Правительство советского союза: Главы правительства СССР — Время СССР

Содержание

Главы правительства СССР — Время СССР


















СССР: Главы Правительства: 1923-1991

Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
6 июля 1923 — 21 января 1924Ульянов (Ленин) Владимир Ильич*
21 января 1924 — 2 февраля 1924вакансия [1]
2 февраля 1924 — 19 декабря 1930Рыков Алексей Иванович
19 декабря 1930 — 6 мая 1941Молотов Вячеслав Михайлович
6 мая 1941 — 15 марта 1946Сталин Иосиф Виссарионович
Председатель Совета Министров СССР
19 марта 1946 — 5 марта 1953Сталин Иосиф Виссарионович (x)
5 марта 1953 — 8 февраля 1955Маленков Георгий Максимилианович
8 февраля 1955 — 27 марта 1958Булганин Николай Александрович
27 марта 1958 — 15 октября 1964Хрущев Никита Сергеевич
15 октября 1964 — 23 октября 1980Косыгин Алексей Николаевич
23 октября 1980 — 27 сентября 1985Тихонов Николай Александрович
27 сентября 1985 — 14 января 1991Рыжков Николай Иванович
Премьер-Министр СССР
14 января 1991 — 22 августа 1991Павлов Валентин Сергеевич
22 августа 1991 — 5 сентября 1991вакансия
Руководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР [2]
6 сентября 1991 — 20 сентября 1991Силаев Иван Степанович
Председатель Межреспубликанского экономического комитета СССР
20 сентября 1991 — 14 ноября 1991Силаев Иван Степанович (x)
Председатель Межгосударственного экономического комитета – Премьер-Министр Экономического сообщества
14 ноября 1991 — 26 декабря 1991Силаев Иван Степанович (x)





Примечания:
[1]В период вакансии в должности Председателя Народных Комиссаров СССР (21 января 1924 — 2 февраля 1924) фактическое исполнение обязанностей осуществляли:
 Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР
 






6 июля 1923 — 2 февраля 1924Рыков Алексей Иванович (x)
6 июля 1923 — 16 января 1926Каменев Лев Борисович
6 июля 1923 — 8 мая 1928Цюрупа Александр Дмитриевич
6 июля 1923 — 21 мая 1925Чубарь Влас Яковлевич
6 июля 1923 — 21 мая 1925Орахелашвили Мамия (Иван) Дмитриевич
[2]Продолжал оставаться в должности Руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР до 19 декабря 1991 г. , когда комитет был упразднен Указом Президента РСФСР № 299.
*Полужирным выделены главы советского правительства, являвшиеся фактическими главами СССР

Источник: www.praviteli.org

См. также:

  • Биографии выдающихся деятелей
  • Номинальные главы СССР
  • Главы правительства СССР


Номинальные Правители

Понравилась статья? Поделись ссылкой!

Похожие статьи:

