Содержание
Всеволод — III (1176-1212) — кратко
В истории позднего средневековья в восточной Европе центральное место занимает феодальная раздробленность (XII-XIII века). Именно тогда распалась Киевская Русь и начали формироваться новые державы. Одной из ключевых в истории России было Владимиро-Суздальское княжество, на территории которого и образовалась Москва. Периодом расцвета Владимиро-Суздальской державы считается правление Всеволода III.
Краткая биография
Всеволод в 1154 году он был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого, внуком английской принцессы Гиты Уэссекской и Владимира Мономаха, и праправнуком Ярослава Мудрого. Однако его старший брат Андрей Боголюбский сослал Всеволода и других братьев. Они попросили убежища у Византийского императора. Всеволод вернулся на родину только тогда, когда ему исполнилось 15 лет и примирился с Андреем. В 1173 году получил от него право правления в Киеве, но это длилось не долго: всего 35 дней, так как город захватили Ростиславичи из Смоленска.
В 1174 году умер Андрей Боголюбский, и между его братьями начались войны. За Владимирский престол сражались князья Смоленска, Рязани, Чернигова и родные братья Всеволода. Только в 1196 году Всеволод установил единоличное правление и руководил княжеством до своей смерти в 1212 году.
Летописец называет Всеволода «Большое Гнездо», из-за того, что он имел аж 12 детей. Сыновей среди них было 8. Историки же иногда не используют это прозвище, а лишь дают князю порядковый номер: «третий». Что касается точной периодизации его правления, то тут историки расходятся: одни ведут отчет от того, когда он впервые занял Владимирский престол (1176), другие – от того, когда Всеволод начал править единолично (1196).
Итоги правления
Благодаря «брачной дипломатии» Всеволод смог укрепить положение Владимирского княжества среди других держав бывшей Руси. В 1205 году его сын Константин отправился править Великим Новгородом. В 1189 году даже пробовал установить контроль над Галицким княжеством: Всеволод взял под опеку сына своей сестры Владимира. Но уже через 10 лет Галицкие бояре позвали на престол правителя Волынского княжества, чем нарушили планы Всеволода на расширение своих владений. В 1205 году после смерти Романа Мстиславича сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав также пытался захватить Галич, но без результатов.
В 1180-х годах успешно воевал против Волжской Булгарии и мордвы. В 1187 году был написан легендарный героический эпос – «Слово о полку Игоревым». В нем упоминается Всеволод III. Автор акцентирует внимание на огромном войске князя, утверждая, что его войны «могут всю воду из Дона шлемами вычерпать». В своей политике Всеволод опирался на местное боярство, платил им наследственной землей за лояльность. Так во Владимирском княжестве начало формироваться местное боярство, часть из которого позже трансформировалась в дворянство.
Несмотря на то, что Всеволоду не удалось существенно расширить территорию своего удела, он укрепил позиции самого Владимирского княжества, заключил многочисленные союзы, укрепил социальную опору, а также занимался развитие культуры. В период его правления были построены многочисленные храмы.
Дети и жены
- Константин. До 1218 года правив в Новгороде.
- Ярослав. Правил в Переяславе, Чернигове и Киеве.
- Иван. Практически 50 лет был Стародубским князем.
- И один очень печальный пример: Верхуслава. Когда ей было 8 лет была отдана замуж за князя Ростислава для примирения, но вскоре была убита.
Стоит добавить, что все его 12 детей появились в первом браке с Марией, которая позже была канонизирована православной церковью. После ее смерти в 1209 году Всеволод женился снова, его женой стала «Любава», дочь Полоцкого князя. Детей у них не было.
Добавить комментарий
Основные Владимиро-Суздальские князья (Хронологическая таблица)
В конце ХI века стали необратимыми центробежные процессы в Киевской Руси и ускорилось формирование локальных политических центров.
В северо-восточной Руси таким центром стало Владимиро-Суздальское княжество. В 1097 году Любечский съезд князей признал это княжество вотчиной Владимира Мономаха, последнего князя, объединившего под своей властью всю Русь.
