Ломоносов михаил васильевич родители: Ломоносов. Личная судьба | Наука и жизнь

Ломоносов Михаил Васильевич, подробная биография

(1711-1765) русский ученый-энциклопедист, поэт

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовке, близ с. Холмогоры, Архангельской губернии, а ныне селе Ломоносове Архангельской области. Его отец был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он учился в Москве на священника и поэтому был одним из образованных людей тех мест, в их семье была обширная библиотека.

Получив возможное для тех мест образование, в 1730 году Михаил Ломоносов отправился в Москву в Славяно-греко-латинскую академию. Он настолько хорошо там учился, что в 1735 году его отправили на учебу в Петербургский университет, а с 1736 года он продолжил образование в Германии.

Талантливый юноша не только прекрасно учился, но и работал на фабриках и шахтах, затем во Фрайбурге изучал химию и горное дело. Большую часть из пяти лет, проведенных в Европе, Михаил Ломоносов прожил в Марбурге, у известного физика Х. Вольфа. По его мнению, настоящие знания приобретает только тот, кто теорию сумеет подкрепить практикой. Ломоносов был верен этому правилу всю жизнь.

В 1741 г. он вернулся на родину и был назначен профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С 1757 г. становится канцлером, что соответствует должности вице-президента Академии наук.

Благодаря усилиям Михаила Ломоносова в Петербурге была создана прекрасно оборудованная лаборатория, в которой ученый проделал большую часть своих опытов.

Помимо этого, он строил стекольные заводы, кожевенные предприятия, шахты, плавильные печи и даже сам изготовлял для царского двора красивые искусственные огни. Кроме этого, он руководил и занимался также многими другими делами, среди них картографические работы, писал учебники, поэмы, создавал школы. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Все эти многочисленные дела и заботы ученый сочетал с чисто научной работой.

Главные его открытия касаются химии, физики и астрономии, прежде всего таких неведомых еще проблем, как тепло или строение молекулы. Эти открытия на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию. Ломоносов первым сформулировал закон сохранения массы, а также основные положения кинетической теории газов. Вместе с другом, немецким ученым, академиком Георгом Рихманом, он проводил опыты по атмосферному электричеству. Эти исследования завершились трагично, так как, проводя опыт во время грозы, Рихман погиб.

Михаил Васильевич Ломоносов начал собирать систематическую коллекцию российских минералов и первым предложил описывать их по внешнему виду, химическим и физическим свойствам. Огромное значение имеет сделанный им вывод о породах — спутниках месторождений различных металлов.

Значительными являются и работы Ломоносова в области русской словесности. Он заложил основы развития современного стихосложения. Его работы стали началом становления русского литературного языка светского характера.

Для того, чтобы внести порядок в литературный язык, Михаил Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям — «высокому», «посредственному», «низкому», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.

Для высокого стиля характерно употребление славянизмов, т. е. древних церковнославянских слов, понятных современникам Ломоносова. Одновременно с этим ученый отказывался от устаревших слов, даже в высоком стиле.

В «посредственном» стиле он рекомендовал употреблять славянские слова «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым». Просторечные слова можно было употреблять в среднем стиле, но тоже ограниченно: «чтобы не опуститься в подлость». «Низкие» слова могли свободно использоваться в низком стиле, из которого исключались славянские слова. Нормы литературной речи, которые ввел Михаил Ломоносов, способствовали развитию языка русской литературы.

Он был не только ученым, но и человеком с непростым характером, неуравновешенным, вспыльчивым, подвижным и динамичным.

Нелегко перечислить все открытия, принадлежащие Ломоносову. Именно ему мы обязаны рождением русской мозаики. На Ломоносовском заводе было выполнено панно, посвященное битве под Полтавой.

Ломоносов отдавал работе все свои силы, время, жизнь. Такой образ жизни привел к тому, что Михаил Васильевич рано постарел, здоровье его было подорвано изнуряющей работой. Результатом этого стала смерть Ломоносова от простой весенней простуды.