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

— Любой -АбаканАбатскоеАвтополигонАганАгаповкаАгидельАгиришАзиатская, п.Айкино, с.АккоАксайАксаркаАкъярАлейскАлександров ГайАлтай, с.АлтайскоеАлупкаАлябьевский (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)АнадырьАндреевка (Республика Башкортостан)Анжеро-Судженск (Кемеровская область)АнкараАнниноАпатитыАрадАрамильАргаяш, с. АрзамасАриэльАрлюк, п.ст.АрмавирАрмизонскоеАромашевоАрсеньевАрхангельскАсиноАскаровоАскиноАстраханьАфулаАчинскАшаАшдодАшкелонБ. СорокиноБагдарин, с.Баево, с.БайкаловоБаймакБака-аль-ГарбияБакалыБакуБалаковоБалашихаБанниковоБаня-ЛукаБаранчинскийБаргузинБарнаулБарселонаБарсовоБат-ЯмБатайскБейт-ШеанБейт-ШемешБейтар-ИлитБеково, р.п.БелгородБелградБелебейБеловоБелозерскоеБелокурихаБелоозерскийБелорецкБелоярскБелоярскийБелоярский, пгтБелый ЯрБердюжьеБерезово, пгт.БерезовскийБерезовский (Свердловская область)БеркутБерлинБеэр-ШеваБигилаБийскБикинБилимбай, п.БиробиджанБирскБишкекБлаговещенскБней-БракБобровоБогандинскийБогдановичБогородскоеБокситогорскБолгарБолотноеБолчары, с.Большая Мартыновка, сл.БольшевикБольшетархово, с.БольшеустьикинскоеБольшое СорокиноБорБорисовка, с.БоркиБоровинкаБоровскийБоровскоеБородиноБратскБредыБрестБронницыБрянскБудапештБуланашБуланиха, с.БураевоБухарестВагайВалдайВаргашиВаршаваВаховскВашингтонВеликие ЛукиВеликий НовгородВенаВереяВерхнеказымский, п.ВерхнеуральскВерхнеяркеевоВерхние ТатышлыВерхний УфалейВерхняя Пышма (Свердловская область)ВерхотурьеВеселоярск (Алтайский край)ВидноеВикуловоВинзилиВиноградовскийВифлеемВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВолжскийВологдаВолховВолчанск (Свердловская область)ВольскВоркутаВоронежВоскресенскВыборгВыездное, р. п.ВысоковскВьентьянГаджиевоГатчинаГвардейское, пгтГенеральское, с.ГеоргиевскГерцлияГиват-ШмуэльГиватаимГлазовГляденьГолицыноГолышмановоГомельГорки-2Горно-АлтайскГорноправдинскГороденкаГоршковоГорьковкаГорюновоГрозныйГрэсГубкинскийГуковоГурзуфГурьевскДавлекановоДагомысДалматовоДачное (Республика Татарстан)ДегтярскДеденево, пос.Дедовичи, п. (Псковская область)Демьянка (Тюменская область)ДзержинскДиксонДимонаДмитровДнепрДобринкаДовольное, с.ДолгодеревенскоеДолгопрудныйДомодедовоДрезденДроноваДубнаДубровкаДудинкаДушанбеЕгорьевскЕкатеринбургЕлабугаЕлатьмаЕлыкаево, с.ЕльцовкаЕманжелинскЕмбаевоЕрмолиноЕршовЕткульЖелезногорскЖердевкаЖуковскийЖуравлево (Кемеровская область)ЗаводоуковскЗавьяловоЗайцева речка, сп. (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)Залари, п.ЗалесовоЗаполярный (Мурманская область)ЗаречныйЗаринскЗвёздный городокЗеленоборскЗимовники, п. ЗлатоустЗлоказово, с.ЗмеиногорскЗнаменскоеЗональное, с.ИвановкаИвановоИвня, п.ИгаркаИглиноИгримИерусалимИжевскИзлучинскИкшаИланскийИльинско-Подомское, с. ИнтаИрбитИркутскИсетскоеИскаИсса, пгт.ИстраИсянгуловоИсянгуловоИшимИшимбайЙехуд-МоноссонЙокнеамЙошкар-ОлаКабанскКазанскоеКазаньКазымКалансуаКалач-на-ДонуКалининградКалтанКалтасыКалугаКамаКаменск-УральскийКаменск-ШахтинскийКамень-на-ОбиКамышинКанашево, с.КанскКарабашКарагандаКарасукКаргасок, с.КаркатеевыКармаскалыКармиэльКарпинскКарталыКасимовКаскараКаслиКатав-ИвановскКатравож, п.Кафр-КасемКашиноКемеровоКерчьКетовоКиевКижингаКизильскоеКиргиз-МиякиКириши (Ленинградская область)КировКировскКирьят-АтаКирьят-БяликКирьят-ГатКирьят-МалахиКирьят-МоцкинКирьят-ОноКирьят-ШмонаКирьят-ЯмКиселевск (Кемеровская область)КичигиноКишинёвКлепиково, с.КлинКлючи, с.КогалымКожевниково, с.КолесниковоКоломнаКолпашевоКолывань, р.п.КоммунистическийКомратКомсомольск-на-АмуреКомсомольскийКондинскоеКонстантиново (Рязанская область)КопейскКоркиноКоролёвКорсаковКоряжмаКостанайКостромаКотельникиКотовскКрабозаводское, с.Красная ГоркаКрасноармейскКраснобродский, пгт.КрасногорскКраснодарКраснознаменскКраснообскКрасносельское (Челябинская область)КраснотурьинскКрасноуральскКрасноярскКриулино (Свердловская область)КронштадтКуала-ЛумпурКузнецкКуйбышевскКулундаКумертауКуминскийКунашакКупиноКурганКурсавкаКурскКуртамышКурчатовКусаКушваКфар-СаваКызылКыштымКяхтаЛабытнангиЛангепасЛарёвоЛебедевкаЛебяжьеЛевашовоЛенино, пгтЛенинск-КузнецкийЛермонтово, с. Лесниково, с.ЛеснойЛеуши, п.ЛипецкЛиственичныйЛобняЛодЛодейное ПолеЛомоносовЛондонЛосино-ПетровскийЛотошиноЛугаЛуговойЛуговскойЛунино, р.п.ЛуховицыЛысые горы, р.п.ЛыткариноЛыхма (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ЛюбаньЛюблянаЛянторЛяховоМаале-АдумимМаалот-ТаршихаМагаданМагасМагнитка, п.МагнитогорскМадридМайкопМайма, с.Малаховка, пос.Малеевка (Московская область)Малиновка, п.Малиновский (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)Малокурильское, с.МалоязМалый Атлым, с.МалышеваМаранка, с.Марушка, с.МарфиноМаслянино, р.п.МаслянскийМахалино, с.МахачкалаМашковоМегионМедыньМеждуреченскМеждуреченскийМелеузМесягутовоМиассМиасскоеМигдаль-ха-ЭмекМизоновоМинскМинусинскМихайловкаМичуринскМишкино с. Модиин-ИлитМодиин-Маккабим-РеутМожайскМокшан, р.