Портрет михаил васильевич ломоносов: Портрет М.В.Ломоносова

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭNothing found for Deyateli Kultury 1741 1761 %25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25Be%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25Ba%25D0%25Be%25D0%25B5 %25D1%2581%25D0%25Be%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25Bd%25D0%25B5%25D0%25Bd%25D0%25B8%25D0%25B5 %25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25B4%25D0%25Bd%25D1%258B%25D0%25B5 %25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%258F

Ошибка 404: Не найдено

К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.

Найти:

Новое на сайте

  • Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 15–17 ОГЭ 2021 г.
  • ОГЭ. Всемирная история. Кодификатор тем.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко. Гражданская война в Англии. 1642-1652.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко. Принятие английским парламентом «Великой ремонстрации».1641 г.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко. 1640 -1660. Деятельность Долгого парламента, начало Английской буржуазной революции.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко.Разгром Англией Непобедимой армады.1588 г.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко. 1534. Начало Реформации в Англии.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко. 1485-1509. Правление Генриха VII в Англии.
  • История мира к ЕГЭ. Кратко.  Война Алой и Белой Розы. 1455-1485 гг.

Страницы

  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Походы Святослава.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте.Русь до раздробленности. ТЕРМИНЫ. Культура. Письменность, литература, образование.
  • IX — XVII в.
    • Конец 10 — 1 пол. 11 века.Историческое сочинение
    • 1113-1125. Эпоха Владимира Мономаха. Материал к историческому сочинению
    • 12-13 вв. Историческое сочинение
    • 1359-1389. Эпоха Дмитрия Донского. Материал к историческому сочинению
    • 1462-1505. Эпоха Ивана III. Материал к историческому сочинению
    • 1505-1533. Эпоха Василия III. Материал к историческому сочинению
    • 1533-1584. Эпоха Ивана Грозного. Материал к историческому сочинению
    • 1598-1613. Историческое сочинение
    • 2 пол. 9 века — середина 10 века. Историческое сочинение
    • 2 пол.11- 1 пол.12 века. Историческая эпоха
    • 2 пол.15 века-начало 16 века. Историческое сочинение
    • 980-1015.Эпоха Владимира Святого. Материал к историческому сочинению
    • ЕГЭ . История 1613-1645. Эпоха правления Михаила Романова. (Материал к историческому сочинению)
    • Конец 13-середина 14 века.Историческое сочинение
    • Середина 14-середина 15 века.Историческое сочинение
  • XVIII-XIX в.
    • 1725-1762. Историческое сочинение
    • 1741-1761. Историческое сочинение
    • 1762-1796. Эпоха Екатерины II Материал к историческому сочинению
    • 1801-1825. Историческое сочинение.
    • 1825-1855. Историческое сочинение
    • 1855-1881. Историческое сочинение
    • 1881-1894. Историческое сочинение
    • ЕГЭ. История. Задание 25. Эпоха правления Анны Иоанновны (1730-1740).
    • Март 1801- май 1812 .Материал к историческому сочинению
  • XX-XXI в.
    • 1920-е годы.Историческое сочинение
    • 1941-1945. Историческое сочинение
    • Июнь 1941-ноябрь 1942. Историческое сочинение
    • Ноябрь 1942- конец 1943. Историческое сочинение
    • 1917-1921. Историческое сочинение
    • 1917. Историческое сочинение
    • 1930-е годы . Историческое сочинение
    • 1944 — 9 мая 1945. Историческое сочинение
    • 1953-1964. Историческое сочинение
    • 1964-1982. Историческое сочинение
    • 1982-1984. Историческое сочинение
    • 1985-1991. Историческое сочинение
    • 1990-е годы. Историческое сочинение
    • 2000-2008. Историческое сочинение
  • Архитекторы России. XIX век. Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814).
  • Борис Николаевич Ельцин.
  • Виктор Павлович Кочубей (1768-1834).
  • Владимиро-Суздальское княжество (1125-1389). Список князей.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники княгини Ольги.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники князя Олега (879-912).
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Русь и печенеги.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники князя Владимира I Святославича Святого.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Современники князя ИГОРЯ.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Современники князя Святослава (962-972).
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Современники Рюрика.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Культура.17 век. Русские путешественники и первопроходцы.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Русь периода феодальной раздробленности.XII — начало XIIIв.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Современники князя Владимира Мономаха.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Архитектурные памятники.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. ДАТЫ.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели культуры. Кирилл и Мефодий.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели культуры. Нестор.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели церкви. Иларион.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Деятели церкви. Феопемпт.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Карты.Походы князя Олега.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Карты.Торговые пути.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности. Культура. Письменность, литература, образование.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Деятели церкви.Феодосий Печерский.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Образование Древнеруссского государства.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Племена восточных славян и их соседи.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Походы Владимира и Ярослава Мудрого.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Карты.Путь «из варяг в греки».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Походы князя Игоря.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Древняя Русь до раздробленности.Рюрик.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 1. Русь периода ига Золотой Орды – образования централизованного государства. (XIII — XV в.)