Наследники Мономаха Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский также боролись за великое княжение, но обладание Киевом уже не было для них первостепенной задачей. Сын Юрия Долгорукого и приемник Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, стал титуловаться великим князем владимиро-суздальским. Это означало, что в глазах князей северо-восточной Руси великое княжение уже не было связано исключительно с Киевом.
Монгольское нашествие нанесло серьезный удар по всей Руси, в том числе по Владимиро-Суздальскому княжеству. Однако в 1243 году князь Ярослав Всеволодович добился в Орде ярлыка на своё княжество. Со временем Владимиро-Суздальское княжество пришло в упадок, но именно оно стало колыбелью Московского государства.
Имя князя | Годы княжения | Основные деяния |
---|---|---|
Владимир Мономах (сын Всеволода Ярославовича) | 1093-1125 (с 1113 г. вел. кн. Киевский) | Съезд князей в Любече (1097 г. ) — закрепление за Владимиром и его потомками Ростово-Суздальских земель. Основание Владимира на Клязьме (1108 г.). Массовое переселение в Ростово-Суздальское княжество жителей из Черниговского и Переяславского княжеств |
Юрий Долгорукий (сын Владимира Всеволодовича Мономаха) | 1125-1157 (с 1155 г. вел. кн. Киевский) | Перенос столицы княжества из Ростова в Суздаль (1125 г). Основание Москвы (1147 г.). Расширение территории княжества. Борьба за киевское княжение |
Андрей Боголюбский (сын Юрия Владимировича Долгорукого) | 1157-1174 | Перенос столицы княжества из Суздаля во Владимир на Клязьме, строительство княжеского замка в Боголюбове. Захват и разорение Киева (1169 г.) |
Всеволод Большое Гнездо (сын Юрия Владимировича Долгорукого) | 1176-1212 | Первый из князей северо-восточной Руси принял титул великого князя Владимиро-Суздальского, отказ от борьбы за киевское княжение. Наивысший расцвет Владимиро-Суздальского княжества |
Юрий Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо) | 1212-1216 и 1218-1238 | Междоусобицы Константина и Юрия Всеволодовичей, битва на реке Липице (1216 г.). Основание Нижнего Новгорода (1221 г.). Татаро-монгольское нашествие: взятие и сожжение Владимира Батыем, битва на реке Сити (1238 г.) |
Ярослав Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо) | 1238-1246 | Установление татаро-монгольского ига, получение в Орде ярлыка на великое княжение (1243 г.) |
Андрей Ярославич (сын Ярослава Всеволодовича) | 1249-1252 | Создание антиордынского союза с кн. Даниилом Романовичем (Галицко-Волынским), разорение Вла-димиро-Суздальской земли Неврюевой ратью (1252 г.) |
Александр Невский (сын Ярослава Всеволодовича) | 1252-1263 (с 1236 г. кн. Новгородский, с 1249 г. вел. кн. Киевский) | Татарская перепись населения (1257 г.), создание на Руси баскаческой организации. Восстания против ордынского ига в Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле (все подавлены) |
Русская археологическая находка разгадывает тайну XIII века
Спасательные археологические работы, проведенные в центре Ярославля перед установкой новой канализационной системы, обнаружили древнюю свинцовую печать рубежа XIII веков. Когда-то она принадлежала супруге владимирского великого князя Константину Всеволоводичу и матери первого ярославского великого князя. Благодаря этой находке мы наконец-то знаем имя великой княгини — ее звали Мария.
«В Древней Руси все лица, наделенные властью, — великие князья и княжны, высшие чины духовенства — имели свою печать, которая проставлялась на всех официальных документах и указах. Таких печатей у нас несколько тысяч из домонгольской эпохи, но найти такую с женщиной-хозяйкой — это действительно очень примечательно. Ученым известно всего несколько десятков экземпляров», — сказал заместитель директора Института археологии, доктор Петр Гайдуков.