Михаил Васильевич Ломоносов, по словам Александра Сергевича Пушкина, «…был первым нашим университетом». Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «отцом русской литературы».

Взгляды и теории Михаила Васильевича Ломоносова, далеко уходящие в будущее, оценили по-настоящему только ученые, жившие чуть ли не на два века позже.

Михаил Ломоносов 🤵 Биография, мнения, цитаты ✔

Ломоносов Михаил Васильевич родился в 1711 году в Архангелогородской губернии. Воспитывался в семье зажиточных крестьян в деревне Мишанинская. Его отец, Василий Ломоносов, промышлял рыбной ловлей, в чем ему активно помогал юный Михаил. Мать, Елена Сивкова, скончалась, когда мальчику исполнилось девять лет. Читать и писать Ломоносов научился в местной церкви. Обучался по трудам Магницкого и книгам духовных писателей.

В возрасте девятнадцати лет Михаил решил получить образование в столице. В 1731 году прибыл на обучение в Москву. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, которую окончил спустя 4 года. Следующим местом его обучения становится Киево-Могилянская академия. Затем прилежного и талантливого ученика отправили на учебу в Санкт-Петербургскую Академию наук, где Михаил проявил интерес к естествознанию.

На протяжении пяти лет с 1736 года Ломоносов жил, учился и занимался научной деятельностью за рубежом. В составе лучших студентов он направился на обучение горному делу в Германию. Став студентом Марбургского университета, Михаил Васильевич проявил свою разносторонность, параллельно рисовал, увлекался спортом, пробовал себя в литературе. Здесь он занимался переводами, написал несколько научных работ и стихотворений.

До возвращения в Петербург начинающий ученый в 1740 году попал в прусскую армию. Ломоносова пытались завербовать, но ему удалось сбежать. Вернувшись в Россию, он уже самостоятельно продолжил заниматься наукой в должности адъюнкта Академии наук. Но на этом Михаил Васильевич не остановился, написав шесть диссертаций, он претендовал на звание профессора. Получив в итоге признание академиков, стал преподавать.

В новом для него статусе профессора химии при университете, Ломоносов не только читал лекции, но и занимался развитием российской науки. При его активном участии в стране появилась первая лаборатория по изучению химических процессов. Это позволило ученому создать собственную технологию по изготовке цветного стекла, которое можно было использовать как для украшения, так и в искусстве при составлении мозаичных полотен.

Михаил Васильевич вел активную общественную деятельность. Видный ученый европейского уровня, он был обеспокоен состоянием науки в России. Именно Ломоносов стал автором проекта, который предусматривал создание Императорского Московского университета. Идею на государственном уровне поддержала императрица. В 1755 году она учредила учебное заведение, которое положило начало новой системе образования.

Михаил Ломоносов в 1757 году стал советником Петербургской Академической канцелярии и написал свой основной научный труд под названием «Российская грамматика». В нем он описывал русский язык и сравнивал его с церковнославянским, писал о языковых законах, рассматривал его различные формы, дал классификацию диалектам. Написал отдельное исследование, в котором рассматривал влияние церковных книг на современный русский язык.

В 1760-х годах Михаил Ломоносов сделал множество серьезных научных вкладов в естественные науки. Так, он выдвинул собственную теорию с строения веществ, которая получила название «атомно-корпускулярная». В своих научных трудах он рассматривал особенности цветового зрения, а также стремился, опережая свое время, объяснить природу некоторых космических тел. Ученый внес вклад в изучение и классификацию землетрясений.

Будучи студентом Марбургского университета, Ломоносов женился на Елизавете Цильх. Девушка была дочерью владельца дома, где молодой ученый жил в то время. Они поженились в 1740 году в Германии. В браке у них появилось трое детей. Незадолго до своей смерти Михаил Васильевич стал членом академий наук в Италии и Швеции. Он умер в 1765 году в возрасте 54 лет в Санкт-Петербурге. Причиной смерти стало воспаление легких.