п.Молодежный (Московская область)МолочныйМончегорскМорткаМоскваМосковскийМосрентгенМошковоМраковоМужиМулымья, с.п.Мундыбаш, пгт.МуравленкоМуриковоМурманскМытищиМюнхенНабережные ЧелныНавашиноНагарияНадымНазаретНазарово, п.НальчикНаро-ФоминскНаровчатка, п. Нарьян-МарНацрат-ИллитНекрасовскийНелидовоНемчиновкаНесвижНетанияНетивотНефтекамскНефтеюганскНешерНижневартовскНижний НовгородНижний ТагилНижняя СалдаНижняя ТавдаНикель (Мурманская область)Николаевка, д.Николо-БерезовкаНикольскНовая заимкаНовичиха (Алтайский край)НовоаганскНовоалександровкаНовоалтайскНовоаннинскийНовобелокатайНовоегорьевскоеНовоивановскоеНовокузнецкНоволыбаевоНоворомановоНовоселезневоНовосибирскНовосиньково (Московская область)НовотарманскийНовоуральскНовочеркасскНовошипуново, с.Новый ПутьНовый УренгойНогинскНорильскНоябрьскНур-СултанНяганьНязепетровскОбнинскОбъячево, с.ОбьОзерскОзёрыОктябрьский (Республика Башкортостан)Октябрьский, п. (Челябинская область)Октябрьское, Ханты-Мансийский автономный округОктябрьское, Челябинская областьОкуловкаОкунёвоОленегорскОлонецОльховкаОмскОмутинскоеОнохиноОпочкаОр-АкиваОр-ЙехудаОрджоникидзевскоеОрелОренбургОрехово-ЗуевоОрловкаОсинникиОстровОфакимОхаОхтеурье, сп.ОчёрП. им. МамонтоваПавловскПадунПарабель, с.ПекинПензаПервомайское, п.ПервоуральскПересветПермьПершиноПетергофПетровскПетровское (Московская область)ПетрозаводскПетропавловкаПетропавловка, с. (Челябинская область)Петропавлоск-КамчатскийПечорыПионерскийПионерский, пгт.ПластПлатоновкаПлесПлотниково (Кемеровская область)ПодольскПодосинки, пос.ПойковскийПокачиПокур, сп.ПоловинкаПолярныйПорховПоселки, с.посёлок Совхоза Будённовец (Дмитровский городской округ, Московская область)ПочинокПрагаПреображенскаяПрииртышскийПриобье, гп.ПриозерскПриполярный (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ПрокопьевскПротвиноПрохоровкаПсковПуровскПуршевоПушкинПушкиноПущиноПыть-ЯхПышма, пгтПятковоРаананаРадужныйРаевскийРамат-ГанРамат-ха-ШаронРаменскоеРамлаРассветРахатРебриха, с.РевдаРегенсбургРежРеутовРеховотРимРишон-ле-ЦионРовноРогачевоРостов-на-ДонуРош-ха-АинРошальРощинскийРубцовскРузаРузаевкаРусскийРыбинскРыбноеРыбное, пос.РяжскРязаньСакиСалаватСалехардСалымСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСасово СаткаСахнинСаяногорскСаянскСветлогорск, п.Свободный, п.СдеротСевастопольСеверо-Енисейский (Красноярский край)СеверобайкальскСеверодвинскСевероморскСевероуральскСеверск (Томская область)СелятиноСергиев ПосадСергиноСеребряные ПрудыСередаСеровСерпуховСестрорецкСетовоСеулСибайСибирскийСимферопольСингапай, сп. Синий БорСитне-ЩелкановоСкалистый (Челябинская область)СкопинСкоропусковский, п.СлавгородСладковоСланцыСмирных (Сахалинская область)СмоленскСнежинскСнежногорскСоветская ГаваньСоветскийСолнечногорскСолнечныйСолонешноеСортавалаСорумСосновкаСосново-Озерское, с.СофияСочиСпас-ЗаулокСпасскСредняя АхтубаСростки, с.СтавропольСтарая ЗаимкаСтарая ЛадогаСтароалейскоеСтаробалтачевоСтарокуктовоСтаросубхангулово, с.СтерлитамакСтрежевойСтрехниноСтуденческий, п.СтупиноСузунСургутСухой ЛогСызраньСыктывкарСысертьТабуныТаганрогТаежный (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ТазовскийТайбеТайгаТалдомТалинка (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ТалицаТамбовТамраТарасковоТарко-СалеТатарскТашкентТверияТверьТель-АвивТимоново (поселок)ТираТираспольТират-КармельТихвинТоболовоТобольскТогучинТолбазыТомскТопкиТосноТрёхгорныйТроицкТроицкий (Белгородская область)Троицкое, с.ТуапсеТуймазыТулаТунгор, с.Туринск (Свердловская область)ТуртасТюменьУватУвельскийУгловское, с.УдимскийУйскоеУлан-БаторУлан-УдэУльт-ЯгунУльяновскУмм-эль-ФахмУнъюганУпоровоУрайУральскУренгойУрюпинскУсинскУсовоУспенкаУсть-КалманкаУсть-КатавУсть-КачкаУсть-Кокса, с. Усть-Кулом, с.Усть-Кяхта, с.УфаУчалыУчкекенУшья, д.Уяр (Красноярский край)Федино (Московская область)ФедоровкаФедоровский, гп.ФедурновоФеодосияФершампенуаз, с.ФроловоХабаровскХабарыХадераХайфаХанойХанты-МансийскХанымейХарсаим, с.ХельсинкиХимкиХод-ха-ШаронХолонХомутининоХоринск, с.ХотьковоЦелина, п.ЦелинныйЦентральный, пос. (Челябинская область)ЦфатЧайковскогоЧалтырь, с.ЧандигархЧантырья, п.ЧаныЧастоозерье (Курганская область)ЧебаркульЧебоксарыЧекмагушЧелябинскЧервишевоЧеремшанка, с.ЧерепановоЧереповецЧеркесскЧерноголовкаЧерногорскЧерноморскоеЧерняховск (Калининградская область)ЧесмаЧеховЧистопольЧитаЧишмыШадринскШаляШамары, п. Шаран (Республика Башкортостан)ШатураШаховскаяШахтыШацкШевляковоШеметово, с.ШефарамШилово, р.п.Шипицино, пгтШугур, д.ШумихаШурупинскоеШушарыШушенское, пгт.ЩёлковоЩучьеЭйлатЭлектростальЭлистаЭльадЭнгельсЮганская Обь, сп.ЮгорскЮграЮжно-Курильск, пгт.Южно-СахалинскЮжноуральскЮжный, п.Юмас, п.ЮргаЮргинский, п.ЮргинскоеЯвнеЯгодный, п.ЯзыковоЯкутскЯлтаЯлуторовскЯнаулЯнгелька, п. ЯрЯр-СалеЯренск, с.ЯрковоЯрославльЯхромаЯя