Доктор Гайдуков является ведущим специалистом по штампам и печатям Древней Руси и отвечает за атрибуцию последней находки.
Печать была обнаружена в Ярославле при проведении подготовительных работ по прокладке новой канализации к Митрополичьим архиерейским палатам (Митрополичьему дворцу) — старейшему строению города. Центр Ярославля совсем недавно отметил свое тысячелетие — это объект культурного наследия федерального значения, который также находится под охраной ЮНЕСКО.
Этот особый статус означает, что любые строительные работы в центре города должны сначала пройти археологическую проверку.
Эта находка имеет большое значение. Группа археологов во главе с доктором Асей Энговатовой обнаружила не только саму печать, но и множество фрагментов привезенных стеклянных сосудов и даже остатки деревянного здания, которое было бы исключительно большим для XII-XIII веков.
Находки дают археологам основание предполагать, что рядом с Митрополичьими палатами, сами датируемыми XVII веком, должен был стоять знаменитый княжеский двор Всеволода Константиновича, первого ярославского князя, павшего в 1238 году в легендарной битве. против монгольского военачальника Бату-хана на реке Сить.
Свинцовая печать была найдена в хорошем состоянии рядом с фундаментом этого деревянного здания с изображениями святых Константина и Марии. Он обнаружен в культурном слое, достоверно датируемом рубежом XIII в.
Доктор Гайдуков объяснил, что на царских печатях в России XII и XIII веков обычно были изображения святых покровителей их владельца, от которых правители брали свои собственные имена. Тот факт, что на этой печати изображены как святой, так и мужчина, означает, что она принадлежала царственной принцессе, поскольку изображение другого святого относилось к ее мужу.
«Точная датировка этой печати, а также место ее обнаружения дают нам почти определенные основания говорить о том, что она принадлежала жене владимирского великого князя Константина Всеволодовича (1186-1218)», — сказал доктор Гайдуков.
Константин Всеволодович был старшим сыном владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Он правил во всем Ростове и Новгороде, а к концу жизни стал великим князем Владимирским. Его сын, Всеволод Константинович, стал первым назначенным князем Ярославским, где он правил с 1210 по 1238 год. Его собственная царская печать была найдена недалеко от Митрополичьих палат в 2010 году9.0003
Имя его матери — жены князя Константина Всеволодовича — и дочери смоленского князя Мстислава Романовича до сих пор оставалось загадкой. О ней было известно лишь то, что после смерти мужа она приняла постриг под новым именем Агафья (Агата).
«Однако изображение Святой Марии (Святой Марии) на ее печати доказывает, что ее имя при крещении было Мария. Наконец-то княгиня-таинство вернула свое имя», — сказал доктор Гайдуков. «Этот тип свинцовой печати был необходим правителю — он давал силу всем юридическим документам, например тем, которые подтверждали право собственности на землю. Герцогиня, имевшая собственную такую печать, автоматически имела право предоставлять права собственности от своего имени. .»
В заключение д-р Гайдуков подчеркнул, что находка столь важной печати проливает свет на правовой статус женщины в домонгольской Руси.
Предоставлено
Российская академия наук
Цитата :
Российская археологическая находка раскрывает тайну XIII века (24 августа 2017 г.)
получено 21 ноября 2022 г.
с https://phys.org/news/2017-08-russian-archaeological-13th-centre-mystery.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
Жития всех святых, память 14 марта
1-е воскресенье Великого поста: Воскресенье Православия
Первое воскресенье Великого поста называется Воскресеньем Православия, потому что оно знаменует восстановление святых икон и торжество православной веры над страшной ересью иконоборцев, т. е. тех еретиков, которые отказались чтить святые иконы. Более ста лет Церковь беспокоила злое учение иконоборчества.
