История Великого Новгорода. История великого новгорода
История Великого Новгорода
История Великого Новгорода, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
Слово «новгородцы» впервые упоминалось летописи 859 года. Предметом научных споров и в настоящее время остаются дата, когда образовался Новгород и место его точного расположения. В последнее время большее предпочтение уделяется версии, что город был образован на месте старого Городища, нахождения которого предположительно на правом берегу Волхова, которая находится в 2 километрах от современного города. Именно там, находилась резиденция князя Рюриковича, который взошёл на царство в 9 в.. В 10 веке город был переименован в Новгород и перенесён на новое место.
Великий Новгород - является одним из выдающихся центров просвещения, а также крупный европейский художественный центр. На протяжении веков город был надежной защитой для северных и западных границах Руси. История Новгорода очень выдающаяся и уходит своими корнями глубоко в прошлое.
Изначально на территории Новгорода проживали финно-угорские племена, об этом свидетельствуют упоминания в многочисленных названия рек и озер. Только в 6 веке в новгородскую землю переселились немногочисленные племена славян-кривичей, а лишь только в 18 веке здесь расположилось племя словен.
После завоевания князем Олегом города Киев, во главе с новгородской дружиной, Новгород стал практически одним из первых по значению центром нового государства. В свое время здесь правил Ярослав Мудрый и его отец Владимир Красное Солнышко. В 1136г. Великий Новгород обрёл «вольность» в князьях, то есть теперь они сами могли решать, какого князя пригласить, а продолжительность его правления зависело от того, на сколько он «будет симпатичен» новгородцам. В конце 18 века князей приглашать на престол было невозможно. В тот период Новгород был столицей республики «Новгородская земля». В те времена существовали так называемые «Вече», они решали вопросы войны и мира, принимали законы и заключали договора о сотрудничестве со все возможными землями, а также избирали «Владыку», то есть архиепископа Новгородской земли. Который с 15 века был главой вечевой республики Новгорода. Концом новгородской республики считается 1478г., в то время московское войско выиграло в битве на реке Шелонь у новгородцев.
На протяжении 16 и всего 18 веков в Новгороде пытались проводить перепланировку, которая смогла бы соответствовать изменившимся представлениями о градостроительстве. В Новгороде вслед за столичным Петербургом, как и во многих городах России, составлялись планы регулярной перепланировки. Николаем Чичериным был составлен генеральный план (1778г.), а подписан императрицей Екатериной II, в котором были пункты, которые повлияли на сохранение в Торговой стороне Новгорода прямоугольной планировки, а Софийской стороне радиально-кольцевой. Несмотря на то, что реализация этого плана до сих пор не доведена до конца, исторический центр Великого Новгорода в целом сохранил планировку, которая была заложена проектными чертежами ещё в 18 веке.
Каменное строительство на протяжении 18-20 веков в городе развивалось. Новый этап в строительной истории наступил только после Великой Отечественной войны, в ходе которой Новгород и его архитектурные памятники были практически полностью разрушены.
А.В .Щусевым в 1945 году, который является известным архитектором, был разработан новый генеральный план развития Новгорода, в плане были сохранены исторические основы развитие историко-музейной инфраструктуры и градостроительства. Но уже к 50-м годам в городе активно расстраивались промышленные объекты и блочные жилые дома, но многократно возросли все размеры и частично утратились древние элементы планировки, такие как Фёдоровский ручей, Гзень, участки вала и рва Окольного города.
Только в 1980-1990гг. был начат современный этап градостроительных изменений, город стал стремительно расширятся в северном и западном направлениях, в историческую часть был внедрён стилистически разнородный, преимущественно частные застройки, а также образовались посёлки-пригороды. А уже в 1999 годугороду вновь было возвращено название Великого города.
Начиная с 50-х годов 20 века в черте города и на Рюриковом Городище часто стали проводятся масштабные археологические раскопки, в которых принимали участие местные и приезжие ученые, и даже студенты и школьники. За этот период время было найдено свыше 2000 свинцовых печатей, большое количество разнообразных музыкальных инструментов, оружия, бижутерия и все возможные предметы быта. Но главной гордостью новгородских историков считается находка 1000 берестяных грамот самого разного содержания и в прекрасной сохранности. Среди них попадаются деловые письма, записи кулинарных рецептов, любовные послания, комментарии к Библии, коммерческие расчеты и даже «каракули» учеников. Эти находки указывают на поголовную грамотность жителей средневекового Новгорода, включая женщин и простолюдинов, и этот антиквариат помог лучше понять образ жизни далеких предков. Также не может не удивлять тонкая, тщательная работа по дереву, богатство и обилие предметов, многочисленные берестяные сплавы металла, поделки из кожи и стекла. Все это говорит о былом могуществе и важности, а также величии Великого Новгорода, как политического, торгового и культурного, религиозного цента древней Руси.
На протяжении веков Великий Новгород, был ведущим партнером Ганзы, то есть торгового союза немецких городов, которые контролировали важные торговые пути северным морей и по Балтике . Торговля Ганзы с Русью осуществлялась через Новгород, но в будущем на Русь ганзейские купцы не ходили, весь товар распродавая именно в Новгороде, откуда его развозили уже к своей выгоде русские купцы. Партнерские отношения Новгорода и Ганзы, крайне выгодные для обеих сторон, между сторонами для контроля заключались договорами и устав. В договорах были пункты, которые могли гарантировать безопасность торговли. Наиболее важными были статьи о предоставлении «чистого пути» ганзейским купцам в город, а новгородцам по Балтике.
Но самыми важными перспективными, были пункты русского средневекового экспорта. Экспортировались в большей степени мед и лен, которые очень высоко ценились по всей Европе, а также воск и меха. Практически все знатные особы и западноевропейские монархи носили шикарные шубы и шапки из новгородских драгоценных мехов (горностая, соболя, куницы). Свечи из русского воска в готических соборов мерцали на необъятных алтарях. Импортировались дорогие ткани с Запада,самым популярным было сукно, цветные металлы, которые используются во многих ремеслах,а также высоко ценились мастера города.