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

В Советском Союзе республиками управляли однопалатные Верховные Советы с депутатами, избираемыми сроком на 4 года. Также были назначены республиканские Президиумы, Совет Министров, Верховные Суды. Законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала местным, областным и районным партийным организациям. Региональные партийные боссы контролировали все.

В Китае местное самоуправление состояло из народных советов, представители которых избирались на уровне коммун, районов и провинций. Но часто самыми влиятельными людьми были региональные партийные боссы, назначаемые национальным правительством. Коммунистическая партия сохраняла контроль по всей стране через сеть комитетов, которые контролировали управление местными органами власти, университетами, промышленностью, школами и армейскими частями страны. Этих комитетов были десятки тысяч, и практически каждый гражданин должен был отчитываться хотя бы перед одним. Местные чиновники обычно назначались высокопоставленными чиновниками и утверждались партийными комитетами.

Границы государств и регионов бывшего Советского Союза часто основывались больше на прихотях Сталина и Хрущева, чем на фактах истории, демографии и экономики. Система местного управления представляла собой сочетание централизма и федерализма с определенной степенью автономии, предоставленной местным органам власти. Иногда центральные лидеры не знали о том, что на самом деле происходит на местах по обычным каналам снизу вверх. За каждой провинцией, городом, поселком, префектурой и округом наблюдала параллельная группа местных лидеров и партийных чиновников. В деревнях и городах могли быть выборные главы и мэры, но они, как правило, назначались Коммунистической партией и в любом случае имели небольшую власть. Шоу заправляли окружные власти под надзором Пекина или Москвы. Они взимали налоги, обеспечивали соблюдение государственной политики и имели юрисдикцию над полицией, которая была уполномочена пресекать религиозную и политическую деятельность. В городах и провинциях самыми влиятельными руководителями были не мэры и губернаторы, а партийные секретари.

Коммунистическая система зависела от легионов полиции, местных партийных и правительственных чиновников, которые обеспечивали соблюдение политики Москвы и подавляли инакомыслие. Предполагалось, что местные органы власти будут контролироваться непосредственно Москвой, но на самом деле они чаще контролировались местными партийными чиновниками и в значительной степени были предоставлены сами себе в получении доходов и предоставлении услуг. Было приложено много усилий для сбора налогов, взяток и управления государственными компаниями для получения доходов.

Во многих деревнях местные вожди и лидеры часто пользовались наибольшей поддержкой населения. Им часто не позволяли занимать должности, потому что они не были членами коммунистической партии. Местные собрания назывались народными конгрессами. Как правило, они организовывались на уровне поселков и традиционно заполнялись членами, назначаемыми Коммунистической партией. Правительство графства часто подпадало под юрисдикцию правительств близлежащих городов, которые, в свою очередь, подчинялись правительствам провинций.

Сельские управы

В советское время власть должна была находиться в руках сельсовета. В действительности она обычно находилась в руках местного комитета коммунистической партии. В Китае деревенских старост часто выбирали открыто. Но реальная власть принадлежала партийному секретарю, который избирался каждые три года на закрытых заседаниях местных членов Коммунистической партии. Процесс отбора часто представлял собой упражнение по патронажу, которым манипулировали городские партийные чиновники, стоявшие на следующем уровне после деревни. На собраниях по отбору было мало разговоров о платформах и политике. Если местный чиновник произносил речь, восхваляя все, что сделал действующий секретарь партии, местные члены повторяли эти чувства в своих речах, и секретарь партии переизбирался. [Источник: Питер Хесслер, The New Yorker]

Деревенские управы обладали достаточной властью. Типичный сельский совет состоял из 18 мужчин и трех женщин-членов коммунистической партии. Те, кто обладал наибольшей властью, часто пользовались наибольшим уважением со стороны других и умели обращаться с высокопоставленными чиновниками. В сельской местности членство в партии может защитить индивидуальные интересы или предоставить возможности, которые иначе были бы невозможны. Люди в деревне, у которых были деловые интересы, часто присоединяются к партии, чтобы защитить эти интересы. Типичные деревенские встречи включали в себя сеансы самокритики и чтение длинных, наполненных жаргоном отрывков из правительственных документов.

Местным чиновникам обычно давали голову, когда чиновники из Москвы совершали инспекционные поездки, и обычно у них было достаточно времени, чтобы нанести новые слои краски, заставить местных жителей вести себя как можно лучше и решить любые проблемы, для расследования которых приехали чиновники.