Первым императором, гонившим Церковь, был Лев Исавр, а последним — Феофил, супруг святой Феодоры (память 11 февраля), царствовавший после смерти мужа и восстановивший Православие при патриархе Мефодии (память 14 июня). ). Императрица Феодора публично провозгласила, что мы целуем иконы в знак поклонения и чтим их не как «богов», а как образы их первообразов.
В 843 году, в первую неделю поста, святая Феодора и ее сын, император Михаил, вместе с духовенством и народом поклонились святым иконам. С тех пор это событие отмечается ежегодно, потому что было окончательно определено, что мы не поклоняемся иконам, но чтим и прославляем всех святых, которые на них изображены. Мы поклоняемся только Триединому Богу: Отцу, Сыну и Святому Духу, и никому другому, ни Святому, ни Ангелу.
Первоначально в это воскресенье праздновали память святых пророков Моисея, Аарона и Самуила. Стихи Аллилуйя, предназначенные для сегодняшней литургии, отражают это более древнее употребление.
Преподобный Бенедикт Нурсийский
Святой Бенедикт, основатель западного монашества, родился в итальянском городе Нурсия в 480 году. Когда ему было четырнадцать лет, родители отправили святого в Рим на учебу. Обеспокоенный безнравственностью вокруг него, он решил посвятить себя другой жизни.
Сначала святой Венедикт поселился возле храма святого апостола Петра в селе Еффедум, но известие о его подвижнической жизни заставило его уйти дальше в горы. Там он встретил отшельника Романа, который постриг его в монашество и направил жить в отдаленную пещеру в Субиако. Время от времени отшельник приносил ему еду.
Три года святитель вел суровую борьбу с искушениями и побеждал их. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждущие жить под его руководством. Число учеников настолько возросло, что святитель разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати монахов и представляла собой отдельный скит. В каждый скит святитель дал игумена из числа своих опытных учеников, а для наставления у святого Венедикта остались только послушники.
Строгий монашеский устав, установленный святым Бенедиктом для монахов, не всеми был принят, и не раз подвергался критике и оскорблениям со стороны инакомыслящих.
В конце концов он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал монастырь Монте-Кассино, который долгое время был центром богословского образования Западной церкви. В монастыре была замечательная библиотека. Святой Бенедикт написал свое Правило, основываясь на опыте жизни восточных пустынников и наставлениях святого Иоанна Кассиана Римлянина (память 29 февраля).).
Правило святого Бенедикта доминировало в западном монашестве на протяжении столетий (к 1595 году оно вышло более чем в 100 изданиях). Правило предписывало отказ от личных владений, а также безусловное повиновение и постоянную работу. Обязанностью старших монахов считалось учить младших и копировать древние рукописи. Это помогло сохранить многие памятные письмена первых веков христианства.
Каждый новый монах должен был год пожить послушником, изучить монашеский устав и приспособиться к монашеской жизни. Каждое дело требовало благословения. Настоятелем этого общежительного монастыря является игумен. Он различает, учит и объясняет. Игумен спрашивает совета у старшей, опытной братии, но окончательное решение принимает он. Соблюдение монашеского устава было строго обязательным для всех и рассматривалось как важный шаг на пути к совершенству.
Святой Бенедикт получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Он исцелил многих по своим молитвам. Преподобный предсказал день своей кончины в 547 году. Главным источником его Жития является второе «Диалог» святителя Григория.
Сестра святого Бенедикта, святая Схоластика (память 10 февраля), также прославилась строгой подвижнической жизнью и была причислена к лику святых.
Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси
Святой Феогност Грек сменил святого Петра (память 25 августа и 21 декабря) на посту митрополита Московского и всея Руси, занимая эту должность с 1327 по 1353 год. Именно под его влиянием великий князь Симеон посылал деньги византийскому императору Иоанну Кантакузину на ремонт Большой церкви Святой Софии.
Благоверный великий князь Ростислав-Михаил, князь Киевский
Святой Ростислав-Михаил, великий князь Киевский, был сыном великого князя Киевского святого Мстислава Великого (память 14 июня) и братом святого князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября). Он был одним из великих гражданских и церковных деятелей середины двенадцатого века.