Ганзейские купцы привозили рейнские, греческие, испанские и французские вина, а также балтийскую сельдь, соль, а в неурожайные годы ещё хлеб.
В Новгороде находилась одна из крупнейших в Европе Ганзейских контор, расположенная на Ярославовом Дворище, на месте средневекового Торга. В состав входили немецкие и готские дома. Дворы напоминали крепости, потому что тыл был окружен толстыми бревнами,. Необходимая инфраструктур находилась внутри дворов, которая способствовала длительному пребыванию ганзейских купцов в Новгороде.
В 1980г. по традициям Средневековой Ганзы, город по праву стали называть прообразом Евросоюза, который был основан Ганзейским союзом нового времени. В 1993г. Новгород стал первым российским членом Ганзейского Союза Нового времени и ежегодно представляет свои средневековые традиции на Международной Ганзейской недели. Великий Новгород отметил своё одна тысяча сто пятидесятилетие и по праву стал хозяином международного форума «Ганзейские дни Нового времени», город прошел под девизом «Расширяем границы любимой земли…».
www.101hotels.ru
История Великого Новгорода
Город Великий Новгород (основан в 859 году, 215 тысяч жителей, в 552 км к северо-западу от Москвы, 188 км к югу от Петербурга) является одним из туристических центров России благодаря своей уникальной истории и роли в судьбе страны. Для туриста — это город былин Садко, великого множества средневековых церквей XII—XV веков и великолепного кремля, который по красоте можно поставить на третье место в России после Москвы и Казани.
«Господин Великий Новгород» был самым значительным средневековым городом севера России, и в нём сохранилось множество тому материальных свидетельств (кремль, церкви и т.д.), а в масштабах всей Руси был вторым по значимости сначала после Киева, потом после Владимира и Москвы. По мнению апологетов «варяжского» вектора истории России, Новгород был его флагманом, и его завоевание Москвой негативно в конечном итоге отразилось на всей дальнейшей судьбе России. Действительно, в Новгороде с 1136 года присутствовал западноевропейский образец феодальной республики, уничтоженный в 1478 году в угоду московским имперским амбициям и концепции «третьего Рима».
История Великого Новгорода позволяет ему претендовать на старшинство среди других городов России (если исключить нерусский Дербент). Его конкурент — Старая Ладога, основанная на век раньше, но она ныне не имеет городского статуса. Но точная дата основания Новгорода неизвестна, вполне возможно, что он и старше Старой Ладоги или основан примерно тогда же. Официальной принята дата чуть ранее призвания на Русь варягов — согласно летописям, город тогда уже был. Далее все более ясно: в Новгороде княжил варяг Рюрик (862—879), а его преемник вещий Олег двинулся на юг и подчинил себе Киев, куда, собственно, и перенёс столицу Руси. В системе Киевской Руси Новгород всегда был вторым по значимости городом, здесь княжили и креститель Владимир, и его сын Ярослав Мудрый, а в 1136 году новгородцы установили первую в России феодальную республику, когда князь не имел полноты власти и выполнял, условно говоря, функции назначенного премьер-министра. Функции же парламента исполняло народное вече — собрание части мужского населения города. В 1238—1240 годах монголы до Новгорода не дошли, он избежал разорения, однако платил дань. Этому способствовал своей политикой и самый известный новгородский князь — Александр Невский.
В XIII—XV веках Новгород был крупнейшим государством северо-запада Европы, споря за первенство со Швецией, и граница между ними проходила по территории современной Ленинградской области. В 1470-х годах с усилением Москвы в Новгороде оформилась западническая партия Марфы-посадницы, ориентировавшейся на Литву, и Иван III военной силой уничтожил новгородскую независимость. После этого развитие города замедлилось, а после опричного погрома Ивана Грозного (1570), заподозрившего новгородцев в измене, Новгород вообще пришёл в упадок. В дальнейшем город законсервировался в качестве провинциального центра на дороге между двумя столицами. В 1941—1944 годах он был оккупирован немцами, а в 1999 году официально переименован в Великий Новгород. Нынешний Новгород — признанный туристический центр, но за пределами этой отрасли довольно депрессивен и уныл.
Великий Новгород стоит на обоих берегах реки Волхов в 6 км от того места, где река вытекает из озера Ильмень. Эти берега издавна носят свои названия: левый, западный берег — Софийская сторона (там вокзал, кремль и основные жилые районы), правый, восточный берег — Торговая сторона. Грубо говоря, Софийская сторона — это въезд в город со стороны Петербурга, а Торговая — со стороны Москвы. Весь исторический центр Новгорода входит в зону ВН ЮНЕСКО, а определяется он земляными валами бывших городских стен. На западе от кремля и вала параллельно Волхову проходит железная дорога, за которой идут спальные районы. Новгород имеет неплохую туристическую инфраструктуру, потому что его активно посещают в том числе и иностранные туристы.
Многие новгородские церкви целенаправленно реставрировались в 50—60-х годах после войны, и советские реставраторы специально придали им аутентичный вид XV века, исключив позднейшие добавления. В целом же облик Великого Новгорода за пределами кремля определяется малоэтажными сталинками и хрущёвками. Ещё одна интересная деталь — в Новгороде практически уничтожена советская топонимика, по крайней мере в центре, и улицам возвращены исторические названия. В этом он встает в один ряд с обеими столицами. В Новгороде очень много средневековых церквей (XII—XV веков), и типичная новгородская церковь похожа на псковскую — такая же одноглавая, квадратная и одноэтажная, но без звонниц.
Смотрите также:
trave-l.ru
История Великого Новгорода
Первое упоминание: 859г. (Официально, условно)
Через Новгород пролегал знаменитый путь «из варяг в греки», северную часть которого обслуживали новгородцы. В городе сложилось сообщество заморских купцов, которые сами выходили в море. В годы княжения Владимира Святославича Новгород принял христианство.
Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги. Летопись рассказывает: «И принял всю власть один Рюрик, и пришёл к Ильменю, и срубил городок под Волхвом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавать волости и города рубить». Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически: город стоял на перекрёстке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток, поэтому к середине IX века он сделался самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенёс столицу туда. Образовалось сильное славянское государство — Киевская Русь. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий киевский престол, ратники из Новгорода принимали участие в военных походах на Византию, в обороне рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказаться принять князя-наместника, присланного из Киева.