Районные комитеты

На местном уровне бюрократия Коммунистической партии состояла из миллионов районных комитетов, которые должны были подчиняться вышестоящим, уличным или сельским комитетам. В городах несколько уличных комитетов составляли районный комитет, который, в свою очередь, находился в ведении городской управы или областной управы. Все эти комитеты следовали руководящим принципам, изложенным национальным правительством. Чтобы держать своих членов в узде, местные комитеты часто прибегали к общественному давлению в форме фальшивой критики.

Районные комитеты в городских районах следили за тем, чтобы бедняки были накормлены, о стариках заботились, мелкие преступления привлекались к ответственности, соблюдалось право на одного ребенка и разрешались семейные споры. По большей части улицы в городах были безопасны.

Типичный районный комитет контролировал три квартала и насчитывал около 1000 домохозяйств. Лидер и его или около 30 «лидеров групп» отвечали за развешивание партийных пропагандистских плакатов, проведение еженедельных собраний местной партийной ячейки, на которых объявлялись новые правила и политика. Женщины на пенсии часто оставались на работе. Их иногда называли «детективами со связанными ногами» из-за их шаркающих ног и назойливого поведения. [Источник: Wall Street Journal]

Районы содержались в ведении «хозяев зданий» и их помощников, «сторожей у дверей», которые следили за тем, что происходит почти в каждом доме. Информаторы были повсюду. В Китае шла пословица коммунистической эпохи: «Один китайских часов тысяча; тысяча китайцев наблюдают один». В прежние времена эти организации контролировали почти все стороны жизни человека: выдавали продуктовые карточки, устраивали детские сады, давали билеты на поезд, выбирали, к каким врачам и больницам ходить, решали, кому достанется жилье, устанавливали заработной платы и набранных членов партии.Жизнь некоторых людей по-прежнему контролировалась рабочими подразделениями, но не так часто, как раньше9.0005

Рабочие подразделения часто были основными каналами распределения социальных пособий и осуществления социального контроля. Даже сегодня они хранят файлы на своих членов, и с ними часто приходилось консультироваться по личным вопросам, таким как поездки или дети, и они могли оказывать давление на людей, уменьшая заработную плату и бонусы, отказывая в продвижении по службе и переводах или полностью отказываясь от работы.

В прежние времена браки, разводы, беременность и контроль над рождаемостью контролировались рабочими подразделениями и районными комитетами. Чтобы пожениться, паре требовалось разрешение местного совета и письмо от работодателя о том, что человек не женат. В некоторых случаях работодатели использовали свои полномочия, чтобы вымогать взятки или требовать каких-либо уступок до подачи формы. В большинстве случаев работодатели предоставляли документы, но пары чувствовали себя неловко и смущались, спрашивая разрешения.

Районные комитеты и рабочие группы больше не существуют и не контролируют жизнь людей, как раньше. Их полномочия начали уменьшаться в 1980-х годах в сельских районах с быстрым распадом коммун и передачей земли и полномочий по принятию решений фермерам. Рабочие места в городах начали разрушаться в 1990-х годах, когда государственные предприятия начали разоряться, закрываться или реструктурироваться.

Там, где районные комитеты все еще существуют, их кадры получают около 250 долларов в месяц и выполняют такие обязанности, как помощь безработным в поиске работы, организация усилий по борьбе с преступностью, отслеживание детородных женщин и помощь супружеским парам в сохранении вместе. Кое-где в настоящее время ведутся дискуссии о том, чтобы превратить районные комитеты в небольшие благотворительные организации и нанимать выпускников колледжей вместо женщин на пенсии.

Бюрократия в советское время

В советское время граждан контролировали с помощью сложной системы внутренних паспортов, информаторов и контрольно-пропускных пунктов. В советской системе доминировали «временщики, идеологи и некомпетентные». На заднем плане были какие-то способные люди. Они работали тихо и умело и поддерживали работоспособность системы. Они не пытались сильно выделяться из боязни разоблачить свое коммунистическое партийное начальство.

Текущие операции в стране контролировались Советом министров, огромным бюрократическим аппаратом, контролируемым Коммунистической партией и возглавляемым премьер-министром. Через него иерархия министерств и ведомств, Совет Министров осуществлял директивы Политбюро.

Совет Министров, в состав которого входили Премьер и его заместители, являлся высшим исполнительным органом. Он также назначался Верховным Советом и состоял из председателя, трех первых заместителей председателя, восьми заместителей и около 70 представителей меньшинств или глав организаций министерского ранга. Его председателем был Премьер.

Высшим административным органом был могущественный Совет Министров. Он вносил предложения в Постоянный комитет Политбюро и заботился о повседневных делах страны. Это была огромная бюрократия, контролируемая Коммунистической партией и возглавляемая премьер-министром. Через свою иерархию министерств и ведомств Госсовет выполнял директивы Политбюро. Среди агентств были министерство правды и отдел пропаганды.

Участие в бюрократии было ограничено членами Коммунистической партии и возглавлялось партийной элитой. Она действовала при командной системе определенных рангов, называемой «номенклатурой», в которой каждый знал свое место, свою роль и то, что он должен был делать, думать и говорить. Бюрократы традиционно сопротивлялись изменениям, потому что во многих случаях изменение сделало бы их устаревшими и ненужными.

