перед родителями, которых после убивает.
Это показывает его «характер» основанный на унижениях детства. Всё его стремление к власти, и перепады настроения легко объяснимы с точки зрения психологии. В наше время подобные люди часто становятся преступниками, маньяками, педофилами.
Владимир не любит мир своих предков, и разрушит его, когда будет такая возможность.
Он расправляется со своим братом Ярополком, заманив его в засаду, и становится правителем Руси. Владимир получает в наследство искусственно созданный союз между кривичами, полянами, ильменскими словенами, радимичами, вятичами, древлянами, северянами и другими меньшими племенами. Он замещает племенных вождей на своих людей. Которые называются боярами, каждый со своей дружиной. Так в Новгороде от Владимира правит Добрыня, в Чернигове Претич, и т.д.. Что естественно не нравится славянским племенам.
Одновременно с этим князь Владимир придумывает хитрый ход. Он решает укрепить свою власть устроив реформу языческой веры. Этим самым можно было убить нескольких зайцев, задобрить и объединить славянские племена под общим пантеоном, показать силу Константинополю и скандинавам, и усилить свою власть.
Языческая реформа Владимира.
«Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими» (Из повести временных лет.)
Владимир, захватив Киев, разрушает христианскую церковь построенную Ярополком. И возводит на её месте капище.
Владимир делает кровавую жертву.
Вкратце смысл реформы был таков: поставить во главе пантеона «своего бога», и подчинить ему богов племен входящих в Киевскую Русь. В пантеонах славянских племен были небольшие отличия между собой, как по именам, так и по функциям богов. Это было связано с взаимопроникновением идей и культов отдельных богов, общением с другими народами и внутренними изменениями. Многие племена считали, что ведут свой род от одного конкретного бога-покровителя или же поклонялись одному более других. Это можно проследить, если посмотреть местные названия. Но не будем в это углубляться.
Единственным божеством, которое было у всех, был Род. Кроме того в это время начинают закладываться сословия. Появляются профессиональные войны, купцы, ремесленники. Которые начинают почитать богов покровительствующих их деятельности, больше других. Так Перун был богом оружия и покровительствовал дружине, Велес покровительствовал торговле и охоте, Сварог — кузнецам и ремесленникам. Вполне возможно нам не уловить всех взаимосвязей между богами, которые проводили для себя наши предки, но мы вполне можем увидеть идею.
Обратите внимание, что в пантеоне не было Велеса и Рода. Это был политический ход. Велес был поставлен «под горой» на торжище. С одной стороны, ему там самое и место, т.к. Велес покровительствовал торговле. С другой стороны, возможно, этот шаг был направлен на унижение племен почитавших Велеса более других и сословия купцов (что часто было взаимосвязано). А почитали Велеса более всего кривичи и ильменские славяне (Новгород и Ярославль). Которые всегда были в противоборстве с полянами и Киевом. Примерно в то же время появляется миф про борьбу Перуна и Велеса, в которой Велес повергнут.
Род же был общепринятым верховным божеством, если бы он присутствовал в пантеоне, то люди поклонялись бы ему в первую очередь. Владимир же хотел, чтобы верховным богом был Перун.
Владимир в непонятном головном уборе с украинских денег.
Зная Владимира, как война, его выбор верховным божеством бога войны понятен. Идею реформы он, видимо, почерпнул у скандинавов, у которых гостил перед этим. В этом сказался недостаток его правительственного ума.
Племена оказались не в восторге от того, что Перун во главе угла поставлен. Кроме того Владимир стал приносить кровавые человеческие жертвы идолам, подобно скандинавам, что тоже не понравилось людям. В довершение всего по легенде в Перуна ударила молния и расколола его, т.к. голова его была покрыта серебром и золотом, и он был самый высокий. Люди увидели в этом знак свыше. Язычники трактовали это, как то, что богам не нравятся действия Владимира. Христиане трактовали это по-своему. Пошли пересуды.
В общем, вместо объединения на старой основе вышли ещё большие обиды между племенами. Более всего недовольны кривичи и новгородские словене. Они и раньше противопоставляли себя Киеву и любимому полянскому богу Перуну, а тут их любимого бога не поставили в пантеон и более того «опустили» ниже.
Дальше происходит вот, что: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу». Кумира Перуну до тех пор там не было.
Идол Перуна в Киеве. Перун по мнению христианского летописца — это красный мужик с копьем справа, окруженный демонами.