Находясь в полосе оживлённых торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу». Знаменитый путь «из варяг в греки» состоял из нескольких этапов. Его северную часть обслуживали новгородцы. В городе сложилось сообщество заморских купцов, которые сами выходили в море, даже не дожидаясь приезда иноземных гостей.
Большие изменения в жизни Новгорода произошли в годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого. При первом была крещена Русь. В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. При Ярославе Мудром Новгород попытался освободиться от власти Киева. В 1014 году князь Ярослав отказался платить дань Киеву и пригласил к себе наёмников — варяжскую дружину, которая лишь причинала городу многие беды.
Возмущённые новгородцы перебили большую часть варягов и рассорились со своим князем. Вскоре Ярослав узнал о кончине отца и захвате киевского престола Святополком. Восстановив с Новгородом мир и опираясь на его помощь, после несколькоих лет упорной борьбы Ярослав становится великим киевским князем и в знак благодарности щедро одаривает новгородцев. Всё же полной независимости от Киева Новгород так и не получил. По-прежнему из Киева присылались в Новгород наместники, одним из которых был сын Ярослава Мудрого князь Владимир. При нём в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведён Софийский собор, ставший не только главным храмом всеей земли новгородской, но и политическим символом будущей республики. Про собор говорили: «Где Святая София, тут и Новгород».
К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода. В других русских землях обосновались княжеские династии, а Новгород так и не обзавёлся собственными князьями. Великие династии по традиции присылали в город своих представителей, однако власть их была довольно шаткой. Уже в следующем столетии, когда на Руси одновременно правили несколько сильных князей, Новгород сам заключал договор с одним из них и принимал в качестве правителя его родственника. Но если князь не нравился новгородцам, то ему «указывали путь», то есть изгоняли из города. Смена князей в Новгороде происходила довольно часто: за два столетия, с 1095 по 1305 год, князья в новгороде менялись 58 (!) раз.
Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Одновременно с вечем существовал Совет господ во главе с архиепископом, избиравшимся на вече, как и высшие должностные лица республики, из числа бояр: посадские и тысяцкие. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород, а в XV веке в грамотах, исходящих от веча, — Господин Государь Великий Новгород.
Иногда в Новгороде усиливалась княжеская власть. Обычно это связано с военной опасностью. Так, в годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, который защитил земли от рыцарей-крестоносцев. Даже когда тот стал великим князем и покинул Новгород, горо продолжал признавать его власть.
До конца XV века Новгород оставался политическим, торговым и религиозным центром подчинённой ему территории. В источниках сохранились сведения об экономическом развитии города. В сельком хозяйстве преобладало возделывание зерновых культур и льна, важное место анимало и животноводство. Распространено было огородничество: в самом городе на огородах выращивали капусту, лук, чеснок и репу. Существенное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого мёда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложнымх технологических приёмов. Славились новгородские ножницы, шила, иглы, особой отраслью было производство оружия. Кроме того, в городе процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика, ткачество и выделка кожи.
Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов. На протяжении столетий город использовал для оплаты серебро других стран, не имея собственной монеты. Лишь в 1420 году из-за низкого качества иностранноо серебра Новгород стал чеканить собственную монету, на которой изображался всадник с копьём, что дало монете название «копейка».
В XIII веке монголо-татары не дошли до Новгорода. Древний русский город остался цел, и в нём сохранились многие памятники культуры и искусства. Но всё равно город разделил судьбу покорённых городов, платя Орде дань, а в 1259 году новгородцы прошли и татарскую перепись.
Вплоть до вхождения в состав единого Русского государства Новгород вёл самостоятельную внешнюю политику, в задачу которой входило расширение территории и охрана границ. Именно Новгород защитил северо-западные рубежи Руси: в 1240 году новгородское ополчение разгромило крестоносцев на берегах Невы, а через два года вместе с владимирскими дружинами нанесло сокрушительное поражение немецким рицарям на льду Чудского озера. Новгород вёл успешную борьбу со своим северным соседом — Швецией. шведы не раз нарушали «вечный мир» и вторгались в новгородские земли, но неизбежно терпели поражение.