С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, а также Смоленского княжества и Смоленской епархии.
До двенадцатого века Смоленская земля входила в состав Киевского царства. Начало ее политического обособления приходится на 1125 год, когда святой князь Мстислав Великий передал Смоленск своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу) в удел от своего отца, великого киевского князя Владимира Мономаха. Благодаря трудам и стараниям святителя Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более сорока лет, расширилось и застроилось городами и селами, украсилось церквями и монастырями и стало влиятельным в русских делах.
Святой Ростислав основал города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он был родоначальником Смоленской княжеской династии.
В 1136 году святому Ростиславу удалось учредить отдельную Смоленскую епархию. Ее первым епископом был Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом. Князь Ростислав издал указ в городе Смоленске, уверяя епископа Мануила, что обеспечит его всем необходимым. 30 сентября 1150 года святитель Ростислав также уступил Смоленской епархии Соборную гору на Смоленске, где стоял Успенский собор и другие епархиальные постройки.
Современники высоко оценивали строительство церкви князя Ростислава. Даже источники, склонные больше ничего о нем не сообщать, отмечают, что «этот князь построил церковь Богородицы на Смоленске». Успенский собор, первоначально построенный его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году был перестроен и расширен при князе Ростиславе. Восстановленный собор был освящен епископом Мануилом в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1150 года. Князь Ростислав был «церковным строителем» в гораздо более широком смысле: он наделил Смоленскую Успенскую церковь Божией Матери и преобразовал из городского собора в церковный центр обширной Смоленской епархии.
Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисо-Глебского монастыря, заложенного на месте убиения святого князя Глеба (память 5 сентября). Позже его сын Давид, возможно, исполняя волю отца, перенес старые деревянные гробы святых Бориса и Глеба из киевского Вышгорода в Смядынь.
В пятидесятые годы XII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, в которой участвовали представители двух сильнейших княжеских родов: Ольговичей и Мономаховичей.
Со стороны Мономаховичей основным претендентом на великий князь был дядя Ростислава, Юрий Долгорукий. Ростислав, как князь Смоленский, был одним из самых могущественных правителей Русской земли и имел решающий голос в военных и дипломатических переговорах.
Для всех участников спора Ростислав был и опасным противником, и желанным союзником, и находился в центре событий. Это имело провиденциальное значение, так как святитель Ростислав отличался мудростью в гражданской сфере, строгим чувством справедливости и безоговорочным послушанием старцам, глубоким уважением к Церкви и ее иерархии. В течение нескольких поколений он был носителем «Русской правды» («Русской правды») и русского приличия.
После смерти брата Изяслава (13 ноября 1154 г.) святой Ростислав стал великим князем киевским, но правил Киевом одновременно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего Ростислав вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжество другому своему дяде, Юрию Долгорукому, и сам удалился от кровопролития княжеских споров. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 г. и оставался великим князем до самой смерти (+ 1167 г.). Не раз ему приходилось с мечом в руке защищать отцовское наследство.
Годы правления святителя Ростислава пришлись на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, благоволил к митрополиту ученого русского монаха Климента Смолятича и хотел, чтобы он был поставлен митрополитом собором русских епископов, не ища обычного одобрения со стороны Патриарх Константинопольский. Это произошло в 1147 году.
Русская иерархия в основном поддерживала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Константинополя, но несколько архиереев во главе со святителем Нифонтом Новгородским (память 8 апреля) не признавали автокефалии Русской митрополии и избегали общения с ней, имея преобразовали свои епархии в самостоятельные церковные округа до решения этого вопроса. Такого же курса придерживался и епископ Смоленский Мануил. Святитель Ростислав понимал опасность, которая скрывалась за идеей русской автокефалии для этих времен, грозивших распадом Руси. Постоянная борьба за Киев между князьями могла также привести к такой же борьбе за Киевский престол между многочисленными претендентами, выдвинутыми той или иной княжеской группировкой.