О недовольстве действиями Владимира говорят летописи, в промежуток между учреждением пантеона и принятием христианства возникают различные междуусобицы. Восстают Радимичи и Вятичи, или просто от сепаратизма, или же причиной явилось недовольство пантеоном Владимира, а может и то и другое. Дело в том, что Радимичи и Вятичи, вели свой род от славного предка, Радима и Вятко соответственно. Вполне возможно их не устроило не почтение их предков-заступников в пантеоне. Или же из за недостаточного почтения, либо отсутствия их почитаемого божества в пантеоне. Согласно различным источникам Радимичи более всего почитали Сварога, Вятичи почитали Стрибога. Сварога в пантеоне Владимира не было, кроме того оба этих союза до этого момента не предпринимали попыток усомниться в княжеской власти.
О возмущениях из-за языческих реформ в Новгороде ничего не известно. Но то, что Владимир посадил на престол города старшего сына Вышеслава при опеке дяди Добрыни, говорит о многом.
Результатом неудачной реформы язычества является то, что Владимир начинает искать новые варианты объединения страны. Он ставит своих сыновей по главным городам страны, и вернувшись с похода, принимает христианство.
Причины принятия христианства, летописные и не очень.
Согласно многим летописям он рассылает послов к различным вероисповеданиям. Как красиво заворачивают христианские летописцы, он, мол, почувствовал стремление к их вере, или же ему понравилась внешняя помпезность и глубина идей. Некоторые совсем наивные верят, что Владимир решился увидев картину с страшным судом или же описывают любовную историю (что смешит, ведь на этот момент у него было 5 жен и около 600 наложниц, а Анну он и в глаза не видел). С какого перепугу он пришёл к идее принятия новой веры достоверно не известно.
Возможно, на него подействовали булгары с их исламским посольством к Владимиру, мусульмане часто пытались склонить в ислам соседей.
Или же здесь подействовали неудачи с княжеским пантеоном.
Возможно тут мировой черномагический заговор.
Или виной всему хитрый план, который он привёл в действие. Ведь в 988 году Владимир захватил Корсунь, и потребовал от Царьграда царевну Анну в жёны. Женившись на Анне, Владимир стал бы равен европейским правителям. Византийцы потребовали принятия христианства князя, что для Владимира не являлось проблемой.
Вне зависимости от причин, результат нам известен.
Околдованный или изначально злокозненный Владимир принимает христианство и крестит насильно Киев и Новгород. Он решает присоединиться к вере близкого торгового партнёра. Не смотря, на то, что партнёр не был силён.
Некоторые историки утверждают, что весь план по принятию христианства был продиктован желанием Владимира захватить ещё и Византию. Если не самому, то организовать наследование своих детей.
Кроме того подобный союз с Византией был менее кабальный, чем другие варианты. Принять католичество,значило прогнуться под немцев, мусульманство и иудаизм — иметь слабых союзников вблизи.
Ещё здесь был вопрос денег, под католичеством пришлось бы выплачивать Папскому престолу конкретные суммы, а византийское христианство было и дешевле и привычней.
Кроме того часть дружины уже была крещена, а христианские общины были во многих городах существовали уже давно.
Ещё принятие христианства означало более доброе отношение, как со стороны мусульман, так и со стороны иудеев, а также других христианских государств.
Этот ход позволял Владимиру избежать различных кривотолков, т.к. христианство было религией новой. А снова начинать проще, чем пытаться перестроить старое. Только мы знаем, что с этого вышло.
Теперь о самом крещении. Как оно проходило.
Многие представляют крещение, как один обряд. Мол, всю Русь построили на берегу реки, и заставили. Несогласных один-два миллиона человек убили. На самом деле процесс геноцида людей был длинный и продолжительный, вы это вполне можете увидеть в прошлой статье.
Датой крещения Руси, является время принятия христианства государственной религией. Даже по раскладам церкви последние крупные города докрестили в 13-14 веке. На самом же деле на территории России сохранялись язычники вплоть до прошлого века, оставшихся почти добила советская власть. Традиции сохранились в основном на границе и во всяких глухих местах. Многие уходили постепенно вместе с границей на Урал и в Сибирь. Кроме того язычники остались и среди казаков. Но об этом, как-нибудь потом.