Михаил Васильевич Ломоносов: отец-основатель русской науки

19 ноября 1711 года в небольшой деревне на крайнем севере России родился Михаил Васильевич Ломоносов. Его жизнь была относительно короткой, но его любовь к учебе завела его далеко и принесла ему репутацию отца-основателя русской науки. Читайте краткое изложение его жизненного пути и удивительные факты о самом человеке!

Скромное начало

Отец Ломоносова был крестьянином, хотя у него был успешный рыболовный бизнес, который, как он надеялся, перейдет к сыну. Но Ломоносов любил учиться, и, так как его сосед научил его читать в детстве, он проводил время, читая все доступные ему книги.

Недостаточно книг

Разочарованный отсутствием разнообразия материалов для чтения дома (единственными книгами были религиозные тексты) и жаждой учиться в университете, Ломоносов решил, что пора переезжать в Москву. В 1730 году он проделал 1170-километровый путь за 22-37 дней, большую часть пути пешком!

Далее и выше

По приезду в Москву Ломоносову удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, заявив, что его отец был дворянином. Это была, очевидно, ложь, и, хотя он теперь получал столь желанное образование, у него почти не было денег на жизнь, и он ел только квас и черный хлеб.

Несмотря на то, что Ломоносов чуть не был исключен, когда его ложь стала известна в 1734 году, он преуспевал в учебе. Он выучил несколько языков и завершил 12-летнюю программу обучения всего за пять лет!

Чистое бритье и счастливый конец

Из Москвы путешествовал с места на место для продолжения образования, сначала в Киев, затем в Санкт-Петербург, затем в Марбург и Фрайбург в Германии (получил стипендию на обучение там вместе с парой других русских студентов). Хотя он узнал много нового в Германии, он не всегда вел себя наилучшим образом и однажды был посажен в университетскую тюрьму после пьяной драки; однако, к счастью для него, его наставник заплатил за его освобождение.

В Марбурге Ломоносов влюбился в дочь своей помещицы, в 1740 году они поженились и создали семью. Стипендии Академии наук (недавно открытой Петром Великим) ему было недостаточно для содержания семьи в Германии, и поэтому в 1741 году они решили вернуться в Санкт-Петербург. в Академии наук и основал Московский государственный университет в 1755 году. В этот период он неустанно работал над продвижением науки и преподаванием науки в России, настаивая на том, чтобы профессора академии регулярно читали лекции на русском языке, и увеличивая количество научных журналов. на русском языке (оба были обычно на латыни или немецком языке). Кроме того, его способность писать оды и создавать мозаики, которые он посвящал различным царям, при которых он жил, снискали ему расположение при дворе и привлекли финансирование научных учреждений.

Открытия, изобретения, одна маленькая вспышка

Известный как отец русской науки, Ломоносов сделал много передовых для своего времени открытий. Он обнаружил, что масса всегда сохраняется в химических реакциях, изобрел свой собственный телескоп и открыл атмосферу Венеры, объяснил, как образуются айсберги, и в основном предсказал существование Антарктиды (он сказал, что айсберги в Южном океане могут образовываться только на льдине). — покрытая суша). Он также был одним из первых, кто понял принцип аэродинамической подъемной силы, сконструировав вертолет, способный летать (правда, всего лишь с силой 0,1 Н).

Ломоносов, однако, отказался принять принцип тяготения, так как был убежден, что два тела могут оказывать друг на друга силу только посредством физического контакта. Да ладно, никто не идеален…

Мастер на все руки, мастер на все руки

Ломоносов был эрудитом, и его области знаний включали физику, химию, геологию, астрономию, литературу, поэзию и даже мозаику (он создал собственный завод, который и по сей день остается ключевым производителем фарфора в России). Также имеет особое значение для этого блога: он составил первый учебник русской грамматики!

Перед смертью в 1765 году Ломоносов писал историю России. Несомненно, у него было еще много проектов, которые он хотел бы завершить!