Предчувствия Святого Ростислава полностью оправдались. Юрий Долгорукий, оставшийся верным Константинополю, занял Киев в 1154 году. Он немедленно изгнал митрополита Климента и ходатайствовал перед Константинополем о новом митрополите. Это должен был быть святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь только в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157). Через полгода, когда 22 декабря 1157 года в город вошел племянник святого Ростислава Мстислав Изяславич, святой Константин был вынужден бежать из Киева, а митрополитом вернулся низложенный Климент Смолятич. Потом на Руси началось время беспорядка, ибо было два митрополита.
Все священноначалие и духовенство попали под интердикт: греческий митрополит отстранил русских сторонников Климента, а Климент отстранил всех сторонников Константина. Чтобы прекратить скандал, святители Ростислав и Мстислав решили сместить обоих митрополитов и ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом о назначении нового архипастыря на Русскую митрополичью кафедру.
Но этим компромиссом дело не кончилось. Прибыв в Киев осенью 1161 года, митрополит Феодор скончался весной следующего года. По примеру святителя Андрея Боголюбского (память 4 июля), поддержавшего на митрополит своего собрата-подвижника епископа Феодора, святитель Ростислав выдвинул своего кандидата, которым оказался многострадальный Климент Смолятич.
То, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, свидетельствует о влиянии Киево-Печерского монастыря и, в частности, архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, продолжавший Печерские традиции (в 1165 году он стал настоятелем монастыря), был лично очень близок со святителем Ростиславом.
Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать игумена и двенадцать монахов к своему столу в субботы и воскресенья Великого поста и сам служил им. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в монастыре святых Антония и Феодосия и даже велел построить для него келью.
Иноки Печерские, имевшие огромное духовное влияние в Древней Руси, побуждали князя задуматься о самостоятельности Русской Церкви. Более того, в те годы на Руси возникло подозрение в православии епископов, происходивших из среды греков, из-за пресловутого «спора о постах» («леонтийской ереси»). Благочестивое намерение святителя Ростислава получить благословение Константинопольского Патриарха для митрополита Климента не увенчалось успехом. Греки считали назначение митрополита на Киевскую кафедру одной из важнейших своих прерогатив. Это служило не только церковным, но и политическим интересам Византийской империи.
В 1165 году в Киев прибыл новый греческий митрополит Иоанн IV, и святой Ростислав принял его из смирения и церковного послушания. Новый митрополит, как и его предшественник, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166). Киевский престол снова остался вакантным, а великий князь лишился отеческого совета и духовной мудрости митрополита. Единственным его духовным утешением были игумен Поликарп и святые старцы Киево-Печерского монастыря и основанного при его отце Феодоровского монастыря в Киеве.
Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав заболел. Когда он добрался до Смоленска, где князем был его сын Роман, родственники уговорили его остаться в Смоленске. Но великий князь приказал взять его в Киев. «Если я умру в пути, — заявил он, — положи меня в отцовский монастырь святого Феодора. Если Бог исцелит меня, то молитвами Пречистой Матери и святого Феодосия постригусь в Печерской обители».
Бог не исполнил последнее желание святого Ростислава окончить жизнь монахом святой обители. Святой князь скончался по дороге в Киев 14 марта 1167 года. (В других исторических источниках год указан как 1168). Его тело, согласно его последней воле, было доставлено в Киевский Феодосиев монастырь.
Святой Евшемон Исповедник, епископ Лампсакийский
Святитель Евшемон Исповедник, епископ Лампсакский, жил в Малой Азии на побережье Дарданелльского полуострова и прославился добродетельной и подвижнической жизнью. Пострадал за святые иконы при императоре-иконоборце Феофиле (829-842) и, попав в темницу, был сослан в ссылку и скончался.
Икона Божией Матери Святой Феодор
Феодоро-Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и похожа на Владимирскую икону Божией Матери.
Имя сия икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, в святом Крещении нареченного Феодором в честь святого Феодора Стратилата (память 8 февраля).