www.novgorodobl.ru
Великий Новгород - административный центр Новгородской области, расположен на берегах реки Волхов. Население - 223 тыс. человек. Площадь города - 90 км². Расстояние до Москвы - 589 км. История городаВеликий Новгород - один из древнейших городов России, официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи. С 1136 Новгород - центр Новгородской феодальной республики, управляемой народным вечем. В 1478 Новгород и все его земли вошли в состав Русского централизованного государства. С 1727 Новгород - центр Новгородской губернии, с 1927 в составе Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 по январь 1944 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками и практически полностью разрушен. С 1944 Новгород - центр Новгородской области. В 1999 город получил имя Великий Новгород, в 2008 Великому Новгороду присвоено звание "Город воинской славы". Сегодня Великий Новгород - крупный культурный и исторический центр на северо-западе России. Культура, музеи и театры Великого НовгородаВеликий Новгород - настоящая сокровищница национальной культуры и искусства. Невозможно представить себе историю России без Новгорода, исторический путь которого неразрывно связан с важнейшими этапами жизни русского государства. Мир Древней Руси и средневекового Новгорода в полной мере представлен уникальными экспозициями Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. В фондах музея, основанного в 1865 году, содержатся исторические и культурные памятники, уникальные археологические находки (орудия труда, бытовая утварь, воинское снаряжение, украшения, одежда), по которым можно проследить историю города с древнейших времен до наших дней. Государственный музей художественной культуры Новгородской земли содержит произведения изобразительного искусства новгородских художников, работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Богатые коллекции русской живописи, в которые входят произведения выдающихся русских и советских художников, а также скульптура и произведения графики представлены в экспозициях Музея изобразительных искусств Великого Новгорода. Также стоит отметить Музей-заповедник народного деревянного зодчества в Витославицах, где собраны деревянные церкви, избы, ветряные мельницы из различных районов Новгородской области. Театральное искусство Великого Новгорода, имеющее богатые многовековые творческие традиции, представлено постановками Новгородского академического театра драмы им. Ф.Достоевского и Новгородского театра для детей и молодежи "Малый". Достопримечательности Великого НовгородаВеликий Новгород - один из древнейших и красивейших городов России. Город, ставший центром русской истории, вобравший в себя православные традиции, истинно русское величие, сам по себе является достопримечательностью. Ни один из древнерусских городов не сохранил такого множества архитектурных сооружений, памятников истории и русского зодчества, являющихся частью всемирного культурного наследия. Историческим центром и главной достопримечательностью Великого Новгорода всегда был и остается Кремль, или детинец, как его называли в древности - это выдающийся архитектурный ансамбль, сохранивший свою уникальность и поражающий своей мощью и основательностью. Здесь находятся основные экспозиции Новгородского музея-заповедника и самые известные новгородские исторические памятники. Софийский собор (1044) в Великом Новгороде является древнейшим каменным храмом России - это один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества, главная святыня новгородцев. На территории Кремля также находятся: красивейшая Софийская звонница (1437), Митрополичьи покои (1770), Архиепископский дворец (1670), здания Владычного двора с Грановитой палатой (1433), представляющей культурно-историческую ценность, где в настоящее время расположена уникальная выставка сокровищ русского прикладного и ювелирного искусства XI-XIX вв. В центральной части Кремля находится здание Присутственных мест и уникальный, не имеющий аналогов в мире, памятник "Тысячелетие России" (1862), запечатлевший в бронзе всю тысячелетнюю историю государства Российского. Напротив Кремля, на правобережной Торговой стороне, расположен замечательный архитектурный ансамбль Ярославова дворища с его аркадой торгового двора и великолепными ценнейшими архитектурными памятниками. Это одно из красивых мест города, где находятся: Никольский собор (1113), церковь Параскевы Пятницы (1156), церковь Иоанна Предтечи (1130), церковь Успения на Торгу (1135), церковь Святого Георгия (1356) и др. Отсюда открывается великолепнейший вид на стены и башни Кремля и величественные купола Софийского собора. Среди великолепных архитектурных ансамблей и достопримечательностей Великого Новгорода следует отметить: уникальную церковь Спаса Преображения (1374), Зверин-Покровский монастырь (1148), Собор Рождества Богородицы (1117), церковь Иоанна Богослова, церковь Федора Стратилата, Знаменский собор, знаменитое Рюриково Городище (XI в.), Свято-Юрьев монастырь и др. Гостиницы Великого НовгородаДля гостей города открыты гостиницы: Парк ИНН Великий Новгород, Россия, Волхов, Интурист, Новгородская, Садко, Акрон, Роза ветров, Круиз и др. Другие статьи: Владивосток достопримечательности,Владикавказ достопримечательности |
xn----etbdra6aacodma.xn--p1ai
История Великого Новгорода
Новгород - родина российской государственности
С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.
В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.
В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь "из варяг в греки", что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.
Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности -- Рюриково городище -- является одной из достопримечательностей Новгорода.
Новгород - древнейший христианский центр России
В 988-989 годах князь Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Языческие идолы были сброшены в реки и озера, а на месте древних капищ и в административных центрах стали строить христианские храмы.
Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.
Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.
Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая Москву; а благие деяния основателей монастырей -- Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. -- служили основанием для канонизации преподобных.
В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным Франции, Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.
Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.
Новгород - родина российской демократии
При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. -- самоуправление. Возродилось вече -- народное собрание новгородцев. Избрание посадника из числа новгородских бояр положило начало формированию республиканских традиций.
В 1136 г. новгородцы впервые на практике осуществили провозглашенную ими ранее "вольность в князьях": вече изгнало князя Всеволода Мстиславича из города. Появились партии и группировки, враждовавшие между собой, стремившиеся к избранию "своего" князя.
В 1169 г. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский попытался вернуть Новгород на традиционный путь, но потерпел полную неудачу. Разгрому и пленению его дружин, по преданию, способствовала икона "Богоматерь Знамение", ставшая после этого святыней города.
Республиканская форма правления окончательно сформировалась в XIV в. В это время власть принадлежала немногим боярским семьям и контролировалась вечевым порядком. После реформы 1416-1423 гг. институт посадничества превращается в общебоярский орган -- Совет Господ, вечевой Новгород -- в Великий Новгород, который ученые нередко сравнивают с Венецией, где Совет дожей концентрировал всю полноту власти.
Новгородская олигархическая республика, стоявшая на пути формирования единого Российского государства с центром в Москве, потерпела жестокое поражение в 1471 году, а в 1478 г. Великий князь московский Иван Васильевич III именно здесь, во Владычной палате Новгородского кремля, констатировал практическое воплощение идеи самодержавия.
Новгород - крупнейший центр международной торговли эпохи средневековья
Установление постоянно действующего пути "из варяг в греки" способствовало развитию Новгорода как крупного пункта транзитной торговли. Об этом свидетельствуют находки кладов, содержащих западноевропейские и восточные монеты, а также цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. В то же время новгородская пушнина, мед, воск, лен и пенька были известны по всей Европе, включая Англию.
На рубеже XI-XII вв. в Новгороде появились собственные купеческие корпорации ("Иваньское сто") и иностранные торговые дворы -- Готский (Гутагород), принадлежавший жителям о. Готланд, и Немецкий (Петергоф). Новгородцы, в свою очередь, имели нечто подобное в Висбю (о. Готланд). Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли Готланда с Новгородом.
XIII-XV вв. - это время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком, Веной и Прагой.
После вхождения Новгородской земли в состав Московского государства иноземные гостиные дворы были закрыты. Лишь в начале XVI столетия вновь начинает действовать Ганзейская контора, а затем появляются и другие торговые представительства.
Новгород - центр просвещения
Основой просвещения является письменность. В 1951 г. в культурном слое Новгорода были обнаружены первые 10 берестяных грамот. Сегодня их около 1000. Эти кусочки коры -- убедительное свидетельство массовой грамотности населения, готовности его к восприятию не только устного, но и письменного слова.
Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, создавший при епископском дворе школу. Софийский собор, крупнейшие монастыри -- Юрьев, Антониев, Хутынский -- были центрами летописания и книжности. Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений -- Кормчая книга (1280), Геннадиевская библия (1499), Четии Минеи архиепископа Макария (XVI в.) -- вся эта важная часть культурного наследия России ведет свое происхождение из Новгорода.
Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, насчитывавшая более полутора тысяч рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в Софийском соборе. В царствование Петра I, когда начинает бурно развиваться светское образование, в Новгороде просвещение по-прежнему рассматривается через призму православия. В 1706 г. известными греческими просветителями братьями Лихудами на Владычном дворе было открыто первое в городе постоянное учебное заведение, а в 1740 г. на его базе -- создана Новгородская духовная семинария, разместившаяся в Антониевом монастыре.
Новгород - выдающийся центр средневековой культуры
Развитые международные связи Новгорода, его положение центра огромной территории, своеобразное сочетание княжеских и демократических традиций в общественной жизни создали предпосылки того уникального явления, которое мы называем художественной культурой средневекового Новгорода. Все, что присуще христианской культуре средневекового мира -- каменное зодчество, монументальная и станковая живопись, прикладное и ювелирное искусство -- получили блестящее развитие. Более того, Новгород -- один из немногих городов, где можно увидеть рядом произведения византийско-киевского круга -- Софийский, Николо-Дворищенский и Георгиевский соборы, росписи Феофана Грека -- и памятники романского и готических стилей: великолепные Магдебургские врата (XII в.) с XV века украшали западный вход в главный храм города, а резиденция архиепископа имела парадную палату, нервюрные своды которой были спроектированы немецким зодчим.
Новгород, избежавший разорения во времена монголо-татарского нашествия, сохранил величайшие духовные и художественные ценности, востребованные русской культурой в период ее нового подъема в XIV-XV вв. Отсюда происходят самые древние на Руси памятники искусства -- иконы "Апостолы Петр и Павел" (XI в.), "Спас на престоле" (XI в.), "Св. Георгий-воин" (XI в.), серебряные сионы и кратиры из Софийского собора, редчайшие образцы золотого шитья.
Расцвет культуры Новгорода, имевшего собственные строительные артели, иконописные, златошвейные и ювелирные мастерские, приходится на XIV-XV века.
Новгород в годы Второй мировой войны
Достаточно взглянуть на картину советских художников Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода", чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта -- руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. Казалось, можно поставить точку в истории древнего города, покинуть его и начать обустраиваться на новом месте.
Однако судьбе было угодно дать Новгороду еще один шанс: начались его восстановление и реставрация, медленное возвращение к жизни людей и памятников. Город включили в список наиболее ценных исторических городов России. По рекомендации Правительственной комиссии, состоявшей из выдающихся ученых и архитекторов, были созданы специализированные реставрационные мастерские.
7 ноября 1944 года, когда еще шла война, в кремле был вновь открыт разобранный фашистами памятник "Тысячелетие России".
Современный Новгород
В Новгороде удачно сочетается старое и новое. После Второй мировой войны историческая часть застраивалась так, чтобы средневековые храмы не оказывались в "колодцах" многоэтажных кварталов. Сегодня Новгород, стоящий на трассе Москва-Петербург, имеет хорошие экономические и культурные связи с обеими столицами, Карелией, Прибалтикой, привлекает иностранных инвесторов. Новгород входит в число российских городов, входящих в состав Нового Ганзейского союза.
Город имеет современные средства связи, галереи, училище искусств, два театра, филармонию, балетный коллектив, музыкальные и танцевальные ансамбли. Открыты казино и дискотеки. Выходят несколько газет, есть собственные теле- и радио каналы.
Новгород - это университетский город. Университет имени Ярослава Мудрого является одним из крупнейших научных центров на северо-западе России.
В городе готовят спортсменов высокого класса в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, гребля, плавание, бокс. Современный Новгород является центром российского и международного туризма.
Источник: www.novgorodmuseum.ru
www.novgorod.ru
Великий Новгород
Источник: vivatfomenko.narod.ru
Великий Новгород занимает в исторической литературе особое место. Город был крупнейшим торговым центром России и являлся посредником 1 между Россией и Западом. По этой причине "путь из варяг в греки", придуманный официальными историками, невозможен - новгородцы не пропускали иностранцев вглубь страны. Именно посредническая роль способствовала развитию и процветанию города. Топонимы на географические карты наносили по описаниям в текстах, сохранившихся к моменту появления картографии. Какой будет история, если поместить Великий Новгород на свое географическое место? Мог ли исторический Великий Новгород находиться в самом недоступном и малообжитом районе страны - близ современного озера Ильмень? Где же он был на самом деле? Логично предположить, что город располагался на границе новгородских земель, т. е. на месте нынешнего Санкт-Петербурга.
Прежде о названии. В исторической литературе встречаются два названия: "Новгород" и "Великий Новгород". Считается, что оба относятся к одному и тому же населенному пункту. Для города на Ильмене эти названия совпадают. Для города на Неве это разные топонимы. Понять разницу между двумя названиями можно только в случае правильной локализации города. Понятия "город" и "большой (великий) город" сохранились (с учетом переименования) до сих пор: существуют просто Петербург и Большой Петербург. Собственно Петербург - это центр города в пределах Невской дельты. Таким он был еще в начале 19 века. Большой (Великий) Петербург - это город и пригороды: Зеленогорск (до 1948 г. Териоки), Колпино (Никольская, Чухонская 2 и Новая слободы при Ижорских заводах), Красное село, Кронштадт, Ломоносов (до 1948 г. Ораниенбаум), Павловск, Петродворец (до 1944 г. Петергоф), Пушкин (до 1918 г. Царское село) и Сестрорецк.