Статья написана Оливией, действующей студенткой Liden & Denz Москва

Михаил Васильевич Ломоносов. Путь в науку

19 ноября — день рождения М.В.Ломоносова — человека, которого по праву называют основоположником науки и высшего образования в России, одним из основоположников современного русского языка и поэзии. «Сочетая необычайную силу воли с необычайной силой замысла, Ломоносов охватил все отрасли образования. Жажда познания была сильнейшей страстью этой души, полной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и поэт, он все испытал и все досталось.Первым он углубляется в историю отечества, утверждает правила народного языка, составляет законы и образцы классической риторики, с несчастным Рихманом предвосхищает открытие Франклина, основывает фабрику. Он строит колосс, дает художественные произведения и, наконец, открывает истинные истоки нашего поэтического языка», — писал о нем Александр Пушкин.

Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры освещены в сотнях книг и тысячах статей, многие из которых доступны в Интернете. Поэтому было бы лишним рассказывать газете, что при желании каждый может легко найти себя. Но нельзя обойти вниманием тот факт, что часто упускают из виду те, кто прославляет гениальность, но должны помнить ученики и учителя: все достижения Ломоносова имеют в основе знания и умения, которые он усвоил во время учебы. Наш рассказ о том, чему, где и как он учился.

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишаниское Архангельской губернии, что находилось на большом острове посреди реки Северной Двины против города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. . С 10 лет Михаил вместе с отцом совершал многомесячные поездки в море за сотни миль от дома. Впечатления от этих поездок, безусловно, способствовали развитию мальчика. Важным ключом ко всем достижениям Ломоносова, как ученого и педагога, была приобретенная с детства привычка к ежедневному упорному труду. В зрелом возрасте он писал: «Ленивый человек в нечестном одиночестве подобен неподвижной воде болотной, которая, кроме смрада и презренной нечисти, ничего не производит».

Отец Майкл был неграмотным. Его учили сосед — крестьянин Иван Шубин (его сын — Федот Шубин — при поддержке Ломоносова стал известным скульптором и в 1792 году создал свой знаменитый мраморный скульптурный портрет) и дьякон Семен Сабельников. Михаил пошел очень хорошо — через два года начал читать в церкви «Псалтирь» и «Жития святых» и считался лучшим чтецом в селе. В 1722 году в доме священника сын Христофор Дудин впервые в жизни увидел светские книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магнитского. После смерти Г.Дудина летом 1724 г. его потомки передали эти книги Михаилу, и они легли в основу его начального образования.

Стремящийся к знаниям Ломоносов в декабре 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой «Грамматику» и «Арифметику». В начале января 1731 года он поступил в школу «Математика и навигация», находившуюся в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию при Заиконоспасском монастыре (наз. Спасская школа).

В академии было четыре низших класса («фара», «инфима», «грамматика», «синтаксима»), два средних («пиитика» и «риторика») и два высших («философия» и «богословие»). «). На каждый из первых трех классов отводилось четыре или шесть месяцев, занятия «синтаксима» и «пиитика» продолжались год, курсы «риторика» и «философия» изучались два года, «теология» — четыре года. Из класса в класс учащиеся переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии длилось целый год. В летние месяцы им разрешалось брать два раза в месяц «отдых» — дни отдыха.

Классы «фара», «инфима» и «грамматика» Ломоносова прошли за год. В первом классе он изучал латынь, во втором — латынь и славянский язык, в третьем — латынь и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в «синтаксиму», где изучал латинский синтаксис, закончил изучение арифметики, географии, истории и краткого катехизиса. Через полгода он перешел на «поэтику», где изучал латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии «Поэтики» Аристотеля и написанные на латыни «Ключи поэтики…» Федора Кветницкого, преподававшего в этом классе. Студенты также занимались поэзией. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил находился в классе «риторики», где преподавал латынь. Студенты изучали «Риторику» Аристотеля, произведений Цицерона, других античных авторов, выполняли упражнения и поэтические произведения, написанные на латинском и славянском языках, а также участвовали в дискуссиях и учились произносить приветственную речь.