Теперь, как всё это проходило на самом деле. Согласно летописям первым крещёным городом был Киев. В один день князь объявил: «Кто не пойдёт креститься, тот ему враг.» Многие из местных были в курсе предстоящего мероприятия и заблаговременно ушли в лес, другие ушли позже. Почему были в курсе, да потому, что до этого Владимир крестился сам и крестил дружину. Ещё долго князья будут бороться с разбойниками из тех язычников, что ушли в леса. Постоянно будут казнить их вождей, постепенно убивая носителей настоящей веры борющихся за свою веру.
Далее Владимир крестит небольшие городки, и посылает Добрыню с попом-предателем Анастасом покрестить Новгород. Новгород заранее готовится, громят дома христиан, жгут и грабят церковь. Применив хитрость Добрыня пробирается в город и поджигает его. Пока люди пытаются драться с дружиной, сгорают их дома. В итоге, им приходится остановить сражение и тушить город. В итоге и Новгород крещен, противники этого убиты или заставлены.
Наступает очередь других городов, там тоже без борьбы не обошлось. Вятичи до 13 века были язычниками, а в Новгороде и Ростове постоянно горели церкви.
Далее христианская вера двигалась вместе с завоеваниями князей. А процесс насилия и геноцида язычников длился многие века.
Но, чтобы вы не преувеличивали значимость христианской церкви в то время, замечу:
Первые более-менее полные библии появились в 16 веке. До этого «библия» существовала кусками, написана непонятным языком(азбукой Кирилла и Мефодия) и почти не была доступна населению. То, что называют «Славянской Библией Кирилла и Мефодия», на самом деле псалтырь, кусок нового завета и книга по богослужению. При всём этом самой книги не сохранилось, вполне возможно она была ещё незначительнее, чем думают учёные. Как и сомнительно создание славянской азбуки: «Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены евангелие и псалтирь, написанные «русскими письменами». (Паннонские жития конец 9 века)». Ещё не создал, а уже обнаружил.
Учение передавалось по большей части со слов священника. Сохранились свидетельства современников, что в больших городах мусульмане и христиане совместно ходили в одну церковь. Часто священники пользовались арабскими и греческими книгами в богослужениях, что не способствовало пониманию. От богослужений на греческом остались греческие слова типа «котовасии».
Многие «артефакты» того времени остались в старообрядчестве. Почитайте эту статью. Вы можете посмотреть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина 15 века, там тоже есть интересный момент в конце. Но это совсем другая история.
Только в 15 веке устаканили нормальный «кодекс», а в 16 веке напечатали Библию. Доходило до того, что с появлением типографских библий люди обнаруживали несоответствия с церковной практикой, за что платили собственной жизнью. Католики были в этом плане намного умнее, они запретили читать библию не церковникам, запрет был снят совсем недавно.
Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.
Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.
Остальное «просвЯщение» растянулось на многие века.
Способы завоевания христианской веры.
Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?
В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.
Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.
.
Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ — гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.
Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, «волшебным» поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.
Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться «героические» жития святых, которые создавали «эффект присутствия» христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.
Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.
Да и толковые, образованные священнослужители действовали «ради дела», а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.
Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.
Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.
А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.
Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.
Древнерусский волхв на капище
Причины ослабления Старой Веры на Руси.
Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.
Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.
Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.
Когда праславяне «путешествовали» — у них была одна общая вера. Не было особых различий между родами. Все верили в Рода и Богов. Но, когда племена стали вести оседлый образ жизни у них стали появляться различия в пантеонах, увлечения культами отдельных богов, которые разделяли их между собой. И ослабили старую веру.
С появлением центров и государства, процесс обращается вспять, и…
Тут приходит христианство.
Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:
Первая причина — недостаток носителей информации и правильной подачи. В данном случае носителями являются не только тексты, но и священнослужители. Дело в том, что традиция передавалась в большинстве своём устно, как у индусов. Жрецы в большинстве были местные, обычно это были старейшины в деревнях или в городах. Кроме этого были жрецы, которые путешествовали по селениям (волхвы). Путешествующие жрецы гадали, проводили различные обряды и распространяли информацию. Естественно, когда волхв уходил, всё возвращалось на круги своя. Новости и идеи распространялись медленно. С другой стороны в городах происходило взаимопроникновение культур и идей. И часто, в городах и в глухих деревнях были разные мысли. Новые идеи не могли распространиться на деревни, т.к. не хватало возможностей. Так получалась неразбериха. Единственным критерием распространения идеи был авторитет человека. Христиане первым делом уничтожили волхвов и капища, чем прервали обучение и распространение информации.