Из скандинавских источников известно о Великом Словенске - легендарной столице новгородцев. Будто бы располагался город где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру. Историки так и не определились, где разместить этот город. Между тем исторический район Славянка до сих пор существует в Санкт-Петербурге - при впадении реки Славянки в Неву. Ильмень - это искаженное "лиман", т. е. "залив" (Д. И. Иловайский). Название Волхов связано с персонажем русской мифологии Волхом - символом оборотничества, представителем темных сил, препятствующих осуществлению какой-либо деятельности. В данном случае это образное название Невы, текущей вспять при западных ветрах.
Официальная история размещает Великий Новгород на реке Волхов (первоначальное название Мутная), близ ее истока из озера Ильмень (первоначальное название Мойско - почти Москва). Археологические работы, начатые в первой половине XX века и продолжающиеся в настоящее время, не смогли подтвердить "бумажную" историю. Прежде всего, это касается времени основания города. Первое упоминание о Великом Новгороде встречается в 859 году, а самые ранние находки города на Волхове датируются 953 годом. Историки в лице академика В. Л. Янина вынуждены признать - в IX веке на месте нынешнего Новгорода города не было. Не подтвердилось также и наличие разводного "Великого моста", на котором проводился торг. Обнаруженные останки моста окончательно закрывают "великий торговый путь", проходящий через современный Великий Новгород 3.
Официальная история сообщает: население Великого Новгорода в годы расцвета (XIV в.) достигало 400 тысяч человек. С утратой своей самостоятельности и торгового значения Новгород обезлюдел... 4 Если население Новгорода-на-Ильмене в середине XIX века составляло вместе с войском 15401 человек, то в СПб в это время оно составляло около 500 тысяч человек. Цифры сопоставимы с данными о Великом Новгороде. Следует добавить, что археологи не нашли следов пребывания столь большого количества людей в современном Новгороде. Одних домов должно было бы быть десятки тысяч, а это территория, значительно превышающая размеры, отведенные историками для Новгорода-на-Ильмене.
В 1763 году вышел указ "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо". Через 13 лет был утвержден генеральный план Новгорода, поразительно похожий на план центра СПб. Даже кремль имеет шесть выступов, как у Петропавловской крепости:
Генеральный план Новгорода 1776 года.
По генеральному плану на смену извилистым улицам пришла регулярная планировка. Только в конце XVIII и первой половине XIX века (!) началось осуществление генерального плана в натуре. Каким образом претворялся в жизнь генеральным план? А. К. Толстой в письме к Александру II писал: ... профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит. Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку.
Главной достопримечательностью Великого Новгорода был Софийский собор: "... Где святая София, и ту и Новгород" (Новгородская 1-я летопись). Первый Софийский собор "о тринадцати верхах" 5 , построенный из дуба сгорел в 1045 году. Взамен сгоревшего, в 1045-1050 годах на новом месте был возведен пятиглавый каменный собор с башней. По мнению В. О. Ключевского (1841-1911), Софийский собор был однокупольным и был архитектурным изображением небесного свода (богом в дохристианской России было небо = "всевышний", "всех выше"): "... божественное представление о выси небесной воплощается в куполе Софийского собора". Софийский собор в художественной литературе - это храм Зевса Олимпийского (гора Олимп = небесный свод, от limbus - пояс; небо, опоясывающее Землю). Пятиглавый собор со шлемовидными куполами не может претендовать на роль Софийского собора исторического Великого Новгорода.
Великий Новгород. Софийский собор. СПб. Исаакиевский собор.
Почему же Новгород был столь ненавистен практически всем "рюриковичам", от Владимира-Василия до Иоанна Грозного? В чем причина постоянных конфликтов Великого Новгорода с так называемыми "великими князьями"? Только в начале XX века появилась возможность сказать правду: население Старой России не желало принимать христианство. Вот что пишет Е.Н.Квашнин-Самарин 6: Новгород принял веру византийскую от Киева, но мы встречаем в нем много сект западного склада, со временем все более материалистических, сложившихся не только под иностранным и иноверным влиянием, но и под развращающим влиянием города, отрицавших божественность Христа, воскресение и таинства, не признававших покаяния и кончины мира и лишенных каких-либо нравственных, созидательных, положительных элементов. (Е.Н.Квашнин-Самарин. Морская идея в Русской земле.)
Таким образом, "добровольное принятие христианской веры" таковым не является - "крещение Руси" (Старой России) было длительным (от Владимира-Василия до Иоанна Грозного) и кровавым. Это "крещение" в русской истории носит название "собирание земель русских", а поскольку оно было вооруженным, то правильнее будет называть его "крестовыми походами". "Собранные" подобным образом русские земли - это пресловутая библиотека Иоанна Грозного "Либерея". Исчезновение библиотеки произошло только на бумаге. Причина следующая: слово liber в латинском языке имеет два значения - независимый (о государстве) и книга. То есть, Иоанн Грозный и его предшественники собирали не "бумажные книги", как это пытаются представить официальные историки, а завоевывали вооруженным путем (!) земли (области) Старой России. Это подтверждается разделением России при Иоанне Грозном на земские (свободные, еще не завоеванные) и опричные (уже завоеванные) земли 7. Кстати сказать, аналогичные упреки в неприятии христианской веры и "развратности" заслужил также античный Рим.
Официальная история утверждает, что новгородцы захватывали чужие земли и принуждали их жителей платить дань. Такое утверждение не может быть принято.
Е.Н.Квашнин-Самарин пишет: За время своего независимого от Москвы существования Новгород в высокой степени развил формы общежития: в отношении гражданских прав свободное черное население ничем не уступало боярам и купцам, каждый новгородец имел право кому угодно завещать свое имущество, женщина была вполне равноправна, размножились формы торговых коопераций, достигнуто совершенство в формах городского самоуправления и во всей административно-технической области; перед государством личность поставлена столь высоко, что вечевое решение могло состояться лишь при единогласии. Эти формы общества следует назвать свободными, не крепостными по отношению к государству.
Объединение земель под эгидой Великого Новгорода было добровольным. На это указывает высочайший уровень общественных отношений, достигнутый в Новгородской республике. Сюда следует добавить, что новгородцы не любили воевать - от так называемых "великих князей", с которыми они имели постоянные конфликты, начиная с "крестителя Руси" Владимира, они откупались деньгами (платили дань "романовской" Орде).