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 10: «Правление Александра I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 11. «Правление Николая I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 12. «Правление Александра II».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 13: «Правление Александра III».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 14: «Правление Николая II».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.Владимиро-Суздальское княжество.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.Галицко-Волынское княжество.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 2. Русь периода феодальной раздробленности.Новгородская земля.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 3. Русь периода ига Золотой Орды – образования централизованного государства. (XIII — XV в.). Личности эпохи. Александр Михайлович Тверской.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 4. «Россия в XVI веке».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 5. «Смутное время».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 6. Первые Романовы.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 7. «Правление Петра I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 8. «Дворцовые перевороты».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема № 9: «Екатерина II. Павел I».
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема: «Образование единого государства». Полководцы. Даниил Васильевич Щеня.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема: «Правление Петра I». Политика Петра Великого (1682-1725). ДАТЫ.
  • Всё об исторической эпохе в одном месте. Тема: «Смутное время». Полководцы. М.Б. Шеин. М. В.Скопин-Шуйский.Д.М. Пожарский.
  • ВСЕ ПРАВИТЕЛИ МИРА +ПРАВИТЕЛИ РОСИИ. Синхронные таблицы.
  • Всемирная история. ТЕРМИНЫ. КРАТКО. СОДЕРЖАНИЕ.
  • Всеобщая история. Личности. События.
  • Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Командиры партизанских отрядов. Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967).
  • Герои Великой Отечественной войны.
  • Герои Великой Отечественной войны. Александр Матвеевич Матросов.
  • Герои Великой Отечественной войны. Алексей Петрович Маресьев.
  • Герои Великой Отечественной войны. В.С.Гризодубова.
  • Герои Великой Отечественной войны. И.Н. Кожедуб.
  • Герои Великой Отечественной войны. Михаил Петрович Девятаев.
  • Герои Великой Отечественной войны. Николай Гастелло.
  • Даты.
  • ЕГЭ 2018. История. Демонстрационный вариант (проект) Критерии оценивания и баллы за задание № 25 – историческое сочинение.
  • ЕГЭ Задание № 25. Историческое сочинение. ПЕРИОД: июнь- декабрь 1812 г.
  • ЕГЭ С6 Теория
  • ЕГЭ-2020. Задание № 25. Историческое сочинение.Требования, критерии оценивания и баллы.
  • ЕГЭ-2021. История. Задание № 25. Историческое сочинение. Требования, критерии оценивания, баллы.
  • ЕГЭ.
  • ЕГЭ. Задание 25. Материал к историческому сочинению. В.С. Черномырдин.
  • ЕГЭ. Задание 27. Материал к историческому сочинению. Евгений Максимович Примаков.
  • ЕГЭ. Задание 27. Материал к историческому сочинению. Евгений Максимович Примаков.
  • ЕГЭ. Историческое сочинение. Формат 2021 года.
  • ЕГЭ. История .Историческое сочинение. Личности периода правления Александра II. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Александра III. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Анны Иоанновны (1730-1740). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Бориса Годунова (1589-1605). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Василия Шуйского ( 1606-1610). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Лжедмитрия I (1 июня 1605 — 17 мая 1606 г). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Николая II (1894-1917). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Павла I ( 1796- 1801) Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Екатерины II ( 1762-1796) Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Л.И. Брежнева (1964-1982). Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Петра III (25 декабря 1761- 28 июня 1762) .
  • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Михаил Фёдорович Романов (1613-1645) Личности периода правления. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История России. Флотоводцы. Спиридов Григорий Андреевич. Материал к историческому сочинению по эпохе Екатерины II.
  • ЕГЭ. История. Задание 25. Сочинение в формате ЕГЭ.
  • ЕГЭ. История. Задание 29. Сочинение в формате ЕГЭ. 1801-июнь 1812 г.
  • ЕГЭ. История. Материал к историческому сочинению (формат 2021 г.) Исторический деятель: Иван IV Грозный.
  • ЕГЭ. История. Материал к историческому сочинению (формат 2021). Исторический деятель: Борис Годунов.
  • ЕГЭ. История. Задание № 29. Историческое сочинение. Личности эпохи правления Алексея Михайловича (1645-1676)
    • Знаете ли вы, что брак Дмитрия Донского был по расчёту и по любви?
  • ЕГЭ. История. Задание 25. Историческое сочинение. Период 1813-1825 гг.
  • ЕГЭ. История. Задание 25. ПЕРИОД: 1825-1855.
  • ЕГЭ. История. Задание 29. Историческое сочинение. КЛИШЕ.
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Александра I(1801-1825).
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Ивана I Калиты (1325-1340).
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода Ивана Грозного. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Николая I(1825-1855).Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История. Личности по эпохам (таблицы).
    • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Дмитрия Донского (1359-1389).
    • ЕГЭ. История. Задание № 29. Историческое сочинение. Личности эпохи правления Ивана III (1462-1505)
    • ЕГЭ. История. Историческое сочинение. Личности периода правления Ярослава Мудрого. Карточка- подсказка.
  • ЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе. Пахомий Лагофет.
  • ЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе.Эпоха Ивана III. Афанасий Никитин.
  • ЕГЭ. История. Термины. IX — XI вв.
  • ЕГЭ. История. Термины. XII — XIII вв.
  • ЕГЭ. История. Термины. КУЛЬТУРА. IX — XI вв.
  • ЕГЭ. Материал к историческому сочинению. Правление Л.И. Брежнева (1964-1982). Исторические деятели. П.Н. Демичев (1917-2010). Министр культуры СССР (1974-1986).