Осенью 1734 г. Ломоносов по его просьбе был направлен в Киево-Могилянскую академию, где изучал старинные рукописи, «Поэтику» Феофана Прокоповича, знакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского собора, Кафедрального собора Успенская Киево-Печерская Лавра. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, в 1754 году он создал мозаичный портрет Петра I в очень похожей манере исполнения на мозаики Михайловского собора.

Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил «на три копейки в день». Но материальные лишения были не так тяжелы, как тоска. В течение многих лет он писал: «Учась в Спасских школах, я имел во все стороны отвращенные от науки сильные устремления, которые летом в тогдашней почти непреодолимой силе имели. С одной стороны, отец, имевший детей, кроме меня не говоря что я был один ушел, оставив довольство (ибо там из), что это для меня кровавый пот накопился и который, после его смерти, чужие грабят.С другой стороны, невыразимая бедность: С одним алтынским дневным жалованьем, это было невозможно иметь в день прокормиться больше как монета на хлеб и монетный квас и т. д. на бумагу,обувь и прочие нужды.Так я прожил пять лет и не оставил науку.С одной стороны пишут что,зная мои отцовское богатство, хороших людей там за дочерей своих выдаю, которые, когда он был там в моем, предлагали, напротив, студенты, малые дети, кричать и показывать пальцами: смотрите, де какой дурак пришел двадцать лет по-латыни учиться!».

В июле 1735 года Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс «философии», где изучал курсы логики, физики и метафизики. Учение основывалось на трудах Аристотеля.

Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями и государственными служащими. Неизвестно, как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, но в конце 1735 г. он в числе 12 учеников академии был направлен на обучение в Петербургскую Академию художеств и наук.

Основанное Петром I в 1726 г. первое в современном понимании научное учреждение России, впервые полностью состоявшее из иностранцев. Предусматривалось, что академики должны готовить профессоров из граждан России, и для этого при Академии была открыта гимназия и университет. Но преемникам Петра на престоле не было дела до науки и тем более до академии. Первый набор (с 12 студентами) в Академический университет состоялся в 1732 г., а второй — в 1735-м — главным образом благодаря настойчивости президента Академии барона Иоганна Альбрехта Корфа, добившегося сенатского указа о направление Славяно-греко-латинской академии лучших студентов на обучение в Академии наук.

1 января 1736 года Ломоносов вместе с 11 учениками прибыл в Петербург, где был зачислен в Академию наук и пятого января начал заниматься математикой в ​​физике. Его учителями были адъюнкт В.Е.Адодуров и профессор экспериментальной физики Г.В. .Крафт. В конце января Ломоносов купил книгу В. К. Тредиаковского «Новый и лаконичный способ сложения русской поэзии» и внимательно ее изучил. Экземпляр этой книги с многочисленными исправлениями, вставками и комментариями, сделанными им собственноручно, ныне хранится в архиве Российской академии наук.

В конце 1735 г. у Академии возникла необходимость послать в экспедицию, занимавшуюся изучением Сибири, профессора, знавшего химию и горное дело. Но таких специалистов в академии не нашлось, а иностранцев, желающих проехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф предложил Кабинету направить на учебу в Германию к ученому горной физике «Генкель» несколько способных молодых людей. Предложение одобрил и отправил на учебу 17-летнего «сына советника Берг-совета» Густав Рызер, 16-летний «суздальец» Дмитрий Виноградов и 25-летний «крестьянский сын» Михаил Ломоносов. Директор берг-коллегии определял, что им нужно для обучения наукам. Перед отъездом будущие абитуриенты прошли соответствующий инструктаж, в ходе которого, в частности, подчеркивалась необходимость каждые полгода присылать в Академию письменные отчеты об учебе.

В начале ноября 1736 года в Марбург прибыли трое русских, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были направлены в Марбургский университет, а с января 1737 г. начали слушать лекции по теоретической химии профессора Ю.Г.Дюйзинга и механике у профессора Христиана Вольфа — известного немецкого ученого и энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского языка, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком (первом) письме президенту Академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение заниматься наукой в ​​зарубежных академиях.