По преданию, икона была найдена его старшим братом святителем Георгием (память 4 февраля) в старой деревянной часовне близ города Городца. Позже на этом месте был построен Городецкий Феодоров монастырь. Князь Ярослав-Феодор стал великим князем Владимирским после того, как его брат святой Георгий погиб в битве с монголами на реке Сите. В 1239 году, он торжественно перенес мощи брата из Ростова во Владимирский Успенский собор. Икону, унаследованную от брата, он передал своему сыну, святому Александру Невскому.
Ярослав-Феодор известен в русской истории. Он продолжил славные традиции своего дяди святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и своего отца Всеволода III Большое Гнездо, с ним были связаны почти все значимые события в истории Руси первой половины XIII в. век.
Русь была сожжена и растерзана монголами в 1237-1238 гг. Он воздвиг его из пепла, отстроил и украсил города, святые монастыри и церкви. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец.
Основал церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца в честь своего покровителя. В течение восьми лет он правил как великий князь, но ему предстояло провести страну по необычайно трудному пути, сохраняя военно-политический баланс с Золотой Ордой на востоке и активно противодействуя католической Европе на западе. Его ближайшим сподвижником был сын, святой Александр Невский, который также продолжил его политику.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом Александре, и он молился перед ней. После кончины святого Александра Невского 14 ноября 1263 года в монастыре, основанном его отцом, икона была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был младшим (восьмым) сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. после смерти отца (князь Ярослав был отравлен в столице Монголии Каракоруме, когда ему было всего пять лет) Василий стал князем Костромского удельного владения, наименее важного из владений отца. В 1272 году он стал великим князем Владимирским.
Четыре года его великокняжеского правления (1272-1276) были наполнены братоубийственными княжескими распрями. Несколько лет он вел войну против Новгорода с непокорным племянником Деметрием. Однако, став великим князем, Василий не отправился во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более безопасным на случай новых вспышек усобиц.
Довелось ему и защищать Русь от внешних врагов. В 1272 году, во время татарского нашествия, из Костромы выступило русское войско, чтобы сразиться с ними. По примеру своего деда, святого Андрея Боголюбского (возившего с собой в военные походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери), князь Василий отправился в бой с чудотворной иконой Феодора. Исшел ослепительный свет от святого образа, и татары разошлись и бежали из Русской земли.
В летописях говорится, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической кончины епископа Владимирского Митрофана при штурме Владимира татарами 4 февраля 1238 года Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовой. Это огорчило великого князя Василия. С его помощью во Владимире в 1274 г. был построен большой собор. Очевидно, это было в связи с хиротонией преподобного Серапиона (память 12 июля) во епископа Владимирского. Он был игуменом Печерского монастыря.
Митрополит Кирилл III (+ 1282) председательствовал на соборе русских иерархов. Это был первый Собор в Русской Церкви со времен монгольского нашествия. Много проблем и неурядиц возникло в церковной жизни, но Русская Церковь только начинала оправляться от постигшего ее бедствия. Одной из главных его задач было восстановление русской церковной грамотности и восстановление традиции древнерусского «княжеского строя».
Без книг спасительная деятельность Церкви была бы почти невозможна. Книги нужны были и для церковных служб, и для проповеди, и для келейного устава, и для чтения верующим дома. Усилиями митрополита Кирилла, русских архиереев и ученых-монахов это важное дело было начато. Собор утвердил новые издания важнейших книг, составивших каноническую основу православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь. Большинство важных событий в его жизни произошло по благословению Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме, там же и нашел свое последнее пристанище. С этого времени святая икона находится в костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Возобновление интереса к Феодоровской иконе Божией Матери и распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века, конца Смутного времени. В 1613 году чудотворная Феодоровская икона из Костромского собора была использована при провозглашении Михаила Романова новым царем. В память об этом историческом событии 14 марта было назначено празднование Феодоровской иконы Божией Матери.