  • ЕГЭ.Задание № 24.Точки зрения, аргументы в подтверждение и опровержение.
  • Запоминаем даты.
  • Запоминаем даты. Правление Николая II.
  • Запоминаем даты. Россия в 16 веке. Правление Василия III.
  • Запоминаем даты. Россия в 19 веке. Правление Александра III.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Александра I.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Александра I. КУЛЬТУРА. Кратко.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Александра II.
  • Запоминаем даты. Россия в XIX веке. Правление Николая I.
  • Запоминаем даты. Россия в XVI веке. Правление Алексея Михайловича.
  • Запоминаем даты. Россия в XVI веке. Правление Фёдора Алексеевича.
  • Запоминаем даты. Россия в XVII веке. Правление Софьи Алексеевны (регентство).
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Анны Иоанновны.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Екатерины I.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Екатерины II.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Елизаветы Петровны.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Петра II.
  • Запоминаем даты. Россия в XVIII веке. Правление Петра III.
  • Запоминаем даты. Россия в конце XVIII — начале XIX века. Правление Павла I.
  • Знаете ли вы историю знаменитой «Катюши» — реактивного миномета БМ‑8, БМ-13и БМ-31?
  • Знаете ли вы?
  • Знаете ли вы? Почему князя Святослава Игоревича называют «Александром Македонским Восточной Европы»?
  • ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Содержание
  • Исторические личности периода правления Ивана Грозного. Иван Семёнович Пересветов.
  • История мира. ЛИЧНОСТИ. Путешественники и первооткрыватели. Христофор Колумб (1451-1506).
  • История России. XIX век. Развитие науки. МАТЕМАТИКА.
  • История России. Правление Александра I. Исторические деятели. Н.С. Мордвинов.
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914 гг.)
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. Фёдор Петрович Литке (1797-1882 гг.)
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Иван Фёдорович Крузенштерн.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVII век. Василий Поярков.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVII век. Семён Иванович Дежнёв.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVIII век. Братья Лаптевы.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVIII век. Семён Иванович Челюскин.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XVIII век. Степан Петрович Крашенинников
  • История России. Великая Отечественная война. Герои войны и их подвиги.
  • История России. Интересные факты.
  • История России. Министерства при Александре I.
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. XIV век. Александр Абакумович и Степан Ляпа
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Геннадий Иванович Невельской.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Михаил Петрович Лазарев
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Николай Михайлович Пржевальский.
  • История России. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ. XIX век. Ф.Ф. Беллинсгаузен.
  • История России. Путешественники и первооткрыватели. XV век. Афанасий Никитин.
  • История России. Развитие науки. ИСТОРИЯ (до XX века).
  • История России. ТЕРМИНЫ. КРАТКО. СОДЕРЖАНИЕ.
  • История России. Точки зрения на правление Александра I.
  • История России. Точки зрения на правление Николая I (1825-1855).
  • История. Всё в одном месте. Русь периода феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество.1113-1263.
  • История. ЕГЭ -2021. ИЗМЕНЕНИЯ.
  • История. Правление Николая II. ЛИЧНОСТИ данного периода.
  • История. России. Общественно-политические деятели. Народники. Лавров Пётр Лаврович. Идеолог пропагандистского направления.
  • История. России. Общественно-политические деятели. Народники. Михаил Александрович Бакунин. Идеолог бунтарского направления в народничестве.
  • История. Термины. Период правления Николая II (1894-1917).
  • Контакты
  • КУЛЬТУРА. Исторические эпохи.
  • Культура. Эпоха Ивана Калиты. (1325-1340)
  • Личности.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Александр Михайлович Василевский.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Георгий Константинович Жуков.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Иван Степанович Конев.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Иван Христофорович Баграмян.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Кирилл Афанасьевич Мерецков.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Константин Константинович Рокоссовский.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Семён Константинович Тимошенко.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Семён Михайлович Будённый.
  • Маршалы Великой Отечественной войны. Фёдор Иванович Толбухин.
  • Мировая история. АНГЛИЯ. Хронология главных событий.
  • Мировая история. Список правителей Англии и Великобритании. Правители России. Синхронная таблица.
  • Мировая история. ФРАНЦИЯ. Все правители.
  • Мировая история. Все президенты США + правители России, СССР, РФ (синхронная таблица).
  • Мировая история. Список правителей Англии и Великобритании.
  • ОГЭ. Всемирная история.
  • ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
  • Правление Александра II. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.
  • Правление Александра III. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.
  • ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Содержание
  • Россия в конце XIX – начале XX века. Правление Николая II. КУЛЬТУРА. Просвещение и образование.
  • Русские путешественники. XVII век. Ерофей Павлович Хабаров.
  • Русские путешественники. XVIII век. Витус Ионассен Беринг.
  • Русские путешественники. XVIIвек. Владимир Васильевич Атласов.
  • Русь периода феодальной раздробленности. ДАТЫ.
  • Термины.
  • ФРАНЦИЯ. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА исторических событий.
  • Экзамены — 2017
    • ЕГЭ-2017. Историческое сочинение. Задание № 25. Критерии
  • ЭКЗАМЕНЫ — 2018
    • ЕГЭ. История Историческое сочинение. Личности периода правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Карточка- подсказка.
  • Экзамены — 2021.
  • ЭКЗАМЕНЫ — 2021.
  • Экзамены- 2016. Критерии