Вторая причина — отсутствие организации у представителей старой веры. В более древние времена не было необходимости в сложной организации, в связи с тем, что вера была частью и продолжением культуры и быта нашего народа. Кроме того у каждого племени были свои служители и свой взгляд на божественное. А ещё сказывается появление расслоения общества на сословия и его последствия. Устанавливаются семьи купцов, появляется дружина профессиональных воинов, деревни ремесленников. И в связи с этим появляются местечковые увлечения богами покровителями.
Но когда у славян появляются центры вроде Киева и Новгорода, появляются обширные связи между племенами и с соседними народами посредством торговли. Подходит такое время, когда становится необходима организация, но она не успевает быть создана.
Третья причина — понятия о свободе у славян, которые позволяли другим право на свою веру. Так люди морщились, но мирились с христианами. Так современные христиане морщатся, но мирятся с мусульманами. Так тихой сапой, идея христианства на Руси захватывала новые и новые умы вплоть до крещения.
Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.
Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя «Владимир» звать.
Разобщённые группы по всей России. Общины — у каждой свой пантеон и набор идей. Нет ни центра, нет и достойных личностей, чтобы за ними могли все объединиться. Всё это распугивает людей и мешает объединению больше, чем различные политические взгляды. Взгляды можно хоть обосновать, а непонятные догматы — нет.
В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.
Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.
А что касается учений, которые есть, в большинстве своём они являются «франкенштейнами религий мира» и не проходят проверку мировоззрения человека старой веры. А лидеры этих учений, только популяризаторы, но никак не вожди. Ими движут различные причины от материальных, до психических. Но никак не стремление к объединению. Они устоялись в своих взглядах, и не способны допустить, что в чём-то ошиблись. Ведь они изначально заявили, что их взгляд — единственно верный.
С нашей стороны мы можем лишь собирать крохи информации из всей охапки различных идей, что высыпали на нас «новые волхвы». Будем блюсти мудрость предков — здравомыслие. И избегать ошибок прошлого. Глядишь, что-то и получится.
PS. Ну и в заключении вынесу на обсуждение самый главный вопрос который вытекает из вышеизложенного. Что бы было если бы Владимир решил сохранить язычество?
Путь как это сделать понятен – нужно веру превратить в религию. То есть строятся языческие храмы взамен капищ. Пишутся священные языческие книги. Что типа Велесовой книги. Создаётся священная иерархия из волхвов. И т.д. и т.п.. В общем берётся в качестве кальки христианство.
Источник — http://ari.ru/news/4fe7ad217
Церковь
поддержала запрет Владимира Путина на усыновление российских детей американцами | Россия
Русская православная церковь подверглась нападкам за поддержку нового закона, запрещающего американцам усыновлять российских детей, в конце года, когда она была охвачена скандалом и обвинениями в сговоре со все более авторитарным Кремлем.
Отец Всеволод Чаплин, высокопоставленный священник и представитель церкви, назвал закон «поиском социального ответа на элементарный вопрос: почему мы должны отдавать и даже продавать наших детей за границу?»
В беседе с государственным информационным агентством «Интерфакс» на прошлой неделе Чаплин сказал, что дорога в рай будет закрыта для детей, усыновленных иностранцами. «Они не получат истинно христианского воспитания, а это означает отпадение от церкви и от пути к вечной жизни, в Царствие Божие», — сказал он.
Владимир Путин, президент России, подписал противоречивый закон в пятницу в ответ на новый закон США, который запрещает российским чиновникам, обвиняемым в нарушениях прав человека, ездить в Соединенные Штаты или иметь банковские счета в Соединенных Штатах.
Запрет, фактически направленный против сотен тысяч детей, приговоренных к ветхой системе приютов России, подвергся широкой критике со стороны многих россиян, в том числе некоторых из самых лояльных Путину министров. Позже Чаплин заявил, что закон должен включать исключения для больных детей, нуждающихся в лечении за границей.
Критики говорят, что поддержка церковью закона является последним примером ее подчинения Кремлю, в котором она действует скорее как государственное министерство, чем как независимая духовная организация.