Официальная история России начинается с призвания варягов. В. О. Ключевский писал, что варяги были пришлыми, а не призванными. "Призвание варягов" - это начало крестовых походов. Не сумев окрестить Новгород, Владимир-Василий бежал в Швецию, вернувшись через два года с варягами. Термин "варяг", видимо, следует понимать как "грабитель", "разбойник" (от финского varkaus - кража)
Необходимо отделить исторические сведения о Великом Новгороде от истории Новгорода-на-Ильмене и пересмотреть все события, связанные с Новгородской республикой - Старой Россией. В первую очередь это касается создателя Новой России Петра I и начатой им Северной войны. (Встречаются очень интересные топонимы, например, Преображенская гора - место сражения между русскими и шведами при взятии Петром I Шлиссельбурга в 1702 году.) Наказания за неприятие христианства, введенные Петром I в воинском (!) уставе, были крайне жестоки: Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.
Кто пресвятую матерь божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть.
Подобного рода наказания выглядят слишком необъяснимо для человека, "рассорившегося" с церковью. И вполне объяснимо, если этот человек глава ордена Иоаннитов.
Интересные факты из местной истории: в 1964 году близ Медного озера (35 км к северо-западу от СПб) был найден клад из нескольких сотен монет, отчеканенных во времена Иоанна Грозного. На этом же самом месте во времена Петра I был завод, переплавлявший медные колокола в пушки. Какие забавные причуды имели эти "правители" - тащить в глухое заболоченное место медь и колокола, а затем вывозить готовую продукцию обратно! Как будто не было у Иоанна Грозного "покоренного" Новгорода, а у Петра I "основанного" Санкт-Петербурга.
* * *
1 Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: Заграничная торговля Новгорода была морская и сухопутная. Морские гости пользовались большим уважением и широкими правами. Гости делились на летних и зимних; срок пребывания их в Новгороде был ограничен одним сезоном, в крайнем случае - годом и днем. Они жили в определенных местах, где имели свои склады и свое управление. Новгородские власти не имели права вмешиваться во внутренние дела фактории. Относительно таможенных пошлин немцы пользовались большими льготами. Привоз товаров регулировался, во избежание конкуренции. Торговая деятельность иностранцев ограничивалась, по-видимому, одним Новгородом, так как новгородцы удерживали за собой посредничество в торговле немцев с другими русскими областями.
2 Чухонцы - простонародное название финнов. Сами себя финны называют "суоми".
3 Обнаружено древнейшее гидротехническое сооружение славян 19.06.2006 12:50 | Известия науки
Подводные археологи обнаружили на дне реки Волхов остатки древнейшего в России "Великого моста".
Как сообщили в Новгородском облкомитете по культуре, кино и туризму, в Новгородском обществе любителей древности и в Новгородском клубе подводного плавания, в результате подводных археологических работ на дне реки Волхов в Великом Новгороде специалистами установлено точное место расположения так называемого "Великого моста".
Согласно летописным источникам, этот грандиозный деревянный мост был построен в Великом Новгороде в 11-13 веках и, постоянно подновляясь, просуществовал до 17 века, когда был заменен мостом на каменных опорах. Изогнутый средневековый мост, связывавший находившиеся по разным берегам Волхова Новгородский кремль и Ярославово Дворище, возможно, являлся древнейшим постоянным гидротехническим сооружением славян.
"Великий мост" в течение нескольких столетий не только связывал берега реки, он служил пристанью для кораблей и местом оживленной торговли, здесь проводились казни, народные гуляния и схватки "стенка на стенку".
Для подтверждения сохранившихся к настоящему моменту архивных данных в 2004 году специалисты при помощи самой современной аппаратуры провели многократные исследования волховского дна на наиболее вероятном участке расположения "Великого моста".
В результате исследований примерно на 50 метров выше по течению реки от современного пешеходного моста, связывающего Кремль и Ярославово Дворище, им удалось обнаружить на дне реки донные образования, похожие на опоры моста, так называемые "городни".
Предположительно, специалистами были найдены 6 и 7 "городни" моста. Непосредственно водолазные работы на Волхове начались в июне 2005 года и продолжались несколько месяцев, в том числе зимой. Исследования дна реки проводила группа аквалангистов из Новгородского клуба подводного плавания. Водолазами были заложены на дне реки 3 шурфа. Сняв более поздние донные отложения, аквалангисты достигли так называемого "материка" и обнаружили на дне шурфов сваи различной длины, изготовленные из разных пород дерева.
Водолазы сделали несколько десятков спилов.
"Спилы делались обычной пилой, что крайне удивило наших зарубежных коллег, использующих в подобных случаях очень удобную, но, к сожалению, пока слишком дорогостоящую для нас аппаратуру", отметил собеседник агентства. Сделанные аквалангистами спилы были отправлены на лабораторные анализы.
Результаты радиоуглеродного анализа показали, что самыми древними из вбитых в дно Волхова свай оказались сравнительно короткие дубовые сваи. Эксперты приблизительно датировали их концом 13 - началом 14 веков. Более длинные сваи из других пород дерева, по мнению ученых, были вбиты в дно реки позднее, при проведении на мосту ремонтных работ. Примерно полутораметровые и очень крепкие дубовые сваи забивались древними мостостроителями в глубину примерно на 1 метр.
Для равномерного распределения нагрузки и для придания мосту дополнительной устойчивости вертикальные бревна крест-накрест фиксировались толстыми досками. После этого на свайном основании возводились надводные опоры моста. Археологи установили, что "Великий мост" не имел так называемых "ряжевых" конструкций, как ранее предполагали некоторые ученые.
"Можно считать доказанным, что "Великий мост" был свайным", отметил собеседник агентства. По словам источника информации, в настоящий момент историкам остается лишь догадываться, имело ли это гидротехническое сооружение посередине разборную часть для пропуска кораблей вверх по Волхову.
Ученые считают, что, возможно, этой "разводной" части на "Великом мосту" не было и корабли, следовавшие по знаменитому пути "из варяг в греки", огибали Великий Новгород по реке Малый Волховец.