Кадры и номенклатура

Общие термины, используемые для описания членов коммунистов, включали «аппартчик», мелкий бюрократ; «кадры», группа или член группы сторонников коммунистов; и комиссар, кадровый офицер, ответственный за моральный дух и дисциплину. Слово «комиссар» использовалось для описания руководящих должностей в правительстве Ленина. Ленин и Сталин были председателями Совета Народных Комиссаров, эффективными руководителями Советского Союза. Троцкий был военным комиссаром

Номенклатура была системой коммунистической партии назначения надежных членов партии на ключевые посты в правительстве и других важных организациях. Он также относится к людям как к социальной группе. «Номенклатира» («Потерянные номинанты») представляла собой систему определенных чинов. Его часто использовали для описания партийной элиты советских времен, бюрократического класса. Новая «номенклатура» — это неофициальная сеть влиятельных бюрократов, бывших влиятельных партийцев и офицеров.

Чиновники-коммунисты были известны как кадры. В словаре Oxford University Press Dictionary кадр определяется как «небольшая группа людей, подготовленных для определенной цели или профессии». Старшие кадры в подавляющем большинстве состояли из мужчин. Система партийных и государственных кадров была грубым эквивалентом системы государственной службы во многих других странах. В странах термин «кадр» относился к государственному должностному лицу, занимающему ответственную или управленческую должность, обычно полный рабочий день, в партии и правительстве. Кадр не обязательно должен быть членом Коммунистической партии, хотя человек, занимающий ответственное положение, почти наверняка должен был быть членом партии». Источник: Библиотека Конгресса]

Каждый лидер практически любого уровня должен был быть назначен, одобрен или иным образом санкционирован Коммунистической партией. Цель амбициозных политиков и чиновников заключалась в том, чтобы завоевать место в ЦК, а это вело к губернаторству области или должности регионального партийного секретаря, чтобы в конечном итоге попасть в Политбюро. «Самым действенным инструментом» центральной власти было «право назначать и увольнять губернаторов, партийных секретарей и командующих региональными армиями». Сохранение власти часто было балансом между соперничающими фракциями. Коммунистический правитель должен быть первым среди равных. «Он не может просто издавать указы», ​​— сказал один дипломат журналу Time. «он должен выстроить консенсус».

Согласно журналу Economist, «должностные лица Коммунистической партии функционируют как правящий класс. Они представляют собой самоизбранную группу, никому не подотчетную. Они контролируют правительство и промышленность, суды и парламенты». Разрешены выборы на «народных собраниях», если партия не возражает против кандидатов». оборонительной позиции при… столкновении с жителями Запада. Милосердный, ироничный, уклончивый, с отработанным риторическим искусством, подталкивающий, опровергающий, когда не было призыва к опровержению, отвечавший на вопросы вопросами, он больше фехтовал, чем участвовал в интервью». 0005

Центральный организационный отдел и бюрократия коммунистической партии в Китае

Центральный организационный отдел был обширным и непрозрачным кадровым агентством партии. Эндрю Хиггинс написал в «Вашингтон пост»: «У него нет номера общественного телефона, и на огромном здании, которое он занимает, нет никакой вывески. Хранитель партийных личных дел, отдел занимается ключевыми кадровыми решениями не только в правительственной бюрократии, но и в бизнесе, СМИ, судебной системе и даже в академических кругах. Все его обсуждения секретны. [Источник: Эндрю Хиггинс, Washington Post, 25 июля 2010 г.]

Если бы такой орган существовал в Соединенных Штатах, писал Ричард МакГрегор в своей книге «Партия», он «контролировал бы назначение всего кабинета министров США, губернаторов штатов и их заместителей, мэров крупных городов, глав всех федеральные регулирующие органы, руководители GE, Exxon-Mobil, Wal-Mart и около пятидесяти оставшихся крупнейших компаний США, судьи Верховного суда, редакторы New York Times, Wall Street Journal и Washington Post , боссы телевизионных сетей и кабельных станций, президенты Йельского и Гарвардского и других крупных университетов, а также главы аналитических центров, таких как Брукингский институт и Фонд наследия». [Там же]

Внешняя политика в конечном итоге разрабатывается не министерством иностранных дел, а Центральной руководящей группой партии по иностранным делам, и что военные вопросы решает не министерство обороны, а Центральная военная комиссия партии. Эти и другие партийные группы встречаются тайно.

В «Партии» МакГрегор описал существование сети специальных телефонов, известных как «красные машины», которые стоят на столах самых важных членов партии. Подключенные к закрытой и зашифрованной системе связи, они представляют собой китайскую версию телефонов-вертушек, которые когда-то образовывали пуповину партийной власти на бескрайних просторах советской империи. Все правительства имеют свои собственные защищенные системы связи. Но китайская сеть связывает не только министров и высокопоставленных партийных аппаратчиков, но и руководителей крупнейших государственных компаний — бизнесменов, которые со стороны выглядят как образцы китайского посткоммунистического капитализма.

Местная администрация

Государственными учреждениями ниже национального уровня были местные собрания народных представителей — местные аналоги партийного съезда, чьи функции и полномочия осуществлялись их постоянными комитетами на уровне уезда и выше, когда съезды не заседали. Постоянный комитет состоял из председателя, заместителей председателя и членов. В собраниях народных представителей также были постоянные комитеты, которые стали участвовать в государственной политике, затрагивающей их районы, и их постоянные комитеты, а собрания народных представителей проводили собрания раз в два месяца для контроля за деятельностью правительства на уровне провинций. Пэн Чжэнь описал отношения между Постоянным комитетом и постоянными комитетами более низкого уровня в Китае как «отношения связи, а не лидерства». Далее он подчеркнул, что институт постоянных комиссий направлен на передачу власти нижестоящим уровням, чтобы использовать инициативу на местах для модернизации.