«Все повторяется — это как в 19 веке, когда церковь полностью находилась под властью государства», — сказал Валерий Отставных, теолог и кремлевский критик. «Все было спокойно и хорошо, пока в 1917 году не начали взрывать церкви и все спрашивали: «Зачем?» »
Арест Pussy Riot в этом году привлек внимание к церкви. Когда в феврале члены феминистской панк-группы исполнили песню в московском храме Христа Спасителя, умоляя Деву Марию «изгнать Путина», их целью было подчеркнуть явную политизацию церкви. Патриарх Кирилл, лидер церкви, неоднократно восхвалял Путина во время его спорной президентской кампании, однажды назвав эпоху его правления «чудом Божьим».
Мария Алехина, участница Pussy Riot, отбывающая два года лишения свободы после признания ее виновной в «хулиганстве на почве религиозной ненависти», заявила на суде: «Я думала, что церковь любит всех своих детей, но, похоже, Церковь любит только тех детей, которые верят в Путина».
Дело открыло шлюзы по церковным скандалам, с особым вниманием к ее предполагаемой коррупции. Церковь разбогатела при Путине и получила огромные участки ценной земли и имущества. Он также управляет несколькими предприятиями, в том числе банком. Храм Христа Спасителя содержит на территории несколько фирм, в том числе автомойку и бизнес-центр, который сдает в аренду для проведения конференций.
В начале апреля Патриарх Кирилл был вовлечен в спор из-за принадлежащего ему имущества в Доме на набережной, где когда-то жила советская элита. Ремонт, проведенный его соседом, бывшим министром здравоохранения, вызвал судебный процесс, в котором Кирилл выиграл 20 миллионов рублей (400 000 фунтов стерлингов), которые, как он позже сказал, пожертвует на благотворительность. Судебный процесс показал, что в его квартире проживала женщина, которую назвали «смотрительницей» по имени Лидия Леонова, что вызвало широкое распространение предположений.
Вслед за этим скандалом последовал еще один. Церковь принесла извинения за публикацию на своем сайте фотографии патриарха Кирилла, на которой с его запястья сняты дорогие часы. Breguet за 30 000 долларов все еще отражался на фотографии.
В августе священник разбил БМВ с дипломатическими номерами в центре Москвы. В октябре в Санкт-Петербурге другой священник напал на двух пенсионерок в припадке уличной ярости. Позже в том же месяце российская оппозиция возмутилась после того, как церковь постановила, что священники могут баллотироваться на политические должности. Через две недели государственное информационное агентство РИА-Новости со ссылкой на анонимный источник сообщило, что в московском монастыре обнаружен бордель.
«Церковь тоже сделала много хорошего», — сказал Отставных. «Но церковь как организация должна измениться».
Владимир Путин, Русская православная церковь и русская исключительность
В условиях геополитической конфронтации между Россией Владимира Путина и США и их союзниками мало внимания уделяется роли, которую играет религия либо как формирователь российской внутренней политики, либо как средство понимания международных действий Путина. Роль религии долгое время не принималась во внимание при изучении государственного управления (хотя в последнее время она переживает некоторый ренессанс), однако нигде она не играла более заметной роли — и, возможно, нигде ее важность не была столь непризнанной. — чем в ее роли в поддержке Российского государства и нынешнего места России в мировых делах.
И хотя много внимания уделялось растущему авторитаризму Кремля и поддержке путинского режима со стороны российских олигархов, которых Путин обогатил за счет своего кланового капитализма, мало уделялось не менее важной роли Русская Православная Церковь помогает сформировать нынешнюю систему России, поддерживает режим Путина и публично смешивает миссию Российского государства под руководством Владимира Путина с миссией Церкви. Действия Путина в тесной координации с Русской православной церковью по сакрализации русской национальной идентичности стали ключевым фактором, сформировавшим все более авторитарные наклонности российского правительства при Путине и укрепившим его общественную поддержку, и их необходимо понять, чтобы понять международное поведение России. .
Тесные отношения между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Российским государством, основанные на общем, богословски обоснованном видении русской исключительности, — явление не новое. Во времена царя русский правитель рассматривался как богоизбранный правитель русского народа, которому было поручено представлять уникальный набор ценностей, воплощенных в русском православии, и почитался как «Святой Православный Царь». Сегодня РПЦ и Кремль вновь разделяют похожее видение российской исключительности, и многие россияне начинают воспринимать Владимира Путина в похожем ключе — восприятие, поощряемое как Путиным, так и Церковью, каждая из которых видит других в качестве ценного политического союзника и считает свои миссии взаимосвязанными.