14 марта 1738 г. Ломоносов с Виноградовым и Райзером отправили в Петербург отчет об уроках с июня 1737 г. по март 1738 г. с сообщением, что за это время они «г-н регирунгсрата Вольф прошел курс механики, гидростатики, гидравлики, а г-н «Курс доктора Дюйзинга по теоретической химии», а сейчас слушаю лекции Вольфа по догматической физике и логике, а также занимаюсь французским языком и практикуюсь в черчении.

Надо отметить, что русские студенты, находясь в среде, скажем так, очень раскованных немецких студентов старались не отставать от них, и быстро растратили полученные за год жизни деньги (300 рублей) и залезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта, 1738 г. Г. Вольф в письме начальника канцелярии Петербургской Академии наук И. Д. Шумахера просил напомнить, чтобы русские студенты были экономнее и не делали долгов.

После этого Шумахе составил новую «Инструкцию для марбургских студентов», в которой предписывал им готовить свои доклады яснее, острее и подробнее. Обязан информировать академию обо всех лекциях, пройденном материале, время от времени присылать тестовые работы. В хозяйственной ведомости они должны указать все расходы, в том числе расходы на купленные книги. «Учителей танцев и фехтования», «удерживать больше не будут» и «денег на одежду не тратят», «остерегайтесь делать долги и довольствуйтесь тремястами рублями, которые им назначены на год».

В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучил книги по теории поэзии, познакомился с поэтическими произведениями латинских, немецких, французских и итальянских переводов классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкость…», переведенную с французского на русский язык оды.

Второго января 1739 г. Х.Вольфа писал в Петербург, что лекции, которые ему приходилось читать русским студентам, окончены, они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Он также писал: «Было бы, конечно, лучше, если бы их поскорее отсюда вывели, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и уже доделывают то, что должны были здесь делать».

В феврале Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете Кристине Зильч. Кажется, ради нее он занимался танцами и фехтованием.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер отправились во Фрейберг к профессору Ю.Ф.Генкеля, где он изучал минералогию, металлургию, посещал рудники и сталелитейные заводы.

В августе 1738 года Ломоносов приобрел и изучил книги по теории поэзии, познакомился с поэтическими произведениями латинских, немецких, французских и итальянских переводов классических авторов. В октябре написал первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкость…», перевел с французского на русский стих.

Второго января 1739 г. Г.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые ему приходилось читать русским студентам, окончены, они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Он также писал: «Было бы, конечно, лучше, если бы их скорее отсюда вывели, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и уже закончили то, что должны были здесь делать».

В феврале Ломоносов женился на дочери своей квартирной хозяйки Елизавете Кристине Зильх. Кажется, ради нее он занимался танцами и фехтованием.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер отправились во Фрайберг к профессору Ю.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и сталелитейные заводы.

Перед отъездом Ломоносов получил от Дюйзинга аттестат, свидетельствовавший о его успехах в изучении химии, в котором говорилось, что «очень достойный и одаренный молодой человек, Михаил Ломоносов, студент философии… с неутомимым усердием посещал лекции по химии во время 1737 г. и, по моему мнению, он получил от них много пользы…». В своих показаниях Г.Вольф писал: «Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов с момента своего приезда в Марбург прилежно посещал мои лекции по философии математики, физике и желательно с особой любовью стараясь приобрести основательные знания. Я не сомневаюсь, что если он с тем же усердием будет продолжать свои занятия, то он в конце концов, по возвращении, может принести пользу государству, чего я ему сердечно желаю».0003

В конце 1739 г. Ломоносов отправил в Академию в Петербурге «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах русского стихосложения», которое берет свое начало из новой русской поэзии.

Очень насыщенным для Ломоносова был 1740 год. Он поссорился с Хенкелем и ушел от него, пытался встретиться с русским посланником, чтобы вернуться домой, посетил несколько городов, побывал на нескольких рудниках, был завербован обманом в прусские гренадеры, но бежал.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. явился в канцелярию Академии наук с докладом о прибытии.