Административным органом этих народных собраний было местное народное правительство. Его местные органы были созданы на трех уровнях: провинций, автономных районов и особых муниципалитетов; автономные префектуры, округа, автономные округа, города и муниципальные районы; и, в основе административной иерархии, административные города. Административные города заменили народные коммуны в качестве основного уровня управления.

Бюрократы традиционно сопротивлялись изменениям, потому что во многих случаях изменение делало их устаревшими и ненужными. Что касается бюрократической элиты Коммунистической партии, Джордж Йео, министр иностранных дел Сингапура, написал в Global Viewpoint: «При правильной работе бюрократия «была меритократической и проникнута глубоким чувством ответственности перед всей страной». Йео сказал Global Viewpoint , «Основные принципы бюрократической элиты, объединяющей всю страну, вряд ли изменятся. Слишком много государственных функций, влияющих на благосостояние страны в целом, требуют централизованной координации».

Поведение коммунистического бюрократа

Коммунистическая бюрократия функционировала в рамках жесткой иерархии и часто действовала в собственных интересах, не реагируя на потребности людей, которым она должна была служить. Это было описано как «множество конкурирующих министерств и бюрократических уровней», определяемое «постоянными отвлечениями на межведомственное перекладывание ответственности и войны за сферы влияния».

Это не была меритократия. «Они часто продвигаются, используя «подставу, подхалимство, воровство и подхалимство» и преследуя свои корыстные цели. При системе покровительства чиновники получали назначения сверху в обмен на вознаграждение снизу. А люди, которые собирали налоги и другие платежи, оставляли часть себе» а остальные передавали начальству.0005

Бюрократы приложили немало усилий, чтобы убедиться, что они не допустили ошибок и не разозлили начальника. Чиновники высокого уровня принимали решения за кулисами, а кадры среднего звена выполняли решения. Один защитник окружающей среды сказал The New Yorker: «Во всех бюро все думали о том, как правильно сказать, чтобы угодить своему боссу. Вместо реальной информации много фейковой информации. Наконец, каждый заботится только о том, что он может получить для себя. Целью становится личное выживание».0005

Бюрократические хлопоты и бюрократия

Поскольку правовые кодексы часто были запутанными и противоречивыми, бюрократы могли интерпретировать их в соответствии со своими целями. Получение одобрения на что-то часто было поиском подходящего человека, обладающего авторитетом, непредубежденностью, желанием и волей, чтобы одобрить это. Один архитектор сказал New York Times: «Вы идете к одному человеку, который говорит «да», а затем другой человек говорит «нет». Мы были почти у цели, и этот человек умер от сердечного приступа, и нам пришлось начинать все сначала с новым человеком. Никто не хочет нести ответственность»

Описывая попытку получить документ об утверждении запланированной встречи, консультант по маркетингу Майкл Диннер написал в International Herald Tribune: «Придя в правительственное учреждение, ваш помощник обнаруживает двух мужчин, женщину и комнату, полную тишины. Двое смотрели на разложенные на столах газеты, а третий глубоко затягивался сигаретой. Мужчины стоят лицом друг к другу за изношенными деревянными столами, заваленными бумагами. Вашему помощнику все еще нужно официальное разрешение на завтрашнюю встречу. В Китае это означает получить официальную «отсечку» ряда документов»9. 0005

«Документы сначала отправляются Номеру Два, который следит за тем, чтобы все бумаги были полными и правильными. Он накладывает свой отпечаток на стопку и направляет вашего помощника к женщине. Женщина делает свой собственный тщательный обзор и добавляет свою отбивную, прежде чем перенаправить вашего помощника к номеру один, члену партии. Номер Один наклоняется вперед, тушит сигарету и начинает читать. «Ты спешишь?», — спрашивает он, указывая вашему помощнику сесть на табурет у стола.

Для достижения успеха требовалось умение ориентироваться в запутанной путанице государственных органов — общегосударственных, провинциальных, городских, уездных и даже поселковых и районных — и иметь дело с определенной долей неясности и не задавать много ненужных вопросов, например, где пришли деньги.

Марк Магнье написал в Los Angeles Times: «Исполнительная власть говорит, что правительственные и партийные чиновники требуют платежей и злоупотребляют своими полномочиями для заключения контрактов и выдачи разрешений. Компании, которые занижают или иным образом злят чиновников, быстро понимают, что самая рутинная проверка может превратиться в кошмар. Хотя с наличными было просто, руководители говорили, что подарки в виде ваучеров в универмагах и ресторанах было труднее отследить, равно как и произведения искусства и акции, оплачиваемые «учебные» поездки, проституток или оплату обучения за границей детей чиновников».0005

Бюрократия и простые люди

В большинстве коммунистических стран от граждан во все времена требовалось иметь при себе удостоверения личности, которые содержали фотографию владельца, идентификационный номер, имя, пол, дату рождения и адреса, а также списки иждивенцев и родственников. Многие также указывали религию человека и содержали информацию о его трудовом стаже (включая причину, по которой человек потерял работу, если он был безработным).