70 с лишним лет советской власти нанесли ущерб Церкви. Церковь подвергалась жестоким притеснениям, многие ее священнослужители были заключены в тюрьмы, подвергнуты пыткам и/или казнены. Часть его также была кооптирована советским государством, и многие священнослужители стали информаторами КГБ. (Давно ходили слухи, что Кирилл, нынешний Патриарх или «Папа», если хотите, РПЦ, имеет связи в КГБ. за надзор за религиозными группами, вполне возможно, что эти двое мужчин знали друг друга в течение тридцати лет.) Как только Советский Союз пал в 1991 года РПЦ начала работу по восстановлению своей прежней доминирующей роли в российском обществе. Сначала у него была конкуренция за верующих и за влияние в религиозной сфере России. В новой открытой среде 1990-х годов поток западных миссионеров, включая евангелистов, католиков, мормонов, свидетелей Иеговы и т. д., открыл миссии в бывшем Советском Союзе и в духовном вакууме, который сопровождал падение атеистического Советского Союза. Эти миссионеры нашли благодатную и восприимчивую почву, заставив РПЦ опасаться, что ее возможность восстановить свое социальное влияние будет упущена, и она станет просто одной из многих религиозных организаций в России, а не доминирующим религиозным институтом и формирователем культуры. В ответ РПЦ успешно подтолкнула правительство к принятию закона в 19№ 97, ограничивший свободу религиозного исповедания конфессий, считающихся «иностранными» по происхождению, и вернувший РПЦ на место водителя с точки зрения ее способности формировать зарождающуюся национальную культуру.
Русский национализм начал расти вместе с распространением влияния РПЦ в обществе и уменьшением влияния альтернативных религиозных групп. Это ограничение свободы вероисповедания со стороны групп, не принадлежащих к РПЦ, и привилегирование РПЦ также положило начало тенденции к усилению ограничений прав граждан и началу медленной смерти зарождающейся российской демократии, показывая, что свобода вероисповедания во много раз первая свобода, которая будет ограничена государством. Его кончина обычно является метафорической канарейкой в угольной шахте, указывающей на то, что существует нездоровая политическая атмосфера и что другие свободы вскоре также будут ограничены. С точки зрения церковно-государственных отношений это привилегированное положение РПЦ в российском обществе положило начало политическому союзу между РПЦ и Российским государством, который все теснее и формализовался при Путине и был выгоден обеим сторонам.
Когда Путин пришел к власти, он проницательно отметил полезную роль РПЦ в разжигании национализма и тот факт, что она разделяет его взгляды на роль России в мире, и начал работать над усилением роли Церкви в российском обществе. В начале его президентства российская Дума приняла закон о возврате всего церковного имущества, захваченного в советское время (один только этот закон сделал РПЦ одним из крупнейших землевладельцев в России). За последние полтора десятилетия Путин приказал государственным энергетическим компаниям выделить миллиарды на восстановление тысяч церквей, разрушенных при советской власти, и многие из тех богатых олигархов, которые его окружают, являются преданными сторонниками РПЦ, которые внесли свой вклад в растущее влияние церкви во многих отношениях. Около 25 000 церквей РПЦ были построены или перестроены с начала 19 века.90-х годов, подавляющее большинство которых было построено во время путинского правления и во многом благодаря его поддержке и поддержке тех, кто находится в его ближайшем окружении. Кроме того, РПЦ были предоставлены права, которые значительно повысили ее роль в общественной жизни, в том числе право преподавать религию в государственных школах России и право пересматривать любые законы в российской Думе.
Клей, скрепляющий союз Владимира Путина и РПЦ и более всего объясняющий их взаимоподдерживающие действия, — это их общее, сакрализированное видение русской национальной идентичности и исключительности. Россия, согласно этому видению, не является ни западной, ни азиатской, а, скорее, уникальным обществом, представляющим уникальный набор ценностей, которые, как считается, вдохновлены Богом. Главным идеологом Кремля в этом отношении является Александр Дугин (хороший обзор исторических корней философии Дугина и его влияния на российское правительство см. здесь). Согласно этому видению отношений между церковью, государством и обществом, государство доминирует, РПЦ сотрудничает с государством, а отдельные лица и частные организации поддерживают как церковь, так и государство. Это обеспечило идеологическое оправдание подавления Путиным инакомыслия и обоснование сотрудничества Церкви с Кремлем в подавлении групп гражданского общества или других религиозных групп, придерживающихся инакомыслия. А враждебное отношение РПЦ к деятельности других религиозных групп в России совпадает с враждебностью Путина, который рассматривает независимую религиозную деятельность как потенциальную угрозу своему режиму.