    • ЕГЭ .История. Задание 25.
    • ЕГЭ-2016. История. Критерии оценивания исторического сочинения (задание № 25)
    • ЕГЭ. Историческое сочинение. План
  • Эпоха Александра I. Все председатели Комитета министров.
  • Эпохи.
  • О моем сайте
  • ПРАВИТЕЛИ
    • Рюриковичи
      • Всеволод I Ярославич
      • Даниил Александрович
      • Даниил Романович Галицкий
      • Исторический портрет Святополка II Изяславича
      • Константин Всеволодович. Пример исторического портрета
      • Рюрик
      • Олег Вещий
      • Игорь Старый
      • Ольга
      • Святослав
      • Владимир Красное Солнышко
      • Святополк Окаянный.
      • Ярослав Мудрый
      • Изяслав I Ярославич
      • Владимир Мономах
      • Мстислав Великий
      • Юрий Долгорукий
      • Андрей Боголюбский
      • Всеволод Большое Гнездо
      • Александр Невский
      • Иван I Калита
      • Иван II Красный.
      • Дмитрий Донской
      • Василий I.
      • Василий II Тёмный.
      • Иван III
      • Василий III
      • Иван IV Грозный
      • Лжедмитрий I
      • Борис Годунов
      • Василий IV Шуйский
    • Романовы
      • Михаил Фёдорович Романов
      • Алексей Михайлович
      • Фёдор Алексеевевич
      • Софья
      • Пётр I Великий
      • Екатерина I
      • Анна Иоанновна
      • Елизавета Петровна
      • Пётр III
      • Екатерина II
      • Павел I
      • Александр I
      • Николай I
      • Александр II
      • Александр III. Пример исторического портрета
      • Николай II
    • Руководители СССР
      • Ленин В.И.
      • Сталин И.В.
      • Хрущёв Н.С.
      • Брежнев Л.И.
      • Андропов Ю.В. Пример исторического портрета
      • Чернено К.У. Пример исторического портрета
      • Горбачёв М.С. Пример исторического портрета
    • Руководители РФ
      • Ельцин Б. Н. Пример исторического портрета
      • Медведев Д.А.
      • Путин В.В.
  • ЛИЧНОСТИ
    • Полководцы
      • Барклай де Толли
      • ЕГЭ. История России. Александр II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. М.Д.Скобелев
      • ЕГЭ. История России. Великая Отечественная война. Материал к историческому сочинению. Военные деятели. И.С.Конев
      • ЕГЭ. История России. Иван III. Материал к историческому сочинению. Военные деятели. Даниил Холмский
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. А.С.Шеин
      • ЕГЭ. История России. Смутное время. В.Шуйский. Материал к историческому сочинению. Полководцы. М.Б.Шеин
      • Екатерина II. Материал к историческому сочинению. Военные деятели. П.А.Румянцев – Задунайский
      • Макаров С.О.
      • Нахимов П.С.
      • А.В. Суворов
      • М.И.Кутузов
      • Жуков Г.К.
      • Рокоссовский К.К. Пример исторического портрета
    • Общественно-политические деятели.
      • 1682-1725. Историческое сочинение. Государственные деятели. Апраксин Ф.М.
      • Адашев А.Ф.
      • Берия Л.П.
      • Бирон Э. И.
      • Бухарин Н.И.
      • Дзержинский Ф.Э.
      • ЕГЭ. История России. Материал к историческому сочинению по эпохе Александра II. Государственные деятели. Д.А.Милютин
      • ЕГЭ. История России. Николай I. Александр II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Ростовцев Я.И.
      • ЕГЭ. История России. Александр II. Александр III. Материалы к историческому сочинению. Государственные деятели. Д.А.Толстой.
      • ЕГЭ. История России. Александр II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. А.М.Горчаков
      • ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Бунге Н.Х .
      • ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Делянов И.Д.
      • ЕГЭ. История России. Б. Н.Ельцин . Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Е.Т.Гайдар
      • ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Н.И. Панин
      • ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению.
      • ЕГЭ. История России. Екатерина II. Материал к историческому сочинению.
      • ЕГЭ. История России. Елизавета Петровна.Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. П.С.Салтыков
      • ЕГЭ. История России. И.В.Сталин. Н.С.Хрущёв. Л.И.Брежнев. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. А.А.Громыко
      • ЕГЭ. История России. И.В.Сталин. Н.С.Хрущёв. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Шверник Н.М.
      • ЕГЭ. История России. Л.И.Брежнев. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Н.В.Подгорный
      • ЕГЭ. История России. Материал к историческому сочинению. Эпоха Петра I и Анны Иоанновны. Государственные деятели. А.И.Остерман
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Анна Иоанновна. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Миних Б.К.
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Ф.Я.Лефорт
      • ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Я.В.Брюс
      • ЕГЭ. История России. Сталин И.В., Хрущёв Н.С. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Микоян АН.
      • Зиновьев Г.Е.
      • Каменев Л.Б.
      • Курбский А.М. Исторический портрет
      • Лорис-Меликов М.Т.
      • Малюта Скуратов
      • Минин К. Исторический портрет
      • Плеве В.К. Пример исторического портрета
      • Победоносцев К.П.
      • Пожарский Д.М. Исторический портрет
      • Сахаров А.Д.
      • Святополк-Мирский П.Д.
      • Троцкий Л.Д. Исторический портрет
      • Уваров С.С.
      • Меншиков А.Д. Пример исторического портрета
      • С. Ю. Витте
      • Аракчеев А.А.
      • М.М.Сперанский
      • П.А.Столыпин
      • Косыгин А.Н.
  • Деятели культуры
    • 1741-1761. Историческое сочинение. Видные деятели эпохи. М.В.Ломоносов
    • 1762-1796. Историческое сочинение. Скульпторы. Э.М. Фальконе (1716-1791)
    • 1801-1825. 1825-1855. Историческое сочинение. Архитекторы. О.И.Бове
    • 1825-1855. Историческое сочинение. Архитекторы. О.Монферран(1786-1858)
    • Аристотель Фиораванти
    • Баженов В.И.
    • Дионисий. Исторический портрет
    • Пересветов И.С. Исторический портрет
    • Феофан Грек
    • Андрей Рублёв
  • Деятели церкви
    • Иосиф Волоцкий
    • Митрополит Филипп
    • Нил Сорский. Исторический портрет
    • Патриарх Иов. Исторический портрет
    • Сергий Радонежский
    • Сильвестр. Исторический портрет
    • Симеон Полоцкий
    • Филарет
    • Патриарх Никон
    • Аввакум
  • Личности из народа
    • Пугачёв Е. И.
    • Разин Степан. Пример исторического портрета