Двухлетние подводные исследования на реке Волхов в настоящий момент полностью завершились.
Археологические работы проводились в рамках реализации в РФ международного проекта научно-исследовательского фонда ИНТАС (Брюссель, Бельгия). Кроме России исследования в местах предполагаемого расположения средневековых мостов велись в Италии, Франции и Армении. Источник: РИА "Новости".
4 Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона: Население. С утратой своей самостоятельности и торгового значения Новгород (имевший в XIV в. до 400 тысяч жителей) обезлюдел; в 1545 г. в нем было не более 50 тысяч жителей. После шведской войны, по переписи 1627 года, в "детинце" было 150 дворов и 40 лавок, а в самом городе 729 жилых дворов, с 850 жителями, и 150 дворов "опустелых". По ревизии 1719 году податного населения считалось 2303 души. В 1805 году 12056 жителей, в 1843 году 14100, в 1865 году вместе с войском 15401, в 1894 г. 24590 (14390 мужчин и 10200 женщин), в том числе войска 3464. Православное население составляет 89% общего числа. По данным за 12 лет (1884-95) в Новгороде родилось 7363, умерло 7442; перевес на стороне смертей, т. е. естественного прироста населения в Новгороде не замечается, фактический же прирост за десятилетие с 1884 по 1893 г. (+ 2,623) произошел за счет населения пришлого.
Площадь Новгорода 452 десятины, в том числе под дворовыми местами, как застроенными, так и пустыми, 239 десятин, под площадями и улицами 103 десятины, под р. Волховом и др. водами 87 десятин; 23 десятины занимает кремлевская стена и земляной вал, окружающий город. Новгороду принадлежит земель 3795 десятин, в том числе 1453 десятин заливных лугов, 609 десятин леса и часть оз. Ильменя. В 1895 году город получал дохода с земель 17531 рубль, с рыбных ловель на оз. Ильмене и в р. Волхове 522 рубля. Строения (в 1896 году): церквей каменных православных 53, римско-католическая 1, лютеранская 1, монастырей православных 4 (1 мужской, с 27, и 3 женских, с 331 монашествующими), часовен 13 каменных и 4 деревянных, 1 деревянная молельня еврейская; жилых домов 231 каменных и 1196 деревянных, лавок и складов 177 каменных и 71 деревянных, 1 деревянный театр, принадлежащий частному лицу; огородов, садов и незастроенных мест 204.
5 Тринадцать глав христианского храма означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов. В народе число тринадцать означает "чертову дюжину" - черт и двенадцать его подручных.
6 Евдоким Николаевич Квашнин-Самарин - старший лейтенант флота, морской историк. Работа "Морская идея в Русской земле. История допетровской Руси с военно-морской точки зрения" издана Морским Генеральным штабом. СПб., 1912.
7 Как известно, инквизицией руководили доминиканцы - "domini canes" ("псы господни"). Эмблемой этих, отличающихся особой жестокостью, войск была собака с зажженным факелом в зубах. Аналогичная эмблема была и у опричников Иоанна Грозного.
Опричники живут сами по себе, в отведенных им домах, получают значительное жалованье. Бедные вчера, они становятся господами, наделенными огромной властью. Они одеты во все черное, к седлам их лошадей привязаны собачья голова и метла, символы их предназначения - кусать и гнать врагов своего хозяина, - которое ставит их превыше любого закона. Словесное оскорбление опричников расценивается как оскорбление монарха и карается смертью. Поле их действий - земщина. Здесь могут они штрафовать, пытать мужчин и насиловать женщин, выкалывать глаза детям, грабить дома, сжигать леса и поля, никто не вправе произнести ни слова против. Их жестокость поощряет сам царь, который за каждый "подвиг" щедро награждает имуществом предавших его. "Чем больше измывались они над народом, тем большее доверие оказывал им государь", - пишут Таубе и Крузе.
Внезапно он решает превратить дворец (в Александровской слободе - авт.) в монастырь, а опричников - в монахов. Триста самых развращенных из них становятся его "братией". Он называет себя игуменом, Афанасия Вяземского - келарем, Малюту Скуратова - ризничим. Каждый брат носит черную рясу поверх золотом шитых кафтанов, отороченных собольим мехом. Этот маскарад видится Ивану служением Господу. Он искренне верит, что создал новый монашеский орден, составляет его законы, следит за их исполнением. В три часа утра с детьми идет на колокольню звонить к заутрене. Затем "братия" направляется во дворцовую церковь, того, кто не является, бросают в темницу на восемь дней. Во время службы, которая длится три или четыре часа, царь поет, молится, падает ниц, бьет челом по каменным плитам. Теперь он носит длинное черное платье, стянутое на талии кожаным поясом, накидку из грубой шерсти и деревянный крест на груди, часто вместо любимого жезла держит в руках посох.
После недолгого сна любит навестить темницы и посмотреть, как пытают узников. С видом знатока осматривает орудия пыток, оценивает умелую работу палача, порой восхищается способностью жертвы сопротивляться. Следить за медленной агонией, потоками крови, треском костей, криками и предсмертными хрипами - все это доставляет ему особенное удовольствие после церковной службы, когда душа еще полна ангельского пения. Привычка отождествлять себя с Богом придает уверенность в том, что эти убийства любезны ему. (А. Труайя. Иван Грозный.) В 1697 году Петром I основана Тайная розыскная канцелярия (Преображенский приказ), то есть, инквизиция - от лат. inquisitio - розыск.
www.novgorod.ru
История возникновения Новгорода Великого - Города - Каталог статей
История возникновения Новгорода Великого
Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.
Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городок и возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы («варяги») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов «за море» (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались «исторические времена».
Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.
Это было замечательное «государство в государстве», или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли «Совет господ», или «300 знатных кушаков», которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.
Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:
Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Илмерь, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Именем младшего сына Словена была названа река Волховец.
Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.
Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.
Троицкий раскоп
Походы хана Батыя на Русь
Псков
Этническая история волго-уральских татар
Избрание на царство Михаила Романова
istoriya-ru.ucoz.ru