На международном уровне миссия России состоит в том, чтобы расширить свое влияние и власть до тех пор, пока она не станет господствовать на евразийском континенте, посредством сильного центрального российского государства, контролирующего эту обширную территорию и связанного с РПЦ как рукой русской нации, осуществляющей свое культурное влияние. Это видение российской исключительности вызвало широкий резонанс в России, что во многом объясняет высокие результаты голосования Путина. Путину удалось не только передать себе общественное доверие, возлагаемое большинством россиян на РПЦ, но и облачиться в атрибуты чуть ли не покровителя России. Таким образом, конфликт между Россией и Западом изображается как РПЦ, так и Владимиром Путиным и его сторонниками как не что иное, как духовно-цивилизационный конфликт. Если кто-то думал, что войны Европы из-за религии закончились в 1648 году, то нынешнее противостояние с Россией показывает, что это не так.
Резкое выражение мускулистой российской исключительности и роли Путина как защитника русской нации становится все более важным для Кремля в последние три года или около того — сначала в ответ на уличные протесты в Москве, сопровождавшие переизбрание Путина. на пост президента в марте 2012 года, и особенно в последние 18 месяцев, поскольку экономический кризис в России подорвал предыдущую основу внутриполитической легитимности Путина. Легитимность путинского режима до относительно недавнего времени основывалась на его способности повысить уровень жизни для всех и обогатить окружающих его олигархов за счет высоких цен на энергоносители, которые принесли в Россию поток денег. Путинская система неэффективного кланового капитализма, оставившего экономику слаборазвитой и чрезмерно зависимой от мировых цен на энергоносители, работала до тех пор, пока цены на энергоносители оставались высокими, а у России сохранялись отношения сотрудничества с Западом. После краха этой модели из-за резкого падения цен на энергоносители, воздействия западных санкций и растущего антагонизма с Западом ему было полезно изобразить себя защитником российской нации, окруженной враждебный Запад полон решимости переделать Россию по своему образу и подобию. Цель Запада, заявляет Кремль, состоит в том, чтобы распространить либеральные западные ценности в России и тем самым ослабить русский национальный характер и сохранить Россию слабой и разделенной. Поэтому российская нация должна оставаться единой под руководством Путина и крепко держаться своей самобытной национальной идентичности. Путин настолько успешно связал свою судьбу с судьбой русского народа, что в прошлом году высокопоставленный чиновник российского правительства заявил: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». Невероятно высокие рейтинги одобрения Путина свидетельствуют о том, что это сообщение, повторяемое подконтрольными Кремлю СМИ и подкрепляемое РПЦ, чье влияние в российском обществе и культуре столь обширно, было широко воспринято российской общественностью.
Идя дальше, взгляд на Путина как на квазисакральную фигуру становится все более распространенным по всей России. В Санкт-Петербурге, родном городе Путина, его изображают в виде ангела, протягивающего руки и благословляющего жителей города. Буквально в минувшие выходные в Санкт-Петербурге открыли бюст Путина в облачении римского императора. Секты внутри РПЦ почитают Путина как реинкарнацию апостола Павла и даже молятся ему. Проводя аналогию с опытом обращения апостола Павла по дороге в Дамаск, эта секта считает, что так же, как Павел преследовал христиан, а затем стал их лидером, Путин когда-то был частью КГБ, который преследовал Церковь, и теперь он работает над укреплением Это. (Хотя, пожалуй, небезынтересно отметить, что лидер этой секты начала так высоко хвалить Путина только после того, как ее начальство в РПЦ попросило ФСБ (преемницу КГБ) начать за ней слежку. государственная слежка прекратилась.)
Русская православная концепция духовника, поощряющая почти полное почтение к церковной иерархии и духовенству, понятна большинству россиян и является определяющим аспектом русской культуры. Эта широко понимаемая богословская концепция проложила путь россиянам к принятию и защите путинского авторитаризма и видению в нем духовного отца страны. Известно, что правительственные чиновники, а также религиозные лидеры говорят о Путине в квазирелигиозных терминах. Владислав Сурков, который занимал различные руководящие должности в окружении Путина, включая заместителя премьер-министра, назвал Путина «человеком, которого судьба и Господь послали в Россию».