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ | Летопись Московского университета

 

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

8(19).11.1711 – 4(15).04.1765

 

 

М.В. Ломоносов и Московский университет

1748–1750

Знакомство с И.И. Шуваловым

19.05.–19.07. 1754

Письмо И.И. Шувалову с кратким планом Московского университета. Совместная разработка проекта

14.02.1755

Ученики М.В. Ломоносова – магистры А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и Ф.Я. Яремский переведены в университет

26.04.1755

Торжественное открытие Московского университета, на которой выступают Н. Н. Поповский (о пользе Философии) и А.А. Барсов («О пользе учреждения Московского университета»)

10.07.1756

Чтение на заседании Конференции Санкт-Петербургской АН «Проекта регламента для московской гимназии»

08.1757

В типографии Московского университета издан первый том сочинений М.В.Ломоносова (вторая книга вышла в 1759 г.). В отличие от академического издания 1751 г., оно содержало не только стихотворные, но и научные, научно-популярные, публицистические произведения, ранее не известные широкому читателю

12.1759

Беседа М.В. Ломоносова с лучшими учениками университетской гимназии в доме И.И. Шувалова в Санкт-Петербурге 
 

Читать далее

 

Масштаб личности М. В. Ломоносова поражает. О его вкладе в науку, культуру, образование писали многие выдающиеся отечественные деятели: С.Т. и К.С. Аксаковы, В.Г. Белинский, С.И. Вавилов, В.И. Вернадский, Н.В. Гоголь, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, М.К. Любавский, Г.В. Плеханов, М.П. Погодин, А.С. Пушкин, А.Н. Радищев, С.М. Соловьёв, К.А. Тимирязев, А.Е. Ферсман, Н.Г. Чернышевский, О.Ю. Шмидт. В их высказываниях М.В.Ломоносов предстаёт перед нами как национально-российское явление.



«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».

(Пушкин А.С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А.Крылова)

Сложность его натуры проявилась ещё в детстве. В то время, когда свободные от выходов в море, холмогорские подростки дрались на кулачках или строили снежные крепости, юный Ломоносов пристрастился к чтению. Любовь к русскому языку он пронёс через всю жизнь. И как истинный гений он совершенно преображал то, к чему прикасался. Интерес к словесности и поэзии привёл его к созданию современного русского литературного языка и совершенно новому способу стихосложения.

 

Интерес к поэзии сблизил его с И.И. Шуваловым. Благодаря этой встрече был основан Московский университет. Письмо М.В. Ломоносова к И.И. Шувалову 1754 г. определило «краткий план» университета – цель создания, структуру, штаты. Указало на гимназию при университете как на источник внутреннего его развития.

М.В. Ломоносов предложил положить в основу первого российского университета, три классических факультета того времени – философский, медицинский и юридический. Философский факультет давал общее образование, включавшее основы, как естественных, так и гуманитарных наук.

 

Университетская гимназия играла роль «пашни». В «Проекте регламента для московской гимназии» М.В. Ломоносов определил правила приёма «абитуриентов», их социальный состав, выстроил классно-урочную систему обучения, продумал материальное и бытовое обеспечение гимназистов и студентов. Крестьянский сын М.В. Ломоносов преодолел немало препятствий на пути к знаниям, поэтому считал, что «в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».

 

М.В. Ломоносов большое значение придавал фигуре учителя, профессора. Он рекомендовал в штат университета своих учеников Н.Н. Поповского – преподавателя  российского красноречия, А.А. Барсова, ставшего первым лектором по математике и Ф.Я. Яремского, обучавшего гимназистов русскому и латинскому языкам.

 

Московский университет уже третий век следует трём постулатам М.В. Ломоносова: фундаментальности образования; самой широкой его доступности, как для российской, так и для зарубежной молодёжи; и высочайшем качестве профессорско-преподавательского состава.