Люди также имели вид на жительство, который давал им право жить в определенном месте. Без этого разрешения им грозило выселение не только из дома, но и из целого города. Бумаги и документы были нужны и для получения квартир, и получения продуктовых карточек и других предметов первой необходимости и льгот. Визы требовались во внутренних паспортах для поездки из одного города в другой; и когда они прибыли в пункт назначения, гости отеля должны были зарегистрироваться в полиции.

Такие простые вещи, как покупка билета на поезд или покупка мяса, могут превратиться в бюрократические кошмары. Разрешение и документы нужны были для самых элементарных вещей, и авторитетные люди неизбежно говорили: иди и повидайся с кем-нибудь еще.

Томас Хаммонд, профессор истории Университета Вирджинии, обнаружил, что даже достать книги из библиотеки было непростой задачей. Сначала ему нужно было разрешение на использование библиотеки, которую он хотел. Когда ему дали разрешение «в принципе», ему нужно было дать архивариусу время собрать свои материалы. Каждую неделю он ходил проверять книги, которые просил. Каждый раз ему говорили «через несколько дней». Через 3,5 месяца ему сказали прочитать несколько книг, которые он уже читал в Соединенных Штатах. Когда он вернулся домой в Вирджинию, в его почтовом ящике было письмо, в котором говорилось, что его книги готовы.¤

Социальное обеспечение и социальное обеспечение советских времен

«Социальный зонтик» социалистической системы Советского Союза номинально гарантировал всем гражданам занятость, здравоохранение, уход за детьми, пенсии и всеобщее качественное образование. Он гарантировал всем еду, жилье и социальные пособия и съедал до 30 процентов государственного бюджета. Льготы были особенно хороши для людей, которые работали непосредственно на государство. Многие люди держались за низкооплачиваемую государственную работу после краха коммунизма не столько из-за зарплаты, сколько из-за льгот.

С колыбели до могилы система социального обеспечения государства обеспечивала бесплатное образование, дешевое жилье, послешкольный отдых; гарантированные пожизненные рабочие места, пенсии, рабочие лагеря отдыха, бесплатная медицинская и стоматологическая помощь. Женщинам был предоставлен годовой оплачиваемый отпуск по беременности и родам, доступ к бесплатным детским садам и бесплатный аборт по требованию.

Правительство субсидирует театры и концерты; фабрики и больницы организуют экскурсии и поездки и предоставляют рабочим жилые дома, детские сады, спортивные стадионы, дома отдыха, детские летние лагеря, дома культуры, спортивные сооружения, санатории отдыха и реабилитации с вихревыми ваннами, массажами, иглоукалыванием, кислородными коктейлями. , и напитки, обогащенные глюкозой, витаминами и чистым кислородом. Частная благотворительность была запрещена в Советском Союзе, потому что государство должно было удовлетворить все потребности рабочих.

В советской системе социального обеспечения ни предпринимательство, ни трудолюбие не поощрялись. К 1980-м годам многие из более чем 200 миллионов граждан, охваченных этой системой, стали получать меньше пособий или пособий более низкого качества. Советские системы образования и здравоохранения, которые предлагали высококачественные услуги только политической, научной и культурной элите страны, были подорваны инфраструктурными и организационными недостатками, присущими таким централизованно планируемым системам. Советская концепция гарантированной занятости подрывала национальную экономику, поощряя небрежный труд и симуляцию. [Источник: Гленн Э. Кертис, Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian. , The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Последнее обновление: май 2016 г.


Принуждение и участие | Советский Союз: очень краткое введение

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоветский Союз: очень краткое введение Очень краткое введениеСовременная история (после 1945 г.)Европейская историяМеждународная организация (политика)Международные отношенияСовременная история (1700–1945 гг. )История России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоветский Союз: очень краткое введение Очень краткое введениеСовременная история (после 1945 г.)Европейская историяМеждународная организация (политика)Международные отношенияСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Больше

CITE

Lovell, Stephen,

‘Принуждение и участие’

,

Советский союз: очень короткое введение

, очень короткие вступления

(

, Oxford,

,

Oxford Academic

, 24 сентября 2013 г.

), https://doi.org/10.1093/actrade/9780199238484.003.0003,

по состоянию на 5 января 2023 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоветский Союз: очень краткое введениеОчень краткое введениеСовременная история (после 1945 г.)Европейская историяМеждународная организация (политика)Международные отношенияСовременная история (1700–1919 гг.)45)История России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоветский Союз: очень краткое введение Очень краткое введениеСовременная история (после 1945 г. )Европейская историяМеждународная организация (политика)Международные отношенияСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

«Принуждение и участие» показывает, как террористические наклонности советского государства модулировались идеологией массовой социальной мобилизации и коллективизма. «Необходимость» террора во время революции создала мышление и язык для последующих террористических кампаний. Существовал грозный институт насилия, который предлагал козлов отпущения для любой проблемы. Террор был продолжением революционной подозрительности первых большевиков. «Советская» база, захваченная большевиками, была демократической, и понятие народного участия оставалось важным. Послевоенная стабильность привела к тому, что флагманские проекты заменили террор как средство народного участия. В брежневскую эпоху участие пошло на убыль, прежде чем перестройка снова улучшила массовое участие.

Ключевые слова:
Августовский переворот, гражданская война, перестройка, Красная Армия, революция, русская революция, советская

Предмет

Европейская историяИстория России и Восточной ЕвропыНовая история (с 1700 по 1945 г.)Современная история (после 1945 г.)Международные отношенияМеждународная организация (политика)

Серия

Краткие сведения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.