Было бы неверным сказать, что между Кремлем и Церковью не было случайных конфликтов, что поддержка Кремля была единодушной внутри Церкви, но всякое противодействие было пресечено в зародыше, а общественная поддержка Иерархия РПЦ путинского режима стала еще сильнее с тех пор, как Путин вернулся на пост президента. Когда-то считавшийся либералом, патриарх Кирилл поддерживал Кремль и тогдашнее правительство президента Медведева, когда Кирилл стал патриархом в 2009 году., но протесты, омрачившие возвращение Путина на пост президента в начале 2012 года, стали поворотным моментом. Поначалу Кирилл не сразу пришел на помощь Путину и даже сделал комментарии, туманно поддерживающие требования протестующих. Однако после того, как в подконтрольных Кремлю СМИ начали появляться статьи, демонстративно критикующие Кирилла за расточительные материальные блага, он пошел на поводу, повторяя сделанные им в предыдущие годы предупреждения об «апокалипсисе», если либерализму западного образца будет позволено стать доминирующим в стране. Россия. С тех пор Кирилл оказывает Путину полную духовную и политическую поддержку, называя его «чудом Божьим» и принижая «пронзительные вопли» политических противников Путина.
Внутри Церкви тем, кто осмелится высказать что-либо критическое в адрес Путина, грозит лишение сана и публичное унижение. Когда священник, ответственный за служение в сибирском лагере, в котором находился бывший миллиардер, ставший критиком Путина Михаилом Ходорковским, имел неосторожность заявить, что считает Ходорковского политическим заключенным, его лишили сана и заставили каяться на коленях. . Однако большинство священнослужителей, похоже, решительно поддерживают роль Путина как лидера Святой Православной Руси, а некоторые не скрывают, что надеются, что Россия находится на пути к теократии.
Насколько велико влияние РПЦ в российском обществе, показывают данные опросов, которые показывают, что подавляющее большинство россиян идентифицируют себя как православные (оценки варьируются от 68 до 90%), хотя большинство из них не посещают службы или иным образом публично исповедовать свою веру. На самом деле значительное меньшинство россиян (опросы показали около 30%), которые идентифицируют себя как православные, одновременно называют себя атеистами, что свидетельствует о том, что многие ценят Церковь в первую очередь как символ русской культуры и национальной идентичности, а не как реальное духовное начало. присутствие в их повседневной жизни. Однако как для тех, кто регулярно исповедует свою веру, так и для тех, кто рассматривает русское православие в первую очередь как культурный символ, Церковь имеет глубокий источник общественного доверия, и подавляющее большинство россиян разделяет церковное видение русской национальной исключительности и подозрение к Запад. Путин успешно подключился к этому колодцу общественного доверия, облачившись в атрибуты чуть ли не святого покровителя России. А из-за глубины и широты влияния РПЦ в России поддержка Церкви помогла смягчить любые возникающие волнения во время его правления.
Антиамериканизм, который является важной частью воинственного путинско-китайского видения исключительности России, нашел благодатную почву для широких слоев российской общественности, и хотя российские СМИ, контролируемые Кремлем, играют определенную роль в формировании таких мнений , это русское мышление не зависит от разжигания СМИ — глубоко укоренилось мессианское чувство национальной идентичности.
Только что опубликованный опрос Левада указывает на тревожную тенденцию среди россиян: почти 60% считают, что Соединенные Штаты представляют серьезную угрозу для их страны (рост на 12% с 2007 г.), 40% считают, что Соединенные Штаты, возможно, попытаются взять под контроль российскую экономику, 31% считают, что Вашингтон действительно может попытаться вторгнуться в Россию и оккупировать ее, и, что, пожалуй, самое главное, 36% убеждены, что США пытаются навязать России свою (чуждую и декадентскую) систему ценностей общество.
Некоторые аналитики утверждают, что, в отличие от времен холодной войны с Советским Союзом, нынешний конфликт между Россией и США основан на национальных интересах, и что идеология не является главным фактором. Сам президент Обама уверял нас, что идеология не играет роли в нынешнем противостоянии с Россией.
Однако влиятельная и крайне националистическая роль РПЦ в российском обществе, то, как Путин сакрализовал русскую национальную идентичность, и восприимчивость многих россиян к этому посланию со стороны Кремля и Церкви, все они показывают, что нынешний конфликт является не меньшим идеологическим конфликтом, чем холодная война.