 

«Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;

Мальчик отцу помогал. ОТРОК, ОСТАВЬ РЫБАКА!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

БУДЕШЬ УМЫ УЛОВЛЯТЬ, БУДЕШЬ ПОМОЩНИК ЦАРЯМ»

(Пушкин А.С. Отрок)

(художник В.В.Перцов)

(художник Н.И.Кисляков)



«Михаил Васильевич Ломоносов… вышел из среды крепкого телом и духом крестьянства русского Севера… Это крестьянство было преимущественно промысловое, ходившее по морям, тундрам и лесам севера за рыбою, зверем и солью, энергичное и сметливое, свободное и свободолюбивое, богатевшее и обогащающее казну русского государя. С незапамятных времён это крестьянство пользовалось широким самоуправлением, было предоставлено самому себе под условием исправного несения государственных повинностей. Крепостная неволя не коснулась этого края, не истощила ни физически, ни экономически, ни духовно здешнего мужика, не убила его ум и волю, не порвала его прямой связи с государством и не заглушила в нём здорового чувства государственности. Это мужичье царство из самого себя выделяло крупных землевладельцев, богатых торговцев и промышленников, свою интеллигенцию в лице попов, дьячков земских и церковных и разных других грамотеев. Но “живя о себе”, это крестьянство вместе с тем не стремилось к обособлению от остальных частей Руси, живо чувствовало и крепко поддерживало свою связь с ними… Живое национальное чувство совмещалось у этого крестьянства с религиозностью не только внешнею, но и внутреннею. Духовная жизнь била нередко ключом в этой трудовой массе, выражаясь в горячих спорах о вере, об обрядах, о настоящей христианской жизни…

 

Михаил Васильевич Ломоносов в полной мере был детищем этой своеобразной общественной среды и получил от неё все, как положительные, так и отрицательные свойства: трезвый практический смысл, УМСТВЕННУЮ ДАРОВИТОСТЬ, глубокую религиозность, здоровое и СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, горячую ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ наряду с внешней грубоватостью и наклонностью к разным излишествам. Природные таланты Ломоносова нашли себе то, а не другое применение, благодаря особым условиям времени, в какое пришлось жить и действовать Ломоносову… Время это было продолжением времени Петра Великого…».

(Любавский М.К. XVIII в. и Ломоносов)



«Между ЛОМОНОСОВЫМ и ПЕТРОМ большое СХОДСТВО: тот и другой положил начало великому делу, которое потом пошло другим путём, другим образом, но которое не пошло бы без них. Дать ход идее, пробудить жизнь в автомате – великое дело, на которое мало здравого смысла, мало ума, мало таланта, на которое нужен ГЕНИЙ, а гений есть олицетворение, проявление идеи целого человечества, целого народа в лице одного человека».

(Белинский В.Г. Михаил Васильевич Ломоносов)

«Я НИКОГО НЕ ЗНАЮ, кто был бы в состоянии ЛУЧШЕ РАЗЪЯСНИТЬ этот ТРУДНЫЙ ПРЕДМЕТ, чем этот гениальный человек, который своими познаниями ДЕЛАЕТ ЧЕСТЬ не только императорской академии, но и ВСЕМУ НАРОДУ».

 

(Эйлер Л. Письмо к К.Г.Разумовскому. 13 августа 1748 г.)

(художник Л.С.Митропольский)

«Ломоносов был ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК. Между Петром I и Екатериною II он один является САМОБЫТНЫМ СПОДВИЖНИКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Он СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Он, лучше сказать, САМ БЫЛ ПЕРВЫМ НАШИМ УНИВЕРСИТЕТОМ».

 

(Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург)

 

(художник Ф.Н.Рисс)

«Открылась бездна звёзд полна;
ЗВЕЗДАМ ЧИСЛА НЕТ, БЕЗДНЕ ДНА»

 

(Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», 1743)

 

«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может СОБСТВЕННЫХ ПЛАТОНОВ
И БЫСТРЫХ РАЗУМОМ НЕВТОНОВ
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.»

 

(Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.)



«Есть имя, которому университет Московский, празднуя своё столетие, обязан в особенности ВОЗДАТЬ ТОРЖЕСТВЕННО подобающую ЧЕСТЬ.
Это ПЕРВОНАЧАЛЬНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ, славный СЕЯТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ, естествоиспытатель, химик, физик, географ, металлург, историк, филолог, прозаик, поэт, тот, кто в умственной области поднял один на могучие плечи свои преобразовательное дело Петра Великого, кто посвятил всю жизнь свою наукам, боролся до последнего истощения сил с их противниками, защищал их святое дело пред кем было нужно, употреблял все усилия для распространения их в Отечестве, возделывал одинаково все отрасли знания, везде оказал блистательные успехи и сделал славные открытия, везде представил образцы и УКАЗАЛ ПУТЬ НАДОЛГО СВОИМ ПРЕЕМНИКАМ, дал почувствовать впервые прелесть родного языка, извлёк из него неслыханные дотоле звуки, открыл новый мир наслаждений высоких и прекрасных, привёл в восторг несколько поколений и повёл этот славный хор деятелей мысли и слова, которыми гордится кому по праву Отечество, которые составляют чистейшую его славу, – тот, наконец, кому ПРИНАДЛЕЖИТ НАЧАЛЬНЫЙ ЧЕРТЁЖ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, кто обрадовался прежде всех высокою радостию его благодетельному для Отечества учреждению, кто ДОСТАВИЛ ЕМУ ПЕРВЫХ НАСТАВНИКОВ РУССКИХ, своих воспитанников, ваших прародителей, кто ПРЕДСКАЗАЛ его будущую, – теперь уже НАСТОЯЩУЮ СЛАВУ. ..
Милостивые Государи! Это имя перелетает уже верно по вашим устам, и сердце ваше благоговейно бьётся в нетерпеливом ожидании, чтобы я прекратил скорее исчисление заслуг и достоинств, действительно бесчисленных, и произнёс скорее, во всеуслышание, это славное, это драгоценное, это священное в отечественных летописях имя, которым лучше, яснее и сильнее выразится всё мною сказанное и не сказанное, – несказанное.
ЛОМОНОСОВУ, ЛОМОНОСОВУ, должны мы ныне воздать подобающую ему ЧЕСТЬ!»

(Погодин М.П. Воспоминание о Ломоносове)



«Ломоносов был первый индивидуум, возникший в истории нашей литературы и начавший собою новый её период. Он оторвал русский язык от исключительной национальности и поставил существенные, истинные отношения между им и церковнославянским, ввёл язык в высшую сферу и дал ему там самобытное место, право гражданства. Вот великий подвиг, осуществляющий в себе великое значение Ломоносова! … Он принялся за дело своё, и дело пошло.
Но Ломоносов во всё время своей деятельности, и за границей и в России, ревностно принимая плоды просвещения от Запада, оставался и душою и характером и всем – русским вполне. Он скоро заметил необходимую односторонность подвига Петра и необходимое одностороннее направление – внешнюю форму и результат этого подвига. Он видел, как, во имя науки, чужеземное одолевало русское, как выписывали немцев, чтобы объяснять русским русскую историю, немцам чуждую совершенно, как во всех отношениях одолевала немецкая партия. Ломоносов видел всё это; великий сын русской земли, он восстал против этой односторонности, тогда сильной, ибо она была в естественном ходе развития.
Одарённый гением, он понимал настоящее значение просвещения, общечеловеческих благ; может быть, и сама сфера, в которой был он, по праву, истинным деятелем, сфера поэзии, сфера полная, становила ему это доступным. Ломоносов видел, что вместо просвещения, вместо общего, человеческого, чего он желал для России, в России составилось общество немецких учёных, со всею немецкой особенностью, – немецкий университет; и он вступил в жаркую, непримиримую борьбу с немецким направлением; здесь обнаруживался его пылкий, неукротимый характер. В то же время он излагал свои необыкновенно верные и глубокие мысли, необыкновенно ясно выраженные об устройстве Университета и вообще учёной части, и замечания на современное состояние учения в России.
Видя, как выписывают из-за моря профессоров, видя немецких учёных, приехавших за деньги в Россию, не имеющих ни малейшего к ней сочувствия, нисколько не заботящихся о просвещении и вместе с тем забирающих в руки все его средства; видя, что деятельность их нисколько не переходит в обладание России и остается чуждой для неё, – Ломоносов негодовал всею душою, и в одной отметке на поле проекта Академического регламента, им составленного, он говорит: “Дивлюсь, что и студентов из-за моря не велено выписывать”».

(Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка)

История живописных портретов М.В. Ломоносова связана с именем австрийского художника Георга фон Преннера (Georg von Prenner, 1720–1766), приехавшего в Россию ко двору Елизаветы Петровны в 1750 г. и пробывшего здесь пять лет. Среди множества увековеченных им лиц был М.В. Ломоносов. Заказчиком и владельцем портрета являлся канцлер Российской империи М.И. Воронцов. После его смерти в 1767 г. портрет перешёл к дочери учёного Елене. И этот единственный прижизненный портрет, написанный в 1755 г. был УТЕРЯН в начале XX в. Однако Фессаром и Вортманом с него были сделаны две гравюры, послужившие основой многочисленных копий и вариаций.

В 1757 г. И.И. Шувалов заказал французскому граверу Э. Фессару портрет М.В. Ломоносова, предназначавшийся для фронтисписа к издаваемому Московским университетом первому тому сочинений учёного. В Париж был послан рисунок, выполненный неизвестным рисовальщиком с портрета Преннера. Гравюра Фессара была показана М.В. Ломоносову, который с помощью российского гравера Х. Вортмана внёс правку.

Копия портрета, выполненная петербургским художником Л.С. Миропольским в 1787 г., была сделана по заказу директора Санкт-Петербургской академии наук Е.Р. Дашковой.

Определённый интерес представляет скульптурный портрет М.В. Ломоносова, созданный его земляком Ф.И. Шубиным в 1792 г. «по памяти». Федот Иванович, выпускник Академии художеств, встречался в Петербурге и с М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым, портрет которого был выполнен в 1771 г.

Прижизненное издание трудов М.В.Ломоносова, отпечатанное в типографии университета

(гравированный портрет Э.Фессара, Х.Вортмана)

(скульптор Ф.И.Шубин)



«Через ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ нёс я на себе ЧЕТЫРЕ ПРОФЕССИИ, то есть в обоем КРАСНОРЕЧИИ, в ИСТОРИИ, в ФИЗИКЕ и в ХИМИИ, и оные отправлял не так, чтобы только как-нибудь препроводить время, но ВО ВСЕХ ПОКАЗАЛ ЗНАТНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ: в красноречии ввёл в наш язык свойственное стихов сложение и штиль исправил грамматическими и риторическими правилами и примерами в разных сочинениях; в физике разные публичные речи и диссертации в “Комментариях”, от великих учёных людей весьма похваленные; в истории показанное истинное происхождение российского народа в первом томе “Истории российской”; в химии, кроме других изобретений, мусия (мозаика). Сверх сего уже три года отправляю дела канцелярские, стараясь о распространении наук в Отечестве.»

(Письмо М.И.Воронцову. 30 декабря 1758 г.)

 

(скульптор С.И.Иванов)

Первый памятник М.В.Ломоносову перед Аудиторным корпусом Московского университета был установлен и открыт в 1876–1877 гг. Высокий постамент был разрушен во время авиационного налёта 1941 г. Бюст М.В. Ломоносова ныне находится в храме св. Татианы

(скульптор С.Д.Меркуров)

Временный памятник М.В.Ломоносову перед Аудиторным корпусом был установлен в 1944 г.

«Вот-вот взойдёт на кафедру, окинет
Студентов взором умных, смелых глаз,
Ту руку, с глобусом, наверное, поднимет
И лекцию начнёт читать сейчас. ..

 

Наш Ломоносов! Наша гордость, слава!
Мы слово “наш’ с волненьем говорим,
И новый памятник, простой и величавый,
Как образ вдохновенный сохраним.

 

Взгляни теперь, Михайло Ломоносов,
На эту землю, где через века
Народ взрастил богатырей-колоссов,
Чей дерзок ум и сила велика.

 

Великим подвигом народа-исполина
Дни сочтены жестокого врага.
Туда, вперёд! К надменному Берлину
Идут победоносные войска!

 

…У обновлённых стен университета,
Огнями радостных салютов озарён,
Ты как живой, стоишь в сияньи света
Великих нынешних и будущих времён!»

 

(Доценко З. Московский университет. 27 ноября 1944 г.)

 

 

 

Фильм Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. (1975)

Бюст Ломоносова М. В. Старинная карта, расширение до г. Холмогоры.

Портрет Ломоносова.

Картины, гравюры, изображающие места, где родился и жил Михаил Ломоносов.

Рисунки с изображением реки, моря, судов, на которых поморы рыбачили.

Различные старинные навигационные карты.

Рисунки с изображением морских кораблей, рыбаков и т.д.

Старинные церковные книги — рука листает страницы.

Книга по грамматике Мелентия Смотрицкого.

Различные бумаги, челобитные, составленные в то время Ломоносовым.

Старинная книга — «Арифметика Леонтия Магнитского» — тексты и иллюстрации.

Портрет юного Ломоносова с книгой в лодке.

Отрывок из воспоминаний Ломоносова.

Портрет юного Ломоносова с книгой в избе.

Портрет юного Ломоносова с книгой на корабле.

На картинке деревня, избы.

Рисунок — Ломоносов уходит из дома.

Картина — Ломоносов с книгами за пазухой идет по дороге, следуя за обозом.

Карта с городами на пути Ломоносова.

Москва на карте.

Рисунок с видами Москвы.

Фото — Ломоносов у обоза.

На чертеже показаны Спасские школы.

Гравюры — учащиеся на занятиях.

Картина молодой Ломоносов со связкой книг.

Старый трактат по арифметике.

Книга по латинской грамматике.

Фрагменты из древних книг Галилея и Коперника о Солнечной системе.

Страницы старой книги по географии.

Цитата Петра I. Гравюры — Сенат, пристань св.

Петербург с кораблями, город Марбург (Германия).

На снимке Марбургский университет.

Портрет профессора Кристиана Вольфа.

Фото — Студенты университета на занятиях.

Книга по математике Кристиана Вольфа — страницы с рисунками, рисунками и т.д.

Опыт — в миске смешиваются железные опилки, сера и смесь нагревается.

Анимационная вставка — частицы серы и железа двигаются, сцепляются друг с другом.

В чаше образуется новое вещество.

Фрагмент диссертации Ломоносова о различии смешанных тел.

Рисунок — город Фрайберг (Германия).

Гравюра — Студенты и Ломоносов на занятиях с профессором Генкелем.

Старая книга — страницы и иллюстрации.

Рисунки на тему горного дела.

Чертеж — ул.

Петербург, Нева, кор.

Различные рисунки с видами Санкт-Петербурга

Петербург, Санкт-Петербург

Петербургская Академия, Кунсткамера и др.

Конференц-зал в Кунсткамере, круглый стол.

Фото — Ломоносов с учеными за круглым столом.

Разные планы здания Кунсткамеры Музея Ломоносова в Ленинграде.

Табличка на здании.

Рисунки — Библиотека Академии, залы Кунсткамеры.

Гравюра — Ломоносов с камнем в руках.

Выставка различных самородков, камней, минералов с бляшками к ним.

Фрагмент каталога полезных ископаемых, составленного Ломоносовым.

Книга на латыни о минералах.

Чертеж — здание Академического университета.

Гравюра — Ломоносов для опытов.

Горит свеча, проводится опыт по растворению металла в кислотах.

Опыт растворения соли в кислоте.

Фрагменты диссертации Ломоносова о действии химических растворителей и причинах тепла и холода.

Портрет Леонарда Эйлера.

Фрагмент рецензии Эйлера на диссертацию Ломоносова.

Рисунок — Ломоносов с учеными за круглым столом.

Чертеж представляет собой проект химической лаборатории.

Рисунок — Ломоносов со строителем.

Помещения, столы, оборудование и специальная посуда в химической лаборатории.

План лаборатории.

Рисунок — Ломоносов в лаборатории за столом, пишет в книге.

Рисунок — Ломоносов со студентами.

Портрет Роберта Бойля.

Опыт нагрева вещества в герметичной реторте.

Анимационный вкладыш — частицы кислорода движутся в реторте.

Портрет французского химика Лавуазье.

На фото Ломоносов во время опыта с ретортой.

На снимке Ломоносов и его ученик Клементьев во время эксперимента с ретортой.

На столе книга, чернильница с ручкой, рукописи и инструменты.

Фрагмент работы по химии.

Анимационная вставка — движение различных частиц (молекул и атомов).

Опыт нагрева вещества.

Собрание сочинений Ломоносова с портретом автора на титульном листе.